Оглавление
Оглавление. 2
Введение. 3
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека. 4
2. Факторный анализ систем управления. 10
3.Факторный анализ, его виды и задачи. 12
Заключение. 17
Список литературы.. 18
Введение
Исследования играют огромную роль в современном мире. Наука, а, следовательно, и практическая деятельность не могут развиваться без исследований. Одной из задач данной работы является - оценить роль исследований в науке, подробно разобраться с этими понятиями и дать им определения.
Вторая часть работы посвящена факторному анализу. В экономических исследованиях часто решают задачу выявления факторов, определяющих уровень и динамику экономического процесса. Такая задача чаще всего решается методами корреляционного, регрессионного, факторного и компонентного анализа. А одной из задач данной работы является ознакомление с основами факторного анализа, изучение его элементов.
1. Исследования и их роль в научной и практической деятельности человека
Познание, в какой бы конкретной форме оно не осуществлялось, есть специфический способ деятельности, в котором субъект посредством своей собственной активности духовно осваивает объект, реконструирует его в своей голове. Познание обращено к предметам внешнего мира, в ходе познавательного процесса изменяется содержание знания. Но такие изменения сами по себе не производят никаких изменений в объективной действительности – для этого необходимо соединение теоретического процесса познания с процессом практическим.
Познание и практика в качестве диалектических противоположностей взаимосвязаны, при этом определяющая роль принадлежит практике. Познание и практика – разные стороны одной и той же человеческой деятельности, направленной на освоение мира.
Если непосредственным результатом практики является создание какого-либо продукта, привнесение материальных изменений в мир вообще, то непосредственным результатом теоретического познания является выработка духовного продукта – знания. Знание действительно является силой, но лишь потому, что служит руководством к действию.
Знание возникло как социальный феномен первоначально слитым с материальной деятельностью людей. Образ жизни древнего человека был крайне примитивным, он не предъявлял к знаниям требований более высоких, чем была реальная нужда в них.
Труд человеческий с самых первых своих актов в первобытном обществе выступает как рационально окрашенный труд, основанный на представлениях, ассоциациях, образах внешнего мира, навыках. Какими бы элементарными ни были практические акты первобытного человека, им предшествовали идеальные операции, хотя это еще не были знания. «Предзнание» развилось в знание одновременно с превращением жизнедеятельности «предчеловека» в человеческую трудовую практическую деятельность.
Элементы донаучной познавательной деятельности постепенно вычленялись из практической деятельности, трансформировались в научное познание в ходе и под влиянием потребностей развития практики. Поэтому возникновение науки есть продолжение и усовершенствование предшествующего опыта человечества.
Д. Бернал в книге «Наука в истории общества» писал, что наука есть многогранный и сложный феномен, что дать общее определение, охватывающее все ее аспекты, невозможно. Наука не поддается точному определению, могут быть описаны лишь ее основные параметры и функции.
Большая Советская энциклопедия определяет науку следующим образом: «Наука – исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественно-исторической практики система знаний о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития».[1] Далее поясняется, что наука является результатом многовекового развития познавательной деятельности человека, это процесс непрерывно углубляющегося познания законов реального мира.
Таким образом, наука – это система знаний и деятельность человека по производству знаний. Наука – это нечто большее, чем комплекс известных фактов, законов, теорий, наука есть компонент процесса преобразования мира.
Если наука – система знаний и особая форма общественной деятельности, направленная на их производство, то возникает вопрос о методологии науки, т.е. о принципах, средствах, методах познания.
Вычленение познания как деятельности, направленной на производство знаний в относительно самостоятельную область деятельности явилось результатом постепенно изменяющихся условий жизни. Общественное разделение труда, разделение физического и умственного труда закрепило этот процесс, открыв новый этап исторического развития. Свой дальнейший прогресс наука осуществляла последующим разделением деятельности уже в своей собственной сфере. Наиболее революционным этапом развития науки является возникновение новых методов исследования. Это относится к любой отрасли науки.
Научный метод, возникший в какой-либо из наук, очень скоро начинает давать весьма эффективные результаты сначала в смежных, а затем и в отдаленных науках. Возникновение новых методов приводит к возникновению новых научных направлений и наук. Так, накопление знаний о биохимических основах жизни в 40-х годах ХХ века привело к созданию биохимии, биофизики, радиобиологии.
Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль этих знаний.
В структуру науки входят научные законы, научные факты, научные категории, научные классификации.
Закон – это внутренняя, всеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной деятельности; прочное, остающееся, повторяющееся, не очень часто меняющееся, идентичное в явлении; одна из ступеней познания человеком единства и взаимосвязи явлений.
Законы существуют объективно, т.е. независимо от сознания людей, они присущи самой природе. Люди не могут по своему желанию создавать новые законы или отменять старые. Познать закон – значит раскрыть одну из сторон сущности предмета, явления.
Законы бывают всеобщие и частные. Всеобщие законы развития, движения, присущие природе, обществу и мышлению, изучаются философией. Частные, специфические законы изучаются естественными науками (физикой, химией и др.) и общественными (историей, социологией и др.).
Следующим структурным элементом науки является научный факт. Факт в переводе с латинского означает сделанное, совершившееся. Факт – это действительное, реально существующее, невымышленное событие, явление; то, что произошло на самом деле.
Факт – один из более доказательных аргументов. Существует английская пословица: факты – упрямая вещь. Для научного исследования важно осмыслить и обработать факты, а не просто их подобрать.
В области общественных наук исследователи зачастую увлекаются выхватыванием отдельных «фактиков» без их систематизации и анализа. Если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, то это, по справедливому высказыванию ученых, лишь «игра в примеры». Факты необходимо собирать в их взаимосвязи, тогда это будет упрямая, но и, безусловно, доказательная вещь.
Все науки проходят длительный этап накопления фактов, их осмысления и обработки.
Категория в переводе с греческого означает высказывание, суждение. Категория – это предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира (например, философские категории «материя», «движение», «пространство», «время», «качество», «количество» и т.д.).
Каждая наука имеет свою систему категорий, самыми широкими являются философские, так как они служат методологической основой научного познания. В каждой науке категории находятся во взаимосвязи, при этом ни один познавательный процесс не совершается без участия категорий. Схема процесса познания сводится к следующему: ощущение – восприятие – представление – суждение – понятие; при этом последние рассматриваются с помощью имеющихся категорий.
Поскольку знания человека в ходе практической и научной деятельности развиваются, изменяются, постольку и категории не остаются неизменными. Как и всякое понятие, категории должны быть гибкими, подвижными, что особенно относится к экономическим категориям (себестоимость, цена, прибыль и т.д.).
В управлении как междисциплинарной науке первичными являются такие категории, как цель, интерес, стимул, мотив.
Важное место в структуре науки отводится классификации.
Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
Правильно составленная классификация, отобразив закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и помогает исследователю ориентироваться в самых сложных ситуациях, а также служит основой для выводов и прогнозов.
Значение правильных классификаций огромно. Менделеевская классификационная таблица стала могучим орудием дальнейшего развития не только химической науки, но и всего естествознания. В естественных науках классификации имеют огромное значение, но и в общественных науках их значение велико. Опыт показывает, что для того, чтобы классификация выполняла свои задачи, необходимо в качестве основания для деления предметов брать наиболее существенные и важные в практическом отношении признаки.
Составление классификаций подчиняется следующим правилам:
- в одной и той же классификации надо применять одно и то же основание;
- объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса;
- члены классификации должны взаимно исключать друг друга;
- подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
Научная классификация имеет огромное значение для теоретической и практической деятельности человека. Она облегчает процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, дает возможность быстрее найти внутренние закономерности. Поскольку мир изменяется и развивается, изменяются наши знания, и классификации не могут быть неизменными. С течением времени классификации все более уточняются.
Функции науки можно представить как главную и специальные. Главная функция науки – познание объективного мира и развитие системы знаний, специальные функции – познавательные, культурные, практические. Так как важная отличительная черта науки – ее активный поисковый характер, то главная функция науки всех цивилизованных стран – обеспечение научно-технического и социального прогресса путем производства нового знания.
Закон развития науки в свое время пытался сформулировать Ф. Энгельс. Он указывал, что наука растет, по меньшей мере, с той же быстротой, что и население; население растет пропорционально численности последнего поколения – наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения. Развитие каждой науки основывается на ее собственных законах.
Наука – это система знаний, которые постепенно накапливались, что привело к необходимости их систематизации. Со временем появилась «наука о науках», получившая название «науковедение». Основные разделы этой науки следующие:
Общая теория науки, включающая разработку концепций, методологии, основных направлений ее развития.[2]
История науки, занимающаяся исследованием процессов накопления знаний, установлением общих закономерностей развития науки.
Социология науки, дающая анализ взаимодействия науки и общества, изучающая социальные функции науки и отношения людей в процессе научного труда.
Экономика науки, занимающаяся изучением экономических особенностей развития науки, разработкой критериев экономической эффективности научных исследований.
Моделирование науки, создающее научные системы и модели различных видов научной деятельности.
Политика науки, определяющая основные направления ее развития с учетом общей политики государства на определенный отрезок времени.
Теория научного прогнозирования и планирования, занимающаяся разработкой стратегии развития науки и решением проблем ее материального обеспечения.
Научная организация умственного труда, занимающаяся разработкой теории организации и изучением факторов, действующих на эффективность работы ученых.
Правоведение как раздел науковедения, занимающийся нормативным обеспечением выполнения научно-исследовательских работ, разработкой системы законов, действующих в сфере науки и научного обслуживания.
Науковедение занимается разработкой международных и национальных систем понятий и терминологии, стилевых особенностей изложения результатов научных исследований.
В России до 1993 года наука выполняла функции обеспечения престижа страны: естественные науки работали в основном на оборонный комплекс, гуманитарные науки были ориентированы на борьбу с буржуазной идеологией через насаждение идеологии КПСС. В современной России наука испытывает кризис.
Наука – очень привлекательная вещь, которая неизбежно мотивирует людей заниматься ей уже много веков. Т. Селье писал: «Сколько людей упорно и вдохновенно трудятся ради осуществления некоторой цели, обещающей завтра обеспечить досуг и возможность наслаждаться жизнью. Но завтра так никогда не становится сегодня. Всегда появляется другая цель, которая обещает еще больше и требует еще чуть-чуть больше усилий».
2. Факторный анализ систем управления
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимозависимости. Связь экономических явлений - это совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм закономерных связей важную роль играет причинно-следственная (детерминистская), при которой одно явление порождает другое.
В хозяйственной деятельности предприятия некоторые явления непосредственно связаны между собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Множество других факторов косвенно воздействует на этот показатель.
Кроме того, каждое явление можно рассматривать как причину и как следствие. Например, производительность труда можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения объема производства, уровня ее себестоимости, а с другой - как результат изменения степени механизации и автоматизации производства, усовершенствования организации труда и т. д.
Количественная характеристика взаимосвязанных явлений осуществляется с помощью показателей. Показатели, характеризующие причину, называются факторными (независимыми); показатели, характеризующие следствие, называются результативными (зависимыми). Совокупность факторных и результативных признаков, связанных причинно-следственной связью, называется факторной системой. [3]
Моделирование какого-либо явления - это построение математического выражения существующей зависимости. Моделирование - это один из важнейших методов научного познания. Существуют два типа зависимостей, изучаемых в процессе факторного анализа: функциональные и стохастические.
Связь называется функциональной, или жестко детерминированной, если каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака.
Связь называется стохастической (вероятностной), если каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака, т. е. определенное статистическое распределение.
Модель факторной системы - это математическая формула, выражающая реальные связи между анализируемыми явлениями.
Таким образом, каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. В основе экономического анализа и его раздела - факторного анализа - лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативного показателя. Чем детальнее исследуется зависимость результативного показателя от тех или иных факторов, тем точнее результаты анализа и оценка качества работы предприятий. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.
3.Факторный анализ, его виды и задачи
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа:
Постановка цели анализа.
Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.
Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.
Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.
Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.
Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.
Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.
Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.
Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.
Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.
В зависимости от типа факторной модели различают два основных вида факторного анализа - детерминированный и стохастический.
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. когда результативный показатель факторной модели представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Данный вид факторного анализа наиболее распространен, поскольку, будучи достаточно простым в применении (по сравнению со стохастическим анализом), позволяет осознать логику действия основных факторов развития предприятия, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно изменить для повышения эффективности производства. Подробно детерминированный факторный анализ мы рассмотрим в отдельной главе.
Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при корреляционной связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель.
Стохастическое моделирование является в определенной степени дополнением и углублением детерминированного факторного анализа. В факторном анализе эти модели используются по трем основным причинам:
необходимо изучить влияние факторов, по которым нельзя построить жестко детерминированную факторную модель (например, уровень финансового левериджа);
необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не поддаются объединению в одной и той же жестко детерминированной модели;
необходимо изучить влияние сложных факторов, которые не могут быть выражены одним количественным показателем (например, уровень научно-технического прогресса).[4]
В отличие от жестко детерминированного стохастический подход для реализации требует ряда предпосылок:
а) наличие совокупности;
б) достаточный объем наблюдений;
в) случайность и независимость наблюдений;
г) однородность;
д) наличие распределения признаков, близкого к нормальному;
е) наличие специального математического аппарата.
Построение стохастической модели проводится в несколько этапов:
1) качественный анализ (постановка цели анализа, определение совокупности, определение результативных и факторных признаков, выбор периода, за который проводится анализ, выбор метода анализа);
2) предварительный анализ моделируемой совокупности (проверка однородности совокупности, исключение аномальных наблюдений, уточнение необходимого объема выборки, установление законов распределения изучаемых показателей);
3) построение стохастической (регрессионной) модели (уточнение перечня факторов, расчет оценок параметров уравнения регрессии, перебор конкурирующих вариантов моделей);
4) оценка адекватности модели (проверка статистической существенности уравнения в целом и его отдельных параметров, проверка соответствия формальных свойств оценок задачам исследования);
5) экономическая интерпретация и практическое использование модели (определение пространственно-временной устойчивости построенной зависимости, оценка практических свойств модели).
Кроме деления на детерминированный и стохастический, различают следующие типы факторного анализа:
- прямой и обратный;
- одноступенчатый и многоступенчатый;
- статический и динамичный;
- ретроспективный и перспективный (прогнозный).
При прямом факторном анализе[5] исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции - от частных, отдельных факторов к обобщающим. Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Необходимо также различать статический и динамический факторный анализ. Первый вид применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды, и перспективным, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Заключение
Познание и практика в качестве диалектических противоположностей взаимосвязаны, при этом определяющая роль принадлежит практике. Познание и практика – разные стороны одной и той же человеческой деятельности, направленной на освоение мира.
Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль этих знаний.
Факт – один из более доказательных аргументов. Существует английская пословица: факты – упрямая вещь. Для научного исследования важно осмыслить и обработать факты, а не просто их подобрать.
В России до 1993 года наука выполняла функции обеспечения престижа страны: естественные науки работали в основном на оборонный комплекс, гуманитарные науки были ориентированы на борьбу с буржуазной идеологией через насаждение идеологии КПСС. В современной России наука испытывает кризис.
Наука – очень привлекательная вещь, которая неизбежно мотивирует людей заниматься ей уже много веков.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Существует множество классификации факторов:
детерминированный факторный анализ, стохастический анализ, динамический факторный анализ и многие другие.
Список литературы
1. Артемов О.Ю. Управление маркетингом и факторный анализ. – М.: Приор, 2002. – 312 с.
2. Варганов Г.В. Понятия, типы и задачи факторного анализа. – М.: Наука, 2003. – 190 с.
3. Джессен Р. Методы статистических исследований. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 376 с.
4. Дубров А.М., Трошин В.С. Исследования систем управления. - М.: Мир, 2001. – 332 с.
5. Липатов В.А, Кобелев А.В. Факторный анализ эффективности корпоративного управления. – СПб.: Дело, 1997. – 408 с.
[1] Дубров А.М., Трошин В.С. Исследования систем управления. - М.: Мир, 1998 – с. 73.
[2]Джессен Р. Методы статистических исследований. – М.: Финансы и статистика, 1995 – с. 116.
[3] Липатов В.А, Кобелев А.В. Факторный анализ эффективности корпоративного управления. – СПб.: Дело, 1997 – с. 204.
[4] Артемов О.Ю. Управление маркетингом и факторный анализ. – М.: Приор, 2002 – с. 95.
[5] Варганов Г.В. Понятия, типы и задачи факторного анализа. – М.: Наука, 2003 – с. 237.