Содержание

Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Конституционно-правовое закрепление роли гражданского общества_______________________________________________________________ 6

Глава 2. Взаимоотношение гражданского общества и органов власти_ 15

Глава 3. Конституционно-правовое обеспечение равных возможностей участия граждан в жизни общества_____________________________________ 16

Заключение____________________________________________________ 22

Список использованных источников и литературы_________________ 24

Введение

Государство является лишь формой, в которую облекаются общезначимые интересы групп» индивидов, общества. Оно представляет, собой один из способов их осуществления. Было бы ошибочным полагать, что деятельность людей связана главным образом с удовлетворением общезначимых потребностей и именно поэтому они реализуют себя преимущественно в политике. В действительности абсолютное большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных частных интересов и потребностей, сферой реализации которых является повседневная жизнь. В ней действия индивидов имеют, как правило, спонтанный и стихийный характер, отражая их стремление к автономии и независимости.

Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью. Церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации и союзы. Повседневная жизнь индивидов, ее первичные формы составляют сферу гражданского общества.

Когда частные, повседневные потребности отдельных индивидов становятся актуальными для конкретных социальных групп и их реализация затрагивает интересы и положение других социальных общностей, тогда эти потребности обретают политическую значимость. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без вмешательства государства.

Следовательно, гражданское общество и государство тесно взаимосвязаны, хотя характер их взаимосвязи, как показывает историческая практика, весьма сложен. Не всегда удается сохранить равновесие между государством и гражданским обществом. Когда-то эту взаимосвязь очень точно выразил французский поэт Поль Валери .(1871 - 1945): "Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое - мы погибаем".

Рис. 1. Институты гражданского общества

Понятие "гражданское общество", как правило, используется в сопоставлении с понятием государства. По замечанию известного немецкого юриста И. Изензее, "государство существует в виде того, что противостоит обществу". Понятия "государство" и "гражданское общество" отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы -и осуществляющие индивидуальный выбор. По определению французского политолога Ж.-Д. Кермонна, "гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства".

Государство, напротив, представляет собой пространство тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур и примыкающих к ним политических партий, групп давления и т. д.

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные, свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности.

В реальной жизни разделение на гражданское общество и государство достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

 
 
 

Рис. 2. Взаимосвязь государства и гражданского общества

Глава 1. Конституционно-правовое закрепление роли гражданского общества

Процесс возвращения в Россию идей правовой государственности начался в 60-е гг. и интенсивное развитие получил в последнее десятилетие. Этому способствовал целый ряд факторов: процесс разгосударствления собственности, ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов и т.д. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации свидетельствует о завершении подготовительного периода и знаменует собой новый этап развития и реализации идей правовой государственности. Процесс характеризуется одновременно и новизной, и преемственностью.

Новизна его состоит в том, что: а) принята Конституция совершенно нового суверенного государства, отличного от царской России, бывших СССР и РСФСР; б) Конституция принята путем референдума, что позволяет говорить о ее демократическом и легитимном характере; в) она впервые в истории провозглашает Россию в качестве правового и социального государства.

Преемственность же названного процесса выражается в следующем: а) мировая идея правового государства без колебаний воспринята российскими общественно-политическими и официальными структурами, юридической научной общественностью; б) в Конституции, других законодательных актах и научных разработках прослеживается тенденция сохранения достижений прошлого, причем как дореволюционной, так и Советской России (нравственно-демократический потенциал, совокупность юридических конструкций, работающих на принцип социальной справедливости, широкий диапазон прав и свобод человека).

Крупная, можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческой деятельности в ближайшие годы — формирование практически новой нормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала и направляла происходящие в обществе изменения фундаментальных начал жизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, где значительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия, частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации в нищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданию достойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народу узкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересах электората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперской национальной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределений народов в Российской Федерации. [1]

Для России путь к правовому государству не был и никогда не будет простым и быстрым. Причин тому много.

Во-первых, гражданское общество в нашей стране еще только формируется, его структура аморфна, нестабильность общественных отношений порождает у населения безразличие к решению соответствующих проблем. Процедура перехода от сложившейся социальной структуры к новой болезненна и требует времени, к тому же у многих в настоящее время отсутствует четкая социальная самоидентификация.

Во-вторых, экономические проблемы решаются дискретно и непоследовательно с точки зрения здравого смысла и формальной логики, в результате чего мы имеем однобокость процессов разгосударствления и приватизации, отсутствие среднего класса собственников, рост люмпенизированного слоя населения, поляризацию доходов социальных групп и слоев населения, замедленный выход к рыночным отношениям и т.д.

В-третьих, налицо кризисное состояние российской политической системы, а именно: нестабильность и неопределенность властных отношений, политическая не структурированность общества (политические партии мелки и не имеют четкой социальной ориентации), затянувшийся процесс реализации принципа разделения властей, низкий уровень политической культуры населения в целом и власть имущих в частности.

В-четвертых, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы. Причем наличие противоречивого законодательства, спешка при издании нормативно-правовых актов и даже принятие не правовых законов— это не самое главное.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.

Общественно-политические процессы развития гражданского общества в современной демократической России неразрывно связаны с развитием ее конституционных основ. Многие критикуют нашу Конституцию, считая ее недоработанной, но нельзя не признать, что это - самый демократический Основной закон Российского государства за всю его историю.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Гражданское общество и государственная власть - это две основных составляющих, которые определяют целостность конституционного государственного управления на основе права и учета интересов всех слоев населения, взаимодействия гражданского общества и государственной власти через социально-политическое партнерство. Конституция РФ закрепляет полный комплекс прав и свобод, и единственной проблемой на пути к правовому государству и гражданскому обществу является создание налаженного механизма их реализации.

Не случайно, что вовсе не проблема суверенитета личности стала детонатором спора вокруг концепции Конституции РФ. Им стал вопрос о соотношении Конституции и проблематики гражданского общества.

Выделение специального раздела "Гражданское общество" в проекте произошло впервые в практике отечественного конституционного законодательства. Конечно, можно вспомнить, что в Конституции 1936 года был раздел об общественном устройстве, а в Основном Законе 1977 года - об основах общественного строя. Но в нашем случае речь идет именно о гражданском обществе.

Полагая нецелесообразным восстанавливать в самой Конституции понятие "общественный строй", мы сочли необходимым отразить ряд близких категорий и институтов политической, экономической, социальной и культурной сфер в разделе "Гражданское общество". По мнению саратовского юриста В.Гавриленко, это "ценная находка авторов проекта российской Конституции... имеющая большое научное, теоретическое и практическое значение, что позволяет рассматривать гражданское общество как важнейшую конституционно-правовую категорию. Появление такого раздела вовсе не означает попытки всеобъемлющего государственно-правового регулирования основ гражданского общества, что противоречило бы самой природе и социальному назначению его институтов.

Формирование зрелого гражданского общества является основным назначением коренной конституционной реформы, осуществляемой в нашей стране. На наш взгляд, гражданское общество - с известной условностью - можно рассматривать как социальное пространство, в котором и реализуется конституционный строй. Наличие данного раздела продиктовано логикой построения Основного Закона: восхождение от конкретно-индивидуального (правовой статус личности) к юридически всеобщему (структура и правовой статус государства). Члены и эксперты Конституционной комиссии (В.Зорькин, В.Кикоть, В.Лафитский, Б.Страшун, Ф.Цанн-Кай-Си, автор этих строк и др.) последовательно отстаивали наличие самостоятельного раздела о гражданском обществе.

Именно здесь, подчеркивал Л.Мамут (кстати, ранее, до "принципиального" и шумного перехода под знамена Конституционного совещания с противоположными идеями, рьяно отстаивавший раздел "Гражданское общество"), опосредуются связи между личностью и государством в сфере таких отношений и институтов, которые по своему происхождению и социальной природе не являются политическими, публично-властными, не выступают производными от государства; именно в этих отношениях и институтах находят воплощение и большей частью с помощью их осуществляются права, свободы, обязанности личности. Гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ социального существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии. Отсутствие гражданского общества исключает демократический порядок экономической и политической жизни. В условиях гражданского общества создается реальная возможность для самореализации личности и человеческих коллективов и тем самым устанавливается оптимальная мера вмешательства в экономический, социальный и духовный процесс. В рамках гражданского общества воплощается большая часть прав и свобод человека, вот почему его отношения и институты в современных государствах пользуются поддержкой и защитой закона.

Выделим следующие аспекты взаимосвязи гражданского общества и Конституции:

- обеспечение развитых правовых отношений институтов гражданского общества и государства;

- определение и нормативное закрепление обязанности государства служить интересам человека и общества;

- обеспечение высокого правового статуса членов и институтов гражданского общества;

- содействие структурированию общества в развитое, упорядоченное, культурное, т.е. гражданское.

Три начала формируют гражданское общество: коллектив, индивид, власть. Это созвучно нашей концепции, также построенной на взаимодействии трех уровней: личность - гражданское общество - государство. Гражданское общество, таким образом, является микромоделью срединной части всей конституционной конструкции, повторяющей взаимодействие трех уровней на своем "этаже". В обществе вырабатываются социальные формы общественности. Гражданское общество - в нашем проекте - охватывает социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство), организацию и деятельность общественных объединений, политических партий, профсоюзов, творческих ассоциаций, религиозных общин и т.п., сферу воспитания, образования, науки и культуры, семью - первичную естественную основу человеческого общежития, систему средств массовой информации. Перечень этот не является исчерпывающим, но наиболее значимые сферы жизнедеятельности гражданского общества он в себя включает.

Одной из особенностей гражданского общества является его динамика, непрерывное движение. Конституция призвана обеспечивать эту динамику, почти по Руссо - как движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что в переводе на наши уровни означает формирование развитой личности; совершенных гражданских отношений; рациональной цивилизованной власти. Концепция гражданского общества из философской превращается в политико-правовую и даже прикладную. Конституция изначально задумывалась как документ баланса и равновесия на разных уровнях, включая указанные.

Проект Конституционной комиссии задавал основы отношений гражданского общества и государства, в том числе:

1) через гарантии влияния со стороны членов и институтов гражданского общества на государственную власть и на политическую организацию общества;

2) через гарантии невмешательства государства в частную жизнь (ст. 22), неприкосновенности человеческого достоинства (ст. 13), неприкосновенность жилища (ст.23), права на свободу и личную неприкосновенность (ст.21), гарантии экономической свободы каждого (ст.34), невмешательства в законную деятельность общественных и религиозных объединений (ст. 62), гарантии свободы воспитания, образования, науки, культуры, массовой информации (ст. 67, 73), обеспечения самостоятельности местного самоуправления (ст.8), гарантии от вмешательства в законную деятельность местного самоуправления (ст. 112), политического и идеологического многообразия, многопартийности, свободного участия граждан в политической жизни (ст.5);

3) через обязательство государства создавать социально-экономическую безопасность граждан, включая обеспечение права на труд, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, социальную защиту, на жилище, на образование, на участие в культурной жизни, - т.е. через комплекс социально-экономических прав и свобод человека;

4) наконец, через определение механизмов воздействия со стороны членов и институтов гражданского общества на государственную власть, которые позволяют преодолеть политическое отчуждение, дают основы государственной службы в Конституции.

Гражданское общество сосуществует с другой, не менее очевидной реальностью - государством, которое по-своему объемлет все гражданское общество и оказывает значительное влияние на него. Разработчики из Конституционной комиссии стремились точно сообразовать методы, средства и пределы государственного регулирования жизни гражданского общества с его характерными признаками и специфической природой; руководящим началом здесь выступали положения: а) разрешено все, что не запрещено законом; б) высшее призвание государства - служить интересам человека и общества.

Гражданское общество в условиях перехода от авторитарного режима к взвешенной демократии содействует преобразованию сферы политики. Говоря словами К.Маркса: "Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества".

Некоторые исследователи вообще предпочитают уйти от противопоставления проблемы гражданского общества государству и их якобы неизбежной борьбы, полагая, что в современных условиях правовое государство и его аппарат могут быть отнесены к элементам гражданского общества, поскольку его формирование означает возврат государства в лоно гражданского общества, из которого оно в свое время возникло. Проблема гражданского общества, справедливо полагает А. Одинцова, сводится не столько к противопоставлению его государству, сколько к предотвращению (или хотя бы ограничению) таких форм организации, в т.ч. государственных, при которых внутренние интересы общества, интересы его членов подменяются внешними, оторванными от человека интересами какого-либо аппарата.

Исторически любая конституция возникала именно для того, чтобы определить устройство государства, а не общества во всех его ипостасях, пишет А.Мицкевич, но подчеркивает, что никакая конституция не может обойти взаимоотношений государства с главными общественными институтами: собственностью, правами и свободами граждан, общественных и религиозных учреждений. Единственным ограничением, на взгляд ученого, должно быть то, что вектор конституционного регулирования все же должен склоняться в сторону регламентации государственной, а не общественной жизни; вся основная сфера устройства общества должна быть предоставлена саморегулированию. Мы учли это в нашей концепции, "склонив вектор" куда следует.

Оппоненты же полагают вообще невозможным конституционное вмешательство в сферу гражданского общества. Да, гражданское общество автономно, но не абсолютно, поскольку оно испытывает неизбежное воздействие со стороны государства. Отсюда неверно, что категория "гражданское общество" - сугубо философская, а не юридическая. Мы предлагаем конституционную основу для возрождения традиций, мира людских отношений, естественных сообществ, интересов и устремлений. Критики особенно упирают на наличие главы о семье, подчеркивая "нонсенс" ее появления в Конституции. Заметим, что в полученном автором в 1990 году в Европейском Сообществе инициативном проекте "Конституции Соединенных Штатов Европы" семье посвящена уже III глава. Конституция не собирается поучать или регламентировать гражданское общество, это невозможно; задача ее - легализовать его институты, дать правовую регламентацию их контакта с государством.

Сам раздел о гражданском обществе - своего рода "мостик" между разделом о личности и разделом о государстве. Роль "посредника" и была отражена во внутренней структуре третьего раздела: он начинался с базисных структур (собственность, труд, семья и др.) и завершался главами об общественных объединениях и массовой информации, которые непосредственно выводят на проблематику государственности, поскольку такие институты отправляют отдельные функции государственной власти.

Глава 2. Взаимоотношение гражданского общества и органов власти

Глава 3. Конституционно-правовое обеспечение равных возможностей участия граждан в жизни общества

Сегодня избирательное право России довольно развито и соответствует международным стандартам. Достаточно сказать, что действующие федеральные законы конкретизируют принципы обязательности и периодичности выборов, создают правовые механизмы по обеспечению независимости избирательных комиссий, возможность общественного контроля за всеми этапами выборов, особенно при проведении голосования, подсчете голосов и подведении итогов. Предпринят ряд законодательных мер по обеспечению равного статуса кандидатов, в частности - равного доступа к СМИ, по защите права граждан на объективную информацию во время выборов. То есть избирательное законодательство воплотило идеи демократии, политических прав и свобод граждан в конкретные правовые институты и процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданского контроля за деятельностью властных структур.

В 2000 году опыт применения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ряда других законов о выборах был обобщен в докладе ЦИК "О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах".

Дело в том, что 1999-2000 годы были весьма насыщены политическими событиями. Прошли избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва и Президента Российской Федерации, выборы в законодательные и исполнительные органы государственной власти 40 субъектов Российской Федерации, 440 муниципальных выборов, пять референдумов в субъектах Федерации и 23 местных референдума. Подобный богатейший опыт требовал осмысления. Системный анализ позволил определить "болевые точки" и наметить задачи по устранению тех негативных явлений, которые присутствовали в избирательном процессе на тот момент. Стало очевидно, что нормы избирательного права требуют корреляции с нормами иных подотраслей конституционного права, и особенно - содержащимися в законодательстве об общественных объединениях.

Законодательство о выборах стало развиваться по пути комплексного совершенствования. С одной стороны, шла работа по разработке и принятию новых законов, с другой - вносились изменения и дополнения в уже действующие законодательные акты. Так, за последние два года были утверждены новые редакции федеральных законов - "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", приняты новые федеральные законы - "О политических партиях", "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", а также внесены изменения в законы, которые связаны с выборами. Это, в частности, федеральные законы "Об общественных объединениях", "О средствах массовой информации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О рекламе", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ. В перспективе возможна разработка Избирательного кодекса. Однако это - вопрос не только времени, но и практики.

Именно поэтому я не стал бы утверждать, что совершенствование избирательного законодательства завершено, хотя дальнейший процесс вряд ли потребует таких масштабов, как в 2001-2003 годах. Его развитие и совершенствование будет идти параллельно с развитием, совершенствованием, укреплением институтов демократии, прав и свобод граждан.

Несмотря на то, что избирательное законодательство не стоит на месте, споры о том, по какой избирательной системе должны проводиться выборы депутатов Государственной Думы, не прекращаются. Звучат предложения о переходе на мажоритарную систему либо о серьезном реформировании смешанной избирательной системы. Подобная точка зрения мотивируется необходимостью "раскрытия" списков кандидатов, формируемых избирательными объединениями, блоками, а также тем, что пропорциональная система выборов будто бы не соответствует роли и месту современных политических объединений в политической жизни общества. С необходимостью "раскрытия" списков согласен, но отменять пропорциональную систему для этого не надо. Применяемая на выборах депутатов Государственной Думы смешанная избирательная система прошла проверку на конституционность и вполне позволяет отражать электоральные предпочтения граждан Российской Федерации. Более того: она способствует становлению и развитию политических партий. Ведь в чем суть пропорциональной системы выборов? В том, что каждая партия получает в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Новый Закон "О политических партиях" должен помочь дальнейшему становлению и развитию политической системы в нашей стране. Эффективность пропорциональной составляющей смешанной избирательной системы снижали партии-однодневки, создающиеся специально к выборам, политические объединения с неясными источниками финансирования, блоки, выдвигающие в составе списков никому не известных или скандально известных кандидатов, а также разгул "черного пиара". Закон "О политических партиях" и соответствующие изменения в законах о выборах призваны защитить от этого участников избирательного процесса.

Партии - универсальный политический институт, связывающий государство и граждан, обеспечивающий представительство различных социальных интересов в государственных институтах, выражающий волю избирателей относительно политического курса и экономического развития страны. Вполне оправданно, что законодатель проявляет к ним повышенные по сравнению с иными общественными объединениями требования, особенно в период выборов. Это, как известно, финансовая прозрачность, соответствие уставных целей демократическим принципам, ответственность перед избирателями и т.п. Основные положения Закона о партиях направлены на соблюдение данных требований. Что касается роли и места той или иной партии в общественной жизни общества, то критерий здесь один - количество голосов избирателей. Те партии, что докажут в ходе выборов свою состоятельность, по новому законодательству получат значительные привилегии. Они будут в течение четырех лет финансироваться государством и смогут выдвигать на всех выборах своих кандидатов без сбора подписей и внесения залога. Кроме того, парламентское большинство, вероятно, будет участвовать и в формировании Правительства. К этому склоняется Президент Российской Федерации.

Да, пропорциональную систему надо совершенствовать. В настоящее время при победе на выборах той или иной политической партии, блока в депутаты автоматически проходят кандидатуры из начала партийного списка, который утверждает партия, а зачастую - партийные функционеры. Не исключается возможность покупки места в этой части списка. Поэтому в интересах избирателей было бы разумнее дать им право голосовать и за партию, и за ее конкретных кандидатов. Мне думается, подобный вариант более полно отвечает демократическим принципам, и ЦИК предлагала внести соответствующие изменения в зако

Выборы в нашей стране - это давно уже не спектакль, не политическое шоу одной партии-гегемона. Выборы стали альтернативными, они проходят с периодичностью и в сроки, установленные законом. В составы избирательных комиссий входят представители партий, участвующих в выборах. В день голосования на всех избирательных участках находятся наблюдатели. В их присутствии происходит подсчет бюллетеней, они получают заверенные копии протоколов по итогам голосования. Все данные с каждого избирательного участка о количестве голосов, набранных той или иной партией, блоком, кандидатом, в течение суток после голосования будут размещаться в Интернете, и любой наблюдатель, любая партия легко может сверить их со своими данными. Выборы становятся все более прозрачными, что должно способствовать росту доверия избирателей, их активности. И очень важно, что такие условия проведения избирательной кампании, такой механизм голосования, подведения итогов выборов регламентированы законодательно.

Нынешние выборы в Государственную Думу позволят на практике оценить новые положения избирательного права. Но уже сейчас можно говорить о том, что завершился очень важный этап электоральных процессов в Российской Федерации, который начался еще в конце 80-х годов, когда в стране состоялись первые альтернативные выборы. Эти процессы получили свое правовое оформление в новой Конституции Российской Федерации, а позднее - в целом ряде законов, которые дополнялись и совершенствовались. Тенденции расширения гражданских прав и свобод, вовлечения все большего числа граждан Российской Федерации в процесс демократических преобразований, более полного внедрения институтов народовластия в нашей стране стали необратимыми.

Сегодня одной из важнейших потребностей России является развитие и усиление влияния гражданского общества. Государству необходим общественный центр политической поддержки. В условиях демократии от гражданского общества исходят стратегические инициативы во всех областях национального строительства, а государство только выполняет общественный заказ. Однако полноценный диалог между обществом и властью возможен лишь при наличии развитой системы гражданских институтов.

Гражданское общество и государственная власть - это две основных составляющих, которые определяют целостность конституционного государственного управления на основе права и учета интересов всех слоев населения, взаимодействия гражданского общества и государственной власти через социально-политическое партнерство. Конституция РФ закрепляет полный комплекс прав и свобод, и единственной проблемой на пути к правовому государству и гражданскому обществу является создание налаженного механизма их реализации.

Одним из важнейших прав является право участвовать в референдуме, избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, исходящее из содержания 3-й статьи Конституции о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России, который осуществляет свое право управления через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Заключение

Остается добавить то, что значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменение материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках.

Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификации на основе отношений собственности, Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным.

В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных, интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является увеличение разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 г. составляло 16 : I, в 1993 - 26 : 1, в 1995 г. - 29 : 1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5 : 1 до 8 ; 1, а в Швеции -4:1.

В подобных условиях только сильное государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционного государства.

Очевидно, что процесс формирования гражданского общества имеет естественный темп, который нельзя ускорить каким-либо подталкиванием. Ведь зрелый гражданин начинается с развитого самосознания, возникающего из индивидуальных начал личности. Развивать их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к постоянному самосовершенствованию. Российское общество вновь оказалось перед дилеммой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели сильной власти при отчуждении от нее народа. Пока же нередки случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что все больше отчуждает общество от власти, не служит гарантией неприкосновенности гражданских прав индивидов.

Список использованных источников и литературы

Гавриленко В.И. Гражданское общество: понятие и конституционные основы // Конституционное развитие России. Саратов, 1993.

Гавриленко В.И. Институты гражданского общества: проблемы становления и развития // Конституционное развитие России: Межвуз. науч. сб. Саратов, 1996. Вып.2.

Гавриленко В.И. Конституционные принципы гражданского общества в Российской Федерации // Саратовская государственная академия права. Вестник. Научно-популярный журнал. 1998. N 3.

Гаджиев К. Гражданское общество и правовое государство // Мировая экономика и международные отношения. 1991. N 9.

Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации. М.: Акад. МВД России, 2000.

Калашников С.В. Проблемы обеспечения прав и свобод человека и гражданина в условиях формирования гражданского общества в России. Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2001.

Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. : докт. юрид. наук. М., 2001.

Кочетков А.П. О формировании гражданского общества // Социально-политические науки. 1992. N 1.

Кулиев М. Гражданское общество и право: опыт теоретического исследования: Автореф. дис. : докт. юрид. наук. М., 1997.

Магомедов К.О. Гражданское общество и государство. М., 1998.

Матузов Н.И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. N 3.

Становление гражданского общества в России (правовой аспект) / Под ред. О.И. Цыбулевской; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; Поволжская акад. гос. службы. Саратов: ОН и РИО Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2000.

Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы, 2000.


[1] Матюхин А.А. Государство в сфере права: институциональный подход. Алматы, 2000.