Содержание

I

Теоретическое исследование по теме:

«Делопроизводство по организации и проведению аудита»

3

Введение

3

Глава 1. Делопроизводство в процессе работы аудитора

4

1.1

Документирование работы аудитора

4

1.2

Необходимость делопроизводства в аудите

5

Глава 2. Рабочая документация аудитора

8

2.1

Объем рабочих документов в проверяемых разделах учета

8

2.2

Порядок оформления рабочей документации

9

2.3

Реквизиты рабочих документов аудиторов

12

2.4

Завершение аудиторской проверки

14

Глава 3. Хранение рабочей документации

14

Заключение

17

II

Решение практической ситуации

18

III

Составление программы аудита расчетов с подотчетными лицами

21

Список литературы

27

Приложение А – Примерная структура аудиторского файла и кодировки бланков

28

I.Теоретическое исследование по теме:

«Делопроизводство по организации и проведению аудита»

Введение

Обязательное по законодательству следование федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности при проведении аудиторской проверки реализуется через разработку и оформление рабочих документов аудитора. Формы рабочих документов аудитора разрабатываются каждой аудиторской фирмой самостоятельно и являются конфиденциальными.

Делопроизводство в аудите является одним из важнейших условий его квалифицированной организации и проведения, поскольку цель аудита – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а подтверждением реальности свершения какого-либо факта служит его документальное оформление (например, факт выполнения работ подтверждается приемо-сдаточным актом).

В зависимости от значимости событий применяются разные по степени сложности процедуры их документального оформления.

Так, строгие требования предъявляются к оформлению кассовых операций: поступление и расходование денежных средств оформляется первичными документами, визируемыми в установленном порядке узким кругом уполномоченных лиц сведения дублируются в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, а также в сводном регистре – кассовой книге.

В теоретической части данной работы в соответствии с заданием, рассмотрим подробно делопроизводство по организации и проведению аудита: необходимость документирования аудита, понятие рабочего документа аудитора, порядок оформления рабочей документации, хранение документов и примерную структуру аудиторского файла и кодировки бланков.

Глава 1. Делопроизводство в процессе работы аудитора

1.1.Документирование работы аудитора

Делопроизводство в аудите – это совокупность работ по документированию деятельности аудиторских фирм и по организации в них документов.

Аудитор должен документально оформлять сведения, которые важны с точки зрения формирования доказательств того, что аудит проводился в соответствии с МСА (Международные стандарты аудита).

Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.

В рабочих документах аудитором должна отражаться информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств.

Делопроизводство в аудите является одним из важнейших условий его квалифицированного проведения, потому что цель аудита – подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта, а подтверждением реальности совершения какого-либо факта служит его документальное оформление.

Получаемая в ходе аудиторской проверки информация служит доказательством его качества, поэтому документированию придается особое значение.

Вся полученная в процессе проверки информация подлежит обязательному отражению в письменном виде в рабочих документах аудиторов, оформленных в соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Такие документы должны группироваться в специально структурированных папках, или файлах и подробно освещать вопросы планирования проверки, ее осуществления, анализа системы учета и внутреннего контроля, выводы, сформулированные в отношении конкретных сегментов аудита, и другие вопросы.[1]

1.2.Необходимость делопроизводства в аудите

Целью делопроизводства в аудите является оптимизация состава и содержания рабочей документации разделов учета и отчетности для повышения «читаемости» аудиторских файлов, а также обеспечения возможности контроля за обоснованностью аудиторских доказательств на всех уровнях, в том числе и самоконтроля исполнителя.

Рабочая документация – это документы, составленные аудиторами на всех этапах проверки, содержание достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, аудиторские доказательства, описание способов и методов получения доказательств для формирования аудиторского мнения.[2]

Ведение делопроизводства в аудите необходимо еще и потому, что:

1) Без письменно оформленных рабочих документов ни Ассистенты не смогут реализовать программу аудита, ни Партнер и Руководитель проверки не смогут проконтролировать адекватность исполнения заданий Ассистентами.

2) При выполнении аудиторской проверки во второй и последующие годы работы с Клиентом нерационально начинать проверку с повторного изучения деятельности и учетной системы Клиента.

3) В бригадах аудиторов могут происходить замены.

4) Аудиторы не смогут без документированных доказательств «диагностировать» финансовую отчетность Клиента, сделать выводы, дать рекомендации.

5) Аудиторской организации может понадобиться аргументировано доказать высокое качество проведенного аудита.

Документирование в аудите обеспечивает следующие существенные функции:

1) Документы свидетельствуют, что аудит действительно проводился и данные не сфальсифицированы. В настоящее время на российском рынке аудиторских услуг существуют «черные аудиторы» - небольшие фирмы или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на продаже всем желающим положительных аудиторских заключений.

Подобная деятельность наносит существенный удар аудиторской профессии: поскольку подобно нотариусу аудитор своей подписью должен свидетельствовать достоверность тех документов, которые он проверяет.

Обязательное документирование всего процесса аудита может стать преградой на пути предпринимателей такого формата («черных аудиторов»).

Практически невозможно сфальсифицировать файл с рабочими документами, отражающими ход проверки, начиная с этапа преддоговорной работы и заканчивая мнением о достоверности бухгалтерской отчетности, с указанием конкретных источников (наименований и реквизитов проверенных первичных документов, договоров, бухгалтерский регистров и т.п.).

Отсутствие оформленных соответствующим образом рабочих документов может расцениваться как нарушение правил (стандартов) аудиторской деятельности и, следовательно, как некачественное проведение аудиторской проверки, что влечет за собой лишение недобросовестного субъекта лицензии на право занятия аудиторской деятельностью.

2) Документирование аудита рассматривается и как основное средство внутрифирменного контроля за качеством работы. В любой момент можно проанализировать действия аудиторов, оценить их правильность и эффективность, а в последствии корректировать ход аудиторской проверки, исправлять и учитывать ошибки, допущенные аудиторами.

При возникновении споров с экономическими субъектами или третьими лицами по поводу качества проверок, аудиторская организация всегда располагает фактическими материалами для того, чтобы установить правоту клиента, обосновать свою позицию, а в ряде случаев выяснить, кто из своих сотрудников виноват в ошибке или недоработке, и применять меры на будущее.

3) Документирование аудита позволяет оптимизировать затраты труда и времени при повторных проверках экономического субъекта.

В нашей стране пока нет последовательной и целенаправленной системы контроля качества работы аудиторских организаций. Со временем проверка рабочей документации должна стать действенным методом внешнего контроля качества услуг, оказываемых аудиторскими организациями. Это обусловлено следующими причинами:

-       Процесс делопроизводства – важнейший участок работы аудиторской организации.

-       Изучив состояние документов и содержащиеся в них сведения, проверяющие получают общее представление о состоянии дел в аудиторской организации, что помогает им рационально спланировать предстоящую проверку.

-       Проверка рабочих документов дает возможность формализовать процесс аудита и, значит, провести его более четко и в сжатые сроки, не отвлекая профессиональных сотрудников аудиторской организации от производственного процесса.

Аудитору необходимо установить соответствующие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного с точки зрения практики и соответствия правовым и профессиональным требованиям, предъявляемым к хранению документов.

Глава 2. Рабочая документация аудитора

2.1.Объем рабочих документов в проверяемых разделах учета

Состав, количество и содержание рабочих документов определяются аудиторской организацией и зависят от ряда факторов, которые оказывают влияние и на остальные аудиторские процедуры.

К таким факторам относятся:

-       характер выполняемой аудиторской организацией работы;

-       характер и степень сложности деятельности проверяемого экономического субъекта;

-       состояние его систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

-       необходимый уровень руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

Под термином «документация» понимаются материалы (рабочие документы), составляемые аудиторами и для аудитора или получаемые аудитором в связи с проведением аудита.

Аудиторские организации должны сами разрабатывать формы рабочей документации, если такие формы не предписаны актами, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Утвержденные внутрифирменными правилами (стандартами) формы рабочих документов, порядок заполнения, передачи и хранения должны быть доведены до каждого сотрудника, участвующего в их создании.

В рабочих документах должно содержаться обоснование аудитором всех существенных вопросов, по которым необходимо выразить свое суждение в тех случаях, когда требуется рассмотрение сложных принципиальных вопросов, в рабочие документы включаются соответствующие факты, которые были известны на момент формулирования выводов.

Объем рабочих документов зависит от профессионального суждения аудитора. Нет необходимости и нецелесообразно документировать каждый вопрос, рассматриваемый аудитором. В частности, недопустимо включать в состав рабочей документации копии первичных документов, оформленных надлежащим образом, не содержащих ошибок и соответствующих хозяйственным операциям, описываемым этими первичными документами. Вместо копий таких документов допустимо составление сводной таблицы с указанием перечня и правильности соответствующих первичных документов. При определении объема рабочих документов было бы полезно продумать, что может потребоваться другому аудитору для того, чтобы получить представление о проделанной работе, причинах принятия принципиальных решений, но не о деталях аудита.

Достаточность объема рабочей документации определяется руководителем проверки и контролируется участником комитета, при этом основными критериями являются наличие документов, подтверждающих выполнение аудиторских текстов по существу в соответствии с утвержденными программами аудита, соблюдение принципа целенаправленной проверки, обеспечение возможности сквозного прослеживания (по методу перекрестных ссылок) правильности (ошибочности) формирования отчетных данных.

2.2.Порядок оформления рабочей документации

Рабочие документы могут быть созданы аудиторской фирмой или получены от проверяемого экономического субъекта либо от других лиц. Но независимо от источников получения документов к их оформлению и содержанию предъявляются жесткие требования.

Рабочая документация находится, как правило, на бумажных бланках, хотя существуют иные носители или микрофильмы. Основное требование – обеспечение сохранности документов (они должны быть пригодны к использованию в течение установленного срока архивного хранения).

Такое же требование предъявляется к средствам, при помощи которых делаются записи в документах: они не должны с течением времени выгорать, исчезать или улетучиваться. Это, в частности, касается факсимильных сообщений и качества используемых дискет.

По каждому из клиентов аудиторской фирмы заполняются следующие папки:

-       постоянная папка;

-       ежегодная (текущая папка).

В постоянной папке размещается постоянная маломеняющаяся информация о клиенте, например:

-       копии пакета учредительных документов;

-       информация о главных акционерах (совладельцах);

-       данные об организационной структуре предприятия;

-       копии долгосрочных соглашений (с банком о займах, с собственными клиентами, с поставщиками), которые имеют значение для проведения аудита на протяжении многих лет;

-       копии нормативных документов, имеющие отношение к функционированию данного предприятия или предприятий некоторой специфической группы, к которой имеет отношение и организация клиента.

В ежегодной (текущей) папке размещаются текущие рабочие документы аудиторской проверки по итогам каждого конкретного финансового года. На каждый год по каждой проверяемой организации заводится отдельная текущая папка или (в случае значительного объема документации) комплект папок.

В текущей папке выделяют шесть разделов, обозначенных римскими цифрами, содержащих следующие документы:

(I) – копии документов бухгалтерской отчетности клиента, подлежащие проверке; копии наиболее важных регистров учета клиента, которые могут служить основанием для подготовки бухгалтерской отчетности; копия официального аудиторского заключения по данной бухгалтерской отчетности; копия письма аудиторов руководству проверяемой организации (подробного отчета аудиторов) по итогам работы;

(II) – документы, отражающие завершение аудиторской проверки: анкета старшего аудитора по итогам проверки; анкета проверяющего (партнера) по итогам проверки; перечни нерешенных вопросов; табели учета рабочего времени и другие документы (протоколы, записки), отражающие завершение работы и решение возникающих при этом проблем, копии актов приема-сдачи работы;

(III) – основные и сопроводительные документы, отражающие планирование работы: бланк данных по планированию аудита; копии договора (контракта) аудиторской фирмы с клиентом и документы (переписка), подтверждающие сведения такого бланка; информация о системе бухгалтерского учета и системе внутреннего контроля клиента; информация о компьютеризации системы бухгалтерского учета клиента и прочая информация, отражающая ход планирования аудиторских работ;

(IV) – перечень важных вопросов и замечаний, возникших в ходе работы с клиентом: список отмеченных проблем; регистры отмеченных отклонений; пункты письма руководству клиента (отчета аудитора) с соответствующими рабочими документами и пояснениями;

(V) – документы, отражающие непосредственный ход аудиторской проверки: схемы проверки конкретной области учета; программы проведения самостоятельных аудиторских процедур; аналитических процедур и проверок средств контроля; рабочие документы, непосредственно отражающие ход выполнения этих процедур и проверок; документы, обобщающие результаты проведения таких процедур;

(VI) – документы, не нашедшие своего места в других разделах папки: черновики, испорченные бланки, дубликаты документов и т.п.

Подразделы внутри данного раздела обозначаются латинскими буквами.

Для небольших предприятий – клиентов, а также для выполнения одноразовых заданий в порядке исключения допускается размещение постоянной и переменной информации о клиенте в одной и той же папке. В случае повторного обращения клиента в следующем году аудиторы, работающие с таким клиентом, обязаны разделить его документы в соответствующие отдельные папки.

Руководитель проверки с помощью других сотрудников, запланированных для участия в работе с конкретным клиентом, обеспечивает размножение соответствующего количества бланков, необходимых для работы, и доставляет их на место, где происходит аудиторская проверка.

2.3.Реквизиты рабочих документов аудиторов

Документы, которые входят в состав рабочей документации аудита и с помощью которых оформляются аудиторские процедуры и аудиторские доказательства (в том числе и документы, не подготовленные самими аудиторами, например ксерокопии документов клиента), должны содержать следующие обязательные реквизиты:

-       наименование документа;

-       наименование проверяемого экономического субъекта;

-       период, за который проводится аудит;

-       указание на текст проверки;

-       дату выполнения аудиторской процедуры или составления документа;

-       личную подпись лица, создавшего документ, и ее расшифровку;

-       дату проверки документа;

-       личную подпись лица, проверившего документ, и ее расшифровку.

Если документ многостраничный, то данные реквизиты указываются только на первой странице документа. Первая страница многостраничного документа должна содержать указание на количество страниц в этом документе (например, в скобках после названия документа). Все последующие страницы документа должны содержать подпись лица, подготовившего (получившего) документ, и подпись лица, проверившего документ, в левом верхнем углу документа.

Каждый рабочий документ должен в обязательном порядке содержать две подписи: подпись лица, подготовившего (получившего) документ, и подпись лица, проверившего документ, то есть руководителя аудиторской проверки. Если документ подготовлен (получен) руководителем проверки, то такой документ должен содержать также две подписи: подпись лица, подготовившего (получившего) документ, то есть руководителя аудиторской проверки, и подпись лица, осуществляющего контроль качества аудиторской проверки.[3]

Реквизиты оформляются чернилами темного цвета (черными, синими), либо в машинописном виде, если документ подготовлен с помощью средств вычислительной техники, при этом подписи выполняются вручную.

В документах, входящих в рабочую документацию аудита, все пометки от руки (кроме номеров рабочих документов и перекрестных ссылок) должны быть зеленого цвета.

Нумерация документов и ссылки, содержащиеся в одном документе на другие документы, должны выполняться записями красного цвета. Номера документов проставляются в правом верхнем углу.

Проверенные документы необходимо помечать специальными символами (галочками, крестиками, кружочками, звездочками) и давать внизу расшифровку этих символов (например, удачную сверку с информацией из другого источника или расхождение). Все различия и нестыковки целесообразно отметить на полях таблиц в конкретном суммовом выражении, короткие комментарии привести тут же, а при необходимости пространных комментариев можно сделать это в отдельном рабочем документе.

Не допускается наличие в окончательно оформленном файле рабочей документации каких-либо документов, не помеченных специальными символами или не содержащих перекрестные ссылки.

Разработанная в каждой аудиторской организации система должна быть оформлена в виде внутренней инструкции, с содержанием которой следует ознакомить под расписку всех сотрудников.

2.4.Завершение аудиторской проверки

По окончании работы с клиентом руководитель проверки обязан проверить порядок оформления папки клиента:

-       полноту документов, относящихся к выполнению аудиторского задания;

-       наличие и правильность нумерации страниц;

-       наличие в необходимых случаях перекрестных ссылок на другие рабочие документы..

После подготовки совместно с представителями клиента акта о выполнении работ руководитель проверки обязан подшить копию акта в раздел II папки сдать постоянную и текущую папки в архив.

Рабочая документация аудиторской проверки является строго конфиденциальной и подлежит хранению в специально оборудованных помещениях, исключающих случайное повреждение и (или) уничтожение и допуск без специального разрешения.[4]

Рабочие документы аудиторской проверки могут быть выданы сотрудникам аудиторской фирмы только в соответствии с необходимостью проведения последующей проверки или уточнения отдельных вопросов предыдущей проверки при наличии разрешения менеджера или куратора данного проекта.

Глава 3. Хранение рабочей документации

Рабочая документация является собственностью аудиторской организации, проводившей проверку. Каждя аудиторская фирма с учетом специфики деятельности и необходимости соблюдения требований нормативных актов должна применять меры по обеспечению сохранности рабочей документации. Такой порядок должен быть закреплен во внутрифирменном правиле (стандарте).

Рабочая документация конфиденциальна. Ни налоговые, ни какие-либо другие органы не имеют право требовать, а аудитор не вправе предоставлять рабочую документацию для проверок (кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством РФ). Аудиторская организация может, хотя и не обязана, предоставлять рабочую документацию клиенту. Предполагается, что такие меры позволят приводить в рабочей документации достоверную информацию о ходе проверки и обнаруженных при этом недостатках, поскольку аудитор не будет опасаться потерять доверие клиента.

Соблюдение требований конфиденциальности призвано также обеспечивать определенный порядок доступа сотрудников к ознакомлению с информацией, содержащейся в рабочей документации.[5] Целесообразно возложить ответственность за архив на конкретного сотрудника, который выдавал бы рабочие документы строго определенному кругу лиц под расписку и вел учет движения папок, как это принято в библиотеках.

Рабочую документацию необходимо сдавать в архив и хранить не менее пяти лет. Рабочие документы, касающиеся каждой конкретной проверки, необходимо хранить отдельно. Для этого создают постоянные и переменные файлы каждого клиента. На каждый ежегодный аудит можно заводить отдельную папку, а для крупных организаций – несколько папок. При проверки крупных филиалов или удаленных подразделений крупного экономического субъекта рекомендуется заводить полный комплект папок вне зависимости от того, является данное подразделение самостоятельным юридическим лицом или нет.

Архивирование аудиторских файлов является серьезной проблемой для аудиторских организаций. Допустим, что у аудиторской организации около 100 клиентов, а ширина типового твердого скоросшивателя – 7 см; получается 7 погонных метров папок. Если учесть, что на каждого клиента заводят как минимум две папки, каждый год добавляется еще по крайней мере по одной, а хранить их нужно пять лет, становится ясно, что хранить документацию в шкафе – не реально, понадобится специальное помещение со стеллажами, без окон, с надежной металлической дверью.

Должны быть предусмотрены меры по недопущению гибели или повреждения документов в результате пожара или наводнения, а также по предотвращению несанкционированного допуска.

Пропажа или кража этих документов или разглашение содержащихся в них сведений нанесет удар по репутации аудиторской организации.

Западные аудиторские фирмы стремятся переводить часть аудиторских файлов на микрофильмы, что позволяет хранить их в более компактом виде.

Примерная структура аудиторского файла и кодировки бланков представлена в Приложении 1.

Заключение

По результатам выполнения теоретической части данной работы можно сделать следующие выводы о делопроизводстве по организации и проведению аудита.

Рабочая документация аудитора– это документы, составленные аудиторами на всех этапах проверки, содержание достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации, аудиторские доказательства, описание способов и методов получения доказательств для формирования аудиторского мнения. Рабочая документация является собственностью аудиторской организации, проводившей проверку. Каждая аудиторская фирма с учетом специфики деятельности и необходимости соблюдения требований нормативных актов должна применять меры по обеспечению сохранности рабочей документации. Такой порядок должен быть закреплен во внутрифирменном правиле (стандарте). Рабочая документация конфиденциальна. Независимо от источников получения документов к их оформлению и содержанию предъявляются жесткие требования, обусловленные федеральным аудиторским стандартом «Документирование аудита».

Ведение делопроизводства в аудите продиктовано тем, что аудиторская организация должна документально оформлять все сведения, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Таким образом, значимость делопроизводства в аудиторском процессе заключается в оптимизации состава и содержания рабочей документации разделов учета и отчетности для повышения «читаемости» аудиторских файлов, а также обеспечения возможности контроля за обоснованностью аудиторских доказательств на всех уровнях, в том числе и самоконтроля исполнителя.

II.Решение практической ситуации

Исходные данные

Аудитор оказался в ситуации когда, не меняя мнения о достоверности финансовой отчетности вынужден выразить серьезное сомнение о возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом, то есть возникла проблема «действующего предприятия».

Требуется:

1.Указать вид аудиторского заключения.

2.Установить основные причины, служащие основанием для формулировки такого заключения.

Решение:

В ходе обязательного аудита все действия аудиторов направлены на достижение главной цели аудиторской проверки – формирование объективного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Это мнение и составляет содержание аудиторского заключения.

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В соответствии со стандартом аудитор может выразить свое мнение в одной из следующих форм:

1.Безусловно положительное аудиторское заключение.

2.Условно положительное заключение.

3.Отрицательное аудиторское заключение.

4.Аудиторское заключение, содержащие отказ в выражении мнения.

5.Безусловно положительно аудиторское заключение, но с выражением серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязанности в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом.

В данной задаче используется пятый вид заключения.

Составление такой формы аудиторского заключения - «Безусловно положительно аудиторское заключение, но с выражением серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязанности в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом» требуется для акционеров, с целью принятия ими определенных экономических решений.

Например:

Аудиторской организацией проводится проверка отчетности экономического субъекта ОАО «Атлант» за 2004 г. Проверка по существу выявила соответствие содержания синтетических регистров (оборотных ведомостей и карточек счетов) первичным документам, данных об активах и обязательствах – их фактическому наличию, а также соблюдение правил бухгалтерского учета при отражении операций на счетах во всех существенных аспектах.

Отчетность организации за 2004 г. признана достоверной.

Для выражения мнения о непрерывности деятельности проверяемого субъекта аудитор должен обратить внимание на платежеспособность предприятия. Наличие признаков неплатежеспособности ставит под сомнение непрерывность деятельности в течение 12 месяцев следующих за отчетным периодом.

По результатам анализа платежеспособности аудитор получил следующие доказательства степени снижения платежеспособности аудируемого субъекта: на начало года нормальная; на конец года платежеспособность недостаточная.

Таким образом, форма аудиторского заключения будет иметь вид «Безусловно положительно аудиторское заключение, но с выражением серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжать деятельность и исполнять свои обязанности в течение, как минимум, 12 месяцев следующих за отчетным периодом» требуется для акционеров, с целью принятия ими определенных экономических решений.

Выводы: Следовательно, основанием для составления такого заключения может служить ухудшение экономического состояния аудируемой организации, что является важной информацией для акционеров (для принятия ими определенных экономических решений). Так как есть перспектива неплатежеспособности и финансовой неустойчивости (банкротства) проверяемого экономического субъекта.

III.Составление программы аудита расчетов

с подотчетными лицами

Внутренние расчетные операции охватывают расчеты с подотчетными лицами. Эти расчеты производятся наличными денежными средствами и связаны с оплатой расходов организации. Поэтому внутренние расчеты относятся  аудиторами к зонам с повышенным контрольным риском, а их проверке уделяется особое внимание.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляется сплошным методом, поэтому для его проведения целесообразно привлекать ассистентов.

Состав первичных документов по расчетам с подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок – это авансовые отчеты, заявление на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетов с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставлять авансовые отчеты с документами по другим разделам учета.

Основными документами, которые необходимо подвергнуть изучению при проверке расчетов с подотчетными лицами, являются:

-       авансовые отчеты;

-       журнал регистрации авансовых отчетов;

-       приказы о направлении сотрудников в командировку;

-       список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;

-       приказы об утверждении смет представительских расходов.

Многочисленные и разнообразные операции по расчетам с подотчетными  лицами находят отражение в следующих регистрах  синтетического учета и отчетности:

-       баланс предприятия (ф. №1) (стр. баланса 236 – прочая дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев и стр. 628 – прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты);

-       отчет о движении денежных средств (ф.№4);

-       Главная книга;

-       журнал- ордер №7, объединяющий в себе аналитический и синтетический учет расчетов с подотчетными лицами (для журнально- ордерной формы счетоводства), иные регистры аналитического и синтетического учета расчетов с подотчетными лицами в зависимости от принятой на предприятии формы счетоводства.

Для сбора информации составлении программы аудита проверки расчетов с подотчетными лицами целесообразно использовать следующие вопросы.

Вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами

п/п

Вопрос

Вариант отчета

Информация или документ, который следует запросить

Назначаемая аудиторская процедура

Номер следу-ющего вопроса

Но-мер вы-вода

1

Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию

Нет

1

Да

Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды

«Подотчет 1.1.1»

2

Выдаются ли новые авансы лица, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам

Нет

2

Да

Журнал-ордер №7

«Подотчет 1.1.2»

3

Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия (приказы) при направлении работников в командировки

Нет

3

Да

Письменные распоряжения руководителя

«Подотчет 2.1.2»

4

Облагаются ли НДФЛ суточные сверх норм, возмещаемые по решению руководителя предприятия

Нет

4

Да

Приказ руководителя о возмещении

«Подотчет 2.2.1»

5

Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения

Нет

5

Да

«Подотчет 2.1.5»

6

Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах норм для целей налогообложения

Нет

7

Да

«Подотчет 4.1.2»

«Подотчет 1.1.1»- проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно- операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия;

«Подотчет 1.1.2»- проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;

«Подотчет 2.1.2»- проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;

«Подотчет 2.1.5»-проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм;

«Подотчет 2.2.1»-проверка удержания налога на доходы с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.

 «Подотчет 4.1.2»- проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм;

Программа аудита расчетов с подотчетными лицами

Проверяемая организация                                  

ООО «Галант»

Период аудита                                                        

с 01.01.04 по 31.12.04 гг.

Количество человеко - часов                                

350

Руководитель аудиторской группы                   

Иванов А.И.

Состав аудиторской группы                                

Иванов А.И., Савинов Д.С.

Планируемый аудиторский риск                        

4%

Планируемый уровень сущности                        

1%

№ п/п

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Период проведения

Исполнитель

Рабочие документы аудитора

1

Проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно- операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия.

В течение года

Иванов А.И.

Савинов Д.С.

Приказы, распоряжения

2

Проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;

Ежеквартально

Иванов А.И.

Авансовые отчеты, журнал- ордер№ 7

3

Проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

Ежеквартально

Иванов А.И.

Авансовые отчеты.

4

Проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия;

Ежеквартально

Савинов Д.С.

Приказы о приеме на работу, штатное расписание

5

Проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.

Ежеквартально

Иванов А.И.

Формы отчетности

6

Проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.

Ежемесячно

Иванов А.И.

Авансовые отчеты и приложенные к ним документы.

7

Проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;

Ежеквартально

Савинов Д.С.

Приказы о направлении в командировку.

8

Проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке

Ежеквартально

Савинов Д.С.

Авансовые отчеты, командировочные удостоверения.

9

Проверка правильности возмещения командировочных расходов.

Ежеквартально

Иванов А.И.

Приказ Минфина РФ от 06.07.2001г. № 49н

10

Проверка удержания налога на доходы с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.

Ежемесячно

Савинов Д.С.

Налоговый кодекс РФ гл.23

11

Проверка правильности выделения налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме командировочных расходов.

Ежеквартально

Савинов Д.С.

Налоговый кодекс РФ гл.21, инструкции, декларации по НДС.

12

Проверка правильности отражения в учете НДС по приобретенным подотчетными лицами материальным ценностям в розничной торговой сети и населения.

Ежеквартально

Савинов Д.С.

Налоговый кодекс РФ гл.21, инструкции, декларации по НДС.

13

Проверка соответствия фактических размеров представительских расходов сметам.

Ежегодно

Иванов А.И.

Письменные распоряжения руководителя и сметы

14

Проверка правильности ведения аналитического учета представительских расходов в пределах и сверх норм;

Ежеквартально

Иванов А.И.

Приказ Минфина РФ от 15 марта 2000года № 26н

15

Проверка правильности  выведения остатков на конец отчетного периода по расчетам с подотчетными лицами.

Ежемесячно

Савинов Д.С.

Главная книга, формы отчетности, журнал- ордер №7

16

Проверка соответствия записей в авансовых Отчетах и журнале- ордере № 7 «Расчеты с подотчетными лицами».

Ежемесячно

Савинов Д.С.

Журнал- ордер  № 7 , авансовые отчеты.

Руководитель аудиторской организации

М.В. Марьянова

Руководитель аудиторской группы

А.И. Иванов

Список литературы

1.     Зубова Е.В. Технология аудита: организация проверки, критерий проверочных процедур, рабочие документы. – М.: Аналитика-пресс. Аудиторская фирма ЦБА, 1999. – 75с.

2.     Кочинев Ю.Ю. Аудит. 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – 304с.

3.     Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 583с.

4.     Хоружий Л.И., Джикия К.А., Хоружий В.И., Сапьян О.Н. Документирвоание аудита. Учебное пособие. – М.: Издательство МСХА. 2003. 132с.

5.     Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 410 с.

Приложение А

Примерная структура аудиторского файла и

кодировка бланков

Раздел I. Отчетность

А – Аудиторское заключение.

В – Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

C – Сопроводительная записка к бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

D – Бухгалтерский баланс.

E – Отчет о прибылях и убытках.

F – Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами.

G – Прочие отчетные документы экономического субъекта.

Раздел II. Завершение работы

A – Анкета о завершении аудиторской проверки.

D – Обзор событий после отчетной даты.

C – Перечень отложенных дел.

D – Замечания и рекомендации для аудита следующего года.

E – Табели учета рабочего времени.

F – Переписка с экономическим субъектом.

G – Приемо-сдаточные и финансовые документы по договору с экономическим субъектом.

Раздел III. Планирование работы

A – Данные по планированию аудита.

B – Договор с экономическим субъектом (контракт, письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита).

C – Информация о деятельности клиента.

D – Лист предварительного планирования.

E – Описания системы бухгалтерского учета.

I – Данные об используемом программном обеспечении.

J – Общий план аудита.

Раздел IV. Замечания по ходу работы

A – Перечень существенных проблем.

B – Таблица обнаруженных отклонений.

Раздел V. Процедуры аудита

A – Аудит основных средств.

B – Аудит НМА.

C – Аудит финансовых вложений.

D – Аудит материально-производственных запасов.

E – Аудит дебиторской задолженности.

F – Аудит денежных средств.

G – Аудит собственного капитала.

H – Аудит заемных средств.

I – Аудит кредиторской задолженности.

J – Аудит реализации.

K – Аудит налогов и сборов.

L – Аудит заработной платы и связанных с ней выплат.

M – Аудит прочих доходов и расходов.

N – Аудит условных фактов хозяйственной деятельности.

Раздел VI. Вспомогательные бланки

A – Программа аудита.

B – Проверка средств внутреннего контроля.

C – Таблица определения выборки (сальдо).

D – Таблица определения выборки (операции).

E – Бланк документирования углубленных аналитических процедур.


[1] Хоружий Л.И., Джикия К.А., Хоружий В.И., Сапьян О.Н. Документирвоание аудита. Учебное пособие. – М.: Издательство МСХА. 2003. с.5.

[2] Зубова Е.В. Технология аудита: организация проверки, критерий проверочных процедур, рабочие документы. –М.: Аналитика-пресс. Аудиторская фирма ЦБА, 1999. – с..57

[3] Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Аудит: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с.218.

[4] Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебное пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с.217.

[5] Хоружий Л.И., Джикия К.А., Хоружий В.И., Сапьян О.Н. Документирвоание аудита. Учебное пособие. – М.: Издательство МСХА. 2003. с.17.