План:

Введение……………………………………………………………………3

1.     Особенности договоров розничной купли-продажи:……………  4

а) законодательство о розничной торговле……………………………… 5

б) заключение договора розничной купли-продажи……………………. 9

в) качество товара и гарантийные сроки………………………………… 10

г) возможность обмена товара……………………………………………. 13

д) последствия продажи товара с недостатками………………………… 14

2.Договорыпоставки товаров:…………………………………………  16

а) понятие оптовой торговли и его трансформация……………………   16

б) признаки договора поставки…………………………………………… 17

в) поставка товаров для государственных нужд………………………… 19

г) особенности договора контрактации…………………………………..  21

Заключение………………………………………………………………... 24

Литература………………………………………………………………… 25

                                      Введение.

Действующее законодательство уделяет большое внимание регулированию договорных отношений в том числе в коммерческой области.

Природа договорных отношений полностью соответствует сущности предпринимательской деятельности, которая является самостоятельной и осуществляется нас свой риск..

Наиболее важное значение в предпринимательской деятельности имеет договор купли-продажи как основной вид обязательств в гражданском праве.

Договор купли-продажи является древнейшей формой товарно-денежных отношений  между равноправными участниками. Его основной целью является поступление в хозяйство покупателя на правах собственности необходимое ему имущество.

Сфера применения договора купли-продажи достаточно широка. Она связана с удовлетворением потребности как физических так и юридических лиц.

Правовая и социально-экономическая ценность договора купли-продажи является юридическим основанием для перехода прав собственности от одного субъекта к другому и потому выступает как необходимый элемент предпринимательской и коммерческой деятельности.

Реализация ее связана  с правомочием собственника распоряжаться своим имуществом по собственной воле и в своих интересах как для удовлетворения своих потребностей, так и для получения прибыли.

1.Особенности договоров розничной купли-продажи.

Особенности договоров розничной купли- продажи регулирует ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой до договору купли-продажи продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования не связанного с предпринимательской деятельностью.

То есть, в данном случае речь идет, главным образом, о купле-продаже товаров массового потребления.

Этот договор является публичным договором, то есть устанавливающий обязанности коммерческой организации по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого кто к ней обратится. Она не вправе отдавать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора купли-продажи, кроме случаев предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Все условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. При этом не допускается отказ коммерческой организации от заключения договора купли-продажи при наличии у нее  возможности их предоставить (ст. 426 ГК РФ).

Кроме этого ч. 3 ст. 492 ГК РФ предписывает, в случае неурегулирования отношений между покупателем и продавцом по договору розничной купли-продажи, применение законов о защите прав потребителей и иных правовых актов, принятых в соответствии с ними.

 

а) законодательство о розничной торговле.

Отношения розничной торговли регулирует ст.ст. 492-505 Гражданского кодекса Российской Федерации.

 Этот закон регулирует основные отношения между покупателем и продавцом.

Кроме этого, закон  Российской Федерации  «О защите прав потребителей», принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 г.

В гражданском законодательстве предусматривается форма заключения договора розничной купли-продажи (ст. 493 ГК РФ), публичная оферта, то есть предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров обращенных к неопределенному кругу лиц ( ч. 1 ст. 494 ГК РФ), предоставление покупателю информации о товаре, где продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующим установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации ( ч. 1 ст. 495 ГК РФ).

При этом покупатель вправе, до заключения договора розничной купли-продажи, осмотреть товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации использования товара, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам принятым в розничной торговле ( ч. 2 ст. 495 ГК РФ).

Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи необходимой и достоверной информации, он, наряду с  правом обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор ( ч. 4 ст. 445 ГК РФ), вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора о розничной купли-продажи, а если договор при этом уже заключен, право в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков ( ч. 3 ст. 495 ГК РФ).

Кроме этого продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре несет ответственность за его недостатки, обнаруженные уже после передачи его покупателю, если последний докажет, что эти недостатки возникли вследствие отсутствия этой информации.

Ст. 10 закона «О защите прав потребителей» подробно регламентирует норму об информации о товарах.

Так, п. 2  приводит  обширный перечень содержания информации:

обозначение стандартов, которым должны соответствовать товары;

сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания ––– сведения о составе, в том числе и пищевых добавок; весе, объеме, калорийности, содержании вредных для здоровья веществ; противопоказания применения при отдельных видах заболеваний, цену и условия приобретения товара; гарантийный срок; правила безопасного и эффективного использования; срок службы или годности товаров; местонахождение и фирменное наименование изготовителя и место нахождения организации, уполномоченной на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; информацию о правилах продажи товара; информацию об обязательном подтверждении соответствии товара по безопасному использованию; для жизни и здоровья потребителя и окружающей среды; указание на использование фонограмм при оказании услуг исполнителями музыкальных произведений.

Приведенная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам на этикетках, маркировках, иным способом, принятых для отдельных видов товаров. Информация о соответствии безопасности для жизни и здоровья потребителя представляется в виде маркировки товаров в установленном законом порядке. Продукты питания упакованные и расфасованные должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Кроме этого,  потребитель имеет право получить полную информацию об изготовителе товара или продавце, а изготовитель или продавец в свою очередь обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения, размещает эту информацию на вывеске, должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименование зарегистрирующего органа. В случае, если вид деятельности изготовителя подлежит лицензированию, потребителю должны быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, информация об органе ее выдавшем.

Это же касается продажи товаров во временных помещениях, с лотков на ярмарках и пр.( ст. 9 Закона о ЗПП РФ).

Статья 496 ГК РФ предусматривает возможность продажи товара с условием его принятия покупателем в определенный срок. В течении этого срока товар не может быть продан другому покупателю. Если иное не предусмотрено договором, то неявка в определенный договором срок считается отказом покупателя от исполнения договора и, таким образом, дает продавцу право продать его другому лицу.

Если иное не предусмотрено законом или договором, дополнительные расходы, понесенные продавцом на обеспечении передачи товара в определенный договором срок включаются в цену товара.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен при ознакомлении покупателя с образцом или каталогом, предложенным продавцом. Такой договор, если не предусмотрено иное законом, договором или иными правовыми актами считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства лица или месту нахождения юридического лица. В этом случае при отказе от исполнения договора покупатель обязан возместить расходы связанные с совершением действий по выполнению договора ( ст. 497 ГК РФ).

Кроме этого, гражданским законодательством предусмотрена продажа товаров с использованием автоматов. В этом случае информация до покупателей доводится, как правило, помещением на самом автомате  сведений о наименовании продавца, его места нахождения, режиме работы и о действиях, которые необходимо совершить продавцу при получении товара. Если по тем или иным причинам автомат не предоставит покупателю товар, то эти функции выполняет продавец по требованию покупателя (ст. 498 ГК РФ).

Статья 500 Гражданского кодекса предписывает покупателю обязанность оплатить товар по цене продавца в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или если не вытекает из существа обязательства. Отказ покупателя от предварительной оплаты, если она предусмотрена договором признается его отказом от исполнения договора розничной купли-продажи.

Договором может быть предусмотрено возможность найма товара до полного перехода его права собственности к покупателю. В этом случае, если иное не предусмотрено договором, покупатель становится собственником товара с момента его оплаты (ст. 501 ГК РФ).

   

б) заключение договора розничной купли-продажи.

По договору розничной купли-продажи,  продавец осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования ( ч. 1 ст. 492 ГК РФ).

Продавец должен передать покупателю товар в определенном месте, со всеми его принадлежностями и документами, в согласованном количестве, в определенном ассортименте, соответствующей комплектности, установленного качества, свободным от прав на него других лиц.,

Как правило договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа подтверждающего оплату товара. Однако его отсутствие у покупателя не лишает последнего возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора купли-продажи и его условий. Это еще одна из особенностей договора розничной купли-продажи.

Договор розничной купли-продажи может быть совершен, как было выше указано с условием о принятии покупателя товаром в определенный срок в течении которого он не может быть передан другому покупателю ( ст.496 ГК РФ), а также предусмотрен договор розничной купли-продажи на основании ознакомления с образцом, каталогом и т.п. ( ст. 497 ГК РФ).

При розничной купли-продажи из автоматов, договор считается заключенным с момента совершения покупателем действий, необходимых для получения товара (ч.2 ст. 498 ГК РФ )

Гражданским законодательством также предусмотрено заключение договора с условием доставки покупателю, при котором продавец обязан, в установленный договором срок,   доставить товар в место указанное покупателем, а если место не указано, то по месту его жительства или месту нахождения юридического лица.

Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента вручения товара покупателю, или любому лицу, предъявившему документ о заключении договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, или не вытекает из существа обязательства. Если договором не определено время доставки, товар доставляется в разумный срок после получения требования покупателя (ст.499 ГК РФ).

Также законодательством предусмотрен договор найма-продажи о котором было указано выше.

в) качество товара и гарантийные сроки.

         Статья 4 Закона о ЗПП вменяет в обязанность продавцу передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если продавец был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать потребителю товар пригодный для использования в соответствии с этими целями. Также, при покупке товара по образцу, продавец обязан предоставить, в соответствии с образцом, требуемый товар.

Если законом или стандартами установлены специальные требования к качеству товара, тот от должен соответствовать этим требованиям.

         Ст. 5 Закона о ЗПП устанавливает для исполнителя или изготовителя право устанавливать срок службы в течении которого обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за недостатки возникшие по его вине..

         На товары длительного пользования исполнитель  (изготовитель) уже обязан устанавливать срок службы. В том числе комплектующих изделий, которые, по истечении определенного периода, могут представлять опасность для здоровья, причинять вред имуществу.

На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и пр. исполнитель обязан устанавливать срок годности––– период, по истечении которого, товар считается непригодным для использования. Продажа таких товаров, а также товаров на которые срок годности не установлен, хотя и должен был быть установлен запрещается.

         Кроме этого, изготовить может установить гарантийный срок в течении которого, при обнаружении какого либо недостатка, он обязан удовлетворить требования потребителя.

Продавец товара может сам установить на товар гарантийный срок, в случае если он не был установлен изготовителем, а также продавец может увеличить гарантийный срок.

        

г) возможность обмена товара.

        

Гражданское законодательство, расширяя возможности потребителя как основного субъекта имущественных отношений, предоставляет ему право обмена товара.

Так, ст. 502 ГК РФ предусматривает для потребителя возможность в течении 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять его  на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, произведя, в случае разницы в цене, необходимые расчеты с продавцом. При отсутствии такого товара, покупатель вправе расторгнуть договор, возвратив товар и получив назад оплаченные им деньги. При этом товар не должен быть в употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются доказательства приобретения (кассовый чек ).

Эти же правила отражены и регламентированы в ст. 25 Закона о ЗПП. Эта норма детализирует правила обмена.

Так, необходимо сохранение кассового чека, пломб,  фабричных ярлыков, право обменять на аналогичный товар при первом поступлении, обязанность продавца сообщить потребителю, потребовавшего обмена непродовольственного товара надлежащего качества о его поступлении в продажу.

Кроме этого, ст. 21 Закона о ЗПП предусматривает замену товара ненадлежащего качества в семидневный срок со дня предъявления требования. При отсутствии такого товара на основании договора с потребителем продавец может временно предоставить  аналогичный товар с доставкой за свой счет.

д) последствия продажи товара с недостатками.

В случае продажи товара ненадлежащего качества, покупатель вправе, по своему выбору, потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения цены, безвозмездного устранения недостатков.

Кроме этого, покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. Сам покупатель должен, по требованию продавца и за его счет, возвратить полученный им товар ненадлежащего качества.

При этом, при возврате товара, продавец не вправе удерживать с покупателя сумму на которую понизилась стоимость товара ( ст. 503 ГК РФ).

Норма Закона о ЗПП более детально регламентирует последствия продажи товара ненадлежащего качества.

Здесь потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товаров ненадлежащего качества. Потребителю предоставляется выбор предъявить требования либо непосредственно самому продавцу, либо изготовителю.

В отличии от обмена товара надлежащего качества, отсутствие у потребителя кассового чека или иного документа удостоверяющего факт продажи не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.        Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Организация, в случае спора с потребителем, обязана провести экспертизу за свой счет. Потребитель может оспорить в судебном порядке результат экспертизы.

Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств за которые продавец (изготовитель) не отвечает, потребитель обязан возместить расходы на экспертизу, а также на связанные с ней хранение и транспортировку товара.

Кроме этого, организация отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара.

В отношении товара на который установлен гарантийный срок организация отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Доставка крупногабаритного товара или весом более 5 кг. Осуществляется для ремонта, уценки, замены и возврат их осуществляется силами и за счет организации. В случае их отсутствия самим потребителем, но с последующим возмещением его расходов (ст. 18 Закона о ЗПП).

Как видно, гражданское законодательство в целом отдает приоритет именно потребителю как лицу на котором завязаны все имущественные отношения юридических лиц.

 

2. Договоры поставки товаров.

а) понятие оптовой торговли и его трансформация.

Оптовая торговля ––– продажа одноименного товара крупными партиями в производственных, предпринимательских или коммерческих целях. Общий объем оптовой торговли занимает меньшее место в имущественных отношениях по сравнению с розничной, где стороной, преимущественно,  бывает  физическое лицо. При осуществлении оптовой торговли, стороной бывает, преимущественно, юридическое лицо.

Оптовая торговля, посредством купли-продажи, совершается ежедневно и ежечасно в массовых масштабах в магазинах, базарах, ярмарках, биржах, аукционах.

К категории оптовой торговли относятся договоры поставки, договоры поставки для государственных нужд, договоры контрактации.

Товарами оптовой торговли могут быть любые вещи, которые свободно отчуждаются, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

В настоящее время, когда ушли в прошлое времена, при которых посредничество частных лиц преследовалось по закону и называлось спекуляцией, гражданское законодательство легализовало основную цель предпринимательства ––– систематическое получение прибыли.  Каждый его элемент, в том числе оптовая купля-продажа должна служить этой цели.

Оптовая продажи является одним из звеньев отдельных видов предпринимательства,  при котором субъекты получают доход.

Усилена праворегулирующая роль договора купли-продажи, что отражает тенденцию развития в гражданском законодательстве принципа дозволенности и диспозитивности. Эта тенденция наиболее соответствует сущности предпринимательства как самостоятельной деятельности осуществляемой на свой риск.

 б) признаки договора поставки.

Поставка является одним из наиболее распространенных, в сфере предпринимательства, договоров, который опосредует возмездное перемещение материальных благ в народном хозяйстве без которого немыслимо нормальное функционирование экономики.

Поставка является разновидностью купли-продажи. Главная ее особенность ––– особый характер использования товара, являющегося его предметом для хозяйственной, предпринимательской деятельности не связанной с семейным, домашним и иным бытовым использованием ( ст. 506 ГК РФ).

Товар приобретается либо для дальнейшей переработки, при котором он переносит свою стоимость на другую продукцию, либо для перепродажи при которой он ее сохраняет, в то время как при продажи с целью личного потребления стоимость утрачивается либо сразу, либо с течением времени.

Договор поставки характеризуется следующими признаками:

--несовпадение моментов заключения и исполнения договора;

--поставка определена родовыми признаками;

--как правило, поставка осуществляется партиями в течении определенного времени;

--совпадение изготовителя и продавца в одном лице;

--передача будущих вещей.

Все эти признаки присущи поставке, но не являются для нее обязательными.

Договор поставки является консенсуальным, возмездным, взаимным.

Стороны ––– лица ведущие предпринимательскую деятельность.

Предметы поставки ––– любые не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте вещи.

Имущественные и другие гражданские правоотношения не могут быть предметом поставки.

Цена не является существенным условием поставки и обычно согласовывается сторонами.

Существенным условием поставки является срок ( ст. 314 ГК РФ).

Форма и порядок поставки устанавливаются гражданским кодексом. В большинстве случаев совершается письменная форма договора поставки. В устной форме договор поставки может совершаться, когда обе стороны предприниматели и когда общая стоимость не превышает 10 минимальных размеров оплаты труда.

в) поставка товаров для государственных нужд ( ст.ст. 525-534 ГК РФ).

Главная отличительная черта ––– особая цель использования товаров ––– закупка для государственных нужд в том числе в государственный резерв.

Государственные нужды ––– потребности РФ в продукции необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны, безопасности и реализации государственных целевых программ.

Специфика ––– предмет договора, особый состав его участников, структура договорных связей, порядок заключения и исполнения договора.

Обычно опосредуется государственным контрактом и договором поставки товаров для государственных нужд (ст.ст. 527, 529 ГК РФ).

Государственный контракт ––– договор, заключаемый на основе заказа одной стороны ( государственного заказчика) принятого другой стороной ( поставщиком) по  которому поставщик обязуется передать товары предназначенные для государственных нужд.

Договор поставки товаров для государственных нужд заключается поставщиком на основе и во исполнение государственного контракта.

Поставщик в обоих договорах одно и то же лицо ––– предприниматель.

Другая сторона ––– государственный заказчик или указанное им другое лицо.

Покупатель ––– любое юридическое лицо, но чаще коммерческие организации.

Определение потребностей государства завершаются выдачей государственного заказа на его поставку, который определяет номенклатуру, сроки, цены и другие условия.

Государственный заказ может осуществляться, как открытым способом через конкурсы, аукционы, так и закрытым, когда, непосредственно, выбирается поставщик. Для предприятий- монополистов принятие государственного заказа является обязательным, если не влечет за ними убытков.

Принятие государственного заказа поставщиком порождает для последнего обязанность заключить соответствующий государственный контракт, проект которого разрабатывается государственным заказчиком.

Поставщик, получив проект государственного заказа, обязан в 30 дневной срок подписать его либо уведомить об отказе в подписи. В последнем случае, государственный заказчик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении стороны заключить контракт ( ч. 5 ст. 528 ГК РФ).

При несогласии поставщика с отдельными условиями контракта, он обязан в течении 30 дней подписать государственный контракт с протоколом разногласий. В течении следующих 30 дней заказчик принимает меры, либо отказывается от заключения контракта, уведомив сторону. При этом заинтересованная сторона может обратиться в суд в 30 дневной срок для урегулирования разногласий.

Государственный контракт может предусмотреть поставку товаров как непосредственно государственному заказчику, так и покупателю на которого он укажет В последнем случае, государственный заказ в 30 дневной срок направляется поставщику и покупателю, извещая их о прикреплении покупателя к поставщику ( ст. 529 ГК РФ).

Извещение о прикреплении является основанием для заключения договора поставки товара для государственных нужд. По общему правилу, обязанность заключения договора поставки товаров для государственных нужд лежит на поставщике. Покупатель вправе отказаться полностью или частично от товаров указанных в извещении о прикреплении и от заключения договора на их поставку ( ч.1 ст. 530 ГК РФ). При отказе должен быть немедленно извещен государственный заказчик, который не позднее 30 дней выдает извещение о прикреплении к поставщику другого покупателя. При невыполнении этих обязанностей поставщик вправе потребовать от государственного заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать их по своему усмотрению. ( ч. 2, 3 ст. 530 ГК РФ).

г) особенности договора контрактации.

Договором контрактации называется договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции ( продавец) обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю ( контрактант), а последний обязуется принять и оплатить ее ( ст. 535 ГК РФ) Договор контрактации опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственных продуктов и сырья, составляющих основу благосостояния любого общества. Специфика сельскохозяйственного производства, его зависимость от погодных условий, других случайных факторов делает производителя экономически более слабой стороной договора. Поэтому основная направленность этих отношений ––– повышение уровня правовой защиты производителя сельскохозяйственной продукции.

Договор контрактации ––– один из видов купли-продажи, но содержание его охватывается общим понятием договора поставки. Основную роль в его регулировании играют ст.ст. 535-538 ГК РФ. В случае, если закупка сельскохозяйственных продуктов происходит для государственных нужд, в первую очередь применяются правила ст.ст. 535-538, затем применяется Федеральный закон РФ от 26.10.1994 г. о закупках и поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд., затем нормы ст.ст. 525-534 ГК РФ о поставках товаров для государственных нужд, затем Закон РФ о поставках продукции для Федеральных государственных нужд.. Такая иерархия норм затрудняет применение этих норм.

Как и любая купля-продажа, договор контрактации является возмездным, консенсуальным, взаимным.

Сторонами договора обычно выступают предприниматели. Государство и граждане не имеющие статуса предпринимателя не могут участвовать в договоре контрактации. В случае закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд интересы государства представляют государственные заказчики в роли которых обычно выступают органы исполнительной власти. В качестве продавца выступает только производитель сельскохозяйственной продукции.

По договору контрактации предприниматель может продавать только произведенную им самим продукцию ( ст.535 ГК РФ ).

Предметом договора может быть любая продукция сельского хозяйства, которая закупается с целью последующей переработки или продажи ( п. 1 ст. 535 ГК РФ). Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции указывает еще одно назначение ––– помещение ее в государственный фонд ( на хранение ).

Цена не является существенным условием договора.

Срок относится к его существенным условиям. Однако в контрактации он не столь  важен, поскольку речь все равно идет о сроках выращивания продукции.

Обязанности производителя по договору контрактации заключаются в передаче изготовителю произведенной продукции в согласованном ассортименте.

Обязанности заготовителя сводятся к принятию товара и его оплате. Как правило, он обязан принять продукцию по месту нахождения производителя и обеспечить ее вывоз за пределы хозяйства изготовителя. ( п. 1 ст. 536 ГК РФ).

В случае, если принятие продукции предусмотрено в месте нахождения заготовителя (или ином указанном им месте), тот не вправе отказаться от принятия своевременно переданных ему товаров надлежащего качества ( п. 2 ст. 536 ГК РФ ).

Оплата обычно осуществляется авансом, что позволяет производителям финансировать процесс производства продукции.

Согласно ст. 538 ГК РФ, изготовитель доказавший отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении договора освобождается от ответственности. Заготовитель, напротив, отвечает за нарушение условий договора на общих основаниях. Если заготовитель ––– госорган, то он также отвечает только за вину.

Повышенный уровень правовой защиты производителя сельскохозяйственной продукции проявляется также в том, что закон устанавливает неустойку за несвоевременную оплату покупателем произведенной продукции, тогда как неустойка за просрочку передачи продукции покупателю законом не предусмотрена.

                   Заключение

Нами были рассмотрены все пункты  розничной  продажи, поставки продукции, поставки продукции для государственных нужд, договоры контрактации.

Следует обратить внимание на повышенное регламентирование и специфику ответственности за поставку сельскохозяйственной продукции как жизненно важных имущественных отношений, от которых в первую очередь зависит правильное функционирование народного хозяйства и все остальные сферы общественной жизни.

Важно отметить при изучении правил договора розничной купли- продажи ее направленность на сферу интересов потребителя, о чем не случайно еще в феврале 1992 г. был принят вышеприведенный Закон «О защите прав потребителей» . Этот Закон развивает и совершенствует демократические принципы Российской Федерации.

Если проследить статистику применения этого нормативного акта, можно обратить внимание на все большее его  вхождение в имущественные отношения между предпринимателями и огромным количеством потребителей ––– практически всего населения страны. Правильное применение закона совершенствует молодое демократическое общество и дисциплинирует отношения между сторонами, ибо потребителем в любое время является каждый человек, а общее понимание этой ситуации  является одной из предпосылок полного становления правового государства.

                   Литература

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. Гл. 30. М.  2003.

2.     Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Новосибирск; Сибирское Университетское Издательство.  2003.

3.     Федеральный  Закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 26.10.1994 г. Собрание законодательства Российской Федерации № 33. 1994.

4.     Гражданское право. Учебник / Под ред. Сергеева А.П. –– М. «Проспект» 2004.

5.     Коммерческое право. Учебник / под ред. Рассолова М.Н.–– М. «ЮНИТИ» 2002.