Содержание

 

 

 

Введение 3

1. История культуры и искусства Испании XIX. 5

1.1. Литература Испании XIX века. 5

1.2. Живопись Испании XIX века. 7

1.3. Архитектура Испании XIX века. 9

2. Культурные достопримечательности. 11

2.1. Экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании периода XIX века. 11

2.2. Пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям века. 20

Заключение 23

Словарь терминов 24

Список литературы. 27

Введение

В 1998 г. впервые за всю туристскую историю Испании здесь было зарегистрировано 47 743 000 прибытий, что выдвинуло ее на почетное второе место в мире после Франции. США, в течение многих лет имевшие “серебро”, были вынуждены переместиться на третью ступеньку почета.

91% всех туристов, посетивших Испанию в 1997 году, составили жители европейских стран.

На российском рынке эта страна сохранила свои позиции в рейтинге выездного туризма, где по-прежнему занимает пятое место, согласно официальным данным Госкомстата России. Она уступает Турции (737,7 тыс. человек), Китаю (646,7 тыс.), Финляндии (457,8 тыс.) и Польше (402,2 тыс.). В 1998 году в Испанию выезжали 210,4 тыс. туристов, что на 3,8% больше, чем в предшествующем.

По данным Испанского института Туризма, наибольшим спросом пользуются турпакеты экскурсий по культурным достопримечательностям Испании. Поэтому рассмотрение вопросов культуры и искусства Испании является актуальным для современной туриндустрии.

85% всех туристов приезжают в Испанию с целью отдыха. Какие же курорты наиболее привлекательны для туристов в этой стране?

Большая часть искусствоведов утверждает, что предвестником современной испанской живописи является Франсиско де Гойя, чье творчество ознаменовало возвращение к неоклассицизму. Наиболее яркими представителями эклектический стиля XIX в., ориентированном на романтизм и использовавшем по преимуществу историческую тематику, считаются Бенльиур и Соролья. Появление испанского модернизма, утвердившемся в качестве одного из основных направлений живописи и архитектуры на рубеже XIX и XX вв., тесно связано с деятельностью гениального каталонца Антонио Гауди, чьими руками были созданы такие замечательные творения, как собор Саграда Фамилия и парк Гуэль в Барселоне. Художественный авангард XX в.

нашел своего выразителя в лице Пабло Руиса Пикассо, а Сальвадор Дали и Жоан Миро стали ключевыми фигурами в сюрреализме и абстракционизме. Выдающимися художниками последних лет считаются Тапиес, Антонио Лопес, Барсело, Чильида. Из архитекторов чаще всего выделяются Серт, Бофиль, Калатрава.

В настоящее время большое количество туроператоров работают со Средиземноморскими странами. Наибольшей популярность пользуются приморские курорты Испании.

Целью данной работы является рассмотрение культуры и искусства Испании XIX века.

Необходимо решить следующие задачи:

-       Рассмотреть историю культуры и искусства Испании периода XIX века;

-       Описать культурные достопримечательности Испании;

-       Охарактеризовать экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании;

-       Привести пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям Испании.

1. История культуры и искусства Испании XIX

1.1. Литература Испании XIX века

В XVIII и XIX веках испанская литература находилась под влиянием французской.

XIX век ознаменовался расцветом новой испанской литературы, позднее связанной с общеевропейским экзистенциализмом. Его важнейшие представители — Мигель де Унамуно, Пио Бароха, Антонио Мачадо /7, с. 54/. Основателем современного испанского театра считается Рамон Мария дель Валье-Инклан. Лауреатом Нобелевской премии в области поэзии стал Хуан Рамон Хименес. Всемирную известность получила поэзия убитого фашистами в 1936 году поэта Федерико Гарсиа Лорки. В XIX веке родилась латиноамериканская испаноязычная литература, ставшая явлением мирового масштаба, — такие авторы как Хорхе Луис Борхес и Габриель Гарсия Маркес и по сей день остаются одними из самых читаемых.

В начале XIX в. в условиях Испанской революции 1808-1814 гг. господствующим направлением в литературе стал революционно-патриотический классицизм: поэты М. Х. Кинтана (1772-1857), Х. Н. Гальегос (1774-1853), А. Листа (1775-1848); в драмах Ф. Мартинеса де ла Росы (1787-1862) намечается переход к романтизму.

Становление и развитие испанского романтизма связано с революционным движением против реакционного абсолютистского режима. Прогрессивная направленность отличает раннее творчество А. де Сааведры (герцог де Ривас; 1791-1865) - автора поэмы "Мавр-подкидыш" (1833) и одной из первых романтических драм "Дон Альваро, или Сила судьбы" (1835). Революционный поэт-романтик Х. де Эспронседа (1808-1842) обличал буржуазную цивилизацию. Антифеодальные и антиклерикальные идеи характерны для драм А. Гарсиа Гутьерреса (1813-1884), Х. Э. Артсенбуча (1806-1880), А. Хиля-и-Сарате (1796-1861). Авторы исторических романов М. Х. де Ларра (1809-1837), Ф. Мартинес де ла Роса, Э. Хиль-и-Карраско (1815-1846) испытали влияние В. Скотта. В 1840-х гг. в романтизме усилились консервативные тенденции. Наиболее значительный представитель романтической литературы на этом этапе поэт и драматург Х. Соррилья-и-Мораль (1817-1893) в пьесе "Дон Хуан Тенорьо" (1844) дал оригинальное истолкование легенды о Дон Хуане /14, с. 85/. Во 2-й половине XIX в. романтизм приобретает эпигонские черты; выделяется лишь поэт Г. А. Беккер (1836-1870).

С романтическим движением связана своими истоками костумбристская (бытописательная) литература, представленная очерками С. Эстебанеса Кальдерона (1799-1867), Р. де Месонеро Романоса (1803-1882), комедиями М. Бретона де лос Эррероса (1796-1873) и др. Реалистические тенденции, присущие костумбризму, особенно отчётливо обнаружились в сатирической публицистике М. Х. де Ларры. Эти же тенденции прослеживаются в 40-х гг. XIX в. и в социальном романе Х. Гомеса де Авельянеды (1814-1873), В. Айгуальса де Иско (1801-1873) и др.

Реалистическое направление в литературе Испании укрепилось в середине XIX в.; получили развитие так называемый областнический роман и новелла. От консервативного романтизма к областничеству развивалось творчество романистки Фернан Кабальеро (настоящее имя - С. Бёль де Фабер, 1796-1877), а также А. де Труэвы (1819-1889), автора многочисленных сборников рассказов. Идеализация патриархальных черт народной жизни характерна и для романов Х. М. де Переды (1833-1906), в которых критика разлагающей власти денег сочеталась с защитой католицизма. П. А. де Аларкон (1833-1891) создаёт реалистические новеллы о героике антинаполеоновской борьбы и полную народного юмора повесть "Треугольная шляпа" (1874). Х. Валера (1824-1905) в своих романах "Пепита Хименес" (1874), "Донья Лус" (1879) и других положил начало реалистическому психологическому роману. Крупнейший представитель критического реализма в литературе И. - Б. Перес Гальдос (1843-1920), автор серии исторических романов "Национальные эпизоды" (1873-1912) и романов, содержащих критику современного ему общества. В драматургии реалистические тенденции обнаруживаются в пьесах М. Тамайо-и-Бауса (1829-98) и Х. Эчегарая (1832-1916).

С 1880-х гг. получили распространение идеи натурализма, теоретиком которого выступала романистка Э. Пардо Басан (1852-1921). Под воздействием натурализма создавались и некоторые произведения Кларина (настоящее имя - Л. Алас-и-Уренья, 1852-1901; роман "Регентша", 1884, и др.), романы А. Паласио Вальдеса (1853-1938); в области поэзии принципов натурализма придерживался С. Руэда (1857-1933).

В конце XIX в. в среде испанской интеллигенции возникло идейно-культурное течение "Поколение 1898 года". Творчество писателей этого течения отразило глубокий кризис испанского общества и культуры. Предшественником "Поколения" был писатель и социолог А. Ганивет (1862 или 1865-1898), а его духовным вождём - М. де Унамуно (1864-1936), через все произведения которого проходит трагическое восприятие действительности, индивидуалистический бунт против неё. Р. М. дель Валье Инклан (1869-1936) в гротескных пьесах и романах 1920-х гг. обличает буржуазно-помещичью Испанию. Критическая оценка действительности в ранних романах П. Барохи-и-Неси (1872-1956), Асорина (настоящее имя - Х. Мартинес Руис, 1874-1967) и драмах Х. Бенавенте-и-Мартинеса (1866-1954) сочеталась с неверием в возможность переустройства общества. Крупнейшие поэты "Поколения" - А. Мачадо-и-Руис (1875-1939) и Х. Р. Хименес (1881-1958). Романист В. Бласко Ибаньес (1867-1928) следовал в основном традициям критического реализма XIX в.

1.2. Живопись Испании XIX века

В искусствоведении термин  «модернизм» в большей степени закрепился за искусством второй половины ХIХ века и открывается течением «импрессионизма» в изобразительном искусстве.

В тоже время термин «модернизм» в этом случае означает разрыв с традициями классического искусства, с традициями эстетического представления о функциях искусства.

Для характеристики этих изменений вводится новый термин «постмодернизм» для обозначения искусства и культуры, отличающейся еще большей многоликостью и индивидуализмом, и в тоже время массовостью и динамизмом. Термин «постмодерн» совершенно однозначно характеризует культуру зарождающегося в процессе информационной революции нового «постиндустриального» общества, которое, по всей видимости, завершит  этап промышленной   цивилизации в истории человечества /11, с. 105/.

Испания — страна всемирно известной живописи и литературы. Влияние католической церкви определило преобладание религиозной тематики в средневековом искусстве Испании, наиболее известным представителем которого является художник Эль Греко, долгие годы проживший в Толедо.

Творческий почерк Эль Греко сформировался главным образом под воздействием Тинторетто и Микеланджело. Для его произведений характерны невероятная эмоциональность, неожиданные ракурсы и неестественно вытянутые пропорции, создающие эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов ("Мученичество св. Маврикия"). Мастерски написанные Эль Греко картины на религиозные сюжеты с большим числом персонажей своей ирреальностью родственны поэзии испанских мистиков. Такова, например, торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса".

Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, а затем вступив на путь маньеризма, Эль Греко стал провозвестником искусства барокко. Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом Хуаном де ла Крусом, св. Терезой и св. Игнатием Лойолой. Именно поэтому Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством. Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение в его творчестве.

Эмоциональность свойственна и портретам Эль Греко, отмеченным порой психологической и социальной проницательностью. Черты ирреальности наиболее отчётливо проступают в поздних произведениях мастера ("Снятие пятой печати", "Лаокоон"). Острым поэтическим восприятием природы, трагизмом мироощущения овеян "Вид Толедо". Творчество Эль Греко после смерти художника было забыто и заново открыто лишь в начале 20 века, с появлением экспрессионизма.

Классическая живопись Испании прославлена именами Франсиско Гойи, творчество которого отличают смелое новаторство, страстная эмоциональность, фантазия, острые характеристики, социально направленный гротеск. На протяжении своей жизни художник создавал картины и портреты, картоны для королевской шпалерной мастерской, росписи, графику. Гойя прославился как мастер офорта; ему принадлежат такие циклы, как "Капричос" (1793-1798), "Бедствия войны" (1808-1820), "Тавромахия" (1816) и другие /7, с. 93/.

Были и три основателя современного искусства — Жоан (Хоан) Миро, Пабло Пикассо. Картиной «Авиньонские девушки» Пикассо открыл новую эру в искусстве: именно его, наряду с Жоржем Браком, считают отцом кубизма. Обладавший неуемной энергией и взрывным темпераментом, Пикассо с легкостью менял манеры и техники, оставаясь при этом самим собой. Несмотря на неоднозначное отношение к его наследию, вклад художника в мировое искусство общепризнан. По мнению критиков, Пикассо – один из величайших художников.

Сальвадор Дали -  многоликий гений, с присущей ему чисто каталонской изменчивостью (столь заметной также у Пикассо и Миро), Дали очень рано проявил себя как человек необычайно живого ума. Он испытал искушение писать в духе академизма (он получил образование в мадридской Академии художеств), голландского и испанского реализма, футуризма, кубизма и кубизирующего реализма послевоенного времени /11, с. 132/.

1.3. Архитектура Испании XIX века

В конце ХIХ начале ХХ  века в поиск синтетического искусства вступает и архитектура. Если в административных и государственных зданиях по прежнему господствует классицизм, в  большей степени понимаемый как подражание старой архитектуре: романтизму, готике, барокко, – то в частном строительстве, а также в строительстве выставочных павильонов, магазинов стал распространяться стиль модерн.

Подлинный прорыв к современному искусству совершили импрессионисты. Они вывели искусство из условной атмосферы студий на свежий воздух. Представителями этого течения в Испании были Игнасио Пинасо (1849-1916) и Хоакин Соролья (1863-1923), оба родом из Валенсии, а также Рамон Гайя из Мурсии /4, с. 66/. Столь же богато и разнообразно, как и памятники архитектуры барокко, представлены в стране и здания в стиле модерн. В противовес строго консервативным классическим пропорциям новые здания банков, жилые дома и вокзалы своими плавными, текучими линиями и прихотливыми лепными украшениями создавали впечатление большей живости и эффектности. Наиболее известный представитель этого направления Антонио Гауди (1852-1926) работал главным образом в Барселоне, изменивший само понимание пространства в архитектуре. Его цель — доброжелательная архитектура, подражание миролюбивой природе, его девиз — нет прямым линиям. Его творения не укладываются в привычные рамки. Волнообразные, многоцветные скульптурные формы можно найти в Барселоне повсюду. Это и здания на проспекте Гра-сиа: дом Батло с многоцветными стеклами и керамической облицовкой, и многоквартирный дом Мила с чугунными балконами и скульптурами на крыше. Его волнообразные стены, считавшиеся к моменту сооружения революционной новинкой, сегодня получили признание во всем мире.

Нельзя не сказать о парке Гуэль. Это целый комплекс построек, спроектированный по заказу барселонского магната, который намеревался создать здесь городок-сад из 60 домов для своих родственников. Этот проект со всеми строениями, лестницами, виадуками, галереями и опорными стенами был призван сблизить архитектурно-пластические формы с формами живой природы. Однако замысел был осуществлен лишь частично. Первой бросается в глаза стена вокруг парка, украшенная мозаикой из керамических плиток. Помимо нее внимание привлекают два дома странной формы с разноцветными крышами и великолепная лестница, украшенная цветной плиткой и драконами.

И наконец, собор Святого Семейства (Саграда Фамилия) с его фантастическими башнями, похожими на гигантские сталактиты, — всемирно известное творение архитектора, начатое им в 1882 году под руководством архитектора Франсиско П. Вильяра. В 1891 году руководителем работ становится Гауди.

Проект был грандиозен. Основная базилика предполагалась огромных размеров (на 15000 верующих), а высота главной башни должна была составить 170 м. К моменту своей трагической и нелепой гибели под колесами трамвая Гауди успел закончить работу только над одним из фасадов собора («Фасад Рождества»). Спустя полвека был завершен «Фасад страстей» (скульптор Субиракс). Впереди еще возведение третьего — «Фасада славы Божьей». Двенадцать шпилей на трех фасадах символизируют 12 апостолов, башня над апсидой — Деву Марию, центральный шпиль, до сих пор не законченный, посвящен Христу Спасителю и окружен четырьмя меньшими. Декоративные скульптуры и украшения плотно покрывают различные части Собора /11, с. 159/. Сам великий архитектор погребен в крипте недостроенного храма.

Благодаря Гауди Барселона золотыми буквами вписана в историю мирового искусства.

2. Культурные достопримечательности

2.1. Экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании периода XIX века

Испания - страна с многовековой историей, видевшая эпохи расцвета и упадка нескольких могущественных государств. Наиболее древние памятники культуры на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Это наскальные рисунки на стенах пещеры Альтамира. От архитектуры иберов (древние племена, населявшие Пиренейский полуостров в I тысячелетии до нашей эры) остались руины исполинских каменных стен в Таррагоне.

О римлянах в Испании напоминают главным образом гражданские постройки - водопроводы, мосты, акведуки, амфитеатры, арки. Прекрасно сохранился один из римских мостов - Алькантара на реке Тахо. Мост имеет шесть арок и посередине триумфальную арку. Величественны руины римских амфитеатров в Мериде и Сагунто на 6000 зрителей и арки в Медисанели и Бара, построенные в 107-102 годах до нашей эры /15, с. 40/.

Севилья (Sevilla) — столица автономной области Андалусия и четвертый по величине город Испании.

Наиболее значительный памятник храмовой архитектуры Санта-Крус — кафедральный собор и Ла-Хиральда. Собор стоит на месте мечети, построенной Альмохадами в конце XII века. От старой мечети сохранилась Ла-Хиральда (La Giralda) — бывший минарет мечети, построенный в XII веке, а затем превращенный в колокольню. Силуэт Ла-Хиральды отличается удивительным изяществом, ее высота достигает 98 м. Чтобы облегчить подъем, были сделаны 35 горизонтальных площадок. Пандус относительно пологий и широкий. Колокольню венчает бронзовая фигура Христианская вера XVI века, служащая флюгером. К мечети примыкает апельсиновый двор — в фонтане под деревьями верующие омывали руки и ноги перед молитвой. Пройти на апельсиновый двор можно через построенные позже Врата отпущения грехов. Строительство готического собора началось в 1401 году и продолжалось более века. Он стал третьим по величине в Европе собором после собора св. Петра в Риме и собора св. Павла в Лондоне, свод достигает высоты 56 м. В королевской капелле в стиле ренессанс с богато украшенным куполом находятся усыпальницы Альфонса X и его матери. В ризнице хранится «Tenebrario» — подсвечник в стиле платереско с 15 подставками, предназначенный специально для Страстной недели. В Сакристия Майор хранятся многие произведения искусства, в том числе и картины Мурильо. Алтарь, отделанный красивыми решетками в стиле платереско, потрясает своей роскошью — в 44 ячейках пятиярусной конструкции алтаря вырезаны 1000 деревянных фигур. Огромный запрестольный образ Ретабло Майор работы фламандского мастера, расположенный в Капилья Майор, покрыт золотом, на нем изображена покровительница собора Санта Мария де ла Седе. В правой части собора находится надгробие Христофора Колумба, которое поддерживают фигуры четырех королей, представляющих Кастилию, Арагон, Наварру и Леон. Каждый год 8 декабря, накануне праздника Святых Таинств, в соборе, продолжая вековые традиции, поют и танцуют менуэт дети в костюмах пажей /2, с. 26/.

Алькасар (Севилья)

Как утверждает пословица: «кто не видел Севилью, тот не видел чудес». А настоящим чудом Севильи является древний мавританский замок Алькасар.

Основание Алькасара относится к X в., ко времени правления кордовского эмира Абдеррахмана III. Алькасар называли «вечным приютом весны». Ныне от древнего Алькасара остался только внутренний двор и часть стен. Все основные помещения были выстроены уже при короле Педро Жестоком в XV в. мавританскими мастерами. Позднее, при Католических королях (Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская) и Карле V, в постройку вносились многочисленные изменения.

Планировка Алькасара типична для мавританских дворцовых комплексов: большое количество помещений расположено вокруг внутренних дворов (патио). Самый большой по размеру Двор Девушек - 22 x 17 м - был центром официальной жизни. Он был построен во второй половине XVI в. Согласно легенде, здесь был устроен смотр ста девушкам, полученным в уплату дани халифом Кордовы /10, с. 181/.

Частная жизнь правителей протекала в помещениях вокруг Двора Кукол, названного так из-за двух загадочных фигур в орнаменте, украшающем стены.

В Зале Послов происходили официальные приемы. Зал сооружался на протяжении двенадцати лет. Это небольшое квадратное помещение (10 x 10 м). Каждая половина двустворчатой двери главного входа имеет высоту 5,3 м и ширину 1,97 м, украшена цветным орнаментом и арабскими надписями. Одна из них гласит, что дверь была сделана в 1404 г. мастером из испанского города Толедо по указанию дона Педро, короля Кастилии и Леона. По стене зала тянется фриз с 56 нишами, в которых помещены портреты испанских правителей - от первого короля вестготов до Филиппа III. Зал завершается куполом в виде полусферы, поэтому иногда его еще называют «залом полуапельсина» /13, с. 28/.

Во Дворе Знамен при короле Педро Жестоком проводились судебные заседания, а до его постройки мавританские правители использовали для этой цели Зал Правосудия. Зал представляет собой небольшое квадратное помещение. Потолок украшен орнаментом и звездами, цветными фризами. Верхняя часть стен украшена фризом, на котором в нескольких повторяется арабская надпись: «Здешний правитель славится своей честностью». В других надписях зала много раз повторяется слово «блаженство».

Двор охоты известен легендой о четырех судьях, которых казнили по приказу Педро Жестокого: король застал их за дележом денег, переданных в качестве взятки одним из осужденных. Головы судей были выставлены в Зале Правосудия как устрашающее назидание другим.

С XII века, когда мусульманская угроза ослабла, Алькасар стал резиденцией испанских королей. В середине XVII века здесь разместилась государственная тюрьма, а в конце XIX века - Академия пехотных войск.

Сейчас в Алькасаре расположен Музей Вооруженных сил и Музей Осады 1936 года.

Музей Прадо (Мадрид)

Музей Прадо, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado» - крупнейшее художественное собрание Испании. Музей Прадо был основан Изабеллой Браганской, женой короля Фердинанда VII. В 1819 году музей разместился в теперешнем здании в качестве Королевского музея. Здесь выставлены полотна испанской, итальянской, нидерландской, фламандской и немецкой школ /4, с. 206/. Львиную долю его составляют королевские и церковные художественные коллекции. Это не случайно: несколько столетий искусство Испании занимало особое положение среди художественных школ Европы, развиваясь под непосредственным патронажем короны и церкви. Величайшие художники Испании Веласкес и Гойя были официальными придворными живописцами. Два испанских венценосца, Карлос I и Филипп II, были неизменными покровителями гениального итальянского художника Тициана, благодаря чему, кстати, Прадо ныне располагает прекрасным тициановским собранием.

Именно покровители великого итальянца и сыграли решающую роль в истории нынешнего музея Прадо. Карлос I, известный также под именем Карла V - императора Священной Римской империи, положил начало планомерному коллекционированию картин. Его наследник, король Филипп II, оставшийся в истории как жестокий и мрачный правитель, фанатичный католик, жестоко подавивший протестантскую оппозицию в подвластных ему голландских землях, оказался, как это часто бывает, еще большим ценителем искусства. Ему музей обязан бесценными приобретениями картин кисти фламандских мастеров. Именно живопись Фландрии, так сильно пострадавшей от «правой руки» Филиппа, «кровавого герцога» Альбы, более всего притягивала к себе короля: ее суровая эстетика, видимо, оказалась созвучной тяжелому характеру правителя.

Три художественные школы составляют славу музея Прадо: итальянская, фламандская и испанская /7, с. 233/.

Среди мастеров итальянской школы, представленных в музее, ведущая роль принадлежит протеже испанских королей - Тициану, а также Рафаэлю, которого испанский двор издавна считал величайшим мастером Италии. Так что заполучить в свое собрание полотно великого урбинца было для истинного коллекционера делом чести, и коллекция испанской короны не могла отставать от собраний грандов.

Жемчужины фламандского собрания — крупнейшая в мире коллекция картин гениального фламандского живописца Иеронима Босха, чья причудливая сумрачная фантазия заворожила Филиппа II. Он и приобрел эти шедевры для Эскориала - наследственного замка испанских королей. Лишь в XIX веке картины были перенесены в музей. Прадо располагает знаменитыми триптихами нидерландского мастера. Среди них прославленные «Сад наслаждений» и «Воз сена» /8, с. 99/.

Визитной карточкой музея стало грандиозное полотно Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти». Еще два произведения фламандской школы принадлежит к ее лучшим образцам - «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена и «Поклонение волхвов» Ганса Мемлинга /11, с. 258/.

И наконец, Прадо - крупнейший художественный музей Испании - располагает грандиозным собранием произведений испанской живописи. Три величайших мастера Испании - Эль Греко, Веласкес и Гойя - представлены в музее с максимальной полнотой.

Среди картин Веласкеса наибольшей популярностью пользуется «Семья Филиппа IV». Это не парадный, а скорее камерный портрет королевского семейства, где мастерски использована игра с зеркальным отражением модели. Включившись в эту игру, художник на заднем плане изобразил самого себя за мольбертом, и король, восхищенный искусством Веласкеса, позднее собственноручно пририсовал ему на грудь крест ордена Сант-Яго.

Через 250 лет Франсиско Гойя напишет семью другого короля - Карлоса IV, и этот портрет, где испанские Бурбоны торжественно выстроились перед зрителем, также станет гордостью музея Прадо /14, с. 174/. Коллекция Гойи в Прадо насчитывает почти три десятка полотен и охватывает все периоды творчества живописца. С двумя из них - знаменитой парой полотен «Одетая маха» и «Обнаженная маха» - предание связывает герцогиню Альба, правнучку «кровавого герцога», ставшую, согласно легенде, возлюбленной художника.

Небольшая, но очень качественная немецкая коллекция Прадо также не может не привлечь внимания знатока. «Хиты» собрания - четыре полотна Альбрехта Дюрера, в том числе один из трех широко известных автопортретов (два других находятся в парижском Лувре и в Старой Пинакотеке в Мюнхене).

Одно из самых привлекательных мест Барселоны - гора Монжуик. На ней уживаются искусство, культура, спорт и история. Проект застройки горы был завершен к Олимпиаде 1992 года, сделав Монжуик центром всеобщего внимания /13, с. 52/.

Верхушку горы венчает крепость, переданная военным ведомством городу и затем превращенная в Военно-исторический музей. Знамениты сады Монжуика: Мирамар, Ларибаль, Росаледа и Фонт дель Гат /2, с. 122/. Сады Моссена Вердагера - настоящая выставка кактусов.

Одно из самых красивых строений Монжуика - это дворец Альбенис, резиденция королевской семьи во время пребывания в Барселоне. Дворец спроектировали архитекторы Рос де Рамис, Игнасио Серрогодай и Антонио Лосойа, а в отделке его интерьера участвовали художники и скульпторы Нонель, Казас, Русиньоль, Марти Альзина, Байшерас, Байреда, Муньом де Паблос и Дали /15, с. 106/.

Одним из самых притягательных мест на Монжуике является Фонд Миро в саду, во внутренних помещениях которого можно ознакомиться с произведениями знаменитого скульптора-авангардиста.

Одно из самых красивых строений Монжуика - это дворец Альбенис, резиденция королевской семьи во время пребывания в Барселоне.

Другие знаменитые постройки на горе Монжуик:

Национальный Музей Каталонского Искусства

Волшебный фонтан

Олимпийское кольцо

1. Поблэ Эпаньол (Испанский городок) на горе Монжуик был построен в 1927 году в связи со Всемирной Выставкой 1929 года. Весь комплекс был спроектирован Хавьером Ногесом, Мигелем Утрилльо и Рамоном Равентосом и представляет из себя великолепно воспроизведенные копии 117 популярных зданий, характерных для архитектуры различных регионов Испании /4, с. 207/.

. В настоящее время комплекс превратился в центр досуга, предлагающий многочисленным посетителям широкий ассортимент сувениров, культурные мероприятия и гастрономические изыски. В аудиовизуальном зале можно поближе познакомиться с Барселоной, ее традициями и обычаями.

Ворота Сан Висенте крепостной стены города Авилы ведут на Кастильскую площадь - первое, что нас ожидает на территории Поблэ Эспаньол. С правой стороны площади расположились постройки города Касереса, напротив, через портики наваррского городка Сангуэсы - главная площадь, Пласа Майор, окруженная зданиями в стиле провинций Арагон, Бургос, Наварра, Каталония, Сория, Кастилия, Теруэль и т.д., над которыми главенствует копия муниципалитета теруэльского городка Вальдерроблес /6, с. 174/.

В глубине слева нас ждет лестница из галисийского города Сантьяго де Компостела, группирующая вокруг себя дома в стиле этой провинции. С другой стороны площади начинается улица Кабальерос, напоминающая своими домами кастильские городки, а за аркой Майя она переходит в улицу Принца де Вианы, застроенную домами в стиле Страны Басков и провинции Наварры /3, с. 185/. На Арагонской площади возвышается колокольня из селения Утебо, от этой площади начинаются андалузский и каталонский кварталы. Ворота крепостной стены со стороны моря воспроизводят Портал де Бове из городка Монбланк в Таррагоне. Города Валенсия и Мурсия представлены строениями на улице Леванте /13, с. 55/.

За крепостными стенами Поблэ Эспаньол приютился романский монастырь с храмом, скопированные с оригиналов из каталонских Пиринеев.

Многочисленные бары, открытые в типичных для каждого района помещениях, таверны и дискотеки создают праздничную атмосферу, столь ценимую барселонцами, привыкшими наслаждаться часами досуга на территории этого уникального комплекса.

2. В этом дворце, построенном к Всемирной Выставке между 1925 и 1929 годами у подножия горы Монтжуик, с 1934 года располагается Музей Искусства Каталонии, в настоящее время - Национальный Музей Каталонского Искусства. Этот музей обладает одной из лучших в мире коллекцией романского искусства. В фондах музея находится также обширная коллекция каталонской живописи готического периода и более поздних эпох /8, с. 226/.

3. Этот фонтан, известный во всем мире под названием "Волшебный", был построен в качестве завершающего штриха к Всемирной Выставке 1929 года. Инженером строительства был Карлес Бунгас /10, с. 214/. Находящийся у подножия горы Монтжуик, под самым Национальным дворцом, чуть-чуть возвышающийся на Выставочным комплексом, этот фонтан в летнее время по вечерам дает представления музыки, света и воды.

4. Олимпийское Кольцо на горе Монтжуик было одной из четырех зон, в которых проходили Олимпийские Игры 1992 года /5, с. 68/. В Олимпийское Кольцо входит обновленный Олимпийский стадион с Олипийской Галереей - постоянно действующей выставкой и информационным центром, знакомящим посетителей с историей барселонской Олимпиады. Интереснейшими сооружениями, также входящими в барселонское Олимпийское Кольцо, являются бассейны Пикорнель /5, с. 83/, Дворец Спорта Сант Джорди (крупнейший в Европе), а также телекоммуникационная башня и здание Университета Спорта. Бассейны Пикорнель, в которых проводились соревнования по плаванию и ватерполо, в настоящее время открыты для публики. К услугам посетителей различные бассейны, спортзалы и тренажеры.

Готический квартал (Барселона)

По правую сторону Рамблы (если подниматься от порта) располагается Готический квартал. Это сплошная каменная экспозиция с вкраплениями маленьких магазинов, кафе и таверн. Именно здесь был заложен старый город. Его центр образует мэрия и дворец правительства Каталонии. Резиденцией каталонских монархов был Большой Королевский дворец на средневековой Королевской площади. Особенно красив тронный зал Тинел (35,5 м в длину и 17 м в ширину) /12, с. 30/.

Ну и, конечно, кафедральный собор Барселоны. Его строительство было начато в 1298 г. на месте и с частичным использованием предыдущих вестготско-романских строений. Основные работы были закончены в 1448 году, однако главный фасад достроен только в XIX в. /8, 263/ В роскошном соборе, посвященном св. Евлалии, 29 капелл, великолепные хоры, богато украшенные резьбой, и главный алтарь. Во внутреннем дворике собора, окруженном крытой галереей, находятся гробницы состоятельных горожан, покой которых «охраняют» гуси. Здесь растут магнолии, пальмы и апельсиновые деревья.

Недалеко от Собора находятся дворец Льоктинет (XVI в., внутренний дворик в стиле эпохи Возрождения) и музей Маркеса (созданный на пожертвования скульптора Маркеса), в котором экспонируется великолепное собрание скульптур /3, с. 295/.

На выходе из квартала двумя гигантскими стражами возвышаются римские башни ворот епископа.

В нескольких минутах ходьбы от готического квартала находится удивительно красивая готическая церковь Санта-Мария-дель-Мар, строительство которой началось в 1329 г. и продолжалось 50 лет, причем была сохранена удивительная чистота стиля /8, с. 357/. Эль Борн — пространство с восточной стороны церкви — с XIII по XVII в. было местом проведения турниров, поединков и празднеств. Дом №17 на этой площади — единственный уцелевший образец барселонского дворца XIV в. /4, с. 241/

Обязательно стоит посетить находящийся рядом Музей Пикассо. В помещениях бывших дворцов XIII и XV вв. собрано свыше 3600 работ художника, который в юности учился в Барселоне.

2.2. Пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям века

Программа: «КУЛЬТУРА ИСПАНИИ» /5, с. 200/

19.02, 05.03, 12.03, 19.03, 26.03** (8 дней/ 7 ночей)

БАРСЕЛОНА–ВАЛЕНСИЯ–АЛИКАНТЕ–ГРАНАДА–СЕВИЛЬЯ–КОРДОБА–МАДРИД–ТОЛЕДО–САРАГОСА–БАРСЕЛОНА

1 ДЕНЬ: Барселона Прибытие в Барселону. Трансфер и размещение в отеле. Свободное время. Ужин.

2 ДЕНЬ: Барселона-Валенсия–Аликанте Завтрак. Обзорная экскурсия по красавице Барселоне второму по значимости городу Испании - с осмотром Собора Святого Семейства, Готического квартала, Кафедрального собора и горы Монтжуик. Отъезд в Валенсию. Остановка в Валенсии на 1,5ч для осмотра исторического центра и собора. Отъезд в Аликанте. Размещение в отеле. Ужин.

3 ДЕНЬ: Аликанте-Гранада Завтрак. Отъезд в Гранаду. Обзорная экскурсия по Гранаде с посещением Альгамбры, садов Хенералифе, Кафедрального собора с усыпальницей королей и старого города. Вход в усыпальницу королей оплачивается дополнительно (2,25 Евро, по желанию туристов). Размещение в отеле. Вторая половина дня – свободное время. Ужин.

4 ДЕНЬ: Гранада-Cевилья Завтрак. Отъезд в Севилью. Размещение в отеле. Во второй половине дня обзорная экскурсия по городу с посещением Кафедрального собора, башни Хиральда и квартала Санта Круз, прогулка по старому городу. Свободное время. Вечером возможно посещение красочного фламенко-шоу (за доп. плату)

5 ДЕНЬ: Севилья-Кордова- Мадрид Завтрак. Выезд в Мадрид. По дороге остановка в Кордове (2,5ч) и осмотр города с посещением знаменитого Мечети – Собора “Ла Мескита”. Прибытие в Мадрид, размещение в отеле. Ужин.

6 ДЕНЬ: Мадрид-Толедо Завтрак. Экскурсия в Толедо Средневековую столицу Испании с посещением Кафедрального собора и его музеев, а также часовни Сан Томе, где находится шедевр Эль Греко «Похороны графа Оргаса». Во второй половине дня обзорная экскурсия по Мадриду (автобусная и пешеходная) с посещением знаменитой Пласа Майор – главной площади Испании, Алкала, Гран Виа, Пуэрто дель Соль, старого города. Ужин.

7 ДЕНЬ: Мадрид - Сарагоса - Барселона. Завтрак. Экскурсия в музей “Эль Прадо” (без гида, 3 часа) - богатейшей коллекции испанской живописи. Отъезд в Сарагосу и осмотр центра города и Собора и собора Девы Пилар. Вечером прибытие в Барселону. Размещение в отеле. Ужин

8 ДЕНЬ: Барселона Завтрак. Отъезд в аэропорт. Вылет в Москву.

В стоимость тура входит:

– перелет Москва – Барселона – Москва;

– переезды на комфортабельном автобусе;

– проживание в отелях 2-3*-4* (в зависимости от сезона), питание – по программе;

– услуги русскоговорящих гидов во время экскурсий и трансферов;

– экскурсии по Барселоне, Сарагосе, Логроньо, Сан Себастьяну, Бильбао, Лурдес, Тулузе, Каркасону;

- входные билеты (*);

- медицинская страховка.

Стоимость тура:

2-х местное проживание

1-о местное проживание

3-й взрослый в номере

3-й ребенок в номере до 9лет

765

925

735

660

**Доплата за заезд 26.03 – 40 у.е.

Проживание в центре городов не гарантируется!

Заключение

В ходе проделанной работы была рассмотрена культура и искусство Испании XIX века.

Были решены такие задачи как:

-       Рассмотрена история культуры и искусства Испании периода XIX века;

-       Описаны культурные достопримечательности Испании;

-       Охарактеризованы экскурсионные места культурных достопримечательностей Испании;

-       Приведен пример экскурсионного тура по культурным достопримечательностям Испании.

В настоящее время большое количество туроператоров работают со Средиземноморскими странами. Наибольшей популярность пользуются приморские курорты Испании.

Испания - страна-мозаика. У ее островной и материковой части, у провинций и побережий совсем разный облик и характер. Даже стоящие рядом курортные города могут отличаться: один построен на берегу залива и порадует пальмовой набережной и широкими пляжами; другой смотрит в море с высоких скал, карабкаясь по склонам крутыми улочками-лестницами; третий превращен в элегантный яхт-клуб с фешенебельными отелями и ресторанами. Поэтому в Испании можно провести отдых на любой вкус.

Испания - страна с многовековой историей, видевшая эпохи расцвета и упадка нескольких могущественных государств. Наиболее древние памятники культуры на территории Испании относятся к эпохе палеолита. Это наскальные рисунки на стенах пещеры Альтамира. От архитектуры иберов (древние племена, населявшие Пиренейский полуостров в I тысячелетии до нашей эры) остались руины исполинских каменных стен в Таррагоне.

Словарь терминов

Альмохадыдинастия, правившая в Северной Африке в 1146—1269 гг. Государство образовалось в результате религиозно-политического движения берберских племён под руководством Ибн Тумарта, вызванного налоговым гнётом и религиозной нетерпимостью Альморавидов. К концу 12 в. Альмохады нанесли ряд поражений христианам Испании, но в 1212 г. войска Альмохадов были разгромлены Альфонсом VIII в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Они утратили все земли в Испании за исключением Гранады. К 1249 г. от государства Альмохадов отложился ряд династий (Хафсиды, Зайяниды, Мариниды), что положило конец династии Альмохадов.

Барокко искусство (Baroque art.), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков. В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен в искусствоведческих трудах для определения стиля, господствовавшего в европейском искусстве между маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Диего Родригес де Сильва и Веласкес - испанский художник, совершивший так называемую «оптическую революцию» в искусстве. Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в. Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живо писец увлечённо изучал античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко. Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя всё богатство европейской художественной традиции.

Маньеризм (Mannerism, итал. maniera - стиль, манера), термин, употребительный в теории изобразительного искусства. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утончённости в искусстве. Однако с 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-й половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период Высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин "Маньеризм" относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко.

Мигеля де Унамуно можно было бы назвать самым испанским писателем, сильнее самого Сервантеса. Творчество испанского писателя и философа Мигеля де Унамуно (1864 - 1936) широко известно во всем мире, в том числе и в России. Им написан грандиозный историко - философского романа `Мир среди войны`, вдохновленным творческим подвигом Льва Толстого.

Миро Жоан (Miro, Joan) (1893-1983 гг.), испанский живописец, график, дизайнер. С 1919 г. подолгу жил в Париже, не порывая, однако, тесных связей с Испанией. Творчество Миро сюрреалистично (сюрреализм). На протяжении всей жизни Миро оставался верен главному принципу этого направления - освобождению творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума. Миро тем не менее отличался от остальных сюрреалистов разнообразием и жизнерадостностью полотен. В 1940 г. художник вернулся в Испанию и жил главным образом на острове Майорка, продолжая активно работать до глубокой старости.

Платереско

Архитектурный стиль испанского Возрождения. Основой стиля, возникшего в конце XV в., стало тончайшее архитектурное узорочье, имеющее плоскостно-ковровый характер. Не затрагивая конструктивную основу зданий, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее - на ренессансные формы. С 1530-х гг. в платереско проникает всё больше орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны и т. п.), а также ордерных элементов, вносящих определённую упорядоченность в декор, но не нарушающих общего впечатления нарядной живописности. Во 2-й половине XVI в. в большинстве районов Испании платереско вытесняется суровым стилем "десорнаментадо" (или "эрререско"), созданным архитектором Ф. де Эррерой Старшим.

Список литературы

1.            Введение в туризм / М.Б.Биржаков. – СПб.: Издательский Торговый Дом “Герда”, 1999. – C. 285.

2.            Выезжающему за границу. Справочник. – М.: Вече, 1999. – C. 157.

3.            История мировой культуры / М. Л. Глушков. – М.: Инфра-М, 2001. – C. 390.

4.            Архитектурные памятники Испании / К.В.Портнов - М.: “Мысль”, 2000. – C.362.

5.            Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. - C. 287.

6.            Международный туризм: политика развития / В.А., Квартальнов А.В. Романов. - М.: Советский спорт, 2004. - C. 455.

7.            Культура Испании. / А.С. Романенко. – Минск: ВЭВЭР, 2004. – С. 276.

8.            Испания с древности и до наших времен / К.Н. Литвак. – СПб.: Питер, 2003. – С. 421.

9.            Международные экономические отношения. Экономика туризма / Г.А. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2002. – С. 360.

10.       Международный туристский бизнес / Е.П.Пузакова, В.А. Честникова. – М.: “Экспертное бюро – М.”, 2003. – С. 435.

11.       Мир культуры и искусства Испании / Н.О. Климентьева – Владивосток: ДВГАЭ, 2002. – С. 275.

12.       Иванченко С.И. Туризм. Практика, проблемы, перспективы // Вокруг света.  - №6. - 2003. – с. 23 – 42.

13.       Отдых в Испании / К.Т. Новикова - №6. - 2003. – с. 47 – 60.

14.       Истоки культуры и искусства Испании / С.Л. Биржаков - М.: Инфра – М, 2003. – С. 430.

15.       Мир Отдыха RCI. 1999 – 2000. Справочник. – СПб.: Мир, 2000. – С. 120.