Содержание


Введение. 3

1. Сущность и функции налогов. 5

1.1 Сущность налогов. 5

1.2 Функции налогов. 7

1.3 Элементы и принципы налогообложения. 9

2. Налоговая система Российской Федерации. 11

2.1 Сущность налоговой системы.. 11

2.2 Прямые налоги. 19

2.3 Косвенные налоги. 20

2.4 Основные направления преобразований в налоговой системе РФ.. 21

Заключение. 25

Список литературы.. 27


Введение


Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий и граждан с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, является налоговая система, которая призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения экономических и социальных задач.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.


Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, создавая при этом равные условия всем участникам общественного производства.

Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в народном хозяйстве в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка. Поэтому вопрос построения оптимальной налоговой системы остается актуальным на всех этапах развития государства.

С 1 января 1992 г. в России стала действовать новая налоговая система, общие принципы построения которой определяет Налоговый кодекс РФ. Кодекс устанавливает перечень поступающих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель данной работы – рассмотреть налоговую систему России и проблемы ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить сущность налогов;

- рассмотреть организационное построение современной налоговой системы России.


1. Сущность и функции налогов

1.1 Сущность налогов


Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.[1]

Под  сбором  понимается  обязательный  взнос,  взимаемый  с организаций и физических лиц, уплата которого  является  одним  из  условий    совершения    в    отношении    плательщиков     сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая  предоставление  определенных  прав  или  выдачу разрешений (лицензий).                                            

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Первичным элементом налоговой системы является налог, который в любом своем виде представляет собой платеж одного экономического субъекта другому на основании существующих принципов и правил, если эти субъекты не имеют непосредственного экономического взаимодействия.

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций -— социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть производственных отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества. Государство, исходя из объективной необходимости, формирует соответствующую налоговую систему, совершенствует ее структуру и механизм функционирования в финансовой системе страны.

Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов. Так, переход к рыночной системе хозяйствования объективно потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики. Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей) на стадии распределения первичных доходов. Так же создается фонд обязательного медицинского страхования. В этом проявляется диалектика взаимосвязей между экономическим базисом и политической надстройкой.

Таким образом, налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке.

1.2 Функции налогов


Функции налогов на законодательном уровне не определены, поэтому разные авторы приписывают налогам различные, но в то же время близкие по смыслу функции.

Например Н.Ф. Самсонов считает, что налоги выполняют следующие основные функции:[2]

- фискальную;

- регулирующу.;

- социальную.

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача реализации фискальной функции – обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Регулирующая функция налогов позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а через платежеспособность физических лиц – на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогов проявляется не только в сфере производства, но и в сфере обмена и потребления. Эта функция демонстрирует все функции управления экономикой государством: планирование; координацию; организацию; стимулирование и контроль.

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения. Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция, взимаемых с населения, как считает Н.Ф. Самсонов, реализуется не в полной мере. Причину он видит в несовершенстве налогового законодательства России.

Дмитриева Н.Г. и Дмитриев Д.Б. к названным функциям добавляют еще одну – перераспределительную. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые за тем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер, соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.[3]

Добрынин А.И. и Журавлева Г.П. перераспределительную функцию налогов называют экономической. По их мнению экономическая функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, заинтересованности производителей и предпринимателей в развитии разнообразных видов деятельности по производству товаров и услуг. Используя эту функцию налогов, государство оказывает влияние на реальный процесс производства и инвестирования капитальных вложений.[4]

Таким образом, налоги являются необходимым звеном экономических отношений в об­ществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономиче­ского воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

1.3 Элементы и принципы налогообложения


Каждый налог содержит следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу, налоговую ставку, налоговый оклад,  налоговые льготы.

В настоящее время налоговой системе РФ соответствуют следующие организационные принципы:

Принцип единства налоговой системы. Единство налоговой системы закреплено в Конституции РФ, согласно которой Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Принцип подвижности (пластичности) гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с нуждами и возможностями государства (например, снижение НДС с 20% до 18% в 2004г, отмена с 2004 г. налога с продаж).

Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться в строго определенном порядке.

Принцип множественности налогов включает несколько аспектов, важнейшим из которых является то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Принцип исчерпывающего перечня налогов. Единое экономическое пространство России предопределяет политику страны на унификацию налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий перечень региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта, освобожденная от налога. Существуют льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц.



2. Налоговая система Российской Федерации

 

2.1 Сущность налоговой системы


Система налогов обладает разветвленной структурой, в ней представлено множество разнообразных видов и типов налогов. Величина налоговых ставок устанавливается в законодательном порядке.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А.Смитом и включали в себя принципы нейтральности, справедливости и простоты расчета.[5]

Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым кодексом РФ федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методом их установления, изменения и отмены, уплаты и применению мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.[6]

В  Российской  Федерации  устанавливаются  следующие  виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.[7]  Отсюда следует, что в России установлена трехуровневая налоговая система.

Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательст­вом, формируют основу доходной части федерального бюджета.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федера­ции и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (ре­гиональные налоги). Региональные налоги устанавливаются представитель­ными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законода­тельства.

Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д.

Трехуровневая система налогообложения дает возможность каждому органу управления самостоятельно формировать доходную часть бюджета ис­ходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в выше­стоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от раз­личных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недви­жимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. Естественно, что эти полномочия сочетаются с полной ответственностью за исполнение бюджета, как доходной, так и расходной его частей.

  На территории РФ с 01.01.05 взимаются только те налоги и сборы, которые предусмотрены статьями 13 – 15 НК РФ. Полный перечень налогов и сборов в сравнении с ныне действующим приведен в таблице 1, который состоит всего из 15 налогов и сборов (10 – федеральных, 3 региональных, 2 – местных). Однако, кроме налогов и сборов в РФ существуют обязательные фискальные платежи неналогового характера (в НК РФ не включенные и под действие его норм не подпадающие), например, такие как плата за загрязнение окружающей среды, взносы на обязательное пенсионное и социальное страхование, плата за техосмотр автотранспортных средств и т.п. Перечень таких платежей и порядок их введения  в настоящее время ничем не ограничиваются.

Таблица 1

Перечень налогов и сборов РФ

Наименование налога, сбора

Предусмотрен НК РФ

(действует с 01.01.05)

Предусмотрен Законом РФ "Об основах налоговой системы в РФ" (действует до 01.01.05)

1. Федеральные налоги

НДС

+

+

Акцизы

+

+

НДФЛ

+

+

ЕСН

+

+

Налог на прибыль организаций

+

+

Налог на добычу полезных ископаемых

+

+

Налог на наследование или дарение

+

+

(в настоящее время налог имеет несколько иное название – налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения)

Водный налог

+

(вводится с 01.01.05 Федеральным законом от  28.07.04 №83-ФЗ (информацию о нем см. ниже))

+

(примерную аналогию водному налогу, вводимому с 01.01.05 Федеральным законом от  28.07.04 №83-ФЗ (информацию о нем см. ниже), до 01.01.05 составлял федеральный налог "плата за пользование водными объектами")

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

+

+

Государственная пошлина

+

+

Налог на операции с ценными бумагами

+

Таможенная пошлина

(с 01.01.05 регулируется не налоговым, а таможенным законодательством и из перечня налогов и сборов исключена)

+

Платежи за пользование природными ресурсами

+

(система платежей за пользование природными ресурсами в законодательстве РФ не была однозначно установлена, особенно учитывая, что налог на добычу полезных ископаемых, плата за пользование водными объектами, сборы за пользование объектами животного мира и лесные подати были выделены в самостоятельную категорию платежей. Кроме того, Конституционный Суд РФ, плату за негативное воздействие на окружающую природную среду вообще признал платежом неналогового характера. Таким образом, говорить о том, какие именно платежи за пользование природными ресурсами имелись в виду в Законе "Об основах налоговой системы в РФ" достаточно сложно.

Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

+

Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции

(считаем, что с 01.01.05 данный сбор потеряет статус "налогового", но останется, как обязательный фискальный платеж неналогового характера (см. пояснение ниже таблицы))

+

2. Региональные налоги

Налог на имущество организаций

+

+

Налог на игорный бизнес

+

+

Транспортный налог

+

+

Лесной доход

(считаем, что с 01.01.05 данный сбор потеряет статус "налогового", но останется, как обязательный фискальный платеж неналогового характера (см. пояснение ниже таблицы))

+

 

3. Местные налоги

Земельный налог

+

+

Налог на имущество физических лиц

+

+

Налог на рекламу

+

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

(отсутствует, как самостоятельный вид налогового сбора, но фактически, как вид платежа, сохранился в качестве государственной пошлины)

+

(соответствующий сбор отменен с 01.01.04 Федеральным законом от 08.12.03 №169-ФЗ, но фактически как вид платежа он сохранился в качестве государственной пошлины)


Из таблицы 1 видно, что с 01.01.05 перестают существовать и взиматься:

-       налог на операции с ценными бумагами;

-       сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;

-       налог на рекламу.

При этом, Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами" (в редакции Федерального закона от 18.10.95 №158-ФЗ) и Закон РФ от 02.04.93 №4737-I "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" в настоящее время не признаны утрачивающими силу с 01.01.05. Однако напоминаем, что налоги и сборы, не предусмотренные частью первой НК РФ, взиматься не могут, соответственно названные платежи с 01.01.05 не будут взиматься независимо от факта признания утратившими силу Законов, их устанавливающих.

То же самое касается и налога на рекламу – с 01.01.05 он перестанет взиматься независимо от отмены нормативных актов органов местного самоуправления, устанавливающих на своих территориях данный налог.

Кроме того, перестают существовать в качестве налоговых платежей, но остаются в качестве фискальных платежей неналогового характера, то есть, не регулируемых НК РФ:

-       лицензионные сборы за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

-       таможенные пошлины;

-       лесной доход.

Так, уплата таможенных пошлин будет полностью регулироваться таможенным законодательством. Следует признать, что в настоящее время в связи с тем, что таможенные пошлины включены в состав налогов, существует множество противоречий между налоговым и таможенным законодательством. Например, невозможность уплаты налогов со счетов третьих лиц (не следует путать с исполнением обязанностей налоговыми агентами) и предусмотренная таможенным законодательством возможность перечисления таможенных пошлин со счетов декларантов. Кроме того, что таможенные пошлины исключены из перечня налогов, по всему тексту НК РФ Законом №95-ФЗ внесены изменения, касающиеся исключения из текста первой части НК РФ упоминания о таможенных пошлинах (что еще раз подтверждает тот факт, что данная категория платежей с 01.01.05 не будет регулироваться НК РФ). В то же время таможенные органы продолжают оставаться агентами налогового контроля в связи с уплатой организациями в составе таможенных платежей НДС и акцизов при ввозе товаров на территорию РФ. При этом обращаем Ваше внимание, что Законом №95-ФЗ с 01.01.05 признается утратившим силу пункт 3 статьи 34 НК РФ, в котором было установлено, что таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством РФ, привлечение к ответственности лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Лесной доход и в настоящее время взимается на основании не налогового законодательства, а в соответствии с Лесным кодексом РФ (от 29.01.97 №22-ФЗ).

Взимание лицензионных сборов, в том числе за право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, регулируется Федеральным законом от 08.08.01 №128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

С 01.01.05 в связи с Законом №95-ФЗ вступает в силу и статья 18 первой части НК РФ "Специальные налоговые режимы" (при введении в действие первой части НК РФ, как и в отношении статей 12 – 15 НК РФ, для статьи 18 было предусмотрено вступление ее в силу с момента полной отмены Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ").

При этом Законом №95-ФЗ текст статьи 18 "Специальные налоговые режимы" изложен в новой редакции. В соответствии с внесенными изменениями налоговым законодательством предусматривается только 4 специальных налоговых режима, причем каждый из них уже существует на сегодня в виде отдельной главы:

-       система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

-       упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

-       система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

-       система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

Таким образом, с 01.01.05 перестают существовать специальные налоговые режимы (которые раньше были предусмотрены не только статьей 18 НК РФ, но и отдельными федеральными законами), например, такие, как:

-       система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,

-       система налогообложения при выполнении договоров концессии;

-       система налогообложения в особых экономических зонах (например, системы налогообложения, предусмотренные Федеральными законами от 22.01.96 №13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" и от 31.05.99 №104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области").

К федеральным налогам и сборам относятся:[8]                     

     1) налог на добавленную стоимость;                            

     2) акцизы;                                                    

     3) налог на доходы физических лиц;                            

     4) единый социальный налог;                                   

     5) налог на прибыль организаций;                              

     6) налог на добычу полезных ископаемых;                        

     7) налог на наследование или дарение;                         

     8) водный налог;                                              

     9)  сборы  за  пользование  объектами  животного  мира  и   за  пользование объектами водных биологических ресурсов;              

     10) государственная пошлина.                                  

  К региональным налогам относятся:[9]                             

     1) налог на имущество организаций;                            

     2) налог на игорный бизнес;                                   

     3) транспортный налог.                                        

      К местным налогам относятся:[10]                                  

     1) земельный налог;                                            

     2) налог на имущество физических лиц.  

Территориальные органы вправе самостоятельно устанавливать виды местных лицензионных сборов и налоговые ставки, но при этом ставки не должны превышать установленные Налоговым кодексом РФ.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об       установлении и отмене региональных  и  местных  налогов  и  сборов       направляются  органами  государственной власти субъекта Российской       Федерации  и  органами  местного  самоуправления  в   Министерство       Российской  Федерации  по налогам и сборам и Министерство финансов       Российской  Федерации,  а  также  в  соответствующие  региональные       налоговые органы и финансовые органы.

Изменения за последние 2-3 года коснулись НДС, ставка которого снизилась до 18%, налога на прибыль, ставка которого снизилась до 24%, подоходного налога, ставка снизилась до 13%.

Таким образом, совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образуют налоговую систему. В ней устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов.

2.2 Прямые налоги


Прямые налоги – налоги, взимаемые непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. К таким налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог.

Объектом налогообложения налога на прибыль является облагаемая налогом прибыль хозяйствующих субъектов.

Плательщиками единого социального налога являются работодатели, производящие выплаты наемных работникам. Налоговая база – начисленная заработная плата работникам за исключением выплат, установленных законодательством РФ.

Плательщиками налога на имущество являются все хозяйствующие субъекты, имеющие баланс и расчетный счет. Объект налогообложения – имущество в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятий. В расчет принимается совокупность основных средств, материальных запасов, затрат на нематериальные активы.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица. Налоговая база – начисленная заработная плата работника за вычетом установленного необлагаемого минимума и прочих льгот.

Прямые налоги являются основным источником доходов государства.


2.3 Косвенные налоги


Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене товаров или к тарифам на услуги и в отличие от прямых налогов, связанных с доходами, не зависящие от доходов налогоплательщиков

При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству. Таким образом, производители и продавцы выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством, а покупатель становится плательщиком этого налога.

Наиболее распространены косвенные налоги в виде акцизов, налога на добавленную стоимость,  таможенных пошлин.

Акцизы – это косвенные налоги, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Сумма акциза по подакцизным товарам,  в  отношении которых установлены  твердые    (специфические)    налоговые    ставки,   исчисляется  как  произведение  соответствующей  налоговой  ставки  и  налоговой  базы,  исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 Налогового Кодекса.

Налог на добавленную стоимость в России впервые был введен в 1992 г. со ставкой 28%, в последующие годы она снижалась, сейчас составляет 18%.  Объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории России товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В облагаемый оборот включаются любые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и общения.

Таможенной пошлиной облагаются товары, ввозимые, вывозимые и транзитные. По способу взимания различают адвалорные таможенные пошлины, исчисляемые в процентном отношении к цене товара, и специфические таможенные пошлины, исчисляемые в форме твердых ставок на установленную единицу товара (штуки, веса, объема, длины и т.д.).

В зависимости от целей, преследуемых взиманием таможенных пошлин, последние подразделяются на:

-         фискальные, дающие доходы казне;

-         покровительственные, или протекционистские, затрудняющие ввоз иностранных товаров в страну и ограждающие национальное производство от иностранной конкуренции;

-         преференциальные, создающие благоприятные таможенные условия для одной или нескольких стран; антидемпинговые пошлины, препятствующие ввозу в страну товаров по бросовым ценам.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.


2.4 Основные направления преобразований в налоговой системе РФ


В результате   институциональных   изменений,  произошедших  в Российской Федерации в последние годы, чрезвычайно актуальной стала задача   развития   налоговой  системы,  которая  не  соответствует экономическому развитию государства.  Предпринятые ранее усилия  по развитию  налоговой  системы  в  основном сводились к корректировке законодательства  Российской  Федерации  о  налогах  и   сборах   и ограничивались  попытками  приспособить  его  к  текущим условиям в ущерб долгосрочным  задачам  построения  стабильной  и  эффективной налоговой  системы,  являющейся  реальным  регулирующим  механизмом поступательного экономического развития страны.                   

Практика  последних  лет показывает бесперспективность попыток устранения   недостатков   действующей   налоговой   системы  путем внесения  отдельных  изменений,  не  связанных  единой  программой.

 Только   проведение  единой  налоговой  политики,  направленной  на достижение   баланса  интересов  государства  и  налогоплательщика, внесение     изменений   в    действующее    законодательство    и нормативно-методические  материалы,  раскрывающие способ исполнения законодательных актов,    модернизация    системы    налогового администрирования  с  применением  новых  информационных платформ и современных   систем   ведения   технологических   процессов  могут обеспечить решение указанной проблемы.                            

Введение  в  действие  первой  части  и  отдельных глав второй части  Налогового  кодекса  Российской  Федерации  позволило решить целый     ряд     вопросов,     связанных    с    взаимоотношениями налогоплательщиков   и   налоговых   органов,  определить  основные инструменты,  необходимые  для  обеспечения  функционирования новой налоговой   системы.   Дальнейшую  работу  над  Налоговым  кодексом Российской   Федерации   необходимо  направить  на  решение  задач, связанных  с  обеспечением разумного баланса прав налогоплательщика и   полномочий   налоговых  органов,  сокращением  возможности  для уклонения от налогообложения со стороны налогоплательщиков.     

Последние годы в налоговой политике Правительство впервые перешло от ежегодного планирования к среднесрочному, то есть периоду, продолжительностью свыше одного года. В развитие налогового планирования принята программа Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов  (2002-2004 годы)"

Целями Программы являются:[11]

·                   совершенствование контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с целью обеспечения стабильного поступления налогов и сборов, сокращения размеров потерь, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей;

·                   изменение приоритетов в работе налоговых органов всех уровней с целью улучшения обслуживания налогоплательщиков, расширения сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязанностей; повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых информационных технологий, оснащения современными системами ведения технологических процессов и оперативными средствами управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения.

·                   повышение  эффективности функционирования налоговой системы за   счет  внедрения  новых  информационных  технологий,  оснащения современными   системами   ведения   технологических   процессов  и оперативными  средствами  управления, оптимизации затрат и развития ресурсного обеспечения.

Основными задачами Программы являются:

·                   совершенствование механизмов обеспечения поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

·                   развитие системы учета налогоплательщиков, обеспечивающей оперативный контроль за деятельностью всех субъектов налогообложения;

·                   повышение правовой грамотности, информированности налогоплательщиков и, как следствие, уровня добровольного соблюдения ими законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

·                   создание, внедрение и организация эффективного использования единой информационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов с учетом обеспечения безопасности информации;

·                   внедрение прогрессивных форм организации и администрирования налоговых органов;

·                   повышение профессионального уровня работников налоговых органов, обеспечение соблюдения ими профессиональной этики, справедливого и беспристрастного отношения к налогоплательщику.



Заключение


Итак, налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства  на  развитие  хозяйства,  определения приоритетов экономического и социального развития.  В связи с этим  необходимо,  чтобы  налоговая  система  России была адаптирована к новым общественным отношениям,  соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,  особенно в период перехода  российской экономики  к рыночным отношениям,  а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы. Для переходного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности, в числе которых можно назвать:

- обеспечение стабильности налогового законодательства, недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года;

- отказ от множественности налогов, устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;

- установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия, реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободить от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемых на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

- придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые в большинстве носят декларативный и показной характер, в результате чего теряется их стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы не с момента регистрации, как это принято сейчас, а с момента получения первой прибыли.

Анализ реформаторских  преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных  элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,  предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально  иная  налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо  оптимальную  налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической  основе.


Список литературы


1.     Налоговый Кодекс РФ. Части I (в ред. 02.11.2004). – Справочная система Гарант.

2.           Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 888 «О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов  (2002-2004 годы)"

3.     Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования.//Финансы. - 2003. - № 4. - С. 22-30.

4.     Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003

5.     Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Краткий курс. – СПб: Питер, 2004.

6.     Налогообложение. Учебник для ВУЗов  / Под ред. Иванченко Н.С. - М.: Инфра-М, 2004.

7.     Русакова И.Г. Налоги и налогообложение в России. - М.: Инфра-М, 2003.

8.     Сокуренко С.И. Налоги и налоговые отчисления в РФ. - М.: Финансы, 2003.

9.     Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцгиз, 1935. Т. 2.

10.           Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник/Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003.




[1]Налоговый кодекс РФ, ст. 8 «Понятие налога и сбора» (в ред. от 02.11.2004)

[2]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 40

[3] Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение: Учеб. для сред. профес. учеб. заведений. 2-е изд-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Фенис, 2003. – с. 32.

[4]Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Краткий курс. – СПб: Питер, 2004. – с. 257

[5]Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Соцгиз, 1935. Т. 2. – с. 341-343

[6]Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 45


[7]Налоговый кодекс РФ, п.1 ст. 12 (в ред. 02.11.2004)

[8]Налоговый кодекс РФ, ст. 13 (в ред. 02.11.2004)

[9]То же, ст.14

[10]То же, ст. 15

[11]Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. N 888 «О федеральной целевой программе "Развитие налоговых органов  (2002-2004 годы)"