Содержание
Содержание. 2
Введение. 3
1. Общие положения о гражданстве. 5
1.1. Понятие гражданства. 5
1.2. Принципы гражданства. 7
2. Основания приобретения и прекращения гражданства. 10
2.1. Приобретение гражданства. 10
2.2.Прекращение гражданства. 14
2.3. Гражданство детей. 16
3. Правовое положение иностранных граждан. 18
Заключение. 33
Библиография. 35
Введение
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством.
Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
В настоящее время все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и Законом «О гражданстве Российской Федерации».
Отношения, связанные с гражданством республик Российской Федерации, регламентируются в их Конституциях в соответствующих законодательных актах.
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало:
1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное), духовенство (делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей,
2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданых законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях. Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал и не основывалось на юридическом равенстве граждан, как уже было в значительном количестве развитых европейских стран.
Крушение царской России повлекло за собой крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства. Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11(24) ноября 1917 года не только отменил ранее существовавшее деление жителей России на сословия и связанные с этим делением сословные привилегии и ограничения, но и ввел общее для всех наименование- гражданин Российской Федерации.
Основанием прекращения гражданства является также отмена решения о приеме в гражданство РФ (ст.24). Причиной для этого является приобретение гражданства на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение пяти лет после того, как оно было принято.
Основанием прекращения гражданства РФ является также оптация гражданства в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство
Цель работы – рассмотреть понятие и принципы гражданства.
Задачи представленной работы – изучить общие положения о гражданстве, рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотреть особенности правового положения иностранных лиц.
1. Общие положения о гражданстве
1.1. Понятие гражданства
Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Оно определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство.
Декрет
ВЦИК от
Положение о гражданстве Союза ССР от 1931 года установило, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признается гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Это Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство этой республики.
Конституция
СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и
сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве
и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о
гражданстве Союза ССР от
В дальнейшем, изменения в положении СССР (например, присоединение к Советскому Союзу Латвии, Эстонии, Литвы, Бессарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства.
Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве СССР 1978 года по новому сформулировал условия принадлежности к гражданству СССР. Теперь основным принципом, по которому определялось принадлежность к советскому гражданству, становилась наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданство Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.
Последним
законом советских времен, регулирующим отношения гражданства был Закон о
гражданстве СССР от
Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» определяет гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
1.2. Принципы гражданства
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает прежде всего те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие.
1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется а Конституции (ст.6). Конституция не определяет понятие единого гражданства РФ. В ст.2 Закона о гражданстве оно раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.
2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет открытый и свободный характер. Оно выражается в том, что в РФ каждый человек имеет право на гражданство, в наличии такой формы приобретения гражданства как прием. РФ стремится к сокращению лиц без гражданства - ст.7 Закона о гражданстве так и называется «Сокращение безгражданства». Россия поощряет приобретение гражданства и не препятствует приобретению ими другого гражданства. В ст.17 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является ее гражданином. Свободный характер гражданства России выражается и в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен
4. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось[1].
5. Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст.62). Это - новая норма в законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В ст.3 Закона указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.
6. Гражданство РФ сохраняется за лицами, проживающими за пределами РФ (ст.27 - свободы избирать место жительства, свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться).
7. Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого супруга.
8. Гражданам Российской Федерации, находящимися за ее пределами, Федерация гарантирует защиту и покровительство. Это принцип закреплен в Конституции (ст.61) и в законе о гражданстве. В ст.5 Закона предусмотрено, что государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы ее гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания. Конституция устанавливает, что гражданин РФ не может быть выслан за ее пределы или выдан другому государству.
9. Впервые вводится такой институт как почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу не являющемуся гражданином России, но имеющего выдающиеся заслуги перед Россией или мировыми сообществом. Почетное гражданство предоставляется Президентом России с согласия этого лица[2].
2. Основания приобретения и прекращения гражданства
2.1. Приобретение гражданства
Ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации устанавливает, что гражданство РФ приобретается:
1. в результате его признания,
2. по рождению,
3. в порядке его регистрации,
4. в результате приема в гражданство,
5. в результате восстановления в гражданстве РФ.
6. путем выбора при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами РФ.
7. по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Перечень оснований существенно отличается от устанавливаемых прежним союзным законодательством. Это эбъясняется особыми условиями становления российского гражданства, как бы «вычленяющегося» из гражданства СССР[3].
Гражданство по рождению. (Статьи 14,15,16 и 17 Закона о гражданстве РФ).
Законодатель уделил этому основанию гражданства РФ сравнительно много статей закона видимо потому, что пополнение корпуса граждан России именно через гражданство через рождение будет в дальнейшем основным. На детей атомистически распространяется гражданство родителей, как это принято в большинстве стран мира. Если отец и мать ребенка граждане России, то ребенок, независимо от того, где он родился, также становится россиянином. (Ст.14 Закона). Эта форма приобретения гражданства называется «правом крови».
Похоже решается вопрос о гражданстве ребенка, если один из родителей гражданин России, а другой является лицом без гражданства. Место рождения ребенка и здесь не играет роли (ч. 1 ст. 15 Закона).
Если же вторым родителем ребенка является иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка определяется добровольным соглашением родителей, причем в письменной форме. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, так как Закон всегда на стороне родителя - гражданина РФ (ч. 2 ст. 15 Закона).
В тех случаях, когда оба родителя ребенка неизвестны, ребенок является гражданином России. Изменить это положение можно будет лишь на основе судебного решения в случае обнаружения хотя бы одного из родителей, опекуна или попечителя (ст. 16 Закона).
В связи с тем, что Россия
является правоприемницей СССР, то она предоставляет свое гражданство детям,
родившимся на ее территории до момента распада Советского Союза (т.е. до
Приобретение гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона). Сложная ситуация сложившаяся на территории бывшего Советского Союза после его распада вынудила законодателя ввести новое основание для приобретения российского гражданства - в порядке регистрации. Это объясняется в первую очередь тем, что многие лица - граждане СССР в тот момент проживали на территории других союзных республик, ставших независимыми государствами. Они имели безусловное право на российское гражданство. Поэтому для этого основания приобретения российского гражданства был введен упрощенный порядок его приобретения, не связанный со сложными процедурами, не требовал решения о приеме в гражданство, оформляемого указом Президента РФ. Регистрация здесь осуществляется органами внутренних дел.
Этот же порядок закон распространил на лиц, бывших граждан СССР, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР.
Таких ситуаций статья 18 установила шесть:
- если супруг, отец или мать лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, являются гражданами России, данное лицо ( муж, жена, сын, дочь)может зарегистрироваться в качестве гражданина РФ.
- если хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, которые приобрели иное гражданство по рождению .В этом случае это лицо может приобрести российское гражданство в порядке регистрации в течении пяти лет после достижения им 18-летнего возраста.
- если дети бывших граждан РСФСР родившиеся после прекращения у родителей гражданства РСФСР обратятся в соответствующие российские органы в течении пяти дет после достижения ими 18-летнего возраста.
Другие основания приобретения российского гражданства в порядке регистрации имеет жесткие временные ограничения опять таки связанные с нашей историей.
- Граждане СССР постоянно
проживающие на территории других республик бывшего СССР. если он не стали
гражданами этих республик и в течении трех лет со дня вступления в силу (т.е.
до
- регистрационный порядок
приобретения российского гражданства распространялся на лиц без гражданства,
постоянно проживавших на территории России или бывших союзных республик и
заявивших о своем желании приобрести российское гражданство до
- Тот же срок, т.е. один год со дня вступления в силу закона, давал право приобретения российского гражданства в порядке регистрации, иностранным гражданам и лицам без гражданства при условии, если они сами или мать, отец состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению.
Необходимо подчеркнуть, что лица не сумевшие приобрести российское гражданства в порядке регистрации по тем или иным причинам не лишаются права приобрести российское гражданство, так как они могут это осуществить в порядке приема в российское гражданство.
Прием в гражданство РФ (Ст. 19 Закона).
Дееспособное лицо,
достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может
ходатайствовать о приеме в российское гражданство независимо от происхождения,
социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола,
образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений (ч. 1 ст.
19 Закона). Это вытекает из Декларации прав и свобод человека и гражданина,
принятой Верховным Советом РСФСР
Впервые в российском законодательстве для принятия в гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства вводится ценз оседлости. Он требует пятилетнего общего срока или трехлетнего непрерывного срока проживания на территории России непосредственно перед обращением с ходатайством о предоставлении российского гражданства. Для беженцев, признаваемых таковыми российским законодательством, срок проживания сокращается наполовину. При этом закон четко определил условия непрерывного проживания: выезд за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца (ч. 2 ст. 19 Закона).
Часть 3 указанной статьи закона предусматривает обстоятельства облегчающие прием в российское гражданство вплоть до снятия требований части второй настоящей статьи: состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом, усыновление ребенка, являющегося гражданином РФ. Наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессии или квалификацией, представляющими интерес для России, наличие заслуг перед народами, объединенными в Российскую Федерацию, в возрождение России, в осуществлении общечеловеческих идеалов и ценностей, получения убежища на территории России.
Необходимо отметить, что прием в гражданство это двухсторонняя акция, где со одной стороны выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, с другой - государство. Поэтому законодательство предусматривает право государства отказать в предоставлении своего гражданства. Это относится к лицам:
- выступающим за насильственное изменение конституционного строя,
- состоящим в партиях и организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации,
- осужденными российскими судами и отбывающими наказание в виде лишения свободы за действия, признанными противоправными российским законодательством.
При этом, условием принятия российского гражданства является отказ от иностранного гражданства, если речь не идет о предоставлении почетного гражданства или о двойном гражданстве.
2.2.Прекращение гражданства
Гражданство РФ может прекращаться по различным основаниям. Главным и являются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор гражданства (оптация).
Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республик в ее составе.
Выход из гражданства Российской Федерации - главное основание его прекращения.
Право на изменение гражданства закреплено в ст.6 Конституции.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина РФ и в порядке регистрации.
В первом случае решение о выходе из гражданства принимается Президентом РФ, во втором - прекращение регистрируется соответствующими органами внутренних дел.
В таком упрощенном порядке заявить о намерении выйти из российского гражданства может лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеют иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке и отсутствуют препятствия, предусмотренные законом.
В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица.
Действующий закон определил две группы оснований, которые препятствуют выходу. При наличии одних в выходе из гражданства может быть отказано. Другие вообще исключают возможность выхода (ст.23). Основанием для возможного отклонения ходатайства является наличие у гражданина России имущественных обязательств перед физическими или юридическими лицами РФ либо неисполненных обязательств перед государством, вытекающих из оснований, определяемых законом. Условия отклонения ходатайства о выходе касаются только тех случаев, когда ходатайствующий о выходе гражданин проживает или намеревается проживать в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи. Кроме того, препятствующие выходу причины должны вытекать из оснований, определяемых законом.
Вторая группа обстоятельств исключает возможность выхода из гражданства, который не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания; если гражданин, ходатайствующий о выходе, привлекается в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется обвинительный приговор, вступивший в законную силу и подлежащий исполнению[4].
2.3. Гражданство детей
В Законе о гражданстве Российской Федерации специальная глава посвящена регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы работника в возможных жизненных ситуациях. Исходными принципами при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи; принять во внимание желание детей, могущих в соответствующем возрасте делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства у детей, в возможных случаях, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
В качестве общих положений Закон устанавливает, что гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется с их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопросы о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, об опекунстве, усыновлении.
Если оба родителя или единственный родитель приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, то ребенку предоставляется ее гражданство по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. По ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого родителя российское гражданство ребенка прекращается, но только при том условии, что он не останется лицом без гражданства.
На аналогичных подходах основывается норма Закона о гражданстве детей при усыновлении.
Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.
Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица[5].
3. Правовое положение иностранных граждан
В Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации, а под лицом без гражданства - лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Следует иметь в виду, что гражданин Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором. Наличие у гражданина Российской федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Гражданин Российской Федерации, если он в указанных случаях приобрел гражданство иностранного государства (двойное гражданство), рассматривается в России как российский гражданин.
Под индивидуальным статусом иностранца, лица без гражданства в стране пребывания понимается статус отдельного гражданина, отдельного лица, совокупность предоставленных ему прав и возложенных на него обязанностей. Индивидуальный статус, объем составляющих его прав и обязанностей носят подвижный характер, изменяются с течением времени под влиянием многих обстоятельств.
Необходимым условием международного гражданского обмена является равенство его участников. Последовательное соблюдение этого принципа, исключение из практики частноправовых отношений дискриминации их участников - проблемы, решение которых предполагает обращение к средства международного частного права.
Практика международного общения выдвигает на первый план задачу совершенствования правовых начал, на которых строится статус иностранцев и лиц без гражданства. Применительно к российскому законодательству речь идет прежде всего о национальном режиме как основном для этой категории лиц.
Национальный режим означает приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в правах и обязанностях к гражданам страны пребывания. Российское законодательство подняло регулирование вопроса о предоставлении национального режима на уровень конституционной нормы с широкой сферой применения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Объем правомочий иностранных граждан фиксируется законодательством различными способами. Зачастую решения о правомочиях иностранных граждан прямо указываются в законе. Но возможно и иное, наделение иностранцев правомочиями или, напротив, непредоставление им правомочий производятся без прямого упоминания об иностранцах, посредством формул, относящихся к любым гражданам или только к российским гражданам. В первом случае под гражданами понимаются также иностранные граждане, во втором случае на иностранных граждан решение не распространяется.
Из конституционного правила следует, что любое отклонение от национального режима - будь то умаление прав иностранцев (лиц без гражданства) или их расширение по сравнению с правами российских граждан - возможно лишь на основе федерального закона или международного договора РФ.
Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан, опирающиеся на нормы международного права, вытекают из самой природы гражданства как устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Из ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах следует, что лишь гражданин вправе принимать участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей, допускаться в своей стране к государственной службе.
Конституцией РФ право участвовать в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32) закреплено за гражданами Российской Федерации. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 и 5 ст. 32). На гражданина Российской Федерации возлагается обязанность военной службы; защита Отечества является его долгом и обязанностью (ч. 1 и 2 ст. 59).
Соответственно только граждане Российской Федерации могут быть государственными служащими, сотрудниками органов внутренних дел, поступить на службу в милицию, в органы налоговой полиции. С принадлежностью к гражданству Российской Федерации связана работа судьей, прокурором, следователем, государственным нотариусом. Не являются государственными служащими адвокаты и частные нотариусы, но и они, занимаясь деятельностью, непосредственным образом связанной с отправлением государственных функций, должны быть российскими гражданами.
Законодательство Российской Федерации ограничивает для иностранных граждан возможность входить в экипаж морского судна и летный экипаж гражданского воздушного судна РФ.
Наиболее полно права и обязанности иностранных граждан изложены в Законе СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР». Различая постоянно проживающих и временно пребывающих иностранных граждан, Закон ставит в зависимость от этого обстоятельства предоставление им ряда прав (например, пользование медицинской помощью наравне с гражданами России, право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами России, право на основаниях и в порядке, установленных для граждан России, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов).
В области частного и прежде всего гражданского права национальный режим применяется шире, чем в какой-либо иной правовой сфере. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное непредусмотрено федеральным законом (ст. 2 ГК РФ). Речь идет о правилах, определяющих правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, а также регулирующих договорные и иные обязательства, другие имущественные- и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Иностранные граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и иной деятельностью, если занятие такой деятельностью не исключается законом; создавать в установленном порядке юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. «Если иное не предусмотрено федеральным законом» — говорится в ст. 2 ГК РФ о применении правил гражданского законодательства к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Следуя конституционной норме, ст. 2 ГК исключает, таким образом, возможность ограничения национального режима на основании федеральных подзаконных актов (актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти), а также актов субъектов федерации.
В соответствии со ст. 7 ГК РФ «иное» может быть предусмотрено также международным договором РФ. Однако действие принципа национального режима не может быть ограничено положениями международного договора РФ, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации выражено в форме подзаконного акта.
Нет необходимости
доказывать остроту вопросов, связанных с правом собственности на землю. До
настоящего времени не принят новый Земельный кодекс РФ, не введена в действие глава
17 ГК РФ «Право собственности и другие вещные права на землю». Право
юридических и физических лиц, включая иностранцев и лиц без гражданства, быть
покупателями земельных участков предусматривалось в Указе Президента РФ от
Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» право на страховую защиту предоставляется иностранным гражданам наравне с российскими гражданами.
Особенно важным является разграничение иностранных граждан по степени подчиненности юрисдикции страны пребывания, как имеющее наиболее существенные юридические последствия. Здесь различают:
· иностранцы, полностью подчиненные юрисдикции России (к ним относятся лица, не обладающие иммунитетом и привилегиями – туристы, студенты, рабочие и специалисты, журналисты, лица без гражданства и некоторые другие);
· иностранные граждане, освобожденные от юрисдикции России в полном объеме либо частично (при исполнении служебных обязанностей и на основе многосторонних или двусторонних соглашений России с зарубежными странами и т. д.)
Следует отметить, что Россия выступает приемником во многих международных соглашениях, заключенных с другими странами бывшим Советским Союзом, поэтому эти договоры и соглашения действуют на территории России и в настоящее время.
Договоры о правовой помощи, о поощрении и защите капиталовложений, о торгово-экономическом сотрудничестве чаще, чем какие-либо иные международные договоры РФ, выступают источниками норм о национальном режиме в соответствующих сферах отношений.
Наиболее значимы для иностранных лиц вопросы налогового статуса. Основной вид налога применительно к физическим лицам – подоходный. Уплата подоходного налога в РФ иностранными физическими лицами основана на принципе постоянного или преимущественного местожительства – резидентства.
Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. Эта линия, отвечающая ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, которая провозгласила право каждого на гражданство, закреплена в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации». Краткий заголовок ст. 7 Закона - «Сокращение без гражданства» - четко формулирует задачу. Принцип приравнивания лиц без гражданства в правах и обязанностях к российским гражданам проводится в Конституции РФ (ч. 3 ст. 62), Гражданском кодексе РФ (п. 1 ст. 2) и иных Действующих в Российской Федерации законодательных актах.
Лицам без гражданства
посвящены Конвенция о статусе апатридов
В преамбуле к Конвенции
Конвенция
Согласно Закону «О правовом положении иностранных граждан в российской федерации»[7] иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Иностранный гражданин не может быть призван на военную службу (альтернативную гражданскую службу), не может поступить на военную службу в добровольном порядке и не может быть принят на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию (далее также - приглашение) выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.
Приглашение содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство приглашаемого лица, государство его проживания, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность, цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации, наименование приглашающей организации и ее место нахождения или фамилию, имя приглашающего физического лица и адрес его места жительства, номер и дату принятия решения о выдаче приглашения и срок действия приглашения.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, выдает приглашения по ходатайству:
1) федеральных органов государственной власти;
2) дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации;
3) международных организаций и их представительств в Российской Федерации, а также представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации;
4) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, выдает приглашения по ходатайству:
1) органов местного самоуправления;
2) юридических лиц;
3) граждан Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан.
Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.
Временно пребывающему в Российской Федерации иностранному гражданину разрешение на работу выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, счет средств, необходимых для обеспечения выезда иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;
4) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
5) содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников;
7) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении таких договоров;
8) направлять в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение на работу аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, в случае, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
9) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, и порядок возврата таких средств работодателю или заказчику работ (услуг) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Государственная пошлина взимается:
1) за выдачу иностранному гражданину разрешения на временное проживание; за выдачу иностранному гражданину вида на жительство;
2) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи;
3) за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников; за выдачу иностранному гражданину разрешения на работу;
4) за продление срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации;
5) за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания.
Государственная пошлина не взимается:
1) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
2) за продление срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника.
Иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Регистрация детей, не достигших возраста восемнадцати лет и въехавших в Российскую Федерацию вместе с родителями или с одним из них, производится одновременно с регистрацией родителей (родителя).
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, производит регистрацию иностранных граждан, въехавших в Российскую Федерацию, за исключением иностранных граждан.
Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по письменному заявлению этого гражданина, поданному лично или через приглашающую организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел.
Регистрация иностранного гражданина, въехавшего в Российскую Федерацию, производится по месту его пребывания в Российской Федерации.
В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня прибытия на новое место пребывания.
Временно проживающие и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по месту своего жительства.
В случае схода на берег иностранных граждан - моряков, являющихся членами экипажей невоенных судов иностранных государств, и временного пребывания указанных граждан на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города в течение более двадцати четырех часов их регистрация производится на основании паспорта моряка (удостоверения личности моряка) при наличии в указанном документе отметки органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию.
Регистрация иностранного гражданина, утратившего в период временного пребывания в Российской Федерации документы, на основании которых он въехал в Российскую Федерацию, не производится. В этом случае иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации не позднее чем через десять суток со дня получения им временного документа, выданного по его письменному заявлению об утрате документов.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляет контроль за временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан:
1) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;
2) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц;
3) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств.
Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации[8].
Заключение
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние.
Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, ибо по такому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства, иностранные граждане.
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существования между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства.
Гражданство является правовым состоянием, ибо совокупность лиц, проживающих на территории государства образует демографическую категорию - население и включает в себя также граждан иностранного государства и лиц без гражданства. Гражданином государства лицо является вследствие существования особых связей между ним и государством, а не в силу факта проживания в этом государстве. Эти особые связи основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Следует отметить, что гражданами
России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на
территории РФ на
Гражданами РФ по рождению
признаются лица, родившиеся на территории России до момента подписания Договора
об образовании СССР (до
Следует отметить, что для признания гражданства России был избран наиболее демократичный, так называемый «нулевой» вариант. В результате признания, т.е. без каких-либо активных действий со своей стороны, приобрели гражданство РФ лица, составляющие подавляющую часть граждан российской Федерации. Законодательства ряда стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза, например, Прибалтики куда как более сложное, а во многом дискриминационное по отношению к своим бывшим гражданам. Вопрос этот имеет не только и не сколько теоретический характер, так как затрагивает судьбы многих миллионов бывших граждан бывшего Советского Союза. Российское государство самоопределяясь как суверенное независимое государство не могло пойти путем признания своими гражданами всех тех граждан, коими они были на момент принятия этого закона подобно законодательству Советского Союза (например ст. 4 Закона Союза ССР «О гражданстве СССР»). Это объясняется в первую очередь отсутствием юридического оформления республиканского гражданства, так как оно как бы «растворялось» в союзном гражданстве и не фиксировалось ни в каких документах. Этим же объясняется и оговорка в законодательстве о праве лица не состоять в российском гражданстве. Ибо на территории России постоянно проживали граждане СССР, но считавшие себя гражданами других бывших союзных республик, но ставших впоследствии независимыми государствами. Автоматическое причисление их к гражданам России ущемило бы их права. Эта оговорка в законодательстве еще раз подчеркивает демократичность Закона о гражданстве РФ[9].
Библиография
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993.
2. Закон РФ о гражданстве РФ (с изм. и доп.) // Ведомости съезда нар. деп. РФ и ВС РФ, 1992, № 6, ст. 243, 1993, № 29, ст. 1112; СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930.
3. Федеральный закон о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию // Российская газета, 1996, 22 августа.
4.
Федеральный Закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных
граждан в российской федерации» от
5. Закон РФ о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ // Ведомости съезда нар. деп. РФ и ВС РФ, 1993, № 32, ст. 1227.
Научная литература:
1. Авакьян С.А. Гражданство РФ. М.: Юридическая литература, 1994.
2. Городников С. Историческое предназначение Конституции РФ // Правоведение, 1999. № 9.
3. Грачев Н.И. Основы Конституции РФ. Волгоград: Издательство ГВТУ, 1995.
4. Закон о гражданстве Российской Федерации (научно-практический комментарий) / Под. Ред. М.М. Москвитина. М.: Юритъ, 1999.
5. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Юристъ, 1995.
6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2003.
7. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. З.М. Юлая. М.: Новый юрист, 1994.
8. Конституционное право: справочник / Сост. П.П. Захаров. М.: Издательство «НОРМА», 2004.
9. Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994.
10. Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 1993.
11. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993.
12. Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003.
13. Румянцев О. Основы конституционного строя России. М.: Сокол, 1994.
14. Сравнительное конституционное право / Под ред. С.М. Михайлова. М.: Новый юрист, 1996.
15. Стрекозов В.Г., Казанцев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации: учебник. М.: Издательство «НОРМА», 1997.
16. Яковлев С.В. Конституционное право: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Приложение 1
Все население |
145167 |
Граждане России |
142442 |
Иностранные граждане |
1025 |
Лица без гражданства |
430 |
Гражданство не указано |
1269 |
Таблица 1. Гражданство постоянного населения России, тыс. чел.
Приложение 2
|
Число выбывших в Россию, тыс. человек (данные стран выбытия) |
Число прибывших из стран СНГ, тыс. человек (данные страны прибытия) |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
1998 |
1999 |
2000 |
|
Азербайджан |
8,0 |
8,9 |
8,0 |
13,1 |
13,0 |
13,2 |
Армения |
10,1 |
10,5 |
10,3 |
16,9 |
17,5 |
17,3 |
Белоруссия |
6,0 |
6,3 |
6,2 |
9,5 |
9,2 |
7,3 |
Казахстан |
153,3 |
167,4 |
192,3 |
111,2 |
113,8 |
105,2 |
Киргизия |
25,3 |
29,0 |
39,9 |
29,0 |
31,7 |
42,8 |
Туркмения |
6,3 |
6,9 |
5,2 |
5,5 |
5,8 |
6,2 |
Узбекистан |
45,5 |
45,3 |
45,0 |
40,5 |
40,3 |
40,0 |
Украина |
50,9 |
52,2 |
53,7 |
82,3 |
84,2 |
85,9 |
Таблица 2. Оценки миграции между странами СНГ и Россией по зарубежным и российским статистическим источникам в 2002-2004 годах
[1] Конституция РФ: Комментарий / Под общ. Ред. Б.Н. Топорина, Ю.М. Бутирина, Р.Г. Орехова. М.: Юридическая литература, 1994. С. 108.
[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. С. 161-166.
[3] Котелевская И.В., Тихомиров Ю.А. Конституция и Закон в нашей жизни. М.: Прогресс, 1993. С. 55-56.
[4] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1995. С. 173-174.
[5] Придорожный Г.З. Конституционное (государственное) право Российской Федерации. СПб: Питер, 2003. С. 231.
[6] Конституционное право: справочник / Сост. П.П. Захаров. М.: Издательство «НОРМА», 2004. С. 76.
[7] См.:
Федеральный Закон Российской Федерации «О правовом положении иностранных
граждан в российской федерации» от
[8] Авакьян С.А. Гражданство РФ. М.: Юридическая литература, 1994. С. 90.
[9] Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. С. 111.