Содержание

1. Форма государственного устройства. Понятие и виды. Основные признаки федерации и унитарного государства. 3

2. Субъекты права и субъекты правоотношений. Понятие, признаки, различия  14

Задача. 24

Список литературы.. 26

1. Форма государственного устройства. Понятие и виды. Основные признаки федерации и унитарного государства

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.[1]

В научной и учебной литературе обычно выделяют три классических формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация (последнюю, впрочем, иногда рассматривают не как форму государства, а как форму союза государств).

1. Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц (провинции, департаменты, области и т.д.), которые не обладают признаками государства - собственной правовой и судебной системой, гражданством, конституцией и пр.

Разумеется, в большинстве современных унитарных государств имеются местные представительные органы, выборные местные руководители; однако объем их полномочий определяется общегосударственным законодательством и центральными органами; руководители местных государственных органов специальной компетенции назначаются или согласовываются центральной властью. Центральная власть может при необходимости произвольным образом изменить административно-территориальное деление государства.

Унитарная форма государственного устройства имеет место во многих странах. Она характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Парламент, глава государства, правительство распространяют свою юрисдикцию на территорию всей страны. Их компетенция (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов.

Все административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус и равное положение по отношению к центральным органам. Они могут иметь в своей основе юридические акты, определяющие и закрепляющие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью. Однако в области хозяйственной, социально-культурной их полномочия могут быть достаточно широкими, позволяющими осуществлять управление территорией, учитывая при этом ее особенности.[2]

Далее — единое гражданство. Население унитарного государства имеет единую государственную принадлежность. Никакие административно-территориальные образования собственного гражданства не имеют и не могут иметь.

Для унитарного государства характерной является единая система права. Ее базу образует единая Конституция — Основной закон, нормы которого применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений. Местные органы власти обязаны применять и все другие нормативные акты, принимаемые центральными органами власти. Их собственная норма устанавливающая деятельность имеет сугубо подчиненный характер, распространяется на соответствующую локальную территорию.

В унитарном государстве действует единая судебная система, которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь общими для всех государственных образований нормами материального и процессуального права. Судебные органы, как впрочем и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

В унитарном государстве используется одноканальная система налогов. Как правило, налоги поступают в центр, а оттуда уже распределяются в разные регионы.

Таким образом, в унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой либо косвенный контроль над местными органами.

Присущая всем унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. В некоторых странах вообще отсутствуют местные органы и административно-территориальные единицы управляются назначаемыми представителями центральной власти. В других государствах местные органы создаются, но они поставлены под контроль (прямой или косвенный) центральной власти. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В некоторых же унитарных государствах используется предоставление более льготного правового статуса одной или нескольким административно-территориальным единицам. Такое унитарное государство характеризуется наличием административной автономии для некоторых структурных территориальных подразделений. Указанная форма государственного устройства находит применение там, где требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.) Права по самоуправлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью.

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм — явление, безусловно прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований — федераций, конфедераций, содружеств и т. д.

К числу унитарных государств относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран.

2. Федеративное государство (федерация) состоит из частей, называемых субъектами федерации (штаты, земли, республики,..), которые обладают некоторыми признаками государства. Конкретный набор этих признаков весьма разнообразен - наличие конституции, гражданство, собственная судебная система и пр.

Наиболее существенным признаком федерации является наличие собственной компетенции (предметов ведения и полномочий) субъектов федерации, в которую центральные (федеральные) органы власти не могут вмешиваться и которая не может быть произвольно изменена федеральным законодательством. Состав и территории субъектов федерации так же не могут быть изменены федеральными органам против воли субъектов федерации.

Разумеется, при этом государство в целом является суверенным и единым - имеются федеральные органы власти, избираемые непосредственно населением всего государства; важнейшие вопросы - оборона, международные отношения, денежная система, основы налоговой системы - решаются федеральными властями. Обычно субъекты федерации не имеют права выйти из состава федерации.

Исторически федерации возникали двумя путями:

-       Объединением ранее независимых государств. Например, США возникли в результате объединения штатов.

-       В результате трансформации унитарного государства. В какой-то степени этот процесс произошел в России в части российских областей и краев, которые в СССР считались административно-территориальными единицами, окончательно приобретя статус субъектов федерации по Конституции России 1993 года.

Федеративная форма государственного устройства является еще более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обладает уникальными, специфическими особенностями. И все же можно при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации. Оно — союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не обладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и независимостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участи центральной власти. Но во всяком случае субъекты федерации на ряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность и это их отличает от административно-территориальных образований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли, и т. д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования и это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объем прав и свобод у каждого гражданина, не зависимо от того, на территории какого субъекта он проживает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому конституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские законы не должны противоречить федеральным законам. Этот принцип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государственных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствии с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип приоритета общефедерального закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.[3]

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т. п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образований (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нуждаются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит юридической положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами.

Как правило, эти отношения в самом основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип.

Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федеральных и местных органов решается на основе трех принципов:

-       принцип исключительной компетенции федерации, т. е. определения предметов ведения, по которым только она может принимать решения, издавать нормативные акты. Все остальные вопросы, не вошедшие в предмет ведения федерации, представляют собой предмет ведения (компетенции) субъектов федерации;

-       принцип совместной компетенции, т. е. установления одного и того же перечня предметов ведения как федерации, так и субъектов федерации. При совместной компетенции федеральные органы государственной власти по согласованию с органами власти субъектов федерации решают те вопросы, которые входят в предмет их ведения. Инициатива может исходить как от федеральных органов, так и от субъектов федерации. Процедура совместной компетенции может иметь разные формы, которые, как правило, устанавливаются в конституции и иных законах;

-       принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий, штатных, республиканских, земельных, кантональных и полномочий, отнесенных к совместной компетенции субъекта федерации и самой федерации.[4]

Следует обратить внимание, что в практике некоторых федеративных государств появился и такой способ распределения компетенции между союзным государством и входящими в него субъектами федерации, как взаимное делегирование полномочий.

Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т. е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации — разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, «жесткой» или «мягкой» федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации. Разумеется, вступление в федерацию должно быть делом добровольным. Но может ли на основе этого принципа осуществляться выход из ее состава? Анализ конституций существовавших федераций показывает, что выход из состава федерации нигде не закрепляется в конституции.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном государстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей, возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад производства и т. п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же могут обойтись народу, нации мифологические идеалы и утопии сепаратизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образование самостоятельного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.

В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы и поэтому она имеет место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Форма государственного устройства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

В настоящее время федерация существует в США, Канаде, Бразилии, Мексике, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Пакистане.

3. Конфедерация - союз суверенных государств, заключенный для достижения определенных целей. От федеративного государства конфедерация отличается прежде всего вторичным характером государственности конфедерации: как правило, органы конфедерации не избираются непосредственно населением конфедерации, а образуются органами власти государств, входящих в конфедерацию; каждое из государств остается суверенным, сохраняя право выхода из конфедерации; статус конфедерации определяется не конституционными актами, а договорами государств. По этой причине некоторые авторы не относят конфедерацию к форме государственного устройства, считая ее международно-правовым явлением.

С другой стороны, от обычных международно-правовых союзов государств конфедерация отличается направленностью союза на внутренние задачи (единая денежная система, общее управление экономикой и пр.), а также глубиной интеграции государств.

Исторический опыт показывает, что за сравнительно короткое время конфедерации либо разваливаются (Египет и Сирия, Сенегал и Гамбия; в некоторой степени СНГ), либо становится федеративным государством (США).

Завершая раздел о форме государственного устройства, сделаем два замечания.

1. Надо различать формальное определение государственного устройства в конституции или в названии страны и фактическое положение дел. Например, Швейцария официально называется Конфедерацией, однако это типичное единое федеративное государство; СССР по Конституции формально являлся федеративным государством, однако фактически собственные полномочия союзных республик носили декоративный характер. Есть и обратные примеры: Молдавия или Украина являются унитарными государствами, однако степень влияния центральных властей на соответственно Приднестровье или Крым относительно невелика.

2. Помимо описанных выше классических форм унитарного и федеративного государства в конкретных странах (особенно в переходные, неустойчивые периоды) имеются смешанные формы государственного устройства, которые трудно однозначно отнести к какому-то одному типу. Например, РСФСР по Конституции 1978 года была федерацией только в части автономных республик (да и то формально) и унитарным государством в части краев и областей. По-разному можно описывать форму государственного устройства и в таких образованиях, как империи (Россия в начале XX века, Великобритания в XVII веке), в которых различные части по-разному управляются метрополией (сравните статус Польши или Финляндии в Российской империи со статусом русских губерний). Неоднозначен статус Европейского Союза, который в последние годы обрел ряд признаков конфедерации и даже федерации (единая валюта, Европейский парламент, собственная правовая система, Европейский суд).

2. Субъекты права и субъекты правоотношений. Понятие, признаки, различия

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит, в конечном счете, от воли государства.

Понятия «субъект права» и субъекта правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.[5]

Субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в дореволюционной юридической литературе, допускалась мысль, что в качестве участников правовых отношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнение определенных функций. В свою очередь, животные «в праве притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из отечественных правоведов не разделяет, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т. д.).

Субъекты права подразделяются, прежде всего, на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся:

а) граждане Российской Федерации

б) иностранцы;

в) лица без гражданства (апатриды);

г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

-       Само государство.

-       Государственные органы и учреждения

-       Общественные объединения.

-       Административно-территориальные единицы.

-       Субъекты РФ.

-       Избирательные округа.

-       Религиозные организации.

-       Промышленные предприятия.

-       Иностранные фирмы.

-       Специальные субъекты (юридические лица).[6]

По нашему законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформированы в статье 48 ГК. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Следует иметь в виду, что не всякий коллектив людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья или, скажем, учебная группа, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур.

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалось такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность лица быть субъектом права со всеми вытекающими последствиями. Правосубъектность – собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликатноспособность, т.е. способность отвечать за гражданское правонарушение (деликаты); 4) вменяемость – условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются, в конечном счете, вторым.

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем.

Правоспособность в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество.

Главное в правоспособности – не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможности (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостным). И это официально, «по закону»

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

а) неотделима от личности, нельзя человек правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить;

б) не зависит от пола, возраста, профессии, национального положения и иных жизненных обстоятельств;

в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

г) по отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки;

д) субъективное право конкретно, а право способность абстрактна.

Дееспособность – это означает способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. В связи с тем, что для правового регулирования необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для, того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме – с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.

В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психологической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях:

1) вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст;

2) несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производиться по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда (ГК РФ ст. 27.).

В виду этого, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки: сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее государственной регистрации и некоторые другие сделки. С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законного представителя. В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью.

По общему правилу правоспособность физических лиц совпадает с их дееспособностью. Лицо, является правоспособным в той мере, в какой оно способно своими действиями реализовывать права в конкретных правоотношениях и нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния.

Дееспособность может быть ограничена. Вч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение дееспособности возможно в ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами.

Существует три основания для ограничения дееспособности физических лиц:

-       малолетний возраст;

-       психическая болезнь;

-       решение компетентных органов государства в случаях, предусмотренных действующим законодательством.[7]

В случае признания гражданина недееспособным или ограничено дееспособным, вследствие психического расстройства, когда он не может понимать значение своих действий или руководить ими, от лица такого гражданина все сделки совершает его опекун. Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становиться в состоянии руководить своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании физического лица дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким лицом.

В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно и составляет единое качество праводееспособности.

Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении физического лица, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психологических качеств.

Считается, что обладания одной лишь правоспособности достаточно для признания, скажем, недееспособности ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений. При этом имеется в виду восполнение его законных представлений, скажем родительских.

Невозможно представить нормальное осуществление прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в правоотношение. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени. Имя гражданин получает при рождении. Как правило, имя состоит из фамилии, собственного имени и отчества.

Все права человек вправе приобретать только под своим собственным именем. При опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным именем, так и используя псевдоним.

Еще одним индивидуализирующим физическое лицо признаком является его место жительства, что позволяет более точно конкретизировать субъекта правоотношения.

Итак, правоотношение - специфическая форма взаимодействия субъектов права.

В процессе нормативно-правового регулирования законодатель не должен контролировать все без исключения общественные отношения, так как нет, какой бы то ни было, надобности так «заорганизовывать» жизнь человека.

С другой же стороны урегулированное общественное отношение позволяет субъекту прогнозировать возможное развитие событий и быть уверенным в случае законопослушного поведения (правомерного поведения) в помощи правоохранительных органов, если такая помощь потребуется.

Законодатель стремится установить «правовые программы» поведения в виде прав, свобод и обязанностей участникам общественного отношения. И в результате такого нормативного воздействия на поведения возникает связь между ними через их субъективные права и юридические обязанности. Следовательно, путем правового регулирования отношений государство направляет фактические взаимосвязи между их участниками в необходимое для общества русло.[8]

В практике частноправового регулирования действует принцип, «разрешено все, что не запрещено законом». Так, разрешаются все на запрещенные законом сделки; семейное право, закрепляет принцип равенства супругов, также предоставляет многие отношения между ними решать по взаимному согласию супругов.

Правоотношение, как компонент механизма правового регулирования, характеризуются следующими чертами.

1. Правоотношения возникают и развиваются только на основе действующих норм права. Общественные связи могут приобретать правовую форму при наличии соответствующей нормы права, которой определятся все важнейшие параметры правоотношения: кто может выступать в качестве участников правоотношения, при каких условиях оно возникает, какие субъективные права и юридические обязанности надлежит установить в данном случае и др. Связь субъектов, противоречащая праву или не основанная на действующем праве, представляет собой либо правонарушение, либо общественное отношение, которое на представляет интереса для законодателя и остается вне сферы правового регулирования.

Отношения, не урегулированные нормами права, не могут породить юридически значимых последствий, превратиться в правовые. Все возникающие на их основе конфликты рассматриваются и разрешаются в общественном порядке без участия государства и его органов. Но существует одно исключения – допускает возможность возникновения конкретного правоотношения без соответствующей нормы права при наличии пробела в праве, обусловленного дефектами действующего законодательства. Исключение отличается от правила лишь в том, что конкретное правоотношение не имеет нормы, отражающей его специфику, его содержания.

2. Правоотношение – это всегда индивидуализированная связь. Участники отношения определены поименно. Как правило, граждане называются полным именем, а организации полными реквизитами. Массовые и наиболее простые правоотношения типа договора купли-продажи продуктов питания, проезда в городском транспорте существуют между конкретными лицами, но их индивидуализации может и не быть. Участники правоотношения друг для друга остаются в социальной роли продавца-покупателя, водителя автобуса и пассажира.

Существуют отношения, в которых конкретно определен лишь носитель правомочия. Так, в отношениях, вытекающих из права собственности, авторского права, индивидуально определен лишь носитель этого права, тогда как обязанной стороной выступает все общество и каждый его член. Оно обязуется не мешать собственнику пользоваться и распоряжаться имуществом, а автору своим авторским правом.

3. В правоотношении конкретная связь между его участниками выражается через их субъективные права и юридические обязанности. Одно лицо является управомоченным и имеет какое-либо право. Другое лицо обязано действовать таким образом, чтобы обеспечивать реализацию этого права. Большинство правоотношений носят двусторонний характер. Каждый участник правоотношения выступает одновременно и управомоченным, и обязанным лицом. По договору купли-продажи покупатель имеет право купить любой товар в магазине. Продавец обязан передать покупателю требуемую вещь при условии исполнения покупателем обязанности – оплаты стоимости покупки.

4. Правоотношение представляет собой волевую связь. Это означает, что регулируемые правом отношения неразрывно связаны с волей и сознанием человека. Правоотношение становиться возможным в результате волеизъявления всех его участников или, по крайней мере, одной из сторон.

Для гражданских, семейных и иных частноправовых правоотношений, участники которые выступают равноправными субъектами, требуется непременное согласие всех участников. До принятия обязательств в конкретном правоотношении гражданин, иное лицо вольны избрать любой вариант поведения, в том числе и отказ от участия в правоотношении. Однако, изъявив свою волю на участие в правоотношении в качестве обязанной стороны, лицо становиться связанным данным решением. Оно не может изменить свою волю и отказаться от участия в правоотношении без согласия на то управомоченной стороны.

В административных и иных отношениях, связанных с проявлением властных полномочий государственными органами и должностными лицами, воля на возникновение, изменение или прекращение правоотношения может присутствовать только на стороне, наделенной властными полномочиями. Гражданин обязан выполнять распоряжения и решения государственных органов. Например, обязанность платить законно установленные налоги, нести военную службу, являться по вызову органов суда и прокуратуры и др.

В исключительных случаях человек вступает в отношение помимо своей воли, например, при наступлении так называемых неопределенных обстоятельств (непреодолимая сила, форс-мажор) – война, стихийное бедствие и т. д. Случайное причинение происходит помимо воли потерпевшего. Но это не само правоотношение, а событие, которое служит основанием для возникновения конкретного правоотношения. Само же правоотношение возникает по воле потерпевшего. Следовательно, наличие воли как основания возникновения правоотношения в данном случае является бесспорным.

Аналогичным образом решается вопрос с отношениями, возникающими по факту совершения преступления. Здесь воля присутствует на стороне должностного лица, возбудившего уголовное дело по такому факту, а также воля потерпевшего на взыскание причиненного ущерба с виновного лица, привлеченного к уголовной ответственности.

5. Любое правоотношение, коль скоро оно возникает на основе и в соответствии с нормами права, охраняется от нарушений государством. Участник правоотношений, который находит свои права в конкретном правоотношении нарушенными, имеет право обратиться в компетентные органы за защитой. Согласно ст.45 Конституции РФ, каждый в праве защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.[9]

Защищенность государством составляет отличительный признак правовых отношений от иных ответственных отношений, защита и охрана которых осуществляется самим обществом или установившим соответствующие нормы субъектом.

На основе перечисленных признаков можно дать определение правоотношения.

Правоотношения – это индивидуализированная связь, которая возникает на основе правовых норм между гражданскими и иными лицами в форме субъективных прав и юридических обязанностей и поддерживается принудительной силой государства.

Задача

В рассмотрении гражданского дела районным судом принимали участие три спорящие стороны: истец, ответчик и третье лицо с самостоятельными требованиями. Истец основывал свои требования на решении суда другого района по похожему делу. Ответчик в доказательство своей правоты  ссылался на ряд статей Гражданского Кодекса РФ и Закона «О защите прав потребителей». Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования, руководствовалось  комментарием доктора юридических наук к гражданскому кодексу РФ. Обоснования какой из сторон должен учитывать суд вынесении решения?

Решение:

Статья 3 ГК РФ содержит следующие важные положения:

-       Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

-       Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

-       В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

-       Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации, определяются правилами ГК.

-       Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Таким образом, Истец, который основывал свои доводы на решении другого суда по похожему делу, противоречил ГК, где утверждается, что при разбирательстве гражданских дел применяется ГК РФ в первую очередь, а не доводы другого суда.

Комментарий к гражданскому кодексу не может рассматриваться как источник гражданского права в суде, поэтому суд не учтет требования третьего лица.

 Суд примет во внимание мнение Ответчика, которые основывал свои доводы на нормах ГК и Федеральном законе, т.к. они могут выступать как источники гражданско-правовых норм.

Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). - Справочная система Гарант.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Часть первая) (ред. от 23.12.2003). - Справочная система Гарант.

3.     Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. - М.: Филинъ, 2003.

4.     Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. - М.: Юристъ, 2002.

5.     Братусь С.Н. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2002.

6.     Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, под ред. проф. О. Н. Садикова. Справочная система Гарант.

7.     Общая теория государства и права. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -  М.: ПРОСПЕКТ, 2003.

8.     Попова Ю.А. Правоведение. / Ответственный редактор М.А. Иванкин – М.: Юридическая литература, 2003.


[1] Общая теория государства и права. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -  М.: ПРОСПЕКТ, 2003. – с. 211.

[2] Братусь С.Н. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2002. – с. 94.

[3] Общая теория государства и права. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -  М.: ПРОСПЕКТ, 2003. – с. 216.

[4] Попова Ю.А. Правоведение. / Ответственный редактор М.А. Иванкин – М.: Юридическая литература, 2003. – с. 141.

[5] Попова Ю.А. Правоведение. / Ответственный редактор М.А. Иванкин – М.: Юридическая литература, 2003. – с. 64.

[6] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. - М.: Филинъ, 2003. – с. 53.

[7] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. - М.: Филинъ, 2003. – с. 56.

[8] Общая теория государства и права. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. -  М.: ПРОСПЕКТ, 2003. – с. 81.

[9] Попова Ю.А. Правоведение. / Ответственный редактор М.А. Иванкин – М.: Юридическая литература, 2003. – с. 79.