КУЛЬТУРЫ ДОКОЛОНИАЛЬНОЙ АФРИКИ

И ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ------------------------------------------------------------------ 3

1. Искусство древней Тропической Африки --------------------3

2. Культура древней и средневековой Америки --------------- 8

           Заключение --------------------------------------------------------------13

          Список литературы ----------------------------------------------------14

 

 

 

Введение

Актуальность темы

В современную эпоху все больше возрастает интерес к искусству древних народов. Это искусство является источником культурологических и эстетических знаний, позволяет выяснить истоки современного искусства. Кроме того, искусство древних народов является источником вдохновения для современных художников и дизайнеров. То, что раньше было предметом исследований немногочисленных специалистов, сейчас привлекает внимание огромного количества людей. Особое место среди различных направлений такого искусства занимает искусство доколониальной Африки и доколумбовой Америки.

Предмет исследования – культуры африканских и латиноамериканских народов доколониального периода.

Объект исследования – конкретные артефакты (произведения искусств и ремесел) народов Африки и Латинской Америки, относящиеся к  периоду до завоевания этих континентов европейцами.

Цель исследования – определить основные направления искусств и ремесел коренных народов Африки и Америки, представляющие интерес с культурологической точки зрения.

Задачи исследования:

1.         Изучить культуру коренных народов Африки в главных ее проявлениях.

2.         Изучить материальные памятники культуры индейцев доколумбовой Америки.

Метод исследования: Анализ литературных источников.

1. Искусство древней Тропической Африки

Нынешний уровень наших знаний позволяет с полной определенностью утверждать, что нигде в Африке к югу от Сахары до рубежа VII—VIII вв. н. э. не сложились общества с антагонистическими классами и что лишь после появления в Северной и Восточной Африке арабов народы субсахарской Африки познакомились с письменностью. Бесспорно, однако, что в разных регионах существовали определенные общности, отличавшиеся теми или иными специфическими чертами материальной и духовной культуры, которые правильнее было бы определять как предцивилизации или протоцивилизации. Эти, условно говоря, древнейшие цивилизации, сложение которых в общем совпало по времени с переходом к железному веку на всей территории субсахарской Африки, формировались в нескольких главных районах, которые разделяли огромные расстояния, где, по-видимому, сохранялось население, жившее еще на ранних стадиях первобытнообщинного строя. Такими очагами цивилизаций были Западный Судан и сопредельные с ним части сахельской зоны на севере, а также прилегавшие к ним области Сахары; центральная и юго-западная части современной Нигерии; бассейн верхнего течения р. Луалаба (нынешняя провинция Шаба в Заире); центральные и восточные области сегодняшней Республики Зимбабве, которая своим названием обязана как раз блестящей цивилизации, сложившейся здесь в первые века II тыс. н. э., и, наконец, африканское побережье Индийского океана. Археологические исследования последних двух десятилетий убедительно показывают прямую преемственность между этими древнейшими цивилизациями и цивилизациями африканского средневековья—великими державами Западного Судана (Ганой, Мали, Сонгай), Ифе, Бенином, Конго, Зимбабве, суахилийской цивилизацией. Наибольшего развития достигли древнейшие цивилизации, сложившиеся в Западном Судане и в Нигерии. Центральноафриканские очаги отставали по времени появления металлургии железа и меди и крупных поселений городского типа. Восточноафриканский очаг отличала определенная специфика, связанная с ролью морской торговли в его формировании.  Подлинный «технический переворот» произошел с появлением в Сахаре верблюда примерно на рубеже II—I вв. до н. э. и имел серьезные социальные последствия, определив формы взаимоотношений жителей пустыни и их оседлых соседей на юге и позволив торговле через пустыню стать стабильным и отрегулированным институтом. Правда, последнее, видимо, произошло окончательно позднее и было связано уже с появлением арабов. Транссахарские контакты сыграли, вероятно, определенную роль в сложении западноафриканского очага индустрии бронзового века, предшествовавшего металлургии железа,— очага, единственного во всей Тропической Африке. Раскопки французской исследовательницы Николь Ламбер в Мавритании в 60-х гг. доказали существование здесь крупного центра медной и бронзовой индустрии. В районе Акжужта были обнаружены медные рудники и места выплавки меди (Лемдена). Были найдены не только большие скопления шлака, но и остатки плавильной печи с дутьевыми трубками. Находки датируются VI—V вв. до н. э. Мавританский центр бронзовой индустрии лежал как раз у южной оконечности западной «дороги колесниц», которая непосредственно соединяла его с аналогичным, но относящимся к более раннему времени центром металлургии на юге Марокко. В научной литературе выдвигалось предположение о связи между мавританским центром металлургии и многочисленными погребениями и мегалитическими сооружениями вдоль среднего течения Нигера в районе Гундам—Ниафунке. Отрицать принципиальную возможность такой связи не приходится. Однако в гораздо более близких к Акжужту районах вдоль уступа Дар-Тишит в Мавритании, лежащих на прямой линии между Акжужтом и долиной Нигера, влияние индустрии бронзы никак не проявилось. Археологические открытия конца 70-х—начала 80-х гг. заставляют связывать памятники района Гундам—Ниафунке скорее с другим центром цивилизации, уникальным для всей территории Тропической Африки, поскольку его отличает достаточно развитая традиция городской жизни, сложившаяся еще до начала нашей эры.

Европейцы познакомились с искусством Тропической Африки сравнительно поздно, в конце XIX в., и были поражены его совершенством.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем искусство и культура Африки предстали перед нами во всем своем величии. Однако и сейчас невозможно полностью воссоздать историю африканского искусства: в ней слишком много пробелов и загадок. Многие открытия были сделаны лишь за последние годы.

Хотя исследователи Африки и раньше знали о существовании доисторических росписей в Сахаре, широкую известность они получили только после экспедиции французского ученого А. Лота, который в 1957 г. привез в Париж свыше 800 копий наскальных изображений из района горного массива Тассили. В настоящее время наскальные изображения обнаружены почти во всей Африке.

Древнейшая из известных нам африканских культур была открыта в 1944г. в местечке Нок (Нигерия), между реками Нигер и Бенуэ. В оловянных шахтах были случайно найдены скульптурные портреты и детали фигур, выполненные почти в натуральную величину из обожженной глины. С тех пор удалось найти множество предметов культуры Нок, как ее вскоре назвали. Их довольно точно датировали при помощи метода радиоактивного углерода: I тысячелетие до н. э. — II в. н. э.

Эти древнейшие скульптурные изображения людей поражают своей выразительностью. Совершенство лепки и обжига говорит о том, что культура Нок развивалась на протяжении длительного периода. По-видимому, ей предшествовала какая-то другая, еще более древняя культура.

До наших дней дошли легенды о загадочном народе сао, жившем в районе озера Чад, — гигантах, одной рукой перегораживавших реки, делавших луки из стволов пальм и легко переносивших на плечах слонов и гиппопотамов. Находки археологов подтвердили, что действительно в X—XVI вв. здесь жил народ, создавший самобытную культуру. Сао строили большие города, обнесенные глинобитными стенами 10-метровой высоты, создавали замечательные скульптуры из глины и бронзы, в которых обычно сочетались черты человека, и животных. Но самой большой неожиданностью для исследователей искусства Африки было открытие кулътуры Ифе (город Ифе, Нигерия). Результаты нескольких экспедиций (главным образом 1910 и 1938 гг.) буквально ошеломили Европу. Найденные здесь бронзовые и терракотовые скульптуры не уступали лучшим образцам античного искусства. Время их исполнения до сих пор точно не установлено, однако предполагают, что расцвет искусства Ифе относится к XII—XIV вв.

Портретные скульптуры из Ифе, исполненные почти в натуральную величину, отличаются необычайной пропорциональностью и гармонией. В них воплотился идеал человеческой красоты, существовавший в то время. Совершенство скульптурных форм и тонкость бронзовой отливки были настолько высоки, что долгое время ученые приписывали искусство Ифе то португальцам, то финикийцам, то этрускам, отказываясь признать его местное происхождение, что позже было неоспоримо доказано.

Согласно легенде, искусство бронзового литья было в XIII в. занесено из Ифе в город-государство Венин. Здесь, как и в Ифе, оно служило царям —оба. Мастера-литейщики жили в специальном квартале города, а особые чиновники строго следили за сохранением секрета бронзового литья.

Во время английской карательной экспедиции 1897 г. город был уничтожен, а многие произведения искусства погибли в огне. Но и то, что сохранилось, дает яркое представление о замечательном искусстве Бенина. Кроме многочисленных скульптурных произведений в виде голов царей и придворных в высоких воротниках до нас дошли также бронзовые рельефы, украшавшие некогда столбы и стены дворцовых галерей. Здесь можно встретить самые разнообразные сюжеты и образы — придворных в церемониальных одеждах, вооруженных воинов, сцены охоты, изображения португальцев в европейских костюмах.

Кроме бронзовой скульптуры бенинские мастера создавали также произведения из слоновой кости и дерева: маски-подвески, жезлы, солонки и т.д.

Самым распространенным видом искусства Тропической Африки была народная скульптура из дерева. Ее создавали почти все народы — от Сахары до Южной Африки, за исключением восточных районов, где был распространен ислам. По-видимому, деревянная скульптура существовала в Тропической Африке издавна, хотя возраст самых древних дошедших до нас произведений не превышает 150—200 лет (во влажном тропическом климате дерево очень быстро разрушается).

Народная скульптура может бытъ разделена на две большие группы: собственно скульптуру и маски. Скульптура была большей частью культовой — это изображения различных духов, предков, иногда вождей. Маски использовались во время обрядов посвящения юношей и девушек в члены общины, а также во время различных церемоний, праздников, маскарадов и т.д.

У каждого африканского народа был свой оригинальный стиль скульптуры. Однако скульптура народов Тропической Африки имеет и много общих черт. Ее обычно вырезали из свежего, непросушенного дерева, как правило мягких пород, раскрашивали тремя красками — белой, черной и красно-коричневой, реже зеленой и синей. Стремясь выделить главное, африканские мастера сильно преувеличивали размеры головы, в то время как остальные части фигуры оставались непропорционально маленькими. В масках нередко самым неожиданным образом соединялись черты человека и животного [4,5].

2. Культура древней и средневековой Америки

Исходя из данных, полученных в результате археологических исследований, большинство современных ученых полагает, что человек появился на Американском континенте около 25 тысяч лет назад. Примерно в тот период монголоидные племена, обитавшие в Северо-Восточной Азии, по широкому сухопутному мосту, соединявшему тогда оба материка, перебрались через Берингов пролив. Постепенно продвигаясь в южном направлении, далекие предки коренных жителей Америки, которых впоследствии стали называть индейцами, со временем заселили Северную, Центральную и Южную Америку.

Их дальнейшее развитие, по мнению «изоляционистов», протекало совершенно самостоятельно, без каких-либо влияний извне, хотя многие допускают возможность повторных миграций из Азии. В противовес сторонникам этого течения «диффузионисты» считают, будто задолго до прихода европейцев между Америкой и Азией существовали оживленные культурные связи, отрицают оригинальность и самобытность цивилизаций Нового Света. Разделяя идею о том, что основу возникновения древних культур Америки составляло местное начало, многие исследователи вместе с тем признают значительную роль внешних контактов, в том числе и вероятных азиатско-американских. Однако, хотя есть основания предполагать, что после заселения Америки она эпизодически имела какие-то связи с Азией и Океанией, а посещения ее Атлантического побережья норманнами в начале II тысячелетия н. э. не вызывают сомнений, все эти факторы не оказали сколько-нибудь заметного влияния на культурный и этнический облик древних американцев.

В ходе длительного процесса исторической эволюции сформировались многочисленные индейские племена и народы, достигшие различного уровня общественного и культурного развития. Некоторые из них успели создать высокие цивилизации, другие находились на той или иной стадии первобытнообщинного строя и вели весьма примитивный образ жизни.

Основными очагами древнейших американских культур являлись Месоамерика (культурно-географическая область, охватывающая Центральную и Южную Мексику, Гватемалу, Белиз, западные районы Сальвадора и Гондураса) и Центральные Анды (современные Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, южная часть Чили), где в VII—V тысячелетиях до н. э. зародилось земледелие [1, С.6-7].

Одна из характерных особенностей древнего искусства Америки — существование огромного количества различных культур, каждая из которых обладала своим неповторимым стилем. Только на территории Мексики их установлено около 11 тыс.

Среди древних культур народов Америки выделяются три наиболее интересные и значительные — ацтеков (Центральная Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили).

Когда в конце XV в. испанские конкистадоры погоне за золотом и заморскими богатствами высадились в Америке, они встретились с индейскими племенами и народностями. У большинства этих племен и народностей сохранился первобытнообщинный строй. Некоторые народы, и в том числе ацтеки, индейцы майя и инки, переходили от первобытнообщинного к рабовладельческому строю. Эти народы создали развитую земледельческую

культуру и на ее основе высокую.

Культура ацтеков развивалась на протяжении почти четырех столетий, начиная с XII в. вплоть до 1521 г., когда испанские конкистадоры разрушили столицу ацтеков Теночтитлан.

Большинство каменных зданий ацтеков дошло до нас сильно поврежденными. Это прежде всего четырехгранные пирамиды, которые служили основанием для храмов или дворцов. Ацтеки верили, что через каждые полстолетия начинается новый период в развитии мира, и в соответствии с этим обновляли свои храмы и дворцы. Ранее построенный храм вместе с пирамидой покрывали рядами каменной кладки, так что он оказывался внутри новой пирамиды, на вершине которой строили еще один храм. В одной из таких пирамид (в Тенаюке) обнаружили восемь последовательно замурованных храмов. Иногда дворцы и храмы на вершине пирамид строили из дерева, но они не сохранились — до нас дошли лишь каменные сооружения.

Столица ацтеков Теночтитлан располагалась на острове. Пирамиды ацтеков, дворцы и храмы, наклонные стены которых лишены украшений, напоминают мощные укрепления, величественные в своей суровой простоте.

Той же строгостью и некоторым схематизмом поражает скульптура ацтеков. Они создавали грандиозные культовые статуи, иногда очень отдаленно напоминающие человеческую фигуру и целиком составленные из разных символических изображений: кукурузных початков, клыков и когтей животных, человеческих черепов и т. д. Таковы, например, статуи богини земли и плодородия Коатликуэ, бога весны и т. д.

Более жизненны произведения, не связанные непосредственно с требованиями религии. Они производят огромное впечатление своими простыми, нерасчлененными формами.

Немногие сохранившиеся образцы живописи ацтеков малоинтересны. Зато до нас дошли созданные ацтекскими мастерами яркие декоративные рисунки из перьев. Эти «мозаики», наклеенные на плотную ткань, поразили испанцев не меньше, чем произведения тончайшего ювелирного искусства, по отзывам самих завоевателей, намного превосходившего европейское.

Одну из наиболее развитых и богатых культур Центральной Америки создали народы майя. Начало их истории уходит в далекое прошлое. Уже ко П—III вв. н. э. племена майя основали небольшие города-государства, во главе которых стояли правители, жрецы и аристократия.

Как и ацтеки, майя возводили свои здания на каменных основаниях. Их постройки можно разделить на два типа — храмы на вершине пирамид и обширные дворцы на высоких каменных стилобатах (основаниях), которые группировались вокруг большого открытого двора. Обычно майя сооружали одноэтажные здания на уступах естественного или искусственного холма, отчего их постройки казались многоэтажными.

Архитектура майя гораздо живописнее и богаче украшениями,. чем у ацтеков. В ней постоянно встречаются колонны, часто в виде туловища пернатой змеи, фасады и стены зданий пышно украшены геометрическим орнаментом, рельефами и масками божеств. Лучшие здания майя производят впечатление каменного кружева — настолько мастерски скрыт под сплошным декоративным узором массив стен.

Среди наиболее интересных памятников архитектуры майя можно назвать Храм Солнца в Паленке, а также Храм ягуаров и Храм воинов в Чичен-Ице.

Скульптура майя, развивавшаяся на протяжении нескольких столетий, также достигла высокого совершенства. В соответствии со своим очень сложным календарем майя каждые 20 лет воздвигали каменные стелы с рельефами. На лицевой стороне стелы изображалась фигура божества или правителя. Остальные три стороны покрывались иероглифическими надписями, до сих пор до конца не расшифрованными.

Наивысшего расцвета скульптура майя достигла в VIII—IX вв. н. э. В это время появились сложные рельефы с многофигурными композициями. Изображение, подобно ковровому узору, заполняло всю поверхность стелы, не оставляя свободных мест. Такова стела Пьедрас Неграс, воздвигнутая в 795 г.

Лучшие образцы живописи майя — фрески храма в Бонампаке, случайно открытые в 1946 г. Все три помещения этого храма сплошь покрыты росписями, изображающими приготовления к битве, саму битву и церемонии победного праздника. Мастера майя пользовались чистыми, почти не смешанными красками, графически четкой линией.

Крупнейшее государство Южной Америки — империя инков — просуществовало сравнительно недолго. Это рабовладельческое государство возникло в начале XV в. Развитие его культуры было прервано вторжением отряда испанских завоевателей под предводительством Ф. Писарро, которые в 1532 г. захватили и разграбили страну.

Наиболее известными памятниками инков были Храм Солнца и Врата Солнца с барельефом, изображающим солнце, и с письменами, до сих пор не расшифрованными до конца.

Архитектура инкского периода отличается суровой простотой и отсутствием каких бы то ни было украшений. Храмы, жилища, крепости сложены из  огромных каменных глыб, очень точно пригнанных друг к другу, но не скрепленных связующими растворами. До нас дошли руины монолитных зданий столицы инков Куско, имевших мощные каменные стены и сравнительно тесные внутренние помещения. Большинство зданий инков было лишено окон и освещалось через двери. По описаниям путешественников, эти здания снаружи были некогда украшены широкими поясами толстых золотых пластин. Использование драгоценных металлов вообще характерно для искусства инков. Так, Храм Солнца в Куско имел несколько святилищ, украшенных символическими изображениями солнца, луны, радуги и звезд, выполненными из золота, серебра и драгоценных камней.

В отличие от народов Центральной Америки инки сооружали огромные пирамиды (до 40 м высотой) не для храмов, а для захоронений.

Каменная скульптура почти не получила распространения у инков. Их здания полностью лишены украшений. Единственным видом их скульптуры были глиняные фигурные сосуды, как правило расписанные яркими красками.

Наиболее интересные росписи встречаются на сосудах раннего периода существования империи. Мы видим здесь сцены битв, охоты, рыболовства, мифологические сюжеты с фантастическими чудовищами. В более позднее время росписи почти исчезают, но зато сосуды превращаются в настоящую скульптуру. Чаще всего сосуды делали в виде человеческой головы. Это подлинные портреты, в которых очень точно переданы индивидуальные черты стариков, детей, воинов. Еще позже появляются сосуды в виде животных, плодов и растений [1, с.7-15]. Развитие древних культур Америки насильственно прервали испанцы, устремившиеся сюда за золотом. Местные цивилизации не смогли противостоять хорошо вооруженным завоевателям и погибли. Спустя несколько веков традиции древних культур получили развитие в искусстве народов, населяющих страны Центральной и Южной Америки [2,3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Несмотря на тот огромный урон, который претерпела культура коренных народов Африки и Америки в процессе колониального завоевания, то, что сохранилось из искусства тех времен и стало доступным современным исследователям, поражает разнообразием и оригинальностью своих самобытных форм, а также богатством традиций. Следует предположить, что искусство коренных народов имеет значительную, скрытую от нас предысторию. Искусство народов Африки и Америки представляет интерес не только как собрание древностей, но и как актуальный материал, оказывающий влияние на современное искусство и культуру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала ХХ в.): Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 1991. – 286 с.

2.         Гуляев В.И. Города-государства доколумбовой Мексики//Культура Мексики. – М.: Наука, 1980. – С. 11-52.

3.         Иннес Х. Конкистадоры: История испанских завоеваний XV-XVI веков. - М: Центрполиграф, 2004.-391с.

4.         Маца И.Л. Творческий метод и художественное наследство. – М.: ОГИЗ ИЗОГИЗ, 1933. – 336 с.

5.         Мириманов В.Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. – М.: Искусство, 1973. – 320 с.

6.         Феест К.Ф. Искусство коренных народов Северной Америки. – М.: Радуга, 1985. – 224 с.