2.Констуирование и технология изготовления изделия

2.1. Разработка модели мягкой игрушки

2.1.1. Разработка эскиза мягкой игрушки

Мягкая игрушка – это игрушка, верх которой изготовлен из текстильных или ворсовых материалов, и которая наполняется внутри упругими материалами (гранулами пористого полистирола, полиэфирным волокном, ячеистым полиуретаном и другими допускаемыми для набивки игрушек материалами), легко сжимающимися рукой.

При разработке эскиза мягкой    игрушки необходимо учитывать требования ГОСТ к мягким игрушкам.

Мягконабивные игрушки относятся к игрушкам для детей в возрасте до 3 лет и предназначены для держания в руках ребенком.

В соответствии с ГОСТ 25779-90 «Игрушки»[1] сырье и материалы, применяемые для изготовления мягкой игрушки, должны отвечать гигиеническим требованиям (должны быть чистыми и неинфицированными).

В игрушках не допускается применять: полимерные недублированные пленки размером более 100х100 мм, толщиной менее 0,038 мм (для изготовления фартуков и т. п.); полимерные недублированные пленки, имеющие на каждом участке размером 30Х30 мм площадь отверстий менее 1 % площади участка; древесину с червоточинами и выпадающими сучками; стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте до 3 лет; стекло для изготовления игрушек для детей в возрасте старше 3 лет, за исключением, когда это необходимо для выполнения игрушкой ее функции; неборосиликатное стекло для изготовления стеклянных сосудов предназначенных для нагревания; набивочные материалы, содержащие твердые или острые инородные предметы (гвозди, иголки, металлическую стружку, деревянные щепки, осколки стекла или пластмассы и др.); гранулированные набивочные материалы с размером гранул 3 мм и менее, применяемые без внутренней оболочки, не являющейся внешней оболочкой игрушки; наполнители игрушек типа погремушек, размер которых увеличивается во влажной среде более чем на 5 %; резину ворсованную (латексы, каучуки) для производства игрушек для детей в возрасте до 3 лет: картон и бумагу ворсованные для производства игрушек для детей в возрасте до 3 лет; целлулоид (нитрат целлюлозы) или аналогичные легковоспламеняемые материалы, за исключением применения указанных материалов в лакокрасочном покрытии; горючие газы и горючие жидкости, за исключением горючих жидкостей, находящихся в отдельных герметически закрытых емкостях максимальной вместимостью 15 см3.

Мягкая игрушка должна соответствовать требованиям к прочности и пожаро- и взрывобезопасности. Швы мягкой игрушки должны быть прочными. Ворсинки не должны оставаться в руках, ведь ребенок будет обязательно теребить игрушку, целовать. Если оторвавшиеся ворсинки попадут ему в рот, это может спровоцировать стоматит, а в худшем случае большое количество съеденных длинных ворсинок могут попасть в желудок.

Все мелкие детали игрушки (рот, нос, глаза) должны быть пришиты, а не приклеены, иначе ребенок может их оторвать и проглотить[2].

Мягкие игрушки (куклы, фигурки животных и др.) размером более 150 мм с ворсовой (искусственный мех, бархат, плюш и т. п.) или тканевой верхней поверхностью (за исключением кукол с мягким туловищем, у которых голова, руки и ноги изготовлены полностью из полимерных материалов без использования ткани) должны иметь скорость распространения пламени по поверхности не более 30 мм/с[3].

Рассмотрим несколько моделей мягких игрушек (рис. 1-6).

Модель «Котенок» представляет собой мягкую игрушку, выполненную из искусственного меха, наполнителя, в качестве элементов отделки используются делали для мордочки: рот, глаза.

Размер игрушки может быть любым, выбираем наиболее подходящей высотой для мягкой игрушки - 20 см. Игрушка такого размера является наиболее подходящей для ребенка дошкольного возраста: ребенок без труда сможет поднять, перевернуть игрушку.

Котенок

Рисунок 1 – Мягкая игрушка модели «Котенок» (эскиз готовой игрушки)

Для изготовления данной игрушки понадобятся детали, представленные на рис. 2.

Выкройка котенка

Рисунок 2 - Детали для изготовления мягкой игрушки модели «Котенок»

Модель мягкой игрушки «Медвежонок» представлена на рис. 3.

Медвежонок, выполненный по данной модели, может быть лесным или домашним. Разница состоит в материале, из которого будет выполнено туловище. Для «дикого» варианта туловище должно быть выполнено из искусственного меха, такого же, как для головы и лап, для домашнего – из любой ткани (медведь в комбинезоне).

Модель «Медвежонок» представляет собой мягкую игрушку, выполненную из искусственного меха, наполнителя, в качестве элементов отделки используются делали для мордочки: рот, глаза. Игрушка, выполненная по модели «Медвежонок», может быть любого размера, выбираем высоту игрушки 20 см.

Рисунок 3 – Мягкая игрушка модели «Медвежонок» (эскиз готовой игрушки)

Для изготовления данной игрушки понадобятся детали, представленные на рис. 4.

Рисунок 4 - Детали для изготовления мягкой игрушки модели «Медвежонок»

Модель мягкой игрушки «Тигренок» представлена на рис. 5.

Мягкая игрушка, выполненная по модели «Тигренок» имеет размер 20 см в высоту, игрушка должна быть полосатой, желательно правильно подобранное сочетание цветов: рыже-черная расцветка.

Для изготовления данной игрушки понадобятся детали, представленные на рис. 6.

Рисунок 6 - Детали для изготовления мягкой игрушки модели «Тигренок»

Как видно, наиболее простой моделью по изготовлению и подбору материалов является модель «Котенок». В данной модели наименьшие ограничения по выбору расцветки материалов: котенок может быть серым, белым, черным, рыжим, коричневым, или комбинированной расцветки. Ткань, из которой будет изготовлена мягкая игрушка – искусственный мех.

2.1.2. Подбор и характеристика применяемых материалов

Материалы, используемые для изготовления мягкой игрушки: искусственный мех белого цвета с коротким ворсом, наполнитель (вата, синтепон, синтепух, поролон и другие объёмные материалы), голубая ленточка, кусочки белой, чёрной или цветной кожи (искусственной или натуральной) или клеёнки, нитки покрепче (лучше взять армированные, подобрав их к цвету материала, чтобы швы не портили внешний вид игрушки), клей «Момент», клей ПВА[4].

Искусственный мех по сравнению с натуральным легче стирается и реже вызывает аллергические реакции[5].

В качестве наполнителя может использоваться полиэфирное волокно (синтетический пух) и синтепон. Первый материал нетоксичен и экологически чист. Мягкие игрушки, сделанные из него, в отличие от тех, которые изготовлены из синтепона, лучше сохраняют свою форму и не деформируются, долговечнее в эксплуатации и при стирках. К тому же синтепон может содержать вредные формальдегидные смолы.

2.1.3. Организация рабочего места

Рабочее место – это место непосредственного выполнения технологической операции. Оно должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечивался максимум комфорта и безопасности работы исполнителя. Рабочее место включает в себя стол с установленным на нем оборудованием, инструментов и приспособлений, стул, зону хранения полуфабриката до и после выполнения операции.

Для оптимальной рабочей позы сидя требуется: строго соблюдать соответствие высоты стола и стула антропометрическим данным работающего; обеспечить необходимое расстояние между рабочей поверхностью стола и сиденьем. Для снятия мышечного напряжения рабочего при выпрямленном и слегка согнутом положении корпуса у стула должна быть спинка[6].

Перед началом работы необходимо застегнуть свою одежду, убрать волосы под головной убор.

2.2. Технология обработки изделия

2.2.1. Технологическая карта изготовления изделия

Основой для технологической последовательности обработки является выбор методов обработки изделия по отдельным его узлам.

Методы обработки выбираются с учетом передовой технологии, оборудования и средств малой механизации.

Прежде чем приступить к монтажу изделия, т.е. соединению между собой всех выкроенных из ткани деталей, детали нужно заготовить соответствующим образом.

Раскрой

Начинать работу необходимо с раскроя изделия. Для этого нужно разложить выбранные нами материалы в один слой и обвести тонким мелом, все детали в таком количестве, какое указано на выкройке. При этом надо не забыть, что все двойные детали выкраиваются в зеркальном отражении. Очень важно также соблюсти направление ворса на меховых деталях (направление ворса должно совпадать с направлением стрелки на деталях выкройки).

Итак, все детали обведены, перенесены с выкройки все необходимые засечки Нужно ещё раз проверить количество деталей и их расположение на ткани и мехе. Если всё сделано правильно, можно вырезать все детали.

Виды швов

Швы при изготовлении мягких игрушек можно использовать как ручные, так и машинные, в зависимости от материала. Для меха лучше всего использовать ручной петельный шов с шагом 2 мм. Делается он так: складываем две стачиваемые детали лицевыми сторонами, совмещаем срезы и засечки, и иголкой заправляем выглядывающий ворс внутрь, между деталями. Шов выполняется справа налево. На расстоянии 3 – 4 мм от кромки детали вкалываем иглу движением от себя, конец иглы огибаем ниткой и стежок затягиваем. Следующий стежок делаем через 2 мм, и так далее. Стежки надо располагать на одинаковом расстоянии от кромки ткани и друг от друга, и затягивать нитку одинаково. В конце шва ставим закрепку, то есть 2 – 3 раза вкалываем иглу в одну точку, затягивая нитку. На закруглённых участках или на углах желательно делать длину стежка чуть меньше, чем на прямых[7].

Мех с коротким ворсом и ткани можно стачивать на швейной машине, установив маленькую длину стежка. Очень удобно использовать специальный трикотажный машинный шов.

После стачивания деталей срезаем оказавшиеся лишними припуски, стараясь не повредить нитки. Вывернем детали на лицевую сторону, и выправим с помощью иголки ворс, попавший в швы.

В работе может пригодиться также потайной шов. Он применяется в тех случаях, когда нужно соединить уже готовые, вывернутые и набитые наполнителем части игрушки. К примеру, нам надо пришить голову к туловищу. Подберём нитки в цвет материалу, сложим туловище и голову открытыми срезами друг к другу и подвернём срезы на изнаночную сторону. Теперь надо вколоть иглу с изнаночной стороны туловища, и, вытянув нитку, вколоть иглу как можно ближе к сгибу ткани на голове, нитку затянуть потуже. Следующий стежок делаем через 2 – 3 мм. Таким образом, надо прошить весь шов, а в конце сделать прочную закрепку. После этого не торопитесь отрезать нитку, воспользуйтесь такой маленькой хитростью. Для того, чтобы со временем закрепка не развязалась, и игрушка не начала «расползаться по швам», проденьте иглу сквозь туловище или любую другую деталь, и обрежьте нитку в точке выкола.

Порядок выполнения изделия «Котенок».

- Стачать детали брюшка по линии а--б, оставив открытым отверстие 1—2 (рис. 2).

- Притачать брюшко к деталям туловища по лапкам от точки а до точки б. Стачать детали туловища по линии а—в (рис. 2). 

- Стачать детали ушек. Вывернуть, приколоть к деталям туловища по линии д--е (обратить внимание на совмещение точек) (рис. 2).

- Притачать лоб к деталям туловища по линиям в--г, сделав закрепки в местах притачивания ушек. Стачать туловище по спинке и хвосту (линия б--г).Вывернуть через отверстие в брюшке и набить наполнителем. Отверстие зашить потайным швом. (рис. 2)[8].

Набивка

Следующий этап работы – набивка. Для этого можно синтепон, синтепух. Идеален для набивки синтепух, но его сложнее достать, поэтому можно использовать для набивки игрушек обрезки синтепона, причём лучше, если они будут длинными и узкими.

Итак, чтобы набить наполнителем готовую деталь, например, голову. Вывернем её на лицевую сторону, и набьём при помощи карандаша или тонкой палочки не слишком туго, но так, чтобы наполнитель распределился внутри равномерно, без комков.

Технологическая последовательность обработки изделия представлена в приложении 2.

2.2.2. Оборудование и инструменты для изготовления изделия

Кроме материалов при изготовлении мягкой игрушки понадобятся также некоторые инструменты и оборудование:

·        иглы различной длины (от 4 до 10 см). Длинные иглы должны иметь большое ушко.

Швейные ручные иглы выпускают от № 1 до № 12. В зависимости от номера изменяются длина и диаметр игл. Игла № 1 имеет длину 35 мм, диаметр 0,6 мм, игла № 12 имеет длину 70 мм, диаметр 1,8 мм. Иглы, имеющие четные номера, - короткие и толстые, иглы с нечетными номерами – тонкие и длинные.

·        ножницы – обычные портновские и маникюрные

Ножницы – основной и незаменимый инструмент для многих работ при шитье, вышивании и плетении. Лезвия ножниц должны быть хорошо отточены. Ими не рекомендуется работать с бумагой и картоном, так как от этого они быстро затупятся. Для детей дошкольного возраста, у которых мускулатура рук еще недостаточно развита, надо подбирать ножницы с плавным, разработанным ходом и прочным соединением половинок.

·        мел (лучше использовать плоский портновский мел разных цветов – для белых и цветных материалов).

Швейный мел служит для нанесения линий на ткань по выкройкам и шаблонам.

·        портновские булавки

Портновские булавки используют при разметке ткани (прикалывают выкройку к ткани), для складывания деталей перед сметыванием.

2.2.3. Отделка изделия

Отделки дополняют и украшают изделия. Отделка мягкой игрушки подразумевает окончательное оформление изделия: приклеивание или пришивание глаз, ротика, носика игрушки и т.д. В качестве отделки мягкой игрушки можно использовать:

- фурнитуру (пуговицы);

- разнообразные отделочные материалы (тесьму, шнур, ленты, кисти, кружева, шитье и т.д.).

- натуральные и искусственные меха или кожу.

Отделка конструируемой игрушки заключается в следующих операциях:

1. С помощью чёрных ниток можно сделать рельеф мордочки, выводя иглу из точки, намеченной для глаза, в точку а и обратно. В точке «в» пришить бусинку.

2. На шейку котёнку повязать бантик и закрепить его нитками в цвет.

3. Прикрепить глаза.

Для одной и той же игрушки можно подобрать несколько вариантов глаз. Можно сделать их составными из нескольких слоёв клеёнки, искусственной кожи или других, подобных им материалов. Однако глаза, составленные из нескольких цветов, почти точно похожие на настоящие, несомненно, выглядят намного выигрышнее и выразительнее[9].

Для изготовления глаз по самой простой схеме понадобятся кусочки белой и цветной (синей, зелёной, коричневой) искусственной кожи или клеёнки. Сначала необходимо нарисовать на бумаге глаз такой формы и нужно размера. Затем нужно снять на кальку выкройку каждой детали.

Затем надо выкроить эти детали из кожи (дет.1 – из белой, дет.2 – из цветной).

Клеем равномерно смазать изнаночную сторону детали 2, немного подождать, пока клей чуть подсохнет (20-30 минут), и плотно приклеить на лицевую сторону детали 1. Положить готовые глаза под толстую книгу на пару часов, а затем подровнять края, если это понадобится, и приклеить глаза клеем к мордочке игрушки.

Такая технология может применяться для всех двухслойных глаз.

Трёхслойные глаза изготавливаются почти так же, но здесь, помимо белой и цветной, нам понадобится также и чёрная кожа. Нужно вычертить на бумаге глаз нужной формы и размера, снять на кальку выкройки всех трёх деталей.

Далее выкроить по две детали из кожи каждого цвета: дет. 1 – из белой, дет.2 – из цветной и дет.3 – из чёрной кожи, намазать клей ровным слоем на изнаночную сторону деталей 2 и 3, дать ему чуть подсохнуть, а затем приклеить деталь 2 на лицевую сторону детали 1, а деталь 3 на лицевую сторону детали 2. Теперь надо положить глаза под пресс (то есть под толстую книгу) до полного высыхания. После этого их можно приклеивать к мордочке игрушки.

Небольшой штрих, добавляющий глазам выразительности – имитация блика, отражения света на зрачке. Такой блик можно использовать при изготовлении глаз любого типа, это только улучшит их внешний вид. Для этого достаточно приклеить на зрачок маленький кружок белой кожи.

Ротик игрушки можно вышить, для носика служит бусинка.

Есть специальный приём, который позволяет придавать большую выразительность мордочкам игрушек. Рельефные мордочки, глаза с длинными ресницами выглядят очень мило и симпатично. У магазинных игрушек, между прочим, нечасто встречаются подобные «изыски».

Для этого в длинную иголку с большим ушком надо вставить чёрную нитку, сложенную в 8 или более раз. Ввести иголку в место, намеченное для глаза, а вывести на затылке (или в точке, где намечен уголок рта — в том случае, если мы шьём человечка, гномика или куклу). Затем надо опять ввести иголку в точке выкола (или рядом, в 1 мм) и вывести в точке того же глаза. Два соединившихся конца нитки связать узлом, чуть стянув так, чтобы получилась рельефная щёчка, и закрепить всё двойным узлом. Нитки обрезать на некотором расстоянии от узла, а длина оставшихся концов будет зависеть от того, какие ресницы вы хотите сделать.

С другой стороны мордочки повторить те же операции (в зеркальном отражении).

Второй вариант придания мордочке рельефа: в том случае, если глаза расположены по бокам головы. Здесь все еще проще - вкалываем иголку в точке одного глаза, а выводим в точке другого, проколов голову насквозь. Если глаза делаем из пуговиц или бусинок, продеваем иглу в ушко пуговицы. Затем вводим иглу в обратном направлении. При этом надо слегка стягивать нитку, чтобы получились небольшие углубления. Подхватываем другую пуговицу. Повторяем операцию несколько раз, закрепляем нитку - и готово!

2.2.4. Техника безопасности при изготовлении изделия

При изготовлении мягкой игрушки, как и при изготовления любого другого изделия необходимо соблюдать меры по технике безопасности процесса.

В качестве одного из средств защиты при изготовлении мягкой игрушки служит наперсток.

Наперсток необходим при прокалывании ткани иглой и проталкивании последней через материал. Он предохраняет пальцы от уколов ушком иглы. Надевают его обычно на средний палец правой руки. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Подбирают наперсток в зависимости от толщины пальца, чтобы он не был просторным и не давил на палец.

При выполнении работы взрослым необходимо следить за тем, чтобы

дети обращались с булавками и иглами осторожно, хранили их в игольниках и пользовались ими только под наблюдением старших. Применяя игольники, дети приучаются к аккуратности, а в работе достигают лучших результатов.

Список литературы

1.     ГОСТ 25779-90 «Игрушки»- Издательство стандартов СССР, 1990.

2.     Рукоделие в начальных классах. Кн. для учителя по внеклассной работе / Под ред. А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева. – М.: Просвещение, 1984. – 192 с.

3.     Технология швейных изделий по индивидуальным заказам. -М.: Легпромбытиздат, 1986.

4.     Лабораторный практикум по технологии швейных изделий. -М.: Легпромбытиздат, 1988.

5.     Добрицкая Е.А. 1000 советов. Рукоделие  для девочек. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 192 с.

6.     Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

7.     Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. – 58 с.

8.     Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. – 114 с.

9.     Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. – 82 с.

10.                       Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. – 1993. - №9.

11.                       Меренкова Е.А. Программа для кружка мягкой игрушки «Солнечный лучик». – М.: НОТА, 2002. – 18 с.

12.                       Нешумов Б.В. Основы декоративного искусства в школе. – М.: Просвещение-АСТ, 2000. – 146 с.

13.                       Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. – 176 с.

14.                       Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках декоративно-прикладного искусства// Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

15.                       Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство Х-XIII веков. - Л.: Аврора, 1981. – 218 с.

16.                       Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1981. – 166 с.

 Приложение 1

Выкройка котенка

Приложение 2

Спецификация лекал

№ пп

Наименование лекал

Количество лекал

Количество деталей форм

1

Туловище

1

2

2

Брюшко

1

2

3

Ушко

1

2

4

Лобик

1

1

Приложение 3

Технологическая последовательность обработки изделия мягкая игрушка

№ пп

Последовательность выполнения операции

Оборудование, инструменты, материалы

1

Заготовка брюшка

Стачать детали брюшка

Швейная игла, нитки, ножницы

2

Притачать брюшко к деталям туловища

Швейная игла, нитки, ножницы

3

Стачать детали ушек

Швейная игла, нитки, ножницы

4

Притачать лоб к деталям туловища

Швейная игла, нитки, ножницы


[1] ГОСТ 25779-90 «Игрушки»- Издательство стандартов СССР, 1990.

[2] Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. - М.: НОТА, 1999. – 176 с.

Технология швейных изделий по индивидуальным заказам. -М.: Легпромбытиздат, 1986.

[3]

[4] Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

[5] Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. – 82 с.

[6] Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1981. – 166 с.

[7] Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. – 58 с.

[8] Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.

[9] Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. – М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.