МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРА

Контрольная работа

1. Тема: Методы психологического воздействия менеджера.

2. Цель работы: Изучить приемы психологического воздействия  менеджера в процессе делового общения.

3. Актуальность темы:  Деловое общение составляет одну из основных сфер деятельности менеджера (руководителя). Для того, чтобы вполне оценить значение делового общения в деятельности руководителя, необходимо определиться с ролью общения в структуре человеческой деятельности.

     Согласно весьма аргументированной концепции деятельности, которую предлагает  М.С.Каган,  выделяются следующие виды человеческой деятельности (которые все так или иначе задействованы в структуре руководящей работы):

1)        Преобразовательная деятельность.

2)        Познавательная деятельность.

3)        Ценностно-ориентационная деятельность..

4)        И наконец, коммуникативная деятельность или общение, то есть взаимоотношение субъектов между собой. [7].

     Таким образом, мы видим, что деятельность руководителя многогранна. Но тем не менее общение (в профессиональном плане – это деловое общение) стоит во главе всего и занимает в этой системе ключевую позицию. Она стоит как бы надо всеми другими областями деятельности руководителя,

что видно на приведенной ниже схеме:

                                                      РЕЗУЛЬТАТ

Деловое общение

Преобразовательная       Познавательная        Ценностно-ориентационная   

      деятельность                   деятельность                    деятельность

     Преобразовательная деятельность руководителя реализуется руками его подчиненных и при содействии его деловых партнеров, а для этого необходимо деловое общение.

      Познавательная деятельность (то есть получение всей необходимой для дела информации) необходимо связано с тем, как руководитель общается со своими информаторами.

       Наконец, ценностно-ориентационная деятельность, связанная с выработкой стратегии принятия решений, также находит свою реализацию в деловом общении.

     Таким образом, выбрав для настоящей работы данную тему, тем самым мы берем на себя задачу раскрыть сущность ключевого аспекта деятельности руководителя. Это и обусловливает высокую актуальность данной темы и ее большую значимость для последующей профессиональной деятельности.

4. Задачи исследования:

1.     Рассмотреть общие аспекты психологического воздействия менеджера.

2.     Изучить особенности невербального и вербального компонента в деловом общении.

5. Методы: Анализ современной  литературы по избранной теме. Анализ конкретного примера деловой коммуникации.

6. Гипотеза:  Психологическое воздействие менеджера представляет собой комплексное воздействие, включающее в себя как вербальные, так и невербальные компоненты.

МЕТОДЫ ПИСХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

1.Определение делового общения и основные его черты.

Деловое общение – это разновидность общения,  возникающая на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения  выступают в  формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе этические) поведения людей.

В деловом общении предметом общения является дело, которое стоит над межличностными отношениями собеседников:

ДЕЛО

СОБЕСЕДНИК 1                                     СОБЕСЕДНИК 2

Особенности делового общения выступают в том, что:

·        Партнер  в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

·        Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

·        Основная задача делового общения  - продуктивное сотрудничество [12].

2.2.Основные виды делового общения

      К видам делового общения относятся:

-         деловая беседа;

-         деловые переговоры;

-         деловая дискуссия;

-         деловые совещания;

-         публичная (ораторская) речь.  [12].

2.     Приемы психотехники убеждения при публичном выступлении (вербальное воздействие)

1) Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

2) Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как убеждающие положения, так и конкретные примеры;

3) Необходимо анализировать факты, известные слушателям;

4) Убеждающий должен быть сам глубоко убежден в том, что доказывает.

 [11].

3. Невербальное воздействие

Что касается невербальных методов убеждения, то следует прежде всего обратить внимание на одежду и внешние знаки отличия выступающего. Одежда, выражающая собой высокий социальный статус выступающего, а также знаки внешних отличий и атрибуты власти (например, судейская мантия или мундир) обязательно повышает вес всего сказанного данным лицом. Необходимо также следить за тем, чтобы выступающий всегда видел глаза собеседников; жесты должны быть открытыми, следует избегать закрытых жестов, отгораживания от аудитории. Главным требованием является конгруэнтность произносимой (вербальной) информации и невербальной информации, которую можно «прочесть» по внешним признакам и  поведению выступающего.  В деловом общении чрезвычайно важное значение имеет первой впечатление, на котором затем строится весть дальнейший коммуникативный процесс. Вот перечень основных приемов, которые выработаны для достижения этой цели:

o   Создать впечатление, что Вы – заинтересованный слушатель: наклон головы немного в сторону, заинтересованный взгляд;

o   Необходимое число «поглаживаний» - ничего не значащих вопросов, отражающих Вашу заинтересованность в данном человеке;

o   Копирование жестов человека,  расположения которого необходимо добиться;

o   Расположение под тем же углом к столу, что и Ваш собеседник;

o   Поза заинтересованного человека: подпирание щеки сжатыми пальцами, а указательный палец упирается в висок, но без подпирания ладонью подбородка;

o   Избегать закрытых, отгораживающих жестов;

o   Избегать прикосновения пальцев с своему лицу;

o   Деловой взгляд: на уровне глаз собеседника и чуть выше;

o   Рукопожатие – не протягивать руку первым, если встреча не была заранее обговорена, и если собеседник старше по возрасту или социальному статусу.

o   Больше слушать, чем говорить [1,2,3,13].

3. Пример психологического воздействия менеджера: проведение инструктажа с подчиненным о характере предстоящей     работы

         Разговор производится на расстоянии социальной зоны. Подчеркивание социальной зоны – письменный стол между подчиненными и начальником.  Если перед разговором – рукопожатие, то первым подать руку. Предложить сесть. Взгляд фиксировать чуть выше глаз собеседников. Все бумаги, документы передавать, не вторгаясь в личную зону подчиненных; дать им возможность самим взять их со стола.   Суть дела излагать кратко, не отвлекаясь.  Выслушать предложения подчиненного по характеру предстоящей работы, сочетая восприятие  этих предложений с распределением персональной ответственности подчиненных за выполнение данной работы. Не обращаться на «ты» к тем, кто не может ответить тем же. Дать возможность подчиненным записать все инструкции и даже настаивать на этом. Не принижать статус собеседников, подчеркивая, что им оказано доверие. Не детализировать выполнение работы, дабы не сковывать инициативу подчиненных. Подчеркнуть личный интерес сотрудника к выполнению работы.  При отдаче распоряжений, учитывать личные особенности и способности подчиненных.  Сообщить контрольные сроки, когда следует доложить о выполнении работы. Если подчиненный высказал предложение по работе, на котором он настаивает, а результаты представляются Вам сомнительными – возложить ответственность на него.

          Таким образом, и при анализе литературных данных, и на рассмотренном нами примере мы можем видеть подтверждение первоначальной гипотезы.

 

 

7. Литература

1.     Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. -  М.: ИНФРА-М, 2004. – 295 с.

2.     Вильсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2001. – 244 с.

3.     Воловик В.А. Тайны жеста. – М.:  ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 368 с.

4.     Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

5.     Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

6.     Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.

7.     Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). – М.: Издательство политической литературы, 1974. – 328 с.

8.     Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 320 с.

9.     Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

10.                        Пиз А. Язык телодвижений. – СПб.: «Издательский дом Гутенберг», 2000. – 187 с.

11.                        Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 736с.

12.                        Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.

13.                        Фаст Дж. Язык тела//Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: Вече, Персей, АСТ. – С.12-225.

14.                        Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972.- 472 с.