1 /

32000

1200

120000

15000

29000

4200

10 20

30

25

15

25

150

3.5

400

10 ;

18

31500

1250

110000

14000

28000

4100

15 20

25

20

20

24

150

3.5

400

10 1

19

3)000

1100

115000

13000

27000

4000

10 25

5

40

20

23

150

3.0

350

10 :

20

30500

1150

110000

12000

26000

4100

5 25

25

15

30

22

150

30

350

10 ;

21

30000

1050

100000

11000

27000

4200

5 20

25

10

20

21

125

2.0

250

10 ;

22

29500

1000

110000

10000

28000

4250

10 20

10

30

30

20

125

2.0

250

10 |

23

29000

1200

112000

9000

27000

4300

5 25

25

15

30

20

100

1.5

200

10 !

24

29500

1100

120000

10000

26000

4200

10 25

25

27

15

21

100

1.5

200

10 !

7-5

30000

1150

125000

11000

29000

4000

5 15

24

25

30

21

75

1,0

250

К) ;

Задача 3

Оценка влияния автомобильного транспорта на окружающую ^)>;д} 1. Исходные данные

1.1.   Фирма, осуществляющая автотранспортные услуги, имеет на балансе 5^с,1. грузовых автомобилей (М) и 30 единиц - легковых (л). Грузовой автотранспорт оснащен двигателями дизельного типа, легковой - карбюраторного (из которых 50 ° •.-. работают на этилированном бензине А-76,50 % -на этилированном бетаине А-93).

1-2. В среднем за день каждый автомобиль фирмы совершает 2 поездки со сре;щен скоростью 15 км (1) по территории города (численность населения 1,5 млн. человек (/.), площадь застройки (Б) - 62,5 тыс.га. Расход топлива на 100 км в юроде ;у!я карбюраторных двигателей -10 л, дизельных - 30 л.

1.3. В результате аудирования фирмы было установлено, что 10 % груювого автопарка имеют двигатели с превышением дымностн 75 %, 30 % - с превышением более чем на 3 %.

1.4.Выбросы загрязняющих веществ (3В), осуществляемые одним •автомобилем за I год характеризуются следующими данными (табл. 1)

__                                      Таблица !

I.' Для уменьшения отрицательного воздействия на атмосферу города фирма

должна осуществлять следующие мероприятия:

оснастить автомобили системами и устройствами снижения выбросов (каталитический нейтрализатор — цена на рынке 1 тыс. руб.) автомат пуска и подогрева (цена на рынке - 3 тыс. руб.); система улавливания паров топлива (цена на рынке - 3 тыс. руб.); система улавливания паров топлива (цена на рынке - 0.5 тыс. руб.). Данные устройства позволяют снизить выброс в атмосферу твердых частиц на 90 %, окиси углерода на 50 %, окиси азота на 30 %, углеводородов на 70%.

построить диагностический комплекс для определения технического состояния автомобилей (стоимость строительства здания   50 тыс. руб., стоимость оборудования - 40 тыс. руб.). Текущие затраты по эксплуатации комплекса — 4 тыс. руб. Данные мероприятия позволяют эксплуатировать автомобили без превышения норм выброса 3В.

-'. гадание

Определить:                                                   

-'.! Пла';\ за загрязнение атмосферы, вносимую фирмой в экологический фонд.

;' .'' Предотвращенный экономический ущерб от загрязнения атмосферы

анютранспортом фирмы.

? ^ Экономическую эффективность осуществления атмосфероохранительных

мероприятий:

а) для фирмы;

о'| для реципиентов (объектов воздействия). 3. Методика расчета.

." ; ! 1ла ;а за загрязнение рассчитывается по следующей формуле:

П,- р1* N ; .!;• р.    норматив пларты за 1 транспортное средство, устанавливается праишедьством субъекта Федерации ежегодно:

\. мпичссию грузовых автомобилей;

П,=р^п

р   ]>' же (габл. 1, строка 1)

г; - количество легковых автомобилей .

Мчата ча превышение норм выбросов рассчитывается по следующей

формуле:

П., =0,1* N * г; +0.5 ' п * г,

. ч..' • •: . [, - нормативы платы за сверхлимитные выбросы. ' ." 1'1<'дп']ира!цснны|"1 экономический ущерб я ретплате осуществления :.;г'.-;|1И)\'г.аин1,|х природоохранных мероприятии (и) рассчитывается по

> ;'":дошеи |'\)рм\'ле:                                                                 /'.'

и = у* М * б, где у - показатель удельного ущерба (от одного транспортного средства)'

В настоящее время из-за отсутствия надежных методик оценки инфляции затрат, 1-гз которых складывается экономический ущерб, а также отсутствия новых исследований по прямому счету ущерба предлагается брать вместо у норматив шшты за загрязнение, установленный местными органами управления.

М - приведенная масса 3В, усл.т.

б - показатель значимости загрязнения территории населенного пункта

б=р*0,1, где р - плотность населения в данном населенном пункте.

3.2.1. Рассчитываем приведенную массу 3В, выброс которых предотвращен в результате проведения атмосфероохранных мероприятий:

Мл^о^„ = (0,5т! А, -> 0,7 п^А; + 03т тдАз + 0,9 т4 А^ * N , М,руз<^,„ -= (03 т, а!+ 0,7 тг А, + 0,3 п^Аз + 0,9 т< А^) * N

3.2.2. Определение значений б в данной задаче. Для этого рассчитаем плотность населения

р = Ъ, чел/га          б == р * 0,1 (величина безразмерная) 5

3.2.3. Рассчитаем предотвращенный экономический ущерб в результате проведения атмосфероохранных мероприятий".

и = у * б * ( Мл,гк-..ь,х + Мгвузовь» )•

3.3. Экономическая эффективность осуществления атмосфероохраниых мероприятий.

3.3.1. Для реципиентов (объектов воздействия) рассчитывается по следующей

формуле

Кр-"___ ОЕ„К

!) В связи с отсутствием с 1996 г. регулярных обследований и прямого расчета \'шерба эталонных объектов загрязнения принимается равным численно нормативу платы за загрязнения атмосферы установленной платы 1, 525 руо I (для Свердловской обл. в 1992 1.)

Таблица 2

] 1

Вид транспортного средсгва

Годовой норматив платы за транспортное средство, тыс. руб

год .

| 1

Легковой автомобиль

91,8

'|2

Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым

две.

136,0

! 3

Автомобили, работающие на газовом топливе

47,6

1 4

Грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС

85,0

{ 5

Строительно-дорожные машины и с/х техника

17,0

'6

Пассажирский тепловоз

550,8

; 7

Грузовой тепловоз

727,6

!А-

Маневровый тепловоз

35,0

1 9 •

Пассажирское судно

510,0

По —

Грузовое судно

600,0

Ьг

Вспомогательный флот

168.0

Нормативы приведены с учетом коэффициента экологической значимости. Равного 2

Нормативные платы за сверхлимитные выбросы автомобилей с дизельными двигателями ;'".' превышении норм дымности.

Таблш '. •

Дымноеть, %

Без надува

Более 40 до 70

Более 7С

С надувом

Более 50 до 75

Более 7?

Размер платежа за 1 автомашину,

д,б

7000 0 (ч.,)

140000

Нормативы плащ м сверхлимитный выброс автомобилей с каромраюрными двигателями '•;.и превышении норм выбросов окиси ушерода

Гло-ж;. • ;

1 Содержаний СО | п ,„„ | Более 3.0 до 5.0

Более 50

' Объем, доп % | п „о,

Более 20 до 5.5

Более 5 5

1 Размер платежа за 1 ' : автомашину, руб. 1

7000.0(4,5)

14000 0(ч ;)

.

п - часюга крашения вала двигателя

Данные для решения задачи-№3

С)

''011

90

10

70

4.5.

775

135

II

Ч

3'!

600

2-1

.1.0

7

94

25

2,1

46

730

140

36

34 •

700

30

11

-8.

^

%

24

2..2

47

73,5

145

37

г

33

800

35

12 -1

9

530

73-'

?1

48

74П

150

ЗК

3

37

900

40

13

10

540

80

22

2.4

49

745

155

19

4

31

1000

45

14

11

550

81

?.!

?„5

50

7,50

160

40

1

30

1100

50

12

12

540

44

?4

51

75Д

110

41

?

2,9

1200

55

16

1;

450

91

24

2,0

£2

700

115

42

3

28

1300

60

17

14

520

87

22

2,3

53

705

120

,43

4

27

1400

.64.

I?

15

^1(1

89-

23

7 1

54

71П

125

44

1

76

1500

65

1.7

16

450

91

24

2,0

55

715

130

4?

2

40-

}б00

70

I? '

-II.

460

92

25

2,1

56

720

135

^

3

41

1700

75

15

!8

470

93

26

1,9

57

725

140

47

4

4?.

.1800

..ТО. .

14

19

480

94

?.7

1 ".

58

т

145

48

1

43

1900

75 . .

13

20

49(1

95

28

1 6

59

735

150

49

2

44

2000

72.

12

2;

500

85

29

1 7

60

740

155

ДЙ

3

45

1400

73

-)~1

510

86

29

1,8

400

745

160

51

4

46

1300

63

^-

2.1

480

87

30

1.9

41

700

110

52

]

47

900

400

9 1

2.1

490

88

31

2 1

42

705

115

53

->

39

800

30

8 !

^

500

89

32

2.2

43

710

120

54

.?

38

700

20

7 1

Определить токсическую экологическую  опасность твердых  01ходов, за1рязняю1цих почву, и плату за их размещение

1. Исходные данные

13 различных промышленных производствах Свердловской облает ежегодно образуются марганецсодержащие, мышьяксодержащие, свинецсодсржащие и хромсодержащие твердые отходы. Количество и основные химические элементы спходов приведены в таблице. Огходы хранятся на рельефе местносж и яв.чякпся птснциальным источником загрязнения почвы.

2 Задание

2.1. Провести ранжирование отходов по степени опасности дпя окру/каюшсн среды па основе расчета их токсической экологической опасности (ТЭО),

2.2. Указать элемент, предс1авляющий первоочередную опасность, к ог.\ч.1 н копиром он содержится.

2.Ч. Рассчитать тагу за размещение нормированных отходов и нла1у -е.! гх снсрхлимитное размещение.

^ Методика расчета

^.\. Ранжирование т-ходов по степени опасности для окружающей среды ис;|с'|ся пуюм расчета их ТЗО. и высчраивапия ч^юлешюго ряда и порядке \о|,[и;]цпя значений ТЭО огаодов. С>1хо.'ц>| с большими значениями Т'Х) янлякпся 1.Х11Ц-1.' опасными, чем следующие за ними.

1" к > - шчразмерная кслцчина