Содержание:
Введение……………………………………………………….3
1.Значение труда в развитии человека……………………….4
2.Роль труда в развитии научно-технического прогресса
и общества……………………………………………………12
Заключение……………………………………………………19
Литература…………………………………………………….20
Введение.
«Труд создал человека». Эта фраза Ф. Энгельса давно стала трюизмом. Роли и значению труда посвящено множество изречений, поговорок, назиданий и даже анекдотов. Это лишний раз подчеркивает актуальной приведенной темы, ее глобальную роль в понимании каждым живущим на земле о о значении творческой и производительной деятельности человеческого общества.
Тема настоящей работы состоит в исследовании труда в жизни человека как абстрактной личности, так и человеческого общества в целом, а также в связанном с этой ролью последующем развитии всей человеческой цивилизации на базе научно-технического прогресса как на высшей стадии поступательного развития к постиндустриальному и информационному обществу в глобальном масштабе.
О том, что все блага нашей цивилизации, вся веками наработанная культура выполнены нами же, люди мало задумываются в повседневной жизни. Не только младенец, только вступивший в этот мир, но порой и зрелый человек не утруждает себя подобными отвлечениями от повседневной жизни. Тем актуальнее становится обсуждение этого вопроса, так, как современному индивиду необходимо осознание того обстоятельства, что все наработанное прошлыми поколениями, чем он так легко пользуется добывалось огромным непосильным трудом и в борьбе за существование не только в природой, но и с себе подобными, в войнах, конфликтах. Такое обстоятельство является одной из негативных оборотных сторон деятельности человека.
Цель настоящей работы по возможности полно исследовать генезис и динамику роли труда в становлении и развитии человеческой цивилизации. В данной работе использованы материалы, как учебных пособий, так и классиков социологии и философии, что необходимо было для полного и всестороннего изучения этого неоднозначного явления.
1.Значение труда в развитии человека.
Согласно общему представлению, человек произошел от одной из пород высокоразвитых обезьян, которые, в силу сложившихся климатических и географических обстоятельств своего проживания, вынуждены были, первоначально, перейти к прямохождению на задних конечностях, после чего высвободившиеся руки они стали использовать для собирания пищи, удержания равновесия, затем, постепенно, руки стали служить для выполнения простых операций, переходя к все более сложным, по обработке камня, дерева, других предметов природы. Рука все более совершенствовалась, оказывала слияние на мышление человека. В свою очередь мышление оказывало обратную связь, все более совершенствуя производство все более совершенных орудий.
Происходило совершенствование первого природного орудия труда ––– руки человека. Об этих событиях доступно описано Ф.Энгельсом :
« ….рука стала свободной и смогла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала из поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только орудием труда, она также и продукт его, Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок…… за более долгие промежутки времени…..благодаря все новому применению переданных по наследству усовершенствований к новым все более сложным операциям,……человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаеля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини [1 ; с. 71 ].
Наряду с этим совершенством, в человеческом сообществе возникает потребность членораздельного общения. Это обстоятельство способствует большему объему обмена и передачи информации и, что самое главное, человек, пока еще устным путем, передает по наследству наработанные навыки обработки продуктов природы и созданию предметов культуры. Дальнейшее развитие уже получило передача наработанного производственного и культурного опыта в материальных источниках в виде создания письменности, позволяющей передавать знания без помощи живых посредников, от уже далеких ушедших поколений.
« Благодаря совместной деятельности руки, органов речи и мозга не только у каждого в отдельности, но также и в обществе, люди приобрели способность выполнять все более сложные операции, ставить себе все более высокие цели и достигать их. Самый труд становился от поколения в поколение более разнообразным, более совершенным, более многосторонним. К охоте и скотоводству прибавилось земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов гончарное ремесло, судоходство. Наряду с торговлей и ремеслами появились наконец науки и искусство; из племен развились нации и государства. Развились право и политика, а вместе с ними фантастическое отражение человеческого бытия в человеческой голове ––– религия» [ 1 ; с. 76 ].
Однако что заставило первобытного дикаря взяться за создание произведений труда. Первоначальное побуждение первобытного дикаря ––– материальная необходимость. Условия жизни на планете, побудили перейти от непроизводительного собирательства, к охоте, посредством изготовления соответствующих орудий. Затем, по мере совершенствования интеллекта и наблюдения за природой, человек перешел к обработке земли и скотоводству, что привело к резкому росту производительных сил, излишку продукта и росту численности населения. Джин был выпущен из бутылки и прогрессивное развитие человечества пошло по нарастающей в геометрической прогрессии. В конечном итоге в нынешнем современном обществе вершина прогресса ––– объем информации ––– удваивается каждые двадцать месяцев [ 2 ; с. 109 ].
Первоначально самым древним способом трудовых усилий для добывания средств существования были охота и собирательство. Это приводило к необходимости изготовления и совершенствования предметов охоты. Вслед за этим человек смог приручить огонь. Очевидно при обработки камня, искры от ударов привели к укрощению им огня и использования его не только для своего обогрева, но и для термической обработки пищи, что позволило ее быстрее и лучше усваивать, ускорив в организме обмен веществ. По мере развития опыта и наблюдения за животными, первобытные дикари обратили внимание, что, животных на которых они охотятся, не всегда является выгодным сразу убивать, а целесообразней их приручить, одомашнить, обеспечив себя запасами продуктов на более длительный срок. Отсюда выросло скотоводство; животных стали держать в загоне, подкармливать их. Для этой цели создавались луга, где можно косить сено и держать пастбища, куда на лето выгонять стадо.
Почти одновременно люди, занимаясь собирательством, обратили внимание на отдельные зерна злаков, которые, случайно упав на землю, давали более многочисленную поросль. Это обстоятельство позволило освоить земледельческую культуру. Занимаясь земледелием, человек оказывал обратную связь со скотоводством, так, как излишек продуктов земли мог идти на корм скоту. Дикие растения стали окультуривать, сеять, собирать урожай. В связи с этими процессами окультуренные растения настолько изменились, что уже сами не могли развиваться без вмешательства человека. С земледелием стало возникать государство, города, письменность, как необходимые признаки цивилизации. Это стало возможным благодаря переходу на оседлый образ жизни. Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым.
Появление земледелия привело к резкому, в относительно коротких масштабов исторического времени росту производительных сил. Это была неолитическая революция, сравнимая с индустриальной и даже имевшая большее значение. Впервые в истории цивилизации, благодаря трудовой деятельности человека по изготовления орудий труда, их совершенствования, условий жизни, урожайности культур, происходит появление прибавочного продукта и, таким образом появляется возможность не только для обмена, но и создаются материальные предпосылки для построения государственных органов со своим аппаратом управления, прообразов полиции, армии, других властных институтов общества. Именно при повышении трудовых навыков в земледелии, происходит расслоение древнего общества и эксплуатация человека человеком, что и является одной из причин для создания государства, способного защитить привилегии имущих слоев населения. Рост прибавочного продукта позволил выделиться в особые слои населения людям занимавшимися не только властными функциями, но и деятельностью, не имевшей отношение к производственной или имевшей к ней опосредованное отношение, однако способствующей росту культуры, нравственности общества. Это в свою очередь оказывало обратное влияние и на непосредственный дальнейший рост производительных сил. Возводились огромные культовые сооружения имевшие идеологическую направленность и стало быть обеспечивающее стабильность того или иного государства от потрясений связанных с возможным переделом собственности. Развивались наука и искусство. Рост общего интеллектуального развития населения способствовал дальнейшему росту производительных сил. В свою очередь дальнейший рост производительных сил также обратно влиял на научные и научно-технические исследования, все больше слоев населения вовлекалось в деятельность связанную с квалифицированным творческим трудом при минимуме грубого физического труда.
Говоря о значении труда в развитии человека следует остановиться на вопросе о его смысле и целях. Если говорить об удовлетворении первичных материальных жизненно важных потребностях то здесь роль труда очевидна.
Однако в настоящее время во всяком случае в развитых странах эти потребности давно удовлетворены. Тем не менее труд остается основным источником получения материальных благ уже не имеющих важное жизненное значение. Здесь стоит вопрос о смысле жизни, как практической трудовой деятельности вообще. В широком понимании, собственно, вся жизнь состоит из работы, из какой либо плодотворной или неплодотворной, но деятельности. Поэтому, если абстрагироваться от удовлетворения первичных потребностей, то возникает вопрос, зачем, во имя чего, какой смысл всей этой нередко рутинной деятельности, как основном проявлении человеческой жизни.
Поиски смысла жизни это основное, что отличает человека от животного.
Экономическая наука на может безразлично относиться к этим философским вопросам . Считается, что подобные вопросы свойственны во многом русской философии.
«…чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже та душевная могила, в которой похоронен смысл жизни» [ 3 ; с. 7 ].
Вопрос о смысле жизни волнует всю массу мыслящих людей и, в этом отношении отношение к труду, его философскому обоснованию является наиболее значительным.
Остро воспринимаются слова немецкого философа : «… очень много людей, неустанно работающих, трудолюбивых как муравьи с утра до вечера заняты приумножением своего уже существующего богатства. Они не знают ничего вне узкого кругозора нужных для этой цели средств; ум их пуст и поэтому невосприимчив ко всему остальному. Для них недоступны высшие духовные наслаждения, которые они напрасно собираются заместить теми мимолетными чувственными, мало времени, но много денег требующими удовольствиями, какие они иногда себе позволяют. Под конец, в результате своей жизни, если счастье им улыбалось, они действительно имеют пред собой очень большую кучу денег, которую и оставляют своим наследникам для дальнейшего приумножения или же расточения. Оттого подобный жизненный путь, хотя бы он и был пройден с весьма серьезной и важной миной, столь же глуп, как и тот, что прямо имел своим символом дурацкий колпак» [4 ; с. 96 ].
Далее А.Шопенгауэр приводит мнение Аристотеля, согласно которому счастье человека состоит в беспрепятственном использовании своих способностей [4 ; c. 209 ].
Многие философы, как древности так и современности считают, что подлинное богатство состоит не в обилии благ, а в минимуме потребностей. Однако как это можно сопоставить с побуждением абсолютного большинства людей затрачивать все больше усилий на удовлетворение материальных, большей частью малополезных современных потребностей. Может ли такое предназначение труда негативно сказаться на развитии человека.
Б.М.Генкин приводит слова А.Маршалла, согласно которым человек, в силу своего органического устройства быстро деградирует, если ему не приходится преодолевать какие либо трудности, некоторые напряженные усилия необходимы для сохранения его физического и морального здоровья. И полнота жизни кроется в развитии и применении возможно большего числа и возможно более тонких способностей [ 5 ; с. 26 ].
Русский философ С.Франк полагал, что, следуя человеческой деятельности в практических делах одновременно следует искать смысл в духовном личном совершенствовании и в необходимости этого совершенствования в отношении о всем людям., взращивать в себе силу Бога и одновременно идти к Богу через переработку и совершенствование мирских сил в себе и вокруг себя через приспособление их всех к служению Богу [ 3 ; с. 135 ].
Как бы ни писали философы, религиозные деятели о суетности стремления к богатству, славе, власти, материальным благам, но тем не менее большинство людей в своей практической деятельности стремятся именно к достижению материальных целей. Основной причиной является то обстоятельство, что более половины населения Земли не может удовлетворить элементарные потребности существования, а четверть из них вообще голодает [ 5 ; с. 30 ].
Стремление богатых стать еще богаче связывают с природой человека и с идеологией. Большинство мыслителей считают, что в человеке в разном соотношении уживаются добро и зло.
Для экономистов проблема природы человека важна прежде всего с позиций истоков его производственной активности. В современном обществе мотивы действий человека формируются в значительной степени рекламой, рассчитанной, преимущественно, на молодых людей. Она становится воспитателем потребностей и вкусов. Этому служат большинство средств массовой информации. Стремление к экономическому росту принимает абсурдный характер и сразу встает вопрос о действительной пользе такого труда в развитии человека. Однако многие экономисты считают, что попытки поколебать или поставить под сомнение мотивы личной выгоды могут сильно подорвать основы общества. Однако что стоят все эти основы, если за ними, за всеми этими трудовыми усилиями просматривается элементарная духовная пустота. То есть содержание труда, как средства для развития человека и общества становится сомнительным и сводится в основном в постоянном возбуждении в мозге каждого индивидуума центров удовольствия. Это ли цель развития человека ?
Б.М. Генкин выделяет следующие основные цели человека :
1. материальные блага;
2. власть и слава;
3. знания и творчество
4. духовное совершенствование.
Из них первая и, частично вторая присущи всему животному миру, третья и четвертая свойственны только людям. Естественным большинству населения представляется стремление к материальным благам, а также власти и славы, тем более, что те нередко связаны с богатством. В меньшей степени воспринимаются, как цели жизни знания и творчество.
А вот духовное совершенствование немногие воспринимают как основную цель жизни.
«Трудно объяснить для чего необходимо стремление к духовному совершенствованию. Это тот случай, когда основными являются внутреннее чувство, вера, убежденность. Можно лишь отметить, что жизнь была бы намного приятнее при большем числе людей, стремящимся к духовным ценностям. Такое объяснение вполне материально, но главным в данном случае является внутреннее стремление человека к духовным ценностям, которые могут быть как религиозными, так и светскими» [ 5 ; с. 33-34 ].
Однако следует полагать, что конечная цель всякой трудовой деятельности является именно духовное совершенствование, даже если подавляющее большинство трудящихся людей не осознают этого. Духовное совершенствование приходит постепенно, незаметно в процессе свей трудовой деятельности и потому вопрос о значении труда в развитии человека сводится в первую очередь, именно к духовному совершенствованию последнего, так, как материальные блага, власть, слава являются предпосылкой развития человека и сами по себе могут быть и не приобретены каким либо посильным или непосильным трудом. Но знания, творчество ––– это прежде всего трудовые усилия человека, которые и должны иметь своим следствием и результатом духовное совершенствование человека. В этом и заключается его развитие как основы общества и в последующем развитие с помощью научно-технического прогресса самого общества.
2. Роль труда в развитии научно-технического прогресса и общества.
С середины 19 в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие промышленной революции, а также социальных революций во Франции, Германии, других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается продолжительность трудового дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Возрастает роль науки, культуры, искусства в жизни общества.
Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру валового внутреннего продукта развитых стран, а также структуру населения. Если ранее преимущественно население экономически развитых стран состояло из рабочих и крестьян, то в настоящее время эта доля осталась в меньшинстве. Наибольший вклад в национальное богатство вносит тот кто занят наиболее творческой и эффективной работой которая выполняется, как правило по вдохновению. Для тех кому даны творческие способности сам процесс творчества доставляет удовольствие и составляет наиболее приятную сторону жизни, однако это еще и тяжелая работа.
Понятие труд и творчество нередко противопоставляются. Тем не менее творчество следует признать одним из видов труда, который имеет свои психологические особенности.
Считается, что, в зависимости от свойств личности существует два типа потребностей у людей. Первая,–– это желание обладать какими либо благами, которые дают ощущение комфорта и благополучия. Обладание этими благами преходящи, насыщение ими приводит к желанию иметь другие новые блага, усилия предпринимаемые для удовлетворения этих благ воспринимаются как нежелательные или навязанные сверху.
Второй тип специфичен и свойственен человеку как существу творческому. Этот тип потребностей выражается в самореализации его способностей. При этом материальные результаты не имеют решающего значения, не превращаются в цель жизни. Целью жизни здесь в несколько порой опосредованной форме является духовное совершенствование, средством которого является творчество.
В зависимости от этих двух типов потребностей формируются две линии поведения [ 6 ; c. 13 ].
Первая из них выражается в стремлении человека сделать мир объектом своего владения, превратить все в свое достояние, поставив знак равенства между собой лично и имуществом или человеческими ресурсами которыми он владеет.
При второй линии поведения трудовая активность является продуктом проявления богатства дарований, которыми хоть и неодинаково, но наделен практически каждый человек. При этом он счастлив, пребывая своего рода в единении со всем миром.
Предприниматель действующий по этой линии поведения не нуждается в подавлении подчиненных, угрозах или подкупах. Для него достаточно его компетенции, которая очевидна для его работников.
Активность людей по принципу обладания выражается в форме бизнеса, для которого самое важное приумножение собственности и неограниченное право управления им. Здесь такой индивидуум идентифицирует себя со своим нажитым достоянием.
Руководители такого типа, как правило, являются неудачниками, так, как их представление о мире вообще и, в частности о возможностях и рисках своей деятельности ущербно. Власть такого субъекта базируется не на знании и умении, а на своем социальном статусе и его титуле, который считается им признаком компетенции, но который реально не является показателем такового. Поэтому такая власть нуждается в своем подтверждении в виде подавления и подкупа, ибо ничего иного предоставить для подтверждения своего статуса не в состоянии.
Наемным работникам этого типа присуща ориентация не на трудовую активность в собственном смысле слова, а на занятость или на отчуждение активности, когда их действия либо прямо и косвенно диктуются внешними силами, либо стремлением к обладанию. Человек, не ощущая себя субъектом своей деятельности, отчуждается от ее результата и не испытывает ни чувства гордости ни чувства ответственности за него.
В реальности присутствуют в трудовой деятельности обе линии поведения и от соотношения их в ту или иную сторону зависит производительность и качество конечного продукта. Конкретные побуждения к труду определяются его общим характером, свойствами социально-экономических отношений, общей культуры и культуры производства. Большое значение при этом имеет общая культура, как совокупность сложных и устойчивых стереотипов поведения и представлений.
Известно, что протестантская религия, поощряя труд создала соответствующую философскую идеологическую базу для морального стимулирования труда.
Аналогично в «Поучениях» Владимира Мономаха разъясняется, что хозяйственная деятельность является одним из основных средств для совершенствования человека на пути к «царству божьему». В соответствии с этим труд должен быть на себя и на общество [ 6 ; с. 16 ].
Первоначально в период господства натурального хозяйства труд являлся жизненной необходимостью при минимуме творческих способностей. От результатов труда зависели жизненные функции человека и его семьи. По мере роста производительных сил, при разделении труда и роста специализации производство отдельного хозяйства стало производить продукцию не только для себя но и для других в обмен на необходимые ему товары. Человек стал получать продукты чужого труда в обмен на свой собственный. Благодаря товарно-денежным отношениям трудовая мотивация приобрела социальный характер. Результаты его смогли быть достигнуты при условии, если продукт и сам труд получил признание партнеров по обмену, то есть признания в целом всего общества.
Выражением этого признания стала цена продукта. Это обстоятельство породило конкуренцию как механизм подстегивающий производителя выполнять свою работу качественно, с наименьшими издержками.
Для этой цели от наемного работника уже потребовались иные свойства ––– его человеческий и интеллектуальный капитал.
Человеческий капитал является уникальным богатством, обладатель которого не может лишиться продав его другому. Он может только его использовать в пользу других в обмен на соответствующее вознаграждение. Знания, навыки, приобретенные в процессе образования, опыта становятся условием оказания услуг полезных другим людям.
Равным образом оценивается интеллектуальная, волевая, психологическая способность хозяйствующего субъекта привлечь тем или иным способом человеческие ресурсы.
«Такой капитал никому ни уступить ни продать нельзя, а можно лишь обменять услуги, обеспечиваемые им на то или иное вознаграждение, размер которого зависит от соотношения спроса на подобные услуги и их предложения» [6; с. 19 ].
Вплоть до конца 20 в. господствовала в производстве узкая специализация. Человеческий фактор мало учитывался.
Человека использовали в качестве придатка машины. Так в начале 20 в. Получила распространение антигуманная методика американского инженера У.Тейлора по рациональной организации труда, согласно которой, рабочий должен был достигнуть максимума производительности за единицу времени. Проводились экспериментальные испытания с фронометрированием. В результате этих и других подобных мероприятий, появились такие «творческие» рабочие профессии как например «закручивающий гайку номер восемь», когда на конвейерном производстве наемный работник всю рабочую смену закручивает одну и ту же гайку, одним и тем же гаечным ключом, с одним и тем же усилием, в одно и то же время, с одной и той же скоростью.
Такое положение не могло продолжаться вечно, на смену такой работы должна была прийти работа более совершенная. По мере развития научно-технического прогресса и конкуренции, разрасталась критика узкой специализации. Разделение труда стало уступать место обогащающей деятельности конкретных людей, прогрессивной интеграции разнохарактерных работ. Это распространилось и на наемный персонал, который все активней стал совмещать профессии, стал заниматься улучшением производства, участвовать в управлении. В свою очередь работодатели стали преобразоваться. Из жестоких надсмотрщиков и биржевых ловкачей они стали дальновидными руководителями новых методов производства и оказания услуг.
Именно эти обстоятельства в настоящее время имеют материальной предпосылкой к истинной цели развития человека, общества и цивилизации в их духовном совершенствовании.
Современная экономическая теория все большее внимание уделяет деятельности направленной на влияние производительности труда человеческого фактора, включая обеспечение материальных благ, учебу, отдых.
В настоящее время те кто занят в материальном производстве, науке, искусстве, духовной сфере осуществляют прямой или косвенный обмен результатами своей деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации. То есть все виды труда участвуют так или иначе в экономическом обмене, устанавливаемым степень их полезности для различных людей и слоев общества.
Удовлетворение от процесса труда зависит от доли творчества в определенном виде деятельности, ее целей и условий осуществления, от индивидуальных способностей работника.
Чем больше удовлетворения получает человек от процесса труда, тем больше в нормальных социальных условиях пользы и предприятию и обществу и научно-техническому прогрессу, как условию дальнейшего совершенствования духовного развития человеческой общности.
Упоминая о научно-техническом прогрессе, следует указать, что развитие последнего, также как и остальные факторы является следствием трудовой активности общества. В свою очередь научно- технический прогресс сам оказывает обратное влияние на совершенствование общества.
Для дальнейшего повышения материального и духовного уровня, роль научно-технического прогресса имеет прикладной и вспомогательный характер. Он использует достижения науки и техники в первую очередь для повышения производительности труда как материальной основы развития общества.
С помощью научных методов исследуется человеческий капитал как совокупность человеческих качеств ––– образование, здоровье, профессиональные навыки, общий интеллектуальный уровень. Оцениваются, например затраты на обучение персонала в соотношении с предполагаемым приростом доходов и затем это влияет на общее развитие как индивида, так и общества.
Научно-технический прогресс исследует условия труда –––технику безопасности, внешние воздействия на работающих, экологические условия, влияющие на производительность труда.
Социологами, психологами изучаются факторы влияющие на взаимоотношения в трудовом коллективе с целью избегания конфликтов, исследуется психологическая совместимость участников производственного процесса.
Изучаются рынки труда, занятость населения.
Современной наукой исследуются воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека, разрабатываются режимы труда и отдыха, проектирование рабочих мест, совершенствование условий труда.
Изучается психологическое воздействие на человека новых кибернетических устройств с целью наиболее рационального соотношения в рабочем процессе человека и машины.
Совершенствуется юридическая составляющая производственных процессов, взаимоотношений работника и работодателя, принимаются новые и более совершенные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения.
То есть развитие научно-технического прогресса, развитие самого человека как абстрактной категории, так и конкретного индивидуума, развитие общества как принадлежности какого либо определенного государства, так и всего общества в целом находится в тесной взаимосвязи друг с другом и рассмотрение какого либо одного приведенного фактора тотчас заставляет обращать внимание на остальные.
Заключение
Подводя итоги работы можно сделать следующие выводы.
Развитие трудовой активности шло рука об руку с развитием самой человеческой цивилизации. Это развитие шло в большей или в меньшей степени у одних или других человеческих сообществ. Большее развитие получали сообщества, труд которых являлся способом выживания и, как следствие этого происходило общее развитие того или иного общественного человеческого образования.
Однако, несмотря на различие в климатических и географических условиях расселения цивилизации, основой развития, так или иначе, являлась трудовая деятельность, которая со временем привела можно сказать к обвальному научно-техническому прогрессу и способствовала резкому скачку в развитии цивилизации.
Эта основная мысль и была, по мере возможности, показана в настоящей работе.
В современную эпоху постиндустриального развития общества ставится основной вопрос о степени максимальной полезности материального развития общества. Известно, что те или иные факторы развития науки, техники, развития общества влечет за собой и негативные последствия. Чего стоит одна только экологическая ситуация, связанная с научно-техническим прогрессом. Поэтому роль труда в развитии научно-технического прогресса, развития общества и человека лично должно находиться в единстве с развитием духовным, ибо приоритет материальным ценностям рано или поздно приведет человечество в его развитии в тупиковую ситуацию. В случае же синтеза этого диалектического единства ––– материальной и духовной основы, может быть дан относительный ответ на один из основных исследуемых здесь философских вопросов о смысле и предназначении человеческой деятельности.
Литература
1. Ф.Энгельс. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Стр. 69-82. К.Маркс. Ф.Энгельс. Избранные произведения в 3 т. т. 3 Москва. Издательство политической литературы. 1986.
2. Кравченко А.И. Социология. – М.: Академический проект, 2003. – 567 с.
3. С.Франк Смысл жизни. АСТ. Москва 2004.
4. А. Шопенгауэр. « Афоризмы житейской мудрости». Избранные произведения. Москва. «Просвещение». 1993.
5. Б.М.Генкин. Экономика и Социология. Учебник для вузов. Москва. «Норма» 2001.
6. Завельский М.Г. Экономика и социология труда. Курс лекций. Москва. «Логос» 2001.