Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.     Мониторинг отраслевой специфики кризисных предприятий………4

1.1. Отраслевые особенности реструктуризации народного хозяйства...4

1.2. Мониторинг отдельных отраслей…………………………………….5

1.3. Значение мониторинга отдельных отраслей……………………….10

2.     Мониторинг отраслей АПК…………………………………………..12

2.1. Агропромышленный комплекс: отраслевые особенности и

       направления структурной реформы………………………………..12

2.2. Пищевая промышленность………………………………………….15

2.3. Мониторинг ООО «Продукты Сибири»……………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...20

Список использованных источников……………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Становление рыночной экономики в России не могло не поставить перед обществом ряд новых проблем, самой важной из которых является проблема антикризисного управления. Это объясняется, прежде всего, тем, что одним из факторов современной российской экономики является неплатежеспособность большинства предприятий. Согласно официальной статистике более 56% отечественных предприятий имеют все признаки несостоятельности (банкротства) [2, с.123]. По неформальным критериям в настоящее время более 2/3 российских предприятий находятся в кризисном состоянии и являются потенциальными банкротами. Многие предприятия в силу причин, корни которых уходят в складывающуюся десятилетиями систему социалистического хозяйствования, до настоящего времени не сумели адаптироваться к новым экономическим условиям, чему способствовала общая политическая и экономическая нестабильность, непоследовательность в осуществлении рыночных реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, неэффективная налоговая политика и другие макроэкономические факторы.

Вместе с тем в обществе растет понимание того, что, несмотря на все трудности в развитии реального сектора экономики, многое зависит от самих предприятий, от их собственников и менеджеров, от их деятельности, направленной на достижение стабильности бизнеса, его способности противостоять влиянию негативных факторов. Решение этой задачи вполне возможно при становлении адекватной системы антикризисного управления. Однако формирование самой системы антикризисного управления невозможно без разработки приемлемой и признаваемой общественностью концепции антикризисного управления, форм, методов и механизмов, составляющих его суть.

В данной контрольной работе проведено исследование отраслевой специфики кризисных предприятий и их мониторинг. На практическом примере выявлены причины отдельный предприятий одной из отраслей

1.     Мониторинг отраслевой специфики кризисных предприятий

1.1.         Отраслевые особенности реструктуризации народного

          хозяйства

Становление рыночной экономики в России не могло не поставить перед обществом ряд новых проблем, самой важной из которых является проблема антикризисного управления. Это объясняется, прежде всего, тем, что одним из факторов современной российской экономики является неплатежеспособность большинства предприятий. Согласно официальной статистике более 56% отечественных предприятий имеют все признаки несостоятельности (банкротства) [2]. По неформальным критериям в настоящее время более 2/3 российских предприятий находятся в кризисном состоянии и являются потенциальными банкротами. Многие предприятия в силу причин, корни которых уходят в складывающуюся десятилетиями систему социалистического хозяйствования, до настоящего времени не сумели адаптироваться к новым экономическим условиям, чему способствовала общая политическая и экономическая нестабильность, непоследовательность в осуществлении рыночных реформ, неблагоприятный инвестиционный климат, неэффективная налоговая политика и другие макроэкономические факторы.

Государственная политика на мезоуровне (отраслевая структура и межотраслевые связи предприятий) предполагает проведение структурной реформы на уровне отраслей народного хозяйства.

Структурная реформа народного хозяйства преследует три взаимосвязанных цели:

1) сохранение и развитие научного и научно-технического потенциала с помощью государства на базе конверсии авиационной, ракето-космической, телекоммуникационной, атомной, судостроительной промышленности, экспорта вооружений и военной техники;

2) развитие на собственной финансовой базе экспортоспособных отраслей добывающей промышленности (нефтяная, газовая, горнорудная, алмазная, лесная) и химико-металлургического комплекса на базе более глубокой и комплексной переработки сырья;

3) освоение с помощью иностранных инвестиций новой номенклатуры продукции и технологий в отраслях с большим техническим отставанием (автомобильной и компьютерная промышленность и т.д.). Эти отрасли нуждаются в защите от конкуренции импорта в пределах, допускаемых международными нормами.

В России намечено снижение доли добывающих отраслей промышленности в 1999-2010 гг. с 16 до 10% и соответствующее повышение доли перерабатывающих отраслей. Рациональная структура народного хозяйства в обозримый период не может быть создана стихийно, на основе одних лишь рыночных стимулов. Для этого требуется активная государственная политика, включающая налоговую реформу, новую бюджетную политику, антимонопольное регулирование, преодоление инвестиционного кризиса. Структурная реформа может быть успешной лишь при переходе от обычной внешней торговли к устойчивому кооперированию промышленности стран СНГ с участием других стран Европы и Азии.

Механизм преобразования структуры народного хозяйства предполагает, во-первых, ликвидацию неэффективных и неперспективных предприятий, во-вторых, реорганизацию и оздоровление перспективных и, в-третьих, сооружение новых предприятий на современном научно-техническом уровне, прежде всего, в приоритетных отраслях [1].

1.2.         Мониторинг отдельных отраслей

Машиностроение определяет технический уровень всех отраслей народного хозяйства, экономическую безопасность и обороноспособность страны. Приватизация машиностроения проводилась ускоренными те5мпами.  Сегодня лишь у 30% промышленных и 48% научно-технических организаций в уставном капитале сохранилась доля государственной собственности. В 90-х гг. объем производства сократился вдвое. Доля мощностей по выпуску конкурентоспособных станков и машин не превышает 15%, По некоторым видам продукции от ½ до ¾ российского рынка занято импортом. Все это приводит к низкому уровню рентабельности и закрытию целых производств на отдельных предприятиях.

К числу основных направлений выхода из кризиса, имеющих особое значение для машиностроения можно отнести:

- прекращение производства устаревшей продукции, реализация неиспользуемых основных фондов (это существенно сократит издержки), выделение из заводов-гигантов рентабельных и ликвидация неперспективных производств;

- разработка, международная сертификация и  расширение выпуска, в том числе на экспорт, конкурентоспособной продукции;

- организация лизинга и поставок в кредит с рассрочкой на 5-10 лет;

- организация комплектных поставок оборудования «под ключ» с последующим сервисным обслуживанием, передачей ноу-хау, обучением кадров и др.;

- переход от массового к серийному производству транспортных средств и других видов техники на основе данных маркетинга с учетом запросов отдельных групп клиентов;

- возрождение научно-технической и опытно-экспериментальной базы комплекса, реализующей, в основном, не техническую документацию, а инновационные проекты с гарантируемым эффектом и оплатой в зависимости от объема продаж или прибыли у заказчика (роялти);

- повышение емкости внутреннего рынка машин с помощью налоговой и амортизационной политики, защитных импортных пошлин и нетарифного регулирования (при наличии аналогичной отечественной продукции) в пределах, допускаемых ВТО;

- развитие ФПГ, в том числе транснациональных и форм их кооперации со средним и малым бизнесом.

По расчетам зарубежных экспертов Россия в начале ХХI века производит менее 0,3% мирового объема наукоемкой продукции, однако пока еще располагает научной, кадровой и производственной базой доя восстановления своих позиций при условии реструктуризации наукоемких отраслей.

Все вышеперечисленное можно смело отнести и к таким отраслям, как аэрокосмическая промышленность, судостроение, электротехника, энергомашиностроение и других подотраслей машиностроительного комплекса.

Что касается автомобильной промышленности, то данная отрасль в России имеет большие перспективы. Для нее опасны две крайности: чрезмерные импортные пошлины избавят заводы от конкуренции, но обрекут на вечное отставание. Отказ от государственной поддержки в виде льготных кредитов, дифференцированных таможенных пошлин, поощряющих кооперацию и ввоз комплектующих, а не готовых изделий, лизинга автотехники с целевыми кредитами АПК и малому бизнесу и так далее приведет к захвату  рынка иностранными производителями.

Что касается компьютерной промышленности, то компьютерная индустрия России в обозримой перспективе не в состоянии освоить весь цикл производства и на равных конкурировать с мировыми грантами. Однако существуют большое число малых фирм, осваивающих промежуточные и конечные этапы сборки компьютерной технике.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает электроэнергетику,  нефтяную и нефтеперерабатывающую, газовую, угольную, и другие отрасли топливной промышленности. В каждой из них реструктуризация имеет существенные особенности. Пожалуй, ТЭК является одной из самых развитых отраслей народного хозяйства.

Природные ресурсы и развитость таких отраслей как химико-металлургический и лесной комплексы в докризисное время позволяют им сохранять предкризисное состояние.

Для внутреннего рынка особое значение имеет развитие агрохимического, фармацевтического и парфюмерно-косметического производства. Быстрая окупаемость вложений в эти отрасли позволит создать базу для реконструкции всего химического комплекса.

С химической промышленностью тесно связана фармацевтическая промышленность. Даже в условиях захвата зарубежными компаниями отечественного рынка в размере 60%, отечественная отрасль активно развивается. В данной отрасли очень много совместных предприятий, созданных в начале 90х годов, когда иностранным компаниям было выгоднее развивать производство в России. Были введены новые мощности по расфасовке, а затем и по впуску лекарств с гибкой переналаживаемой технологией по мировым стандартам. Малые фирмы организуют производство малотоннажных видов продукции (миниатюризация производств). В результате объем продаж медицинской и микробиологической промышленности стал расти. Создаются ассоциации фирм по разработке, производству, хранению и сбыту продукции.

Что касается легкой промышленности, то в условиях захвата рынка (от 60 до 80%) иностранными производителями, уже неоднократно предпринимались попытка государственных органов изменить ситуацию, однако это начало удаваться лишь в последние годы.

Кризис отраслей легкой промышленности предполагается преодолеть с помощью следующих мер:

- развитие малого бизнеса;

- развитие сырьевой базы (лен, хлопок);

- расширение экспорта тканей;

- перепрофилирование фабрик и заводов.

Легкая промышленность России располагает устойчивой сырьевой базой (лен, шерсть кожа), большим числом предприятий, для нее были характерны высокая рентабельность и оборачиваемость средств.  Сегодня приватизированы почти все предприятия отрасли.

Однако сегодня именно эта отрасль наряду с индустрией высоких технологий оказалась в наиболее глубоком кризисе. В России производство в легкой промышленности сократилось в 7 раз, мощности используются на 20%, ¾ предприятий – потенциальные банкроты.

Первое места среди причин кризиса занимает разрыв прежних, во многом нерациональных, но все-таки устойчивых хозяйственных связей.

Вторая проблема связана с неконтролируемым мелким (челночным) и крупным импортом готовой одежды. В России доля отечественной одежды сократилась на рынках до 20%.  До 3\4 одежды, трикотажа, обуви и так далее, приобретается на неорганизованных рынках (в основном за  счет «челноков» из Китая, Турции и так далее). Предприятия, вынужденные более 90% прибыли отдавать в виде налогов, платы за технику, энергию, содержание социальной сферы и так далее, не могут конкурировать с «диким» импортом.

Еще одна проблема легкой промышленности – утрата оборотных средств из-за инфляции, непомерных налогов и ссудных процентов, задержки расчетов и требований предоплаты.

Для возрождения легкой промышленности необходимо прежде всего перепрофилирование неперспективных и убыточных производств, техническое перевооружение и освоение конкурентоспособных ресурсосберегающих технологий, позволяющих быстро переналаживать оборудование на любой выгодный заказ. Отрасли остро необходимы современные службы маркетинга и моделирования товаров, целевые инвестиционные программы, включающие весь комплекс сопряженных отраслей, в том числе производства смесовых тканей (хлопок, лен и синтетические нити), красителей и т.д., а также кредиты для пополнения оборотных средств.

По сравнению со всеми вышеперечисленными отраслями практически отсутствует кризис в таких отраслях как строительство и транспорт, в которых произошли принципиальные изменения в структуре собственности предприятий.

Связь как отрасль народного хозяйства включает три самостоятельные структуры – почту, электросвязь и теле-радио-коммуникации.

В конце 90-х и в современный период перечисленные отрасли самостоятельно смогли одолеть глубочайший кризис и в данный момент не допускают повторения нового. Развитие связи осуществляется, в основном, за счет собственных и привлеченных средств, практически не используя государственные бюджетные средства. Современная рентабельность связи в целом стабилизировалась на уровне примерно 30%.

Дальнейшая реструктуризация отрасли включает:

- преодоление убыточности почтовой связи за счет развития новых видов услуг ( распространение ценных бумаг и страховых полисов, рекламы, подписки на печать, прием различных платежей, экспресс-почта и др.);

- освоение новых информационных технологий, включая использование международных оптико-волоконных и спутниковых систем связи, создание национальной информационной сети;

- снижение тарифов на услуги международной и междугородной телефонной связи при постепенной отмене перекрестного субсидирования за счет завышения тарифов для отдельных групп потребителей, а также преодоления неплатежей (теле- и радиокомпаний и т.д.) [3].

1.3.         Значение мониторинга отдельных отраслей

Мониторинг (в переводе с английского monitoring от латинского monitor – надзирающий) – это наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления [4,с.402-403].

Мониторинг применяется для анализа и изучения развития отраслей, межотраслевых связей предприятий с целью регулирования мезоэкономики. Системы мониторинга отдельных отраслей проводятся как на государственном уровне, так и на уровне крупных предприятий, изучающих внешнюю среду своего бизнеса. Для последних это стало возможно на основе широкого использования современной вычислительной техники, особенно персональных компьютеров.

Большая часть отраслей народного хозяйства имеет стратегическое значение, то есть от их развития зависит экономическая и национальная безопасность страны.

Поэтому проведение мониторинга стратегически важных отраслей народного хозяйства специальными государственными органами необходимо прежде всего для преодоления кризиса отечественной экономики в современный период, а также для планирования развития страны в будущем.

 

2.     Мониторинг отраслей  АПК

2.1.         Агропромышленный комплекс: отраслевые особенности и направления структурной реформы

В 90-х годах в агропромышленном комплексе (АПК) России создана многоукладная экономика. В сельском хозяйстве насчитывается 27 тыс. предприятий (среди них 2/3 – общества, товарищества и кооперативы и лишь примерно 10% принадлежат государству), 280 тыс. крестьянских (фермерский хозяйств), свыше 16 млн. личных хозяйств, более 22 млн. коллективных садов и огородов. В 30 подотраслях пищевой промышленности действует около 15 тыс. предприятий, более 1/3 из них – частные, а более ½ основаны на смешанной собственности.

Индивидуальные хозяйства производят свыше 55% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе основную часть картофеля, овощей, фруктов и ягод. Однако доля фермеров в этом объеме составляет всего 4-5%.

Главной проблемой АПК является низкая техническая оснащенность, преобладание давно устаревших технологий, а в результате – высокая себестоимость продукции, несмотря на низкую оплату труда. Из-за этого половину товарооборота продовольственных товаров к концу 90-х годов занял импорт, что подрывает основы экономической безопасности страны, ведет к сокращению числа рабочих места и объема финансирования АПК.С учетом всех видов дотаций и компенсаций ¾ сельскохозяйственных предприятий убыточны.

В 1990-1998 гг. вложения в производственное строительство АПК уменьшились более чем в 25 раз. Коэффициент обновления основных фондов пищевой промышленности снизился до 1% в год, а их износ в ряде подотраслей достиг 70%. В то же время в ряде регионов объем производства сельскохозяйственной продукции стабилизировался, а в пищевой промышленности (особенно в кондитерской, мукомольно-крупяной, хлебопекарной, мясомолочной) начал расти.

Обобщение опыта успешно хозяйствующих фирм позволяет выделить основные направления реструктуризации АПК:

- завершение земельной реформы с целью превращения аграрных предпринимателей в реальных собственников (выдача свидетельств собственникам земельных долей и имущественных паев, государственная кадастровая оценка земли и регистрация прав на участки, правовое регулирование аренды и рыночного оборота земли при контроле за ее целевым использованием);

- выделение бюджетных средств на безвозвратной основе не в виде дотаций, а преимущественно на развитие инженерной инфраструктуры, газификацию и электрификацию села, дорожное строительство, развитие науки, племенного животноводства и элитного семеноводства, обучение кадров;

- развитие лизинга техники для АПК, в том числе международного, ипотеки как основы долгосрочных инвестиций, кредитования закупок продукции, сезонных затрат и запасов, стартовой поддержки малого бизнеса, в том числе фермеров со стороны коммерческих банков, кредитных кооперативных товариществ и так далее;

- кредитование (товарное или денежное) сельского хозяйства поставщиками средств производства и предприятиями пищевой промышленности, создание региональных компаний по отбору на конкурсной основе лизинговых посредников и обслуживанию сельскохозяйственной техники;

- развитие сельскохозяйственного страхования при поддержке государства;

- развитие рыночной системы сбыта продукции на базе конкурсной организации поставок в федеральный и региональный фонды, товарных бирж, оптовых и мелкооптовых рынков и т.д.;

- агропромышленная интеграция на основе создания комбинатов, концернов, кооперативов и других структур по производству, переработке, хранению и сбыту продукции, а также различным видам сервиса;

- развитие малого бизнеса, особенно в труднодоступных и депрессивных регионах;

- освоение производства новых продуктов питания – детского, диетического, для быстрого приготовления, соков, йогуртов, с использованием сои, пектина, витаминов, ферментов, новых сахаристых веществ и других ценных пищевых добавок;

- освоение новых ресурсосберегающих технологий (совмещение операций при обработке почвы  посеве, реализация особых агротехнических программ для каждого участка с учетом особенной его почвы, особых режимов кормления для разных групп скота, комплексная переработка сырья с использованием всех сопутствующих продуктов и т.д.);

- развитие экономических методов хранения и перевозки продуктов, их упаковки, и расфасовки в современную тару;

- развитие эффективного рыболовства, промышленного рыболовства, в том числе на внутренних водоемах и воспроизводства морепродуктов.

Продовольственная безопасность страны достигается, если не менее 80% жизненно важных видов конечной продукции пищевой промышленности, в объеме, соответствующем нормам питания, производится в стране.

В этой связи весьма тревожно увеличение импорта продовольствия из стран дальнего зарубежья. В 90-х гг. импорт мяса и мясопродуктов из этих стран вырос в 5 раз. Из-за низкого уровня механизации и отсталой технологии импортная продукция из дальних стран оказывается дешевле, чем собственная. В итоге рабочие места ликвидируются, валюта проедается, а не инвестируется.

Так, ежегодно потребление сахара  в России составляет примерно 4,0-4,8 млн. т., из них 95 российских заводов производят 3,1 млн. т. – половину из отечественной свеклы, половину из импортного сырца (главным образом, тростникового). Импорт составляет 1,4 млн. т (в том числе 90% с Украины). Самообеспечение сахаром невозможно, так как посевы сахарной свеклы сократились, урожайность и сахаристость свеклы снизились. Из-за роста тарифов на энергию и перевозки, более высокой оплаты труда, старого оборудования (к 2010 году все оно выработает ресурс) и неполной загрузки (менее 30% мощности) себестоимость сахара в России намного выше, чем на Украине.

В интересах своих заводов Россия ввела 10% НДС и 25% пошлину на ввоз сахара с Украины. Импорт от соседей сократился в 10 раз. Однако доходы бюджета не выросли, так как Украина ввела НДС на российские товары. Третьи страны заняли ее место на рынке и стали скупать акции завов в обеих странах. В 1998 году НДС был отменен, введена беспошлинная квота (600 тыс. т. в год). Обеспечение продовольственной независимости предполагает совместное регулирование рынка (в большинстве стран 70-80% рынка сахара контролируется государством и лишь 20-30% идет в полностью свободную продажу), приобретение российскими импортными фирмами акций украинских заводов, создание транснациональных компаний (ТНК). Иначе в ближайшие годы сахарная промышленность России развалится и цены на этот важный продукт будут формироваться за ее пределами.

То же касается соли. Из-за сокращения разведанных запасов и нарушений гидрохимического режима на озерных месторождениях в Астраханской области и Алтайском крае добыча соли в России в 1990-1997 гг. сократилась более, чем вдвое. Из 9,5 млн. т. соли (2 млн. т. потребляет пищевая промышленность и сельское хозяйство), 90% импортируется в основном с Украины.

2.2. Пищевая промышленность

В первой половине 90-х годов производство мясных, молочных и кондитерских продуктов сократилось из-за снижения покупательского спроса, разрыва прежних хозяйственных связей, конкуренции импорта. Лишь выпечка хлеба, заменившего более дорогие продукты питания, продолжала расти.

В конце 90-х годов ситуация изменилась. В России из 20 наиболее динамично развивающих компаний по списку «Эксперт – 200» к пищевой промышленности относится семь, из 20 фирм с наибольшим объемом реализации в расчете на одного работника – 8, из 20 компаний с наибольшей рентабельностью – шесть. Растет производство в кондитерской, маргариновой, пиво-безалкогольной отраслях.

Этому способствует рост спроса населения на отечественную продукцию, более дешевую и высококачественную (в связи с меньшими сроками транспортировки и хранения, отсутствием консервантов и так далее). Так, в России доля забракованных импортных сыров, мясных консервов, круп (34-64%) более, чем вдвое, рыбопродуктов и сливочного масса (32-65%)) – в полтора раза превысила соответствующие цифры по отечественной продукции.

Развитию отрасли способствуют удорожание импорта и уменьшение в конце 90-х годов «ножниц» цен на промышленную продукцию для села и конечную продукцию АПК.

В пищевой промышленности появились крупные корпорации и холдинги. Первоначально в этой отрасли основная часть акций (в России – 85%) оказалась в руках трудового коллектива, что сделало отрасль непривлекательной для внешних инвесторов. В середине 90-х годов на рынке возросла роль «brand name» - торговых марок широко известных компаний. Так, корпорация «Вимм-Биль-Данн» в Подмосковье за четыре года увеличила выпуск соков с 8 до 100 млн. литров и завоевала рынок соков и молочных продуктов в центре России. Кондитерские АО «Красный октябрь» и «Бабаевское» приобрели фабрики в ряде регионов и сформировали крупные холдинги. Такие же процессы происходят в мясной и ликеро-водочной индустрии.

В пищевой промышленности развитых стран масштабы концентрации производства гораздо выше. Корпорации «Нестле», «Юнилевер», «Марс» и другие производят глобальные (распространенные во многих странах мира) продукты. В последние годы происходит все большее число слияний, позволяющих удешевить производство и сбыт. Так, объединение фирмы «Гиннес» и «Гранд метрополитен» (Англия) позволило создать альянс, контролирующий 5% мирового рынка алкогольных напитков (более 150 наименований, объем продаж – 14 млрд. ф. ст. в год).

Увеличение импортных пошлин стимулировало приток иностранных инвестиций. Так, повышение пошлин на ввоз маргарина (с 5 до 15%)заставило импортеров для сохранения позиций на рынке снизить на 1/3 контрактные цены, увеличить расходы на рекламу. Хотя в итоге доля импорта выросла (в 1995-98 гг. с 45 до 65%) ряд корпораций решил строить заводы в России. По такому же пути пошли ТНК «Марс» (завод в Ступине), Cadbury Schweppers (фабрика в Чудове Новгородской области), Stollwerck (фабрика в Покровке  Владимирской области) и др.

Быстро растет индустрия детского и диетического питания. Удорожание импорта после девальвации рубля в 1998 году способствовало реструктуризации всех отраслей и подотраслей АПК при условии активной государственной политики и освоения предприятиями современного менеджмента.

3.3. Мониторинг ООО «Продукты Сибири»

Предприятие ООО «Продукты Сибири» является частным предприятием, созданным частным лицом 3 года назад в г.Новосибирске. Сфера деятельности – изготовление продуктов глубокой заморозки.

Данное предприятие является малым предприятием. Основная сфера деятельности – производство. Однако предприятие создало уже также сеть фирменных отделов по продаже своих продуктов в розничной и мелкооптовой торговых сетях. Производственная деятельность в пищевой промышленности является выгодной в современных условиях, однако в целях повышения конкурентоспособности предприятия и снижения риска деятельности на рынке пищевых продуктов предприятие вынуждено дифференцировать свою деятельность и параллельно с производством заниматься также и торговой деятельностью.

В России в течение последних 5 лет заново создается индустрия продуктов глубокой заморозки для быстрого приготовления (пицца, изделия из картофеля, выпечка, супы, рыба, овощи, салаты, сэндвичи  и так далее). Распространение микроволновых печей, автомобилизация, увеличение доли работающих женщин расширили этот рынок в странах ЕС в 1995-99 гг. с 48 до 54 млрд. долл. (прогноз на 2005 гг. – 69 млрд. долл.). Все чаще каждый член семьи сам покупает полуфабрикаты с учетом своих вкусов, затрачивая на приготовление обеда всего несколько минут.

Все это создает благоприятные условия для развития производства ООО «Продукты Сибири». Данное предприятие специализируются на глубокой заморозке таких продуктов, как фрукты, овощи, ягоды, грибы, мясные и морепродукты.

Все продукты от данной торговой марки (предприятие называется также как и торговая марка, под которой продает свои продукты) – «Продукты Сибири» - успешно конкурируют с импортными продуктами-аналогами (с венгерскими, польскими, болгарскими и др.). Это достигается за счет того, что цена на аналогичные продукты от «Продуктов Сибири» на порядок ниже, чем на импортные продукты. Однако, при всем при этом качество товаров от «Продукты Сибири» уступают импортным товарам, но незначительно (оформление товара, некоторые вкусовые характеристики продуктов). Однако товары успешно конкурируют, так как заняли на рынке различные нити. Товары «Продукты Сибири» успешно покупают потребители с более низкими доходами.

Преодолеть низкое качество своих продуктов предприятие может с помощью изучения технологий зарубежных в области изготовления продуктов глубокой заморозки, а также с помощью своевременной замены оборудования, новинки которого позволяют влиять на вкусовые характеристики изготавливаемых продуктов.

Предприятие «Продукты Сибири» действует в основном на местном рынке и начинает осваивать близлежащие региональные рынки. Все это позволяет обеспечить достаточные объемы сбыта, необходимые для обеспечения высокой рентабельности своего производства.

Достаточная прибыль предприятия может позволить диверсифицировать собственную деятельность. Узкая специализация предприятия на продуктах глубокой заморозки позволит тщательно изучить технологию изготовления продуктов и обеспечить им достаточно высокое качество на уровне импортных продуктов.

Продукты глубокой заморозки являются «модным» продуктом питания, так как сегодня в моде динамичный деловой, спортивный образ жизни. В «моде» также здоровый образ жизни. А именно потребление подобных продуктов позволяет поддерживать данный образ жизни, так как данный продукт быстр в приготовлении, а также содержит в себе все витамины и другие полезные вещества свежее сорванных фруктов и овощей.

Все это позволит в будущем предприятию расширять свою деятельность, так на производимые им продукты наблюдается достаточно устойчивый спрос.

Заключение

Проблема предотвращения банкротства предприятий, их выживания в обстановке перманентного кризиса очень беспокоит российское общество. Как показала практика, система мер, именуемая антикризисным менеджментом, в случае ее успешного практического применения способна реально помочь терпящим бедствие компаниям.

Но еще более эффективна она при осуществлении мероприятий, направленных на своевременное предотвращение кризисных явлений, на оздоровление экономики предприятия, на упрочение его финансов. Практически все банкротства происходят из-за неудовлетворительного руководства бизнесом. Именно поэтому проблема оптимизации менеджмента, использования всего лучшего, накопленного мировой и российской практикой в данной области, выходит ныне на передний план.

Для предотвращения кризиса или его устранения необходимо проведение мониторинга не только собственной компании, но также и отрасли, к которой данное предприятие относится.

Мониторинг – это наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления или процесса, анализ их деятельности как составная часть управления. Мониторинг применяется для анализа и изучения развития отраслей, межотраслевых связей предприятий с целью регулирования мезоэкономики. Системы мониторинга отдельных отраслей проводятся как на государственном уровне, так и на уровне крупных предприятий, изучающих внешнюю среду своего бизнеса. Для последних это стало возможно на основе широкого использования современной вычислительной техники, особенно персональных компьютеров.

Список использованных источников

1.     Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А.Александрова. – М., 2002. – 544 с.

2.     Россия в цифрах: краткий статистический сборник. – М., 2004. – 345 с.

3.     Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. – СПб., 1999. – 380 с.

4.     Большой экономический словарь /Под ред. А.Б.Борисова. – М., 2002. – 678 с.

5.     Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура / Под ред. Г.А.Александрова. – М., 2002. – 544 с.

6.     Мазур И.И. Реструктуризация предприятий и компаний. – М., 2001. – 453 с.

7.     Антикризисное управления / Под ред. Иванова Г.П. – М., 1999. – 317 с.

8.     Антикризисное управление предприятиями /Под ред. А.Н. Ряховской. – М., 2000. – 251 с.

9.     Жуков В.И. Антикризисное управление. – М., 2002. – 269 с.

10.           Курошева Г.М. Антикризисное управление предприятием. – СПб., 2003. – 289 с.

11.           Антикризисный менеджмент / Под ред. Грязновой А.Г.-  М., 1999. – 366 с.