МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Дневное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ
На тему: «Психология личности»
Выполнила:
Студентка 1-го курса
Преподаватель:
Москва 2005г.
План:
Введение
1. Теории личности.
2. Психологические сферы личности.
3. Социализация личности.
4. Основные свойства и качества личности.
Заключение
Библиография
Введение
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, что же такое личности, если в виду указанные ограничения. Личность - 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.[1]
Тема психологии личности наиболее актуальна и познавательна для меня. В этой контрольной работе я постараюсь полностью раскрыть выбранную мной тему.
1.Теории личности.
Основные психологические теории личности прошли достаточно длительный путь развития. В современной психологии идет активное переосмысление сформировавшихся теоретических и методологических основ и взглядов на личность. Для выработки истинно научного психологического знания о личности важно всесторонне учесть достижения зарубежной психологию. Здесь можно выделить такие фундаментальные, признанные и полезные ориентации в зарубежной психологии, как:
1.Традиционные теории личности (В.Дильтей, К. Левин, В. Штерн, З.Фрейд, К. Юнг и др.);
2.Новые теории (Г. Айзенк, Д. Кеттел, А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, К. Хорни и др.);
3.Новейшие теории (Э. Берн, К. Леонгард, Д. Мид, Г. Салливен, Сирс, Э.Фромм и др.).[2]
1.В числе традиционной теории личности заметное место занимает фрейдизм. Фрейдизм - названное по имени австрийского психолога З. Фрейда направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии. Возникла как концепция объяснения и лечения неврозов.[3]Это направление в психологическом знании длительное время привлекает и сторонников и открытых оппонентов. Оно объясняет развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
Анализируя причины функциональных заболеваний у своих пациентов, Фрейд пришел к выводу, что их источником могут быть происходившие ранее события, нанесшие человеку душевную рану или какие-либо отклонения в его развитии (особенно в период детства). Образуя, таким образом, комплексы, чаще всего, не осознаваемые людьми, они продолжают оказывать влияние на их поведение, а также вызывать различные патологические симптомы. Используя различные методы (гипноз, толкование сновидений, анализ ошибочных действий, оговорок, забывания), он заметил, что осознание психических травм дает положительный врачебный эффект.
Все это позволило Фрейду выделить в психической жизни три уровня: бессознательный, предсознательный, сознательный.[4]
Бессознательный – является источником инстинктивного заряда, прежде всего сексуального, и закрытого от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.
Предсознательный – его содержание без труда может быть осознано человеком.
Сознательный – содержит социальные нормы и запреты, которые находятся в постоянном конфликте с бессознательным и подавляют его сексуальные и др. влечения.
Отводя заметное место детству, психоаналитик обращает внимание психологов на то, что именно в этот период формируются у человека многие личностные комплексы и блокаторы. Задача психоанализа – найти те слои и источники сексуальные нарушений, которые в дальнейшем приводя к неврозу. Следовательно, для познания личности следует учитывать достижения Фрейда и его последователей. Вместе с тем нельзя это учение возводить в абсолют, т.к. в нем имеется немало односторонне трактуемых представлений.
Психологические взгляды К. Юнга ориентированы на выделение в психике человека «сознательного» и «бессознательного». Он также утверждал, что бессознательному принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, как замечает ученый, существует в 2-х формах: [5]
а) индивидуальной (личной)
б) коллективной – ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения архетипы.
Если инстинкты и влечения рассматриваются в качестве врожденных потребностей и побуждений к определенному поведению, то архетипы (способ связи образов, переходящих из поколения в поколение). Согласно Юнгу, архетипы представляют собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела.[6], лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т. п. Процесс становления личности Юнг называл индивидуацией[7],имеющей целью достижение особой связности коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве. Благодаря этому она становится самостью.[8]
В зависимости от преобладания той или иной функции психики Юнг выводил следующие типологии личности:
а) эмоциональный – свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.[9]
б) чувствующий – 1) общая способность к ощущению; появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию к имеющим прямое биологическое значение воздействиям; 2) в дифференциальной психологии и характерологии – повышенная готовность к аффективным реакциям; 3) в психофизике – величина, обратно пропорциональная порогу ощущения.[10];
в) интуитивный – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения»[11];
г) мыслительный - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредственным отражением действительности.[12]
Все отмеченные положения, разработанные Юнгом, позволили отразить его системное понимание психики человека.
В основе традиционных теорий личности признается «теория поля» предложенная Куртом Левиным.[13] Основные положения «теории поля» сводятся к следующим положениям. Субъект систематизирует мир явлений в относительных понятиях. Здесь мир воспринимается как феномен, обладающий основным свойством – целостностью. При этом принципиально утверждение о существовании внешнего физического поля и внутреннего «психического поля» личности. В психическом поле действуют силы притяжения и отталкивания субъективно значимых, мотивирующих компонентов. Личностное ядро образуют наиболее устойчивые побуждения, которые могут претерпевать изменения благодаря перемещениям мотивационных компонентов. Мотивами являются определенные объекты – различные районы «жизненного пространства». Имеют место и конфликты типа «притяжение-притяжение», «избегание-притяжение».
Разработанная Левиным «теория поля» позволила ему выдвинуть концепцию динамической системы поведения личности, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между человеком и окружающей средой. Им были изучены проблемы положения личности в группе, лидерства, конфликта и др.
Имеется немало и других теорий, которые полезны для более углубленного понимания места личности в психологии.
Таким образом, традиционные теории содержат в себе фундаментальные знания о психологии личности. Знание их конструктивных положений способствует проникновению в глубины психического конкретного человека.
2.Новые теории личности объединяют идеи, взгляды, которые касаются такого круга вопросов, как антропологизация и психологизация личности; представления личности через ее самоопределяющуюся сущность, являющуюся первичной или параллельной обществу; гуманистические теории личности; неофрейдистская теория личности и т.д.[14]
Среди отмеченных и других новых торий важное место занимает гуманистическая психологи, которая создана совместно многими выдающимися психологами. Г. Оллпорт разработал теорию самореализации («Концепции функциональной автономии мотивов»)[15]. Им предложен системный подход к изучению личности, позволивший ее рассматривать как развивающуюся и открытую психофизиологическую систему. Ее особенность состоит в стремлении к самоактуализации и реализации жизненного потенциала.
К. Роджерс считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой.[16]
Он предложил основные положения «Я – концепции». Согласно разработанной им теории, важное значение имеют следующие положения: общение нормальных людей должно быть индирективным, не оказывающим давления, уважающими индивидуальную позицию каждого человека; стержень или центр личности основывается на ее оценке, которая формируется в результате взаимодействия с окружающими; «Я – концепция» формируется как внутренне согласованная композиция восприятия организмических и социальных ощущений себя самого и отношений между этими самоощущениями – личность как модель самопереживаний, организирующих мир ее впечатлений; ведущим мотивом личности является мотив роста «Я», который ускоряется, тормозится межличностными отношениями в социальной среде.[17]
К. Роджерс разработал также психологический инструментарий и процедуры психотерапии, которые способствуют более продуктивной реализации личностью «Я – Концепции».[18]
А. Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших проявлений – любви, творчества и др. В соответствии с положениями его «Теории самоактуализации» особенности личности, существуя в виде врожденных потенции, актуализируя под влиянием социальных условий.
А. Маслоу создал иерархическую модель мотивации человека. Мотивационная сфера личности им представлена на 5 уровнями. Иерархия потребностей по Маслоу включает:
1) потребность в самоактуализации (стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.);[19]
2) потребность в признании и оценке;
3) потребность в безопасности;
4) потребность в социальных связях, привязанностях и любви;
5) физиологические нужды и потребности[20].
Согласно предложенной концепции представляется возможным системно анализировать личность во всей совокупности ее связей и отношений. Здесь раскрывается природа побуждений к различным поступкам и поведению личности.
3.Новейшие теории личности представлены в психологии достаточно обширно. Э. Фромм заложил основы гуманистического психоанализа и радикально-гуманистического психоанализа. Д. Г. Мид обосновал интеракционистскую теорию символической коммуникации. Г. С. Салливэн в рамках неофрейдизма произвел социологическую модификацию классического психоанализа и предложил «Межличностную теорию психотерапии».[21]
Новым в психологии явилось обоснование и разработка Сирсом «Диадической теорию интеракции», согласно которой: исходная единица психологического анализа – диадическая система, описывающая комбинированные действия двух или более персон; личность формируется только в диадических ситуациях; свойства личности могут быть «измерены лишь путем ссылки на диадические ситуации или их символические репрезентации»; действия каждого индивида всегда ориентированны на поведение другого человека и зависят от него.[22]
Д. А.Келли разработал «Психологию личностных конструкторов». Согласно выдвинутой концепции организация психических процессов личности определяется тем, как она предвосхищает будущие события. Он отмечал, что каждый человек – исследователь, постоянно строящий свой образ реальности посредством индивидуальной системы категориальных шкал – «личностных конструкторов» - и выдвигающий, исходя из этих гипотез ведет к большей или меньшей перестройке системы конструкторов, позволяющей повысить точность последующий предсказаний[23].
Важно понимать, что овладение всем богатством психологического знания о личности является важной предпосылкой для проникновения в глубины тайны человека, его поведения и деятельности. Учет зарубежной психологии позволяет обогатить представления о личности, которые сложились в отечественной психологии. Это является важной предпосылкой для уточнения психологической структуры личности и обеспечения продуктивного развития и задействования творческого потенциала.
2.Психологические сферы личности.
Во внутреннем мире личности существуют и во взаимодействии функционтруют три основные психологические сферы, связанные между собой и находящиеся в определенном подчинении.
Сфера направленности (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых от наличных ситуаций)[24]включает в себя все внутренние побудительные силы личности – ее взгляды, убеждения, идеалы, интересы, потребности и др. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов (внимание, восприятие, мышление и др.), влияя на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности, Сфера направленности ответственна за то, «куда живет человек», что его влечет, к чему стремиться и прикладывает он силы, чего добивается.[25] Этой сфере принадлежит системообразующая, задающая, приоритетная роль в психической деятельности и она в наибольшей степени характеризует личность.
Операциональная сфера (единица деятельности; способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации.)[26] включает элементы психики, представляющие собой способы и средства, которыми обладает личность и которые она использует для достижения целей, определяемых сферой направленности. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и как делает, какими способами достигает поставленных целей и удовлетворяет свои потребности.
Модуляционная (психофизиологическая) сфера не определяет ни цели, ни мотивы, ни способы, но оказывает динамическое влияние на их проявления. Это обнаруживает в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний. В иерархии сфер эта сфера – низшая, обслуживающая.
Чтобы понять, какие же психологические особенности человека характеризуют его как личность, надо помнить, что психика системна и целостна. Попытка описать личность длинным качеств не позволяет правильно понять суть психологии личности. Психологические сферы определяют основные свойства личности.
3.Социализация личности.
Особую роль в формировании и становлении личности, ее отдельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным окружением и деятельностью, вначале через общение с родителями, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных действий – происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность.
Прежде чем перейти к вопросу социализации личности, я хочу дать определение социализации личности. Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.[27]
Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает социальным опытом, но и наращивает его, производит соответствующие изменения в социальной и природной среде. Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность человека, осуществляется экстериоризация и объективизация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.[28]
Личность формируется и развивается под воздействием совокупности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельности, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализация личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитее субъектности происходят под влияние социальных обстоятельств. Процесс социализации личности– основной, ведущий и определяющий в появлении, формировании и развитии личности.[29]
Именно в процессе социализации у личности возникают соответствующие отношения к социальным фактам и в целом к окружающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно, избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.
В процессе социализации человек овладевает социальным опытом, начинает понимать смысл окружающего его мира, происходит осознание себя в нем: складываются системы смысловых образований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается в дошкольных детских учреждениях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой информации, самообразовании.
4.Основные свойства и качества личности.
Направленность личности – ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.[30]
Мировоззрение (мировосприятие) – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе , а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.[31] В мировоззрении представлено понимание ею материального и духовного мира, смысла жизни, людей и их поведения, происходящего в обществе и непосредственном окружении, вопросов политики, морали, права, экономики и многих других. Побудительная сила их велика.
Мировоззрение есть у каждого, но верным ориентиром в жизни оно бывает, когда оно воплощает в себе достижения человеческой цивилизации, когда оно систематично, научно достоверно и социально прогрессивно.
Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.[32] Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то: в веществах, условиях, предметах, делах, результатах, состояниях, получении удовольствия. Человек относится к объектам и явлениям окружающего мира как к предметам и средствам удовлетворения своих потребностей.[33] Потребности побуждают человека к постоянному поиску того, что их удовлетворяет. Они направляют его интересы, мысли, движения. Стремление к удовлетворению потребностей – основа целенаправленной деятельности, а успешные результаты удовлетворения той или иной потребности усиливают ее роль в направленности личности.[34]
Потребности человека делятся на две группы: материальные (социализированные) и духовные.
Материальные потребности – потребность в пище, тепле, отдыхе, одежде, жилище, предметах быта. Они развиваются на основе биологических, наследственных, но социализируются. Приобретая новые признаки и содержание.
Духовные потребности – потребность в самореализации и самоутверждении, знании, информации, непрерывном образовании, общении, труде, общественно-полезной деятельности, творчестве, уважении прав и т.п. Духовные потребности человека социальны, сформировались при жизни под влиянием ее условий. Лишение человека свободы, возможности общаться с другими, заниматься любимым делом – повергает его в острые переживания, шок, порой привод даже к самоубийству.
Идеалы – образы желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности.[35]
Жизненные цели – долгосрочные и среднесрочные результаты, намеченные личностью для реализации в планах жизни и деятельности.[36]
Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.[37]
Социальныеустановки – сложившиеся на основе опыта устойчивое предрасположение, готовность человека к определенной форме реагирования (восприятию, оценке, действию, поведению) при контакте определенными социальными объектами, факторами, условиями, событиями, информацией.[38]
Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.[39]
Мотивы – 1) побуждение к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.[40]
Цель – то, к чему стремится человек, мотив – ради чего, это ему это нужно. Мотивы характеризуют типичные для личности, преобладающие внутренние причины выборов ею целей, способов, поступков и действий. Одни и те же проявления активности могут порождаться разными мотивами.
Свойство направленности – важнейшее свойство, оказывающее доминирующее влияние на других.
Характер личности – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.[41] Эти отношения во многом зависят от направленности, но связаны и со специальными знаниями, регулирующими отношения, ценностными ориентациями, умениями и навыками в реализации отношений, а также с соответствующими привычками и качествами.
Отношение к труду выражены в знаниях личности, соответствующих трудовых ценностных ориентациях, навыках, умениях, привычках, деловитости, целеустремленности, предприимчивости, самостоятельности, активности, организованности.[42]
Отношение к людям выражены в уважительности личности, гуманности, человечности, доброжелательности, вежливости, справедливости, доброте, сочувственности, корпоративности, общительности.[43]
Отношение к себе характеризуется самовосприятием и самооценкой личностью себя и своих особенностей, ее совестливостью, отношением к необходимости стать культурным, образованным и цивилизованным человеком, требовательностью к себе, самокритичностью и т.д.[44]
Способности личности – свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью.[45]
К частным способностям относятся: интеллектуальные, творческие, деловые, художественные. Они обусловлены, как правило, особым развитием отдельных качеств.
Второй вид способностей – способностью к определенной профессии, специальности, виду деятельности. Она включает отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру, психофизиологии.
Опыт (подготовленность) личности – еще одно свойство, относящееся к операциональной сфере; совокупность знаний. Действий, приемов, деловых качеств, которые личность приобрела в процессе прижизненного развития и использует на пути к достижению жизненных и профессиональных целей.[46] Без этого свойства личность не может обладать социальной значимостью, достигнуть самоутверждения желаемого в жизни.[47]
Темперамент личности – характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояния.[48]
Выделяется ряд особенностей темперамента:
- сила – интенсивность психических процессов;
- подвижность – быстрота возникновения и прекращения психических процессов;
- скорость протекания психических процессов;
- уравновешенность – сбалансированность активности, побуждений, импульсивных ответов со сдержанностью, торможением;
- активность – устойчивый уровень активности, энергичности психической деятельности;- эмоциональность – эмоциональная реактивность, степень эмоционального реагирования на воздействия;
- психофизиологическая устойчивость – устойчивость к риску и опасности, перегрузкам, перенапряжению, потрясениям;
- работоспособность – запас психофизиологической выносливости;[49]
Все психологические свойства имеются у каждого человека. Важно другое: каково качество каждого компонента, его содержание, в чем именно состоят особенности взглядов, убеждений, интересов, мотивов, отношений, способностей, подготовленности, психофизиологии и др. Не существует двух людей, у которых они были бы одинаковы, что делает личность каждого человека неповторимо своеобразной, составляет ее индивидуальность. Каждый человек поэтому уникален.
Заключение.
Проблема личности одна из центральных в психологии. Она является ведущей и для других гуманитарных наук, таких как: философия, педагогика, социология, медицина и т.д. Все эти науки опираются на общее понимание личности.
Психологию, проблема личности интересует с точки зрения ее внутреннего строения.
Одна из центральных проблем в психологии личности – выявление психологических механизмов ее функционирования, регуляции жизнедеятельности человека.
Понятие личности тесно связано с понятиями индивидуальности и самого индивида.
Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.[50]
Индивид – 1) Человек как единичное природное существо, продукта филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных и своеобразных черт;
2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящие за рамки своей природной ограниченности социальное существо, использующая орудия, знаки и через них овладевающие собственным поведением и психическими процессами.[51]
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.[52]
И в заключение, я хочу еще раз отметить, что в современной психологии нет единого понятия личности, и нельзя понятия индивид, индивидуальность сводить к понятию личности.
Библиография
1. Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г.
2. Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г.
3. Немов Р.С. Психология, М., 1995г.
4. Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г.
5. Столяренко А..М. Психология и педагогика.,М.2002г.
[1] Карпенко Л.А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.193
[2] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.43
[3] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г, стр.430.
[4] Абульханова К.А., Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.44.
[5] Абульханова К.А., Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.1998г, стр.45. [5]
[6] Абульханова К.А., Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.1998г., стр.26.
[7] Абульханова К А , Васина Н. В.Психология и педагогика. Учебное пособие, М.1998г, стр.45.
[8] Абухальханова К. А., Васина Н. В.психология и педагогика. Учебное пособие, М.1998г, стр.45.
[9] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.463.
[10] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр. 446.
[11] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.149.
[12] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.223.
[13] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.45
[14] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.47.
[15] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.47.
[16] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.47.
[17] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.47-48.
[18] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.48.
[19] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990., стр.349.
[20] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие, М.; 1998г., стр.48.
[21] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие.,М.; 1998г., стр.49.
[22] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие.,М.; 1998г., стр.49.
[23] Абульханова К.А. ,Васина Н.В. Психология и педагогика. Учебное пособие.,М.; 1998г., стр.49-50.
[24] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.230.
[25] Столяренко А..М. Психология и педагогика.,М.2002г., стр.118.
[26] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.250.
[27] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр. 58.
[28] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр. 58.
[29]Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр. 58.
[30] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.230.
[31] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.215.
[32] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.287.
[33] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.119.
[34] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.120.
[35] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.121.
[36] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.121.
[37] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.147.
[38]Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.121.
[39]Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.364.
[40] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.219.
[41] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.436.
[42] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.122.
[43] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.122.
[44] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.122-123.
[45] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.123.
[46] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.125.
[47] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.125.
[48] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г.,стр.394.
[49] Сластенин В.А.,Каширин В.П.,Психология и педагогика М. 2001г., стр.127-128.
[50] Немов Р.С. Психология, М., 1995г., стр. 284.
[51] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г., стр.135.
[52] Карпенко Л. А. Психология. Словарь, М.,1990г.,стр.136.