Содержание
Введение. 3
1. Принципы инвестиционной деятельности. 5
1.1 Участники инвестиционной деятельности. 5
1.2 Инвестиции, сущность, виды.. 8
2. Источники и методы инвестирования. 12
2.1 Основные источники финансирования. 12
2.2 Кредитование инвестиций. 13
2.3 Лизинг как метод инвестирования. 15
2.4 Бюджетное финансирование инвестиций. 18
Заключение. 24
Список литературы.. 26
Введение
Одной из главных целей социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения и здоровья. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Поэтому одним из важнейших вопросов осуществления государственной инвестиционной политики является ее ресурсное, в частности, финансовое обеспечение, что особенно актуально в условиях дефицита бюджетных инвестиций.
Финансирование инвестиционного процесса социальной сферы, к которой относится здравоохранение, обладает своими специфическими особенностями. Сущность государственной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную, научно обоснованную деятельность органов власти по привлечению и оптимальному использованию инвестиционных ресурсов в целях устойчивого социально-экономического развития и повышения качества жизни населения страны.
Создать благоприятный режим инвестиционной деятельности в социальной сфере с помощью однородных правовых механизмов в условиях рыночных отношений невозможно ввиду следующих обстоятельств:
- наличие разных потребителей инвестиций (государственные и частные учреждения);
- разные источники инвестиций (средства бюджета и собственные средства частных инвесторов);
- разное происхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы);
- разные цели и формы инвестирования (на кредитной основе и путем вкладов в основной капитал рецепиента).
Главным условием успешного проведения инвестиционной деятельности в медико - производственном комплексе на каждом ее этапе является состояние здравоохранения, которое, как известно, находится не в самом лучшем состоянии. Поэтому в настоящее время больших возможностей для инвестиционной деятельности в здравоохранении пока не существует.
Отсутствие инвестиций в необходимом объеме привело к снижению материально-технической базы, а, следовательно, к ухудшению лечебно-диагностического процесса в медико-производственных комплексах, находящихся на бюджетном финансировании и осуществляющих оказание гарантированной государством бесплатной медицинской помощи.
Поэтому, инвестирование в отрасль здравоохранения на сегодняшний день приобретает первостепенное значение, что обусловливает актуальность темы данной работы.
Цель работы – рассмотреть инвестиционные процессы в медико-производственном комплексе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить основные принципы инвестиционной деятельности;
- определить сущность инвестиций, их виды и участников;
- рассмотреть источники и методы инвестирования.
1. Принципы инвестиционной деятельности
1.1 Участники инвестиционной деятельности
Под инвестициями понимают денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности в целях получения доходов (прибыли) и достижения положительного социального эффекта.[1]
Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по реализации инвестиций. При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Развитие экономики страны приводит к постепенному изменению структуры капитальных вложений по формам собственности. Однако доля инвестиций в государственную собственность по-прежнему остается наибольшей.
Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, физические и юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды), в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивают их целевое использование.
Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и юридические лица, уполномоченные инвестором реализовать инвестиционный проект, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую или иную деятельность других участников инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором (контрактом) между ними. В случае если заказчик не является инвестором, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах полномочий, установленных договором.
Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для которых создается объект инвестиционной деятельности. В случае если пользователь объекта инвестиционной деятельности не является инвестором, отношения между ними определяются договором (решением) об инвестировании, субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников.
Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:
• вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях хозяйства;
• ценные бумаги (акции, облигации и др.);
• целевые денежные вклады;
• научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
• имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Аналогичные объекты включают и иностранные инвестиции, если т не противоречат законодательству РФ. Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России средством:
• долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими и физическими лицами РФ;
• создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;
• приобретения предприятий, зданий, сооружений, долей участия в предприятиях, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества, которое по законодательству РФ может принадлежать иностранным инвесторам;
• приобретения прав пользования землей и другими природными ресурсами;
• предоставления займов, кредитов, имущества и других имущественных прав.
Законом запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других норм, установленных законодательством, действующим на территории РФ, или если инвестирование носит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц или государства.
Субъекты инвестиционной деятельности действуют в инвестиционной сфере, где осуществляется практическая реализация инвестиций. В состав этой сферы включаются:[2]
- капитальное строительство, где осуществляется вложение инвестиций в основные и оборотные производственные фонды отраслей. Эта сфера объединяет деятельность заказчиков-инвесторов, подрядчиков, проектировщиков, поставщиков оборудования, граждан в индивидуальном и кооперативном жилищном строительстве и других субъектов инвестиционной деятельности;
- инновационная сфера, где реализуются научно-техническая продукция и интеллектуальный потенциал;
- область обращения финансового капитала (денежного, ссудного и финансовых обязательств в различных формах).
Все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности. Инвестор самостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективность инвестиций. Он привлекает на договорной, преимущественно конкурсной, основе (в том числе через торги подряда) юридических и физических лиц для реализации инвестиций. Инвестор, не являющийся пользователем объектов инвестиционной деятельности, вправе контролировать их целевое использование и осуществлять в отношениях с пользователем таких объектов другие права, предусмотренные договором. Инвестору предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование. Инвестор может передать по договору (контракту) свои права по инвестициям, их результатам юридическим и физическим лицам, федеральным и муниципальным органам власти.
1.2 Инвестиции, сущность, виды
Термин «инвестиция» происходит от латинского investio — одеваю и подразумевает долгосрочное вложение капитала в экономику. Традиционно различают два вида инвестиций — финансовые и реальные. Финансовые инвестиции представляют собой вложение капитала в долгосрочные финансовые активы — паи, акции, облигации. Под реальными инвестициями понимают вложение капитала в развитие материально-технической базы предприятий производственной и непроизводственной сфер.[3]
Итак, под инвестицией можно понимать собственно вложение денежных средств в некоторые активы. Понятием, противоположным инвестиции по смысловой нагрузке, является дезинвестиция, трактуемая как процесс высвобождения денежных средств путем продажи долгосрочных активов. Дезинвестиция имеет место в том случае, если становится невыгодной эксплуатация данных активов или существует возможность более выгодного вложения капитала на долгосрочной основе, а других источников финансирования нового проекта, отличных от продажи имеющихся производственных мощностей (активов), нет. Таким образом, инвестиция означает «связывание» капитала, дезинвестиция — его высвобождение.
В научной литературе и практических руководствах широко используется понятие «инвестиционный проект», понимаемый как совокупность инвестиций и генерируемых ими доходов. Таким образом, в инвестиционном проекте всегда имеет место инвестиция (отток капитала) с последующими поступлениями (приток средств). Инвестиция в этом случае может рассматриваться как единовременная, т.е. «привязанная» к некоторому момент; времени, или как серия последовательных вложений капитала (последнее нередко имеет место при реализации крупных инвестиционных проектов когда производственные мощности вводятся так называемыми очередями чтобы ускорить отдачу и повысить эффективность инвестиций).
Управленческие решения по поводу целесообразности инвестиций (особенно реальных), как правило, относятся к решениям стратегического характера. Они требуют тщательного аналитического обоснования в силу целого ряда причин. Во-первых, любая инвестиция требует концентрации крупного объема денежных средств. Во-вторых, инвестиции, как правило, не дают сиюминутной отдачи и вследствие этого возникает эффект иммобилизации собственного капитала, когда средства омертвлены в активах, которые, возможно, начнут приносить прибыль лишь через некоторое время. Поэтому любая инвестиция предполагает наличие определенного «финансового жирка», позволяющего ей безболезненно пережить этап становления нового бизнеса (подразделения, технологической линии и т.п.). В-третьих, в подавляющем большинстве случаев инвестиции делаются с привлечением заемного капитала, а потому предполагаются обоснование структуры источников, оценка стоимости их обслуживания и формулирование аргументов, позволяющих привлечь потенциальных инвесторов и лендеров.
В основе аналитического обоснования процесса принятия управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев достаточно очевидна — необходимо некоторым образом сравнить величину требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой проблемой здесь является проблема их сопоставимости.
Критическими моментами в процессе оценки единичного проекта или составления бюджета капиталовложений являются:
а) прогнозирование объемов реализации с учетом возможного спроса на продукцию (поскольку большинство проектов связано с дополнительным выпуском продукции);
б) оценка притока денежных средств по годам;
в) оценка доступности требуемых источников финансирования;
г) оценка приемлемого значения стоимости капитала, используемого в том числе и в качестве коэффициента дисконтирования.
Инвестиционные проекты, анализируемые в процессе составления бюджета капиталовложений, имеют определенную логику.
Во-первых, с каждым инвестиционным проектом принято связывать денежный поток, элементы которого представляют собой либо чистые оттоки, либо чистые притоки денежных средств; в данном случае под чистым оттоком денежных средств году понимается превышение текущих денежных расходов по проекту над текущими денежными поступлениями (соответственно при обратном соотношении имеет место чистый приток). Ориентация на денежные потоки, а, например, не на прибыль считается более оправданной, поскольку, прибыль — это расчетный показатель, значение которого может существенно меняться в зависимости от ряда факторов, в том числе и субъективного порядка. Напротив, с помощью денежных потоков отражается реальное движение ценностей и могут быть оценены затраты и финансовые результаты. Тем не менее, использование показателей прибыли в оценке инвестиционных проектов не отрицается полностью — в анализе разработаны критерии, использующие не денежный поток, а последовательность прогнозных значений чистой годовой прибыли, генерируемой проектом. Таким образом, любой инвестиционный проект можно представлять как денежный поток, состоящий из двух частей:
а) инвестиции, т.е. чистого оттока, считающегося чаще всего единовременным;
б) последующего возвратного потока, т.е. распределенной во времени серии поступлений (чистых притоков, хотя в отдельные годы возможны чистые оттоки), позволяющих окупить исходную инвестицию.
Во-вторых, чаще всего анализ ведется по годам, хотя это ограничение не является безусловным или обязательным; иными словами, анализ можно проводить по равным базовым периодам любой продолжительности (месяц, квартал, год, пятилетка и др.), необходимо лишь помнить об увязке величин элементов денежного потока, процентной ставки и длины этого периода.
В-третьих, считается, что весь объем инвестиций делается в конце года, предшествующего первому году генерируемого проектом притока денежных средств, хотя в принципе инвестиции могут делаться в течение ряда последовательных лет. Аналогично, предполагается, что приток (отток) денежных средств имеет место в конце очередного года (подобная логика вполне понятна и оправданна, поскольку, например, именно так рассчитывается прибыль — нарастающим итогом на конец отчетного периода). Таким образом, в наиболее общем виде инвестиционный проект может быть представлен как денежный поток, первый элемент которого — разовая инвестиция (отток средств), привязанная к концу года, предшествующего году начала эксплуатации проекта, а последующие элементы — поступления денежных средств (притоки), генерируемые проектом.
В-четвертых, основные критерии оценки инвестиционных проектов предполагают учет фактора времени. Делается это с помощью известных алгоритмов, используемых в финансовой математике для упорядочения элементов протяженного во времени денежного потока (операции наращения и дисконтирования). При этом коэффициент дисконтирования, используемый для оценки проектов с помощью методов, основанных на дисконтированных оценках, должен соответствовать длине периода, заложенного в основу инвестиционного проекта (например, годовая ставка берется только в том случае, если длина периода год).
2. Источники и методы инвестирования
2.1 Основные источники финансирования
Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться за счет:
• собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
• заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другие средства);
• привлеченных финансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
• денежных средств, централизуемых объединениями (союзами) предприятия в установленном порядке;
• инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
• иностранных инвестиций.
Прибыль — главная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта. После уплаты налогов и других платежей в бюджет у предприятия остается чистая прибыль, часть которой можно направлять на капитальные вложения производственного и социального характера, а также использовать на инвестиции в составе фонда накопления или другого создаваемого на предприятии фонда аналогичного назначения.
Вторым крупным источником финансирования инвестиций на предприятиях являются амортизационные отчисления. Накопление амортизации на предприятии происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства амортизационного фонда, которые могут быть направлены на расширенное воспроизводство основного капитала предприятий. Кроме того, ежегодно вводятся в эксплуатацию новые объекты, на которые по установленным нормам начисляется амортизация. Однако такие объекты не требуют возмещения до истечения нормативного срока службы.
Выпуск ценных бумаг — акций, облигаций, векселей, казначейских обязательств государства, сберегательных сертификатов и др. — и их оборот на финансовом рынке существенно расширяют возможности привлечения временно свободных денежных средств предприятий и граждан для инвестирования. Выпуск ценных бумаг должен способствовать мобилизации средств предприятий для осуществления крупных инвестиций, смягчить последствия сокращения бюджетного финансирования. Экономической основой становления рынка ценных бумаг служат также сбережения населения.
В источниках финансирования инвестиций очень низкой остается доля долгосрочных кредитов банков в связи с высоким риском. Однако по мере повышения инвестиционной активности и расширения государственных гарантий осуществления эффективных инвестиционных проектов эта доля должна увеличиваться.
2.2 Кредитование инвестиций
Кредит выражает экономические отношения между заемщиком и кредитором, возникающие в связи с движением денег на условиях возвратности и возмездности. Важным элементом кредитного регулирования является ссудный процент. В настоящее время инвесторы привлекают кредит в те сферы предпринимательской деятельности, которые дают быстрый эффект (в форме получения прибыли или дохода). Практика показывает, что для предприятий, которые способны быстро увеличивать выпуск продукции (или платежеспособный спрос на продукцию которых достаточно устойчив), привлечение кредитов значительно выгоднее, чем инвестирование средств с выплатой доли прибыли.
Объектами банковского кредитования капитальных вложений юридических и физических лиц могут быть затраты на:
• строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного и непроизводственного назначения;
• приобретение движимого и недвижимого имущества (машин, оборудования, транспортных средств, зданий и сооружений);
• образование совместных предприятий;
• создание научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей и других объектов собственности;
• осуществление природоохранных мероприятий.
Основой кредитных отношений юридических и физических лиц с банком является кредитный договор. В этом документе предусматриваются, как правило, следующие условия: суммы выдаваемых ссуд, сроки и порядок их использования и погашения, процентные ставки и другие выплаты за кредит, формы обеспечения обязательств (залог, договор гарантии, договор поручительства, договор страхования), перечень документов, представляемых банку. Конкретные сроки и периодичность погашения долгосрочного кредита, выдаваемого юридическим лицам, устанавливаются по договоренности банка с заемщиком исходя из окупаемости затрат, платежеспособности и финансового состояния заемщика, кредитного риска, необходимости ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов. Выдача долгосрочного кредита на объекты производственного и непроизводственного назначения осуществляется при условии представления заемщиком следующих документов, подтверждающих его кредитоспособность и возможность кредитования объекта:
• устава (решения о создании предприятия);
• бухгалтерского баланса предприятия на последнюю отчетную дату, заверенного налоговой инспекцией;
• технико-экономического обоснования (расчета, отражающего экономическую эффективность и окупаемость затрат на строительство);
• других документов, подтверждающих финансовое состояние и кредитоспособность предприятия.
Банк осуществляет наблюдение за ходом выполнения кредитуемых мероприятий. При невыполнении заемщиком своих обязательств банк вправе применять экономические санкции, предусмотренные кредитным договором.
2.3 Лизинг как метод инвестирования
Одним из перспективных направлений инвестирования в переходный период является лизинг, который представляет собой долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств, а также сооружений производственного характера, т.е. форму инвестирования.
Все лизинговые операции делятся на два типа: оперативный лизинг с неполной окупаемостью вложений; финансовый лизинг с полной окупаемостью.
К оперативному лизингу относятся все сделки, в которых затраты арендодателя (лизингодателя), связанные с приобретением сдаваемого в аренду имущества, окупаются частично в течение первоначального срока аренды.
Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение срока аренды твердо установленной суммы арендной платы, достаточной для полной амортизации машин и оборудования и способной обеспечить лизингодателю фиксированную прибыль. Финансовый лизинг делится на следующие операции:
- лизинг с обслуживанием;
- левередж-лизинг;
- лизинг в "пакете".
Лизинг с обслуживанием представляет собой сочетание финансового лизинга с договором подряда и предусматривает оказание ряда услуг, связанных с содержанием и обслуживанием сданного в аренду оборудования.
Левередж-лизинг — особый вид финансового лизинга. В этой сделке большая доля (по стоимости) сдаваемого в аренду оборудования берется у третьей стороны – инвестора. В первой половине срока аренды осуществляются амортизационные отчисления по арендованному оборудованию и уплата процентов по взятой ссуде на его приобретение, что снижает облагаемую налогом прибыль инвестора и создает эффект отсрочки уплаты налога.
Лизинг в «пакете» - система финансирования предприятия, при которой здания и сооружения предоставляются в кредит, а оборудование сдается по договору аренды.
Главное отличие лизинга от кредита и других источников инвестирования заключается в том, что он в основном представляет собой средство финансирования использования имущества, но не приобретения его в собственность. Экономическая сущность лизинга может быть выражена известным высказыванием Аристотеля: "Богатство заключается чаще всего в рентабельном использовании собственности, а не в обладании ею как таковой", т.е. в основе лизинга находится финансирование эффективного использования имущества при отделении права владения и права пользования.
Таким образом, лизинг — это комплекс имущественных и финансовых отношений по приобретению в собственность имущества и последующей сдачи его в аренду со сроком более одного года за определенную плату при сохранении права собственности за приобретателем.
В условиях рыночной экономики лизинг является во многих случаях единственной альтернативой для учреждений здравохранения по финансированию своих главных инвестиций. Поэтому экономическое содержание лизинга выражается в специфической форме финансирования и стимулирования инвестиций.
Ссудодатель и арендатор оперируют с капиталом в производительной форме, а не в денежной.
Преимущества для арендаторов:
1. Доступность. Лизинг является единственным источником вложений на срок, доступный медико-производственному комплексу, не имеющему достаточных активов для обеспечения залога.
2. Удобство. Лизинг организуется значительно быстрее и проще, чем кредитное финансирование, поскольку от арендатора не требуется никаких гарантий — само оборудование уже служит обеспечением сделки. Кроме того, удобство проявляется в предоставлении лизинговыми компаниями различного набора услуг по техническому обслуживанию оборудования.
3. Гибкость. Договор лизинга составляется таким образом, чтобы полностью отвечать необходимым требованиям арендатора по движению денежной наличности. Для этого разрабатывается пробная для него схема финансирования, позволяющая в отдельных случаях вносить платежи после получения выручки от реализации продукции, произведенной на арендуемом оборудовании. При этом обеспечивается 100%-ное кредитование сделки. Напротив, кредитный договор предусматривает "жесткие" сроки и условия погашения: обязательная оплата до 15% (и выше) стоимости покупки за счет собственных средств и немедленное начало платежей.
4. Экономичность. Несмотря на высокие различия между процентными ставками, сумма лизинговых расходов всегда меньше, чем банковское финансирование, так как низкая и частичная поэтапная оплата в первые годы обусловливает вследствие инфляции и дисконтирования денежных потоков уменьшение общего их размера. Кроме того, отсутствие расходов, предназначенных на залог, оформление документации, сам относительно замедленный процесс банковского финансирования принимаются во внимание и весьма ощутимы для медицинских учреждений.
5. Результативность. Лизинг покрывает больший процент капитальных затрат на единицу оборудования, чем банковская ссуда, с незначительным первоначальным взносом или без негою. Соответственно возникают небольшая потребность в наличных денежных средствах и реальная возможность одновременно задействовать в лечебно-диагностическом процессе больше основных средств, чем при их покупке. Кроме того, медики получают доступ к новейшему эффективному оборудованию, не расходуя больших средств на покупку дорогостоящей современной медицинской техники, а сэкономленные финансовые ресурсы могут направлять на другие статьи расходов.
2.4 Бюджетное финансирование инвестиций
Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, а порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.[4]
Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, образуют региональные инвестиционные программы.
Бюджетному финансированию инвестиций присущ целевой характер, суть которого заключается в том, что финансирование конкретных целевых программ здравоохранения осуществляется после утверждения бюджета на соответствующий год, тем самым обеспечивается контроль за расходованием ресурсов по ранее определенным направлениям.
Совершенствование федерального бюджетного инвестирования связано с поиском новых рациональных путей использования финансовых ресурсов, предназначенных на капиталовложения. К числу таких направлений можно отнести следующие[5]:
• совершенствование механизма принятия и реализации федеральных программ. Это направление предполагает совершенствование порядка проведения конкурсного отбора;
• уточнение прав и обязанностей сторон, участвующих в разработке и реализации программы, включая ее финансирование;
• сертификацию программ и государственные гарантии инвесторам;
• широкое применение при бюджетном финансировании инвестиций налоговых и других льгот в сочетании с системой мер государственного контроля и действенных санкций;
• объединение соответствующих частей федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных, ныне разрозненных капиталовложений в рамках фонда регионального развития (ФРР);
• ограничение сферы применения безвозвратного финансирования инвестиций за счет средств федерального бюджета при расширении возможностей предоставления бюджетных ассигнований на возвратной основе и ряд других мероприятий.
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.
Основной проблемой бюджетного финансирования инвестиций на сегодняшний день остается неурегулирование проблемы обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год. При формировании бюджета перечень таких обязательств каждый раз подвергается ревизии, часто на основе субъективных критериев.[6]
Государственные инвестиции в объекты здравоохранения рассредоточены по различным госзаказчикам и программам, что затрудняет координацию инвестиционных потоков и оценку эффективности капвложений.
Для обеспечения скоординированной инвестиционной политики целесообразно сконцентрировать инвестиции в здравоохранение в рамках единой федеральной инвестиционной программы (подпрограммы) в области здравоохранения, госзаказчиком которой будет один орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Одновременно необходимо добиться существенного сокращения числа объектов здравоохранения, инвестируемых в рамках непрограммной части. Это создаст благоприятные институциональные условия для повышения обоснованности и обеспечения системности инвестиционных проектов и их соответствия стратегическим приоритетам развития системы здравоохранения, определяемым Правительством РФ.
Объединение всех объектов инвестиций в рамках одной целевой программы (подпрограммы) создаст условия для проведения комплексного анализа единой, целостной системы здравоохранения страны, состоящей из федеральной и региональных подсистем, а также позволит осуществлять комплексное планирование инвестиций в единую национальную систему здравоохранения. Предлагаемое объединение создаст условия для применения современных методов оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов в здравоохранении, повысит прозрачность принимаемых решений, ослабит влияние на них политических факторов и уменьшит возможности лоббирования, ведущего к экономически не-эффективному использованию ресурсов.
Целесообразно финансировать за счет федеральных инвестиций объекты только федерального, межрегионального и регионального значения, обеспечивающие предоставление медицинской помощи третичного уровня. Капитальные расходы на финансирование муниципальных объектов здравоохранения, в особенности общего профиля, предоставляющих медицинскую помощь вторичного и первичного уровней (центральные районные больницы, участковые и районные больницы, амбулатории), должны производиться из средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Источником недостающих средств для осуществления таких расходов должны выступать средства Фонда поддержки субъектов РФ.
Необходимо повысить обоснованность планирования капитальных расходов на здравоохранение из бюджетов всех уровней. Объемы инвестиций в объекты территориальных систем здравоохранения должны жестко увязываться с уровнями социально-экономического развития регионов, заболеваемости, ресурсной обеспеченности региональных систем здравоохранения и интенсивностью использования их ресурсов. С этой целью предлагается установить обязательность получения заключений вышестоящих органов исполнительной власти на проекты решений об инвестициях в здравоохранение (строительство новых объектов здравоохранения и приобретение дорогостоящего оборудования) за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Это соответствует зарубежной практике: во многих странах действует разрешительная система закупки дорогостоящего оборудования и строительства новых объектов здравоохранения.
Следует законодательно закрепить за Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Минфином РФ право, а на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления возложить обязанность согласовывать с указанными министерствами все инвестиционные решения, связанные с развитием высокотехнологичных видов медицинской помощи, в том числе решения о закупке дорогостоящего оборудования, цена которого превышает 500 тыс. долларов США за единицу оборудования.
Для повышения обоснованности бюджетных расходов на приобретение медицинского оборудования следует разработать и утвердить совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития, Минфина РФ и Федерального фонда ОМС нормативы оснащенности медицинских организаций.
Повышению эффективности использования государственных финансовых ресурсов будет способствовать концентрация лимитов государственных инвестиций на объектах высокой степени строительной готовности, а также реализация федеральных целевых программ, направленных на борьбу с такими заболеваниями, как туберкулез, СПИД, инфекционные заболевания, сахарный диабет, артериальная гипертония, онкологические заболевания, а также программ поддержки материнства и детства.[7]
Однако ограниченность бюджетных ресурсов для нужд развития социальной сферы выдвигает необходимость привлечения альтернативных источников инвестиций. Так, наряду с традиционными, в качестве существенных источников инвестирования в данную сферу можно рассматривать благотворительную деятельность, а также возможность привлечения средств независимых фондов развития, в том числе международных.
В современном мире благотворительная деятельность является важной частью гражданских инициатив, направленных на решение социальных проблем. Формы проявления благотворительности различны: от финансовых пожертвований до непосредственного участия в выполнении общественных работ (волонтерство).
Благотворительность представляет собой добровольные бескорыстные пожертвования физическими и юридическими лицами (благотворителями) средств приобретателям (благополучателям) материальной, финансовой, организационной и иной благотворительной помощи. Специфическими формами благотворительности является меценатство и спонсорство.
Под меценатством понимается добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и иной поддержке благополучателей.
Спонсорство представляет собой добровольное бесприбыльное участие физических и юридических лиц по материальной поддержке благотворительной деятельности с целью популяризации своего имени (названия), торговой марки.
Благотворительная деятельность в интересах общества или отдельных категорий лиц может осуществляться различными благотворительными организациями, в том числе создаваемыми в форме фондов.
Фонд - это некоммерческая организация, создаваемая в определенных общественно полезных целях путем объединения имущественных взносов. Учредителями фонда могут быть физические и юридические лица.
Благотворительные пожертвования организаций могут осуществляться в следующих формах:[8]
- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что инвестиционные процессы в здравоохранении направлены в первую очередь, на развитие материально-технической базы государственной системы здравоохранения, обеспечивающее повышение эффективности ее использования. Учитывая, что основным инвестором является государство, необходимо установить правила оснащения государственных медицинских организаций медицинским оборудованием, его применения и обновления, а также порядок согласования с вышестоящими органами исполнительной власти решений об инвестициях в здравоохранение на строительство новых объектов здравоохранения, реконструкцию и приобретение дорогостоящего оборудования за счет средств соответствующих бюджетов.
Развитие социальной сферы невозможно без осуществления в нее инвестиций, которые маловероятны, если в законодательном порядке для них не будет создан режим содействия и благоприятствования.
Инвестиции в социальную сферу - это вложения в здравоохранение, просвещение и образование, благоустройство и озеленение, развитие физкультуры и спорта, организацию молодежного досуга, реализацию различных социальных программ и т.д.
Такие инвестиции нацелены, прежде всего, не на экономический эффект в виде дохода, прибыли инвесторов, а на достижение социального результата, который, в конечном итоге, выражается в улучшении качества жизни населения муниципального образования. Эта особенность накладывает определенную специфику на методы обоснования и реализации инвестиционных проектов.
Оценка эффективности при обосновании инвестиционных проектов в здравоохранении предполагает не только определение состава и размера затрат и круга последствий, результатов, к которым они приводят, но и решения задачи сопоставления показателей, имеющих различное измерение (например, стоимостное и натуральное).
Основой инвестирования здравоохранения в условиях становления рынка является долевое финансирование:
- капиталовложения из федерального бюджета;
- капиталовложения бюджетов субъектов федерации;
- средства муниципальных органов.
С начального этапа рыночного реформирования экономики России основной формой участия государства в роли непосредственного инвестора являются целевые инвестиционные программы.
Бюджетному финансированию присущ ряд принципов:
- получение максимального экономического и социального эффекта при минимуме затрат;
-целевой характер использования бюджетных ресурсов;
-предоставление бюджетных средств стройкам и подрядным организациям в меру выполнения плана и с учетом использования ранее выделенных ассигнований.
Достижение максимального эффекта при минимальных затратах выражается в том, что бюджетные средства должны предоставляться лишь в том случае, если соответствующий проект обеспечивает наибольшую результативность.
Для обеспечения скоординированной инвестиционной политики целесообразно сконцентрировать инвестиции в здравоохранение в рамках единой федеральной инвестиционной программы (подпрограммы) в области здравоохранения, госзаказчиком которой будет один орган – Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Одновременно необходимо добиться существенного сокращения числа объектов здравоохранения, инвестируемых в рамках непрограммной части. Это создаст благоприятные институциональные условия для повышения обоснованности и обеспечения системности инвестиционных проектов и их соответствия стратегическим приоритетам развития системы здравоохранения, определяемым Правительством РФ.
Список литературы
1. Президент РФ. Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2005 году» 12 июля 2004 года
2. Закон РФ от 26 июня 1991 года N 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (в ред. от 10.01.2003)
3. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002-2004 годы)
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001
5. Лукасевич И.Я. Инвестиционная деятельность (методы, модели, техника вычислений): Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы, Издательское объединение ЮНИТИ, 1998
6. Раткин Л. Инвестирование в здравоохранение и социальную сферу - взаимосвязанные проблемы российской экономики // Инвестиции в России. - 2004. - N 9. - С. 15-20.
7. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Справочник финансиста предприятия / Группа авторов. – Мю: ИНФРА-М, 2003
9. Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть"
[1] Справочник финансиста предприятия / Группа авторов. – Мю: ИНФРА-М, 2003. – с. 247
[2] Справочник финансиста предприятия / Группа авторов. – Мю: ИНФРА-М, 2003. – с. 248
[3] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 427
[4] Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 02.01.2000), ст. 13
[5]Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2000, с. 83.
[6]Президент РФ. Бюджетное послание Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2005 году» 12 июля 2004 года
[7]Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу» (2002-2004 годы)
[8]Управление развитием социальной сферы муниципальных образований. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е.В. Тишина. - М.: РИЦ "Муниципальная власть" , 2001. – с. 78