Тема 21 Методологические основания и методы юридической психологии

 

План

 

Введение. 3

1. Специальные методологические принципы юридической психологии. 4

2. Методы юридической психологии. 11

Заключение. 13

Список литературы.. 14

Задача 21. 15

 

Введение


Потребность использования психологических знаний в различных областях практики вызвала развитие разнообразных прикладных отраслей психологии, каждая из которых изучает специфику появления психологических закономерностей в конкретных условиях деятельности.

К настоящему времени сформировались такие отрасли психологии, как педагогическая, медицинская, экономическая, политическая, военная, психология труда, управления, искусства, спорта и др.

Насущные задачи юридической деятельности обусловили формирование и юридической психологии.

Юридическая психология изучает проявление и использование психических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Практические работники системы правовой регуляции, ежедневно встречаясь с поведенческими проявлениями, имеют некоторые имперические представления о человеческой психологии. Однако бессистемные, эмпирические психологические представления недостаточны для квалификационного анализа дефектов правосознания личности, психологических механизмов правозначимого поведения.

Целью представленной работы является рассмотрение методологических оснований и методов юридической психологии.

Задачи работы – исследовать актуальные проблемы психологической эффективности наказания, проблемы кары и наказания, а также рассмотреть методологию юридической психологии.


1. Специальные методологические принципы юридической психологии


Специфика интегративности юридико-психологических феноменов (фактов, закономерностей, механизмов), их комплексная опосредованность всеми обстоятельствами жизни (политическими, социальными, материальными и др.), в том числе правовыми, определяет существование особых, своеобразных причинно-следственных связей (в том числе устойчивых - юридико-психологических закономерностей), необходимость их раскрытия и принятия во внимание при решении прикладных вопросов. Эта необходимость находит выражение в специальных методологических принципах юридической психологии, дополняющих общие. В них воплощается и обобщается опыт юридико-психологических исследований и удачных прикладных научных разработок[1].

Принцип психологической специфичности обязывает вскрывать в интегративных юридико-психологических феноменах и опосредованиях прежде всего «психологическую составляющую», ибо юридическая психология - отрасль психологической науки, это юридическая психология, а не психологизирующая юриспруденция.

С претензией на психологическое исследование, случается, выступают люди, подменяющее его другими подходами. Бывает, что так поступают психиатры, которым полезно скрыть свое амплуа и замаскироваться под доброжелательного психолога, ибо встреча с психиатром у любого человека вызывает настороженность. Психиатры и психологи - люди разных специальностей: первые - врачи, вторые - социальные работники; первые - специалисты по больной психике, вторые - по здоровой; первые - лечат, вторые - помогают; первые используют медицинские методы, вторые - методы помощи, поддержки, обучения. Встречается еще подмена психологического исследования психофизиологическим. Категория «психологическое» - родовая, содержание ее включает в себя «социально-психологическое» + «собственно психологическое» (психические процессы и качества) + «психофизиологическое». Сводить психологический подход к психофизиологическому - значит сводить целое к части, сложное к простому, причем такому, которое не имеет решающего значения в облике личности, ее способностях к юридической деятельности, показателях успешности.

И психиатрический, и психофизиологический подходы односторонни, ограничены, не отвечают психологической системности личности, вместо личности характеризуют ее организм, биологизируют его, имеют склонность к парапсихологическим (околопсихологическим) выводам, мистификации (объяснения со ссылками на таинственные, иррациональные силы в человеке, фатально определяющие его особенности, поступки, судьбу).

Проводить психологическое исследование и утверждать, что получены психологические данные, говорить, что выработаны психологические рекомендации - значит не сужать, не допускать методологических и теоретических извращений, а подходить к юридико-психологической реальности во всей ее полноте, системно, изучать в личностной, социально-психологической, юридической, деятельностной обусловленности.

При раскрытии «психологической составляющей», как показывает опыт, реализуются разные подходы:

• психолого-иллюстративный - наиболее древний и изначально единственный, но встречающийся до сих пор даже в нормативных документах. Характерен тем, что в канву чисто юридических рассуждений и анализов то и дело вкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используются выражения типа «психологи утверждают», «как показали психологические исследования» и т.п., но при этом приводятся абсолютно ненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь не отражающего мнение юридической психологии как систематизированного и проверенного научного знания;

• психолого-комментаторский - характерен, как и первый, построением юридической логики рассуждений, но с основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менее отвечающими научной достоверности. К такому подходу склонны обычно юристы по образованию и образу мышления, но относительно подробно ознакомившиеся с основами психологии. Однако эти пояснения нередко страдают неточностями, «психологической школярностью»: фрагментарностью, разорванностью, слабостями психологического мышления;

• психолого-объяснительный - схож со вторым, но психологический комментарий компетентен. Такой подход реализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеет право на существование в юридической психологии, но имеет и недостатки. Обычно объяснения строятся на данных общей психологии, юридико-психологическую специфику не всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подхода нередко ограничены;

• психолого-феноменологический - это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть юридическую реальность глазами специалиста с эрудицией в области юридической психологии. Подход ориентирован на выявление именно психологических феноменов и объяснение с помощью их юридической реальности. Скажем, проведение допроса процессуально связано с выполнением около 50 операций, например, в начальной стадии допроса следует: 1) представиться, 2) объяснить гражданину цель вызова, 3) удостовериться в личности вызванного, 4) разъяснить вызванному его процессуальные права и обязанности, 5) использовать начальную стадию допроса для оценки личности допрашиваемого и т.д.

Используя два первых подхода, можно более или менее детально проиллюстрировать психологически каждую операцию, но можно поступить и иначе: рассмотреть допрос сквозь призму психологических феноменов его - психологического сценария допроса, психологически обоснованного плана, формирования благоприятного психического состояния допрашиваемого, установления психологического контакта, психологического изучения допрашиваемого, слежения за признаками его искренности и лживости, оценки занятой психологической позиции и избранной линии поведения и др. Такой подход позволяет лучше понять психологическое своеобразие изучаемого юридического явления и вскрыть оригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервы улучшения дела.

Принцип юридической специфичности обязывает помнить, что подлинное юридико-психологическое знание начинается, не когда «под» юридические действия и проблемы «подводятся» общепсихологические феномены и понятия, а только тогда, когда вскрывается именно юридическая специфика психологического, его изменения под влиянием юридической реальности и обратное влияние на эту реальность. Это нелегкая задача, но, не решив ее, нельзя претендовать на подлинно профессиональное в юридическом плане решение психологических проблем в юридической системе. Чтобы быть настоящим юридическим психологом, недостаточно хорошо знать общую психологию, надо еще знать основы юриспруденции и хорошо разбираться в правоохранительной практике.

Принцип психологической целостности, развивая первый и второй принципы, выражает необходимость полного исследования мира как индивидуально-психологических, так и групповых явлений практически при изучении почти каждого юридико-психологического вопроса, аспекта или проблемы. Так, если изучается личность и делаются заключения о причинах ее поведения или о пригодности к работе и пр., то никакие заключения не могут быть признаны достоверными, пока не будут изучены и оценены все свойства личности (например, направленность, характер, способности, темперамент), пока не будет проведено сопоставление их роли и значения. Психологически абсолютно ненаучно, изучив, например, только характерологические или только психофизиологические особенности, давать общие оценки личности. Или, изучая поступки, ограничиваться только изучением качеств личности, игнорируя ее психические состояния, социально-психологическую обстановку, в которой она находилась, и взаимодействия с ней. Подобного рода методологические упущения, к сожалению, нередки.

Один из примеров: криминологом изучаются личностные предпосылки преступлений. Для исследования отбирается контингент, отбывающий наказания в колониях или содержащийся в следственных изоляторах. Устанавливается, что обследуемые крайне раздражительны, неуравновешены, экстерио-ризированы, несамокритичны, озлоблены и пр. Делается вывод: так как у них есть эти качества, они и совершили преступления, поскольку эти качества криминогенны. Вывод некорректный, ибо то, что обнаружено было после, переносится на то, что было, якобы, и до преступления. Совершенно игнорируется факт острых переживаний, разрушения жизненных планов, безрадостных перспектив, резкого изменения всей обстановки и образа жизни, крайне тяжелой психологической атмосферы в группах заключенных и пр., что вызывает острейший перелом в психике человека, радикальные изменения в ней, обусловливает возникновение новых психических состояний, меняющих всю картину проявления психологии личности, которые и фиксируются методологически и теоретически слабо подготовленным исследователем.

Принцип конструктивности - предостерегает от сведения исследования, представления его результатов к констатации фактов, к описательности и предписывает искать, обосновывать, экспериментально проверять пути совершенствования правовой реальности, практики деятельности правоохранительных органов. Сила юридической психологии, потенции роста ее авторитета и значимости в правоохранительных органах связаны с полезностью и эффективностью помощи практики.

Принцип гуманности и законности определяется самой сущностью права, правовой системы, задачами создания правового государства, необходимостью их совершенствования в соответствии с желательными для будущего чертами и преодолением отживающих, противоречащих им. Все психологические исследования ведутся конструктивно, если предмет их познается и оценивается с этих позиций, а разработка психологических усовершенствований направлена на их упрочение[2].

Методы и методика юридико-психологического исследования. В своей основе методы юридической психологии соответствуют общепсихологическим (табл. 1)[3].


Система методов исследования в юридической психологии

Таблица 1

Методы организации исследования

Комплексный (системный)

Сравнительный

Лонгитюдный

Методы сбора данных

Биографические

Обсервационные

Психодиагностические

Праксиметрические

Экспериментальный

Методы обработки данных

Количественные

Качественные

Методы интерпретации и оценки данных

Каузальный (причинный)

Структурный

Системный

Генетический

Факторный

Теоретически-оценочный

Апробационный

Сравнительно-оценочный

 

 

Выводы:


Методика исследования - это способы и приемы конкретизации и реализации методов, их комплексирования, последовательности применения в соответствии со спецификой задач и предмета исследования и требованиями надежности, обоснованности и точности. Методы и методика нуждаются в адаптации к специфике юридико-психологической реальности, особенно методы сбора фактической информации - анкетирование, интервьюирование, психологическое наблюдение, хронометраж, неоконченные предложения, психологический анализ и др[4].


2. Методы юридической психологии


К методам юридической психологии относятся следующие методы ее исследования:

Метод структурного анализа - направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в явлении, которое надлежит исследовать. При помощи данного метода изучается личность преступника. Этот метод является ведущим в изучении психологии различных видов юридической    деятельности.

Метод структурно-генетического анализа - направлен на исследование возникновения и развития изучаемого объекта, выявление зависимости его функционирования от особенностей развития. Взаимодействует с методом структурно-генетического анализа.

Применительно к задачам пенитенциарной (исправительной) психологии наряду с психологическими используются и педагогические методы.

В отдельных случаях в психолого-юридическом исследовании используется метод лабораторного эксперимента, но более широко здесь распространен метод естественного эксперимента.

Метод естественного эксперимента - направлен на изучение испытуемым лицом обстановки эксперимента, который воспринимается им как подлинное событие.

Так, с целью влияния различных обстоятельств на достоверность свидетельских показаний одно и то же событие повторяется в различных обстоятельствах, после чего осуществляется статистическая обработка полученных результатов.

Метод беседы, т.е., доверительного общения с исследуемым лицом при помощи косвенных вопросов.

Метод изучения гражданских и уголовных дел, а также следственных и судебных ошибок с целью полного исследования личности различных субъектов правоотношений.

Биографический метод - с его помощью из биографии исследуемого лица и ему принадлежащих документов исследуется личность.

Метод обобщения независимых характеристик позволяет прийти к обоснованным выводам в результате исследования служебных и других характеристик личности.

При массовых обследованиях, кроме тестирования, широко используются анкетный метод и метод углубленного интервью, метод бальных оценок и ранжирования.

Специфическим методом юридической психологии является метод изучения отдельного случая.

Метод изучения отдельного случая (монографический метод) - состоит в углубленном исследовании социально-психологического явления на одном конкретном объекте, выделении в нем типологических особенностей[5].


Выводы:


Используемые в юридической психологии общепсихологические методы исследования имеют определенную специфику, обусловленную особенностями объекта исследования. Значительное место среди этих методов занимают методы структурного анализа, естественного эксперимента, включенного наблюдения, исследования документов, контент-анализ и интервьюирование.

Заключение


В методологии воплощен весь опыт эмпирического и научного познания действительности людьми. Всякая система знания настолько научна, насколько прочен ее методологический фундамент. Самые грубые ошибки, причем часто не замечаемые, происходят из-за нечеткости методологических позиций. Опора на методологию открывает принципиально верные пути выхода из любых умственных и практических тупиков. Для юридической психологии, призванной разобраться в самых сложных жизненных коллизиях, в «вихрях» и «водоворотах» человеческих страстей и деформаций, методологическая надежность имеет особое значение.

Есть четыре уровня методологии: уровень общенаучной методологии, частной методологии психологической науки, специальной методологии юридической психологии и уровень методики юридико-психологического исследования. Общая и частная методологии - общая основа любого познания и психологического, в частности. Третий и четвертый уровни максимально отражают ту своеобразную феноменологию, которая присуща только юридико-психологической реальности и позволяют познавать и влиять на нее наиболее специфично и профессионально.

Специфика интегративности юридико-психологических феноменов (фактов, закономерностей, механизмов), их комплексная опосредованность всеми обстоятельствами жизни (политическими, социальными, материальными и др.), в том числе правовыми, определяет существование особых, своеобразных причинно-следственных связей (в том числе устойчивых - юридико-психологических закономерностей), необходимость их раскрытия и принятия во внимание при решении прикладных вопросов. Эта необходимость находит выражение в специальных методологических принципах юридической психологии, дополняющих общие. В них воплощается и обобщается опыт юридико-психологических исследований и удачных прикладных научных разработок.

Список литературы


1.     Васильев В.Л.  Юридическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

2.     Дановский С.Л., Петухова Е.В., Хохряков Г.Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. М.: Просвещение, 1982.

3.     Еникеев М.И. Основы судебной психологии. М.: Юридическая литература, 1982.

4.     Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть 2 «Юридическая психология». Учебник. М.: Юридическая литература, 1996.

5.     Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М.: Юридическая литература, 2001.

Задача 21


Осужденный хозобслуги с вечера почувствовал недомогание, у него поднялась температура. Начальник отряда разрешил не выходить на утреннюю проверку и на работу до прихода врачей. Утром ДПНСИ приказал привести осужденного на развод. В это время пришел начальник отряда и между ними при строе осужденных возник конфликт.

Каким вы видите выход из сложившейся ситуации? Дайте характеристику конфликта

 

В сложившейся ситуации начальник следственного изолятора должен был вначале высказать претензии начальнику отряда. Также начальнику следственного изолятора нужно было предупредить, чтобы подобных ситуаций впредь не возникало. Затем ему также наедине необходимо было провести беседу с осужденным, нарушившим дисциплину.

Для наглядного примера данную ситуацию можно было рассказать всему строю осужденных и прокомментировать чем именно была нарушена дисциплина.


[1] Еникеев М.И. Основы судебной психологии. М.: Юридическая литература, 1982. С. 103.


[2] Дановский С.Л., Петухова Е.В., Хохряков Г.Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. М.: Просвещение, 1982. С. 83-84.

[3] Васильев В.Л.  Юридическая психология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 77.


[4] Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. М.: Юридическая литература, 2001. С. 123.


[5] Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях). Часть 2 «Юридическая психология». Учебник. М.: Юридическая литература, 1996. С. 7-9.