1. Предъявление иска прокурором по факту невыплат пособий на содержание детей обусловлено сущностью его полномочий, о которых говорится в ст. 35 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина (а такое нарушение – нарушение его прав), защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Прокурор направляет исковое заявление по факту невыплаты пособий на содержание детей в суд и тем самым начинается судебное разбирательство.

2. Основанием участия в гражданском процессе прокурора является прямое указание закона по ряду дел. Среди них дела по жалобам на неправильности в списках избирателей, дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, дела о признании гражданина ограниченно дееспособным и недееспособным, а также дела о лишении родительских прав. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Помимо этого основанием участия прокурора является определение суда, которым признается необходимость этого участия, обусловленная обстоятельствами дела.

3. История вопроса о прокурорском надзоре за законностью судебных актов.

Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России по праву считается Петр I. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. в России учреждается фискальная служба, назначение которой состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего".

Со временем Петр I убедился в неэффективности службы фискалов. Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи. (Эта дата — 12 января — провозглашена Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1996 г. "Днем прокурора".) В отличие от службы фискалов прокуроры осуществляли надзор за исполнением законов гласно.

Деятельность органов прокуратуры была существенно трансформирована и усилена в период царствования Александра II.

Еще до судебной реформы, в 1862 г., Государственный Совет Российской Империи принял "Основные положения о прокуратуре", в которых определялось государственное назначение прокурорского надзора, его содержание (предмет), задачи и полномочия прокуроров. Весьма четко было определено назначение прокуратуры: "Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи".

После убийства Александра II (1 марта 1881 г.) в период царствования Александра III принимаются меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничиваются полномочия суда присяжных и, наоборот, расширяется сфера коронного суда. Рескриптом Александра III учреждается комиссия во главе с Генерал-прокурором Н. В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом по усилению прокурорского надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.

Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до 1917 г., пока она не была ликвидирована вместе с рухнувшим царским самодержавием.

Основная тяжесть надзора за законностью судебных актов в первые годы Советской власти была возложена на рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ), а также на НКЮ РСФСР (народный комиссариат юстиции) с его местными органами в системе губисполкомов. Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы ВЧК, пока они в 1922 г. не были преобразованы в органы Главного политического управления. Полномочия ВЧК по охране законности были переданы судебным органам. В течение весьма короткого времени надзор за исполнением законов осуществляли также органы Народного Комиссариата государственного контроля, пока в 1920 г. они не были ликвидированы в силу их малоэффективности.

В "Положении о Прокуратуре Союза ССР" были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений.

Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 5 декабря 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства (это была третья по счету Конституция социалистического государства) вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

В послевоенное время усилия органов прокуратуры были направлены на укрепление законности в сфере экономики. Потребовалось перестроить работу органов прокуратуры, чтобы обеспечить соблюдение законности в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте. На первый план выдвигались задачи по обеспечению сохранности народного добра, соблюдению режима экономии народных ресурсов. Важную роль в усилении прокурорского надзора в сфере экономики выполнил приказ Генерального прокурора СССР № 128 от 17 июня 1946 г. "Об усилении общего надзора за точным исполнением законов", в котором были сформулированы задачи прокуроров в сфере общего надзора, определены полномочия прокуроров по устранению нарушений закона, обозначены основные средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона.

Президиум Верховного Совета СССР принимает также Указ от 25 апреля 1955 г. "О порядке рассмотрения дел Президиумами судов".

Установленный порядок рассмотрения Президиумами судов надзорных протестов прокуроров и председателей судов, полномочия этих судов, ревизионное начало их деятельности, — все это нашло впоследствии закрепление в Основах уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик 1958 г. и в Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 г.

К тому же периоду относится и принятие такого важного законодательного акта, как "Положение о прокурорском надзоре в СССР", утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1955 г.

История прокуратуры была бы неполной, если бы в ней не нашла отражения роль Закона "О прокуратуре СССР", принятого 30 ноября 1979 г. Верховным Советом СССР с целью усиления прокурорского надзора.

Весьма существенные дополнения в Закон "О прокуратуре СССР" были внесены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 июня 1987 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон СССР "О прокуратуре СССР". Указом были введены в обиход прокурорского надзора такие средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона как предписание и предостережение. Как та, так и другая форма прокурорского реагирования на нарушения закона за весьма короткий срок их применения оправдали свое предназначение.

С момента ликвидации Прокуратуры Союза ССР, как центрального органа прокурорской системы, на территории суверенных государств перестал действовать Закон СССР "О прокуратуре СССР" 1979 г.

Верховный Совет РФ 17 января 1992 г. принимает Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации". Закон вступил в действие с 18 февраля 1992 г.

4. С 1 февраля 2003 г. введен в действие Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, требующий иной организации работы по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе в судах общей юрисдикции.

Общие положения об участии прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ст. 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Существуют следующие принципиальные отличия ГПК РСФСР 1964 г. и ГПК РФ 2003:

Полномочия по участию в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются прокурором в трех формах:

а) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

б) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;

в) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на не вступившие в законную силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

2. Часть 2 ст. 45 Кодекса вводит следующие новые положения, что прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В силу специфического процессуального положения в гражданском процессе прокурору, принимающему участие в процессе, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в Кодексе и нет прямого указания на это.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Условие, когда дело при отказе истца от иска не может быть прекращено, имеет принципиальный характер и служит для предупреждения злонамеренного сговора представителей истца и ответчика и других проявлений злоупотребления правом.

Прокурором на определение о прекращении производства по делу может быть внесено представление.

Кодексом предусмотрено участие прокурора по делам, возникающим из публичных правоотношений (подраздел III), в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). Семейным кодексом РФ предусмотрено обязательное участие прокурора по делам о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлении в родительских правах (ст. 72), об ограничении в родительских правах (ст. 73). Федеральным законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" предусмотрена принудительная госпитализация на основании решений суда с обязательным участием прокурора больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающих санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющихся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза.

3. В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве.

На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Ст. 331 Кодекса предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурором может быть принесено представление в районный суд в случаях, предусмотренных Кодексом, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции.

В соответствии со ст. 336 Кодекса на решения всех судов в Российской Федерации, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебные постановления по этим делам путем внесения апелляционных и кассационных представлений.

Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в главах 39 и 40 Кодекса.

В соответствии со ст. 41 прокурор участвует в гражданском процессе в двух формах. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства (п. 3 ст. 35 Закона "О прокуратуре Российской Федерации").

5. Предъявление иска прокурором в защиту чужих интересов обусловлено содержанием его полномочий, о которых говорится в ст. 35 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших (п. 3). (См. Приказ Генерального прокурора РФ от 1 августа 1995 г. N 41 "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе").

6. В случае возбуждения дела путем предъявления иска прокурор не занимает положение стороны в процессе. Так, по конкретному делу Верховный Суд РФ указал, что прокурор, обратившийся в суд с заявлением в порядке ст. 41, стороной по делу не является: обращаясь в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, прокурор в такой форме осуществляет свое участие в гражданском процессе (Бюл. ВС РСФСР, 1994, N 10, с. 3). Лицо, в защиту которого предъявлен иск прокурором, занимает положение истца, а лицо, против которого предъявлен иск прокурором, занимает положение ответчика. По некоторым делам, требующим особой защиты со стороны прокурора прав и свобод граждан, Верховный Суд РФ дал соответствующие указания судам, рекомендуя решать вопрос об участии прокурора по делу уже со стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 31 марта 1961 г. судам рекомендовано в каждом отдельном случае решать вопрос об участии прокурора по делам, связанным с незаконной выплатой государственных пенсий (Бюл. ВС РСФСР, 1969, N 3).

7. Аналогичные рекомендации содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда РСФСР и по делам неискового производства (Бюл. ВС СССР, 1986, N 1).

8. Таким образом, прокурор в случае предъявления им иска в защиту чужих интересов занимает положение процессуального истца, и поэтому он в полной мере пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца. Однако к нему не может быть предъявлен встречный иск, его исковое заявление не оплачивается государственной пошлиной (см. ст. 5, п. 2, п. 18, Федерального закона от 13 января 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине"), он не может заключить мировое соглашение. Исковое заявление, подаваемое прокурором, должно отвечать всем требованиям ст. 126. Прокурор по существу может предъявить иск по любой категории дел. Его право ограничено только одной категорией дел, когда речь идет о расторжении брака, но и это право не является безусловным. Прокурор в равной мере имеет право участвовать в процессе в суде не только первой, но и кассационной и надзорной инстанции и в стадии исполнительного производства (ст. 36 Закона).

9. Второй наиболее распространенной формой участия прокурора в деле на любой стадии процесса является вступление его в начатый процесс. При вступлении в дело, возбужденное по иску других лиц, прокурор должен ознакомиться со всеми материалами дела и обязан активно участвовать в судебном заседании. При этом он дает заключение по делу как в целом, так и в ходе процесса в зависимости от конкретной ситуации, которая складывается при рассмотрении дела по существу.

5. Значение рассмотрения трудовых споров в КТС

Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условии труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет не только соответствующие нормы трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-6, 17, 25, 39, 80, 126, 141, 144, 197, 210 и 407 ГПК РФ).

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются общим собранием работников организации, а представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания (конференции) могут быть образованы и КТС отдельных подразделений организации. Тогда представители работников в КТС цеха избираются трудовыми коллективами цехов и других аналогичных подразделений. Цеховые КТС действуют на тех же основаниях, что и общезаводские, в пределах своего подразделения.

КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры, возникшие в организации, за исключением тех споров, для которых законодательством предусмотрен иной порядок рассмотрения.

КТС рассматривает подведомственные ей споры следующих работников:

1.     работающих в данной организации независимо от вида трудового договора (постоянные, временные, сезонные работы, совместители) и независимо от членства в профсоюзе;

2.     споры лиц, которые на момент обращения в КТС уже не работают в организации, но их требования вытекают из трудовых отношений, в которые они находились ранее с данной организацией (например, работнику при увольнении не выдали компенсацию за неиспользованный отпуск).

До того, как обратиться в КТС работник должен самостоятельно или с участием своего представителя принять меры по урегулированию разногласий при непосредственных переговорах с работодателем. Если же разногласия не были урегулированы, индивидуальный трудовой спор рассматривается КТС.

КТС подведомственны следующие индивидуальные трудовые споры:

-       об оплате труда;

-       о дисциплинарных взысканиях;

-       о рабочем времени и времени отдыха;

-       о признании недействительными отдельных условий трудового договора;

-       о правомерности изменений работодателем существенных условий трудового договора;

-       о предоставлении каких-либо льгот и преимуществ работнику, которые обусловлены нормативным правовым актом, коллективным договором, соглашением или трудовым договором;

-       другие индивидуальные трудовые споры, которые возникли в связи с применением нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров не отнесены к компетенции иных органов.

КТС не рассматривает следующие споры:

-       по установлению или изменению условий оплаты труда;

-       по исчислению трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, если нормативным правовым актом установлен иной порядок их рассмотрения (если такой нормативный акт отсутствует, спор может рассматривать КТС);

-       по установлению норм труда, норм обслуживания, должностных окладов, тарифных ставок, изменения штатов;

-       другие споры, которые отнесены к компетенции иных органов (например, споры о незаконном отказе в приеме на работу рассматриваются в суде).

Вопрос о том, подведомственен ли спор КТС, разрешается на заседании КТС. Если спор не входит в компетенцию КТС, об этом выносится соответствующие решение, которое может быть обжаловано в суде.

6. Сделки могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным ГК в силу признания их таковыми судом (оспоримая сделка), либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требования о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено только лицами, указанными в законе, а о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом, а также применено судом по собственной инициативе (ст. 183 ГК КР).

Общие последствия недействительности сделок (ст. 184 ГК КР):

-       двусторонняя реституция (восстановление прежнего состояния) предполагает, что каждая из сторон передает другой стороне все полученное ею по сделке;

-       односторонняя реституция, при которой одна сторона возвращает другой полученное по сделке и эта сторона передает все полученное или то, что должна получить по сделке, в доход республики;

-       никакой реституции, а все, что стороны получили, взыскивается в доход республики.

Следует отметить, что суды не придают необходимого значения последствиям недействительности сделок.

Довольно часто, признавая сделку недействительной, судьи не указывают последствия или указывают: "Восстановить стороны в первоначальное положение". Тем самым конфликт не исчерпывается до конца, решение суда, по своей сути, становится невыполнимым.

Например, при признании сделки купли-продажи недействительной в связи с нарушением при ее заключении требований закона (ст. 185 ГК КР) - преимущественного права на продаваемую часть дома других собственников - необходимо восстановить стороны в первоначальное положение и указать: продавцу вернуть покупателю уплаченную ему сумму за дом, а покупателю - передать дом продавцу.

Решение суда о том, какое из перечисленных последствий должно сопутствовать признанию сделки недействительной, зависит, в конечном счете, от того, какое из требований закона оказалось нарушенным.

7. Выводы к защите

Согласно Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом (ст. 129). Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (ст. 1) устанавливает, что задачей прокуратуры является надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (в ред. ФЗ РФ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 18.07.2003. Одна из функций, обеспечивающая выполнение этой задачи — участие прокурора в рассмотрении судами гражданских, уголовных и административных дел.

Согласно действующему законодательству прокурор вправе как возбудить гражданское дело, так и вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует охрана государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.

Указанные правомочия прокурором осуществляются как путем предъявления иска или подачи заявления, так и путем вступления в начатый процесс. Он опротестовывает незаконные и необоснованные решения, определения и постановления суда, проверяет законность их обращения к исполнению, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя. Прокурор может принять участие в процессе как по собственной инициативе, так и по инициативе суда.

Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел может быть обязательным в тех случаях, когда оно предусмотрено законом или необходимость участия прокурора в данном деле признана судом.

Во всех остальных случаях прокурор сам решает, когда ему следует предъявить иск или вступить в начатое дело, руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ (указание Генерального прокурора РФ № 48/8 от 16 ноября 1992 г. "Об участии прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве", приказ Генерального прокурора РФ № 59 от 24 октября 1996 г. "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе" и др.).

Как правило, прокурор должен участвовать в гражданских делах, если дело имеет общественное значение или затрагивает существенные интересы государства и граждан.

В первую очередь прокурор обязан участвовать в таких делах, как дела по жалобам на действия должностных лиц, ущемляющих права граждан, об освобождении имущества от ареста, о восстановлении на работе.

Актуальными являются иски прокуроров в защиту прав несовершеннолетних детей, нарушенных в результате незаконных сделок с приватизированными квартирами. Такие сделки заключаются родителями несовершеннолетних в обход закона без необходимого разрешения органов опеки и попечительства или при попустительстве последних и носят характер скрытого противоправного действия. Вследствие этого бывает очень сложно восстановить нарушенное право и прокуроры вынуждены предъявлять сложные иски, содержащие несколько требований и характеризующиеся множественностью заинтересованных лиц.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе осуществляется в двух формах: 1) возбуждение гражданского дела путем предъявления иска, подачи заявления по делам неискового производства или протеста; 2) вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.

Этим двум формам участия прокурора в гражданском процессе соответствуют две функции прокурорского надзора: функция реагирования с целью пресечения и устранения последствий правонарушения и функция надзора (наблюдения) с целью выявления правонарушений и их предупреждения, проявляющиеся в различных сочетаниях на разных стадиях гражданского судопроизводства.

По иску прокурора может быть возбуждено любое гражданское дело, подведомственное суду. В литературе имеются высказывания о том, что прокурор не может предъявлять иск в защиту интересов лица без ясно выраженной его воли. Подобные суждения не основаны на законодательстве. Закон "О прокуратуре Российской Федерации" не устанавливает никаких запретов на право прокурора возбуждать в суде дела в защиту чьих-то прав и интересов.

Прокурор, предъявивший иск, пользуется всеми правами и несет все обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Отказ прокурора от иска, предъявленного в защиту интересов другого лица, не лишает это лицо права требовать рассмотрения дела по существу. Если истец отказывается от иска, заявленного прокурором, то суд прекращает производство по делу.

Прокурор возбуждает гражданское дело исходя из внутреннего убеждения и руководствуясь законом. Значит ли это, что прокурор ничем не ограничен в праве на вторжение в гражданско-правовые отношения, в праве на возбуждение гражданского дела в суде, в случае предъявления исков в интересах граждан, юридических лиц?

Гражданские дела в суде по общему правилу возбуждаются по инициативе заинтересованных лиц, именно от них должна исходить инициатива в распоряжении своими правами. Однако в тех случаях, когда лицо по самым разным причинам не проявляет воли на защиту права или изъявляет волю на отказ от защиты права и она не соответствует его интересам вследствие наличия внешних факторов, сковывающих свободу воли, или вызвана непониманием своих интересов, лицу должна оказываться помощь, прежде всего, со стороны прокурора. Такие случаи могут рассматриваться как исключение из общего правила, и гражданские дела в суде могут возбуждаться прокурором только при наличии явных признаков правонарушения, особой значимости их и принятии прокурором мер к их досудебному устранению.

Прямое указание закона – такие указания могут быть как в ГПК РФ, так и в других законах: ст. 261 ГПК РСФСР (признание недееспособным), в Семейном кодексе ст. 70 (дела о лишении родительских прав) и т.д.

Указание Генерального прокурора РФ – необходимость участия прокурора может быть определена указанием Генерального прокурора. Традиционно Генеральный прокурор дает такие указы на участие прокурора в делах с участием несовершеннолетних лиц, по искам органов прокуратура и др.

Собственное усмотрение прокурора – ст. 45 ГПК РФ увязывает его с защитой прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях  и по каждому делу выносились законные и обоснованные решения, определения и постановления.

Свои полномочия  в гражданском судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только  закону и руководствуясь указаниями Генерального прокурора РФ.

Процессуальное положение прокурора не может быть сведено к положению стороны или третьего лица. Прокурору может быть отказано судом в приеме искового заявления только в случае, когда у лица, в интересах которого предъявляется иск, нет права на обращение в суд. На прокурора не распространяются материально-правовые последствия решения, с него нельзя ничего взыскать, даже если суд не удовлетворит его иск. Отказ от иска не связывает заинтересованное лицо, которое и является истцом по делу. Понятие же «истец в процессуальном смысле», употребляемое некоторыми авторами для характеристики процессуального положения прокурора, неудачно. Термин «истец» (в отличие от понятия иска и права на иск) материальному праву неизвестен, поэтому говорить «истец в процессуальном смысле» тавтологично. Для выделения понятий «истец» и «ответчик» процессуальная наука использует материально-правовой критерий, т.е. их участие в предполагаемом материально-правовом отношении, которое будет предметом судебного рассмотрения. Коль скоро прокурор не является их участником, он не будет истцом и ответчиком по делу, даже если его процессуальные права и обязанности аналогичны стороне по делу.

Основными формами участия прокурора в процессе в соответствии с ГПК РФ и Законом о Прокуратуре РФ является возбуждение производства либо вступление в процесс в случаях, предусмотренных законом.

Возбуждение гражданского дела прокурором производится:

-       В первой инстанции – путем подачи искового заявления;

-       Во второй инстанции (апелляционной, кассационной) – путем вынесения представления;

-       В надзорной инстанции – путем подачи представления о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда.

В случае возбуждения дела прокурор подает исковое заявление (в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, и в особом производстве – заявления) на общих основаниях.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ  и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ прокурор обязан принимать участие в судебном разбирательстве гражданских дел, если такое участие предусмотрено законом, а также по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, выселении граждан без предоставления жилого помещения, об освобождении имущества от ареста и делам, возбужденным по заявлениям и искам прокуроров. Обязательно также участие прокурора при рассмотрении Верховным Судом РФ гражданских дел по первой инстанции. Необходимость участия в рассмотрении судом иных гражданских дел прокурор должен определять, исходя из задач охраны прав и законных интересов граждан, общества и государства; общественной значимости конкретного спора, его сложности; состояния законности.

Прокурор по существу может предъявить иск по любой категории дел, за исключением дел о расторжении брака, но и это исключение не является безусловным.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Вступая в уже начавшийся процесс, прокурор занимает активную позицию в деятельности по рассмотрению спора: он опрашивает истца и ответчика, иных лиц, участвующих в деле; участвует в допросе свидетелей, экспертов, исследует вещественные и письменные доказательства, представленные сторонами. По всем вопросам, возникающим в ходе судопроизводства, прокурор дает заключение о том, как они должны быть разрешены с точки зрения Закона.

Прокурор обязан во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили. Так, если в ходе единоличного рассмотрения судьей дела выясняется, что оно подлежит рассмотрению коллегиально, прокурор заявляет ходатайства о передаче дела на рассмотрение суда в полном составе судей.