СОДЕРЖАНИЕ
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ»_ 3
1.1 Характеристика предприятия ООО «Хозяйственные товары»_ 3
1.2 Анализ торгового процесса в магазине «Хозяйственные товары» 5
1.2.1 Интерьер и экстерьер магазина 5
1.2.2 Торгово-технологический процесс 8
1.3 Анализ обслуживания покупателей и спектра дополнительных услуг 13
1.4 Выводы по результатам анализа торгово-технологического процесса 15
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ В МАГАЗИНЕ «ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ»_ 17
2.1 Общие рекомендации по совершенствованию деятельности магазина ООО «Хозяйственные товары» как розничного торгового предприятия_ 17
2.2. Предложения по организации системы товароснабжения_ 21
2.3. Выбор выгодных сегментов рынка_ 22
2.4. Разработка направлений ассортиментной и сбытовой политики 26
Приложение 1_ 27
Приложение 2_ 28
Приложение 3_ 29
Приложение 4_ 30
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ООО «ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ»
1.1 Характеристика предприятия ООО «Хозяйственные товары»
Основным видом деятельности ООО «Хозяйственные товары» является розничная торговля товарами бытовой химии.
Целью деятельности ООО «Хозяйственные товары» является осуществление коммерческой, посреднической, закупочной деятельности, торговли непродовольственными товарами, в том числе лицензионными, создания магазина.
Адрес фирмы: г. Новосибирск, ул. Романова – 23.
Организационная структура предприятия отражена в приложении 1.
Торговая фирма ООО «Хозяйственные товары» является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). ООО - это организационно-правовая форма предприятия. Под ООО понимается объединение граждан и (или) юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами, и несущее ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества. Участники ООО несут ответственность в пределах своих вкладов.
В ООО «Хозяйственные товары» создан уставный фонд, размер которого составляет 713 тыс. руб. Имущество общества с ограниченной ответственностью формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников, и принадлежит его участникам на праве долевой собственности.
Высшим органом управления ООО «Хозяйственные товары» является собрание участников. В его компетенции находятся вопросы определения главных направлений предпринимательской деятельности, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и балансов, избрание и отзыв исполнительного органа и ревизионной комиссии, определение условий оплаты труда должностных лиц, распределения прибыли и определение порядка покрытия убытков и др.
Исполнительным органом ООО «Хозяйственные товары» является директор. В его компетенции находятся вопросы разработки и реализации целей, политики и стратегии их достижения, а также организация и руководство текущей деятельностью фирмы, распоряжение имуществом, найм и увольнение персонала.
В 2004 году среднесписочная численностью работников ООО «Хозяйственные товары» составила 32 человека.
В том числе:
- управленческий персонал - 3 чел.;
- специалисты - 3 чел.;
- рабочие - 21 чел.;
- обслуживающий персонал - 5 чел.
В организации отмечается рост показателей отражающих эффективность использования торгового потенциала. Так фондоотдача за рассматриваемый период возросла от 0,8 руб. до 2,7 руб. в 2003г., увеличилась и материалоотдача за последние два года.
Рост производительности труда обеспечен при снижении численности рабочих.
Рост эффективности торговли характеризует и показатели рентабельности.
Рентабельность реализации товаров увеличилась с 5,9% - 2001г. до 9,2 – 2003 г. В то же время уровень рентабельности продаж не высок и в 2004 г. составил 3,6%. Это свидетельствует о необходимости выявления резервов увеличения прибыли.
Таблица 1
Показатели работы предприятия
Показатели |
2002г. |
2003г. |
темп роста, % |
2004г. |
темп роста 2003-2004г. |
Численность персонала, чел. |
9 |
10 |
10,0 |
32 |
320,0 |
Торговый персонал, чел. |
4 |
5 |
25,0 |
21 |
420,0 |
Среднегодовая стоимость |
11186 |
8138 |
72,8 |
3957 |
48,6 |
Осн. фонды, тыс. руб. |
|||||
Материальные затраты, тыс. руб. |
5100 |
9562 |
187,5 |
6250 |
65,4 |
Фондоотдача |
0,8 |
1,5 |
187,5 |
2,7 |
180,0 |
Производительность труда, тыс. руб. |
131 |
186 |
142,0 |
185 |
99,5 |
Рентабельность продукции, % |
7,4 |
1,7 |
23,0 |
3,6 |
211,8 |
Рентабельность торговли, % |
5,9 |
2,6 |
44,1 |
9,2 |
353,8 |
Затраты на 1 руб. продукции |
0,92 |
0,95 |
103,3 |
0,92 |
96,8 |
На рассматриваемом предприятии ООО «Хозяйственные товары» регулярно проводится внутренний анализ финансово-хозяйственной деятельности, однако как результаты, так и некоторые исходные данные этого анализа не разглашаются, так как руководство ООО «Хозяйственные товары» относит эту информацию к коммерческий тайне.
1.2 Анализ торгового процесса в магазине «Хозяйственные товары»
1.2.1 Интерьер и экстерьер магазина
В магазине ООО "Хозяйственные товары" продажа товаров организована с применением традиционного метода, при этом совмещена продажа товаров через прилавок с продажей товаров с открытой выкладкой.
Рис.1. Схема торгового зала магазина "Хозяйственные товары"
При размещении и выкладке товаров торговом зале проводится расчет основных показателей
Установочная площадь:
Sy = Sтз*Ку, (1)
где Sтз - площадь торгового зала, м2
Ку – нормативный коэффициент установочной площади под оборудование и мебель, согласно норм пожарной безопасности
Sy = 6*5 * 0,16 = 4, 8 (м2)
Подбираем торговую мебель и оборудование для торгового зала:
Таблица 2
Оборудование и мебель торгового зала магазина ООО «Хозяйственные товары»
№ п/п |
Наименование |
Тип |
Длина, м |
Ширина, м |
Количество, шт. |
Площадь, м2 |
1 |
Горка пристенная |
ГП -2-4 |
1,8 |
0,6 |
6 |
6,48 |
2 |
Витрина |
ВС- 1 |
0,9 |
0,4 |
6 |
2,16 |
3 |
Столик торговый |
С - 4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
ИТОГО |
- |
- |
- |
- |
9,64 |
Фактический коэффициент использования площади торгового зала:
Кфу = Соб /Sтз, (2)
Где Соб – площадь торгового зала, занятая оборудованием, м2
Кфу = 9,64/30 = 0,32.
Типы оборудования для оснащения помещений магазина ООО «Хозяйственные товары» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Торговое оборудование для помещений магазина ООО «Хозяйственные товары»
№ п/п |
Помещение |
Наименование |
Тип |
Количество |
1 |
Торговый зал |
Стеллажи малые Поддтоварники Кассовые машины |
ВЭ -15 Т РН-6Ц13у Элесс 01-03 Ф |
4 1 4 |
2 |
Административно- бытовые здания |
Сейф огнестойкий Шкаф архивный Стол Стул |
КЗ-0132 ШАМ - 11 Ст -1 СтЛ-2 |
1 2 1 2 |
Расстановка мебели и торгового оборудования в зале весьма эффективна и приемлема для удобного обслуживания покупателей. Она также соответствует нормам и требованиям пожарной техники безопасности.
Внешнее оформление магазина ООО «Хозяйственные товары» , витрин и наружной рекламы полностью соответствует профилю организации и направленности товаров, подлежащих продаже в магазине.
Наружная реклама, используемая в магазине ООО «Хозяйственные товары» для привлечения покупателей, дает краткую информацию о предлагаемом в магазине ассортименте.
Во внешних витринах выставлены наиболее часто приобретаемые покупателями образцы товаров.
В торговом зале на стеллажах на занимаемой торговой площади выставлены предлагаемые к продаже товары с соответствующими ценниками и указанием названия товара, его цены, стандартной маркировки и прочей основной информацией, необходимой покупателю при приобретении товара.
В магазине ООО «Хозяйственные товары» есть необходимые каталоги предлагаемых товаров с более подробным описанием основных характеристика каждого конкретного товара.
На выходе расположена касса, где покупатель может оплатить сделанные покупки.
В торговых залах работает от 2 до 4 продавцов-консультантов, способных оказать необходимую помощь покупателю и дать необходимую информацию по предлагаемым товарам. Продавцы- консультанты отличаются большой вежливостью и внимательностью в обслуживании клиентов.
В магазинах ООО «Хозяйственные товары» осуществляется и послепродажное обслуживание: бесплатная доставка товаров до дома покупателя.
Таким образом, качество торговли в розничном магазине ООО «Хозяйственные товары» и культура обслуживания очень высоки. Об этом же свидетельствуют специально проводимые опросы покупателей и отзывы в книге отзывов и предложений.
1.2.2 Торгово-технологический процесс
Процесс организации, отборки, приемки и доставки товаров отображен на рисунке 2 в виде схемы (приложение 2).
Как видно из рисунка 2, основными штатными единицами ООО «Хозяйственные товары», задействованными в процессе приемки товаров на склад являются бухгалтер, товаровед, экономист по ценам и зав. складом.
Выполнение операций, связанных с поступлением товаров, предусматривает разгрузку транспортных средств, доставку товаров в зону приемки, расфасовку и приемку их по количеству и качеству.
Принятые товары доставляют в зону хранения, где их размещают на стеллажах или укладывают в штабеля. В зависимости от физико-химических свойств товаров для них создают определенные условия хранения.
Далее следуют операции, связанные с отпуском товаров; перемещение их к участку комплектования заказов; комплектование заказов; подготовка товаров к отпуску (переупаковка, укладка на поддоны, в контейнеры); экспедиционные операции по отправке товаров покупателям (формирование маршрутов, погрузка транспортных средств, централизованная доставка материалов); сдача товаров получателям.
Принципиальная схема складского технологического процесса в ООО «Хозяйственные товары» изображена на рисунке 3 (приложение 3).
Порядок приемки товаров в ООО «Хозяйственные товары» по количеству регламентируется Инструкцией №П-6 , а по качеству Инструкцией № П-7 . Данные инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, Основными и Особыми условиями поставки или иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки товаров по количеству и качеству. Систематизированные основные правила приемки по количеству и качеству согласно этим двум инструкциям в ООО «Хозяйственные товары» представлены ниже в виде таблицы.
Документ о результатах приемки товаров по количеству составлен в приложении 4.
После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине ООО «Хозяйственные товары» предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должно обеспечивать материально ответственное лицо.
Товары, поступившие от поставщика в таре- оборудовании и помещенные на хранение на непродолжительное время, размещают в той же таре- оборудовании.
Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.
Размещаемые на хранение товары группируют по признакам однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно- гигиенические требования.
Хранение непродовольственных товаров в магазине ООО «Хозяйственные товары» организовано по товарным группам или по потребительским комплексам. При хранении товаров по потребительским комплексам необходимо выделение общей распаковочной зоны для сортировки и комплектования товаров для различных потребительских комплексов.
Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях ООО «Хозяйственные товары» контролируют при помощи термометров и психрометров и при необходимости регулируют. При повышенной влажности воздуха в помещениях проводят проветривание, отапливание или используют влагопоглащающие средств, при пониженной- воздух в помещениях увлажняют.
Размещая товары на хранение в ООО «Хозяйственные товары», учитывается длительность хранения, очередность поступления и подачи товаров в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
За каждой группой товаров ООО «Хозяйственные товары» закрепляют постоянные места хранения. Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине ООО «Хозяйственные товары» товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.
Перед подачей в торговый зал ООО «Хозяйственные товары» товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировке и т.д. Количество подготовительных операций в магазине зависит от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
При распаковке товары в ООО «Хозяйственные товары» освобождают от внешней транспортной тары, сортируют, то есть группируют по ассортиментным признакам, очищают от пыли, загрязнения, антикоррозионных смазочных веществ, устраняют их мелкие дефекты. Все эти подготовительные операции целесообразно проводить в специальных помещениях с соответствующим образом подготовленными и оборудованными рабочими местами.
Некоторые мелкие изделия фасуют в пакетики по 15, 10 или 20 штук.
Перед доставкой в торговый зал товары ООО «Хозяйственные товары» маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару оборудование.
Важнейшим элементом системы торгового обслуживания покупателей ООО «Хозяйственные товары» является используемый метод продажи товаров в магазине. Этот показатель не только формирует тип магазина, но и определяет содержание всех основных торгово-технологических процессов. Для покупателей он в значительной мере определяет удобства совершения покупок в магазине и объем затрат времени на обслуживание.
Под методом продажи в ООО «Хозяйственные товары» понимается совокупность приемов осуществления всех основных операций, связанных с непосредственной реализацией товаров покупателям в магазине. К числу основных операций продажи товаров в магазине ООО «Хозяйственные товары» относятся:
· Ознакомление покупателя с реализуемым ассортиментом товаров;
· Формирование мотивации выбора товаров покупателем;
· Отбор выбранных товаров (при необходимости их взвешивание); Расчет за отобранные товары и получение покупки.
Характер и структура операций по продаже товаров ООО «Хозяйственные товары» зависят в первую очередь от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров: самообслуживание; через прилавок обслуживание; по образцам; с открытой выкладкой; по предварительным заказам.
В обязанность продавца, работающего в магазине ООО «Хозяйственные товары», входит выполнение следующих операций по обслуживанию покупателей: встреча покупателя и выявление его намерения; предложение и показ товаров; помощь в выборе товара и консультация; предложение сопутствующих и новых товаров; проведение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием; расчетные операции; упаковка и выдача покупок.
Пришедшие в магазин ООО «Хозяйственные товары» покупатели наблюдают приветливое отношение со стороны торгового персонала, опрятный внешний вид работников магазина, т.к. все это непосредственно влияет на культуру торгового обслуживания.
Продавец выявляет намерения покупателей о необходимом товаре, при этом продавец предлагает сопутствующий товар, при необходимости дает характеристику товара, подчеркивает достоинства, объясняет способ приготовления и т.д. все это делается для того, чтобы выполнить желание покупателей "с прибылью для него и для магазина"
При выполнении технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, затрачивается много труда и времени. Оно сокращается в магазине за счет квалифицированных торговых работников, а также за счет хорошо оснащенных рабочих мест, где есть необходимое торговое оборудование, инвентарь, надлежащий упаковочный материал. Время на обслуживание покупателей сокращается в магазине за счет предварительной фасовки товара, так как все это влияет на уровень торгового обслуживания. Завершается продажа товаров расчетом с покупателями и выдачей им покупок на рабочем месте продавца, так как это более удобней для покупателей. До 2003 года расчет с покупателями производился непосредственно в кассовых узлах, которые размещались отдельно от отделов. Поэтому в час пик покупателям приходилось отстаивать две очереди, что отрицательно влияло на торговое обслуживание, т.к. длительное время затрачивалось на приобретение товара.
Розничная реализация товаров организации ООО «Хозяйственные товары» осуществляется через магазин.
1.3 Анализ обслуживания покупателей и спектра дополнительных услуг
Органичным продолжение торгово-технологического процесса в магазине является оказание покупателям различного рода услуг. Это могут быть услуги трех видов:
· связанные с покупкой товаров;
· связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров;
· связанные с созданием благоприятной обстановки для посещения магазина.
Первая группа услуг включает: прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковку товаров, доставку крупногабаритных товаров на дом покупателю и др.
Довольно обширен круг услуг второй группы, оказываемых покупателям после приобретения товаров. К ним относят: раскрой купленных в магазине тканей; мелкую переделку и подгонку по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретенного в магазине; прием заказов на пошив одежды, белья из ткани, купленной в магазине; установку на дому у покупателей приобретенных в магазине холодильников, телевизоров, радиоприемников и другие услуги.
В третью группу входят следующие услуги: организация кафетерия или буфета при универмаге или другом крупном магазине; ремонт технически сложных товаров; устройство при магазинах детских комнат или уголков, камер хранения купленных в магазине товаров и вещей покупателей; оборудование вблизи магазинов стоянок для велосипедов, мотоциклов, автомобилей и крытых площадок для детских колясок и др.
Услуги, оказываемые магазинами, могут быть платными или бесплатными. К бесплатным относят услуги, непосредственно связанные с продажей товаров (консультации продавцов и специалистов, рекламную информацию, организацию сборных касс и др.).
Другие услуги, предоставление которых связано для магазинов с дополнительными затратами, должны выполняться за плату по тарифам, утвержденным на местах.
В магазине "Хозяйственные товары" представлен неширокий спектр услуг:
- консультации продавцов и специалистов;
- помощь при упаковке.
1.4 Выводы по результатам анализа торгово-технологического процесса
Торгово-технологический процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. Его необходимо организовать так, чтобы деятельность торгового предприятия была эффективной и, в конечном счете, была бы рентабельной.
По результатам анализа торгово-технологического процесса можно сделать следующие выводы по работе коммерческого торгового предприятия ООО "Хозяйственные товары". Положительной оценки заслуживает уровень следования правилам работы розничных предприятий, организация и технология приемки товаров в магазине по количеству и качеству, условия хранения, процессы подготовки товаров к продаже, степень использования торговых площадей, организация и технология розничной продажи товаров. В организации интерьера магазина особенно хотелось бы отметить созданную самими работниками магазина товарно-декоративную витрину, которая выполняет важную рекламную функцию торгово-оперативного процесса.
Однако, торгово-технологический процесс, организованный в торговом предприятии ООО "Хозяйственные товары", имеет и свои недостатки. Они касаются двух составляющих торгово-технологического процесса:
- управления поставками;
- предоставления дополнительных услуг.
В управлении поставками основная проблема – необходимость совершенствования экономической деятельности торговой организации "Хозяйственные товары" в области построения эффективной системы договорных отношений. Дело в том, что довольно часто нарушаются сроки поставки спортивных товаров. Организация, конечно, ведет претензионную работу и часто добивается выплаты штрафов по недопоставкам. Однако, коэффициент экономической эффективности рыночных трансакций (который равен отношению прибыли торгового предприятия, полученной в результате реализации конкретного контракта, затратам на его обеспечение) равен в среднем 0,7 по тем контрактам, по которым возникают недопоставки. Поэтому организации необходимо совершенствование политики договорных отношений с поставщиками.
Что касается дополнительных услуг, то ООО "Хозяйственные товары" безусловно, необходимо расширить спектр предлагаемых услуг. Это касается, например, введения таких видов услуг, как:
- помощь в доставке тяжелых или крупногабаритных товаров;
- организация системы предварительных заказов.
Последнее из этих мероприятий (услуг) связано с частичным решением первой проблемы. В этом случае покупатели не будут вынуждены заходить в магазин каждый день и узнавать – не привезли ли нужный товар. Они заключат договор заказа определенного товара на конкретную дату. В этом случае торговая организация частично снимет с себя ответственность перед покупателями за несвоевременную поставку. Однако здесь потребуется создание более жестких условий, оговариваемых в договоре с поставщиком, т.к. в этом случае он будет иметь дело уже конечным потребителем, но торговая организация останется между ними в качестве посредника. Поэтому на ней, как на посреднике, будет лежать ответственность за качество заключаемого договора.
2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТОРГОВОГО ПРОЦЕССА И ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ В МАГАЗИНЕ «ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ»
2.1 Общие рекомендации по совершенствованию деятельности магазина ООО «Хозяйственные товары» как розничного торгового предприятия
Торговля является источником поступления текущих денежных средств и играет важную роль в финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые извлекаются при каждой операции купли-продажи и напрямую поступают в бюджет. Розничная торговля представляет собой продажу товаров единичными предметами или небольшим их количеством конечному потребителю.
Развитие и совершенствование коммерческой деятельности магазина "Хозяйственные товары" протекает постепенно в зависимости от очевидных субъективных и объективных факторов. К субъективным факторам стимулирования совершенствования коммерческой деятельности предприятия можно отнести следующие:
~ повышение квалификации сотрудников и особенно руководства предприятия;
~ внедрение в процесс функционирования предприятия принципиально новых и рациональных идей всех сотрудников для повышения эффективности коммерческой деятельности.
Объективными факторами стимулирования развития коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли являются:
~ дополнительное инвестирование деятельности предприятия;
~ расширение ассортимента реализуемых товаров за счет углубления присутствующих в ассортиментной номенклатуре товарных групп;
~ оптимизация формирования и пополнения товарных запасов за счет рационализации договорных связей с поставщиками и транспортными службами;
~ заключение долгосрочных договорных связей с поставщиками товаров и другими деловыми партнерами, присутствующих на потребительском рынке продовольственных товаров;
~ варьирование цен на реализуемые товары в соответствии с изменением цен на региональном рынке, изменением курсов валют, а также в соответствии с изменением спроса на конкретный товар;
~ проведение широкомасштабных маркетинговых исследований, в частности:
· исследование конъюнктуры рынка спроса, т.е. исследование социальных групп населения и выявление потенциальных потребителей;
· изучение и анализ аналогичных конкурирующих предприятий и организаций для создания максимальной конкурентоспособности ООО "Хозяйственные товары" на региональном рынке и в борьбе за потребителя;
~ проведение рекламных акций и мероприятий для стимулирования заинтересованности и притока потенциальных клиентов на территорию исследуемого предприятия.
Таким образом, максимально используя все рычаги для стимулирования коммерческой деятельности, торгово-розничное предприятие сможет повысить экономическую эффективность функционирования всех своих организационных структур на региональном рынке.
Результаты анализа торгово-технологического процесса и финансового состояния предприятия позволяют оценивать результаты коммерческой деятельности ООО "Хозяйственные товары" оцениваются положительно, но, есть переменные проблемы, на которые нужно обратить внимание. Для Повышения эффективности деятельности предприятия, необходимо:
Сократить затраты на транспорт, преодоление природных условий; установить стабильные цены на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифы на услуги и перевозки; применить систему торговых скидок.
Не допустить нарушения финансовой дисциплины поставщиками, снабженческо–сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми организациями. Интенсивно сокращать затраты, увеличить стоимость основных средств и тем самым увеличить прибыль организации; Скоординировано управлять имуществом, уменьшить долю займов в источниках средств предприятия и увеличить долю участия собственных средств. Увеличить объем реализации продукции, обеспечить снижение ее себестоимости. Повысить качество товарной продукции. Организация ее реализации на более выгодных рынках сбыта.
Ассортимент продаваемых товаров должен состоять из наиболее совершенных образцов, так как в этой отрасли технологии развиваются достаточно высокими темпами. Периодически проводить анализ рынка.
Осуществлять закуп товаров по результатам регулярно осуществляемых маркетинговых исследований рынка товаров и услуг, проводить изучение мотивации покупательского спроса.
Осуществлять целенаправленную рекламу через средства массовой информации. Продолжать увеличивать объем запасов за счет увеличения производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства. Сохранить конкурентоспособность продукции, продолжать способствовать увеличению спроса на нее.
Также по результатам анализа торгово-технологического процесса на предприятии ООО «Хозяйственные товары» следует отметить, что положительной оценки заслуживает уровень следования правилам работы розничных предприятий, организация и технология приемки товаров в магазине по количеству и качеству, условия хранения, процессы подготовки товаров к продаже, степень использования торговых площадей, организация и технология розничной продажи товаров. В организации интерьера магазина особенно хотелось бы отметить созданную самими работниками магазина товарно-декоративную витрину, которая выполняет важную рекламную функцию торгово-оперативного процесса.
Однако, торгово-технологический процесс, организованный в торговом предприятии ООО "Хозяйственные товары", имеет и свои недостатки. Они касаются двух составляющих торгово-технологического процесса:
- управления поставками;
- предоставления дополнительных услуг.
В управлении поставками основная проблема – необходимость совершенствования экономической деятельности торговой организации "Хозяйственные товары" в области построения эффективной системы договорных отношений. Дело в том, что довольно часто нарушаются сроки поставки спортивных товаров. Организация, конечно, ведет претензионную работу и часто добивается выплаты штрафов по недопоставкам. Однако, коэффициент экономической эффективности рыночных трансакций (который равен отношению прибыли торгового предприятия, полученной в результате реализации конкретного контракта, затратам на его обеспечение) равен в среднем 0,7 по тем контрактам, по которым возникают недопоставки. Поэтому организации необходимо совершенствование политики договорных отношений с поставщиками.
Что касается дополнительных услуг, то ООО "Хозяйственные товары" безусловно, необходимо расширить спектр предлагаемых услуг. Это касается, например, введения таких видов услуг, как:
- помощь в доставке тяжелых или крупногабаритных товаров;
- организация системы предварительных заказов.
Последнее из этих мероприятий (услуг) связано с частичным решением первой проблемы. В этом случае покупатели не будут вынуждены заходить в магазин каждый день и узнавать – не привезли ли нужный товар. Они заключат договор заказа определенного товара на конкретную дату. В этом случае торговая организация частично снимет с себя ответственность перед покупателями за несвоевременную поставку. Однако здесь потребуется создание более жестких условий, оговариваемых в договоре с поставщиком, т.к. в этом случае он будет иметь дело уже конечным потребителем, но торговая организация останется между ними в качестве посредника. Поэтому на ней, как на посреднике, будет лежать ответственность за качество заключаемого договора.
2.2. Предложения по организации системы товароснабжения
Товароснабжение – это процесс реального доведения товаров до потребителя. Существует 2 метода доставки товара: централизованный и децентрализованный. Существует 2 маршрута доставки товара: линейный (маятниковый), кольцевой. Также существует 3 основных метода закупки товаров: прямой, косвенный, комбинированный (25, с. 368).
Магазин «Хозяйственные товары» применяет комбинированный метод закупки товаров. Следовательно, он может закупать товар прямо от производителей, но также и через посредников.
Метод доставки товаров магазин «Хозяйственные товары » применяет централизованный. Предлагать магазин использовать децентрализованный метод не рекомендуется, т.к. он заключает с поставщиками договора на поставку и поставщик сам доставляет товар без затрат магазина. «Хозяйственные товары » не обязательно содержать свой собственный автопарк, с помощью машин которого оно осуществляло бы доставку товаров, потому что договор поставки заключаемый с поставщиками предусматривает доставку товаров в скомплектованных товарно-грузовых единицах или пакетах, которые облегчают разгрузку и складирование товаров.
За время существования предприятия на рынке оно нашло оптимальных поставщиков товаров, которые формируют ассортимент для него и поставляют товары на своём транспорте в необходимом количестве, должного качества и точно в срок, согласно заключенным договорам. Это позволяет «Хозяйственные товары » без использования собственного транспорта получать необходимые объемы товаров от поставщиков на выгодных условиях без больших на это затрат.
Выбор поставщиков – задача сложная и ответственная, поскольку от них во многом зависит благополучие предприятия, а, в конечном счете, - прибыль и репутация фирмы перед клиентами. Проблема выбора является наиболее острой для новых фирм, меняющих номенклатуру продукции, сферу деятельности либо стратегию. Действующие фирмы, имеющие хозяйственные связи, испытывают иные трудности. Если такие фирмы успешно сотрудничают с поставщиком, то целесообразно сохранить эти виды связи, подкорректировав их в соответствии с новыми требованиями.
ООО "Хозяйственные товары" работает с достаточно большим количеством поставщиков, но основная их часть это крупные оптовые фирмы, которые зарекомендовали себя на рынке с положительной стороны. Особо хочется подчеркнуть, что у данных поставщиков довольно узкий специализированный ассортимент.
2.3. Выбор выгодных сегментов рынка
Профиль покупателей «Хозяйственные товары » составлен по следующим характеристикам:
- Географическое месторасположение покупателя;
- Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;
- Социально-психологические характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль поведения, вкусы привычки;
- Отношение покупателя к продукту, отражающее то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт.
Согласно данным исследования потребителей, проведенных журналом «Риск», распределение требуемых критериев качества организации торгово-технологического процесса сегментирование рынка по возрасту выглядит следующим образом (таблица 4) (15, с. 38).
Таблица 4
Требуемые критерии качества организации торгово-технологического процесса
Характеристика потребностей |
|||
Потребности |
Сегмент 1 10-20 лет |
Сегмент 2 20-40 лет |
Сегмент 3 40-70 лет |
качество |
+ |
+ |
|
цена |
+ |
+ |
+ |
упаковка |
+ |
||
марочное название |
+ |
+ |
|
сервис |
+ |
+ |
|
доп. обслуживание |
+ |
+ |
Наиболее выгодными группами потребителей являются население от 20 до 40 лет, т.к. они больше привлечены к покупке нашего товара. Это группы людей, которые наиболее часто бывают на рынках различной продукции. Такие группы лучше всех знают, где дешевле, дороже, качественней, именно на такие группы покупателей ориентируются производители, продавцы.
Тем не менее, не мало важной группой являются пенсионеры. Так как продукты питания по сути являются товарами ежедневного спроса, то их вклад фактически такой же как и у населения 20 до 40 в доход фирмы ,просто этот сегмент потребителей менее требователен к качеству, но более требователен к услуге и к цене .
Для охвата потребителей розничные торговые предприятия пользуются обычными орудиями стимулирования - рекламой, методом личной продажи, мерами по стимулированию сбыта и пропагандой. Розничные торговцы дают рекламу в газетах, журналах, по телевидению и радио. Время от времени массовую рекламу дополняют письмами, которые вручают лично, и отправлениями прямой почтовой рекламы.
Личная продажа требует тщательного обучения продавцов приемам установления контакта с покупателями, удовлетворения покупательских нужд, порядку разрешения сомнений и жалоб клиента. Стимулирование сбыта может выражаться в проведение внутри магазинных показов, использовании зачетных талонов, разыгрывании призов, устройства визитов знаменитостей. Розничные торговцы, у которых есть что сказать интересного может воспользоваться и приемами пропаганды. В то время как реклама вызывает желание купить, стимулирование сбыта поощряет покупку.
Стимулирование сбыта включает средства (27, с. 68):
- поощрение потребителей, распространение образцов, купонов, предложение компенсации, снижение цен, премии, призы, бесплатные пробы, продажа на определенных условиях;
- поощрение розничных продавцов (снижение цен, рекламные и демонстративные скидки, беспошлинные товары);
- поощрение деловых партнеров и деловых агентов (коммерческие выставки и съезды, соревнования коммерческих представителей).
К средствам симулирования сбыта прибегает большинство организаций, в том числе производители, розничные торговцы, торговые ассоциации и некоммерческие организации. Средства стимулирование сбыта различаются в зависимости от их специфических задач. Например, распространение бесплатных образцов поощряет апробирование товара потребителем, в то время как введение консультационного обслуживания обусловлено стремлением к укреплению долгосрочных отношений с розничным продавцом.
Продавцы используют стимулы для привлечения новых покупателей, поощрения постоянных клиентов и побуждения случайных потребителей сделать еще одну покупку. Новые потребители, решившие купить товар на пробу, делятся на три группы: те, кто обычно пользуются другой категории товара и те, часто меняет свои предпочтения. Стимулы часто привлекают именно последний тип покупателей, ибо потребители иной марки в меньшей степени поддаются влиянию стимулирования. Те же, кто привык менять предпочтения, в первую очередь обращают внимание на низкую цену товара, его полезность или премии.
Стимулирование сбыта на рынке сходных товаров вызывает кратковременный рост продаж, но постоянный прирост в доли рынка низок. Сегодня многие менеджеры по сбыту начинают осуществление программы стимулирования с оценки предстоящих затрат на поощрение сферы торговли и лишь затем на стимулы для потребителей. Оставшаяся часть идет на рекламу.
Неотъемлемой частью мероприятий, направленных на стимулирование, являются расширением дополнительных услуг, оказываемых покупателям в магазинах. Эти услуги связаны с приобретением товара или их использованием. Они подразделяются на торговые и культурно бытовые, на платные и бесплатные.
Дополнительные услуги могут быть оказаны в магазине или за его пределами. Их оказывают работники магазина или привлеченные работники других учреждений. Основная форма услуг связана с оказанием дополнительной помощи покупателям в приобретение товаров и пользовании ими. Это прием предварительных заказов на товары, временно отсутствующих в продаже, раскрой тканей, гравировка изделий, консультации специалистов и правилах и порядке пользования сложными товарами с демонстрацией их в действии, упаковка и доставка на дом приобретенных товаров, обслуживание инвалидов, ветеранов. Кроме того, должны быть предусмотрены места хранения личных вещей, места отдыха, кафе, установлены автоматы, организована автостоянка, созданы филиалы сберегательных касс.
2.4. Разработка направлений ассортиментной и сбытовой политики
Анализируя товарный ассортимент магазина «Хозяйственные товары » он является развернутым, оптимальным, реальным.
В целом ассортимент магазина соответствует основным предъявляемым требованиям: доступность, местонахождение, широта охвата товаров, качество обслуживания. Проанализировав анализ товарооборачиваемости, некоторые наименования товаров имеют замедление,– основной причиной этого может быть снижение спроса, понижение качества, к таким товарным группам относятся: сигареты, приправы. Для того чтобы не произошло замедление товарооборачиваемости, магазин можно предложить следующее: либо убрать эти товары, либо расширить те группы, на которых фирма получает высокий доход.
В связи с дефицитом торговых площадей данному предприятию трудно расширять торговый ассортимент, нехватка мест для выкладки товара оказывает большое влияние на ассортиментную политику «Хозяйственные товары ». За большой промежуток времени был сформирован оптимальный ассортимент, который удовлетворяет те основные потребности, которые выдвигает данный рынок.
Тем не мене хочется еще раз подчеркнуть, что разработка социальных акций и социальных программ наилучший метод стимулирования спроса на данном географическом рынке.
Приложение 1
|
|||
|
ПРИЛОЖЕ
НИЯ
Рис. 1. Организационная структура управления ООО «Хозяйственные товары»
Приложение 2
|
|||
Рис. 2. Схема движения основных документов на складе при приемке и размещении товаров в ООО «Хозяйственные товары»
Приложение 3
|
|||||||
Рис. 3. Принципиальная схема складского технологического процесса в ООО «Хозяйственные товары»
Приложение 4
|
«УТВЕРЖДАЮ»
«11» ноября 2004 г.
АКТ № 14
о приемке товаров/продукции
от «11» ноября 2004 г.
Получатель: ООО «Хозяйственные товары»
Место приемки товара и составления акта: железнодорожная станция
Время начала и окончания приемки: 10.00 – 11.00
Комиссия в составе: Швецов А.Г.(экспедитор ООО «Хозяйственные товары», доверенность № 123 от 05.05.04), Пестров А.Г. (экспедитор ст. Новосибирск- Восточный ЗСЖД, доверенность № 14 от 05.05.04), Манохина С.А. (приемщик ЗАО «Галант», доверенность № 124 от 05.05.04)
ознакомленная с правилами приемки товаров по количеству, произвела приемку товаров (продукции) и УСТАНОВИЛА:
Отправитель: Московский комбинат г. Москва, ул. Ломоносова – 1, р/сч 40702810910120010048 в ОАО «Сибакадембанк» г .Новосибирск
Изготовитель- поставщик: Московский комбинат г. Москва, ул. Ломоносова – 1, р/сч 40702810910120010048 в ОАО «Сибакадембанк» г .Новосибирск
Дата и номер телефонограммы (телеграммы о вызове представителя): № 234567 от 10.10.04
Счет- фактура Ивановой С.А. № 03759 от 5.10.2004
Транспортная накладная № 659729
Время: прибытия товара на ст. назначения «10» ноября 2004 года
выдачи груза органом транспорта «11» ноября 2004 года
вскрытия вагона «11» ноября 2004 года
доставки продукции на склад получателя «11» ноября 2004 года
|
Условия хранения продукции на складе получателя до ее приемки:
в вагоне
Определение количества производилось: пересчетом
Состояние контейнера в момент осмотра продукции и в чьей упаковке она предъявлена: повреждено проволочное крепление пломбы
Повреждение отмечено 11 ноября 2004 года в присутствии комиссии
Товары отгружены за весом 1400 кг
Описание пломб: контейнер опломбирован пломбами отправителя 7201001, повреждено проволочное крепление пломбы
Общий вес товаров по документам 1350 кг, фактический 1400 кг
Продолжение приложения 4
|
Описание мест, в которых установлены недостачи и излишки: подробно описать тару и упаковку каждого места, отсутствие или наличие внешних нарушений, транспортная и отправительская маркировка и №№ этих мест, наличие или отсутствие упаковочных ярлыков и пломб у этих мест, количество и оттиски пломб, вес каждого места, в котором обнаружены недостачи или излишки (фактический, по документам и по трафарету на месте), могли ли вместиться недостающие товары в тарное место, вагон, контейнер и т.п. , каким способом определено количество недостающей продукции, другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи:
Количество недостающей продукции определено подсчетом, также как и количество продукции превышающей значения по счету- фактуре поставщика.
В результате подсчета количества товаров было определена недостача по следующим видам мыла :
- мыло «Сирентъ» в сумме 100 штук;
- мыло «Лесное» в сумме 200 штук.
В результате приемки установлены нижеследующие количественные расхождения:
Наименование товара |
По документам поставщика |
Фактически оказалось |
Недостача |
Излишки |
||||||
кол. |
цена |
сумма |
кол. |
цена |
сумма |
кол |
сумма |
кол. |
сумма |
|
Мыло Детское |
1100 |
7 |
7700 |
1200 |
7 |
8400 |
100 |
700 |
||
Мыло Хозяйственное |
1500 |
5 |
7500 |
1500 |
5 |
7500 |
||||
Мыло Сирентъ |
2100 |
9,5 |
19950 |
2001 |
9,5 |
19000 |
-100 |
-950 |
||
Мыло Велюр |
1800 |
10,3 |
18540 |
2001 |
10,3 |
20600 |
200 |
2060 |
||
Мыло Семейное |
1500 |
9,8 |
14700 |
1600 |
9,8 |
15680 |
100 |
980 |
||
Мыло Лесное |
2001 |
8,7 |
17400 |
1800 |
8,7 |
15660 |
-200 |
-1740 |
||
Мыло Столичное |
2200 |
6,7 |
14740 |
2500 |
6,7 |
16750 |
300 |
2010 |
||
Итого |
12200 |
100530 |
12600 |
103590 |
-300 |
-2690 |
700 |
5750 |
|
Заключение о причинах и месте образования недостачи:
потери при транспортировке
Члены комиссии:
Швецов А.Г.(экспедитор ООО «Хозяйственные товары», доверенность № 123 от 05.05.04)
Пестров А.Г. (экспедитор ст. Новосибирск- Восточный ЗСЖД, доверенность № 14 от 05.05.04)
Манохина С.А. (приемщик ЗАО «Галант», доверенность № 124 от 05.05.04)