Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие гражданского брака_____________________________ 4

1.1. Характеристика гражданского брака________________________ 4

1.2. Понятие брака по семейному праву__________________________ 8

Глава 2. Правовые проблемы гражданского брака___________________ 16

Заключение____________________________________________________ 21

Список источников и литературы_______________________________ 22



Введение


Когда-то под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания. Сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством. В таких семьях мужа и жену связывают исключительно любовь и устный договор. Так ли уж важны в данном случае юридические формальности?

Союз считают гражданским браком, если пара живет на одной территории и ведет общее хозяйство в течение месяца.

В нашей стране по поводу гражданских браков сломано немало копий. Традиционно общество их осуждало. При социализме человек, состоящий в гражданском браке, вряд ли мог рассчитывать на серьезную должность. Сейчас мы все стали гораздо терпимее, достаточно вспомнить курского губернатора Александра Руцкого: он несколько лет не регистрировал свой союз с Ириной Поповой, и это никак не сказалось на его политической карьере.

Гражданский брак - проблема не столько психологическая, сколько юридическая. Такая малость, как штампик в паспорте, защищает имущественные и прочие права супругов и их детей. Если завтра ваш гражданский муж попадет под машину, вы не сможете оставить себе даже его фотографию: все совместно нажитое имущество отойдет официальным родственникам.

С точки зрения юридической гражданский брак - бессмысленный риск. Это как добираться до рабочего кабинета на пятом этаже по водосточной трубе, потому что так интереснее. Если вы любите человека, вы неизбежно захотите обеспечить ему материальную защищенность. Если же вы не хотите вступать в законный брак, то, очевидно, еще не уверены в избраннике на все сто.

Глава 1. Понятие гражданского брака


1.1. Характеристика гражданского брака


Самый распространенный вариант - неофициальный союз как репетиция семейных отношений. Вы познакомились в потрясающим человеком - не тянуть же его сразу в загс! Неплохо какое-то время пожить вместе, выяснить, сможете ли вы терпеть его храп, а он - вашу привычку по вечерам лежать полтора часа в ванной. Взаимные влюбленность и сексуальное влечение еще не гарантируют бытовую совместимость. Вполне вероятно, бытовые привычки окажутся столь разными, что легче будет расстаться, чем обрекать себя на семейную жизнь.

Гражданский брак прописан молодым людям: студентам, курсантам, молодым специалистам, вчерашним школьникам, едва-едва достигшим совершеннолетия,- всем, у кого желание любить и быть любимым многократно превышает финансовую состоятельность. В гражданском браке юноши и девушки наверняка обретут бесценный опыт, научатся уважать пространство чужой жизни и ценить собственную судьбу. Такие отношения чрезвычайно распространены на Западе (правда, там под категорию "молодой человек" подпадают люди до тридцати пяти): они гораздо выгоднее ранних браков, которые в большинстве своем через шесть-семь лет распадаются.

Гражданский брак может быть временной формой личной жизни - на период учебы, длительной командировки или стажировки. Такие отношения очень редко переходят в стабильно семейные - они изначально создаются именно как временные, и партнер для них подбирается совсем по другим критериям, чем для семьи. Например, студентка на период учебы может выбрать в близкие друзья отличника или рубаху-парня, самого веселого и компанейского. Понятно, что в мужья надо искать не столько интеллектуала или балагура, сколько просто внимательного, любящего, ласкового, надежного человека.

Гражданский брак иногда выбирают люди с уже состоявшейся биографией, для которых смена семейного статуса связана с ломкой привычного образа. Американская певица Мадонна каждые полгода появляется в обществе с новым бой-френдом. Для эпатажной певицы, к тому же миллионерши, это вполне нормально. Ведь замужество потребовало бы от нее кардинальной смены имиджа, и еще неизвестно, как бы это отразилось на бизнесе.

"Новые русские", которые женятся по второму и третьему разу, тоже двумя руками голосуют за гражданский брак. Все матценности (квартиры, дачи, счета в банках и пр.) уже зарегистрированы на первую супругу. Новый развод чреват для предпринимателей слишком большими финансовыми трудностями, поэтому они пытаются не доводить ситуацию не то что до очередного развода - до свадьбы. Зато родившихся в новых неформальных браках детей благородно регистрируют на себя.

Сложившие после всех этих манипуляций отношения безоблачными не назовешь: мужчине приходится лавировать между бывшей (законной) и новой (гражданской) женами, одна из которых уязвлена его изменой, другая - его трусостью (не хочет на ней жениться). Выдержать такой треугольник способны лишь очень волевые люди.

В гражданских браках есть свои психологические преимущества. Союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни - такими, к примеру, как "женщина - домохозяйка, мужчина - добытчик", "бюджет должен быть общим", "ни шагу налево", "нужно понравиться всем родственникам супруга". Гражданский брак максимально открыт экспериментам и творчеству, муж и жена легко соглашаются на иные роли: она - добытчик, он - домохозяйка.

В официальном браке, наоборот, люди склонны воспринимать "вторую половину" как свою собственность. Как говорил американец Амброз Бирс: "В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой".

Как же вычислить то время, когда гражданский брак должен уступить место законному? На Западе этот водораздел определяют легко: супруги официально регистрируются, когда решают завести ребенка.

За свободу, как известно, нужно платить. У людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения незыблемости своего положения, серьезности отношений. Лишены они и определенного социального статуса. Против такой формы брака обычно активно возражают родители мужа и жены. Так что, если хотите ходить к теще на блины, лучше оформите брак с ее дочерью вполне официально.

Основной враг гражданских браков - общественное мнение, которое считает подобные эксперименты слишком экстравагантными и несерьезными. Чтобы сделать политическую карьеру, вам не только придется обзавестись официальной женой, но и более строго относиться к своей неформальной личной жизни. Как показывает печальный опыт Клинтона и Скуратова, факт супружеской измены запросто может быть использован вашими врагами как орудие шантажа.

Еще раз повторю: неофициальные семейные отношения - это огромный юридический риск. Если что-то случится с одним из супругов, второй в одночасье лишится всей недвижимости и собственности

Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей и дети, особенно если кто-то во дворе или в школе по этому поводу над ними подшутит.

Здесь совет один (если вы ни в какую не хотите стать законными мужем и женой): научите ребенка гордиться тем, что его семья не похожа на другие - это не последняя ситуация в его жизни, когда важно ценить свое отличие, а не сходство.

Гражданские браки становятся злом, когда кто-либо из супругов (как правило, женщина) против воли подчиняется желанию партнера. Она его любит и боится потерять, он же использует ее эмоциональную, сексуальную, возможно, и материальную зависимость, оставляя себе поле для маневра. Он категорически отказывается жениться, она же либо подыгрывает ему, утверждая, что главное - чувства, а не формальности, либо устраивает скандалы, либо страдает тайно. Такое зыбкое положение может длиться годами. Психологически оно очень травматично.

 Один исторический пример - история Пабло Пикассо и Франсуазы Жило, одной из многочисленных гражданских жен художника. Они познакомились в 1943-м: она - начинающий живописец, он - всемирно известный мастер, к тому же на сорок лет ее старше. Они прожили вместе десять лет, двое детей - сын Клод и дочь Палома,- казалось, навечно скрепили их союз.

И все-таки Франсуаза ушла. Не только потому, что они с Пабло не были обвенчаны - ей надоели его диктаторские замашки, мания величия, бытовой садизм: в гневе он мог потушить сигарету о ее щеку. Надо ли говорить, что ни она, ни дети не получили ни копейки из его миллионов: художник не любил строптивых родственников.

Через восемь лет после разрыва Франсуаза обратилась к Пикассо с просьбой дать Клоду и Паломе его фамилию. Он выдвинул условие: Франсуаза должна развестись со своим мужем и вступить в законный брак с ним, Пикассо. Скрепя сердце, она согласилась. Узнав о ее разводе, Пабло, стремясь мелко досадить бывшей спутнице, тут же женился на другой своей подружке. Взбешенная Франсуаза в отместку опубликовала весьма откровенные воспоминания о нем. Таким образом, отношения, с самого начала не оформленные юридически, принесли обоим массу неприятностей и страданий.

Для женщины брак - форма закабаления. Большинство из нас добровольно идет в это рабство, так как мы не видели других отношений. К счастью, современные российские женщины начинают относиться к себе со все большим и большим уважением и выбирают гражданский брак. Он дает им необходимую свободу".


1.2. Понятие брака по семейному праву


В последние десятилетия брак в социологическом смысле рассматривался в России в основном как "союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе"[1], или как "исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям"[2]. В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.[3]

Однако в СК отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права, что вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода (1918, 1926 и 1969 гг.). Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что "духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом".[4] Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выводами известных правоведов А. М. Беляковой, Н. В. Орловой, В. А. Рясенцева и др. о том, что "юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права".[5]

В юридической литературе высказывались различные точки зрения о понятии брака, его сущности и признаках. В этой связи представляется целесообразным дать обзорный сравнительный анализ различных точек зрения на понятие брака, существовавших в российском семейном праве в прошлом столетии. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что данное Г. Ф. Шершеневичем еще в начале XX в. определение брака с юридической точки зрения как союза мужчины и женщины с целью сожительства, основанного на взаимном соглашении и заключенного в установленной форме, в целом содержало совокупность основных условий, при наличии которых "сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, то есть влечет за собой все последствия законного брака".[6] Не случайно предложенное Г. Ф. Шершеневичем понятие брака во многом явилось определяющим и для последующего обоснования точек зрения на брак именно как на добровольный союз мужчины и женщины (в различных вариациях), хотя и подвергалось критике в советском семейном праве "за претензии на унифицированную пригодность для всех времен и народов" и отсутствие специфических признаков брачного союза определенной исторической формации.[7]

Как известно, в советской юридической науке прослеживалась устойчивая тенденция обосновать брак как принципиально новую форму семейного союза мужчины и женщины социалистического общества, отличную от форм брака, применявшихся в зарубежных странах. Предпринимались и попытки закрепить понятие брака в семейном законодательстве РСФСР, которые, однако, не принесли положительного результата.[8] В современных исследованиях отмечается, что од- . ним из основных признаков брака в послереволюционной России признавалась прежде всего взаимная склонность (любовь) супругов, в связи с чем в монографиях того периода под браком понималось "отношение совместного сожительства, основанное на началах любви, дружбы, сотрудничества" или "свободное сожительство двух лиц". Кроме того, исходя из особенностей анализируемой исторической эпохи обязательным элементом брака являлось также наличие общего хозяйства со взаимной материальной поддержкой супругов и совместное воспитание детей,[9] что фактически было закреплено в Кодексе законов о браке, семье и опеке 1926г.[10] как отражение существовавшего в тот период взгляда на семью как на своеобразное "трудовое объединение" мужчины и женщины.[11]

В последующем понятие брака в науке советского семейного права претерпевало с развитием общества определенные изменения, с сохранением, однако, понимания его главной сущности в виде союза мужчины и женщины в целях создания семьи. Необходимо отметить, что на результатах исследований по данному вопросу не могла не отразиться существовавшая в тот период общественно-политическая обстановка. Поэтому достаточно часто применялся термин "социалистический брак", формально подчеркивающий его якобы принципиальное отличие от брака "буржуазного". Одновременно констатировался факт, что в законодательстве зарубежных стран брак, как правило, рассматривается не в виде свободного и равноправного союза мужчины и женщины, а как гражданско-правовая сделка.[12] Поэтому, например, подвергалось критике данное французским правоведом Жюллио де ла Морандьером определение брака как гражданского договора, который соединяет мужчину и женщину для совместной жизни и взаимного оказания поддержки и помощи под руководством мужа.[13] При этом в большинстве научных работ неизменно подчеркивалось, что брак не может быть сделкой или договором, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности.[14]

В юридической литературе длительное время также высказывалась точка зрения о том, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер.[15] Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей.[16] Причем такой подход к определению целей заключения брака и создания мужчиной и женщиной семьи был характерен не только для советского семейного права, но и находил отражение в законодательстве некоторых зарубежных стран, содержащем нормы о заключении брака "на всю жизнь", хотя из-за значительной распространенности разводов носил скорее морально-этический, чем императивный характер.[17] Практическая уязвимость тезиса о браке как пожизненном союзе (life-long marriage) стала очевидной и в связи с распространенностью в последние десятилетия в некоторых странах брака в форме брака-товарищества (partnership).[18] Однако принцип пожизненности брака и во времена "развитого социализма" в СССР носил скорее желаемый, чем фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания СК. Некорректным являлось бы и предлагаемое ранее некоторыми авторами включение в определение брака в качестве необходимого признака цели в виде рождения и воспитания детей[19], что признается в современной юридической литературе.[20]

Таким образом, по очевидным причинам, не все из признававшихся в советском семейном праве признаков брака как специфической формы брака "социалистической формации" могут признаваться таковыми и в современном семейном праве России, отличающемся многообразием взглядов на брак. Безусловно, подобная ситуация является отражением не только существенного смещения акцентов в научных исследованиях по семейному праву в сторону более свободного обсуждения дискуссионных вопросов, но и значительного усиления договорных начал в Семейном кодексе, включая совершенствование правового института брачного договора, первоначально введенного в Российской Федерации ст. 256 ГК (часть первая) с 1 января 1995 г. На этой почве возникают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в семейном праве точек зрения. Например, М. В. Антокольская, последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода (sui generis), приходит к выводу, что "соглашение о заключение брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором". При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак "как клятва перед богом или как моральное обязательство или как чисто имущественная сделка". Однако сама же М. В. Антокольская отмечает, что большинство ученых-правоведов в Российской Федерации не признают соглашение о заключении брака гражданским договором, так как будущие супруги не могут определять для себя содержание брачного правоотношения в силу того, что их права и обязанности установлены императивными нормами закона, что нехарактерно для договорных правоотношений. Кроме того, цель заключения брака — не только возникновение брачного правоотношения, но и создание союза, основанного на любви, уважении, взаимопомощи, взаимной поддержке и т. п.[21]

С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов.[22] Подобное определение приводится в научной литературе по семейному праву с некоторыми коррективами. Так, О. А. Хазова понимает под браком "моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности".[23] Примерно такое же понятие брака приводится и другими авторами.[24] А. М. Нечаева, также давая традиционное понятие брака как союза мужчины и женщины, влекущего за собой правовые последствия, вместе с тем расценивает его как форму отношений между лицами разного пола и как своеобразный символ для вступающих в брак и для государства.[25]

В то же время, как справедливо указывает Е. С. Гетман, в юридической литературе нет единства мнений относительно правовой природы брака как соглашения супругов.[26] При этом одни авторы рассматривают брак как волевой целенаправленный акт, совершенный с целью породить правовые последствия, и в этом проявляется сходство брака с гражданской сделкой (это позиция О. С. Иоффе),[27] другие же — как обычный гражданский договор. Целью вступления в брак, например, О. С. Иоффе определял желание лиц получить государственное признание созданного союза, основа которого — взаимная любовь и уважение — не входит в его юридическое содержание. Как только эта основа будет подорвана, брак может прекратиться в любое время, что невозможно в гражданско-правовых сделках. Поэтому социальное содержание, цели и правовые особенности брака исключают его оценку как одной из разновидностей гражданско-правовых сделок.

Многообразные точки зрения на правовую природу -брака существуют не только в отечественном семейном праве, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Е. А. Васильев выделяет из числа существующих за рубежом три основных концептуальных точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство.[28]

Характерно, что, как и в России, конституционное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает необходимость государственной защиты брака как основы семьи. Например, Конституцией Ирландии закреплено, что "государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок"[29]. А в некоторых государствах посчитали необходимым дать нормативное определение брака, причем именно в конституции. Так, ст. 46 Конституции Республики Болгарии 1991 г. провозглашает, что "брак представляет собой добровольный союз мужчины и женщины".[30]

Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: брак — это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, -направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.



Глава 2. Правовые проблемы гражданского брака


Еще совсем недавно супруги, жившие в гражданском браке, были редкостью. Но сейчас ситуация резко изменилась. Как показывает статистика, сегодня немало молодых людей в нашей стране предпочитают либо вообще не оформлять официальным образом свои семейные отношения, либо некоторое время жить без регистрации брака. К подобной форме совместной жизни можно относиться по-разному. Одни считают это распутством, другие, напротив, видят в гражданском браке панацею от многих семейных проблем. В любом случае гражданский брак занял прочное место в системе семейных отношений, и с этим приходиться считаться и психологам, и юристам, а иногда - даже политикам.

Заметим, что в большинстве стран Запада проблема гражданского брака вообще отсутствует. В законодательстве многих европейских стран фактическое проживание мужчины и женщины является заключением брака, и регистрация, которую проводят зачастую лишь религиозные организации, рассматривается исключительно как дань традиции. В нашей же стране с первых лет советской власти государство взяло на себя функцию регистрации брачных отношений, что в некоторых случаях осложняет правовой статус участников гражданского брака.

Каждый юрист, консультирующий по семейно-правовым вопросам, регулярно сталкивается с проблемами, так или иначе связанными с проживанием супругов в гражданском браке. К сожалению, нередко ошибочное представление о гражданском браке порождает массу проблем, решить которые подчас невозможно. В этой статье мы попытаемся рассмотреть наиболее важные правовые вопросы, связанные с гражданским браком, дабы разъяснить его сущность, юридические последствия, а возможно, и предостеречь от необдуманных действий.

Что такое гражданский брак?

Прежде всего, следует представлять, что словосочетание "гражданский брак" - не юридический термин, а сугубо бытовое понятие, которым принято обозначать совместное проживание мужчины и женщины без государственной регистрации их отношений органами ЗАГС. Закон же признает только брак, надлежащим образом оформленный, и любая другая форма отношений брачной не является (ст. 10 Семейного кодекса РФ). Нередко люди, давно не проживающие совместно и ничего не знающие друг о друге, в случае если их брак не расторгнут, считаются с точки зрения закона мужем и женой, и, напротив, живущие много лет "без штампа в паспорте" мужчина и женщина таковыми не являются.

К вопросу об алиментах

Большая часть вопросов, связанных с проживанием в гражданском браке, связана с алиментными обязательствами после прекращения отношений между "гражданскими" супругами. Итак, следует знать, что дети, рожденные родителями, не состоявшими в зарегистрированном браке, обладают точно такими же правами, как и рожденные в официальном браке. Поэтому и алиментные обязательства, в соответствии со статьей 53 Семейного кодекса РФ, возникают аналогичным образом. Однако следует отметить, что в браке гражданском нет презумпции отцовства супруга, т.е. правила, согласно которому отцом ребенка, рожденного женщиной, состоящей в зарегистрированном браке, признается ее супруг. Здесь для установления отцовства требуется еще и признание отцовства со стороны папы, которое производится путем подачи личного заявления в орган ЗАГС. Если же отец ребенка записан только со слов матери, то вполне возможно, что отцовство придется доказывать в судебном порядке.

Судебный порядок установления отцовства, согласно ст. 49 Семейного кодекса РФ, предусмотрен для тех случаев, когда родители в зарегистрированном браке не состояли и отец ребенка отрицает свое отцовство. Мама, а также любое другое заинтересованное лицо (например, бабушка или дедушка) "вправе предъявить иск о признании отцовства и взыскании алиментов. Таких дел, благодаря популярности гражданского брака, к сожалению, сегодня в российских судах великое множество.

В подобных спорах есть несколько проблем. Молодой маме, как правило, крайне сложно участвовать в судебной тяжбе и оплачивать недешевые услуги адвокатов. Кроме того, для стопроцентного подтверждения отцовства требуется проведение судебно-генетической экспертизы, стоимость которой тоже достаточно велика. Есть примеры, когда из-за отсутствия денег на экспертизу дела такого характера рассматриваются по несколько лет, а решения так и нет, а соответственно, нет ни алиментов, ни мной материальной помощи ребенку. В этом видится один из главных недостатков гражданского брака. По сути, из-за того, что, родители не оформили свои отношения, страдает ребенок.

Однако следует указать, что в гражданском браке допускается заключение соглашения об уплате алиментов на ребенка. В данном соглашении можно предусмотреть размер, сроки, и условия уплаты алиментов, а также иные формы поддержки ребенка (например, предоставление какого-либо имущества). Если подобное соглашение нотариально удостоверено, то для его исполнения обращаться в суд нет необходимости, т.к. оно имеет юридическую силу дополнительного листа и подлежит исполнению судебными приставами. Вместе с тем соглашение об уплате алиментов, согласно ст. 103 Семейного кодекса РФ, не должно ухудшать положение ребенка по сравнению с гарантиями, установленными законом, т.е. размер алиментов не должен быть ниже обычно назначаемых сумм.

Придется ли делить имущество?

Многих также интересуют имущественные отношения супругой, состоящих в гражданском браке. Совместное проживание не влечет правовых последствий в плане возникновения совместно нажитого имущества (ст. 36 Семейного кодекса РФ). Получается, что пока брак не зарегистрирован, у каждого из супругов формируется свое личное имущество, и если возникнет спор, то очень сложно доказать, что какая-то вещь куплена на совместно заработанные деньги и является общей собственностью.

В браке же официальном не имеет значения, на кого оформлена та или иная собственность. Если она приобретена в период брака (за исключением подарков и наследства), то считается совместным супружеским имуществом, которое делиться пополам либо в иной пропорции в зависимости от того, с кем после развода остается проживать ребенок (ст. 39 Семейного кодекса РФ).

Проживая в гражданском браке, нельзя заключить и брачный договор. Вернее, этот договор не будет считаться брачным и вступит в силу только с момента государственной регистрации брака (статья 41 Семейного кодекса РФ). Вместе с тем Гражданский кодекс не запрещает гражданам заключать соглашения об использовании общего имущества и его разделе при определенных обстоятельствах. Такие соглашения в отличие от брачного договора, не подлежат нотариальному удостоверению, что в какой-то степени облегчает их заключение. Однако в нашей стране пока и брачный договор, и, тем более, соглашение об имущественных правах супругов, проживающих в гражданском браке, большая редкость.

Жилищные проблемы "неофициальных" супругов

Очень часто лиц, состоящих в гражданском браке, волнуют вопросы жилищного характера. Так, например, возникает ли право проживания в квартире у лица, вселившегося в квартиру своего "гражданского" супруга и подлежит ли он выселению в случае прекращения брачных отношений? Здесь следует сказать, что ныне действующее жилищное законодательство нуждается в существенной корректировке в связи с изменениями, произошедшими за последние годы. Так, в советский период право пользования жилым помещением возникало только в случае прописки человека в это жилое помещение. Во всех остальных случаях права на жилье не было.

Конституционный суд страны еще в 1995 г. признал подобную практику не соответствующей нормам международного права и новой Конституции России 1993 г. С этих пор суд при рассмотрении спора о признании права пользования жилым помещением (в том числе по иску бывшего "гражданского" супруга) обязан установить, производилось ли фактическое вселение лица в жилое помещение или нет. Если вселение имело место, то право пользования жилым помещением считается возникшим и подлежит судебной защите. Таким образом, если гражданский брак прекращен, а вселение имело место, то можно претендовать на право проживания в квартире.

Если квартира относится к государственному или муниципальному жилищному фонду, то, на основании cт.54 Жилищного кодекса РСФСР, граждане, вселенные, нанимателем в это жилое помещение, приобретают равное с ним и другими совместно проживающими членами семьи право пользования жилым помещением, если иное было оговорено в соглашении при вселении этих граждан. В случае, когда вы желаете "оговорить иное", следует заключить письменный договор, т.к. доказать устную сделку практически невозможно.

Если же квартира находиться в собственности, то следует отметить, что ст. 292 ГК РФ предоставляет право пользования жилым помещением собственника только членам его семьи. При этом существует несколько трактовок термина "семья": по мнению некоторых специалистов, семья возникает только после регистрации брака, однако судебная практика свидетельствует, что и в подобных ситуациях можно добиться признания права пользования жилым помещением.

Может ли "гражданский" супруг стать вашим наследником?

В некоторых случаях возникает потребность подтвердить факт брачных отношений с тем или иным лицом. Так обычно бывает, когда кто-либо из лиц, состоявших в гражданском браке, умер, а второй претендует на наследство. Здесь следует добиваться в судебном порядке установления брачных отношений. Это делается по заявлению заинтересованного лица на основании любых доказательств, в том числе свидетельских показаний, документов и других.


Заключение


Итак, в целом можно сказать, что гражданский брак находится за пределами правого поля. Однако отношения между теми, кто предпочитает не вмешивать закон в личную жизнь, тем не менее, порождают определенные правовые последствия. В гражданском браке, несомненно, есть свои плюсы и минусы. Поэтому, делая свой выбор, необходимо учитывать и юридический аспект.

Брак, как учреждение юридическое, представляется союзом двух лиц разного пола, удовлетворяющим известным юридическим условиям и дающим известные гражданские последствия. Понятно, что это определение брака чисто формальное: сказать, что брак есть союз двух лиц разного пола, удовлетворяющий известным юридическим условиям и дающий известные гражданские последствия, не значит определить содержание брачного союза. Оно не исчерпывается даже перечислением всех прав и обязанностей, вытекающих из брака, так что в области права нет возможности дать полное определение брачному союзу, а понятие о нем устанавливается вне области права - в религии и нравственности.

Государство как партнер семьи призвано активно участвовать в процессе ее адаптации к новым социально-экономическим условиям, постоянно корректировать эти условия, исходя из социально значимых интересов самой семьи, ее жизнедеятельности. Речь идет не об опеке семьи или подмене ее функций, а о создании необходимых макроусловий через законы, указы, различные правительственные решения, которые во многом определяют жизнедеятельность семьи в обществе, активизируют или, напротив, усложняют ее функционирование.

Список источников и литературы


1.     Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. №237. 25.12.1993г.

2.     Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.)

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301. (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г.).

4.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2002г. №46.Ст. 4532.

5.     Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями от 25 октября 2001 г., 29 апреля 2002 г., 22 апреля, 7 июля, 8 декабря 2003 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 ноября 1997 г., N 47, ст. 5340

6.     Антоколская М.В. Семейное право: Учебник. 2-е. изд. М., 1999.

7.     Комментарий к Семейному кодексу РФ/ Под. ред. И.М. Кузнецовой. М., 2000

8.     Королев Ю.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. М.: "Юридический Дом "Юстицинформ", 2003.


[1] См., напр.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. / Гл. ред. С. И. Вавилов. М, 1951. Т. 6. С. 41.

[2] См., напр.: Большая советская энциклопедия. 3-е изд. / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1970. Т. 3. С. 634; Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М., 1983. С. 60.

[3] См., напр.: Словарь русского языка / Под ред. А. Л. Евгенъевой. М., 1985. Т. 1. С. 111; Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1991. Т. 1. С. 162; Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. М. Прохорова. М., 1997. С. 151.

[4] См.: Максимович Л. Фиктивный брак // Закон. 1997. № 11. С. 73; Антокольская М. В. Указ. соч. С. 110.

[5] См., напр.: Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. М., 1982. С. 64.

[6] Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.) М., 1995. С. 12,13, 406-408.

[7] См., напр.: Матвеев Г. К. Советское семейное право. М., 1985. С. 43.

[8] См.: Полянский П. Л. Отечественное брачно-семейное законодательство: от КЗАГСа 1918 года до наших дней // Журнал российского права. 1997. № 10. С.127.

[9] См. там же. С. 128, 129.

[10] СУ РСФСР. 1926. № 82.

[11] См., напр.: Брандербургский Я. Н. Брак и его правовые последствия. М., 1926. С.6.

[12] См., напр.: Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 3. С. 635.

[13] См., напр.: Матвеев Г. К. Указ. соч. С. 43.

[14] См., напр.: Белякова А. М. Вопросы советского семейного права в судебной практике. М., 1989. С. 8; Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. М., 1984. С. 28. С некоторыми незначительными отличиями подобное понятие приводилось в работах В. М. Бошко, Г. К. Матвеева, А. М. Нечаевой, В. А. Рясенцева, В. А. Тархова, В. Н. Шахматова и других авторов.

[15] См., напр.: Белякова А. М., Ворожейкин Е. М. Советское семейное право. М., 1974. С. 87; Нечаева А. М. Брак, семья, закон. М., 1984. С. 6.

[16] См., напр.: Матвеев Г. К. Указ. соч. С. 44, 45.

[17] См., напр.: § 1353 Гражданского уложения Германии // Гражданское, торговое и семейное право капиталистических государств / Под ред. В. К. Пучинского, М. И. Кулагина. М., 1986. С. 158.

[18] См., напр.: Хазова О. А: Брак и развод в буржуазном семейном праве. Сравнительно-правовой анализ. М., 1988. С. 5.

[19] См., напр.: Белякова А. М., Ворожейкин Е. М. Указ. соч. С. 87; Матвеев Г. К. Указ. соч. С. 45.

[20]

[21] Антоколская М.В. Семейное право: Учебник. 2-е. изд. М., 1999. С. 109-114.

[22] См.: Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 1997. С. 57; Юридическая энциклопедия / Под ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1997. С. 53.

[23] См.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. И. М. Кузнецова. М., 1996. С. 33.

[24] См.: Додонов В. Н., Румянцев О. Г. Энциклопедический юридический словарь. М., 1996. С. 31; Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Указ. соч. С. 405.

[25] См.: Нечаева А. М. Семейное право: Курс лекций. М., 1998. С. 95.

[26] См., напр.: Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. П. В. Крашенинникова и Л. И. Седугина. М., 1997. С. 29.

[27] См.: Иоффе О. С. Советское гражданское право. Л., 1965. Т. 3. С.Ч87, 188.

[28] См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник / Под ред. Е. А. Васильева. М., 1993. Гл. 25. С. 515—531.

[29] См. ст. 41 (3. 1.) Конституции Ирландии // Конституции государств Европейского Союза / Под ред. Л. А. Окунъкова. М., 1997. С. 351.

[30] См., напр.: ст. 46 Конституции Республики Болгарии // Конституции государств Центральной и Восточной Европы / Отв. ред. Н. Варламова. М., 1997. С. 66; см. также ст. 36 Конституции Грузии // Новые конституции стран СНГ и стран Балтии. Вып. 2 / Под ред. Н. А. Михалевой. М., 1997. С. 184.