Содержание

1. Таможенная статистика и товарная номенклатура ВЭД.. 3

2. Понятие и виды таможенных платежей. 12

3. Определить размер таможенной пошлины при вывозе из России в Китай медных анодов (код по ТН ВЭД 7402000000) весом 300 т, стоимость по контракту на условиях DAF (франко-граница) 32000 долларов США. 22

4. Рассчитать все таможенные платежи, подлежащие уплате за ввозимые на таможенную территорию РФ из Болгарии сигары (код товара 2402100000) в количестве 1000 шт., таможенной стоимостью 12,5 тыс. евро. 23

Список литературы.. 25

1. Таможенная статистика и товарная номенклатура ВЭД

Таможенная статистика

В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и предоставляют данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации Президенту Российской Федерации, Федеральному собранию Российской Федерации (в Государственную Думу и Совет Федерации), Правительству Российской Федерации и иным органам, которые определяются законодательством Российской Федерации.[1]

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, публикует данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу. Ведение таможенной статистики — одна из функций таможенных органов.

В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Согласно новому Таможенному кодексу таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации ведется в соответствии с методологией, обеспечивающей сопоставимость данных взаимной торговли между Российской Федерацией и ее внешнеторговыми партнерами.

В настоящее время статистика внешнеэкономических связей ведется в соответствии с «Методологией таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации» (далее — Методология), утвержденной приказом ГТК от 28 апреля 1994 г. № 180 (с изм. от 18 августа 1994 г.). Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:

-       обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте России;

-       анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков Российской Федерации в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации;

-       информационное обеспечение: подготовки актов законодательства Российской Федерации в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли; подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно — коммерческой работы; высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли, а также федеральных органов исполнительной власти — при принятии ими решений в соответствии со своими функциями и компетенцией;

-       анализ конъюнктуры российского рынка;

-       контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;

-       осуществление валютного контроля;

-       составление торгового и отдельных статей платежного балансов.[2]

Исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в грузовых таможенных декларациях, заполняемых декларантами при таможенном оформлении товаров. Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты, газ, вода и др.) и по линиям электропередачи, осуществляется (в соответствии с особенностями их декларирования) по партиям товаров, поставленным в соответствии с документами, подтверждающими приемку товаров на пограничных пунктах трубопроводов или линий электропередачи.

Объектом учета таможенной статистики являются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных ценностей, находящихся в обращении), ввоз и вывоз которых уменьшает или увеличивает материальные ресурсы государства.

С помощью таможенной статистики внешней торговли государства ведется учет ввоза и вывоза товаров на основании «общей» системы учета внешней торговли, при которой учитываются все товары, поступающие в пределы статистической территории государства или покидающие эти пределы. При этом границей статистической территории государства выступает его государственная граница.

Учет ввоза и вывоза товаров при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках ведется по дате разрешения таможенного органа на выпуск товара, проставленной на грузовой таможенной декларации.

Датой ввоза и вывоза товаров, поставляемых трубопроводным транспортом, а также электроэнергии, поставляемой по линиям электропередачи, считается дата приемо-сдаточного акта, составленного на пограничных и контрольно-распределительных пунктах, соответственно, трубопровода и линий электропередачи.

Статистическая стоимость товаров определяется в долларах США по ценам контрактов, приведенным к единому базису. Оценка стоимости импорта производится на базе цен СИФ — российский порт или СИП — пункт назначения на границе Российской Федерации.

СИФ (стоимость, страхование, фрахт) — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта России. Оценка стоимости экспорта производится на базе цен ФОБ — российский порт или ДАФ — граница Российской Федерации. ФОБ (свободно на борту) — условие продажи товара, согласно которому в цену товара включается его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

Понятия СИФ, ФОБ, СИП и ДАФ определяются в соответствии с «Международными правилами толкования торговых терминов «Инкотермс», 1990 г.

Статистическому наблюдению подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены. Статистические публикации по таможенной статистике внешней торговли России содержат основные данные, характеризующие состояние внешней торговли страны:

-       экспорт и импорт в целом и в разрезе по странам и группам стран;

-       удельный вес отдельных стран и групп стран во внешней торговле России;

-       данные по импорту и экспорту в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД;

-       данные по импорту и экспорту в разрезах «товар — страна» и «страна — товар».

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, предоставляет данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации международным организациям.

Публикация данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач указанными органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.[3]

В соответствии с положениями статьи целью специальной статистики является «обеспечение решения иных задач, возложенных на таможенные органы Российской Федерации». Специальная таможенная статистика ведется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Согласно ранее действующему Таможенному кодексу порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливался Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Таможенный кодекс, вступающий в действие с 1 января 2004 г., не содержит указания на конкретный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный устанавливать порядок ведения специальной таможенной статистики.

Специальную таможенную статистику составляют:

-       статистика декларирования (ввоз и вывоз товаров по видам таможенных режимов, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли);

-       статистика таможенных платежей (удельный вес таможенных платежей в доходной части федерального бюджета; учет ведется по видам таможенных платежей);

-       статистика валютного контроля;

-       статистика товаров, обращенных в федеральную собственность;

-       статистика международных перевозок (учет транспортных средств, следующих из Российской Федерации или в Российскую Федерацию);

-       статистика пассажирооборота (учет физических лиц, проследовавших через границу Российской Федерации);

-       другие виды специальной таможенной статистики.

Документы и сведения, используемые для статистических целей, представляются в соответствии с положениями ТК о порядке производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля (разд. II, подр. 1, гл. 8—16; разд. IV гл. 34—38).

В отличие от ранее действовавшего Таможенного кодекса новый Таможенный кодекс не содержит прямого указания на конфиденциальность информации.

Особый режим устанавливается в отношении охраняемой законом тайны, а также конфиденциальной информации. Такая информация:

1) не должна разглашаться;

2) не должна использоваться должностными лицами таможенных органов в личных целях;

3) не должна передаваться третьим лицам, а также государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство предусматривает обязанность таможенного органа передавать информацию иным правоохранительным органам с целью поддержания правопорядка и режима законности, борьбы с преступностью).

Под такой особый режим подпадает следующая информация:

1) информация, составляющая государственную тайну, т. е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изм. от 6 октября 1997 г., 30 июня 2003 г.);

2) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну. В соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности;

3) информация, составляющая налоговую тайну (ст. 102 Налогового кодекса РФ);

4) информация, составляющая банковскую тайну, т. е. информация о банковских операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов банков;

5) любая иная конфиденциальная информация, т. е. информация, которая не является общедоступной и может нанести ущерб правам и охраняемым интересам предоставившего ее лица.[4]

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24 — ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) подлежит защите любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Поступившие в таможенные органы сведения, составляющие охраняемую законом тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Для ведения таможенной статистики внешнеторгового оборота используются следующие сведения из ГТД: идентификационный номер предприятия, товар и его код по ТН ВЭД России, вес нетто, фактурная стоимость в валюте контракта, валюта и ее код, курс валюты, статистическая стоимость, страна и код страны — получателя, код таможенного режима.

Товарная номенклатура ВЭД

Ведение Товарной номенклатуры, классификация и кодирование товаров являются важными составными элементами таможенного дела и предусмотрено гл.33 ст.ст. 216 –218 ТК РФ. Выполнение этих функций (т.е. ведение ТН ВЭД) таможенными органами важно с точки зрения правильного применения к тем или иным товарам мер таможенного регулирования. От правильной классификации товаров зависит установление их стоимости и следовательно обоснованное начисление и взимание таможенных платежей. Правильная классификация товаров имеет большое значение для ведения таможенной статистики внешней торговли, которая используется при выработке таможенной политики страны и принятии конкретных мер по ее реализации.[5]

Номенклатура (латин. – перечень, роспись имен) – это система (совокупность) названий, терминов, употребляемых в отрасли науки, техники, практической деятельности.

А товарная номенклатура – термин, применяемый во многих отраслях, в том числе и в производстве, торговле, таможенном деле, внешне – экономической деятельности, где приходится оперировать сотнями тысяч наименований товаров.

Таким образом, товарная номенклатура – это совокупность названий товаров, с которыми сталкиваются в своей деятельности таможенные органы и декларанты.

Учитывая, что товаров великое множество и изучить каждый товар в отдельности нелегко, его можно включить в отдельные разделы, группы, позиции, по каким – либо общим элементам, т.е. систематизировать. При осуществлении таможенного регулирования внешне – торговых потоков, систематизация товаров является одним из основных вопросов – использования классификации товаров – т.е. распределение множества объектов (товаров) на определенное подмножество (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды). Образуется система классификации.

Страны мира производят широкий ассортимент товаров. Для регулирования производства и внешней торговли возникает необходимость отличать одни товары от других.

Если бы каждая страна производила ограниченное количество видов товаров (например, только яблоки и автомобили), то не было бы особой необходимости в существовании какой-либо специальной номенклатуры товаров.

Однако если требуется разграничить 5.000 или 10.000 различных видов товаров между собой, то без существования определенным образом упорядоченного перечня данных товаров сделать это крайне трудно.

Более того, описания различных видов товаров могут взаимно перекрывать друг дуга (например, "пищевые продукты" и "фрукты"). Поэтому только четкая систематизация товаров позволяет избежать возможных трудностей при их классификации. Наименования групп товаров могут иметь различные уровни информационной значимости. Например, группа "пищевые товары" имеет более высокий уровень значимости, чем группа "фрукты", т.к. понятие "пищевые продукты" кроме фруктов включает в себя и другие продукты, например, хлеб и шоколад. В свою очередь, понятие "фрукты" включает в себя не только яблоки, но так же и апельсины, бананы и т.п.[6]

Функционирование экономики практически любой страны предполагает импорт и экспорт нескольких тысяч различных видов товаров. В этой связи, очевидно, что появляется необходимость в существовании в какой-либо систематизированной форме перечня товаров, обращающихся во внешней торговле.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается Правительством Российской Федерации исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации.[7]

Этот перечень необходим для того, чтобы можно было бы легко найти, например, яблоки в группах "пищевые продукты" или "продукты растительного происхождения", а автомобили - в группах "машины" или "транспортные средства".

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД), как раз и представляет собой определенным образом систематизированный перечень товаров, обращающихся во внешней торговле. В основу ТН ВЭД положена номенклатура так называемой Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС), которая на сегодняшний день получила наибольшее распространение во всем мире. Соответственно, и принципы классификации ГС полностью применимы для ТН ВЭД.

2. Понятие и виды таможенных платежей

К таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами, взимаются по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины. [8]

Статья 318 Таможенного кодекса РФ содержит перечень таможенных платежей, уплачиваемых при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и в других случаях, установленных Таможенным кодексом РФ.

Следует обратить внимание на то, что перечень таможенных платежей, приведенный в комментируемой статье, является закрытым.

Таможенная пошлина является одним из видов таможенных сборов, предусмотренных таможенным тарифом.

Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат обложению таможенной пошлиной.

Перечисленные в комментируемой статье платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу либо в других случаях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Ставка таможенной пошлины представляет собой денежные суммы в российской или иностранной валюте, устанавливаемые в определенном к таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу.[9]

В соответствии с Законом от 1 мая 1993 г. «О таможенном тарифе» с изменениями на 24 декабря 2002 г. ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах установленных настоящим законом определяются Правительством Российской Федерации.

Предельные ставки ввозных таможенных пошлин применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона РФ «О таможенном тарифе», увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Российской Федерации тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений данного Закона.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если не установлено иное. Данная ставка является мерой оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость так же как и таможенная пошлина, акцизы, относится к федеральным налогам. Главными признаками федеральных налогов является установление всех элементов налога федеральным законодателем в Налоговом кодексе и обязательность к уплате на всей территории России. Зачисление федеральных налогов в бюджеты различных уровней не влияет на отнесение данных налогов к федеральным.[10]

Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — один из видов косвенных налогов, представляющий собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с Таможенным и Налоговым Кодексом.

Акцизы — косвенные налоги, включаемые в цену товара. К подакцизным товарам относятся:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

Не рассматривается как подакцизные товары следующая спиртосодержащая продукция:

-       лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разлитые в емкости не более 100 мл;

-       препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

-       парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл;

-       подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;

-       товары бытовой химии в аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция (спирт пищевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия.

В целях обложения акцизами ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов, и (или) драгоценных камней, и (или) культивированного жемчуга. Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента РФ, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея, изделия из недрагоценных металлов и сплавов, при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои, а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.

7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Нормативно-правовую базу, регулирующую применение акцизов к товарам, ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации, составляют Налоговый кодекс РФ (гл. 22 «Акцизы») и ряд подзаконных актов.

Существуют особые виды пошлин.

В целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым товарам могут временно применяться следующие виды пошлин:

-       специальные;

-       антидемпинговые;

-       компенсационные.

Специальные пошлины применяются:

-       в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;

-       как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Российской Федерации, со стороны других государств или союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются: в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Компенсационные пошлины применяются: в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо ли косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации по итогам проведенного расследования для каждого отдельного случая, и их размер должен быть соотносим с величиной устанавливаемого расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба.

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:

1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;

2) при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.[11]

Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если:

1) товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение;

2) общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 рублей;

3) до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных настоящим Кодексом, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации);

4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с Таможенным Кодексом и другими федеральными законами.

В отношении товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации либо вывезенных с этой территории, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 319 рассматривает вопросы возникновения и прекращения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, а также предусматривает случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. Обязанность по уплате таможенных платежей возникает при совершении действий, направленных на пересечение таможенной границы Российской Федерации, а при вывозе — также и при декларировании товара.

Товары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

Таможенная территория — территория, в отношении которой законы и правила, регулирующие ввоз, вывоз, транзит товаров, ценностей и иных предметов, применяется в полном объеме без каких-либо изъятий. В отношении такой территории сохраняются отдельные таможенные тарифы и другие средства регулирования торговли. Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы Российской Федерации. Таможенная граница — условная линия, ограничивающая таможенную границу Российской Федерации. Таможенный кодекс предусматривает ряд оснований освобождения от уплаты налогов и пошлин.

Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант.[12]

В новом Таможенном кодексе (в отличие от ст. 118 ТК РФ от 18.06.1993 г.) впервые более детально определяется круг лиц, которые несут ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов по правилам гл. 31. Здесь этот круг лиц строго очерчен и расширению не подлежит.[13]

Пункт 1 статьи 320 устанавливает правило, в соответствии с которым ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов возлагается на декларанта, а в случаях декларирования товара таможенным брокером такая ответственность возлагается на него. При этом надо учесть, что обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов таможенным брокером возникает только в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим (иную таможенную процедуру) и только в случае, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. Во всех остальных случаях ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов возлагается на декларанта (за исключением случаев, оговоренных в п. 2 статьи 320).

      Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, без учета пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.[14]

При ввозе товаров на территорию Российской Федерации и помещении их под иные, за исключением свободного обращения, правовые режимы, общая сумма пошлин и налогов не может быть больше, чем если бы товары были выпущены в оборот без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

При применении этого правила не учитываются пени и проценты, начисленные на суммы налогов и пошлин.

Налоги — налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются в кассу или на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации Проценты на суммы платежей налогов и пошлин устанавливаются при предоставлении рассрочки или отсрочки уплаты.

Пеня — санкция за несвоевременное выполнение денежных обязательств. Начисляется в процентах к сумме невыполненного обязательства, как правило, за каждый день просрочки. Пени уплачиваются, помимо сумм недоимки, независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов. Подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки. Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным Таможенным кодексом в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов. Предусмотренное ст. 321 правило не применяется в случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В этом случае уже уплаченные суммы налогов и пошлин подлежат зачету.

3. Определить размер таможенной пошлины при вывозе из России в Китай медных анодов (код по ТН ВЭД 7402000000) весом 300 т, стоимость по контракту на условиях DAF (франко-граница) 32000 долларов США.

Решение:

Товар, имеющий код по ТН ВЭД 7402000000 облагается таможенной пошлиной в размере 10%. Таким образом, товар облагается таможенной пошлиной по специфической ставке.

32000 долларов США = 29,1350*32000 = 932320 рублей = 932320/36,73 =  25383 евро.

Рассчитаем стоимость по специфической ставке:

, где Вт – Количественная характеристика товара; Ст – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке – курс евро.

Ст = 25383/300 = 85 евро/т

Псп = 300*85*36,73 = 936615 рублей.

Ответ: 936615 рублей

4. Рассчитать все таможенные платежи, подлежащие уплате за ввозимые на таможенную территорию РФ из Болгарии сигары (код товара 2402100000) в количестве 1000 шт., таможенной стоимостью 12,5 тыс. евро.

Решение:

1. Таможенная пошлина

Товар, имеющий код по ТН ВЭД 2402100000 облагается ввозной таможенной пошлиной в размере 30%, но не менее 3 евро за 1000 шт. Таким образом, товар облагается таможенной пошлиной по комбинированной ставке.

Рассчитаем стоимость по специфической ставке:

, где Вт – Количественная характеристика товара; Ст – ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара; Ке – курс евро.

П = 1000*3 * 36,73 = 110190 рублей

Рассчитаем стоимость по адвалорной ставке:

 рублей

Уплате подлежит наибольшая из рассчитанных сумм, т.е. размер ввозной таможенной пошлины составляет 137737,5 рублей

2. Таможенный сбор и оформление

Поскольку размер дополнительной части сбора в иностранной валюте не превышает 100 долларов США, то его можно уплатить в валюте РФ, при этом суммарный размер сбора за таможенное оформление составит

 рублей.

Декларант должен уплатить за таможенное оформление данного товара 688,69 рублей.

3. Акцизы:

Рассчитаем акцизы по специфической ставке13 руб. за штуку. А = 1000 шт.*13 руб. = 13000 рублей.

4. НДС:

 рублей

Список литературы

1.     Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант.

2.     Закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (ред. от 06.06.2003).  -  Справочная система Гарант.

3.     Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. - М.: «Экономика», 2004.

4.     Петров Ю.М., Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования. - М.: «Автор», 2004.

5.     Таможенное право. Учебник. Отв. Ред. Габричидзе Б.Н. - М.: БЕК, 2003.

6.     Белов А.П. Таможенная статистика в РФ // Право и Экономика – 2003 - № 4 – С. 49-60.

7.     Тихомиров Ю.А. Понятие товарной номенклатуры ВЭД // Право и Экономика – 2004 - № 5 – С. 3-14


[1] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.26.

[2] Белов А.П. Таможенная статистика в РФ // Право и Экономика – 2003 - № 4 – С. 55.

[3] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 27.

[4] Белов А.П. Таможенная статистика в РФ // Право и Экономика – 2003 - № 4 – С. 59.

[5] Понятие товарной номенклатуры ВЭД // Право и Экономика – 2004 - № 5 – С. 4.

[6] Понятие товарной номенклатуры ВЭД // Право и Экономика – 2004 - № 5 – С. 3-14

[7] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 39.

[8] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст. 318.

[9] Таможенное право. Учебник. Отв. Ред. Габричидзе Б.Н. - М.: БЕК, 2003. – с. 137.

[10] Основы таможенного дела. Под общей ред. В.Г. Драганова. - М.: «Экономика», 2004. – с. 103.

[11] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.319.

[12] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. – ст.320.

[13] Петров Ю.М., Кудрявцева И.В. Практика таможенного регулирования. - М.: «Автор», 2004. – с. 69.

[14] Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ. – Справочная система Гарант. –ст.321.