Проблемы конвертируемости российской валюты

Содержание

Введение.. 3

1. Валютная политика России. 5

2. Проблемы конвертируемости валюты РФ.. 9

3. Перспективы достижения конвертируемости российской валюты.. 13

Заключение.. 15

Список литературы... 16

Приложение.. 17


Введение


Одним из основных показателей, отражающих свойственную переходным экономикам повышенную нестабильность, является обменный курс национальной валюты. Проблема выбора такого курса особенно важна при переходе к рыночной экономике, поскольку он диктует необходимость немедленной макроэкономической стабилизации. К числу основных задач переходных экономик относится ограничение инфляционных процессов.

Стабилизация цен открывает возможности предвидения средне- и долгосрочных перспектив экономического развития народного хозяйства. Реализация стабилизационной программы означает достижение внешнего и внутреннего экономического равновесия. Роль политики обменного курса в достижении макроэкономического равновесия особенно важна в начале переходного периода. Благодаря правильно выбранной политике обменного курса можно избежать чрезмерного предложения денег и предотвратить возникновение инфляционных ожиданий. Рациональный выбор политики обменного курса способствует ограничению склонности населения к накоплению сбережений в долларах и валюте других развитых стран.

Выбор режима обменного курса в переходных экономиках опирается на ряд предпосылок. Они формируются экономической ситуацией в соответствующем государстве. В нашем государстве движение валютного курса рубля и его соотношение с движением внутренних цен приобрели для всех, в том числе и граждан России особое значение. Уже в период "горбачевской перестройки" расширение экономической самостоятельности государственных хозрасчетных предприятий и их доступа к внешнему рынку потребовало перемен в валютном режиме

Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению валютным рынком выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.

Обменный курс валюты является тем ключевым фактором, который связывает экономику страны с остальным миром. Цель данной контрольной работы рассмотреть проблему конвертируемости Российской валюты – рубля.


1. Валютная политика России


Одним из главных средств реализации валютной политики является валютное регулирование, то есть государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений. Из традиционных форм валютной политики, известных мировой практике, в нашей стране применяются следующие: [1]

“валютные ограничения;

регулирование режима валютного курса;

девизная политика в форме валютных интервенций;

управление золотовалютными резервами;

регулирование степени конвертируемости рубля.

Дисконтная политика, направленная на стабилизацию курса рубля в России, не применяется, поскольку валютные ограничения и тяжелое экономическое положение препятствуют свободному движению иностранного краткосрочного капитала”.

На территории России официальной денежной единицей является Российский рубль. Все расчеты и платежи в стране осуществляются в рублях, за исключением случаев предусмотренных законом. Золотое содержание рубля не устанавливается. Банк России периодически устанавливает курсы иностранных валют в рублях, которые применяются российскими организациями для целей учета и таможенных платежей. Коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление валютных операций, самостоятельно производят котировку валют в рублях, и по этим курсам (отличающимся от курсов ЦБ РФ) осуществляют обмен валют на рубли (и обратно). Эти курсы различны для наличных и безналичных расчетов.

Валютными операциями считаются:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используется иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Россию (и обратно) валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов.

Валютные ценности могут находится в собственности как резидентов, так и нерезидентов, это право защищается государством.

Операции с валютой и ценными бумагами в валюте подразделяются на текущие валютные операции (переводы валюты в Россию и обратно, для осуществления расчетов по внешней торговле, предоставление и получение кредитов на срок не более 180 дней, неторговые расчеты и т. п.) и валютные операции, связанные с движением капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней и т. п.).

Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, а операции, связанные с движением капитала - в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.

"Иностранная валюта"- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки;

средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

"Свободно конвертируемая валюта" - иностранная валюта, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Каждое государство имеет собственную валютную систему, то есть "форму организации валютных отношений, закрепленную национальным законодательством". Основой национальной валютной системы выступает установленная законом денежная единица страны.

Науке известно несколько концепций происхождения денег. По мнению рационалистов, деньги - результат соглашения между людьми, убедившимися, что для передвижения стоимостей в меновом обороте необходимы специальные инструменты.

Согласно эволюционной концепции, деньги - итог эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место.

Самуэльсон назвал деньги искусственной социальной условностью, а Гелбрейт считал, что закрепление денежных функций за благородными металлами и другими предметами - продукт соглашения между людьми.

По форме деньги подразделяются на:

- золотые (приобретают свою стоимость от стоимостной субстанции денежного товара, которая создается в сфере добычи золота);

- бумажные (денежные знаки, выпускаемые прямо (косвенно) государственным казначейством для бюджетных нужд и снабженные принудительной покупательной способностью (казначейские векселя, государственные облигации, некоторые виды государственных ценных бумаг и билонная монета);

- кредитные (различные виды денег, возникшие на основе замещения имущественных обязательств частных лиц (государства): вексель, банкноты, депозитные деньги (внешне их обращение связано с чеком)).

Под валютой РФ законодатель понимает:

а) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) Центрального банка РФ и монеты;

б) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в РФ;

в) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключаемого Правительством РФ и Центральным банком РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства российской валюты в качестве законного платежного средства.

Валютные курсы формируются на мировом валютном рынке в зависимости от спроса и предложения, которые определяются многими факторами. Прежде всего, положение валюты любой страны зависит от состояния ее экономики, а также от соотносительных темпов инфляции в различных странах, от темпов роста производительности труда и ее соотношения между странами, от темпов роста ВНП (основы товарного наполнения денег), места и роли страны в мировой торговле, вывозе капитала. Чем выше темпы инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты. Долгосрочные тенденции развития валютного курса являются отражением хода воспроизводственного процесса в национальной экономике и роли страны в мировом хозяйстве.[2]

Под иностранной валютой, не являющейся свободно конвертируемой валютой, понимается иностранная валюта, которая не обменивается без ограничений на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Отнесение иностранной валюты к иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, а также определение порядка открытия счетов и предоставления информации об этих счетах осуществляются Центральным банком Российской Федерации.


2. Проблемы конвертируемости валюты РФ


Конвертируемость, или обратимость, национальной денежной единицы - это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек и появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по валютным сделкам.

Обратимость валюты не есть чисто техническая категория возможности ее обмена. По сути, это особый характер связи между национальным и мировым хозяйствами, глубокое интегрирование первого во второе. Обратимость национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов такие, как:[3]

1) Свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом.

2) Расширение возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиционную политику за рубежом.

3)Стимулирующее  воздействие  иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость производства к меняющимся условиям.

4) Подтягивание национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству.

5) Возможность осуществления расчетов в национальных деньгах.

6) Возможность  ограниченной  денежной    эмиссии   национальной   валюты в мировой финансовый оборот без каких-либо значительных последствий для данной страны.

7) На уровне народного хозяйства в целом - специализация с учетом относительных преимуществ, наиболее оптимальное и экономное расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда.

В современном мире лишь ограниченное число стран имеют полностью конвертируемые валюты: США, ФРГ, Великобритания, Япония, Канада, Дания, Нидерланды, Австрия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Сейшельские Острова. это преимущественно  либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой. Даже Франция и Италия не достигли еще полной конвертируемости, сохраняя некоторые ограничения по  движению капиталов и кредитов и требования о сдаче экспортных поступлений.

Конвертируемость национальных денег есть своеобразный показатель развитости и стабильности данной страны.[4]

Однако очевидно, что при подходах к проблеме конвертируемости мы сталкиваемся с серьезным противоречием:  экономическая реформа в полной мере невозможна без конвертируемости национальной валюты, но в то же время и конвертируемость рубля в полной мере невозможна без успешного развертывания реформы.

Решение этого противоречия, очевидно, заключается в постепенном, частичном и взаимно согласованном продвижении к цели с “обоих концов”: осторожном принятии ограниченных форм конвертируемости для стимулирования желаемых изменений в экономике, с одной стороны, и постепенном накоплении экономико-политических предпосылок для введения более развернутых форм обратимости, с другой стороны.

В мировой практике выделяются три основные причины  неконвертируемости денег: 1) завышенный валютный курс; 2) нерациональные внутренние цены; 3) товарная неконвертируемость.

Первая причина в основном является болезнью развитой рыночной экономики, поэтому России это пока мало касается. После отмены твердого курса рубля произошло обвальное падение его рыночного курса, так что его сегодняшнее состояние никак нельзя назвать завышенным.

Завышенный валютный курс часто приводит к дефициту платежного баланса по текущим операциям. Постоянный дефицит приводит к неконвертируемости по мере истощения резервов иностранной валюты. Для нашей страны это опять же несущественно важно, т.к. российский экспорт всегда превосходил импорт. К сожалению,  его структура  оставляет желать лучшего, но торговое сальдо в России всегда было положительным.

Что касается цен, то после отмены диктаторской государственной ценовой политики, потребительская стоимость большинства товаров и услуг стала зависеть от рыночной ситуации. На протяжении последних лет российские цены приближаются к мировым эквивалентам.

Товарная неконвертируемость, являющаяся основной причиной плохой обратимости российской национальной валюты, означает, что только относительно небольшой ассортимент товаров, услуг и имущества свободно покупается нерезидентами.

Низкое качество и неразнообразие большей части российской продукции, являющиеся следствием административно-планового ведения хозяйства на протяжении 70 лет, сводит к нулю конкурентоспособность этой продукции на мировом рынке, несмотря на дешевизну российской рабочей силы. А ведь именно способность свободно переводить деньги в широкий ассортимент товаров и имущества является основным фактором, делающим западные валюты конвертируемыми.

Так, на фоне более чем очевидного спада промышленного производства, нестабильности финансовой системы одномоментный переход к “конвертируемому” рублю стал причиной еще большего усугубления экономического положения в стране.

Механизм “внутренней конвертируемости” требует постоянного притока иностранных платежных средств для продажи за рубли, однако способы, с помощью которых обеспечивается возможность получения СКВ на российском валютном рынке, никак не отвечает принципам здоровой и независимой национальной экономики.

В обстановке глубокого структурного экономического кризиса поддержание “внутренней конвертируемости” достигается очень дорогой ценой - ценой международного банкротства России, фактически отказавшейся платить по своим валютным долгам продолжающей нарушать текущие платежные обязательства, ценой усиления унизительной долговой зависимости от западных держав и международных организаций, расчетливо и дозировано кредитующих Россию, исходя из далеко идущих собственных интересов.[5]

Несмотря на очевидность отрицательных последствий “внутренней конвертируемости” рубля для российской экономики, Правительство Российской Федерации с 1 июня 1996 г. приняло на себя обязательства, налагаемые на страны-члены МВФ статьей VIII, согласно которым рубль становится свободно конвертируемой валютой. Согласно этим обязательствам Российская Федерация не может вводить ограничения на платежи и переводы по текущим операциям, практиковать использование множественных валютных курсов или дискриминационные правила валютного регулирования. А в соответствии с пунктом 4 этой статьи Центральный Банк Российской Федерации принимает на себя обязательства выкупать рублевые остатки, имеющиеся у других стран-членов МВФ. Выкуп может осуществляться либо в СДР, либо в валюте страны, его запросившей.

3. Перспективы достижения конвертируемости российской валюты


В настоящее время существует несколько альтернативных проектов и теоретических наработок по созданию престижной конвертируемой валюты Российской Федерации. Одним из них является предложение ввести параллельную валюту типа знаменитого “червонца”, который во времена НЭПа сумел нормализовать финансовый оборот в Советской России; и создать двойную экономическую и финансовую систему.

Подобная новая валюта будет являться своеобразным мостом, связывающим рубль с конвертируемыми валютами. Элементами моста, ведущего к рублю, будут условия, по которым можно провести конверсию рубля в “червонцы”. Та часть моста, которая свяжет новые деньги с конвертируемыми валютами, будет основываться на подлинной конвертируемости “червонца”.

Предлагаемые деньги большей частью предназначены для внешнеторговых сделок, чем для хождения на внутреннем рынке страны. Конкурентоспособность новых “червонцев” будет обеспечиваться на первых порах золотовалютным стандартом. В дальнейшем предполагается его отмена и полный допуск новой валюты во внутренний рынок России.

Но, по мнению большинства экономистов, подобный путь достижения конвертируемости ни к чему не приведет, так как обеспечение обратимости такой валюты требует создания тех же предпосылок, что и в отношении обычного рубля. Если эти предпосылки будут постепенно складываться, то не будет необходимости в лишнем искусственном звене. В противном случае введение параллельной валюты может лишь окончательно запутать и парализовать систему расчетов.

Кроме того, в условиях общепринятой демонетизации золота во всем мире и запрета фиксировать стоимость валюты по отношению к золоту в соответствии с уставом МВФ любая идея золотого стандарта толкает нас на еще большую изоляцию от мирового сообщества, еще большую несовместимость нашего денежно-кредитного и валютного механизма с остальным миром.

Если, как утверждает Правительство Российской Федерации, этот год   все же станет переломным для российской экономики, и нам удастся достичь реального, стабильного роста производства, то российский рубль вполне способен стать действительно конвертируемой денежной единицей, занять достойное место среди валют мирового значения, и приносить российской экономике все те выгоды, о которых говорилось в самом начале этой работы.[6]

Но в данный момент обратимость валюты Российской Федерации связана с огромными издержками для Центрального банка и не оказывает того положительного влияния на национальную экономику, которое планировалось при ее утверждении.


Заключение


Конвертируемыми называются валюты стран, полностью отменивших валютные ограничения как для нерезидентов, так и для резидентов. Эти валюты обмениваются на любую иностранную валюту, чего нельзя сказать о российском рубле. В этом и заключается основная проблема российской валюты.

Частично конвертируемые – это валюты стран, отменивших валютные ограничения не по всем валютным операциям. К частично конвертируемым валютам относятся валюты большинства западноевропейских стран, которые в декабре 1958 года отменили валютные ограничения для нерезидентов ( иностранные физические и юридические лица ).

К неконвертируемым  валютам относятся валюты стран, полностью сохраняющих валютные ограничения по всем валютным операциям.

Российский рубль скорее всего можно отнести к частично конвертируемой валюте, так как валютные ограничения в нашей стране еще существуют, а снять валютные ограничения будет означать гибель рубля из-за притока иностранного капитала. Валютные ограничения следует не снимать до тех пор, пока экономическая и политическая обстановка в нашей стране не стабилизируется и уровень инфляции, как фактор действующий на курс валюты, не будет минимальным. Эта задача не так уж и сложна, как считают специалисты, если правительство и другие органы правильно организуют валютную политику в России.


Список литературы


1.     Борисов С.М. - Азбука обратимости или что надо знать о конвертируемости валют. - М. - Финансы и статистика - 2003.

2.     "Деньги и кредит", М.И.Сухов "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы", N12, 2001

3.     "Деньги и кредит", "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 1997 год", N12, 2000

4.     "Российский экономический журнал", N9, 1996 стр 36-48,56-59

5.     Фишер С., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", изд."Дело", М., 2003


Приложение

Типовой проект

одобрен Решением Совета

глав правительств Содружества

Независимых Государств


СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ _________________________

И ЦЕНТРАЛЬНЫМ (НАЦИОНАЛЬНЫМ) БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ _________,

ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ _______________________________

И ЦЕНТРАЛЬНЫМ (НАЦИОНАЛЬНЫМ) БАНКОМ РЕСПУБЛИКИ __________

О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЗАИМНОЙ КОНВЕРТИРУЕМОСТИ

НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ


Правительство Республики _______________________ и Центральный (Национальный) банк Республики _______________, с одной стороны, и Правительство Республики ___________________________ и Центральный (Национальный) банк Республики _________________________, с другой стороны, в дальнейшем именуемые Сторонами,

подтверждая приверженность к созданию Экономического союза и поэтапному формированию Платежного союза,

согласились о нижеследующем.


Статья 1


Признавая функционирование на территориях Республики _________ _______________ и Республики _____________________________________ национальных денежных систем с использованием в качестве законного платежного средства в Республике ___________________, в Республике ___________________, а также учитывая текущее состояние платежно - расчетных отношений между Республикой __________________________ и Республикой ________________, Стороны согласились, что необходимым условием достижения взаимной конвертируемости национальных валют является ее поэтапное введение: на первоначальном этапе - проведение мероприятий по стабилизации курсов национальных валют друг к другу и к свободно конвертируемым валютам, а на последующих этапах - создание базы для их полной взаимной конвертируемости.


Статья 2


Стороны признают необходимым проведение дальнейшей работы по сближению законодательных и подзаконных актов Республики _________ и Республики ___________________, регулирующих валютные отношения.


Статья 3


Стороны будут осуществлять меры по формированию ликвидных валютных рынков в Республике _______________________ и Республике _______________.

Признавая, что основой функционирования валютных рынков является установление реальных рыночных курсов валют, Центральный (Национальный) банк Республики ___________________ и Центральный (Национальный) банк Республики ________________ обязуются обеспечить регулярные (не реже одного раза в неделю) котировки рыночного курса своих национальных валют друг к другу и к доллару США, которые будут проводиться на основе спроса и предложения на внутренних валютных рынках.

Для поддержания ликвидности своих валютных рынков Стороны заключают сделки купли - продажи национальных валют друг другу, а также сделки купли - продажи национальных валют за свободно конвертируемую валюту.


Статья 4


С целью создания развитых внутренних валютных рынков и установления реального обменного курса национальных валют Стороны обязуются осуществить согласованные меры по созданию максимально благоприятного климата для развития взаимной торговли.

Экономические отношения между субъектами хозяйствования Республики _______________ и Республики ___________________ будут осуществляться на основе прямых контрактов.


Статья 5


Расчеты между субъектами хозяйствования Республики ______________ и Республики _________________ могут осуществляться в российских рублях, национальной валюте, а также в свободно конвертируемых валютах в соответствии с законодательствами Республики _______________ и Республики ____________________ через уполномоченные банки.

В случае необходимости Стороны могут предоставлять друг другу в этих валютах кредиты в соответствии с действующими законодательными актами Республики ______________________________ и Республики ______________________.


Статья 6


Стороны примут меры к внесению изменений в соответствующие нормативные акты своих государств с целью обеспечения свободного ввоза и вывоза гражданами двух государств наличных денежных знаков Республики __________________ и Республики ________________, установив порядок их декларирования, а также меры по созданию на своих территориях сети обменных пунктов для проведения операций с наличными денежными знаками Республики _________________ и Республики ___________________.


Статья 7


Настоящее Соглашение временно применяется со дня подписания и вступает в силу после выполнения Республикой ___________________ и Республикой ______________________ внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.


За Правительство                    За Правительство

Республики ___________________      Республики ___________________


За Центральный (Национальный)       За Центральный (Национальный)

банк Республики_______________      банк Республики_______________



[1] "Деньги и кредит", М.И.Сухов "Государственное регулирование валютного рынка России: актуальные проблемы", N12, 2001


[2] "Российский экономический журнал", N9, 1996 стр 36-48,56-59


[3] С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", изд."Дело", М., 2003г. с.119


[4] Борисов С.М. - Азбука обратимости или что надо знать о конвертируемости валют. - М. - Финансы и статистика – 2003г. с.8


[5] Борисов С.М. - Азбука обратимости или что надо знать о конвертируемости валют. - М. - Финансы и статистика – 2003г. с.31


[6] С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи "Экономика", изд."Дело", М., 2003г. с.120