Вариант № 10

1. Сущность политики фритредерства и политики протекционизма……….1

2. Тарифные и нетарифные методы внешнеторговой политики. Демпинг…6

Тесты…………………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………..14

1. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ФРИТРЕДЕРСТВА И ПОЛИТИКИ ПРОТЕКЦИОНИЗМА.

Основными направлениями внешнеторговой политики государства являются протекционизм и фритредерство, которые сталкивались в течение последних двух веков как противополож­ные подходы к внешнеэкономической политике.

Фритредерство (free trade) предполагает невмешательство государства в международную торговлю. Это система государственного регулирования международной торговли товарами и услугами, которая направлена на снятие всевозможных барьеров, препятствующих ее развитию. В этом случае международная торговля осуществляется и развивается в соответствии с международным разделением труда и современным вариантом теории сравнительных преимуществ. Считается, что такая политика ведет к наиболее эффективному распределению ресурсов в мировом масштабе и к максимизации мирового дохода.

Положительные воздействия свободной торговли состоят в том, что она:

1)                стимулирует процессы конкуренции, как среди отечественных производителей, так и на мировом рынке в целом;

2)                позволяет осуществлять международную торговлю в соответствии с законом сравнительных конкурентных преимуществ;

1 В.Ф.Протас Мир. экономика в схемах: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008 – с.131

3)    создает возможность для использования международной специализации, которая является основой роста прибылей и производителей, и потребителей;

4)                содействует расширению границ рынка: создает основы для массового производства и получения положительного эффекта от него;

Предшественником свободы торговли в XX в. стал «новый экономический порядок», который был предложен в форме междуна­родных торгово-экономических отношений США как ведущей державы мира. «Новый экономический порядок» являлся в тот период основой реализации интересов США и их ТНК во взаимоотношениях с менее развитыми странами.

В начале XXI века фритредерство выступает в форме либера­лизации торговли, отвечающей интересам промышленно развитых государств, которые обладают конкурентны­ми преимуществами, а также стран, ориентирующихся на экспорт­ную экспансию как основной источник развития и роста.

Современный французский экономист М. Пебро дает класси­ческое определение свободы торговли: «Это наиболее благоприят­ное правило игры для лидирующей экономики»1. Страны с отсталой технико-технологической базой не смогут стать полноценными, равноправными партнерами. Свобода торговли проявляется как закон товарообмена ((закон стоимости), в соответ-ствии с которым развитая страна всегда получает несравнимо более значи-мую выгоду от обмена, чем бедная. И это в конечном итоге может привести к возникновению экономического колониализма, невыносимого для стран.

Противоположным же направлением внешнеторговой политики государства является протекционизм. Традиционный протекционизм — это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту эко­номических субъектов национальной экономики от иностран­ной конкуренции.

На практике протекционизм развивается и применяется с периода

1Мир. экономика/ Л.С.Падалкин и др.; под ред. И.П.Николаевой: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – с.129

возникновения международных торговых отношений. В XX в. особенно сильное влияние протекционизма наблюдалось в период между двумя мировыми войнами. Сохранилась такая практика и в XXI в., как специфическая мера защиты экономических субъектов национальной экономики.

Внешним проявлением протекционизма является положи­тельное сальдо торгового баланса, т.е. превышение экспорта над импортом, что и служит основой для сохранения протекциони­стских тенденций.

Как теория внешнеэкономического поведения протекцио­низм утвердился в XIX в. в процессе соперничества с фритредерством. Сторонники протекционизма выдвигают аргументы, доказывающие, что свобода торговли осуществляется в интересах индустриально развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание нацио­нальной промышленности в экономически отсталых государствах. Представители этой теории ссылаются на то, что под защитой про­текционизма проходило становление и развитие американской, германской и французской промышленности и национального капитала. В периоды обострения отношений между государства­ми и усиления международной напряженности протекционист­ские меры используются для сохранения национальной экономи­ческой и политической безопасности государства. На макроуровне выдвигается следующее обоснование необходи­мости протекционистской политики: в развивающейся националь­ной экономике необходима защита только возникших и формиру­ющихся под влиянием научно-технического прогресса отраслей от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирую­щих на мировом рынке достаточно длительное время. Кроме того, протекционистские меры имеют ярко выраженный социально-эко­номический характер и на микроуровне: в периоды формирова­ния или структурной реорганизации национальной промышлен­ности, государству необходимо защитить те профессиональные категории занятых, которые нуждаются в переквалификации в свя­зи с закрытием или банкротством национальных предприятий.

Однако у любой теории имеются свои оппоненты. Основными аргументами, выдвигаемыми противниками про­текционизма, являются следующие моменты:

1) протекционизму характерна определенная нелогичность: он ставит целью достиже­ние положительного сальдо торгового баланса, однако сдерживает импортные операции. Это вызывает аналогичную реакцию меж­дународных партнеров, в результате чего сокращается объем экс­портных операций, и ситуация приводит не к положительному сальдо, а к разбалансированности торгового баланса;

2) в условиях протекционизма секторы национальной экономики, защищенные торговыми барьерами, теряют стимулы к развитию, поскольку ме­ханизмы конкуренции затухают, а стремление к прогрессу и ин­новациям подавляется возможностью сохранять высокий уровень доходов и монопольные привилегии;

3) протекционизм обладает определенным мультиплицирующим эффектом: технологическая взаимосвязь между отраслями ведет к тому, что если для одних отраслей технологической цепи введена протекционистская защи­та, то ее потребуют также и технологически связанные с ними от­расли;

4) протекционизм наносит ущерб экономическим интере­сам потребителей: отечественный потребитель дороже платит за товары, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за товары национальной промышленности;

5) в ус­ловиях протекционизма национальная экономика не может опти­мально использовать преимущества международной специализа­ции, поскольку более дешевые импортные товары не могут попасть в страну в связи с вводимыми ограничениями.

К началу XXIв. сформировались следующие виды протекционизма:

скрытый протекционизм, использующий механизмы внутрен­ней экономической политики государства; открытый протекционизм, использующий механизмы государственной внешнеэкономической политики; селективный протекционизм - избирательный протекционизм в отношении иностранных конкурентов; отраслевой протекционизм, направленный на защиту возника­ющих и оформляющихся отраслей национального производства; односторонний протекционизм, направленный на регулирова­ние внешней торговли без согласования с партнерами; двусторонний протекционизм - согласование выдвигаемых протекционистских мер с партнером; интеграционный протекционизм, проводимый странами, вхо­дящими в интеграционные объединения; многосторонний протекционизм - участие в разработке протекционистской торговой политики многих стран.

В заключение по этому вопросу, хотелось бы отметить, любые крайности одинаково опасны для граждан любой страны и группы стран. Ведь, признавая ценность свободы торговли, необходимо учитывать, что чрезмерная насыщенность национального рынка иностранными товарами обостряет проблему занятости. Жесткий протекционизм так же абсурден. Ведь это бы поставило под сомнение возможность протекания процессов индустриализации в развивающихся странах. А что касается развитых, то в 1980-е гг., по оценкам Мирового банка, стоимость протекционистских мер для американского потребителя оценивалась: по автомобилям — 1 млрд. долл., по одежде — от 8,5 до 12 млрд. долл.; для стран Европейского сообщества (по одежде) — от 1,4 до 6,6 млрд. долл. в год1. Таким образом, каждой стране в любой конкретной ситуации необходимо найти равновесие, баланс между свободой торговли и протекционизмом. Разрешение этого противоречия в долгосрочной перспективе рассматривается как поиск экономического компромисса, который заложил бы основы для дальнейшего развития процессов учета и соблюдения взаимных национальных интересов.

1Мир. экономика/ Л.С.Падалкин и др.; под ред. И.П.Николаевой: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – с.128

2. ТАРИФНЫЕ И НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ. ДЕМПИНГ.

Основными и наиболее распространенными протекционистскими мерами являются тарифные и нетарифные барьеры.

Основными же формами тарифных методов являются: таможенный тариф на импорт, таможенный тариф на экспорт и таможенный союз.

Таможенные тарифы на импорт, или импортные пошлины – это государственные сборы с ввозимой продукции, пропускаемой через границу страны под контролем таможенного ведомства. Введение такой пошлины повышает цену не только на импортируе­мый товар, но и на среднюю цену данного товара на национальном рынке, что выгодно национальным производителям данного товара. Этот результат нередко является основной целью тарифной по­литики государства, заключающейся в защите отечественных производителей от низких цен, которые возникают вследствие конкуренции со стороны импортных товаров. С ростом цен у отечественных потребителей нет другого вы­хода, как только сокращать потребление и импортных, и отече­ственных товаров. В целом положительный эффект от введения тарифа на им­порт, наблюдаемый у отечественных производителей, не пере­крывает отрицательного эффекта и потерь, которые несет отече­ственный потребитель. Государство же в этих условиях получит дополнительный доход в виде взимаемой пошлины и подоходного налога с производителей.

Теперь рассмотрим это графически (рис. 1.):

Pm – мировая цена продукции;

Pd – внутренняя цена импортируемой продукции с тарифом.

Введение тарифа способствует росту отечественного производства с Qs до Qs и в тоже время приводит к сокращению внутреннего потребления с Qd до Qd. Таким образом, объем импорта сокращается с Qd - Qs до величины               Qd - Qs.

рис. 1.

Механизм тарифов на экспорт является зеркальным отраже­нием механизма тарифов на импорт. В этом случае  отечественная  цена оказывается ниже мировой, потребление на внутреннем рынке возрастает, а отечественное производство сокращается. В результате величина экспорта падает. Отрицательный эффект, ощущаемый отечественными произ­водителями, настолько велик, что относительный выигрыш оте­чественных потребителей не перекрывает его. Однако таможенный тариф на экспорт может быть целесообразен, когда экспорт продукции находится под административным контролем государства.

Тарифицирование экспорта ставит страну-экспортера в моно­польное положение на мировом рынке и заставляет импортирую­щие страны переплачивать за покупаемый товар. Особенно значи­тельна монопольная прибыль в том случае, когда установление экспортных барьеров осуществляется одновременно несколькими странами, объединенными интеграционными процессами.

Графическая модель таможенного тарифа на экспорт выглядит следующим образом (рис. 2.):

Pm – мировая цена продукции;

Pd – внутренняя цена импортируемой продукции с тарифом;

Введение тарифа предполагает сокращение отечественного производства с Qs до Qs и в тоже время приводит к росту внутреннего  потребления с Qd до

Qd. Таким образом, объем экспорта сокращается с Qd - Qs до Qd - Qs.

рис. 2.

Еще одной формой тарифных методов является таможенный союз. Это соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнеторгового тарифа.

Таможенные тарифы конкретизуются совокупностью ставок таможенных пошлин – простейшего способа осуществ­ления торговой политики, представляющего собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром границы.

По способу взимания пошлины делятся на:

1)    специ­фические пошлины, подразумевающие установление фиксированного сборке каждой единицы товара;

2)    стоимостная, или адвалорная, пошлина, которая устанавливается  в виде доли от объявленной стоимости импортируемых товаров;

3)    комбинированная пошлина, устанавливающая раз­мер таможенных выплат при сочетании различных способов обложения.

В практике мировой торговли и международных отношений выделяются также конъюнктурные таможенные пошлины:

1) Антидемпинговые таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые по демпинговым ценам.

Распространенной формой конкурентной борьбы на мировом рынке является демпинг, который определяется как деятельность, при которой экспортер продает товар на зарубежном рынке по более низким ценам, чем внутри страны-импортера.

Причины осуществления экспортных поставок по демпинговым ценам бывают самые разные. Во-первых, являясь своего рода инструментом ценовой конкуренции, демпинговая практика может иметь целью завоевание новых иностранных рынков для расширения сбыта продукции и получения дополнительной прибыли. Во-вторых, ее причиной может стать необходимость решения валютных проблем. В этом случае государство, испытывающее острую потребность в иностранной валюте, пытается активизировать свой экспорт с помощью поставок по заниженным ценам, чтобы обеспечить приток валютных поступлений. В-третьих, демпинг может преследовать и политические цели. Отрицательный эффект демпинга испытывают производители страны-экспор­тера, поскольку он серьезно затрудняет развитие импортоконкурирующих отраслей.

Размер антидемпинговой пошлины зависит от величины демпинговой маржи, которая обычно определяется как разность между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой, или же для сравнения выбирается цена аналогичного товара при обычном течении торговли на рынке третьей страны, или его «сконструированная цена», под которой понимается стоимость производства товара в стране происхождения с добавлением в разумных пределах размера прибыли и расходов по продаже. 

2) Компенсационные  таможенные  пошлины.  Они нейтрализуют иностранные экспортные субсидии, предоставляемые экспортирующими странами отечественным производителям.

3) Сезонные таможенные пошлины. К ним относятся пошли­ны, налагаемые на продукцию сезонного характера, главным образом на продукцию сельского хозяйства. Срок их действия ограничен сроками движения подобных товаров;

По характеру оформления различают:

1) автономные пошлины, результат которых односто­ронние решений законодательных органов государственной вла­сти;

2) конвенционные пошлины — результат двусторонних или многосторонних соглашений;

3) пре­ференциальные пошлины. Они устанавливаются на уровне ниже минимального с целью создания благоприятных условий для торговли между странами каким-либо товаром.

Вторая половина ХХв. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров. Вместо них все чаще начинают применяться нетрадиционные методы, то есть используются нетарифные торговые ограничения, при чем особенно активно индустриально развитыми странами.

Основными  видами  нетарифных торговых  ограничений  являются антидемпинговые меры, экспортно-импортные квоты, доб­ровольные экспортные ограничения (ДЭО).

Экспортно-импортные квоты (контингент) — наиболее рас­пространённый вид нетарифных торговых ограничений. Квоти­рование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. В связи с этим различают импортные квоты и экспортные квоты.

Наиболее известным нетарифным торговым барьером являются импортные квоты. Государство выдает лицензии па экспорт или импорт ограниченного объема продукции и накладывает запрет на нелицензированную торговлю. Таким образом, квоты гарантируют, что количество импорта будет строго ограничено. Также квоты предоставляют правительству возможность большей административной гибкости, ведь, как правило, чиновники сами решают, кому предоставлять импортные лицензии на квотирование. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики.

Еще одной формой нетарифного метода являются добровольные экспортные ограничения (ДЭО) — это разновидность экспортной квоты. В рамках добро­вольных экспортных ограничений страны-экспортеры прини­мают на себя обязательства по ограничению экспорта в кон­кретную страну. По существу ДЭО являются вынужденной мерой. В случае применения этого метода цены на ввозимые товары могут быть более высокими, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким обра­зом, компенсируется снижение объемов экспорта путем повы­шения цен на него.

Кроме трех основных к нетарифным торговым ограничени­ям относятся также разновидности скрытого протекционизма, в условиях которых контро-лируется сама возможность участия товаров в импорте и экс­порте. К ним относятся санитарно-технические и валютные ог­раничения импорта товаров.

К санитарно-техническим ограничениям относятся: обязательное соблюдение национальных стандартов; сертификаты качества импортной продукции; требования к специфической маркировке и упаковке товаров; требования к экологическим характеристикам товаров потребительского назначения и товаров производственного назначения. Санитарно-технические стандарты являются выражением стремления государств в рамках преодоления таможенных огра­ничений оградить нацию от продукции, наносящей ущерб жизни и благосостояния ее граждан.

В современных условиях ужесточаются валютные ограничения на импорт товаров, что приводит к возрождению клиринговых соглашений как формы компенсационной торговли. Клиринг – это система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.

В заключении по этому вопросу хочется отметить, что с точки зрения мира в целом требования к повышению производственных стандартов качества могут принести выигрыш только тогда, когда они действительно преследуют цель защиты здоровья и обеспечения безопас­ности. Однако часто они всего лишь маскируют протекционизм государства.

ТЕСТЫ.

1.     Свободная торговля как вид внешнеторговой политики:

а) поддерживает субъектов национальной экономики;

б) используется для сохранения экономической безопасности в период международной напряженности;

в) стимулирует процессы конкуренции среди отечественных производителей и на мировом рынке;

г) защищает новые отрасли, возникшие как результат НТП.

Правильный ответ: В. Свободная торговля как вид внешнеторговой политики – это политика невмешательства государства в международную торговлю. И именно такая политика стимулирует процессы конкуренции, так как  в данном случае торговля развивается без регламентации государства, а по своим рыночным законом. И в честной борьбе между товарами (услугами) большим спросом пользуется товар, соответствующий условию цена-качество.

2. Отметьте нетарифные методы регулирования внешней торговли:

а) квотирование;

б) лицензирование;

в) таможенные пошлины;

г) добровольные ограничения экспорта;

д) санитарно-технические ограничения.

Правильный ответ: А, Б, Г, Д. Из перечисленного списка только лишь таможенные пошлины не относятся к нетарифным методам регулирования внешней торговли. Таможенные пошлины – это простейший способ осуществ­ления торговой политики, представляющий собой своеобразный налог, который уплачивается при пересечении товаром таможенной границы при импорте и экспорте. Другими словами, система обязательных таможенных пошлин – это и есть таможенные тарифы.

3.Инструменты протекционистской политики используются государством для достижения таких целей, как:

а) защита новых («молодых») отраслей от воздействия конкуренции зарубежных предпринимателей;

б) рост занятости населения внутри страны;

в) предотвращение демпинга;

г) обеспечение национальной экономической безопасности;

д) все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют направления протекционизма;

е) верны только ответы а) и в).

Правильный ответ: Д. Протекционизм — это теория и практика регулирования внешней торговли, направленные на защиту эко­номических субъектов национальной экономики от иностран­ной конкуренции. Установление торговых барьеров для иностранных фирм и отраслей помогает оградить национальную экономику от их воздействия, тем самым, изолируя ее. Таким образом, все перечисленные ответы с разных точек зрения характеризуют это направление внешнеторговой политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Мировая экономика: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. И.П.Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 575 с.

2.        В.Ф.Протас Мировая экономика в схемах: учеб. пособие, М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

3.        Мировая экономика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. И.П.Николаевой – М.: Вузовский учебник – 2006, 186с.

4.        Мировая экономика: Учеб. пособие / Л.С.Падалкин, В.В.Клочков, С.В.Тарасов [и др.]; под ред. И.П.Николаевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007 – 240с.