Содержание

 

1. Формирование современного представления о качестве. 3

2. Роль стандартов ИСО серии 9000 в возникновении менеджмента качества. 8

3. Основные статистические методы контроля качества. 12

4. Понятие «сертификации». Виды, принципы и особенности сертификации на современном этапе. 16

5. Особенности управления качеством в России. 21

Список литературы.. 23

Приложение Законодательная база подтверждения соответствия в Российской Федерации

1. Формирование современного представления о качестве

Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности.

         Из этого определения следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и измерить.

Образ качества  – понятие  субъективное. Существует множество трактовок и терминологических подходов к его определению. В быту понятие «образ качества» часто используется для обозначения соответствия продукции или услуг определенным требованиям. В современном менеджменте в понятие «образ качества» должны быть включены истинные запросы потребителя  – текущие  и  перспективные. При этом нужно понимать, что одно из наиболее распространенных определений образа качества как «удовлетворение потребностей покупателя» не ограничивается функциональными характеристиками продукта или услуги.

Потребность в обладании некими символами статуса является причиной покупок некоторых марок машин, определенных кредитных карт и т.д. Требования к качеству являются наиболее важным фактором при оценке любого продукта или услуги.

Российская Академия проблем качества сформулировала концептуальное определение образа качества, в соответствии с которым качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества. Такая формулировка четко определяет значимость деятельности по совершенствованию образа качества, но является слишком емкой и не дает представления о сути самого понятия «качество».

Свойство продукции – объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной  характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

Образ качества – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».

Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

Сертификация продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.

Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.

Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве[1].

В среде специалистов по проблемам качества существует большое число определений образа качества. Еще в 1968 г. было выявлено более 100 различных трактовок, и с тех пор их число не уменьшилось. Это разнообразие в первую очередь связано с многоаспектностью категории образа качества. Так, например, образ качества в философском смысле, представляет собой «непосредственную характеристику непосредственного бытия», в политэкономическом  - «результат взаимодействия потребительной стоимости и стоимости».

Допустим, Вы купили костюм. Вы приобрели его, потому что он Вам был необходим. Помимо этого его параметры (размер, фасон, цвет, материал и т.п.) соответствовали Вашим пожеланиям. Кроме того, цена и способы приобретения костюма соответствовали Вашим возможностям. Среди опрошенных могут быть люди, которые вообще не заинтересовались бы этим костюмом, потому что он им просто не нужен. Другие приобрели бы подобный костюм, но при наличии других параметров, соответствующих их ожиданиям. Таким образом, каждый опрошенный отвечал бы на вопрос в зависимости от ожидаемой им ценности (необходимости иметь подобную вещь и соответствии ее параметров его ожиданиям) и стоимости данного товара.

Из приведенного примера станет понятным распространенное на практике определение  современного образа качества: «образ качества продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя по такой цене, которую он может себе позволить, и тогда, когда он нуждается в Вашем изделии или Вашей услуге».

Качество продукции – это зеркало работы предприятия и в этом зеркале объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции – важнейшая экономическая категория и тесно связана с различными другими экономическими показателями, такими как себестоимость, прибыль, рентабельность и другие[2].

Повышение качества продукции надо рассматривать в различных аспектах, в том числе на макро и микро уровнях.

Повышение качества продукции позволяет:

·                   увеличить повышение качества товаров и услуг;

·                   улучшить структуру экспорта;

·                   осуществить на практике НТП и др.

Таким образом,  высокий уровень качества продукции для   государства – ускорение  НТП, увеличение экспорта, могущество, процветание, новые рынки сбыта.

Следовательно, государственная политика должна быть направлена на повышение качества продукции. А для предприятий в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего формирование имиджа  предприятия[3].

Имидж высокого уровня – это уверенность и популярность, устойчивое положительное отношение покупателей к фирме, ее товарам, услугам, атрибутам фирменному стилю, товарному знаку, рекламе.

В настоящее время мы видим большое количество зарубежных  фирм – производителей, которые успешно держат лидирующие места на мировом и российском рынках в разных отраслях деятельности.

Таким образом, решение проблемы  образа качества  на  предприятии – это высокий его имидж у покупателей, это выход так же на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли устойчивого качества продукции[4].

2. Роль стандартов ИСО серии 9000 в возникновении менеджмента качества

Серия стандартов Международной организации по стандартизации ИСО-9000 является основой для достижения стабильного качества любым предприятием.

Для того чтобы выпускаемая продукция соответствовала требованиям рынка в определенный период времени, была конкурентоспособной, предприятие-изготовитель должно стремиться внедрить и поддерживать на должном уровне систему качества. Для обеспечения и поддержания качества продукции деятельность предприятия необходимо организовать таким образом, чтобы под контролем находились все факторы, влияющие на качество продукции (услуг).

В условиях рынка система качества должна быть выбрана так, чтобы предприятие могло не только удовлетворить запросы потребителя, но и могло защитить свои интересы. Правильно выбрав структуру управления качеством, руководство предприятия может снизить риск издержек и увеличить свою прибыль, в то же время постоянно повышая качество выпускаемой продукции.

Перечень стандартов ИСО 9000.

ИСО-9000-2 Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

ИСО-9000-4 (МЭК 300-1) Руководство по управлению программой надежности.

 ИСО-9004-4 Руководящие указания по улучшению качества.

ИСО-10005 Руководящие указания по программе качества.

ИСО-10006 Руководящие указания по качеству при управлении проектом.

ИСО-10007 Руководящие указания по управлению конфигурацией.

ИСО-10012-1 Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования.

ИСО/ПМС-10012-2 Управление процессом измерения.

ИСО-10013 Руководящие указания по разработке руководств по качеству.

ИСО/ПМС-10014 Руководящие указания по управлению экономическими аспектами качества.

ИСО/ПСК 10015 Руководящие указания по непрерывному обучению и подготовке кадров.

ИСО/РП 10016 Протоколы контроля и испытаний. Представление результатов.

ИСО/РП 10017 Руководство по применению статистических методов в семействе стандартов ИСО-9000.

На стадии маркетинга необходимо продумать все этапы вплоть до утилизации продукции. На каждом этапе должна осуществляться оценка качества.

Управление качеством предусматривается на протяжении всего цикла жизни изделия. При этом стандарты требуют учитывать аспекты безопасности продукции для человека и окружающей среды.

Стандарт ИСО 9004 является руководящим документом, влияющим на качество продукции на всех этапах «петли качества» - от выявления потребностей до удовлетворения нужд потребителей. Все рекомендации стандарта должны учитываться при разработке эффективной системы качества.

Показатели качества определены стандартом ИСО 8402 – 86 «Качество. Словарь» Предусмотрено 10 групп показателей:

1.     назначения;

2.     надежности;

3.     технологичности;

4.     унификации;

5.     патентно-правовые;

6.     эргономические;

7.     эстетические;

8.     транспортабельности;

9.     безопасности;

10.                       экологические.

В настоящее время отсутствуют какие-либо единые формы управления качеством на предприятиях и в организациях. Эти формы могут иметь различия в разных странах и фирмах. Многие предприятия России и зарубежных стран ориентируются в управлении качеством на международные стандарты ИСО серии 9000, дополненные в последние годы стандартами 14000. В стандартах ИСО используется понятие «петля качества» и выделяются следующие этапы и виды деятельности по обеспечению качества, называемые «элементами петли качества»:

·       маркетинг и изучение рынка;

·       проектирование и разработка продукции;

·       материально-техническое снабжение;

·       планирование и разработка техпроцессов;

·       производство продукции;

·       контроль и проведение испытаний;

·       упаковка и хранение;

·       реализация и распределение продукции;

·       монтаж и эксплуатация; техническая помощь и обслуживание;

·       утилизация после использования.

К основным принципам создания и функционирования систем управления качеством в соответствии со стандартами ИСО на основе функций маркетинга относятся:

·       управление качеством – неотъемлемая составная часть управления фирмой;

·       определение политики в области качества, ответственность за которую и функционирование системы качества несет высшее руководство;

·       разработка системы качества с учетом специфики предприятия; обеспечение уверенности, что система качества правильно понимается и эффективно используется, удовлетворяет требованиям потребителя, предупреждает проблемы в области качества, охватывает все этапы и виды деятельности, все уровни управления;

·       документированность системы качества;

·       оценка системы качества поставщика потребителем;

·       свободный выбор поставщиком предметов труда;

·       ориентация системы на конкретную продукцию;

·       широкое применение статистических методов контроля качества;

·       прослеживаемость единицы продукции и всех основных действий по обеспечению качества на всех этапах ее создания;

·       использование «групп качества»[5].

Таким образом, функция маркетинга в международных стандартах ИСО заключается в выявлении текущих и будущих потребностей в продукции, ее основных характеристик, выборе «целевых рынков» и способов выхода на рынки. Маркетинг предполагает также изучение технических и организационных возможностей производства более совершенной продукции, разработку соответствующих рекомендаций.

3. Основные статистические методы контроля качества

Статистические методы по степени трудности можно подразделить на 3 категории:

1)               Элементарный статистический метод включает так называемые 7 «принципов»:

·                   Карта Парето;

·                   Причинно-следственный анализ;

·                   Группировка данных по общим признакам;

·                   Контрольный лист;

·                   Гистограмма. Метод гистограмм является эффективным инструментов обработки данных и предназначен для текущего контроля качества в процессе производства, изучения возможностей технологических процессов, анализа работы отдельных исполнителей и агрегатов. Гистограмма- это графический метод представления данных , сгруппированных на частоте попадания в определенный интервал;

·                   Диаграмма разброса (анализ корреляции через определение медианы);

·                   График и контрольная карта. Контрольные карты графически отражают динамику процесса, т.е. изменение показателей во времени. На карте отмечен диапазон неизбежного рассеивания, который лежит в пределах верхней и нижней границ. С помощью этого метода можно оперативно проследить начало дрейфа параметров по какому либо показателю качества в ходе технологического процесса для того чтобы проводить предупредительные меры и не допускать брака готовой продукции.

Эти принципы должны применяться всеми без исключения – от главы фирмы до простого рабочего. Ими пользуются не только в производственном отделе, но и в таких отделах, как отделы планирования, маркетинга, материально-технического снабжения.

2)               Промежуточный статистический метод включает:

·                   Теорию выборочных исследований;

·                   Статистический выборочный контроль;

·                   Различные методы проведения статистических оценок и определения критериев;

·                   Метод применения сенсорных проверок;

·                   Метод расчета экспериментов.

Эти методы рассчитаны на инженеров и специалистов в области управления качеством.

3)               Передовой (с использованием ЭВМ) статистический метод включает:

·                   Передовые методы расчета экспериментов;

·                   Многофакторный анализ;

·                   Различные методы исследования операций.

Этому методу обучается ограниченное количество инженеров и техников, поскольку он применяется при проведении очень сложных анализов процесса и качества.

Основная проблема, связанная с применением статистических методов в промышленности, это ложные данные и данные, не соответствующие фактам. Различные данные и факты предоставляются в двух случаях. Первый случай касается искусно созданных или неверно подготовленных данных, а второй касается неверных данных, подготовленных без применения статистических методов.

Применение статистических методов, включая наиболее сложные, должно стать распространенным явлением. Также не следует забывать об эффективности простых методов, без овладения которыми применение более сложных методов не представляется возможным.

Технический прогресс нельзя отделить от применения статистических методов, обеспечивающих повышение качества выпускаемой продукции, повышение надежности и снижение расходов на качество.

В отраслях промышленности статистические методы применяются для проведения анализа качества продукции и процесса. Анализом качества является анализ, посредством которого с помощью данных и статистических методов определяется отношение между точными и замененными качественными характеристиками. Анализом процесса является анализ, позволяющий уяснить связь между причинными факторами и такими результатами, как качество, стоимость, производительность и т.д. Контроль процесса предусматривает выявление причинных факторов, влияющих на бесперебойное функционирование производственного процесса. Качество, стоимость и производительность являются результатами процесса контроля.

Статистические методы контроля качества продукции в настоящее время приобретают все большее признание и распространение в промышленности. Научные методы статистического контроля качества продукции используются в следующих отраслях: в машиностроении, в легкой промышленности, в области коммунальных услуг.

Основной задачей статистических методов контроля является обеспечение производства пригодной к употреблению продукции и оказание полезных услуг с наименьшими затратами.

Статистические методы контроля качества продукции дают значительные результаты по следующим показателям:

·                   повышение качества закупаемого сырья;

·                   экономия сырья и рабочей силы;

·                   повышение качества производимой продукции;

·                   снижение затрат на проведение контроля;

·                   снижение количества брака;

·                   улучшение взаимосвязи между производством и потребителем;

·                   облегчение перехода производства с одного вида продукции на другой.

Главная задача – не просто увеличить качество продукции, а увеличить количество такой продукции, которая была бы пригодной к употреблению.

Два основных понятия в контроле качества – это измерение контролируемых параметров и их распределение. Для того чтобы можно было судить о качестве продукции необязательно измерить такие параметры, как прочность материала, бумаги, масса предмета, качество окраски и т.д.

Второе понятие – распределение значений контролируемого параметра – основано на том, что нет двух совершенно одинаковых по величине параметров у одних и тех же изделий; по мере того, как измерения становятся все более точными, в результатах измерений параметра обнаруживаются небольшие расхождения.

Изменчивость «поведения» контролируемого параметра бывает 2 видов. Первый случай – когда значения его составляют совокупность случайных величин, образующихся в нормальных условиях; второй – когда совокупность его случайных величин образуется в условиях, отличных от нормальных под действием определенных причин.

Персонал, осуществляющий управление процессом, в котором формируется контролируемый параметр, должен по его значениям установить: во-первых, в каких условиях они получены (нормальных или отличных от них); и если они получены в условиях, отличных от нормальных, то каковы причины нарушения нормальных условий процесса.  Затем принимается управляющее воздействие по устранению этих причин.

4. Понятие «сертификации». Виды, принципы и особенности сертификации на современном этапе

Слово «сертификация» в переводе с латинского означает – подтверждаю, удостоверяю. Его можно также толковать исходя из сочетания латинских слов centrum – верно и facere – сделано. Несмотря на то, что историки науки находят зачатки сертификации еще в глубокой древности, в качестве термина с четким определением слово «сертификация» принято недавно.

Впервые определение понятия «сертификация» было дано Международной организацией по сертификации (ИСО) в 1982 г.

На сегодняшний день согласно последней (1996 г.) редакции Руководства ИСО/МЭК 2 понятие сертификации можно изложить в следующих словах.

Сертификация – это процедура подтверждения соответствия результата производственной деятельности, товара, услуги нормативным требованиям, посредством которой третья сторона документально удостоверяет, что продукция, работа (процесс) или услуга соответствует заданным требованиям[6].

Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации – «сертификация в законодательно регулируемой сфере»[7].

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия». По существу, «Номенклатура…» - это детализированный «Перечень…».

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.

При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака  соответствия распространяется на всей территории РФ.

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.

Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Создать систему добровольной сертификации может не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель, либо два указанных субъекта.

На 1 января 2003 года в России была зарегистрирована 161 система добровольной сертификации[8].

Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью:

·        Придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия;

·        Снижение затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции;

·        Ускорения товарооборота;

·        Создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России в ВТО.

Утвержденный Правительством Перечень  продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, по существу содержит малоопасные виды товаров: аккумуляторы, фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия и пр.

Зарегистрированная декларация является основанием для маркирования продукции знаком соответствия. Информация, сопровождающая товар, - это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной документации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопровождение товара копиями декларации не предусмотрено[9].

При сертификации устанавливается, что продукция, процесс или услуга соответствуют требованиям стандарта или других нормативных документов.

            Объектом сертификации являются продукция, процессы и услуги.

            Российская система сертификации (РОСС) базируется на комплексе основополагающих нормативных документов, в которых определены основные положения, цели и принципы, правила, структура системы, требования к органам сертификации, испытательным лабораториям, порядок их аккредитации, порядок проведения сертификации, правила ведения Государственного Реестра Системы.

Российская система сертификации допускает возможность заявления о сертификации продукции требованиям НТД, которое объявляется изготовителем, продавцом под его полную ответственность.

            Актуальными вопросами совершенствования сертификации является:

–                  Создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и в международной торговле;

–                   Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

–                  содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

–                  защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

–                  контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

–                  подтверждение показателей качества, заявленных изготовителем.

Различают две формы сертификации – обязательная и добровольная. Под обязательной сертификацией понимают подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара обязательным требованиям. К обязательным относятся требования безопасности для потребителя и окружающей среды, а также совместимости и взаимозаменяемости.

При обязательной сертификации подтверждается, что сертифицированная продукция безопасна для потребителя. Обязательная сертификация проводится только в органах сертификации или аккредитованных в Госстандарте испытательных лабораториях (центрах). При отрицательных результатах обязательной сертификации серийно выпускаемой продукции должен уведомить об этом территориальный орган Госстандарта России по месту расположения изготовителя для своевременного оформления этим органом запрета на реализацию продукции[10].

Сертификация осуществляется в целях:

·        контроля  реализации  продукции,  опасной  для  жизни,  здоровья людей, имущества юридических и физических лиц, окружающей среды;

·        обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке;

·        создания  условий   для  участия   отечественных  и   совместных предприятий, предпринимателей  в международном, экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

·        защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

·        подтверждения   показателей   качества   продукции,   заявленных изготовителем (продавцом, исполнителем)[11].

5. Особенности управления качеством в России

Потребительские свойства продукции, наряду с технологическим, приборным и финансовым состоянием отрасли, в значительной мере определяется нормативно-правовым обеспечением. В последние годы, ложившаяся в советское время, нормативно-правовая база в области геодезической и картографической деятельности пополнилась рядом новых документов на уровне федеральных законов, постановлений Правительства и ГОСТов.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании качества»[12], который вступил в силу в июле 2003 г., потребуется разработка по существу новых нормативно-правовых и нормативно-технических документов. Законом вводится новый документ - «технический регламент», который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования.

Пересмотрены подходы к принципам стандартизации, главными из которых следует считать: принцип добровольного применения и принцип применения международных стандартов как основы разработки национальных стандартов. Следует отметить, что технические регламенты устанавливают общие обязательные для применения и исполнения требования, а стандарты - устанавливают характеристики продукции в целях добровольного многократного использования.

Кроме того, Федеральный закон «О техническом регулировании» открывает новые перспективы в привлечении профессиональных объединений и частного бизнеса к участию в разработке технических регламентов и стандартов. Согласно ст.9 и ст. 16 разработчиком технических регламентов и национальных стандартов «может быть любое лицо». Средства федерального бюджета, согласно ст.45, могут быть использованы только «для государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов», «создания и ведения Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов», «разработку общероссийских классификаторов» и «реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов…». Кроме того, сама процедура разработки технических регламентов и национальных стандартов становится открытой (см. ст.9 и ст.16), а в основу национальных стандартов положены международные стандарты, за исключением ряда случаев, приведенных в ст.12, когда их применение невозможно в Российской Федерации. Не смотря на то, что в федеральном законе определен порядок разработки технических регламентов и стандартов, остается достаточно много проблем в том, чтобы в разрабатываемых документах было отражено мнение всех субъектов, работающих в сфере геодезической и картографической деятельности. Следует учесть опыт, который имеется в морском флоте, где вопросы безопасности и охраны окружающей среды всегда находились на первом месте[13].

 

Список литературы

1.     Федеральный закон «О техническом регулировании качества»  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.

2.     Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. – М.: Издательство «Ось-89», 2000.

3.     Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

4.     Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством – М.: ИНФРА-М, 2001.

5.     Кавтаев С.Т. Стандартизация. М.: ИНФРА-М, 2004.

6.     Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.

7.     Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

8.     Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998.

9.     Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М.: Логос, 1999.

10.           Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993.

11.           Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

12.           Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: ИНФРА-М, 2002.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

                                                                                                                                             


[1] Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002. С.468-474.

[2] Окрепилов В.В. Управление качеством. М., 1998. С.233.

[3] Теплов В.И., Сероштан М.В. Сертификация продукции (товаров). Белгород, 1993. С.66.

[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. – М., 2002. С.55-57.

[5] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством – М.: ИНФРА-М, 2001. С. 103.

[6] Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: 100 экзаменационных ответов. М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. С. 132.

[7] Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М.: Логос, 1999. С. 77-78.

[8] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 207-211.

[9] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 246-248.

[10] Абрамов В.А. Сертификация продукции и услуг. – М.: Издательство «Ось-89», 2000. С. 55.

[11] Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. С. 151.

[12] См.: ФЗ «О техническом регулировании качества»  № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г.

[13] Кавтаев С.Т. Стандартизация. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 50.