Содержание
Введение. 3
1. Сущность экономического анализа. 4
2. Методы экономического анализа. 6
3. Роль и значение экономического анализа. 9
4. Практическая часть. 11
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.
Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство. Она имеет регулярный характер и отличается, во-первых, свободой в выборе направлений и методов деятельности, самостоятельностью в принятии решений (разумеется, в рамках законов и нравственных норм), во-вторых, ответственностью за принимаемые решения и их последствия. В-третьих, этот вид деятельности не исключает риска, убытков и банкротств.
Поэтому столь актуальным является своевременное выявление негативных тенденций в финансово-хозяйственной деятельности предприятий и принятие соответствующих мер, чтобы не допустить банкротства предприятия.
Цель данной работы – изучить теоретические аспекты экономического анализа в менеджменте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить цель экономического анализа;
- определить задачи экономического анализа;
- решить практическую часть работы.
1. Сущность экономического анализа
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленениях их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.[1]
Комплексный экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения.
Для раскрытия той или иной стороны хозяйственной деятельности предприятия, более эффективного поиска резервов применяются различные виды анализа, каждый из которых отличается целью, приемами и другими особенностями. Состояние видов анализа, подчинения их целям управления позволяют достичь хороших результатов. Выделение вида анализа происходит на основе преобладания того или иного признака или их сочетания.
Основные виды анализа и их характеристика по важнейшим признакам:[2]
1) По содержанию и аспектам исследования:
§ экономический;
§ технико-экономический;
§ финансово-экономический;
§ функционально-стоимостной.
2) По времени и принятию решений:
§ перспективный;
§ ретроспективный (итоговый);
§ оперативный.
3) По кругу изучаемых вопросов:
§ комплексный (полный);
§ тематический (локальный).
4) По применению технических средств:
§ механизированный с применением микрокалькуляторов;
§ автоматизированный с применением ЭВМ.
Для реализации исследовательских функций экономического анализа перед ним стоят следующие задачи:
§ изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
§ контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия;
§ изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности;
§ поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
§ оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;
§ оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной политики управления бизнес-процессами;
§ разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
2. Методы экономического анализа
Практика экономико-финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- метод финансовых коэффифиентов;
- сравнительный анализ;
- факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.
Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.
Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).
Основными направлениями финансового анализа являются:
1. Анализ структуры баланса.
2. Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.
3. Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.
4. Анализ оборачиваемости капитала.
5. Анализ рентабельности капитала.
Основная цель проведения производственно-финансового анализа – получить представление о состоянии предприятия: его платежеспособности, использовании капитала, ликвидности активов, прибыльности и т.д. Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств[3].
Существуют различные классификации методов анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью строгих аналитических зависимостей. К ним относятся методы:[4]
- экспертных оценок;
- сценариев;
- психологические;
- морфологические;
- сравнения;
- построения систем показателей;
- построения систем аналитических таблиц и т.п.
Комплексный подход в экономическом анализе предполагает изучение объектов анализа как сложных систем, характеристика которым может быть дана с помощью некоторого набора экономических показателей, связанных определенным образом друг с другом.
При системном подходе эти связи оцениваются в динамике и соподчинении, что позволяет выделить соподчиненность показателей и их ведущие группы. Комплексный подход представляет собой весьма эффективное средство решения ряда сложных проблем в экономике и других областях. При этом любой объект рассматривается не как единое целое, а как система взаимосвязанных элементов, их свойств, качеств.[5]
Так, в экономике отдельные стороны, характеризующие данный экономический процесс, рассматриваются как элементы системы, связь которых изучается. Это позволяет, в частности, дать оценку потребностей и возможностей улучшения постановки дела.
3. Роль и значение экономического анализа
В современной рыночной экономике производственно-технические, конъюнктурно-коммерческие и прочие факторы находятся в сложной взаимной зависимости. Так, например, в плане предприятия по выпуску продукции должны быть учтены спрос покупателей, потребности в сырье, необходимые оборотные фонды, основные фонды, вероятность возникновения технических неполадок и других ограничений.
Комплексный подход к экономике предприятия предполагает также и учет, в практической деятельности нередко возникающих противоречий между целями отдельных структурных подразделений предприятия.
Комплексный подход направлен на совершенствование самих процедур выработки управляющих решений. Степень успешности данного подхода может быть измерена уровнем рентабельности, получаемым после его реализации.
При принятии всякого решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому практически любой представитель аппарата управления предприятием – от топ- менеджеров до рядовых специалистов (бухгалтер, финансовый менеджер, экономист) просто обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе. Сейчас уже никем не оспаривается очевидный тезис, суть которого состоит в том, что в основе управления финансами все же лежит умение принятия обоснованных решений перспективного характера.
Содержательная сторона анализа включает следующие элементы (процедуры):[6]
- постановка и уяснение конкретных задач анализа;
- установление причинно- следственных связей;
- определение показателей и методов их оценки;
- выявление о оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;
- выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирования положительных.
Таким образом, экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия. При этом важно отметить, что применение методов и методик анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия напрямую зависит от целей его финансовой политики. Предприятия, в условиях высокой инфляции и существующей налоговой политики государства, могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж. Однако, все эти аспекты деятельности предприятия поддаются управлению с помощью методов, наработанных мировой практикой, совокупность которых и составляет систему финансового анализа. Цель анализа заключается не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, сколько в том, что без качественного анализа невозможно организовать работу, направленную на приращение прибыли организации, которая, как известно, является основной целью любой коммерческой структуры. Экономический анализ как раз и дает возможность выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
4. Практическая часть
По ниже приведенным данным определите рентабельность имущества предприятия.
Рассчитайте максимальное количество данных, влияющих на изменение рентабельности.
Тыс. руб.
Показатели |
Базисный период |
Фактический период |
1. Валовая прибыль |
3 600 |
4 600 |
2. Выручка от реализации без налогов |
54 000 |
66 000 |
3. Средняя стоимость: - основных фондов |
12 000 |
13 000 |
- оборотных активов |
6 000 |
7 000 |
РЕШЕНИЕ
Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала.[7]
В обобщенном виде формулы финансовых коэффициентов выглядят следующим образом:
Рентабельность Прибыль
средств или = (1)
их источников Средняя за период величина средств или их источников
В данной формуле намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от реализации продукции, балансовая прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.
1) По приведенной формуле (1) определим рентабельность имущества предприятия.
а) рентабельность основных фондов:
- базисный период: 3600/12000*100 = 30%
- фактический период: 4600/13000*100= 35,38%
б) рентабельность оборотных активов:
- базисный период: 3600/6000*100 = 60%
- фактический период: 4600/7000 = 65,71%
Таким образом, в фактическом периоде динамика рентабельности положительная. Рост рентабельности основных фондов составил:
35,38-30 = 5,38%
Рост рентабельности оборотных активов составил:
65,71-60 = 5,71%.
Трехфакторная модель анализа рентабельности представляет собой формулу:[8]
Прибыльность продукции
R = (2)
Фондоемкость + Оборачиваемость оборотных активов
Расчеты для трехфакторной модели
Показатели |
Базисный период |
Фактический период |
Отклонения |
|
Абсолютные, тыс. руб. Гр.3-гр.2 |
Относительные, % Гр.3/гр.2*100 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Фактор 1. Прибыльность продукции Прибыль / Выручка |
0,067 |
0,070 |
0,003 |
104,48 |
Фактор 2. Фондоемкость Ср.стоимость ОС / Выручка |
0,222 |
0,197 |
-0,025 |
88,64 |
Фактор 3. Оборачиваемость оборотных активов Ср.стоимость оборотных активов / Выручка |
0,111 |
0,106 |
-0,005 |
95,45 |
Сначала найдем значение рентабельности для базисного и фактического периодов по формуле (2):
Базисный период:
3600/54000
Rо = * 100 = 30,18%
(12000/54000) + (6000/54000)
Отчетный период:
4600/66000
R1 = * 100 = 23,10%
(13000/66000) + (7000/66000)
∆R = R1 - Rо = 23,10 – 30,18 = - 7,08%
Снижение рентабельности составило отрицательное значение 7,08%.
1. Рассчитаем условную рентабельность по прибыльности продукции при условии, что изменилась только рентабельность продукции, а значение всех факторов остались на уровне базисных:
0,003 / (0,222+0,111) = 0,003/0,333 = 0,009 = 9%
Выделяем влияние фактора прибыльности продукции:
23,10-9 = 14,1%
2. Рассчитываем условную рентабельность по фондоемкости при условии, что изменились два фактора – рентабельность продукции и фондоемкость, а значение третьего фактора сохранилось на уровне базиса:
R = 0,003 / (-0,025+0,111) = 0,003/0,086 = 0,035 = 3,5%
Выделяем влияние фактора фондоемкости
23,10-3,5 = 19,6%
3. Рассчитаем рентабельность для отчетного периода. Ее можно рассматривать как условную рентабельность при условии, что изменились значения всех трех факторов.
4600/66000
R1 = * 100 = 23,10%
(13000/66000) + (7000/66000)
Выделяем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств
9-3,5 = 5,5%
Проверка: 9+3,5+5,5 = 23,10%
Вывод: на изменение рентабельности в отчетном периоде наибольшее влияние оказало изменение фондоемкости.
Заключение
В системе менеджмента экономический анализ представляет собой один из существенных элементов. Практически все пользователи данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности в той или иной степени используют методы финансового анализа для принятия решений.
Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования.
В теоретической части данной работы рассмотрены:
- роль и значение экономического анализа в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
- основные виды и характеристика экономического анализа по важнейшим признакам;
- основные задачи экономического анализа;
- основные методы экономического анализа и их классификация.
В качестве основного вывода можно сказать, что экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
Практическая часть работы представлена решением задачи по определению рентабельности имущества предприятия и произведен расчет данных по трехфакторной модели для расчета данных, влияющих га изменение рентабельности.
Список литературы
1. Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – М. – СПб: ПИТЕР, 2004
2. Кейлер В.А. Экономика предприятия% Курс лекций. – М: - Новосибирск, ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2003
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001
4. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. Учебник. – Проспект, 2004
5. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – М.: Новое знание, 2003
6. Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003.
7. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001
[1] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – М.: Новое знание, 2003 . – с. 5
[2] Кейлер В.А. Экономика предприятия% Курс лекций. – М: - Новосибирск, ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2003. – с. 121
[3] Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: ОМЕГА-Л, 2003. – с. 58.
[4] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 65.
[5] Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – М. – СПб: ПИТЕР, 2004. – с. 63
[6] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. Учебник. – Проспект, 2004. – с. 13
[7] Кейлер В.А. Экономика предприятия: Курс лекций. – М. – Новосибирск: ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2003. – с. 124
[8] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 89