Содержание

                                                                                                                                                Стр.

Теория

1.  Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения………………………………………... 3

2.  Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства…………………………………... 9

Практика ……………………………………………….…………………….. 13

Список использованной литературы …………………...………………...... 15

Теория

1.    Сущность, основные признаки и функции государства. Причины и условия его возникновения.

Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.

О сущности государства высказаны различные мнения. В политической мысли акцент делается то на классовой, то на общесоциальной природе государства. В любом случае, можно сказать, что с определенного момента развития общества государство является необходимым способом его организации, неотъемлемым условием его существования и жизнедеятельности.

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном лане, так и в территориальном. Государство есть оболочка, которая сохраняет целостность той или иной социальной общности.

Термин “государство” стал использоваться в политической науке примерно со второй половины XVI в. До этого времени для обозначения государства использовались такие понятия, как “полис”, “княжество”, “царство”, “королевство”, “республика”, “империя” и др. Одним из первых в научный оборот термин “государство” ввел Н.Макиавелли. Он трактовал его широко как любую верховную власть над человеком, ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган - государство.

В современной науке «государство» в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории, часто отождествляется с определенным этносом (например, белорусское государство, французское государство и т.п.), с административно-управленческим аппаратом, с правосудием.

Большинство современных авторов считают, что государство - это организация публичной власти, которая обладает суверенитетом, действует на определенной территории и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.

Основными структурными элементами государства являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и частично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, территорией и населением.

Признаками государства являются:

1) Территория, отмеченная границей, - также неотъемлемый атрибут государства. Она включает землю и ее недра, воздушное пространство. По разным причинам территория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры. Утрата территории означает исчезновение государства.

2) Население, подчиняющееся органам власти. Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием гражданства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апатридами. Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности).

Функциями государства являются:

1) Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка политического курса, отвечающего потребностям большинства населения или поддержания полномочий главенствующего класса.

2) Экологическая функция. Обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие и экологическую безопасность граждан, принимать меры к предотвращению массовых катастроф, наносящих ущерб индивидам и окружающей среде.

Также государство должно предоставить эффективные, юридические средства гражданам, чтобы обеспечить ответственность за нарушение права человека на благоприятную окружающую среду.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации, развитие отношении с другими странами, поддержка мирового порядка, культурное и информационное сотрудничество между государствами и др. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным. Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Государство - явление историческое. На протяжении нескольких веков общество шло к образованию государства. В первобытном обществе все противоречия между членами общества решались: силой авторитетов, привычек и общественным мнением. По мере развития общества, с разделением общества на классы и появлением частной собственности, появилась необходимость возникновения органов регулирования и защиты, имущественное неравенство приводит к расхождению индивидуальных интересов, первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис власти. Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, что в свою очередь ведет к возникновению государства. Экономическими причинами образования государства являлись: неолитическая революция - переход от собирательства к производящей экономике, три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от земледелия; отделение ремесла; появление купцов, рост производительности труда и появление излишков, появление частной собственности. Социальные причины: разложение рода и появление семьи, появление антагонизмов, раскол общества на классы.

Существует множество мнений и теорий о происхождении государства.

Теологическая теория - одна из первых теорий происхождения государства, основанная на божественной воле. Её представителя были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеология Ислама и современной католической церкви. Данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Так, еще в античности Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т.е. государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких семей возникает селение или род, наконец, объединение нескольких селений составляет государство - высшую форму человеческого общения. Цель создания государства - общение между семьями и родами ради благой жизни.

Выделить же какую-либо одну, определяющую причину возникновения государства невозможно. Ясно, что на эти процессы оказали влияние самые различные условия и факторы как внешнего, так и внутреннего порядка.

Эволюция истории государства – это сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций (древневосточных, греко-римской, средневековых эпох на Востоке и на Западе), общественно-экономических формаций и др. факторами. Тем не менее, возможна обобщенная генетическая и историческая схема эволюции государства, состоящая из нескольких основных этапов.

I этап. На ранней стадии становления государства сохраняются остатки первобытной (военной) демократии, чередуются (в античной Европе) республиканские и монархические, деспотические режимы и формы правления. В неполно сформированном обществе резко дифференцируются не классовые структуры, а существуют членения на свободных и несвободных граждан. Это еще не сложившееся общество, поскольку экономическая деятельность (основное производство, часть торговли и ремесел) была уделом несвободных, не входивших в общество, не имевших ни гражданских, ни политических прав. Вождизм, унаследованный от первобытных форм власти, закрепляется в монархических и имперских формах, переходящих и в следующий этап развития государства.

II этап. Средние века и начало Нового времени (XVI в.). Сохраняется сильная деспотическая, монархическая власть с преобладающими отношениями господства и владения: страна и подданные (народ) - собственность монарха (”государевы люди”). Разрушенные (в Европе), но еще сохраняющиеся по типу отношений кровно-родственные связи порождают власть сеньореального вида, связывающую сеньора (господина) и его вассалов. Сильная деспотическая власть и государство отождествляются, доминирует абсолютистская, монархическая форма правления. Начиная с ХIII в. в Европе и на основе ее истории на протяжении последних трех столетий этого периода постепенно формируются предпосылки и основы государства Нового времени. Ведущим процессом развития государства уже в этот период стала концентрация власти на расширяющейся социальной и экономической базе, вплоть до заполнения всего пространства политических отношений. Этот процесс в свою очередь опирался на овладение властью государства принадлежащей ему территории т.е. замену отношений личной вассальной преданности монарху. К этому времени относится и появление самого понятия “государство”.

III этап. XVII в. стал периодом подготовки гражданского общества со сформированными социальными и классовыми структурами, сложившимися товарно-денежными отношениями, изживавшимися остатками неэкономического принуждения. Начавшаяся за много столетий до того борьба за права и свободы человека, равенство и равноправие общества получила новый импульс, ускоривший формирование и общества и государства, активизируется идея гражданского развития общества, (Т.Гоббс, Джон Локк, в XVIII в. - Ж.Ж. Руссо, И.Кант и т.д.) и преобразования власти государства: абсолютизма как одной из его форм правом (Джон Локк, И.Кант, В.Гумбольдт и др.), разумом и нравственностью (просветители XVIII в., И.Кант и др.) и ограничения правом самого государства (Дж.Локк, И.Кант, государства В.Гегель, конституционалисты Х1Х-ХХ вв., К.Ясперс и мн.др.), превращая его в правовое государства. Однако полного развития гражданские отношения и правовая государственность достигли много позже. Появляются идеи о федеративном или конфедеративном устройстве государства, которое отвечает требованиям общественного, политического, экономического и культурного развития. Мысль о преимуществе федеративной государственной структуры перед унитарной сформулирована еще в XVIII в. Ш.Монтескье. Она была реализована в конце того же века в США, после второй мировой войны - в Германии (ФРГ).

2.      Формы государственного правления и формы государственного устройства. Понятие правового государства.

Различают республики парламентские и президентские. Главное отличие их состоит в том, кто, в конечном счете, руководит страной - президент (одно лицо, избранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением).

В президентской республике верховная власть принадлежит президенту, который самостоятельно формирует правительство, является главой государства и исполнительной власти. Он имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств.

В парламентской республике реальная власть в руках парламента. Им назначается правительство, которое подотчетно парламенту. Правительство формируется из представителей партии (партий), получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредоточивается в руках премьер-министра. В большинстве парламентских республик также есть и пост президента, избираемого парламентом или особой коллегией выборщиков. Но в отличие от президентских республик здесь в его руках лишь весьма ограниченный круг полномочий, в основном - представительские функции.

У той и у другой республиканских форм правления есть свои преимущества и недостатки. Так, например, в парламентской республике депутаты, избранные в парламент по партийным спискам, отражают волю отдельных слоев населения. Ведущая фракция или парламентская коалиция формируют состав правительства, подотчетного парламенту. Состав кабинета министров в этом случае отражает предпочтения парламентского большинства и косвенно - волю большинства населения. В то же время характерной негативной чертой парламентских республик являются частые отставки и смены кабинета министров.

В президентской республике президент, как правило, сам определяет политику на весь срок своих полномочий, самостоятельно руководит правительством страны. Но если представления президента расходятся с мнением большинства парламента, то последний, как правило, не в состоянии серьезно вмешаться в политику, проводимую президентом до его новых выборов.

Под государственным устройством понимается внутритерриториальная организация государства. В настоящее время встречаются следующие формы государственного устройства.

1.                 Унитарное государство - единое государственное образование, разделенное на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие политической самостоятельностью. Для такого государства характерно наличие единых представительных, исполнительных и судебных органов власти, единое гражданство и единая правовая система. Административно-территориальные единицы, однако, самостоятельны в хозяйственной, социальной и культурной сферах. Унитарными государствами являются, например, Франция, Польша, Португалия и др.

2.                 Федерация - союзное государство, в которое входят со ставные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и т.п.), наделенные определенными, иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра. Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и республиканской), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума.

Субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации.

Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности.

Признаки правового государства.

1). Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Нерушимость его закрепляется в Конституции (основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2). Равенство всех перед законом.

3). Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти.

4). Государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства.

5). Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.), подчиняющихся только закону.

6). Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность.

Наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества.

7). Принцип разделения властей. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства.

Формально Российская Федерация является правовым государством.

«Российская Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем».

Статус правового государства подкрепляется Конституцией, Декларацией прав и свобод человека и гражданина (1991г.). Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Практика

Один из средневековых философов заметил, что государство – это орган, призванный пресекать всякую несправедливость, кроме той, «которую творит оно само». В современных государствах придумано немало средств, призванных не допустить несправедливости, творимой самим государством. Перечислите эти средства и кратко их охарактеризуйте

Сегодня тысячи некоммерческих неправительственных организаций и инициатив отдельных людей действуют практически в любой сфере общественной жизни - образовании, местном самоуправлении, женском движении, охране окружающей среды и здоровья. Они поддерживают и защищают интересы всех нуждающихся в этом категорий населения: пожилых и студентов, беженцев и мигрантов, призывников в армию и заключенных, бомжей и детей-сирот, инвалидов и многодетных матерей, ученых и мелких предпринимателей.

Основные правозащитные организации России:

1.                 Фонд «Общественный вердикт» www.publicverdict.org

2.                 Московская Хельсинская Группа www.mhg.ru

3.                 Межрегиональная общественная организация «Открытая Россия» www.openrussia.info

4.                Международное общество «Мемориал» www.memo.ru

5.                Фонд защиты гласности www.gdf.ru

6.                «Международная амнистия» www.amnesty.org.ru

7.                Молодежное правозащитное движение www.yhrm.hrworld.ru

8.                Права человека в России www.hro.org

9.                Всероссийский гражданский конгресс www.kongress2004.ru.

10.           Международное право (страсбургский суд, гаагский трибунал и т.д.)

Международному частному праву присущи два способа регулирования: 1) коллизионно-правовой, который осуществляется в двух правовых формах -  национальной и международной; 2) материально-правовой, осуществляемый в международно-правовой форме.

Современная общая теория государства видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека, т.е. основных дозаконотворческих и внезаконотворческих требований определённой меры свободы, первичных по отношению к власти. Эти требования и права народов зафиксированы в принципах и нормах международного права.

Список использованной литературы

1.                 Демидов А. И. Малько А. В. Политология в вопросах и ответах - М., 1998.

2.                 Политология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, А.С. Гречин, др.; Под ред. проф.В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 2001

3.                 Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы. Социс., 1994.

4.                 Увачев В.А. Механизм разделения властей в правовом государстве. - М.: Перспектива, 2003.

5.                 Хейвуд Э. Политология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.