Министерство общего и специального образования РФ

Новосибирский государственный педагогический университет

Кафедра педагогики и психологии исторического факультета

Курсовая работа

Лицеи России: прошлое и настоящее

                                                                           Выполнила: студентка 3 курса

                                                                           ИФ /отд. ИМК/

                                                                           Лапшина А.В.

                                                                           Научный руководитель:

                                                                           к.п.н., доц. каф. В.П. Пивченко

Новосибирск – 2005

Оглавление

Введение. 3

1. Истоки и становление лицейского образования в России. 5

2. Сущность современного лицейского образования. 13

3. Опыт современного российского лицея. 17

4. Перспективы и проблемы лицейского образования. 26

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Введение

Прошло более десяти лет, как начались радикальные реформы в стране. Большие изменение произошли и в образовании. Они традиционно связаны с изменениями в содержании учебного материала (новые темы, новые предметы), а так же внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, позволяющих детям лучше усваивать предлагаемый программой материал.

Серьезный вклад в исследование проблем лицейского образования XIX ве­ка внес А. Д. Егоров. Его работы содержат огромный фактический материал -учебные планы, списки учащихся и преподавателей, описания учебных заня­тий, внеурочной деятельности лицеистов, системы поощрений и наказаний, позволяющий провести сравнительный анализ и выявить общие тенденции развития, содержания образования и воспитания в лицеях России XIX - на­чала XX века.

Проблемы лицейского образования исследуются в современ­ной науке и практике по различным направлениям:

1) определяется статус современного лицея;

2) разрабатываются принципы составления учебных планов применительно к целям и задачам этих учебных заведений;

3) изучаются инновационные методы обучения в современных лицеях;

4) определяются пути вовлечения лицеистов в неформально организуемую творческую деятельность.

Объектом исследования выступает опыт организации педагогического про­цесса в лицеях России.

Предметом исследования является организация образовательного процесса в современном лицее.

Цель исследования - теоретическое обоснование и выявление качественной характеристики современного лицейского образования с учетом его историче­ских традиций.

Задачи исследования:

- выявление,сущностньгх характеристик лицеев, их традиций;

- определение места лицеев в системе поливариативного образования, реа­лизующих различные направления, уровни и функции образовательно-профес­сиональных программ;

- обоснование правомерности учреждения и формирования новой организационно-учебной структуры как образовательной модели формирования ин­теллектуального потенциала страны.

Гипотеза исследования: возникновение лицеев в России в конце XX века исторически обусловлено и они будут педагогически и социально целесообраз­ны в том случае, если:

- будет продуктивно использован исторический опыт и традиции лицеев прошлого;

- парадигма их образовательного процесса будет отвечать потребностям общества и ребенка, то есть характеризоваться вариативностью, интерактивностью и альтернативностью;

- образовательная лицейская среда будет носить развивающий характер, благодаря использованию передовых технологий.

§1. Истоки и становление лицейского образования в России

Название лицей возникло в глубокой древности. В Афинах одна из окраин города, где стоял храм Аполлона - бога Солнца, покровителя поэзии, музыки, искусства - называлась Ликей. Одним из прозвищ Аполлона было «Ликейский». В обширном и прекрасном саду храма находился знаменитый «гимнасий». Это был прототип лицея.

Исследование немногих источников, отражающих отдельные аспекты учеб­ного процесса, позволяет определить главную идею лицейского образования - истина приобретается в диалоге между людьми. Аристотель - с ним связан важнейший этап развития лицея - стоял за обучение через общение и воспита­ние. При этом главная задача учителя, по его мнению, - развить, заложенные природой способности и склонности.

Несмотря на то, что лицей и подобные ему школы не могли принести пользу многим, основные идеи этих школ с их гуманистическими идеалами жизни, бла­гоприятными условиями для личного развития и для достижения счастья, с их об­рядами посвящения, с большой, часто абсолютной властью над учениками - стали востребованы в России в эпоху реформ в начале ХIХ века, когда возникла необхо­димость в образованных личностях, готовых послужить Отечеству.

Лицей в России - сословное привилегированное учебное заведение для детей дворянской знати, готовившее высших государственных чиновников всех ведомств. Лицеи имелись в ряде городов[1].

Наиболее известны:

·        Решельевский лицей

·        Ярославский юридический лицей

·        Нежинский лицей

·        Царскосельский лицей.

Каждый из них имел свои традиции[2].

Решельевский лицей.

Открыт в Одессе в 1817 году по замыслу герцога А.Э.Решелье. Это среднее учебное заведение повышенного типа. В 1865 году по инициативе Н.И.Пирогова на базе лицея открыт Новороссийский университет.

Ярославский юридический лицей.

Открыт в 1803 году горнопромышленником Демидовым. Это высшее юридическое учебное заведение с правами университетских юридических факультетов. Профиль лицея несколько раз менялся: Ярославское демидовское высших наук училище (1803-1833 гг.); Демидовский лицей (1833-1868 гг.), который давал экономическое образование на базе отечественного законоведения; Демидовский юридический лицей (1868-1917 гг.).

В период с 1846 по 1849 гг. в лицее лекции читал К.Д.Ушинский.

В 1918 году лицей преобразован в Ярославский университет.

Нежинский лицей

Основан в 1820 году на средства князя А.А.Безбородко. Профиль лицея неоднократно менялся: гимназия высших наук (1820-1832 гг.); физико-математический лицей (1832-1840 гг.); юридический лицей (1840-1875 гг.); историко-филологический институт (1875-1920 гг.)

С 1920 года - педагогический институт. В числе воспитанников лицея был Н.В.Гоголь[3].

Царскосельский лицей

Мысль об учреждении Царскосельского лицея возникла у Александра I. Поначалу лицей был задуман для воспитания своих младших братьев - Николая и Михаила, совместно с детьми знатных фамилий. Позже от этого намерения отказались, но лицей был основан. Он занял помещения в самом царском дворце. Лицей был закрытым учебным заведением для дворян, с шестилетним курсом обучения. Принимали в него мальчиков по рекомендациям влиятельных лиц. Так, Александр Пушкин был принят при поддержке А.И.Тургенева. В лицей принимали с 10-12 лет. Прием проводился один раз в три года от 20 до 50 человек. Все расходы на содержание лицея несла государственная казна. Первый набор состоял из 30 человек.

Лицей с самого начала во многом отличался от других учебных заведений. В нем не предавали особого внимания религиозным обрядам и убеждениям.

Царскосельский лицей был первым учебным заведением в России, где не предусматривались телесные наказания.

Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как к взрослым, их должны были называть только на «Вы». К фамилии обязательно добавлялось обращение «господин». Каникулы воспитанники должны были обязательно проводить в стенах лицея, а с родителями и родственниками правилами позволялось видеться только в определенные дни и только в лицее. Занятия проводились с 1 августа по 1 июля, каникулы один месяц - июнь.

19 октября 1811 года. Это день торжественного открытия лицея. После открытия начались ежедневные занятия. Распорядок был таков:

в 6.00 - подъем, молитва.

7.00 - 9.00 - занятия в классе.

9.00 - 10.00 - чай, прогулка

10.00 - 12.00 - занятия в классе

12.00 - 13.00 - прогулка.

13.00 - обед.

14.00 - 15.00 - чистописание или рисование.

15.00 - 17.00 - занятия в классе.

17.00 - 18.00 - чай, прогулка, повторение уроков до 20 часов.

20.30 - ужин.

До 22.00 - чтение, игры.

22.00 - вечерняя молитва, сон.

Обязательными были прогулки на воздухе в любую погоду. Вечером лицеисты играли в зале в мяч.

По средам и субботам - танцы или фехтование.

Каждую субботу - баня.

Лицей был создан по проекту видного государственного деятеля того времени М.М.Сперанского. Он и другие прогрессивные деятели В.Ф.Малиновский и др. Стремились к воспитанию «новых людей», которые в последствии могли осуществить преобразования России.

Цели и содержание работы лицея были определены уставом. В нем отмечалось, что лицей учреждается с целью образования юношества для государственной службы и что лицей приравнивается к российским университетам.

Предусматривалось общее образование (без специальности), но с преобладанием гуманитарных наук. Нравственные науки должны были стать основными.

Воспитанникам предстояло изучить библейскую историю, историю права, философию права, правоведение, логику, историю религии и др. Второе место занимают математические и физические науки.

Преподавание словесности должно было стать для лицеистов «упражнением разума».

К изящным наукам Устав относил чистописание, рисование, танцы, гимнастические упражнения, фехтование, плавание, верховую езду. Планировалось преподавание военных наук. Учебные предметы в лицее разделялись на два курса:

начальный

окончательный.

Каждый курс длился 3 года.

В начальный курс входили:

·        грамматика языков: русского, французского, немецкого, латинского

·        первоначальные основы: Закона Божьего, философии нравственной, логики

·        арифметика

·        геометрия

·        часть алгебры

·        тригонометрия

·        начала физики

·        российская история

·        хронология

·        история иностранная

·        география

·        первоначальные основания изящной словесности

·        правила риторики

·        изящные искусства и гимнастические упражнения: рисование, плавание, верховая езда и др.

Окончательный курс включал в себя:

·        нравственные науки

·        физические науки

·        математические науки

·        словесность

·        изящные искусства и гимнастические упражнения

·        гражданскую архитектуру.

Самое большое число часов отводилось на грамматику, словесность, историческим наукам, иностранным языкам.

Обучение шло и духовному пению. Разнообразны и предметы, способствующие духовному развитию: рисование, пение, музыка, занятия литературы.

Обучение возлагалось на профессоров.

С 30-ю воспитанниками занимались шесть профессоров и адъюнкты - помощник профессора.

Профессора в присутствии директора проводили испытания каждые полгода.

Исходя из успехов воспитанников, специальная конференция профессоров решала, кто из лицеистов достоин выпуска в государственную службу и через министра просвещения представляла свое заключение на усмотрение императора.

Но лицейская система менялась, что связано с требованиями жизни. Постепенно важное место в ней занял Закон Божий, теперь усиленно внедрялось религиозность, чинопочитание, послушание. В 1844 году лицей переведен из Царского села в Петербург и назван Александровским лицеем. За 100 лет он выпустил 1818 воспитанников. В 1918 году лицей был ликвидирован. Вся лицейская система рухнула вместе с дореволюционной системой образования[4].

Сейчас, после длительного перерыва, лицейская система возрождается.

Сейчас лицей может открываться только на базе профильного высшего учебного заведения. Совместно с вузом лицей образует учебный комплекс. Обучаются в нем учащиеся старших классов.

Лицей предназначен для проведения повышенной подготовки по отдельным предметам с осуществлением ранней профилизации учащихся и их подготовки к осознанному выбору профессии, самостоятельному творческому обучению в высшем учебном заведении.

Сейчас, как никогда возрастает потребность в расширенных образовательных программах и подготовке к обучению в высших учебных заведениях, вследствие этого в Санкт-Петербурге возникают различные    лицеи:

·        Профессиональный лицей кулинарного искусства

·        Профессиональный морской технический лицей

·        Профессиональный лицей петербургской моды

·        Петровский торговый лицей

·        Лицей традиционной культуры

·        Реставрационный профессиональный лицей

·        Художественный профессиональный лицей и др.

Лицейское образование развивается и в других странах. Например, в Италии, где лицеи делятся:

·        классические, которые имеют ярко выраженный гуманитарный характер, главное внимание уделяется филологическим наукам.

·        реальные, в которых не преподают древнегреческие языки, но увеличено число часов на физику, математику, естествознание.

Однако, исследуя историю российских лицеев, нельзя отрицать очевидное - многие из них во 2-й половине XIX века переживают кризис, а затем и вовсе перестают существовать.

Причин этому много. Это и изменение отношения к лицеям властей: после восстания декабристов Царскосельский лицей стал рассматриваться как опас­ный очаг вольнолюбия.

Кроме того, по мнению министерства, лицеи не имели научного или практического значения, занимая среднее место между универси­тетами и гимназиями, и не принадлежали вполне ни к разряду средних, ни к разряду высших учебных заведений.

 Добавим к этим причинам близость Мос­ковского и Киевского Университетов, а также неопределенность, краткость и разнообразие курса наук, и станет понятно, почему к 1902 году осталось лишь три лицея, а события 1917 года положили конец такой форме образовательных учреждений в  России.

Анализ педагогических факторов, форм, методов, средств обучения и воспи­тания в лицеях позволяет выявить сущностные характеристики лицейского об­разования в России в ХIХ веке:

а) получение лицеистами высшего образования;

б) личностный подход к воспитаннику, учет его самостоятельности, одаренно­сти;

в) повышенное внимание к формированию нравственных качеств личности лицеистов, их гражданственности и добродетели, использование в работе сис­темы методов поощрений и наказаний, метода положительного примера;

г) ис­пользование в учебном процессе «активных» методов обучения - дискуссий, семинаров, проблемных лекций с привлечением лучших отечественных и зару­бежных ученых и преподавателей;

д) активное включение лицеистов в творче­скую деятельность, исследовательскую и внеклассную работу;

е) испытатель­ные экзамены при конкурсном отборе в лицей.

Эти характеристики являются синтезом лучших традиций древнегреческих лицеев и новых, специфических качеств российско­го лицейского образования[5].

§2. Сущность современного лицейского образования

Новая социально-экономическая реальность начала 90-х годов XX века по­требовала специалистов, умеющих решать интеллектуальные, аналитические и другие задачи, которые под силу только целенаправленно подготовленным ра­ботникам. Таким образом, формируется социальный заказ, результатом которо­го стало появление новых образовательных учреждений. Создание лицеев, гим­назий и других инновационных учебных заведений означает переход от унитарного, единообразного обучения к образованию вариативному.

Законодательной основой для развития вариативного образования стал Закон «Об образовании», а решение коллегии Министерства народного образования РСФСР утвердило примерное положение о гимназии и лицее. Согласно этому положению, лицей - тип среднего общеобразовательного учебного заведения, реализующий принцип непрерывности образования. Лицей призван обеспечить максимально благоприятные условия для нравственного, гуманитарно-эстети­ческого и физического развития личности. Обучение в лицее способствует ов­ладению навыками научной работы, здесь осуществляется допрофессиональная подготовка в вузы.

В основе этого процесса - идеи личностно-ориентированного образо­вания, которое есть системное построение взаимосвязи учения, обучения и раз­вития. Идеи нового образования абсолютно соответствуют задаче современного лицейского образования: формирование интеллектуального потенциала обще­ства, представляя наиболее способным и одаренным учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации творческих за­просов, самостоятельного выбора предметов различных циклов для их углуб­ленного изучения. Для решения данной задачи необходим целый ряд условий.

Важнейшим из них представляется определенный уровень интеллектуально­го развития поступающих в лицей учащихся. Для его определения проводится конкурсное собеседование по профильным предметам, диктант как показатель грамотности и тестирование на репродуктивность и креативность. При этом главная цель конкурсной комиссии - выявить способных к обучению и разви­тию детей, имеющих достаточный «стартовый» капитал знаний. Отбор уча­щихся - это традиционное условие существования лицеев и в XIX веке. Этому уделялось особое внимание - все будущие лицеисты сдавали экзамены[6].

Поскольку основная задача лицеев - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и ус­тойчивость к социальным воздействиям - только отбор по способностям и да­же формирование желаемых обществом качеств личности не решат эту задачу. Необходимо создание единой для всех, но разнородной образовательной сре­ды, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым,

Для успешной реализации личностно-ориентированного образования необ­ходимо особое построение образовательного процесса и его содержание.

Большинство исследований по этой проблеме часто акцентируют внимание на субъективной стороне учебно-познавательного про­цесса, в то время как объективная сторона, связана с критериями определения, отбора и систематического усвоения учебного материала, учитывается недоста­точно. Отражением лицейского образования, прежде всего, являются учебный план и учебные про­граммы образовательного учреждения.

При всем разнообразии лицеев, их учебные планы строятся на одинаковых принципах. В них сохраняются все образовательные области инвариантной части федерального базисного плана и количество часов, отведенное на их изучение, что обеспечивает соблюдение принципов релевантности и целостности учебного процесса. Это отличает современные лицеи от дорево­люционных.

Дифференциация обучения предполагает вариативность учебных программ, связанную с типом учебного заведения, степенью обязательности учебного кур­са (факультатив, предмет по выбору и т.д.), оценкой интересов и способностей учащихся. Но и вариативные учебные программы включают общий компонент, обеспечивающий усвоение базового образования. При этом в учебных програм­мах лицеев четко прослеживаются принципы лицейностно-ориентированного обучения.

В общеобразовательной школе, как показывают научно-практические иссле­дования, идея развития сводится к поэтапному формированию алгоритма опре­деленной деятельности и процесс этот сопровождается низким качеством ком­муникации между учителем и учащимися (имеется в виду методологическая «непростроенность», слабая теоретическая и психологическая подготовка учи­теля, отсутствие объективного инструментария, рефлексивного анализа учебно­го процесса), лицеи же действительно обеспечивают развитие человека в усло­виях обучения. Основная причина этого, на наш взгляд, в особых условиях функционирования лицеев и лучшей кадровой, материальной, интеллектуаль­ной обеспеченности их педагогического движения. Поэтому лицеи обеспечи­вают элитное образование, но не в смысле для элиты общества, а в смысле светское, соответствующее по своему содержанию, формам и структуре миро­вым стандартам.

Большую роль в решении задач образования играет мотивация учебной дея­тельности. При этом, как показывают исследования, наибольшее влияние на успехи лицеистов оказывают познавательные мотивы в сочетании с потребно­стью в достижениях.

Исходя из анализа литературы и обобщения педагогического опыта, можно сформулировать основные характеристики современного лицейского образования:

1. Лицей - среднее учебное заведение, имеющее, как правило, свой устав и учредительный договор;

2. В лицее осуществляется конкурсный» набор учащихся на, основе собеседования по профильным предметам и психологического тестирования;

3. В лицее осуществляется преподавание по расширенному спектру учебных дисциплин, при сохранении базисного компонента;

4. Лицей формирует тесные связи с каким-либо вузом в соответствии с профилем и направленностью лицейского образования;

5. Лицей выступает как довузовская ступень подготовки будущих студентов[7].

§3. Опыт современного российского лицея

Эффективное развитие одаренности старшеклассников лицейских классов обеспечивается реализацией совокупности условий. Это:

- организация системы профориентации учащихся учебного округа с ориентацией на подготовку их к обучению в лицейских классах;

- реализация профильного компонента в учебном плане лицейских клас­сов при совместной работе преподавателей школы и вуза;

- индивидуализация и разнообразие форм внеурочной творческой дея­тельности лицеистов, обеспечивающих практическое применение знаний по профильным предметам;

- сохранение в учебном плане лицейских классов базового компонента, особенно его гуманитарной составляющей;

- создание системы научной практики лицеистов;

- непрерывность перехода от лицейского к вузовскому образованию че­рез единые экзамены;

- интенсификация учебного процесса в специализированных учебных группах на факультетах вуза с углублением профилизации в них, постоянный анализ результатов обучения выпускников лицейских классов в вузе;

-формирование в вузе научной школы на базе лицейского образования (лицеист-студент-аспирант-докторант).

При этом нет излишней профилизации лицейского образования, про­цесс развития одаренности старшеклассников имеет планомерный целена­правленный характер, исключается перегрузка учащихся лицейских классов.

Большинство московских школ, участвующих в инновационных процес­сах, ориентировано на уровневую и профильную дифференциацию. При этом чаще речь идет о дифференциации детей, а не о существенно новой образо­вательной стратегии. Теоретический анализ указывает на возможность раз­работки концепции школы с лицейскими классами, призванной развивать одаренность старшеклассников. При разработке образовательной концепции школы основным принципом был и остается детальный анализ ситуации в ре­гионе, потенциальных возможностей педагогического коллектива. Учитыва­лась также точка зрения тех ученых - педагогов и психологов, которые в со­временных социально-экономических условиях относят одаренных детей к «группе риска», отмечают связанные с ними противоречия одаренности, за­ключающиеся, с одной стороны, в естественном стремлении одаренной лич­ности попробовать себя в самых разных направлениях деятельности, и, с другой стороны - в потребности решения конкретной совокупности частных задач, а именно:

- сколько и каких специалистов, одаренных высоким интеллектом, необходи­мо на каждом этапе развития общества;

- как соотнести этот социальный запрос с индивидуальной свободой развития личности, с финансовыми возможностями семьи для платных форм обучения. В качестве путей развития одаренности в средней школе педагогами и психологами - практиками отмечаются следующие:

- определение механизмов выявления одаренных детей и развития их в со­циально значимую личность;

- дифференциация и индивидуализация обучения на базе высокой теорети­ческой подготовки, необходимость опыта творческой деятельности и решения исследовательских задач;

- усиление внимания к самостоятельной учебной деятельности с элементами творчества и свободы выбора;

- активная гуманистическая ориентация, формирование творческого стиля лидерства.

По нашему мнению, эти направления деятельности наиболее полно мо­гут быть реализованы в образовательных концепциях, соответствующих ли­цейскому образованию.

В соответствии с Положением о статусе лицейских классов в общеобра­зовательной школе основными их целями и задачами являются:

- предоставление наиболее способным и подготовленным учащимся оп­тимальных условий для получения среднего (полного) общего образования;

- повышение уровня подготовки учащихся по профильным дисциплинам;

- создание условий для развития творческих способностей учащихся;

- обеспечение непрерывного среднего (полного) общего и высшего образования.

Образовательная концепция лицейских классов школы №616, направ­ленная на реализацию указанных целей и задач, заключается в оптимальном сочетании в учебном процессе дифференциации, гуманитаризации, гуманизации и ранней профилизации. При этом непрерывность образовательного процесса и его гуманитаризация являются основными принципами системы «школа – вуз» для лицейских классов технического профиля.

Организационно указанная концепция реализуется через систему меро­приятий, направленных на развитие одаренности учащихся:

- обеспечение нормативно-правовой основы деятельности лицейских классов, квалифицированного контингента преподавателей, становление си­стемы взаимодействия школы и вуза;

- обеспечение контингента одаренных учащихся лицейских классов пу­тем их подготовки к набору в лицейские классы;

- конкурсный набор в лицейские классы;

- адаптацию детей к учебному процессу в лицейских классах;

- обеспечение высокого качества знаний и уровня развития творческих способностей лицеистов через:

а) учебный план лицейских классов; учебные программы по базовым, про­фильным и гуманитарным дисциплинам; развивающие и индивидуальные формы занятий;

б) ознакомительную практику лицеистов в вузе и внеурочную творческую деятельность (научную практику);

в) непрерывность перехода от школы к вузу через единые экзамены;

г) развитие профильной одаренности в стенах вуза путем углубления про­филизации;

- анализ успеваемости выпускников лицейских классов на первых курсах вуза и корректировка на этой основе учебной деятельности лицейских клас­сов.

Ниже на схеме представлены элементы организационной структуры концепции с указанием прямых и обратных связей.

 

Рассмотрим основные аспекты концепции и формы их реализации бо­лее подробно.

Дифференциация образования осуществляется путем развития адап­тивных разноуровневых форм обучения и контроля за успеваемостью уча­щихся во всех звеньях учебного процесса средней школы.

Гуманитаризация образования реализуется следующим образом;

- в учебном плане ныне действующих классов технического профиля наряду с дисциплинами естественно-математического цикла предусмотрено углублен­ное изучение в качестве профильных предметов экономики и иностранного языка, сохранение в полном объеме базовых дисциплин гуманитарного цикла за счет введения авторских учебных программ;

- школа предоставляет лицеистам возможность реализации их гуманитарных наклонностей за счет мероприятий, проводимых во вторую половину дня;

- предусмотрено расширение профилей лицейских классов за счет углубле­ния сотрудничества с различными факультетами МИЭТ-ТУ, включая экономи­ко-гуманитарный, с выходом в перспективе на гуманитарные лицейские клас­сы.

Гуманитаризация образования является, на наш взгляд, основным ин­струментом развития склонностей учащихся к мыслительной деятельности. Поэтому было принято решение развернуть процесс гуманитаризации во времени путем открытия в школе пролицейских классов, в учебном плане ко­торых центр тяжести перенести на предметы гуманитарного цикла, включая иностранные языки (не менее двух для каждого учащегося), театральное ис­кусство, право, с привлечением педагогических кадров вуза. Обеспечивается непрерывный переход учебных программ от пролицейских к лицейским клас­сам, их согласованность и взаимодополнение. Открытие пролицейских клас­сов проходит по следующим этапам: 9-е,8-е и 5-е пролицейские классы соот­ветственно.

Гуманизация образования предусматривает:

- предоставление лицеистам возможности выбора профиля образования при поступлении в лицейские классы школы №616 за счет расширения направ­ленности лицейских классов совместно с различными факультетами вуза;

- предоставление лицеистам возможности выбора преподавателя по про­фильным дисциплинам путем работы в паре учителя школы и преподавателя вуза при проведении практических (семинарских) занятий;

- предоставление лицеистам, не справляющимся с учебными нагрузками в лицейских классах, возможности перехода в общеобразовательный класс любой школы, в том числе по месту жительства лицеиста;

- психологическое сопровождение учебного процесса как в период набора лицеистов, так и в учебном году;

- адаптацию лицеистов к формам обучения, характерным для вуза: лекцион-но-зачетной системе, переводным семестровым зачетам и экзаменам и т.п.; элементы научной деятельности;

- развитие форм единого экзамена, обеспечивающего свободу выбора лице­истом будущей специализации в вузе;

- использование в учебно-воспитательном процессе преимуществ взаимодей­ствия лицейских классов со всеми возрастными группами учащихся школы путем проведения совместных учебных занятий и мероприятий во вторую по­ловину дня.

Ранняя профилизация осуществляется в тесном взаимодействии с вузом путем:

- ознакомления с основными направлениями учебной и научной деятельности вуза в ходе практики 10-х лицейских классов;

- использования на практике небольших исследований знаний, полученных в лицейских классах на занятиях по профильным дисциплинам, в 11-х лицей­ских классах.

Все это объединяется в рамках дополнительного предмета «Введение в спе­циальность», предусмотренного учебным планом лицейских классов.

Учебный процесс в лицейских классах основывается на индивидуализа­ции работы с одаренными учащимися как в плане реализации их дополни­тельных запросов, так и в плане работы с отстающими, адаптации их к учебному процессу. В этой связи проводится работа по следующим направлени­ям:

- развитие навыков самообразования с привлечением учебного телевидения и программ компьютерной поддержки;

- организация учебного центра по иностранным языкам германской и роман­ской групп;

- организация постоянно действующего кабинета психологической поддержки;

- развитие форм эстетического воспитания на базе сотрудничества с театром «Ведогонь»;

- индивидуальная работа преподавателей-предметников с лицеистами в ходе подготовки творческих работ, рефератов и сообщений к конференциям раз­личного профиля, олимпиадам[8].

Невозможно создать изолированную систему лицейских классов в стар­шем звене средней школы без ориентации работы всей школы на единую цель - интегрированное обучение детей и развитие профильной одаренности, как один из моментов интеграции, специфический для старшего звена. В этом плане важно взаимодействие не только с 5-9 классами, о котором говорилось выше. С начальной школой взаимодействие ведется по следующим направ­лениям:

- подготовка педагогических кадров для начальной школы на базе вуза для преподавания иностранного языка и информатики;

- поиск талантливых педагогических кадров среди выпускников вуза и их подготовка к работе в начальной школе через МИПКРО и другие учебные заведения;

- организация в начальной школе факультативных занятий, развивающих мыслительные способности учащихся (компьютерный игровой цикл, кон­струирование и моделирование, театральное искусство и др.).

Лицейские классы средней школы способны обеспе­чить уровень лицейского образования. Базисный лицейский учебный план предоставляет возможность развития одаренности учащихся старших клас­сов за счет использования вариативного компонента учебного плана.

Лицейские классы в общеобразовательной средней школе являются наиболее оптимальной формой адаптивного образования старшеклассников как в Зеленограде, так и в других регионах, располагающих ограниченным контингентом учащихся Совместная работа Московского института электрон­ной техники - технического университета (МИЭТ-ТУ) и школы по ранней специализации учащихся указывает на необходимость и возможность создания лицейских классов разного профиля с целью развития одаренности учащихся[9].

В период с 1993 по 1997 годы учебные планы лицейских классов подвер­гались корректировке в процессе накопления реального опыта.

Последний учебный план аккумулировал все целесообразное и эффективное, что было выявлено в ходе эксперимента и анализа его результатов.

Учебный план лицейских классов на 1997-1998 учебный год составлен с учетом нового базисного плана, результатов обучения выпускников профильных и лицейских классов в МИЭТ-ТУ и утвержден на Ученых советах факультетов.

В парал­лели 10-х классов два класса физико-математического профиля и один класс - химико-биологического; в параллели 11-х классов - по одному классу каждо­го профиля.

Эффективной формой подготовки контингента будущих лицеистов зарекомендовали себя межшкольные факультативы по профильным предметам, организованные на базе лицейского образовательного процесса школы №616 во вторую половину дня для учащихся округа.

В учебно-воспитательном процессе лицейских классов необходим адаптаци­онный период, предусматривающий:

- систему психологической поддержки учащихся;

- формирование коллектива единомышленников - всех участников учебно-воспитательного процесса.

Изначально высокая мотивация лицеистов на получение разносторонне­го образования, способность их к самостоятельной учебной деятельности позволяют в дальнейшем интенсифицировать процесс обучения на основе использования эффективных учебных технологий и преимуществ лекционно-зачетной системы[10].

§4. Перспективы и проблемы лицейского образования

Проведенное исследование наметило ряд проблем, требующих дальнейшей разработки: технологии обучения учителей лицеев; создание инновационных методик преподавания в школах вариативного типа; проведение детального теоретико-методологического и организационно-методического анализа совре­менного лицейского образования в России.

Прошло более десяти лет, как начались радикальные реформы в стране. Большие изменение произошли и в образовании. Они традиционно связаны с изменениями в содержании учебного материала (новые темы, новые предметы), а так же внедрением новых и часто весьма эффективных методов обучения, по­зволяющих детям лучше усваивать предлагаемый программой материал. Сле­дует отметить, что предпринимались и предпринимаются попытки гуманизации образования путем изменения отношений учитель-ученик, введения факуль­тативов, дополнительных предметов по выбору и т.п. Однако все эти попытки оставляли неизменными педагогические основы содержания образования, ос­новная задача которого на современном этапе состоит в том, чтобы помочь ре­бенку выработать и развить те способности, которые позволили бы ему макси­мально реализовать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями.

Изменения в системе образования происходят различными путями - введени­ем новых педагогических технологий, пересмотром его содержания, использо­ванием опыта прошлого. Последнее возможно только при критическом отно­шении к этому опыту, если этот исторический опыт будет подвергнут научно-практическому анализу.

Последнее десятилетие ознаменовалось переходом от единой унитарной об­щеобразовательной школы к многообразию ее типов к форм, внедряются и от­рабатываются новые технологии обучения и воспитания, новые организацион­ные структуры/формы и методы дидактики иной парадигмы образования. Таким образом, развивающему образованию было задано определенное на­правление, способствующее его гуманизации, дифференциации, вариативности. Это сопровождалось-открытием таких инновационных образовательных учре­ждений как гимназии, колледжи, лицеи. Общим в характеристике новых моде­лей образовательных учреждений является их экспериментальность: разработками апробация учебных планов и программ, новых учебных курсов; изучение интерактивности и альтернативности учебных материалов; написание учебников и учебных пособий; создание новой образовательной сре­ды, формирование субъектных отношений в педагогической деятельности.

Необходимость исследования инноваций в образовании подтверждается целым рядом проблем, возникающих в педагогической теории, и, прежде всего, в той ее части, которая связана с инновационными моделями. Одной из таких моделей являются лицеи. В самом общем виде эти проблемы можно сгруппировать по двум основаниям.

Первое - отражает насущность оформ­ления современной концепции развития образования в России с учетом исто­рического опыта.

Второе «связано с поиском путей интеграции инновацион­ных моделей образования в новую поливариантную систему образования, ключевым компонентом которой является организация научно-ис­следовательской, методической и экспериментальной деятельности педаго­гов и учащихся, направленной на формирование у них живого, критического мышления, на усвоение методов и способов научного познания мира и чело­веческой деятельности, на самостоятельное добывание знаний. Обе группы проблем предполагают реализацию комплексного, всестороннего подхода к лицейскому образованию, уточнение его сущностных характеристик, соот­ношение потребностей и возможностей практики с фундаментальными пред­ставлениями о развитии образовательной идеи.

Прояснение сущности инновационного и, как одного из направлений, лицей­ского образования становится необходимым также в связи с потребностями практики. Очевидная массовизация инновационных моделей образования при­водит к размыванию образа традиционных учебных заведений, а подчас и к снижению самой идеи инноваций в образовании.

Обнародованная 15 января 2004 года национальная доктрина образования Российской Федерации определила на период до 2015 года важнейшую задачу; «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специа­листов». В документе оговорено востребование положительного исторического опыта России в организации образования.

В этой связи разработка теории и анализ практики современного инноваци­онного образования вообще и лицейского, в частности, должна рассматриваться как приоритетная, стратегическая область социально-педагогических исследо­ваний. И это невозможно делать успешно без тщательного изучения содержа­ния образования и воспитания в античных лицеях, инновационных учебных за­ведениях России на разных исторических этапах развития[11].

Заключение

 

В заключении подведем итоги проделанной работы и сделаем выводы, подтверждающие достоверность основных положений гипотезы:

1. В ряду инновационных учебных заведений лицеи занимают особое место. В соответствии со своим статусом, сегодняшний лицей-среднее учебное заве­дение призван готовить учащихся к поступлению в высшие учебные заведения, т. е. будущую интеллигенцию. Следовательно, для учащихся лицеев интеллек­туальное, творческое и, разумеется, нравственное развитие личности - суть ме­тодологическая основа образования. Таким образом, переняв лучшие идеи ари­стотелевского лицея, дореволюционных лицеев России, современные лицеи осуществляют индивидуальный, личностно-ориентированный подход к учени­кам. В контексте такого подхода определяется содержание учебных планов, на­правляется и корректируется весь образовательный процесс. Образовательные программы и технологии лицеев (как и авторские программы курсов в ХIХ ве­ке) строятся так же на основе концепции личностно-ориентированного образо­вания. Современные лицеи успешно применяют такие формы обучения, как лекции, семинары, дискуссии. В этом мы также усматриваем традиции лицей­ского образования, так как по воспоминаниям многих преподавателей и уча­щихся лицеев XIX века, именно эти формы обучения были главными и люби­мыми лицеистами.

2. Лицеи обеспечивали в XIX веке и обеспечивают в XXI веке развитие чело­века в условиях обучения. Основная причина возможности этого, на наш взгляд, в особых условиях функционирования лицеев и лучшей кадровой, мате­риальной, интеллектуальной обеспеченности их педагогической деятельности. По-прежнему костяк преподавательского коллектива в лицеях составляют ву­зовские преподаватели. Именно они прививают учащимся навыки исследова­тельской работы, привносят в учебный процесс университетские формы прове­дения занятий, составляют свои программы и пишут для лицеистов учебники. Все это позволяло и позволяет лицеям обеспечивать элитное образование, но не в смысле образования, ориентированного на элиту государства, а в смысле со­ответствующего по своему содержанию, формам и структуре требованиям вре­мени, заказу общества.

3. Специфика современных лицеев во многом продиктована развитием обще­ства в конце XX века. Прежде всего, это касается содержания учебных планов. При всем разнообразии лицеев, их учебные планы строятся на одинаковых принципах. В них сохраняются все образовательные области инвариантной части федерального базисного плана и количество часов, отведенное на их изу­чение, что обеспечивает соблюдение принципов релевантности целостности учебного процесса.

Особенностями организации образовательного процесса в лицеях рубежа XX-XXI веков является валеологическое и психологическое сопровождение образовательных программ основного и дополнительного образования и ши­рота образовательного пространства.

Кроме того, наряду с использованием традиционных форм в организации воспитательного процесса, в современных лицеях успешно применяются новые воспитательные технологии, как то технология организации ученического са­моуправления, технология воспитания гуманистических ценностных ориента­ции и т.д. С позиций современных концептуальных подходов содержание обра­зования (и лицейского в первую очередь) не может быть ограничено нормати­вами знаний и навыков. Оно представляет собой сложную структуру, в которую включены, кроме когнитивного компонента, способы деятельности по его усвоению, личностные смыслы, психические новообразования личности.

4. Подлинное новаторство в обучении и воспитании возможно лишь на проч­ном научном фундаменте, на критическом использовании исторически сло­жившегося опыта деятельности дореволюционных лицеев. Для успешного раз­вития лицейского образования необходимо наличие трех важнейших факторов: сотрудничество лицеистов и преподавателей, исполнение личностных желаний и осознание собственной значимости обучаемых.

Список литературы

1.     Егоров А.Д. Лицейское образование. М.: Издательство «ПРИОР», 2000.

2.     Егоров А.Д. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов (монография). М.: Издательский дом «Логос», 2002.

3.     Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М.: Просвещение, 1989.

4.     Концепция непрерывности образования в системе "Лицейские классы общеобразовательной школы-вуз // Формирование и развитие лич­ности, Материалы YI психолого-педагогических чтений молодых уче­ных, аспирантов, слушателей и студентов.- М.: Институт Молодежи, кафедра психологии личности и педагогики. 1996.

5.     Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998.

6.     Педагогическая энциклопедия / Главн. ред. Каиров И.А. Т2. М.: Советская энциклопедия.1965.

7.     Рачинский С.А. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). М.: ИНИТИ-ДАНА, 2004.

8.     Российская педагогическая энциклопедия. Т1.Т2. -М. 1993, 1999.

9.     Рудневская С.Д. Царскосельский-Александровский лицей. 1811-1917. СПб: Питер, 2005.

10.                       Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика (монография). Саратов, 2002.


[1] Педагогическая энциклопедия / Главн. ред. Каиров И.А. Т2. М.: Советская энциклопедия.1965. С. 378.

[2] Латышина Д.И. История педагогики: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1998. С. 260.

[3] Каптерев П.Ф. История русской педагогики. М.: Просвещение, 1989. С. 54-57.

[4] Рудневская С.Д. Царскосельский-Александровский лицей. 1811-1917. СПб: Питер, 2005.  С. 105-109.

[5] Егоров А.Д. Педагогические условия развития одаренности учащихся лицейских классов (монография). М.: Издательский дом «Логос», 2002. С. 44-45.

[6] Егоров А.Д. Лицейское образование. М.: Издательство «ПРИОР», 2000. С. 431.

[7] Российская педагогическая энциклопедия. Т1.Т2. -М. 1993, 1999. С. 388.

[8] Тотфалушина Л.А. Лицейское образование в России: традиции и специфика (монография). Саратов, 2002. С. 22.

[9] Рачинский С.А. Воспитание и образование в России (Х – начало ХХ века). М.: ИНИТИ-ДАНА, 2004. С. 134.

[10] Концепция непрерывности образования в системе «Лицейские классы общеобразовательной школы»// Формирование и развитие лич­ности, Материалы YI психолого-педагогических чтений молодых уче­ных, аспирантов, слушателей и студентов.- М.: Институт Молодежи, кафедра психологии личности и педагогики. 1996. С. 12.

[11] Егоров А.Д. Лицейское образование. М.: Издательство «ПРИОР», 2000. С. 437.