СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Порядок назначения экологической экспертизы………………………………..4
2. Порядок проведения экологической экспертизы……………………………….7
Заключение………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы…………………………………………..12
Введение
Цель данной работы: рассмотреть экологическую экспертизу, порядок ее назначения и проведения.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показывается порядок назначения экологической экспертизы;
2. описывается порядок проведения экологической экспертизы
Экологическая экспертиза - традиционная мера охраны окружающей среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов в нашей стране. Экологическая экспертиза, особенно государственная, является правовой мерой обеспечения выполнения экологических требований при принятии экологически значимых решений. Речь идет о хозяйственных, управленческих и иных решениях, реализация которых сопряжена с воздействием на природу. К хозяйственным решениям может относиться, к примеру, решение о строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали, о перепрофилировании Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Образцом управленческого решения является решение уполномоченного государственного органа о выдаче лицензии на заготовку древесины, добычу нефти, газа.
Экспертиза объективно способствует упрочению правовых качеств государства. Проведенная в соответствии с установленными в законодательстве принципами, она принуждает к уважительному отношению к закону не только инициаторов экологически значимой деятельности, представивших свое детище на экспертизу, но и Госкомэкологию, ее территориальные органы на уровне субъектов Российской Федерации и экспертов, участвующих в экологической экспертизе. По смыслу ст. 15 Конституции РФ все обязаны соблюдать Конституцию и законы. Нарушение данного правила кем бы то ни было в эколого-экспертном процессе в зависимости от ситуации предопределяет неправовой характер как материалов, представленных на экспертизу, так и заключения экологической экспертизы со всеми вытекающими из этого последствиями.
1. Порядок назначения экологической экспертизы
Статья 5 Федерального закона «Об экологической экспертизе» имеет целью обеспечить единство практики назначения, проведения экологической экспертизы и использования ее результатов. Реализация данной цели требует согласованности нормативно-правовой основы экологической экспертизы, создания единого организационного и ресурсного механизмов реализации правовой базы, обеспечения в законных пределах единой практики проведения экспертизы и рассмотрения связанных с ней конфликтов, прежде всего судебных. 1
Данная статья адресована прежде всего всем ветвям государственной власти (на федеральном уровне) и устанавливает в соответствии с Конституцией РФ их функции в регулируемой сфере.
Нормативное предписание, выраженное в ч. 1 ст. 5 и обращенное к Президенту РФ, воспроизводит текст ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, по которой Президент наряду с иными обязанностями «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».
По господствующей конституционной доктрине осуществление данной прерогативы Президентом РФ возможно на основе различных полномочий, среди которых использование согласительных процедур, приостановление действия актов исполнительной власти субъектов Федерации и др.
Президент, как показывает практика, действует на основе начала «экономии» непосредственного президентского вмешательства в сферу конституционно определенных прав и обязанностей иных органов государственной власти. Президентское обеспечение согласования и обеспечения взаимодействия их в области экологической экспертизы может оказаться необходимым, если:
а) Федеральное Собрание РФ приняло закон, противоречащий комментируемому Закону;
б) органы исполнительной власти субъектов Федерации противятся назначению экологической экспертизы либо не считаются с ее результатами;
в) Правительство РФ либо утверждает противоречащие Закону правовые акты об экологической экспертизе, либо препятствует ее проведению, либо не выполняет возложенные на него обязанности по проведению экологической экспертизы в отдельных случаях, либо игнорирует ее результаты в отношении конкретных объектов (проектов).
Однако Президент РФ в рамках своих полномочий сам определяет основания, пределы и способы осуществления действий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области экологической экспертизы.
Кроме того, согласно ст. 58, 59 Закона «Об охране окружающей природной среды» указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды на основании заключения государственной экологической экспертизы объявляются зоны чрезвычайной экологической ситуации или зоны экологического бедствия.
Пункт 2 статьи 5 Федерального закона «Об экологической экспертизе» адресован Федеральному Собранию и направлен на обеспечение необходимого единства и непротиворечивости законодательства в данной сфере. Юридически данное предписание не имеет особого значения, поскольку единство и непротиворечивость законодательства всегда должны обеспечиваться высшим органом законодательной власти. Однако с учетом сложности и значимости данной сферы законодательного регулирования содержание п. 2 ст. 5 следует признать необходимым. 1
Пункт 3 ст. 5 обращен к Правительству РФ и носит весьма конкретный характер, поскольку содержит в себе обязывающие предписания огромной важности. Утверждение порядка проведения государственной экологической экспертизы осуществляется Правительством РФ при условии соблюдения предписаний ст. 14, а также ст. 7, 8, 11-13, 15-18 Федерального закона «Об экологической экспертизе». Основные вопросы, устанавливаемые при этом, определяются Правительством РФ с учетом предмета ведения субъекта Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). В Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698, регламентируются общие положения, порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы, сроки регистрации и передачи материалов, представляемых в специально уполномоченные органы, сроки начала проведения экспертизы, обязанности экспертной комиссии, ее руководителя и ответственного секретаря, порядок их работы, юридически значимые атрибуты экспертного заключения и др. Функция контроля Правительством РФ исполнения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе федеральными органами государственной власти основана на п. «в» ст. 114 Конституции РФ. Правительство принимает соответствующие меры с тем, чтобы федеральные органы государственной власти: а) осуществляли все необходимые меры к проведению экологической экспертизы в надлежащих случаях; б) выполняли все предписания, относящиеся к реализации полномочий, прав и обязанностей в сфере проведения экологической экспертизы; в) обеспечивали в организационно-ресурсном отношении собственную деятельность в данной сфере и проведение отдельных экспертиз.1 Осуществление Правительством РФ мер по соблюдению законов, а также по обеспечению прав граждан и юридических лиц в области экологической экспертизы ведется в рамках общей правотворческой деятельности Правительства РФ при принятии конкретизирующих закон нормативно-правовых актов, принятии правоисполнительных решений и защите прав граждан и юридических лиц. Полномочия судебной власти в области экологической экспертизы определяются законодательством, устанавливающим компетенцию различных судов и их подсудность.
2. Порядок проведения экологической экспертизы
В п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» определяются условия, при которых может проводиться государственная экологическая экспертиза. Эти условия касаются формы, содержания и перечня материалов, которые должны быть представлены заказчиком в Госкомэкологию РФ или ее территориальный орган. Некоторые из этих условий определены данным пунктом, другие - иными нормативными правовыми актами. 1
В Законе указывается перечень материалов, которые должны быть обязательно представлены на государственную экологическую экспертизу. При этом норма сформулирована таким образом, что содержащиеся в этом перечне материалы должны представляться независимо от вида объекта государственной экологической экспертизы.
При выполнении требования о перечне материалов, которые должны представляться на государственную экологическую экспертизу, несмотря на то, что он определен в Законе, важно иметь в виду, что такой перечень зависит от характера объекта экспертизы. Не для всех объектов требуется представлять в полном объеме материалы, предусмотренные в п. 1 ст. 14. К примеру, при представлении на экспертизу проектов правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, проектов международных договоров не обязательно представление материалов их обсуждений с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления, так как их обсуждение не предусмотрено действующим законодательством. Применительно к этим объектам также не должны представляться в обязательном порядке положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления.
Более подробно требования о материалах, представляемых на государственную экологическую экспертизу, определены в Положении о порядке проведения государственной экологической экспертизы, Регламенте проведения государственной экологической экспертизы и Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Хотя в п. 6 Положения и говорится о том, что объем документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, регламентируется нормативными документами на ее разработку и нормативными документами Минприроды России, в Приложении 1 к самому Положению определен состав материалов, которые должны представляться в зависимости от характера объекта экспертизы. 1
Так, материалы по прединвестиционной документации (схемы, программы, концепции) должны содержать: проект документа; техническое задание на разработку документа; пояснительную записку с разделом по экологическому обоснованию предлагаемых мероприятий; бизнес-план (для федеральных целевых программ).
Кроме того, в названном Приложении определяется содержание следующих видов материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу:
- по предпроектной документации;
- по проектной документации;
- по новой технике, технологии, материалам и веществам;
- по нормативно-техническим и инструктивно-методическим документам, направляемым на государственную экологическую экспертизу;
- по экологическим обоснованиям лицензий (разрешений) на осуществление хозяйственной деятельности;
- по обоснованию лицензий (разрешений) на выброс и сброс загрязняющих веществ действующих предприятий;
- по обоснованиям лицензий (разрешений) на водопользование;
- по обоснованию лицензий (разрешений) на размещение отходов;
- по обоснованию лицензий на ввоз отходов;
- по обоснованиям лицензий на осуществление хозяйственной деятельности совместными предприятиями с участием иностранных технологий;
- по материалам Соглашений о разделе продукции.
Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы устанавливает также общие требования к содержанию материалов, направляемых на государственную экологическую экспертизу. Такие материалы должны содержать экологическое обоснование возможности реализации намечаемых решений (мероприятий), разработанное в соответствии с нормативными документами Минприроды РФ (Госкомэкологии России) и быть достаточными для оценки экологического риска намечаемой деятельности и принятия решений по объекту экспертизы (п. 7). Более конкретные требования к содержанию материалов, направляемых на государственную экологическую экспертизу, определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. и согласованной с Министерством строительства РФ Инструкция устанавливает требования: к нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности населения; к прединвестиционной документации (территориальным комплексным схемам охраны природы и природопользования, схемам расселения и территориальной организации производительных сил регионов, отраслевым схемам, схемам районной планировки, программам хозяйственной и иной деятельности в регионе, крае, области) в части экологического обоснования намечаемых решений; к генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов в части экологического обоснования градостроительных решений; к предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды; к обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование.
В соответствии с п. 6 и 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» материалы, подлежащие государственной экологической экспертизе, представляются в двух экземплярах, материалы согласований, обсуждений и иные документы - в одном экземпляре. 1 При представлении документации, не соответствующей указанным требованиям, Госкомэкология России (ее территориальный орган) в срок не более семи дней со дня регистрации поступивших материалов направляет заказчику уведомление о некомплектности материалов и сроках представления недостающих материалов. Документация, не укомплектованная в течение одного месяца со дня получения извещения, возвращается заказчику с письменным уведомлением.
Одним из обязательных условий проведения государственной экологической экспертизы является предварительная ее оплата заказчиком документации, подлежащей экспертизе. Закон требует, чтобы оплата была произведена в полном объеме. Принципиальным является вопрос о моменте, когда экспертиза должна быть оплачена. В соответствии с Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы экспертное подразделение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Госкомэкологии РФ) или его территориального органа специально уведомляет заказчика о необходимости оплаты. Экспертное подразделение делает это после того, как оно установило соответствие представленных материалов требованиям, предусмотренным законодательством, и в срок не более 7 дней со дня регистрации материалов. При этом заказчик должен оплатить проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с прилагаемыми сметой и счетом на ее оплату в течение 30 дней со дня получения уведомления.
Заключение
В правовом государстве обеспечивается соблюдение и защита экологических прав человека и гражданина. Закон "Об экологической экспертизе" в своей преамбуле декларирует, что он направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду. Экологическая экспертиза является одним из наиболее значимых средств обеспечения соблюдения права каждого на благоприятную окружающую среду. Важно то, что достигается это посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на природу. Оценивая фактическую роль государственной экологической экспертизы в охране окружающей среды и обеспечении рационального природопользования, есть основания утверждать, что она, как никакая другая правовая мера экологического права, является достаточно эффективной и реализует свой потенциал средства построения правового государства и обеспечения права на благоприятную окружающую среду. В то же время в науке и практике возникает немало дискуссионных вопросов по поводу экологической экспертизы. Так, в литературе по экологическому праву можно встретить мнение, что помимо государственной и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза. Такое утверждение отражает лишь позицию того или иного ученого. Юридическое значение имеют два вида экологической экспертизы, урегулированные в законодательстве. Коммерческая и научная экспертизы не предусматриваются законодательством, хотя соответствующие предложения вносились. Эти виды экспертизы могут быть отнесены к общественной экспертизе, если проводятся в инициативном порядке, либо к государственной, если представители соответствующих структур привлекаются к проведению государственной экологической экспертизы. Таким образом, отсутствуют основания для выделения таких видов экологической экспертизы как самостоятельных.
В то же время видится смысл в проведении ведомственной экологической экспертизы проектных материалов по решению органа или предприятия.
Список использованной литературы
1. Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698).
2. Бринчук М.М. Перспективы развития российского экологического законодательства // Законодательство России в XXI веке. М.: ИЗиСП, 2002.
3. Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. проф. М. М. Бринчук. - Издательство «БЕК», 2001 г.
4. Миняев А.О. Конституционные основы экологического права: Автореф. дисс.: канд. юрид. наук. М.: МГУ, 2003.
5. Плохова В. «Особенности природных объектов и их отражение в правовом регулировании» // «Российская юстиция», N 6, июнь 2002 г.
1 Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. проф. М. М. Бринчук. - Издательство «БЕК», 2001 г. С. 47.
1 Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. проф. М. М. Бринчук. - Издательство «БЕК», 2001 г. С. 51.
1 Бринчук М.М. Перспективы развития российского экологического законодательства // Законодательство России в XXI веке. М.: ИЗиСП, 2002. С. 87.
1 Комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Отв. ред. проф. М. М. Бринчук. - Издательство «БЕК», 2001 г. С. 63.
1 Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698).