Анализ форм международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Содержание
Введение.............................................................................................................. 3
1. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды........................................................................................... 4
2. Основные источники международного экологического права.............. 6
3. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды................................................................................................................. 10
Заключение...................................................................................................... 25
Список использованной литературы........................................................... 26
Введение
В последней четверти ХХ в. в условиях экологического кризиса, охватившего всю планету, объективной необходимостью стало международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Такая потребность вызвана:
– глобальным (общепланетарным) характером многих экологических проблем (например, сохранение озонового слоя);
– трансграничным переносом загрязняющих окружающую природную среду веществ воздушными течениями, круговоротом воды, биологической миграцией по трофическим цепям;
– международным статусом природных систем и объектов (Мировой океан, воздушный бассейн Земли, околоземное космическое пространство, Антарктида);
– невозможностью решить все проблемы организации рационального природопользования и охраны окружающей природной среды силами одной страны.
Цель данной работы: провести анализ форм международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:
1. обозначить основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды;
2. дать характеристику основным источникам международного экологического права;
3. описать принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
1. Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Основные направления международного сотрудничества в области охраны окружающей среды:
– сохранение природных систем, мало затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия;
– оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой обусловлены антропогенными причинами;
– сохранение важнейших природных объектов, обеспечение сохранения биологического разнообразия как важнейшего условия стабильного функционирования биосферы;
– создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные и иные действия, приводящие к деградации окружающей природной среды, в том числе за разрушение окружающей среды в результате военных действий[1].
Формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды:
– парламентское сотрудничество – координация законодательной деятельности в решении межгосударственных экологических проблем;
– взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) в реализации международных экологических программ;
– сотрудничество «конвенционного типа», предусматривающее единый подход различных государств к решению экологических проблем;
– международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов;
– научно-техническое сотрудничество, обмен информацией экологического содержания, совместное осуществление природоохранных мероприятий;
– проведение международных экологических форумов под эгидой ООН и ее структур;
– заключение договоров и других видов международных соглашений (двусторонние или многосторонние конвенции, протоколы, соглашения) для координации природоохранных мероприятий отдельных стран[2].
Таким образом, важнейшим направлением международного сотрудничества является международная правовая охрана окружающей среды, а основным инструментом – международное экологическое право, т.е. система правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения, политику мирового сообщества в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества.
2. Основные источники международного экологического права
Отдельные межгосударственные соглашения, касающиеся главным образом использования и сохранения ресурсов животного мира, были приняты еще в конце XIX в. Например, в 1875 г. Австро-Венгрия и Италия приняли совместную декларацию об охране птиц, а в 1897 г. Россия, Япония и США заключили соглашение об охране морских котиков в Тихом океане.
В 1913 г. в Берне состоялась конференция по международной охране природы, организованная учеными Австралии, Аргентины, Великобритании, Норвегии, России, США, Франции и ряда других стран. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война и последующие события в мировой политике надолго отложили решение этой проблемы.
Современные международно-правовые экологические нормы разрабатывает созданная в 1954 г. Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные органы.
Резолюции международных организаций и конференций, международные договоры, соглашения, конвенции, протоколы и т.п. являются основным правовым инструментом.
В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (1962 г.) «Экономическое развитие и охрана природы» отмечены следующие три важные положения в области охраны природы.
1. Целостное рассмотрение совокупности природной среды – природных ресурсов, животного и растительного мира.
2. Более широкая трактовка термина «охрана природы» как «охрана окружающей среды» (в международном научно-политическом лексиконе появился термин environment – окружающая среда).
3. Необходимость сочетания экономического развития с интересами охраны окружающей природной среды.
Международным сообществом приняты следующие важные политические документы, в которых проблемы мира и безопасности сочетаются с вопросами охраны окружающей среды.
«Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» (1963 г.).
«Договор о нераспространении ядерного оружия» (1968 г.).
«Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов оружия массового уничтожения» (1971 г.).
«Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их уничтожении» (1972 г.).
«Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду» (1977).
Первая международная экологическая конференция – Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 г.) – приняла «Декларацию принципов» по основным экологическим проблемам человечества, рассчитанную на перспективу. День открытия этой конференции (5 июня) стал Всемирным днем охраны окружающей среды.
Среди принятых конференцией принципов и резолюций следует отметить следующие:
право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь;
необходимость сохранения природных ресурсов на благо нынешнего и будущих поколений («природные ресурсы не собственность нынешнего поколения, а взяты в долг у будущих поколений»);
необходимость решать международные проблемы окружающей среды в духе сотрудничества и взаимопомощи;
суверенность прав государств на разработку собственных природных ресурсов при одновременной ответственности этих государств за ущерб, наносимый окружающей среде;
ответственность государств за то, чтобы деятельность, осуществляемая на территории, находящейся под их юрисдикцией, не наносила ущерба окружающей среде других государств или территорий, находящихся за рамками национальной юрисдикции.
В 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН образовала постоянно действующий орган по охране окружающей среды – Программу ООН по окружающей среде – ЮНЕП (United Nations Environment Programme – UNEP), который стал основным координатором разработки международной стратегии охраны биосферы Земли, обеспечения международной экологической безопасности.
Нормы международного экологического права основываются на Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., и Пакте о гражданских и политических правах человека, принятом в 1976 г. В основу современного международного экологического права и экологического законодательства отдельных стран легли права любого человека на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду, право на жизнь в условиях мира и право на общее наследие человечества, каким является природа Земли.
К важнейшим международно-правовым документам по охране окружающей природной среды относятся резолюция Генеральной Ассамблеи ООН Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений (1980 г.) и Всемирная хартия охраны природы (1982 г.).
Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию – МКОСР (World Commission on Environment and Development – WCED), созданная в 1983 г., занялась изучением взаимосвязи экологических и социальных проблем в разных регионах планеты, прежде всего в развивающихся странах, и предложила мировому сообществу свод правовых принципов охраны окружающей природной среды.
Объектами международного природоохранного сотрудничества стали природные системы, которые не входят в юрисдикцию отдельных государств (рис. 1). Договоры по этим объектам составляют значительную часть международного природоохранного законодательства.
|
Рис.1. Основные объекты международного экологического сотрудничества
3. Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды
Характер и динамика развития современных эколого-кризисных отношений настоятельно диктуют необходимость предприятия совместных усилий всех государств для решения экологических проблем, требующих как межрегионального, так и глобального охвата.
Поиск путей объединения усилий государств и народов для успешного решения проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов должен осуществляться на базе и в строгом соответствии с общепризнанным международно-правовым принципом сотрудничества, который в международном экологическом праве означает юридическую обязанность государств, независимо от их общественного и государственного строя, сотрудничать друг с другом по вопросам поддержания мира и международной (в том числе экологической) безопасности, а также способствовать совершенствованию международного экологического правопорядка.
Принцип международного сотрудничества в настоящее время является одним из основополагающих в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды. На нем основываются практически все действующие и разрабатываемые в данной области международно-правовые акты[3].
Так, в Стокгольмской декларации принципов 1972 г., содержание принцип сотрудничества (принцип 24) раскрывается следующим образом: "международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых на основе равноправия. Сотрудничество, основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех странах, и это сотрудничество следует организовывать таким образом, чтобы в должной мере учитывать суверенные интересы всех государств".
Международное сотрудничество должно осуществляться на равноправной и взаимовыгодной основе, что применительно к проблемам окружающей среды означает, в частности, активизацию торгового обмена экологически безвредной техникой и технологией, продажу патентов и лицензий, связанных с охраной окружающей среды, учет опыта промышленно развитых стран, оказание помощи развивающимся государствам в выборе путей и форм экономического развития, не вызывающих ухудшения качества окружающей среды.
В зависимости от конкретных проблем природоохранное сотрудничество может быть отнесено к сфере политического, экономического, научно-технического или правового сотрудничества государств. При этом, если сотрудничество по политическим вопросам направлено, прежде всего, на создание благоприятных международных условий, способствующих решению задачи охраны окружающей среды, то, например, сотрудничество в правовой области ведет к разработке и принятию международно-правовых принципов и норм, определяющих правовую природу и статус окружающей среды, цели осуществления природоохранной деятельности и международного сотрудничества в этой области, укрепляющих международный правопорядок, а также прогрессивно развивающих и кодифицирующих международное экологическое право.
В этой связи прогрессивным шагом является перечень принципов международного экологического права, приведенный К.А. Бекяшевым в учебнике "Международное публичное право" 2000г., названных "специфическими".
В указанный перечень вошли такие принципы как:
Окружающая среда - общая забота человечества. Содержание этого принципа раскрывается через обязанность международного сообщества на всех уровнях совместно и в отдельности охранять окружающую среду. В качестве примеров закрепления данного принципа в учебнике приведены:
Международная конвенция по регулированию китобойного промысла 1946г., которая в Преамбуле говорит о том, что народы мира заинтересованы в сохранении для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой стада китов;
Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972г., которая в Преамбуле признает, что морская среда и питаемые ею живые организмы имеют жизненное значение для человека и все люди заинтересованные в обеспечении управления этой средой таким образом, чтобы не ухудшать ее качество и ресурсы;
Африканская конвенция по сохранению природы и природных ресурсов 1968г., которая в Преамбуле подчеркивает, что почва, вода, флора и фауна являются жизненно важными для человечества;
Конвенция о биологическом разнообразии 1992г., которая в Преамбуле подтверждает;
Окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества. Содержание данного принципа раскрывается через стоящую перед всеми государствами и народами мира задачу сохранения природных ресурсов, расположенных вне государственных границ. Данный принцип в форме всеобщего наследия человечества закреплен в Договоре по космосу 1967г. (ст.IX), Конвенции ООН по морскому праву 1982г. (часть XI), Соглашении о Луне 1979г. (ст.3).
При этом необходимо помнить, что ресурсы планеты как таковые сегодня не являются общим достоянием человечества. А после принятия Африканской Хартии 1981г. в развивающихся странах (и не только) утвердился тезис о праве народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами.
В экологической области такой свободы быть не должно, поскольку она не позволяет вырабатывать соответствующий международный механизм. Остается рассчитывать на то, что непосредственная опасность всеобщей экологической катастрофы вынудит весь мир признать природные ресурсы общим достоянием человечества. Сама окружающая среда также должна быть признана общим достоянием человечества;
Свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов. Этот принцип берет свое начало из Договора об Антарктике 1959г. и Договора по космосу 1967г. В последствии он был закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982г., в ряде других международных договорах и соглашениях, отражая право любого субъекта международного права на осуществление правомерной мирной научной деятельности в окружающей среде;
Рациональное использование окружающей среды. Более точно данный принцип следовало бы сформулировать как экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов, который раскрывается в Стокгольмской Декларации 1972г. следующим образом: рациональное планирование и управление возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами Земли в интересах нынешнего и будущего поколений; долгосрочное планирование экологической деятельности с обеспечением экологической перспективы; оценка возможных последствий деятельности государств в пределах своей территории, зон юрисдикции или контроля для систем окружающей среды за этими пределами; поддержание используемых природных ресурсов на оптимально допустимом уровне, то есть на уровне, при котором возможна максимально чистая продуктивность и не может наблюдаться тенденция к её снижению; научно обоснованное управление живыми ресурсами.
Содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды. Этот принцип в Стокгольмской декларации 1972г. содержится в Принципе 24 и раскрывается следующим образом: "Международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе сотрудничества всех стран, больших и малых, на основе равноправия. Сотрудничество основанное на многосторонних и двусторонних соглашениях или на другой соответствующей основе, крайне важно для организации эффективного контроля, предотвращения, уменьшения и устранения отрицательного воздействия на окружающую среду, связанного с деятельностью, проводимой во всех сферах, и это сотрудничество следует организовать таким образом, чтобы в должной мере учитывались суверенные интересы всех государств." Важно не противопоставлять глобальное международное сотрудничество в данной области региональному, двустороннему сотрудничеству, а также национальным мерам. Всё это - системные отношения в рамках одной общей задачи - обеспечения экологической безопасности человечества в целом.
Отсюда возрастает значение и возникает императивность международного сотрудничества в данной области. Тем самым именно здесь с особой силой проявляется императивность одного из десяти общепризнанных принципов международного права - принципа обязанности государств сотрудничать друг с другом.
В настоящее время указанный принцип закреплен, в частности, в Конвенции о защите морской среды и прибрежных районов юго-восточной части Тихого океана 1981г., Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980г., Конвенции ООН по морскому праву 1982г., Конвенции о защите, управлении и развитии морской и береговой среды региона Восточной Африки 1985г., Конвенции об охране и развитии морской среды обширного Карибского региона 1983г. и др.
Взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод. Еще на первой Конференции ООН по правам человека 1968г. международное сообщество признало взаимозависимость мира и прав человека. Позже Генеральная Ассамблея в своей резолюции 37/199 от 18 декабря 1982г. также провозгласила взаимозависимость мира, развития и прав человека. В первом Принципе Стокгольмской декларации 1972г. провозглашается связь между правами человека и окружающей средой. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию 1992г. гласит: забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Принцип 25 провозглашает мир, развитие и охрану окружающей среды взаимозависимыми и неразделимыми. Данный принцип закреплен также во Всеобщей декларации прав человека 1948г. (ст.3) и Международном пакте о гражданских и политических правах 1966г. (ст.6).
Предосторожный подход к окружающей среде. Для обоснования наличия данного принципа, как правило ссылаются на:
Декларацию РИО-92 (Принцип 15), которая гласит: "В целях защиты окружающей среды государства в зависимости от своих возможностей широко применяют принцип предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве предлога или отсрочки принятия эффективных с точки зрения затрат мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды.";
Рамочную конвенцию ООН об изменении климата 1992г., ст.3 которой закрепляет, что сторонам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий;
Конвенцию по охране и использованию трансграничных водных путей и международных озер 1992г. (п.5 ст.2);
Конвенцию по охране морской среды Балтийского моря 1992г. (п.2 ст.3);
Конвенцию по охране морской среды северно-восточной части Атлантического океана1992г. (п.2 ст.2).
Однако, в отечественной юридической литературе высказывается также мнение о том, что предосторожность - это средство, с помощью которого достигается действие принципа охраны окружающей среды. Предосторожность не может являться целью и аналога ей в международном праве нет.
Право на развитие. Еще 1962г. Генеральная Ассамблея ООН на своей XXVII сессии приняла известную резолюцию "Экономическое развитие и охрана природы", в которой отмечается, что охрана природы должна проводиться заблаговременно или во всяком случае одновременно с экономическим развитием на основе внутреннего законодательства государств мира и международного права.
Данную резолюцию принято ошибочно считать оказавшей решающее влияние на становлении концепции устойчивого развития в контексте противоречия между экологией и рыночной экономикой, необходимости международно-согласованного решения задач охраны окружающей среды и социально-экономического развития различных государств.
Во-первых, ее предмет ограничен природой, а не окружающей средой в целом.
Во-вторых, факт постановки международного права на второе место после внутригосударственного не следует расценивать как вопрос юридической техники. Он дает дополнительные основания многим сторонникам полного и исключительного суверенитета государств в пределах своей территории и в данной проблематике исходить исключительно из национальных интересов, "вспоминая" иногда о международном праве. Это особенно характерно для развивающихся государств в которых преобладает чувство национальной гордости и независимости, сохранившееся со времён борьбы за освобождение от колониальной зависимости.
Что касается собственно международного права, то определяющим событием для становления указанного принципа явилась Стокгольмская Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды 1972г. Именно, под определяющим влиянием решений данной Конференции в течение последующих двадцати лет сложилась настоящая система универсальных и региональных международных конвенций, соглашений, договоров, протоколов и т.п., посвященных вопросам охраны окружающей природной среды, число которых сегодня превышает 1500, а двусторонних - 3000.
В ст.24 Африканской Хартии прав человека и народов 1981 года (вступила в силу в 1988г.) впервые на региональном уровне было закреплено: "Все народы имеют право на общую удовлетворительную окружающую среду, благоприятную для их развития". Акцент здесь с очевидность сделан на создание благоприятных условий именно для развития (в первую очередь промышленного). Иными словами, окружающая среда ставится на службу целям развития, и через эту призму предлагается подходить к задачам её сохранения.
Если бы охрана окружающей среды являлась императивным приоритетом, то ст.24 Хартии должна была выглядеть следующим образом: "Все народы имеют право на такое развитие, которое не создает угрозы удовлетворительному состоянию окружающей среды".
В этом смысле следует критически оценивать высказывания некоторых авторов о том, что указанная норма Африканской Хартии 1981г. впоследствии была воспринята и в других региональных соглашениях, например, в Соглашении о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды между государствами-участниками СНГ от 8 февраля 1992 года.
Такое утверждение нельзя признать корректным. В последнем документе признаётся, например, "право каждого человека на благоприятную для жизни природную среду и экологическую безопасность" (Преамбула). Примерами закрепления данного принципа в международных актах являются Декларация РИО-92 (Принцип 3), Декларация ООН по праву развития 1986г. Венская декларация и программа действия, принятые на Всемирной конференции ООН по правам человека 1993 г.
Предотвращение вреда. Содержание этого принципа раскрывает ст.II Всемирной хартии природы, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 1982г. Деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы. В частности, необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе. Деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное6 воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься. Деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия.
Важная роль в обеспечении рассматриваемого принципа принадлежит управлению экологическим риском, под которым понимается мера опасности, вероятность нежелательного события и его последствия10. Необходимо стремиться к максимальной безопасности, а безопасность, математически характеризуемая ценою риска, должна входить как слагаемое в суммарный баланс различных факторов (экономический эффект, расходы, зарплата и т.д.), и надо искать оптимум соответствующей суммы.
При этом максимальная безопасность - не синоним чрезвычайно редко достижимой абсолютной безопасности как требования о полном исключении опасности воздействия на человека и окружающую среду (нулевой риск). Исключения возможны в тех случаях, когда удается в условиях должной работы безотходных технологий избежать экологического загрязнения.
Концепция максимальной экологической безопасности включает в себя институт приемлемого риска, но только при выполнении императивного требования о соблюдении (не превышении) такого предельно допустимого уровня риска, который может быть оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов. Максимум здесь следует понимать как в узком (допускающем определенный уровень загрязнения) смысле, так и в широком - как ориентация на абсолютное исключение опасности;
Предотвращение загрязнения окружающей среды. Указанный принцип в юридической литературе, как правило, сводят к обязанности государств предпринимать, индивидуально или коллективно, все меры необходимые для предотвращения, уменьшения и контроля за загрязнением любых компонентов окружающей среды, в частности, от радиоактивных, токсичных и других вредных веществ.
Более правильно было бы его именование принципом недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды, который распространяется как на мирную, так и на военную области использования радиоактивных веществ (ядерной энергии).
Угроза указанного заражения, в подавляющем большинстве, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодня в этой связи наиболее актуальна проблема нераспространения (на практике - через запрет на вывоз - ввоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия должных (надежных) средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. При наличии же таких источников на их территории изначально следует уделять приоритетное внимание соблюдению двух конвенций 1986г.: Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии, или радиационной аварии, или радиационной аварийной ситуации;
Ответственность государств. Данный принцип закреплен в Принципе 13 Декларации РИО-92, который обязывает государства сотрудничать в целях разработки дополнительных международно-правовых норм, касающихся ответственности за негативные последствия экологического ущерба, причиняемого деятельностью, которая ведется под их юрисдикцией и контролем, районам находящимся за пределами их юрисдикции.
В юридической литературе рассматриваемый принцип толкуется двояко. С одной стороны указывается на политическую, материальную и гражданско-правовую ответственность государств. При этом отмечается, что государства несут гражданско-правовую ответственность за причинение вреда окружающей среде их физическими или юридическими лицами или лицами, действующими под их юрисдикцией или контролем. Этот вид ответственности предусмотрен в ст.3 Лондонского протокола 1992г. к Конвенции к гражданской ответственности за загрязнение нефтью 1969г., п.7 ст.2 Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами 1993г., п.1 ст.IV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972г., ст.3 Конвенции об ответственности перед третьей стороной в области ядерной энергии 1960г., п."к" ст.1 Конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963г. и др.
С другой стороны международно-правовую ответственность за ущерб окружающей среде предлагается делить на позитивную и негативную. Наиболее общий, принципиальный подход в данном вопросе состоит в том, что государства обеспечивают выполнение принятых ими международных обязательств по защите окружающей среды и недопущение загрязнения всеми органами, организациями и лицами, принимая в этих целях наиболее эффективные меры (позитивная ответственность - или responsibility - англ.). В этих целях, в первую очередь, и принимаются документы экологического законодательства, которые должны соответствовать международно-правовым и односторонним обязательствам данного государства в области защиты окружающей среды.
Экологическое законодательство, в частности, должно предусматривать принятие уполномоченными государственными органами необходимых мер контроля как по предотвращению загрязнения окружающей среды, так и по ликвидации последствий причиненного загрязнения. Это может повлечь за собой не только ограничения для тех или иных органов, организаций, учреждений, юридических и физических лиц по объему или времени совершения той или иной деятельности, но и ограничения в самом праве на такую деятельность. Указанные ограничения относительно просто ввести в случае, когда вероятность наступления вредных последствий достаточно очевидна. Сложнее принять такое решение, когда возникает необходимость точно рассчитать эту вероятность в отдаленном будущем.
Что же касается негативной ответственности (liability - англ.), то здесь должен применяться принцип объективной (а в отдельных случаях и абсолютной) ответственности (независимо от вины).
В этом контексте чрезвычайно возрастает значение разработанности и конкретного содержания актов экологического законодательства, устанавливающих предельно допустимые нормы выбросов, а также строгие требования к захоронению вредных отходов;
Отказ от иммунитета от юрисдикции международных или иностранных судебных органов. Отсутствие такого иммунитета, как правило, связывают с рядом международный конвенций в области охраны окружающей среды, и, в частности, с такими международными договорами гражданско-правового содержания, как Парижская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1960г. (п."е" ст.13), Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963г. (п.3 ст.X), Брюссельская конвенция об ответственности операторов ядерных судов 1962г. (п.3 ст.X). Государства не могут ссылаться на иммунитет в отношении судебного разбирательства деликтов, подпадающих под действие соответствующих норм международного экологического права.
Особенностями происходящего процесса становления международного (и внутригосударственного) экологического права следует объяснять тот факт, что отраслевые принципы в данной области нельзя считать чем-то застывшим, окончательно сформировавшимся. Процесс кодификации и прогрессивного развития принципов международного экологического права продолжается. Не случайно поэтому специалистами Комиссии по экологической политике, праву и управлению Международного Союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Международного совета по праву окружающей среды был разработан проект Международного пакта по окружающей среде и развитию, который содержит восемь, по их мнению, наиболее общепризнанных принципов международного экологического права. Помимо уже рассмотренных принципов "экологически обоснованного рационального использования природных ресурсов", "недопустимости радиоактивного заражения окружающей среды", "международно-правовой ответственности государств за ущерб, причиненный окружающей среде" указанный документ содержит следующие пять принципов:
Обеспечение конституционных экологических прав граждан. Данный принцип, безусловно, не может иметь прямого действия и мыслим только в рамках системной взаимосвязи с соответствующими внутригосударственными нормами.
Основная трудность для понимания этого принципа заключается в том, что конституции многих государств не содержат норм (или нормы), устанавливающих само право на благоприятную среду. Соответственно, упомянутые выше "экологические права граждан" приходится выводить из других конституционных норм. Последние же значительно различаются по своему конкретному содержанию от государства к государству. Поэтому рассматриваемый принцип нельзя толковать иным образом в отношении конкретного государства, кроме как: "что предусмотрено вашей Конституцией и конституционными законами в отношении экологических прав граждан, то и соблюдайте". Если принять во внимание, что конституционные нормы (впрочем, как и любые другие нормы закона) для того и принимаются, чтобы их соблюдали, то неопределенность содержания данного принципа становится еще более очевидной.
В практическом отношении в данном случае чрезвычайно важно выделение такого основополагающего направления международного сотрудничества в выполнении этого принципа, как совершенствование международного экономического механизма природопользования и финансового обеспечения деятельности по охране окружающей природной среды.
Недопустимость нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип закреплен в Стокгольмской Декларации принципов 1972г. (Принцип 21), повторен в Принципе 2 Декларации РИО-92, и получил широкое признание "как обязательная норма международного права". Его содержание сводится к тому, что государства "несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции".
Однако, реализация данного принципа на практике вызывает целый ряд проблем. Прежде всего, само понятие "трансграничное загрязнение" неоднозначно. Согласно наиболее распространенному подходу, под "трансграничностью" понимается перенос соответствующих поллютантов с территории государства, в пределах которого расположен источник загрязнения на территорию соседнего государства. Иными словами, возможная конфликтность ограничивается двусторонними отношениями.
Этому упрощенному пониманию противостоит сложившаяся договорная практика, которая показывает, что указанному понятию договаривающиеся стороны, как правило, придают более широкое значение: включают в него любую форму загрязнения, которая имеет неблагоприятные воздействия в тех пространственных сферах, которые определены в Принципе 21 Стокгольмской Декларации и в Принципе 2 Декларации Рио. Именно из такого понимания более широкого исходили участники Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г.;
Защита экологических систем Мирового океана. Конвенция по морскому праву 1982г. предусматривает, что международные нормы и стандарты по предотвращению загрязнения с судов в открытом море, включая экономические зоны, разрабатываются самими государствами, а обеспечение таких норм и стандартов в экономической зоне преимущественно, а в открытом море - полностью относится к юрисдикции государства флага.
Созданный на основании Конвенции Международный орган наделен в указанной области лишь правом принимать лишь соответствующие рекомендательные нормы, правила и процедуры, в частности, для:
– предотвращения загрязнения морской среды от вредных последствий таких видов деятельности как бурение, драгирование, выемка грунта, удаление отходов, строительство и эксплуатация установок, трубопроводов и других устройств, связанных с такой деятельностью;
– защиты сохранения природных ресурсов Международного района морского дна и предотвращения ущерба флоре и фауне морской среды (ст.145);
Запрещение военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду. Закреплен в Дополнительном протоколе 1 1977г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г., а также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977г. В первом из названных документов (ст.55) он звучит так: "При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения";
Обеспечение экологической безопасности. Данный принцип следует скорее воспринимать в качестве цели, к которой стремится мировое сообщество, чем реально действующий. Завершая рассмотрение отраслевых принципов международного экологического права, необходимо подчеркнуть, что они носят общий характер и не могут (в отличии от конкретных мер и норм по их реализации) отличаться от государства к государству (или группы государств), от региона к региону.
Заключение
Международное сотрудничество СНГ в области охраны окружающей среды развивается на основе двусторонних соглашений с США, Францией, Великобританией, Бельгией, Финляндией и другими странами. Эти соглашения предусматривают проведение совместных работ по предотвращению загрязнения воздуха и вод Мирового океана. Большое внимание в соглашениях отводится разработке законодательства, правовых и административных мер, связанных с сохранением и поддержанием качества окружающей среды.
Многостороннее сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды основано на участии СНГ в Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и в работе таких международных неправительственных организаций, как Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), Международный совет научных союзов (МСНС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС), Международный союз охраны природы (МСОП) и др.
Международное сотрудничество способствует более быстрому решению глобальных и межрегиональных природоохранных проблем.
Список использованной литературы
1. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Региональные проблемы безопасности с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф. -М.: МГФ "Знание", 1999.
2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Экологическая безопасность, устойчивое развитие и природоохранные проблемы. -М.: МГФ "Знание", 1999.
3. Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. -М.: Знание, 1998.
4. Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. -В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999.
5. Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000.
6. Копылов М.Н. Право на развитие и экологическая безопасность развивающихся стран (международно-правовые вопросы) -М.:Экон, 2000.
[1] Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000. – с.86
[2] Бринчук М.М. Экологическое право. М., 2000. – с.90
[3] Бекяшев К.А. Принципы и источники международного экологического права. -В кн.: Международное публичное право. Издание второе, переработанное и дополненное/Под ред. Бекяшева К.А. -М.: Проспект, 1999. – с.29