Новосибирский государственный университет
Реферат
Тема: Современные представления о происхождении человека
Выполнил: студентка гр.
НСК 35
Мороз Н.Т.
Проверил:
Новосибирск 2005
Содержание
Введение. 4
1. Эволюционное представление происхождения человека. 5
2. Креативная теория происхождения человека. 6
3. Космическое представление о происхождении человека. 8
Заключение. 11
Список литературы.. 12
Введение
Проблема происхождения и эволюции человека занимает умы людей на протяжении многих веков. Существует множество теорий появления человека на Земле. В настоящее время большинство ученых склоняется к происхождению человека в результате эволюции и естественного отбора от высокоразвитых предков современных обезьян, что представляет собой эволюционную теорию происхождения человека.
Резкое противопоставление эволюционистам во мнении и предположении о происхождении человека выдвигает креативная теория создания человека Богом. Для доказательства теории творения привлекаются новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории и даже сближают креационизм с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от предковых форм путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественным замыслом.
Третьей группой современного представления о происхождении человека является наиболее распространенная космическая теория. К ней можно отнести и предположение о зарождении элементарных клеточных структур из великого горячего бульона, из которых в последствии и возник человек. Также предположения об инопланетных существах, населившие нашу планету новой формой жизни. Очень привлекательной на сегодняшний день для ученых умов является теория исчезнувших цивилизаций и материков, хранивших тайну о появлении первых богоподобных людей, давших в дальнейшем импульс развития современному человечеству.
Целью данной работы является рассмотрение современных представлений о происхождении человека.
Необходимо решить следующие задачи:
- Описать эволюционную теорию происхождения человека;
- Привести основные положения креативной концепции;
- Рассмотреть предположения космической теории возникновения человека;
1. Эволюционное представление происхождения человека
Как и в вопросе происхождения Вселенной и жизни, существует представление о божественном творении человека. «И сказал Бог; сотворим человека по образу своему» (Бытие. 1. 26, 27). В индийской мифологии мир происходит из первого прачеловека – Пуруши.
Во многих первобытных племенах были распространены представления о том, что их предки произошли от животных и даже растений (на этом основано представление о тотемах), а такие верования встречаем у так называемых отсталых народов до сих пор. В античности высказывались мысли о естественном происхождении людей из ила (Анаксимандр). Тогда же заговорили о сходстве человека и обезьяны (Ганнон из Карфагена)[1].
Гипотезу африканской прародины современного человека в своем варианте поддержали генетики. Американский исследователь А. Уилсон, совместно с коллегами из Калифорнийского университета, предложил гипотезу так называемой «Африканской Евы»: все современное человечество, по мнению этого автора, произошло от одной женщины, жившей в Африке, южнее Сахары, примерно 100—200 тыс. лет назад. Вывод базируется на анализе мирового распределения типов митохондриальной ДНК. Предполагается, что Homo sapiens из африканского центра расселился по всей ойкумене, вытесняя все другие группы гоминид (без метисации). Гипотеза основана на серьезных статистических расчетах и, хотя в настоящее время достаточно резко критикуется, является несомненным вкладом в обоснование моноцентристской теории генезиса современных рас.
Ее слабое место, однако, – постулируемое А. Уилсоном «вытеснение без метисации». Вряд ли можно представить себе существование каких-то непроницаемых внешних барьеров, которые могли бы предотвратить смешение при контактах в периоды активных миграций. Кроме того, как отмечалось выше, палеоантропологические материалы свидетельствуют скорее в пользу метисации на самых различных уровнях эволюции гоминид.
В настоящее время в связи с ажиотажем вокруг НЛО в моду вошли версии о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю, или даже от скрещивания космических пришельцев с обезьянами.
Но господствует в науке с 19 века вытекающая из теории эволюции Дарвина концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян. Она получила в 20 веке генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому аппарату ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Дарвин утверждал, что движущая сила биологической эволюции – борьба за существование и естественный отбор в ней наиболее приспособленных и сильнейших. В основе его предположения лежит идея, что кажущаяся целесообразность, гармоничность, даже красота живой природы порождены игрою случая, а правила этой игры ограничены лишь безличными и слепыми Законами Природы. Поскольку человек, очевидно, имеет много общего с другими живыми существами, то вполне логичным было и следующее соображение Дарвина: причина появления «венца творения» – человека – тоже лишь совпадение ряда случайностей. Эти идеи господствуют в биологии и антропологии и по сей день[2].
2. Креативная теория происхождения человека
Место человека в системе живой природы определил еще Карл Линней, автор первой научной классификации природы. Долгое время считалось, что из мира животных путём эволюции и механизмов естественного отбора напрямую произошёл человек. Ближайшими биологическими предками человека считались высшие приматы. Было затрачено много трудов, чтобы подтвердить эту теорию, найдены многочисленные останки древних существ, по которым пытались выстроить эволюционный ряд развития вида homo sapiens . Но в последнее время данные генетики поставили научный мир перед необходимостью пересмотра принятых представлений о происхождении человека: выяснилось, что найденные существа не являются предками человека. Возникла необходимость создания новой теории, которая бы дала объяснение обширному палеоантропологическому материалу и которая на уровне современных научных знаний могла бы реконструировать филогенез (исторический путь развития) вида homo sapiens .
В настоящее время серьёзно рассматриваются теории креационизма ( данная теория утверждает, что человек сотворен Богом) и эволюционизма ( эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естественного отбора). Для доказательства теории творения привлекаются новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволюционной теории и даже сближают креационизм с эволюционной теорией, полагая, что человек произошел от предковых форм путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога или в соответствии с божественным замыслом.
Как упоминалось выше, на основании исследований в области генетики выяснилось, что даже ближайшие к нам по строению неандертальцы не являются нашими биологическими предками. Человек современного вида появляется сразу, со всеми присущими человеку способностями. Исследования мутаций генов в структурах клеточного ядра современных людей позволили прийти к выводу, что всё человечество произошло от одного предка, жившего около 150 тысяч лет назад в Центральной Африке.
И, наконец, очень важным моментом в вопросе о происхождении человека является выработка правильных критериев, по которым можно судить, со следами каких существ имеют дело учёные. Раньше представлялось, что наличие орудий труда, употребление огня и, тем более, способность создавать изображения являются неоспоримой принадлежностью человека. Но более глубокий анализ таковой деятельности предков человека показал, что эта деятельность была обусловлена иными психологическими механизмами, нежели у людей современного типа. На сегодняшний момент известно, что вся деятельность человека определяется речью, его способностью говорить. Даже мыслительная способность и вся высшая психическая деятельность это разные стороны одного и того же явления – фазии (речевой деятельности). Поэтому, можно даже сказать: проблема возникновения homosapiens - это проблема возникновения речи (второй сигнальной системы). При современном знании анатомии мозга, когда выделены те его структуры, которые отвечают за второсигнальное управление, можно по форме черепа определить их наличие или отсутствие. Установление неразрывной связи второй сигнальной системы с этими специфическими структурами мозга имеет фундаментальное значение для науки о происхождении человека. Если их нет - значит нет речи, значит нет человека. Вот к таким выводам приходит современная наука.
В заключение надо отметить, что для науки является тайной - что именно произошло, когда образовался полный комплекс всех структур, имеющихся в мозге homosapiens, делающий возможной речевую деятельность. Современное представление о происхождении человека, учитывающее свидетельство Писания такое: физическое тело человека долгое время совершенствовалось, и, когда были образованы все необходимые структуры, Творец вдохнул (по слову Писания) в это тело Свой Дух[3].
3. Космическое представление о происхождении человека
Теория панспермии (гипотеза о возможности переноса Жизни во Вселенной с одного космического тела на другие) не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни и переносит проблему в другое место Вселенной. Либих считал, что «атмосферы небесных тел, а также вращающихся космических туманностей можно считать как вековечные хранилища оживленной формы, как вечные плантации органических зародышей», откуда жизнь рассеивается в виде этих зародышей во Вселенной.
Подобным образом мыслили Кельвин, Гельмгольц и др. в начале нашего века с идеей радиопанспермии выступил Аррениус. Он описывал, как с населенных другими существами планет уходят в мировое пространство частички вещества, пылинки и живые споры микроорганизмов. Они сохраняют свою жизнеспособность, летая в пространстве Вселенной за счет светового давления. Попадая на планету с подходящими условиями для жизни, они начинают новую жизнь на этой планете.
Для обоснования панспермии обычно используют наскальные рисунки с изображением предметов, похожих на ракеты или космонавтов, или появления НЛО. Полеты космических аппаратов разрушили веру в существование разумной жизни на планетах солнечной системы, которая появилась после открытия Скиапарелли каналов на Марсе.
Предположения происхождения человека от инопланетных форм разума выделились в дальнейшем в самостоятельные теории.
Так одна из них представлена Эрихом фон Дэникеном и ее основными положениями являются:
1. В древние времена Землю несколько раз посещали существа из космоса.
2. Эти неизвестные существа путем целенаправленной, искусственной мутации живших тогда на Земле гоминидов превратили их в существа с человеческим интеллектом.
3. Появления космических пришельцев на Земле отражены в древних верованиях, традициях, сказаниях, легендах и сказках, следы их можно найти в отдельных культовых постройках и предметах[4].
Создателем теории о палеоконтактах является американец Чарлз Хой Форт. По его мнению, Земля когда-то была ничейной, но затем ее исследовали, колонизовали, а затем стали соперничать за ее обладание обитатели иных миров. В настоящее время нами правят самые развитые из них[5]. Это известно уже несколько столетий тем из нас, которые стали особой частью какого-то тайного ордена или сторонниками какого-то культа, члены которого, как рабы особого класса, руководят нами в соответствии с указаниями, которые они получили, и побуждают нас к нашим таинственным действиям.
Продолжателями дела Форта в Европе стали два исследователя: известный физик и химик Жак Бержье и философ, журналист Льюис Пауэлс. Свои взгляды они обобщили в изданной в 1960 году книге «Утро чародеев»: «Мы не отвергаем предположение о визитах пришельцев из космоса, без следа исчезнувших атомных цивилизациях; не отвергаем возможности того, что у цивилизаций прошлого были знания и техника, которые можно было бы сравнить с нашими; допускаем достижения, замаскированные разными формами того, что мы называем эзотеризмом, а также практические достижения в том, что мы относим к практике магов».
Еще одна концепция древнейшей истории человечества, основывается на комбинации гипотез катастрофизма и палеоконтактов. Считается, что в социальном развитии человечества приняли участие в доисторический период и в эпоху ранней истории как космические пришельцы, так и высокоразвитые земные цивилизации. Эти цивилизации, исчезнувшие, очевидно, вследствие катастроф, «могли развиваться особым, для нас совершенно необычным способом и использовать нетрадиционные средства, которые вопреки своей действенности не оставили материальных следов, а только результаты их использования».
Во многих древних легендах упоминается о том, что Первая цивилизация на Земле возникла далеко на севере, задолго до того, как панцирь ледника превратил эти просторы в холодную пустыню Арктики. Божественные предки человека пришли из «Земли богов», «Острова бессмертия», с «горы Меру» и поселились у северного небосклона, что означало заселение Земли существами из космоса.
Заключение
Таким образом, в данной работе были рассмотрены современные представления о происхождении человека.
Были решены такие задачи как:
- Описана эволюционная теория происхождения человека;
- Приведены основные положения креативной концепции;
- Рассмотрены предположения космической теории возникновения человека;
Принято считать, что факт эволюции запечатлен в страницах «каменной летописи», в слоях земли разной древности, хранящих ископаемые остатки живых существ. Однако более внимательное изучение этой геологической летописи выявляет в ней недостающие страницы, темные и неправильно истолкованные места и переставленные главы, так что вопрос о том, подтверждает ли каменная летопись теорию эволюции, остается открытым.
Теория божественного происхождения человека, основанная только лишь на библейском мотиве, на сегодня становится довольно узкой и вызывает много противоречий. Поскольку к настоящему моменту текст библии значительно исказили, то и трактовка вопроса о происхождении человека остается сомнительной. Многие ученые уже не рассматривают библию как простое священное писание, а видят в ней источник кодированной информации о возникновении жизни на земле и прогноз будущего нашей планеты.
Утверждения катастрофистов не новы. Их сторонниками в прошлом веке были Жорж Кювье и Игнаций Донелли. В XX веке к ним присоединились Клод Шеффер, Иммануэль Великовский. Несмотря на то, что большинство ученых не признает такое объяснение или попросту его игнорирует, тем не менее, оно лучше всего объясняет загадочные явления истории. К тому же, широко распространяемая идея эзотерического возникновения человека, более логично укладывается в общие представления о прошлом не только космической жизни, но и самого человека как неотъемлемой части огромного космоса.
Список литературы
1. Клипаренко К.Л. Загадки и тайны мира. – СПб.: «НЕВА», 2004.
2. Наумов П.Д. От кого мы произошли? – М.: Филинъ, 2001.
3. Поннамперума С. Происхождение жизни. – М.: Мир, 2003.
4. Фролов И. Т. Введение в философию. – Ч. 2. – М.: Политиздат, 2004.
5. Зубов А. А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек. – 2003. – № 1. – С. 5 – 18.
6. Кричевцова С.И. Тайны погибших цивилизаций // Человек. –2004. – № 1. – С. 41 – 47.
[1] Поннамперума С. Происхождение жизни. – М.: Мир, 2003. – с. 58.
[2] Зубов А. А. Дискуссионные вопросы антропогенеза // Человек. – 2003. – № 1. – С. 18.
[3] Фролов И. Т. Введение в философию. – Ч. 2. – М.: Политиздат, 2004. – с. 104.
[4] Поннамперума С. Происхождение жизни. – М.: Мир, 2003. – с. 125.
[5] Клипаренко К.Л. Загадки и тайны мира. – СПб.: «НЕВА», 2004. – с. 88.