Содержание


Процессуальное задержание подозреваемого_______________________ 3

Задача № 1__________________________________________________ 12

Задача № 2__________________________________________________ 15

Список источников и литературы_____________________________ 18


Процессуальное задержание подозреваемого


Задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактического задержания (п. 11 ст. 5 УПК). Задержание не является мерой пресечения. Задержание применяется в отношении подозреваемого. Допускается также задержание обвиняемого, объявленного в розыск, в случае его обнаружения (ч. 3 ст. 210 УПК). По смыслу Закона задержание относится к неотложным следственным действиям и в большинстве случаев должно применяться при расследовании "общеуголовных" преступлений "по горячим следам".

Целью задержания является: выяснение причастности или непричастности задержанного к совершению преступления; решение вопроса о применении меры пресечения - заключение под стражу. Мотивами задержания являются: предотвращение возможности скрыться от следствия; пресечение преступной деятельности; предотвращение возможности воспрепятствовать расследованию.

Орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Лицо считается задержанным с момента фактического задержания, т.е. с момента, когда лицо удерживается с применением физического насилия или без такового и лишается свободы распоряжаться собой. Поскольку фактическое задержание должно быть обусловлено подозрениями в совершении преступления и совершением процессуальных действий, то его следует связывать с доставлением подозреваемого лица к следователю (дознавателю). Таким образом, срок задержания следует исчислять с момента доставления к следователю (дознавателю).

Срок задержания до вынесения решения суда не может превышать 48 часов. По истечении этого срока подозреваемый должен быть арестован судом, либо освобожден из-под стражи, либо срок задержания продлен судом дополнительно на срок до 72 часов. В этом случае судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК). Время задержания исчисляется в часах, и срок истекает через соответствующее количество часов, независимо от времени суток и дня недели. Минуты во внимание не принимаются.

При возбуждении следователем (дознавателем) ходатайства об избрании в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, меры пресечения - заключение под стражу, постановление о возбуждении ходатайства должно быть согласовано с прокурором и с материалами дела представлено судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.

С момента фактического задержания лицо приобретает статус подозреваемого, если только оно не приобрело этот статус ранее в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела.

 Постановление о задержании не выносится. Задержание оформляется протоколом (прил. 28 к ст. 476 УПК). В протоколе делается отметка о том, что подозреваемому разъяснено, в чем он подозревается, а также разъяснены его права, в том числе право на помощь защитника. Протокол подписывается следователем (начальником органа дознания, дознавателем, прокурором) и подозреваемым. Если подозреваемый отказался подписывать протокол, об этом делается отметка. Если в деле участвует защитник и он присутствует во время составления протокола задержания, он также подписывает протокол.

Протокол задержания составляется в трех экземплярах, один из которых находится в уголовном деле, второй направляется администрации изолятора временного содержания, третий вручается под расписку подозреваемому.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (п. 2 ч. 2 ст. 46 УПК). Правила допроса общие (ст. 189, 190 УПК). Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний по ст. 307, 308 УК РФ подозреваемый не предупреждается. Вначале должен быть составлен протокол задержания, а затем произведен допрос подозреваемого (прил. 38 к ст. 476 УПК).

Защитник допускается к участию в деле с момента фактического задержания подозреваемого, если ранее он в деле не участвовал (п. 3-а ч. 3 ст. 49 УПК). Если защитник не приглашен подозреваемым, следователь (дознаватель) обязан обеспечить участие защитника по назначению. Если в течение 24 часов с момента задержания подозреваемого явка приглашенного им защитника невозможна, то следователь (дознаватель) приглашает защитника по назначению. Протокол задержания в таком случае составляется без участия защитника. Если подозреваемый отказался от назначенного защитника, то допрос подозреваемого может быть произведен без участия защитника, за исключением случаев, когда такое участие обязательно и отказ подозреваемого не имеет процессуального значения (ст. 50, п. 2-7 ч. 1 ст. 51 УПК).

Свидание с защитником предоставляется подозреваемому после составления протокола задержания, но до допроса, если в этом есть необходимость. Конфиденциальность свидания означает, что оно предоставляется наедине, в условиях, позволяющих вести визуальное наблюдение при невозможности прослушивания (ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").

Личный обыск подозреваемого при задержании производится без вынесения постановления о производстве обыска. Результаты личного обыска отражаются в протоколе задержания. Личный обыск проводится только лицом одного пола с подозреваемым. Участвует не менее двух понятых того же пола. Возможно участие специалиста.

Подозреваемый может быть освобожден из-под стражи: 1) по постановлению следователя (дознавателя); 2) по постановлению прокурора; 3) по постановлению судьи; 4) по постановлению начальника изолятора временного содержания.

Следователь (дознаватель, прокурор) обязаны своим постановлением освободить задержанного по истечении 48 часов с момента его задержания, если к этому моменту он не арестован по постановлению судьи, вынесенному на основании ходатайства следователя (дознавателя), согласованного с прокурором. Судья вправе продлевать срок задержания не более чем на 72 часа для представления дополнительных доказательств обоснованности задержания. Постановление судьи с указанием даты и времени, до которого продлевается срок задержания, немедленно вручается следователю (дознавателю) и администрации изолятора временного содержания.

Постановление судьи об отказе в удовлетворении ходатайства следователя (дознавателя, прокурора) о заключении подозреваемого (обвиняемого) под стражу подлежит немедленному исполнению. Лицо освобождается из-под стражи в зале суда. Копия постановления судьи вручается освобожденному.

Начальник изолятора временного содержания освобождает задержанного своим постановлением, если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания. Об освобождении задержанного уведомляется следователь (дознаватель) и прокурор.

Уведомление должно производиться письменно, копия уведомления приобщается к материалам уголовного дела. Уведомление может быть сделано и по телефону, в этом случае к делу приобщается соответствующая справка. Телефонный звонок или письменное уведомление о задержании могут быть с разрешения следователя сделаны и самим подозреваемым.

Необходимо уведомить кого-либо из близких родственников подозреваемого, к которым относятся: супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. При отсутствии таковых уведомляется кто-либо из других его родственников, к которым относятся все иные лица, состоящие с ним в родстве (п. 4, 37 ст. 5 УПК). Уведомляется только один из родственников - названный подозреваемым либо тот, кого следователь (дознаватель) сочтет нужным уведомить.

О задержании иностранца уведомляется соответствующее посольство или консульство. Следователь (дознаватель) уведомляет вышестоящую инстанцию, затем Генеральная прокуратура России связывается с Министерством иностранных дел России, после чего производится уведомление по дипломатическим каналам соответствующего посольства или консульства.

О задержании несовершеннолетнего его родители или иные законные представители уведомляются обязательно.

Задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, часто сопряжено со значительными трудностями. Это объясняется недостаточной правовой регламентацией и научной исследованностью этого правового института. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части подозрения не отвечает в должной мере конституционному требованию обеспечения прав и законных интересов личности, оказавшейся под подозрением. Нет достаточно четкого представления о сущности подозрения в уголовном процессе. Неопределенность термина "по подозрению", закрепленного в ст.91 УПК РФ, не дает возможность органу уголовного преследования на этапе подозрения предельно четко обозначить круг обстоятельств, при которых действительный свидетель будет отграничен от фактического подозреваемого. Нет единого мнения по вопросу о том, что следует понимать под "иными данными", предусмотренными ч.2 ст.91 УПК РФ как самостоятельным основанием для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Уголовно-процессуальный закон не определяет обстоятельств, с которых начинается подозрение, не указывает отдельной нормой процессуальный срок, в течение которого лицо находится под подозрением. Как отмечала Т.Г. Морщакова, "конституционная норма о том, что задержание возможно только на 48 часов, превращается уже в декларацию, потому что в действительности этот срок может превратиться в 5 суток"[1]. Указанные обстоятельства не способствуют единообразному и правильному применению этой меры процессуального принуждения, что нередко порождает ошибки в следственной практике, влекущие нарушения прав и законных интересов личности.

Подозрение - это предположение о субъекте преступления, неполная осведомленность о каких-либо фактах, обстоятельствах, то есть вероятное, предположительное объяснение их. Строя версии о субъекте преступления, следователь (дознаватель) основывается на своих размышлениях о круге лиц, могущих совершить преступление. Сопоставляя данные о преступлении, известные по делу, с данными о подозреваемом лице, следователь приходит к выводу о необходимости задержать его. Однако возникшее в сознании следователя (дознавателя) подозрение не делает данное лицо подозреваемым в процессуальном смысле. Это происходит потому, что мнение следователя процессуально не закреплено. Официальное объявление о подозрении может играть роль юридического факта, который запускает в действие весь механизм реализации прав подозреваемого.

Закрепленное в действующем законодательстве множество процессуальных форм фиксации признания лица подозреваемым (протокол, постановление) не обеспечивает надлежащих гарантий права на защиту и его статус. Основание для признания лица в качестве подозреваемого - наличие обоснованного подозрения, но отнюдь не применение к лицу мер процессуального принуждения, возбуждения в отношении конкретного лица уголовного дела, которые являются лишь одними из оснований для появления фигуры подозреваемого. "В настоящее время определение статуса лица по уголовному делу через меру принуждения выглядит явным анахронизмом, - подчеркивает А.А. Давлетов, - поскольку противоречит не только идее правового государства, но и многим положениям УПК, а также элементарной логике предварительного расследования"[2].

Юридическим основанием для признания лица подозреваемым должно быть именно постановление о его признании таковым. Только после вынесения соответствующего постановления лицо может быть водворено в ИВС или следственный изолятор на срок до 48 часов или к нему согласно УИК РФ может быть применена мера пресечения - заключение под стражу, домашний арест.

Сближение России с другими странами мира обуславливает необходимость более внимательного изучения международных стандартов в области прав человека, анализа особенностей обеспечения прав участников расследования. Сравнительное исследование двух основных систем зарубежного права - континентальной и англо-американской - приводит к выводу о том, что уголовному процессу большинства стран известен термин "подозрение". Его употребление связано с необходимостью допроса лица по поводу причастности к преступлению и ограничением свободы передвижения, то есть с его задержанием или арестом.

Этимологически термин "подозрение" тесно связан с термином "подозреваемый" и означает предположение, основанное на сомнении в правильности, законности чьих-нибудь поступков. Подозрение в общеупотребительном значении слова может возникнуть у любого человека по поводу правильности каких-либо действий других лиц, независимо от того, окажутся ли эти действия противоправными или нет. В.И. Даль, разъясняя значение слова "подозрение" как "догадок на кого, сомнения, недоверия, обвинения", делает акцент на правовую сферу его применения: "На него падает подозрение в стычке с ворами. Оставить, кого по суду в подозрении, не обвинив и не оправдав, постановить, что есть повод считать его виновным".

При раскрытии и расследовании преступлений объективно возникают ситуации, когда органы дознания и предварительного следствия располагают фактическими данными (информацией), свидетельствующими о причастности конкретного лица к расследуемому преступлению, но оснований для предъявления ему обвинения еще нет. Это означает возникновение по делу подозрения, которое, в свою очередь, является дальнейшей основой появления в деле подозреваемого. По мере накопления фактических данных предположений становится меньше, а по качеству они приобретают большую определенность - модель преступления. Подозрение здесь не имеет юридического значения. Некоторые авторы именуют заподозренное лицо "психологическим подозреваемым", "субъективным подозреваемым", "условно подозреваемым", выделяя тем самым понятие, отличное от подозреваемого как участника уголовно-процессуальной деятельности. Иногда этап количественного накопления информации до появления в рамках уголовно-процессуальной деятельности подозреваемого приводит к ее существенному качественному изменению. При этом происходит переход от малой вероятности к достоверности знаний о преступлении и преступнике, то есть полученные фактические данные приобретают значение процессуальных доказательств.

Подозрение должно рассматриваться в различных аспектах: а) как составная часть функции уголовного преследования; б) как утверждение (вывод) органов предварительного расследования о причастности лица к совершению преступления, основанное на неполных знаниях о расследуемом противоправном деянии и лице, его совершившим; в) как общее условие применения задержания, влекущее при наличии правовых оснований и других условий, прямо указанных в законе, появление подозреваемого.

Подозрение, как общее условие для применения задержания, должно представлять собой совокупность фактических данных о причастности лица к совершению преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Оно имеет также ориентирующий характер в виде сведений, дающих основания для производства следственных (процессуальных) действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий. Этот институт обладает специфическим характером, отличающим его от обвинения, он является необязательным этапом привлечения к уголовной ответственности. Подозрение предшествует появлению обвинения и носит по отношению к нему вспомогательный характер. По мнению А.В. Солтановича, закрепление в уголовно-процессуальном законе требования об обязательности во всех случаях привлечения лица в качестве подозреваемого недопустимо.[3]

Процедура предъявления подозрения во многом схожа с порядком предъявления обвинения и должна состоять из трех этапов: 1) ознакомление подозреваемого с постановлением о привлечении в качестве подозреваемого; 2) разъяснение сущности подозрения и его оснований; 3) разъяснение прав и обязанностей подозреваемого. После ознакомления задержанного с постановлением о признании его подозреваемым его необходимо незамедлительно допросить в качестве подозреваемого.

Задача № 1


Потерпевший Вагин обратился к начальнику РУВД с жалобой на пассивность следователя и попросил передать дело другому следователю. Начальник РУВД истребовал у следователя дело для проверки и обнаружил в нем ряд упущений и нарушений закона, после чего поручил производство расследования другому следователю.

Каково процессуальное положение и характер взаимоотношений следователя и органа дознания? Оцените действия начальника РУВД.


Ответ:


На основании ст. 38 УПК РФ письменные поручения следователя о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий обязательны для органа дознания. При этом следователь лишь формулирует задачу, а организация ее исполнения - функция органа дознания. Орган дознания сам определяет, кто конкретно будет производить требуемые действия. Следователь может обратиться к органу дознания (письменное обращение адресуется руководителю) с просьбой оказать содействие при осуществлении процессуальных действий.

Производство оперативно-розыскных мероприятий органом дознания осуществляется самостоятельно. Вместе с тем если подозреваемый установлен, то дальнейшие мероприятия по нему оперативные работники могут проводить лишь по поручению или с разрешения следователя. Если же совершившее преступление лицо не установлено, то розыскные мероприятия оперативно-розыскное подразделение осуществляет самостоятельно.

Статья 38 не устанавливает срока, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. Однако ст. 152 УПК обязывает выполнять поручение следователя в 10-дневный срок. При этом следует иметь в виду, что выполнение поручений и указаний, даваемых следователем в порядке ст. 38, нередко предполагает довольно длительную деятельность органа дознания, не укладывающуюся в рамки десятидневного срока. В этом случае лицо, исполняющее поручение, должно по истечении 10 дней сообщить о проделанной работе и продолжить выполнение задания. Срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом обстоятельств конкретного уголовного дела.

УПК отнес фигуру следователя к стороне обвинения. Однако это не означает, что он должен собирать только доказательства вины подследственного. Осуществляя уголовное преследование, он должен в первую очередь руководствоваться принципами судопроизводства (гл. 2 УПК), в том числе презумпцией невиновности и необходимостью защиты личности от необоснованного обвинения и ограничения прав и свобод.

Следователь по находящимся в его производстве делам вправе вызывать в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом, любое лицо для допроса или дачи заключения в качестве эксперта; производить осмотры, обыски и другие предусмотренные УПК следственные действия; требовать от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан представления предметов и документов, которые позволяют установить необходимые фактические данные по делу.

Начальник следственного отдела в соответствии с п. 18 ст. 5 УПК - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение. При этом надо учитывать, что руководители следственных подразделений различных ведомств кроме процессуальных полномочий наделены и административными.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 39 УПК РФ начальник следственного отдела уполномочен поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи.

Считая решения и действия следователя неправильными, начальник следственного отдела дает соответствующие письменные указания. Самостоятельно отменить он вправе лишь необоснованное постановление о приостановлении предварительного следствия, а в остальных случаях при нежелании следователя самостоятельно исправить ошибку начальник следственного отдела может лишь ходатайствовать перед прокурором об отмене незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Следовательно, в данном случае действия начальника РУВД не соответствуют закону.

Задача № 2


В судебном заседании рассматривалось уголовное дело по убийству Петрова, совершенное Кетовым. Вместе с ним по делу проходил подсудимый Чирков, обвиняемый в укрывательстве данного преступления. В процессе судебного разбирательства было установлено, что Чирков является соисполнителем в убийстве Петрова.

Какое решение следует в этом случае принять суду в отношении Чиркова и в отношении Кетова?


Ответ:


На основании ст. 252 УПК РФ ограничение законом пределов судебного разбирательства определяется самой конструкцией уголовного процесса с его принципом разделения функций, согласно которому суд в уголовном процессе должен осуществлять только правосудие и не вправе формулировать содержание обвинения. Судебное разбирательство может осуществляться лишь в пределах обвинения, сформулированного в обвинительном заключении (ст. 220 Кодекса) или в обвинительном акте (ст. 225 Кодекса), в жалобе потерпевшего по делам частного обвинения (ч. 2 ст. 20, ст. 318 Кодекса).

Эти пределы определяются кругом лиц, которые ранее были привлечены к уголовной ответственности и в отношении которых вынесено постановление о назначении судебного заседания (ст. 231 Кодекса), а также содержанием обвинения, обозначенного в указанном постановлении.

Установленное ограничение пределов судебного разбирательства основывается на признании правосудия основной и единственной функцией суда в уголовном судопроизводстве. Суд не вправе выходить за пределы содержания обвинения, выдвинутого органами уголовного преследования, против привлеченных к уголовной ответственности лиц, не может сам формулировать обвинение и самостоятельно определять круг этих лиц до рассмотрения дела в судебном заседании. Благодаря этому установлению должны четко определяться границы доказывания по делу, называться обвиняемые лица и обозначаться обвинительные положения, предопределяющие основные направления построения реализации права на защиту для подсудимого.

Вместе с тем закон не запрещает суду вносить некоторые изменения в предъявляемое подсудимому обвинение. Необходимость подобных изменений вызывается результатами судебного следствия. Однако эти изменения допускаются только в направлении, благоприятном для обвиняемого, исключающем нарушение правила запрета поворота к худшему и ограничивающем реализацию права обвиняемого на защиту.

Они могут состоять в исключении отдельных эпизодов обвинения или квалифицирующих преступление признаков, отягчающих ответственность подсудимого; переквалификации обвинения на статью (пункт, часть статьи) Особенной части Уголовного кодекса, предусматривающую менее строгое наказание; уменьшение размера причиненного преступлением ущерба и устранение иных обстоятельств, имеющих негативное значение для уголовно-правовой оценки деяния подсудимого.

Уголовно-процессуальный закон исключает возможность изменения обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся по фактическим обстоятельствам от обвинения, рассмотренного судом при подготовке судебного заседания, в связи с которым было вынесено постановление о назначении судебного заседания. Изменение обвинения на более тяжкое имеет место, когда применяется другая норма уголовного закона, санкция которой предусматривает более строгое наказание, более высокий нижний и верхний пределы, устанавливает дополнительное наказание либо не содержит в качестве альтернативы более мягких видов наказания; когда в формулу обвинения включаются дополнительное число эпизодов преступной деятельности, более значительный размер причиненного вреда или новое отягчающее ответственность обстоятельство.

Отличающимися по фактическим обстоятельствам должны признаваться обвинения в преступлениях, составы которых характеризуются различными признаками объекта, субъекта, объективной либо субъективной сторон преступления. При этом новое обвинение считается существенно отличающимся от ранее предъявленного, если для его опровержения необходимо установление дополнительных доказательств либо переоценка уже имеющихся в деле. Таким образом, суд вправе изменить обвинение в судебном заседании лишь при рассмотрении дел об однородных преступлениях, когда новое обвинение существенно не отличается от обвинения, по которому назначено судебное заседание, если новое обвинение не ухудшает положение подсудимого и не влечет за собой расширение объема ранее предъявленного обвинения.

Недопустимость изменения в суде обвинения на более тяжкое или существенно отличающееся от ранее предъявленного определяется прежде всего необходимостью обеспечения подсудимому условий полной реализации права на защиту: ему должна быть обеспечена возможность использования всех предоставленных законом процессуальных средств для защиты от обвинения.


Список источников и литературы


1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г.)

3.     Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под общей ред. В.И.Радченко) 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2004

4.     Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. Пособие. М., 2004. С. 395.

5.     Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. М., 2004. С. 616.

6.     Морщакова Т.Г. Общие проблемы судебной власти // Сб.: Судебная реформа и становление правового государства в Российской Федерации. М., 2003. С.65.

7.     Давлетов А.А. Подозрение и защита: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1997. С.20.

8.     Солтанович А.В. Право подозреваемого на защиту в уголовном процессе Республики Беларусь: Дисс. : канд. юрид. наук. Минск, 1992. С.47-49.



[1] Морщакова Т.Г. Общие проблемы судебной власти // Сб.: Судебная реформа и становление правового государства в Российской Федерации. М., 2003. С.65.

[2] Давлетов А.А. Подозрение и защита: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 1997. С.20.

[3] См.: Солтанович А.В. Право подозреваемого на защиту в уголовном процессе Республики Беларусь: Дисс. : канд. юрид. наук. Минск, 1992. С.47-49.