Министерство общего и специального образования РФ
Новосибирский государственный педагогический университет
Кафедра педагогики и психологии исторического факультета
Курсовая работа
Лицеи России: прошлое и настоящее
Выполнила: студентка 3 курса
ИФ /отд. ИМК/
Лапшина А.В.
Научный руководитель:
к.п.н., доц. каф. В.П. Пивченко
Новосибирск – 2005
Оглавление
Введение. 3
1. Истоки и становление лицейского образования в России. 5
2. Сущность современного лицейского образования. 13
3. Опыт современного российского лицея. 17
4. Перспективы и проблемы лицейского образования. 26
Заключение. 29
Список литературы.. 31
Введение
Прошло более десяти лет, как начались радикальные реформы в стране. Большие изменение произошли и в образовании. Они традиционно связаны с изменениями в содержании учебного материала (новые темы, новые предметы), а так же внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, позволяющих детям лучше усваивать предлагаемый программой материал.
Серьезный вклад в исследование проблем лицейского образования XIX века внес А. Д. Егоров. Его работы содержат огромный фактический материал -учебные планы, списки учащихся и преподавателей, описания учебных занятий, внеурочной деятельности лицеистов, системы поощрений и наказаний, позволяющий провести сравнительный анализ и выявить общие тенденции развития, содержания образования и воспитания в лицеях России XIX - начала XX века.
Проблемы лицейского образования исследуются в современной науке и практике по различным направлениям:
1) определяется статус современного лицея;
2) разрабатываются принципы составления учебных планов применительно к целям и задачам этих учебных заведений;
3) изучаются инновационные методы обучения в современных лицеях;
4) определяются пути вовлечения лицеистов в неформально организуемую творческую деятельность.
Объектом исследования выступает опыт организации педагогического процесса в лицеях России.
Предметом исследования является организация образовательного процесса в современном лицее.
Цель исследования - теоретическое обоснование и выявление качественной характеристики современного лицейского образования с учетом его исторических традиций.
Задачи исследования:
- выявление,сущностньгх характеристик лицеев, их традиций;
- определение места лицеев в системе поливариативного образования, реализующих различные направления, уровни и функции образовательно-профессиональных программ;
- обоснование правомерности учреждения и формирования новой организационно-учебной структуры как образовательной модели формирования интеллектуального потенциала страны.
Гипотеза исследования: возникновение лицеев в России в конце XX века исторически обусловлено и они будут педагогически и социально целесообразны в том случае, если:
- будет продуктивно использован исторический опыт и традиции лицеев прошлого;
- парадигма их образовательного процесса будет отвечать потребностям общества и ребенка, то есть характеризоваться вариативностью, интерактивностью и альтернативностью;
- образовательная лицейская среда будет носить развивающий характер, благодаря использованию передовых технологий.
§1. Истоки и становление лицейского образования в России
Название лицей возникло в глубокой древности. В Афинах одна из окраин города, где стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства - называлась Ликей. Одним из прозвищ Аполлона было «Ликейский». В обширном и прекрасном саду храма находился знаменитый «гимнасий». Это был прототип лицея.
Исследование немногих источников, отражающих отдельные аспекты учебного процесса, позволяет определить главную идею лицейского образования - истина приобретается в диалоге между людьми. Аристотель - с ним связан важнейший этап развития лицея - стоял за обучение через общение и воспитание. При этом главная задача учителя, по его мнению, - развить, заложенные природой способности и склонности.
Несмотря на то, что лицей и подобные ему школы не могли принести пользу многим, основные идеи этих школ с их гуманистическими идеалами жизни, благоприятными условиями для личного развития и для достижения счастья, с их обрядами посвящения, с большой, часто абсолютной властью над учениками - стали востребованы в России в эпоху реформ в начале ХIХ века, когда возникла необходимость в образованных личностях, готовых послужить Отечеству.
Лицей в России - сословное привилегированное учебное заведение для детей дворянской знати, готовившее высших государственных чиновников всех ведомств. Лицеи имелись в ряде городов[1].
Наиболее известны:
· Решельевский лицей
· Ярославский юридический лицей
· Нежинский лицей
· Царскосельский лицей.
Каждый из них имел свои традиции[2].
Решельевский лицей.
Открыт в Одессе в 1817 году по замыслу герцога А.Э.Решелье. Это среднее учебное заведение повышенного типа. В 1865 году по инициативе Н.И.Пирогова на базе лицея открыт Новороссийский университет.
Ярославский юридический лицей.
Открыт в 1803 году горнопромышленником Демидовым. Это высшее юридическое учебное заведение с правами университетских юридических факультетов. Профиль лицея несколько раз менялся: Ярославское демидовское высших наук училище (1803-1833 гг.); Демидовский лицей (1833-1868 гг.), который давал экономическое образование на базе отечественного законоведения; Демидовский юридический лицей (1868-1917 гг.).
В период с 1846 по 1849 гг. в лицее лекции читал К.Д.Ушинский.
В 1918 году лицей преобразован в Ярославский университет.
Нежинский лицей
Основан в 1820 году на средства князя А.А.Безбородко. Профиль лицея неоднократно менялся: гимназия высших наук (1820-1832 гг.); физико-математический лицей (1832-1840 гг.); юридический лицей (1840-1875 гг.); историко-филологический институт (1875-1920 гг.)
С 1920 года - педагогический институт. В числе воспитанников лицея был Н.В.Гоголь[3].
Царскосельский лицей
Мысль об учреждении
Царскосельского лицея возникла у Александра I. Поначалу лицей был задуман для
воспитания своих младших братьев - Николая и Михаила, совместно с детьми
знатных фамилий. Позже от этого намерения отказались, но лицей был основан. Он
занял помещения в самом царском дворце. Лицей был закрытым учебным заведением для
дворян, с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по
рекомендациям влиятельных лиц. Так, Александр Пушкин был принят при поддержке
А.И.Тургенева. В лицей принимали с
Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не предавали особого внимания религиозным обрядам и убеждениям.
Царскосельский лицей был первым учебным заведением в России, где не предусматривались телесные наказания.
Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, их должны были называть только на «Вы». К фамилии обязательно добавлялось обращение «господин». Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками правилами позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее. Занятия проводились с 1 августа по 1 июля, каникулы один месяц - июнь.
в
20.30 - ужин.
До 22.00 - чтение, игры.
22.00 - вечерняя молитва, сон.
Обязательными были прогулки на воздухе в любую погоду. Вечером лицеисты играли в зале в мяч.
По средам и субботам - танцы или фехтование.
Каждую субботу - баня.
Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М.М.Сперанского. Он и другие прогрессивные деятели В.Ф.Малиновский и др. Стремились к воспитанию «новых людей», которые в последствии могли осуществить преобразования России.
Цели и содержание работы лицея были определены уставом. В нем отмечалось, что лицей учреждается с целью образования юношества для государственной службы и что лицей приравнивается к российским университетам.
Предусматривалось общее образование (без специальности), но с преобладанием гуманитарных наук. Нравственные науки должны были стать основными.
Воспитанникам предстояло изучить библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, логику, историю религии и др. Второе место занимают математические и физические науки.
Преподавание словесности должно было стать для лицеистов «упражнением разума».
К изящным наукам Устав относил чистописание, рисование, танцы, гимнастические упражнения, фехтование, плавание, верховую езду. Планировалось преподавание военных наук. Учебные предметы в лицее разделялись на два курса:
начальный
окончательный.
Каждый курс длился 3 года.
В начальный курс входили:
· грамматика языков: русского, французского, немецкого, латинского
· первоначальные основы: Закона Божьего, философии нравственной, логики
· арифметика
· геометрия
· часть алгебры
· тригонометрия
· начала физики
· российская история
· хронология
· история иностранная
· география
· первоначальные основания изящной словесности
· правила риторики
· изящные искусства и гимнастические упражнения: рисование, плавание, верховая езда и др.
Окончательный курс включал в себя:
· нравственные науки
· физические науки
· математические науки
· словесность
· изящные искусства и гимнастические упражнения
· гражданскую архитектуру.
Самое большое число часов отводилось на грамматику, словесность, историческим наукам, иностранным языкам.
Обучение шло и духовному пению. Разнообразны и предметы, способствующие духовному развитию: рисование, пение, музыка, занятия литературы.
Обучение возлагалось на профессоров.
С 30-ю воспитанниками занимались шесть профессоров и адъюнкты - помощник профессора.
Профессора в присутствии директора проводили испытания каждые полгода.
Исходя из успехов воспитанников, специальная конференция профессоров решала, кто из лицеистов достоин выпуска в государственную службу и через министра просвещения представляла свое заключение на усмотрение императора.
Но лицейская система менялась, что связано с требованиями жизни. Постепенно важное место в ней занял Закон Божий, теперь усиленно внедрялось религиозность, чинопочитание, послушание. В 1844 году лицей переведен из Царского села в Петербург и назван Александровским лицеем. За 100 лет он выпустил 1818 воспитанников. В 1918 году лицей был ликвидирован. Вся лицейская система рухнула вместе с дореволюционной системой образования[4].
Сейчас, после длительного перерыва, лицейская система возрождается.
Сейчас лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов.
Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам с осуществлением ранней профилизации учащихся и их подготовки к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в высшем учебном заведении.
Сейчас, как никогда возрастает потребность в расширенных образовательных программах и подготовке к обучению в высших учебных заведениях, вследствие этого в Санкт-Петербурге возникают различные лицеи:
· Профессиональный лицей кулинарного искусства
· Профессиональный морской технический лицей
· Профессиональный лицей петербургской моды
· Петровский торговый лицей
· Лицей традиционной культуры
· Реставрационный профессиональный лицей
· Художественный профессиональный лицей и др.
Лицейское образование развивается и в других странах. Например, в Италии, где лицеи делятся:
· классические, которые имеют ярко выраженный гуманитарный характер, главное внимание уделяется филологическим наукам.
· реальные, в которых не преподают древнегреческие языки, но увеличено число часов на физику, математику, естествознание.
Однако, исследуя историю российских лицеев, нельзя отрицать очевидное - многие из них во 2-й половине XIX века переживают кризис, а затем и вовсе перестают существовать.
Причин этому много. Это и изменение отношения к лицеям властей: после восстания декабристов Царскосельский лицей стал рассматриваться как опасный очаг вольнолюбия.
Кроме того, по мнению министерства, лицеи не имели научного или практического значения, занимая среднее место между университетами и гимназиями, и не принадлежали вполне ни к разряду средних, ни к разряду высших учебных заведений.
Добавим к этим причинам близость Московского и Киевского Университетов, а также неопределенность, краткость и разнообразие курса наук, и станет понятно, почему к 1902 году осталось лишь три лицея, а события 1917 года положили конец такой форме образовательных учреждений в России.
Анализ педагогических факторов, форм, методов, средств обучения и воспитания в лицеях позволяет выявить сущностные характеристики лицейского образования в России в ХIХ веке:
а) получение лицеистами высшего образования;
б) личностный подход к воспитаннику, учет его самостоятельности, одаренности;
в) повышенное внимание к формированию нравственных качеств личности лицеистов, их гражданственности и добродетели, использование в работе системы методов поощрений и наказаний, метода положительного примера;
г) использование в учебном процессе «активных» методов обучения - дискуссий, семинаров, проблемных лекций с привлечением лучших отечественных и зарубежных ученых и преподавателей;
д) активное включение лицеистов в творческую деятельность, исследовательскую и внеклассную работу;
е) испытательные экзамены при конкурсном отборе в лицей.
Эти характеристики являются синтезом лучших традиций древнегреческих лицеев и новых, специфических качеств российского лицейского образования[5].
§2. Сущность современного лицейского образования
Новая социально-экономическая реальность начала 90-х годов XX века потребовала специалистов, умеющих решать интеллектуальные, аналитические и другие задачи, которые под силу только целенаправленно подготовленным работникам. Таким образом, формируется социальный заказ, результатом которого стало появление новых образовательных учреждений. Создание лицеев, гимназий и других инновационных учебных заведений означает переход от унитарного, единообразного обучения к образованию вариативному.
Законодательной основой для развития вариативного образования стал Закон «Об образовании», а решение коллегии Министерства народного образования РСФСР утвердило примерное положение о гимназии и лицее. Согласно этому положению, лицей - тип среднего общеобразовательного учебного заведения, реализующий принцип непрерывности образования. Лицей призван обеспечить максимально благоприятные условия для нравственного, гуманитарно-эстетического и физического развития личности. Обучение в лицее способствует овладению навыками научной работы, здесь осуществляется допрофессиональная подготовка в вузы.
В основе этого процесса - идеи личностно-ориентированного образования, которое есть системное построение взаимосвязи учения, обучения и развития. Идеи нового образования абсолютно соответствуют задаче современного лицейского образования: формирование интеллектуального потенциала общества, представляя наиболее способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации творческих запросов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углубленного изучения. Для решения данной задачи необходим целый ряд условий.
Важнейшим из них представляется определенный уровень интеллектуального развития поступающих в лицей учащихся. Для его определения проводится конкурсное собеседование по профильным предметам, диктант как показатель грамотности и тестирование на репродуктивность и креативность. При этом главная цель конкурсной комиссии - выявить способных к обучению и развитию детей, имеющих достаточный «стартовый» капитал знаний. Отбор учащихся - это традиционное условие существования лицеев и в XIX веке. Этому уделялось особое внимание - все будущие лицеисты сдавали экзамены[6].
Поскольку основная задача лицеев - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям - только отбор по способностям и даже формирование желаемых обществом качеств личности не решат эту задачу. Необходимо создание единой для всех, но разнородной образовательной среды, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым,
Для успешной реализации личностно-ориентированного образования необходимо особое построение образовательного процесса и его содержание.
Большинство исследований по этой проблеме часто акцентируют внимание на субъективной стороне учебно-познавательного процесса, в то время как объективная сторона, связана с критериями определения, отбора и систематического усвоения учебного материала, учитывается недостаточно. Отражением лицейского образования, прежде всего, являются учебный план и учебные программы образовательного учреждения.
При всем разнообразии лицеев, их учебные планы строятся на одинаковых принципах. В них сохраняются все образовательные области инвариантной части федерального базисного плана и количество часов, отведенное на их изучение, что обеспечивает соблюдение принципов релевантности и целостности учебного процесса. Это отличает современные лицеи от дореволюционных.
Дифференциация обучения предполагает вариативность учебных программ, связанную с типом учебного заведения, степенью обязательности учебного курса (факультатив, предмет по выбору и т.д.), оценкой интересов и способностей учащихся. Но и вариативные учебные программы включают общий компонент, обеспечивающий усвоение базового образования. При этом в учебных программах лицеев четко прослеживаются принципы лицейностно-ориентированного обучения.
В общеобразовательной школе, как показывают научно-практические исследования, идея развития сводится к поэтапному формированию алгоритма определенной деятельности и процесс этот сопровождается низким качеством коммуникации между учителем и учащимися (имеется в виду методологическая «непростроенность», слабая теоретическая и психологическая подготовка учителя, отсутствие объективного инструментария, рефлексивного анализа учебного процесса), лицеи же действительно обеспечивают развитие человека в условиях обучения. Основная причина этого, на наш взгляд, в особых условиях функционирования лицеев и лучшей кадровой, материальной, интеллектуальной обеспеченности их педагогического движения. Поэтому лицеи обеспечивают элитное образование, но не в смысле для элиты общества, а в смысле светское, соответствующее по своему содержанию, формам и структуре мировым стандартам.
Большую роль в решении задач образования играет мотивация учебной деятельности. При этом, как показывают исследования, наибольшее влияние на успехи лицеистов оказывают познавательные мотивы в сочетании с потребностью в достижениях.
Исходя из анализа литературы и обобщения педагогического опыта, можно сформулировать основные характеристики современного лицейского образования:
1. Лицей - среднее учебное заведение, имеющее, как правило, свой устав и учредительный договор;
2. В лицее осуществляется конкурсный» набор учащихся на, основе собеседования по профильным предметам и психологического тестирования;
3. В лицее осуществляется преподавание по расширенному спектру учебных дисциплин, при сохранении базисного компонента;
4. Лицей формирует тесные связи с каким-либо вузом в соответствии с профилем и направленностью лицейского образования;
5. Лицей выступает как довузовская ступень подготовки будущих студентов[7].
§3. Опыт современного российского лицея
Эффективное развитие одаренности старшеклассников лицейских классов обеспечивается реализацией совокупности условий. Это:
- организация системы профориентации учащихся учебного округа с ориентацией на подготовку их к обучению в лицейских классах;
- реализация профильного компонента в учебном плане лицейских классов при совместной работе преподавателей школы и вуза;
- индивидуализация и разнообразие форм внеурочной творческой деятельности лицеистов, обеспечивающих практическое применение знаний по профильным предметам;
- сохранение в учебном плане лицейских классов базового компонента, особенно его гуманитарной составляющей;
- создание системы научной практики лицеистов;
- непрерывность перехода от лицейского к вузовскому образованию через единые экзамены;
- интенсификация учебного процесса в специализированных учебных группах на факультетах вуза с углублением профилизации в них, постоянный анализ результатов обучения выпускников лицейских классов в вузе;
-формирование в вузе научной школы на базе лицейского образования (лицеист-студент-аспирант-докторант).
При этом нет излишней профилизации лицейского образования, процесс развития одаренности старшеклассников имеет планомерный целенаправленный характер, исключается перегрузка учащихся лицейских классов.
Большинство московских школ, участвующих в инновационных процессах, ориентировано на уровневую и профильную дифференциацию. При этом чаще речь идет о дифференциации детей, а не о существенно новой образовательной стратегии. Теоретический анализ указывает на возможность разработки концепции школы с лицейскими классами, призванной развивать одаренность старшеклассников. При разработке образовательной концепции школы основным принципом был и остается детальный анализ ситуации в регионе, потенциальных возможностей педагогического коллектива. Учитывалась также точка зрения тех ученых - педагогов и психологов, которые в современных социально-экономических условиях относят одаренных детей к «группе риска», отмечают связанные с ними противоречия одаренности, заключающиеся, с одной стороны, в естественном стремлении одаренной личности попробовать себя в самых разных направлениях деятельности, и, с другой стороны - в потребности решения конкретной совокупности частных задач, а именно:
- сколько и каких специалистов, одаренных высоким интеллектом, необходимо на каждом этапе развития общества;
- как соотнести этот социальный запрос с индивидуальной свободой развития личности, с финансовыми возможностями семьи для платных форм обучения. В качестве путей развития одаренности в средней школе педагогами и психологами - практиками отмечаются следующие:
- определение механизмов выявления одаренных детей и развития их в социально значимую личность;
- дифференциация и индивидуализация обучения на базе высокой теоретической подготовки, необходимость опыта творческой деятельности и решения исследовательских задач;
- усиление внимания к самостоятельной учебной деятельности с элементами творчества и свободы выбора;
- активная гуманистическая ориентация, формирование творческого стиля лидерства.
По нашему мнению, эти направления деятельности наиболее полно могут быть реализованы в образовательных концепциях, соответствующих лицейскому образованию.
В соответствии с Положением о статусе лицейских классов в общеобразовательной школе основными их целями и задачами являются:
- предоставление наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальных условий для получения среднего (полного) общего образования;
- повышение уровня подготовки учащихся по профильным дисциплинам;
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- обеспечение непрерывного среднего (полного) общего и высшего образования.
Образовательная концепция лицейских классов школы №616, направленная на реализацию указанных целей и задач, заключается в оптимальном сочетании в учебном процессе дифференциации, гуманитаризации, гуманизации и ранней профилизации. При этом непрерывность образовательного процесса и его гуманитаризация являются основными принципами системы «школа – вуз» для лицейских классов технического профиля.
Организационно указанная концепция реализуется через систему мероприятий, направленных на развитие одаренности учащихся:
- обеспечение нормативно-правовой основы деятельности лицейских классов, квалифицированного контингента преподавателей, становление системы взаимодействия школы и вуза;
- обеспечение контингента одаренных учащихся лицейских классов путем их подготовки к набору в лицейские классы;
- конкурсный набор в лицейские классы;
- адаптацию детей к учебному процессу в лицейских классах;
- обеспечение высокого качества знаний и уровня развития творческих способностей лицеистов через:
а) учебный план лицейских классов; учебные программы по базовым, профильным и гуманитарным дисциплинам; развивающие и индивидуальные формы занятий;
б) ознакомительную практику лицеистов в вузе и внеурочную творческую деятельность (научную практику);
в) непрерывность перехода от школы к вузу через единые экзамены;
г) развитие профильной одаренности в стенах вуза путем углубления профилизации;
- анализ успеваемости выпускников лицейских классов на первых курсах вуза и корректировка на этой основе учебной деятельности лицейских классов.
Ниже на схеме представлены элементы организационной структуры концепции с указанием прямых и обратных связей.
Рассмотрим основные аспекты концепции и формы их реализации более подробно.
Дифференциация образования осуществляется путем развития адаптивных разноуровневых форм обучения и контроля за успеваемостью учащихся во всех звеньях учебного процесса средней школы.
Гуманитаризация образования реализуется следующим образом;
- в учебном плане ныне действующих классов технического профиля наряду с дисциплинами естественно-математического цикла предусмотрено углубленное изучение в качестве профильных предметов экономики и иностранного языка, сохранение в полном объеме базовых дисциплин гуманитарного цикла за счет введения авторских учебных программ;
- школа предоставляет лицеистам возможность реализации их гуманитарных наклонностей за счет мероприятий, проводимых во вторую половину дня;
- предусмотрено расширение профилей лицейских классов за счет углубления сотрудничества с различными факультетами МИЭТ-ТУ, включая экономико-гуманитарный, с выходом в перспективе на гуманитарные лицейские классы.
Гуманитаризация образования является, на наш взгляд, основным инструментом развития склонностей учащихся к мыслительной деятельности. Поэтому было принято решение развернуть процесс гуманитаризации во времени путем открытия в школе пролицейских классов, в учебном плане которых центр тяжести перенести на предметы гуманитарного цикла, включая иностранные языки (не менее двух для каждого учащегося), театральное искусство, право, с привлечением педагогических кадров вуза. Обеспечивается непрерывный переход учебных программ от пролицейских к лицейским классам, их согласованность и взаимодополнение. Открытие пролицейских классов проходит по следующим этапам: 9-е,8-е и 5-е пролицейские классы соответственно.
Гуманизация образования предусматривает:
- предоставление лицеистам возможности выбора профиля образования при поступлении в лицейские классы школы №616 за счет расширения направленности лицейских классов совместно с различными факультетами вуза;
- предоставление лицеистам возможности выбора преподавателя по профильным дисциплинам путем работы в паре учителя школы и преподавателя вуза при проведении практических (семинарских) занятий;
- предоставление лицеистам, не справляющимся с учебными нагрузками в лицейских классах, возможности перехода в общеобразовательный класс любой школы, в том числе по месту жительства лицеиста;
- психологическое сопровождение учебного процесса как в период набора лицеистов, так и в учебном году;
- адаптацию лицеистов к формам обучения, характерным для вуза: лекцион-но-зачетной системе, переводным семестровым зачетам и экзаменам и т.п.; элементы научной деятельности;
- развитие форм единого экзамена, обеспечивающего свободу выбора лицеистом будущей специализации в вузе;
- использование в учебно-воспитательном процессе преимуществ взаимодействия лицейских классов со всеми возрастными группами учащихся школы путем проведения совместных учебных занятий и мероприятий во вторую половину дня.
Ранняя профилизация осуществляется в тесном взаимодействии с вузом путем:
- ознакомления с основными направлениями учебной и научной деятельности вуза в ходе практики 10-х лицейских классов;
- использования на практике небольших исследований знаний, полученных в лицейских классах на занятиях по профильным дисциплинам, в 11-х лицейских классах.
Все это объединяется в рамках дополнительного предмета «Введение в специальность», предусмотренного учебным планом лицейских классов.
Учебный процесс в лицейских классах основывается на индивидуализации работы с одаренными учащимися как в плане реализации их дополнительных запросов, так и в плане работы с отстающими, адаптации их к учебному процессу. В этой связи проводится работа по следующим направлениям:
- развитие навыков самообразования с привлечением учебного телевидения и программ компьютерной поддержки;
- организация учебного центра по иностранным языкам германской и романской групп;
- организация постоянно действующего кабинета психологической поддержки;
- развитие форм эстетического воспитания на базе сотрудничества с театром «Ведогонь»;
- индивидуальная работа преподавателей-предметников с лицеистами в ходе подготовки творческих работ, рефератов и сообщений к конференциям различного профиля, олимпиадам[8].
Невозможно создать изолированную систему лицейских классов в старшем звене средней школы без ориентации работы всей школы на единую цель - интегрированное обучение детей и развитие профильной одаренности, как один из моментов интеграции, специфический для старшего звена. В этом плане важно взаимодействие не только с 5-9 классами, о котором говорилось выше. С начальной школой взаимодействие ведется по следующим направлениям:
- подготовка педагогических кадров для начальной школы на базе вуза для преподавания иностранного языка и информатики;
- поиск талантливых педагогических кадров среди выпускников вуза и их подготовка к работе в начальной школе через МИПКРО и другие учебные заведения;
- организация в начальной школе факультативных занятий, развивающих мыслительные способности учащихся (компьютерный игровой цикл, конструирование и моделирование, театральное искусство и др.).
Лицейские классы средней школы способны обеспечить уровень лицейского образования. Базисный лицейский учебный план предоставляет возможность развития одаренности учащихся старших классов за счет использования вариативного компонента учебного плана.
Лицейские классы в общеобразовательной средней школе являются наиболее оптимальной формой адаптивного образования старшеклассников как в Зеленограде, так и в других регионах, располагающих ограниченным контингентом учащихся Совместная работа Московского института электронной техники - технического университета (МИЭТ-ТУ) и школы по ранней специализации учащихся указывает на необходимость и возможность создания лицейских классов разного профиля с целью развития одаренности учащихся[9].
В период с 1993 по 1997 годы учебные планы лицейских классов подвергались корректировке в процессе накопления реального опыта.
Последний учебный план аккумулировал все целесообразное и эффективное, что было выявлено в ходе эксперимента и анализа его результатов.
Учебный план лицейских классов на 1997-1998 учебный год составлен с учетом нового базисного плана, результатов обучения выпускников профильных и лицейских классов в МИЭТ-ТУ и утвержден на Ученых советах факультетов.
В параллели 10-х классов два класса физико-математического профиля и один класс - химико-биологического; в параллели 11-х классов - по одному классу каждого профиля.
Эффективной формой подготовки контингента будущих лицеистов зарекомендовали себя межшкольные факультативы по профильным предметам, организованные на базе лицейского образовательного процесса школы №616 во вторую половину дня для учащихся округа.
В учебно-воспитательном процессе лицейских классов необходим адаптационный период, предусматривающий:
- систему психологической поддержки учащихся;
- формирование коллектива единомышленников - всех участников учебно-воспитательного процесса.
Изначально высокая мотивация лицеистов на получение разностороннего образования, способность их к самостоятельной учебной деятельности позволяют в дальнейшем интенсифицировать процесс обучения на основе использования эффективных учебных технологий и преимуществ лекционно-зачетной системы[10].
§4. Перспективы и проблемы лицейского образования
Проведенное исследование наметило ряд проблем, требующих дальнейшей разработки: технологии обучения учителей лицеев; создание инновационных методик преподавания в школах вариативного типа; проведение детального теоретико-методологического и организационно-методического анализа современного лицейского образования в России.
Прошло более десяти лет, как начались радикальные реформы в стране. Большие изменение произошли и в образовании. Они традиционно связаны с изменениями в содержании учебного материала (новые темы, новые предметы), а так же внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, позволяющих детям лучше усваивать предлагаемый программой материал. Следует отметить, что предпринимались и предпринимаются попытки гуманизации образования путем изменения отношений учитель-ученик, введения факультативов, дополнительных предметов по выбору и т.п. Однако все эти попытки оставляли неизменными педагогические основы содержания образования, основная задача которого на современном этапе состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те способности, которые позволили бы ему максимально реализовать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями.
Изменения в системе образования происходят различными путями - введением новых педагогических технологий, пересмотром его содержания, использованием опыта прошлого. Последнее возможно только при критическом отношении к этому опыту, если этот исторический опыт будет подвергнут научно-практическому анализу.
Последнее десятилетие ознаменовалось переходом от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее типов к форм, внедряются и отрабатываются новые технологии обучения и воспитания, новые организационные структуры/формы и методы дидактики иной парадигмы образования. Таким образом, развивающему образованию было задано определенное направление, способствующее его гуманизации, дифференциации, вариативности. Это сопровождалось-открытием таких инновационных образовательных учреждений как гимназии, колледжи, лицеи. Общим в характеристике новых моделей образовательных учреждений является их экспериментальность: разработками апробация учебных планов и программ, новых учебных курсов; изучение интерактивности и альтернативности учебных материалов; написание учебников и учебных пособий; создание новой образовательной среды, формирование субъектных отношений в педагогической деятельности.
Необходимость исследования инноваций в образовании подтверждается целым рядом проблем, возникающих в педагогической теории, и, прежде всего, в той ее части, которая связана с инновационными моделями. Одной из таких моделей являются лицеи. В самом общем виде эти проблемы можно сгруппировать по двум основаниям.
Первое - отражает насущность оформления современной концепции развития образования в России с учетом исторического опыта.
Второе «связано с поиском путей интеграции инновационных моделей образования в новую поливариантную систему образования, ключевым компонентом которой является организация научно-исследовательской, методической и экспериментальной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование у них живого, критического мышления, на усвоение методов и способов научного познания мира и человеческой деятельности, на самостоятельное добывание знаний. Обе группы проблем предполагают реализацию комплексного, всестороннего подхода к лицейскому образованию, уточнение его сущностных характеристик, соотношение потребностей и возможностей практики с фундаментальными представлениями о развитии образовательной идеи.
Прояснение сущности инновационного и, как одного из направлений, лицейского образования становится необходимым также в связи с потребностями практики. Очевидная массовизация инновационных моделей образования приводит к размыванию образа традиционных учебных заведений, а подчас и к снижению самой идеи инноваций в образовании.
Обнародованная 15 января 2004 года национальная доктрина образования Российской Федерации определила на период до 2015 года важнейшую задачу; «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов». В документе оговорено востребование положительного исторического опыта России в организации образования.
В этой связи разработка теории и анализ практики современного инновационного образования вообще и лицейского, в частности, должна рассматриваться как приоритетная, стратегическая область социально-педагогических исследований. И это невозможно делать успешно без тщательного изучения содержания образования и воспитания в античных лицеях, инновационных учебных заведениях России на разных исторических этапах развития[11].
Заключение
В заключении подведем итоги проделанной работы и сделаем выводы, подтверждающие достоверность основных положений гипотезы:
1. В ряду инновационных учебных заведений лицеи занимают особое место. В соответствии со своим статусом, сегодняшний лицей-среднее учебное заведение призван готовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, т. е. будущую интеллигенцию. Следовательно, для учащихся лицеев интеллектуальное, творческое и, разумеется, нравственное развитие личности - суть методологическая основа образования. Таким образом, переняв лучшие идеи аристотелевского лицея, дореволюционных лицеев России, современные лицеи осуществляют индивидуальный, личностно-ориентированный подход к ученикам. В контексте такого подхода определяется содержание учебных планов, направляется и корректируется весь образовательный процесс. Образовательные программы и технологии лицеев (как и авторские программы курсов в ХIХ веке) строятся так же на основе концепции личностно-ориентированного образования. Современные лицеи успешно применяют такие формы обучения, как лекции, семинары, дискуссии. В этом мы также усматриваем традиции лицейского образования, так как по воспоминаниям многих преподавателей и учащихся лицеев XIX века, именно эти формы обучения были главными и любимыми лицеистами.
2. Лицеи обеспечивали в XIX веке и обеспечивают в XXI веке развитие человека в условиях обучения. Основная причина возможности этого, на наш взгляд, в особых условиях функционирования лицеев и лучшей кадровой, материальной, интеллектуальной обеспеченности их педагогической деятельности. По-прежнему костяк преподавательского коллектива в лицеях составляют вузовские преподаватели. Именно они прививают учащимся навыки исследовательской работы, привносят в учебный процесс университетские формы проведения занятий, составляют свои программы и пишут для лицеистов учебники. Все это позволяло и позволяет лицеям обеспечивать элитное образование, но не в смысле образования, ориентированного на элиту государства, а в смысле соответствующего по своему содержанию, формам и структуре требованиям времени, заказу общества.
3. Специфика современных лицеев во многом продиктована развитием общества в конце XX века. Прежде всего, это касается содержания учебных планов. При всем разнообразии лицеев, их учебные планы строятся на одинаковых принципах. В них сохраняются все образовательные области инвариантной части федерального базисного плана и количество часов, отведенное на их изучение, что обеспечивает соблюдение принципов релевантности целостности учебного процесса.
Особенностями организации образовательного процесса в лицеях рубежа XX-XXI веков является валеологическое и психологическое сопровождение образовательных программ основного и дополнительного образования и широта образовательного пространства.
Кроме того, наряду с использованием традиционных форм в организации воспитательного процесса, в современных лицеях успешно применяются новые воспитательные технологии, как то технология организации ученического самоуправления, технология воспитания гуманистических ценностных ориентации и т.д. С позиций современных концептуальных подходов содержание образования (и лицейского в первую очередь) не может быть ограничено нормативами знаний и навыков. Оно представляет собой сложную структуру, в которую включены, кроме когнитивного компонента, способы деятельности по его усвоению, личностные смыслы, психические новообразования личности.
4. Подлинное новаторство в обучении и воспитании возможно лишь на прочном научном фундаменте, на критическом использовании исторически сложившегося опыта деятельности дореволюционных лицеев. Для успешного развития лицейского образования необходимо наличие трех важнейших факторов: сотрудничество лицеистов и преподавателей, исполнение личностных желаний и осознание собственной значимости обучаемых.
Список литературы
1. Егоров А.Д. Лицейское образование. М.: Издательство «ПРИОР», 2000.
2. Егоров А.Д. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов (монография). М.: Издательский дом «Логос», 2002.
3. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М.: Просвещение, 1989.
4. Концепция непрерывности образования в системе "Лицейские классы общеобразовательной школы-вуз // Формирование и развитие личности, Материалы YI психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов.- М.: Институт Молодежи, кафедра психологии личности и педагогики. 1996.
5. Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.
6. Педагогическая энциклопедия / Главн. ред. Каиров И.А. Т2. М.: Советская энциклопедия.1965.
7. Рачинский С.А. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). М.: ИНИТИ-ДАНА, 2004.
8. Российская педагогическая энциклопедия. Т1.Т2. -М. 1993, 1999.
9. Рудневская С.Д. Царскосельский-Александровский лицей. 1811-1917. СПб: Питер, 2005.
10. Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика (монография). Саратов, 2002.
[1] Педагогическая энциклопедия / Главн. ред. Каиров И.А. Т2. М.: Советская энциклопедия.1965. С. 378.
[2] Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. С. 260.
[3] Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М.: Просвещение, 1989. С. 54-57.
[4] Рудневская С.Д. Царскосельский-Александровский лицей. 1811-1917. СПб: Питер, 2005. С. 105-109.
[5] Егоров А.Д. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов (монография). М.: Издательский дом «Логос», 2002. С. 44-45.
[6] Егоров А.Д. Лицейское образование. М.: Издательство «ПРИОР», 2000. С. 431.
[7] Российская педагогическая энциклопедия. Т1.Т2. -М. 1993, 1999. С. 388.
[8] Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика (монография). Саратов, 2002. С. 22.
[9] Рачинский С.А. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). М.: ИНИТИ-ДАНА, 2004. С. 134.
[10] Концепция непрерывности образования в системе «Лицейские классы общеобразовательной школы»// Формирование и развитие личности, Материалы YI психолого-педагогических чтений молодых ученых, аспирантов, слушателей и студентов.- М.: Институт Молодежи, кафедра психологии личности и педагогики. 1996. С. 12.
[11] Егоров А.Д. Лицейское образование. М.: Издательство «ПРИОР», 2000. С. 437.