1 / |
32000 |
1200 |
120000 |
15000 |
29000 |
4200 |
10 20 |
30 |
25 |
15 |
25 |
150 |
3.5 |
400 |
10 ; |
18 |
31500 |
1250 |
110000 |
14000 |
28000 |
4100 |
15 20 |
25 |
20 |
20 |
24 |
150 |
3.5 |
400 |
10 1 |
19 |
3)000 |
1100 |
115000 |
13000 |
27000 |
4000 |
10 25 |
5 |
40 |
20 |
23 |
150 |
3.0 |
350 |
10 : |
20 |
30500 |
1150 |
110000 |
12000 |
26000 |
4100 |
5 25 |
25 |
15 |
30 |
22 |
150 |
30 |
350 |
10 ; |
21 |
30000 |
1050 |
100000 |
11000 |
27000 |
4200 |
5 20 |
25 |
10 |
20 |
21 |
125 |
2.0 |
250 |
10 ; |
22 |
29500 |
1000 |
110000 |
10000 |
28000 |
4250 |
10 20 |
10 |
30 |
30 |
20 |
125 |
2.0 |
250 |
10 | |
23 |
29000 |
1200 |
112000 |
9000 |
27000 |
4300 |
5 25 |
25 |
15 |
30 |
20 |
100 |
1.5 |
200 |
10 ! |
24 |
29500 |
1100 |
120000 |
10000 |
26000 |
4200 |
10 25 |
25 |
27 |
15 |
21 |
100 |
1.5 |
200 |
10 ! |
7-5 |
30000 |
1150 |
125000 |
11000 |
29000 |
4000 |
5 15 |
24 |
25 |
30 |
21 |
75 |
1,0 |
250 |
К) ; |
Задача 3
Оценка влияния автомобильного транспорта на окружающую ^)>;д} 1. Исходные данные
1.1. Фирма, осуществляющая автотранспортные услуги, имеет на балансе 5^с,1. грузовых автомобилей (М) и 30 единиц - легковых (л). Грузовой автотранспорт оснащен двигателями дизельного типа, легковой - карбюраторного (из которых 50 ° •.-. работают на этилированном бензине А-76,50 % -на этилированном бетаине А-93).
1-2. В среднем за день каждый автомобиль фирмы совершает 2 поездки со сре;щен скоростью 15 км (1) по территории города (численность населения 1,5 млн. человек (/.), площадь застройки (Б) - 62,5 тыс.га. Расход топлива на 100 км в юроде ;у!я карбюраторных двигателей -10 л, дизельных - 30 л.
1.3. В результате аудирования фирмы было установлено, что 10 % груювого автопарка имеют двигатели с превышением дымностн 75 %, 30 % - с превышением более чем на 3 %.
1.4.Выбросы загрязняющих веществ (3В), осуществляемые одним •автомобилем за I год характеризуются следующими данными (табл. 1)
__ Таблица !
I.' Для уменьшения отрицательного воздействия на атмосферу города фирма
должна осуществлять следующие мероприятия:
оснастить автомобили системами и устройствами снижения выбросов (каталитический нейтрализатор — цена на рынке 1 тыс. руб.) автомат пуска и подогрева (цена на рынке - 3 тыс. руб.); система улавливания паров топлива (цена на рынке - 3 тыс. руб.); система улавливания паров топлива (цена на рынке - 0.5 тыс. руб.). Данные устройства позволяют снизить выброс в атмосферу твердых частиц на 90 %, окиси углерода на 50 %, окиси азота на 30 %, углеводородов на 70%.
построить диагностический комплекс для определения технического состояния автомобилей (стоимость строительства здания 50 тыс. руб., стоимость оборудования - 40 тыс. руб.). Текущие затраты по эксплуатации комплекса — 4 тыс. руб. Данные мероприятия позволяют эксплуатировать автомобили без превышения норм выброса 3В.
-'. гадание
Определить: —
-'.! Пла';\ за загрязнение атмосферы, вносимую фирмой в экологический фонд.
;' .'' Предотвращенный экономический ущерб от загрязнения атмосферы
анютранспортом фирмы.
? ^ Экономическую эффективность осуществления атмосфероохранительных
мероприятий:
а) для фирмы;
о'| для реципиентов (объектов воздействия). 3. Методика расчета.
." ; ! 1ла ;а за загрязнение рассчитывается по следующей формуле:
П,- р1* N ; .!;• р. норматив пларты за 1 транспортное средство, устанавливается праишедьством субъекта Федерации ежегодно:
\. мпичссию грузовых автомобилей;
П,=р^п
р ]>' же (габл. 1, строка 1)
г; - количество легковых автомобилей .
Мчата ча превышение норм выбросов рассчитывается по следующей
формуле:
П., =0,1* N * г; +0.5 ' п * г,
. ч..' • •: . [, - нормативы платы за сверхлимитные выбросы. ' ." 1'1<'дп']ира!цснны|"1 экономический ущерб я ретплате осуществления :.;г'.-;|1И)\'г.аин1,|х природоохранных мероприятии (и) рассчитывается по
> ;'":дошеи |'\)рм\'ле: /'.'
и = у* М * б, где у - показатель удельного ущерба (от одного транспортного средства)'
В настоящее время из-за отсутствия надежных методик оценки инфляции затрат, 1-гз которых складывается экономический ущерб, а также отсутствия новых исследований по прямому счету ущерба предлагается брать вместо у норматив шшты за загрязнение, установленный местными органами управления.
М - приведенная масса 3В, усл.т.
б - показатель значимости загрязнения территории населенного пункта
б=р*0,1, где р - плотность населения в данном населенном пункте.
3.2.1. Рассчитываем приведенную массу 3В, выброс которых предотвращен в результате проведения атмосфероохранных мероприятий:
Мл^о^„ = (0,5т! А, -> 0,7 п^А; + 03т тдАз + 0,9 т4 А^ * N , М,руз<^,„ -= (03 т, а!+ 0,7 тг А, + 0,3 п^Аз + 0,9 т< А^) * N
3.2.2. Определение значений б в данной задаче. Для этого рассчитаем плотность населения
р = Ъ, чел/га б == р * 0,1 (величина безразмерная) 5
3.2.3. Рассчитаем предотвращенный экономический ущерб в результате проведения атмосфероохранных мероприятий".
и = у * б * ( Мл,гк-..ь,х + Мгвузовь» )•
3.3. Экономическая эффективность осуществления атмосфероохраниых мероприятий.
3.3.1. Для реципиентов (объектов воздействия) рассчитывается по следующей
формуле
Кр-"___ ОЕ„К
!) В связи с отсутствием с 1996 г. регулярных обследований и прямого расчета \'шерба эталонных объектов загрязнения принимается равным численно нормативу платы за загрязнения атмосферы установленной платы 1, 525 руо I (для Свердловской обл. в 1992 1.)
Таблица 2
] 1 |
Вид транспортного средсгва |
Годовой норматив платы за транспортное средство, тыс. руб год . |
| 1 |
Легковой автомобиль |
91,8 |
'|2 |
Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым две. |
136,0 |
! 3 |
Автомобили, работающие на газовом топливе |
47,6 |
1 4 |
Грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС |
85,0 |
{ 5 |
Строительно-дорожные машины и с/х техника |
17,0 |
'6 |
Пассажирский тепловоз |
550,8 |
; 7 |
Грузовой тепловоз |
727,6 |
!А- |
Маневровый тепловоз |
35,0 |
1 9 • |
Пассажирское судно |
510,0 |
По — |
Грузовое судно |
600,0 |
Ьг |
Вспомогательный флот |
168.0 |
Нормативы приведены с учетом коэффициента экологической значимости. Равного 2
Нормативные платы за сверхлимитные выбросы автомобилей с дизельными двигателями ;'".' превышении норм дымности.
Таблш '. •
Дымноеть, % |
Без надува |
Более 40 до 70 |
Более 7С |
С надувом |
Более 50 до 75 |
Более 7? |
|
Размер платежа за 1 автомашину, д,б |
7000 0 (ч.,) |
140000 |
Нормативы плащ м сверхлимитный выброс автомобилей с каромраюрными двигателями '•;.и превышении норм выбросов окиси ушерода
Гло-ж;. • ;
1 Содержаний СО | п ,„„ | Более 3.0 до 5.0 |
Более 50 |
|
' Объем, доп % | п „о, |
Более 20 до 5.5 |
Более 5 5 |
1 Размер платежа за 1 ' : автомашину, руб. 1 |
7000.0(4,5) |
14000 0(ч ;) . |
п - часюга крашения вала двигателя
Данные для решения задачи-№3
С) |
''011 |
90 |
10 |
70 |
4.5. |
775 |
135 |
II |
Ч |
3'! |
600 |
2-1 |
.1.0 |
7 |
5Ю |
94 |
25 |
2,1 |
46 |
730 |
140 |
36 |
34 • |
700 |
30 |
11 |
|
-8. |
^ |
% |
24 |
2..2 |
47 |
73,5 |
145 |
37 |
г |
33 |
800 |
35 |
12 -1 |
9 |
530 |
9К |
73-' |
?1 |
48 |
74П |
150 |
ЗК |
3 |
37 |
900 |
40 |
13 |
10 |
540 |
80 |
22 |
2.4 |
49 |
745 |
155 |
19 |
4 |
31 |
1000 |
45 |
14 |
11 |
550 |
81 |
?.! |
?„5 |
50 |
7,50 |
160 |
40 |
1 |
30 |
1100 |
50 |
12 |
12 |
540 |
44 |
7П |
?4 |
51 |
75Д |
110 |
41 |
? |
2,9 |
1200 |
55 |
16 |
1; |
450 |
91 |
24 |
2,0 |
£2 |
700 |
115 |
42 |
3 |
28 |
1300 |
60 |
17 |
14 |
520 |
87 |
22 |
2,3 |
53 |
705 |
120 |
,43 |
4 |
27 |
1400 |
.64. |
I? |
15 |
^1(1 |
89- |
23 |
7 1 |
54 |
71П |
125 |
44 |
1 |
76 |
1500 |
65 |
1.7 |
16 |
450 |
91 |
24 |
2,0 |
55 |
715 |
130 |
4? |
2 |
40- |
}б00 |
70 |
I? ' |
-II. |
460 |
92 |
25 |
2,1 |
56 |
720 |
135 |
^ |
3 |
41 |
1700 |
75 |
15 |
!8 |
470 |
93 |
26 |
1,9 |
57 |
725 |
140 |
47 |
4 |
4?. |
.1800 |
..ТО. . |
14 |
19 |
480 |
94 |
?.7 |
1 ". |
58 |
т |
145 |
48 |
1 |
43 |
1900 |
75 . . |
13 |
20 |
49(1 |
95 |
28 |
1 6 |
59 |
735 |
150 |
49 |
2 |
44 |
2000 |
72. |
12 |
2; |
500 |
85 |
29 |
1 7 |
60 |
740 |
155 |
ДЙ |
3 |
45 |
1400 |
73 |
|
-)~1 |
510 |
86 |
29 |
1,8 |
400 |
745 |
160 |
51 |
4 |
46 |
1300 |
63 |
^- |
2.1 |
480 |
87 |
30 |
1.9 |
41 |
700 |
110 |
52 |
] |
47 |
900 |
400 |
9 1 |
2.1 |
490 |
88 |
31 |
2 1 |
42 |
705 |
115 |
53 |
-> |
39 |
800 |
30 |
8 ! |
^ |
500 |
89 |
32 |
2.2 |
43 |
710 |
120 |
54 |
.? |
38 |
700 |
20 |
7 1 |
Определить токсическую экологическую опасность твердых 01ходов, за1рязняю1цих почву, и плату за их размещение
1. Исходные данные
13 различных промышленных производствах Свердловской облает ежегодно образуются марганецсодержащие, мышьяксодержащие, свинецсодсржащие и хромсодержащие твердые отходы. Количество и основные химические элементы спходов приведены в таблице. Огходы хранятся на рельефе местносж и яв.чякпся птснциальным источником загрязнения почвы.
2 Задание
2.1. Провести ранжирование отходов по степени опасности дпя окру/каюшсн среды па основе расчета их токсической экологической опасности (ТЭО),
2.2. Указать элемент, предс1авляющий первоочередную опасность, к ог.\ч.1 н копиром он содержится.
2.Ч. Рассчитать тагу за размещение нормированных отходов и нла1у -е.! гх снсрхлимитное размещение.
^ Методика расчета
^.\. Ранжирование т-ходов по степени опасности для окружающей среды ис;|с'|ся пуюм расчета их ТЗО. и высчраивапия ч^юлешюго ряда и порядке \о|,[и;]цпя значений ТЭО огаодов. С>1хо.'ц>| с большими значениями Т'Х) янлякпся 1.Х11Ц-1.' опасными, чем следующие за ними.
1" к > - шчразмерная кслцчина