Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Понятие рынка. 4

2. Практическое задание. 9

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

В общеэкономическом плане под рынком понимается место, где собираются для совершения акта купли – продажи как продавцы, так и покупатели, все субъекты купли-продажи определенных товаров. В маркетинге обычно под рынком понимается совокупность всех потенциальных потребителей, испытывающих потребность и имеющих возможность ее удовлетворить в товарах определенной отрасли.

Рынок создается вокруг различных объектов, представляющих какую-нибудь ценность. В этом плане говорят о рынке потребительских товаров, рынке труда, рынке ценных бумаг, рынке капитала и т.д. В зависимости от вида потребителей различают следующие типы рынков: потребительский рынок и рынки организаций или организационные рынки. Последние подразделяются на рынки продукции производственно-технического назначения, рынки перепродаж и рынки государственных учреждений.

В зависимости от того, кто доминирует на рынке, последний подразделяется на рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца характеризуется более сильной позицией на нем продавцов по сравнению с покупателями.

Рынок покупателя характеризуется более сильной позицией на нем покупателей по сравнению с продавцами.

В зависимости от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж выделяют: потенциальный рынок; доступный рынок; квалифицированный доступный рынок; целевой рынок; освоенный рынок.

Целью данной работы является рассмотрение понятия рынка.

Необходимо решить следующие задачи:

-       Привести основные понятия рынка;

-       Охарактеризовать функции рынка;

-       Рассмотреть основные виды рынка;

-       Привести структуру рынка.

1. Понятие рынка

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок характеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара[1]. Рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо продукта или услуги.

Интересно высказались о рынке американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок – это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей – что и как производить; владельцы факторов производства – кому и как эти товары продавать[2].

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие «рыночный механизм».

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Сущность рынка находит свое выражение в его экономических и социальных функциях. Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества. Можно выделить следующие основные экономические функции рынка:

1.            Информационная функция.

2.            Посредническая функция.

3.            Регулирующая функция.

4.            Ценообразующая функция.

5.            Стимулирующая функция.

6.            Функция экономичности потребления, сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

7.            Дифференцирующая функция[3].

Рынок является формой взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами.

Общая схема рынка

деньги

деньги

Производитель

Рынок

Потребитель

продавец

покупатель

товары

товары

Для функционирования рынка требуется прежде всего реализация многообразных форм собственности (частной, кооперативной, акционерной, государственной и др.) и создание рыночной инфраструктуры.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования:

-       товарных бирж,

-       оптовой и розничной торговли,

-       маркетинговых организаций.

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

-       легальный (официальный);

-       нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок – неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

-       микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;

-       макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга[4]:

1. По объектам рыночных отношений:

-       товаров и услуг;

-       средств производства;

-       рабочей силы;

-       ссудного капитала;

-       финансов;

-       ценных бумаг.

2. По географическому положению:

-       местный;

-       региональный;

-       национальный;

-       мировой.

3. По проявлению конкуренции:

-       свободный;

-       монополистической конкуренции;

-       олигополический;

-       монопольный (монопсонный).

4. По объему продаж:

-       розничный;

-       оптовый.

5. По механизму регулирования:

-       совершенной конкуренции;

-       несовершенной конкуренции;

-       регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Рынок рабочей силы (рынок труда) предполагает куплю и продажу труда.

Труд трактуется как услуги всех работающих, включая услуги неквалифицированных рабочих, предпринимателей, управляющих и руководителей фирм. Важнейшим инструментом данного рынка является биржа труда, где непосредственно формируется спрос на рабочую силу различного вида и ее предложение. Биржа труда отражает также весь резерв рабочей силы, занимается подготовкой и переподготовкой безработных, организацией общественных работ.

Рынок ценных бумаг отражает спрос и предложение финансовых средств - денег, облигаций, акций. На финансовом рынке индивидуумы и учреждения занимают и предоставляют в заем деньги. Обычно финансовый рынок предполагает функционирование фондовых, валютных бирж. Эти основные виды рынков подразделяются на различные субрынки, рыночные сегменты.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой и классифицируется по различным критериям:

-       по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.;

-       по географическому положению - местный, национальный, мировой;

-       по степени ограничения конкуренции - монополистический, олигополистический, монопсонический, свободный, смешанный;

-       по отраслям - автомобильный, компьютерный, нефтяной и т. п.;

-       по характеру продаж - оптовый, розничный.

Индивидуальные решения участников рынка мотивированы собственным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функционировала экономика в целом.

Характеристику рынка как совокупности актов купли-продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Признаками любой структуры являются:        

-       тесная связь между ее элементами

-       определенная устойчивость этих связей;

-       целостность, совокупность данных элементов[5].

Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

2. Практическое задание

Составьте план маркетингового исследования спроса на товар (по Вашему выбору). План должен предусматривать следующие требования:

-       Постановку задачи (оценку спроса или его прогноз); должны быть выдвинуты обоснованные гипотезы развития спроса (рост, стабильность, спад), оценки интенсивности изменения, о типе рынка (продавца или покупателя);

-       Выбор метода сбора информации;

-       Выбор метода моделирования и прогнозирования.

План маркетингового исследования спроса потребителей города Хабаровск на канцелярские товары фирмы «Erich Krause».

Наименование этапа исследования

Содержание этапа исследования

Постановка основной задачи

Необходимо определить уровень спроса потребителей канцелярских товаров фирмы «Erich Krause» в условиях высокой конкуренции.

Формулирование рабочих гипотез

-       Зарекомендованное качество продукции «Erich Krause» не будет способствовать снижению спроса на нее.

-       Расширение сети специализированных фирменных магазинов по городу, увеличивает тем самым торговое пространство фирмы, привлекая новых потребителей.

-       Постоянное обновление ассортимента продукции «Erich Krause» способно сильнее заинтересовать и удовлетворить потребности различных потребительских групп.

Оценка интенсивности изменения спроса

На данный момент времени объемы продаж продукции фирмы «Erich Krause» в городе среди прочих конкурентов являются самыми высокими.

До расширения ассортимента спрос на товары этой фирмы определялся вторым местом после «KOH – I - NOOR».

Характеристика типа рынка

Выбранный вид товара относится к потребительскому рынку, характеризующийся как совокупность индивидов и семей, покупающих канцелярские товары для личного потребления. Данный вид рынка характеризуется массовым потребителем, разнообразной конкуренцией, децентрализованной структурой.

Определение метода сбора информации

Методом сбора первичной информации будет являться опрос. Основной рабочий инструмент исследования – анкета. Анкетный опрос осуществляется в ходе выборочного исследования и является одним из основных методов получения достоверной информации об уровне спроса на товар.

Дополнительным инструментом исследования будет являться наблюдение, с помощью которого будет установлена частота выбора канцелярских товаров фирмы «Erich Krause» среди товаров прочих фирм.

Определение метода моделирования

Экономико-математическое моделирование — построение модели поведения спроса на продукцию «Erich Krause», учитывающей развитие взаимосвязанных явлений и процессов.

Выбор метода прогнозирования

С помощью модели анализа на основе множественной регрессии возможен более полный и точный прогноз будущего уровня спроса на товары. Использование регрессионной модели позволит достовернее  отразить действительность, так как в реальности исследуемый уровень спроса на продукцию «Erich Krause» зависит от множества факторов.

Заключение

В ходе проделанной работы было рассмотрено понятие рынка.

Были решены такие задачи как:

-       Приведены основные понятия рынка;

-       Охарактеризованы функции рынка;

-       Рассмотрены основные виды рынка;

-       Приведена структура рынка.

Рынок — это не только общеэкономическая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественноисторического развития человеческого общества рынок включает исторические, национальные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций совместного устройства культурной и экономической жизни. Это определяет особенности современного рынка и рыночной системы в различных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. Тот факт, что рыночные отношения и сегодня далеки от совершенства, возможно, объясняется тем, что в природе совершенство вообще недостижимо.

В общем виде, понятие рынок—это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Если говорить более обобщенно, то  рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления

Список литературы

1.     Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга. - М.: Фолиум, 2001.

2.     Котлер Ф. Основы маркетинга. - М. - Прогресс, 2002.

3.     Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4.     Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: Ось-2004.

5.     Экономика / под ред. Канарейкина С.Н./. - М.: АО “Дорваль”, АО “Лига”, 2004.

6.     Бушуева Л.И., Методы прогнозирования объема продаж // Маркетинг в России и за рубежом. - №1 - 2002. - стр. 25 – 40.

7.     Голубков Е.П., Исследование рынков // Маркетинг в России и за рубежом. - № 6. – 2004. – стр. 15 – 35.


[1] Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2002. - с. 54

[2] Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг. - М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 89.

[3] Экономика / под ред. Канарейкина С.Н./. - М.: АО “Дорваль”, АО “Лига”, 2004 – с. 133.

[4] Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. - М.: Ось-2004. – с. 187.

[5] Экономика / под ред. Канарейкина С.Н./. - М.: АО “Дорваль”, АО “Лига”, 2004. – с. 225.