МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ МЕНЕДЖЕРА
Контрольная работа
1. Тема: Методы психологического воздействия менеджера.
2. Цель работы: Изучить приемы психологического воздействия менеджера в процессе делового общения.
3. Актуальность темы: Деловое общение составляет одну из основных сфер деятельности менеджера (руководителя). Для того, чтобы вполне оценить значение делового общения в деятельности руководителя, необходимо определиться с ролью общения в структуре человеческой деятельности.
Согласно весьма аргументированной концепции деятельности, которую предлагает М.С.Каган, выделяются следующие виды человеческой деятельности (которые все так или иначе задействованы в структуре руководящей работы):
1) Преобразовательная деятельность.
2) Познавательная деятельность.
3) Ценностно-ориентационная деятельность..
4) И наконец, коммуникативная деятельность или общение, то есть взаимоотношение субъектов между собой. [7].
Таким образом, мы видим, что деятельность руководителя многогранна. Но тем не менее общение (в профессиональном плане – это деловое общение) стоит во главе всего и занимает в этой системе ключевую позицию. Она стоит как бы надо всеми другими областями деятельности руководителя,
что видно на приведенной ниже схеме:
РЕЗУЛЬТАТ
Деловое общение
Преобразовательная Познавательная Ценностно-ориентационная
деятельность деятельность деятельность
Преобразовательная деятельность руководителя реализуется руками его подчиненных и при содействии его деловых партнеров, а для этого необходимо деловое общение.
Познавательная деятельность (то есть получение всей необходимой для дела информации) необходимо связано с тем, как руководитель общается со своими информаторами.
Наконец, ценностно-ориентационная деятельность, связанная с выработкой стратегии принятия решений, также находит свою реализацию в деловом общении.
Таким образом, выбрав для настоящей работы данную тему, тем самым мы берем на себя задачу раскрыть сущность ключевого аспекта деятельности руководителя. Это и обусловливает высокую актуальность данной темы и ее большую значимость для последующей профессиональной деятельности.
4. Задачи исследования:
1. Рассмотреть общие аспекты психологического воздействия менеджера.
2. Изучить особенности невербального и вербального компонента в деловом общении.
5. Методы: Анализ современной литературы по избранной теме. Анализ конкретного примера деловой коммуникации.
6. Гипотеза: Психологическое воздействие менеджера представляет собой комплексное воздействие, включающее в себя как вербальные, так и невербальные компоненты.
МЕТОДЫ ПИСХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ
1.Определение делового общения и основные его черты.
Деловое общение – это разновидность общения, возникающая на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе этические) поведения людей.
В деловом общении предметом общения является дело, которое стоит над межличностными отношениями собеседников:
ДЕЛО
СОБЕСЕДНИК 1 СОБЕСЕДНИК 2
Особенности делового общения выступают в том, что:
· Партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
· Общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
· Основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество [12].
2.2.Основные виды делового общения
К видам делового общения относятся:
- деловая беседа;
- деловые переговоры;
- деловая дискуссия;
- деловые совещания;
- публичная (ораторская) речь. [12].
2. Приемы психотехники убеждения при публичном выступлении (вербальное воздействие)
1) Убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
2) Она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, должна содержать как убеждающие положения, так и конкретные примеры;
3) Необходимо анализировать факты, известные слушателям;
4) Убеждающий должен быть сам глубоко убежден в том, что доказывает.
[11].
3. Невербальное воздействие
Что касается невербальных методов убеждения, то следует прежде всего обратить внимание на одежду и внешние знаки отличия выступающего. Одежда, выражающая собой высокий социальный статус выступающего, а также знаки внешних отличий и атрибуты власти (например, судейская мантия или мундир) обязательно повышает вес всего сказанного данным лицом. Необходимо также следить за тем, чтобы выступающий всегда видел глаза собеседников; жесты должны быть открытыми, следует избегать закрытых жестов, отгораживания от аудитории. Главным требованием является конгруэнтность произносимой (вербальной) информации и невербальной информации, которую можно «прочесть» по внешним признакам и поведению выступающего. В деловом общении чрезвычайно важное значение имеет первой впечатление, на котором затем строится весть дальнейший коммуникативный процесс. Вот перечень основных приемов, которые выработаны для достижения этой цели:
o Создать впечатление, что Вы – заинтересованный слушатель: наклон головы немного в сторону, заинтересованный взгляд;
o Необходимое число «поглаживаний» - ничего не значащих вопросов, отражающих Вашу заинтересованность в данном человеке;
o Копирование жестов человека, расположения которого необходимо добиться;
o Расположение под тем же углом к столу, что и Ваш собеседник;
o Поза заинтересованного человека: подпирание щеки сжатыми пальцами, а указательный палец упирается в висок, но без подпирания ладонью подбородка;
o Избегать закрытых, отгораживающих жестов;
o Избегать прикосновения пальцев с своему лицу;
o Деловой взгляд: на уровне глаз собеседника и чуть выше;
o Рукопожатие – не протягивать руку первым, если встреча не была заранее обговорена, и если собеседник старше по возрасту или социальному статусу.
o Больше слушать, чем говорить [1,2,3,13].
3. Пример психологического воздействия менеджера: проведение инструктажа с подчиненным о характере предстоящей работы
Разговор производится на расстоянии социальной зоны. Подчеркивание социальной зоны – письменный стол между подчиненными и начальником. Если перед разговором – рукопожатие, то первым подать руку. Предложить сесть. Взгляд фиксировать чуть выше глаз собеседников. Все бумаги, документы передавать, не вторгаясь в личную зону подчиненных; дать им возможность самим взять их со стола. Суть дела излагать кратко, не отвлекаясь. Выслушать предложения подчиненного по характеру предстоящей работы, сочетая восприятие этих предложений с распределением персональной ответственности подчиненных за выполнение данной работы. Не обращаться на «ты» к тем, кто не может ответить тем же. Дать возможность подчиненным записать все инструкции и даже настаивать на этом. Не принижать статус собеседников, подчеркивая, что им оказано доверие. Не детализировать выполнение работы, дабы не сковывать инициативу подчиненных. Подчеркнуть личный интерес сотрудника к выполнению работы. При отдаче распоряжений, учитывать личные особенности и способности подчиненных. Сообщить контрольные сроки, когда следует доложить о выполнении работы. Если подчиненный высказал предложение по работе, на котором он настаивает, а результаты представляются Вам сомнительными – возложить ответственность на него.
Таким образом, и при анализе литературных данных, и на рассмотренном нами примере мы можем видеть подтверждение первоначальной гипотезы.
7. Литература
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 295 с.
2. Вильсон Г., Макклафлин К. Язык жестов – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2001. – 244 с.
3. Воловик В.А. Тайны жеста. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 368 с.
4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с.
7. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). – М.: Издательство политической литературы, 1974. – 328 с.
8. Лебон Г. Психология масс. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 320 с.
9. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
10. Пиз А. Язык телодвижений. – СПб.: «Издательский дом Гутенберг», 2000. – 187 с.
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на Дону: Феникс, 1996. – 736с.
12. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.
13. Фаст Дж. Язык тела//Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: Вече, Персей, АСТ. – С.12-225.
14. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972.- 472 с.