СОДЕРЖАНИЕ


Введение                                                                                                  3

1. Национальная экономика: ее сущность, структура и цели              5

2. Экономические и социальные результаты функционирования

национальной экономики                                                                       13

3. Особенности трансформации национальной экономики

на современном этапе                                                                             23

Практикум                                                                                              35

Заключение                                                                                             37

Список литературы                                                                                39


















 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

       Глубокие и стремительные экономические изменения в современном мире обусловливают необходимость поиска новых подходов к анализу экономической жизни общества, исследованию особенностей и перспектив национальной экономики.

       Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая теория рассматривает национальную экономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий, общие закономерности развития.

       Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.

       Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики.

       К началу XXI века сформировалась целая совокупность национальных моделей экономики, которые представляют широкий спектр сочетания рыночных отношений и государственного регулирования, национального капиталистического предпринимательства и социальной ориентации, экономических закономерностей и неэкономических факторов. Все это определяет необходимость решения теоретической и практической проблемы определения того, какая модель национальной экономики формируется в России.

       Современный специалист в области экономики и управления должен четко понимать, что такое национальная экономика, каковы ее особенности и тенденции развития.

       Целью настоящей работы является раскрытие содержания понятия национальная экономика.

       Отметим, что теоретический и практический интерес к изучению национальной экономики резко возрастает в период становления государств или определения ими национально-ориентированной экономической политики. Это позволяет решать важнейшие государственные задачи, такие как окончательная и планомерная перестройка отечественной экономики в соответствии с рыночными принципами работы и повышение ее эффективности, усиление поддержки конкурентоспособных предприятий, повышение уровня благосостояния населения России.

1. Национальная экономика: ее сущность, структура и цели

 

       В наиболее общем виде определение дал американский ученый русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев: «Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности».[1]

       Данное определение представляется всеобъемлющим, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе, и к другим видам человеческой деятельности.

       Можно конкретизировать толкование этого понятия: «Национальная экономика - исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств, охватывающая существующие в народном хозяйстве формы общественного труда»[2].

       Понятие «национальная экономика» тесно связано с понятием «экономическая система», т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.

       Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.

       Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие определенные функции в общественном  разделении  труда, производящие товары или услуги.

       Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

       Материальное производство. В нем создаются необходимые для жизни и развития общества средства производства и предметы потребления. Сюда входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь. Крупнейшей отраслью является промышленность, состоящая из двух групп отраслей: добывающей и обрабатывающей.

       В экономической теории среди предприятий материальной сферы выделяют предприятия по производству средств производства и производству предметов потребления.

       Нематериальное производство отличается от материального своим  продуктом, имеющим нематериальную форму: научные знания и  информация; произведения искусства (кинофильмы, книги, театральные постановки); услуги, оказываемые населению. Нематериальное производство включает науку и научное обслуживание, искусство и культуру, образование, здравоохранение и др.

       Непроизводственная сфера необходима обществу, т.к. в нее входят вооруженные силы, правоохранительная система, религиозные учреждения, другие общественные организации.

       Национальная экономика представляет собой не только совокупность отраслей и сфер экономики, но и сложную хозяйственную систему, звенья которой взаимосвязаны и взаимозависимы.

       Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками: 1) общим экономическим пространством с единым законодательством; 2) единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой; 3) наличием тесных экономических связей между хозяйственными субъектами сообщим воспроизводственным контуром; 4) территориальной определенностью с общим экономическим центром, выполняющим регулирующую и координирующую роль.[3]

       Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают  воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.

       Воспроизводственная структура отражает ее деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг между  ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

       Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых ресурсов.

       Социальная структура национальной экономики означает деление ее на секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных определенными социально-экономическими отношениями. Национальную  экономику можно разделить на подобные секторы  по группам предприятий, населения, видам труда и другим признакам. Для экономической теории большое значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства (государственной, частной, муниципальной).

       Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют первичный сектор (добывающая промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство); вторичный сектор (обрабатывающая промышленность); третичный сектор (сфера услуг).  Выделяют также крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом «разрезе»  осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет статистических данных.

       Территориальная структура определяется размещением производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в РФ можно  выделить экономические  районы  в соответствии с делением на федеральные округа, каждый из которых имеет свои территориально – производственные комплексы, свой уровень занятости населения, природные   ресурсы и другие характеристиками.

       Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним относятся шоссейные и железные дороги, морские, речные и воздушные коммуникации,  энерго-,  водо-  и  газоснабжение, связь и другие отрасли.

       Структура внешней торговли характеризуется соотношением различных товарных групп в экспорте и импорте.

       Воспроизводственная и отраслевая структура народного хозяйства является предметом исследования представителей различных экономических теорий. Ф. Кенэ с позиций физиократической школы сделал первую попытку анализа процесса общественного воспроизводства. Представители английской классической политической экономии А. Смит и Д. Рикардо заложили основы концепции общественного разделения труда как в национальных рамках, так и в мировом хозяйстве, позволяющей рассматривать направленность и динамику структурных сдвигов в экономике.

       Структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и отмирания старых, а также других факторов.

       Различия по структуре национальных экономик обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и другими факторами.

       Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

       Кроме нее перед  национальной экономикой ставятся и иные цели:

1) Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов.

2) Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не «замораживание» их на длительный период, а плановое регулируемое изменение.

3) Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4) Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей,  временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.

       Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования, таких как:

1) Фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

2) Денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

3) Политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

4) Внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

       ВЫВОД: Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов

2. Экономические и социальные результаты функционирования

национальной экономики

 

       «Измеряй все поддающееся измерению и сделай таковым все, не поддающееся измерению», - говорил в свое время великий Галилей.[4] Современная экономическая наука не может обойтись без измерений и сопоставлений важнейших макроэкономических показателей, характеризующих объемы производства, темпы экономического роста, отраслевые и воспроизводственные пропорции, уровень жизни или реального потребления населения, производительность труда и т.д.

       Характерная черта современной экономики – ее глобализация, форма выражения которой – экономическая интернационализация. Возникновение международных экономических сообществ и формирование мирового хозяйства послужило объективным обстоятельством для универсализации экономической терминологии, правил учета экономической деятельности и экономических показателей. В этих целях международными организациями в середине XX века была создана Система национальных счетов (СНС), представляющая международные рекомендации ООН по обобщению и систематизации данных сплошных и выборочных статистических наблюдений. С помощью СНС ведется учет и анализ макроэкономического состояния и развития, разрабатываются модели и прогнозы темпов экономического роста, производится планирование доходов и расходов государственного бюджета, регулирование инфляции, рынка труда и т.д.

       Первичная единица учета СНС – институциональная, которая представляет собой самостоятельный экономический субъект. Институциональные единицы СНС подразделяются по группам:

      - нефинансовые корпорации – фирмы, занятые производством товаров для рынка и осуществлением нефинансовых услуг;

      - домашние хозяйства – физические лица, реализующие в экономической     деятельности свою рабочую силу,  а также потребляющие товары и услуги;

      - неприбыльные (некоммерческие) организации – юридические лица, занятые предоставлением нерыночных услуг домашним хозяйствам и организациям, организованные на основе добровольного участия в этой деятельности физических лиц и организаций;

      - государственные учреждения, занятые регулированием экономических процессов, в т.ч. и перераспределением доходов, производством нерыночных товаров и услуг для индивидуального и коллективного употребления;

      - финансовые корпорации (банки, страховые, инвестиционные,  лизинговые и др. компании), осуществляющие финансовые услуги или посреднические функции между институциональными объектами.

       Первые три сектора СНС относят к реальному сектору экономики. Так же выделяются бюджетный, денежный и внешнеэкономический сектора.

       Для составления СНС используется международная система экономических показателей. Для определения общего объема функционирования всех сфер и отраслей экономики используются стоимостные показатели, главным из которых является базовый показатель СНС – валовой национальный продукт.

       Валовой национальный продукт (ВНП) – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период (например, год) с использованием факторов производства, находящихся в собственности граждан данной страны, в том числе и тех, кто осуществляет экономическую деятельность на территории других стран.

       Чтобы правильно рассчитать ВНП, необходимо различать промежуточный и конечный продукт. К промежуточным товарам и услугам относятся те, которые предназначены для дальнейшего производства. Конечные товары и услуги предназначены непосредственно для потребления. Чтобы избежать повторного учета стоимости промежуточных товаров и услуг, при подсчете ВНП берут только стоимость конечных товаров и услуг.

       Для расчета ВНП используется три метода:

1) Расчет ВНП по расходам – общая для страны или региона сумма расходов на личное и хозяйственное потребление всей массы созданных за определенный период товаров и услуг: личные потребительские расходы населения, частные валовые инвестиции – это затраты фирм на увеличение основного капитала и материальных запасов; государственные закупки товаров и услуг; чистый экспорт товаров и услуг.

2) Расчет ВНП по доходам – это общая сумма доходов. Она складывается из доходов полученных владельцами факторов производства (заработная плата, банковский процент, рента, прибыль). Так же сюда относят косвенные налоги и амортизационные отчисления.

3) Расчет ВНП по производству – отражается сумма вклада каждого производителя в создание национального продукта. Для исчисления используется добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разность между рыночной ценой товаров и услуг, произведенных фирмой и суммы стоимости сырья и материалов, купленных этими фирмами и израсходованных на производство продукции или для предоставления услуг.

       Однако в современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета валового национального продукта (ВНП), поскольку национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал валовой внутренний продукт (ВВП).

       Валовой внутренний продукт (ВВП) – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных внутри страны за определенный период (например, год) всеми факторами производства.

       Для большинства стран различия между ВНП и ВВП невелики (около 1%), поэтому на практике для расчетов оба показателя используются параллельно.

       Объем ВНП определяется двояко: в текущих или фактических ценах, в ценах учитывающих изменения уровня цен и курса денежной единицы.

       ВНП, рассчитанный по фактическим ценам, называется номинальным. Расчет, произведенный с учетом роста цен и постоянного курса денежной единицы, является реальным.

       Сопоставление номинального ВВП с реальным позволяет определить дефлятор ВНП. Когда величина индекса цен меньше единицы происходит корректировка величины ВНП в сторону инфлирования. Когда меньше единицы, номинальный ВНП корректируется в сторону уменьшения или проводится дефляция.

       В качестве примера рассмотрим объем и состав ВВП России за 2000-2004 г.г. (табл.1). Мы видим, что в этом периоде наблюдается существенный стабильный рост ВВП страны, от 7305,6 млрд. руб в 2000 г. до 9249,4 млрд.руб. в 2004 г. (в ценах 2000 г.).

       Объем ВВП России за 2004 г. составил в текущих рыночных ценах 16778,8 млрд. руб. Темп реального роста относительно 2003 г. составил 107,1%. Индекс дефлятор ВВП за 2004 г. по отношению к ценам 2003 г. составил 118,6%. Производство ВВП по отраслям экономики: производство товаров – 6,1 трлн. руб. (темп роста относительно 2003г. – 106,3%), производство услуг – 8,8 трлн. руб. (108,7%). Структура использования ВВП: расходы на конечное потребление – 10,9 трлн. руб. (109,2%), валовое накопление – 3,5 трлн. руб. (113,9), чистый экспорт – 2,1 трлн. руб. (90,7%).[5]


Таблица 1

Реальный объем произведенного ВВП в среднегодовых ценах 2000 года млрд.рублей

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

Валовой внутренний продукт в рыночных ценах

7305,6

7677,6

8041,8

8632,7

9249,4

в основных ценах (без снятия косвенно-измеряемых услуг финансового посредничества)\

6530,4

6850,9

7171,5

7710,6

8261,4

в том числе:






Производство товаров

2939,6

3131,0

3243,8

3510,5

3731,4

     Из них:






     Пpомышленность

2049,2

2149,7

2235,1

2401,8

2548,3

     Сельское хозяйство

420,2

468,1

481,7

509,1

523,9

     Стpоительство

428,8

471,3

484,5

553,8

610,1

Производство услуг

3590,8

3719,9

3927,7

4200,1

4530,0

в том числе:






Рыночные услуги

3041,3

3173,6

3369,3

3619,3

3935,7

     Из них:






     Транспорт и связь

586,4

619,8

655,9

712,8

780,7

     Торговля (оптовая, розничная),      общественное питание и заготовки

1545,5

1606,1

1737,1

1926,4

2120,7

Нерыночные услуги

549,5

546,3

558,4

580,8

594,3


Источник: Госстат РФ, http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000030r.htm


       Объем ВВП России за 2005 год в текущих ценах составил 21 трлн. 665 млрд. рублей, а темп роста его реального объема относительно 2004 года – 6,4%. Индекс – дефлятор ВВП за 2005 год по отношению к ценам 2004 года составил 119,7 % (Федеральная служба госстатистики РФ). В структуре использования ВВП в 2005 году расходы на конечное потребление составили 13 трлн. 850 млрд. рублей, валовое накопление – 4 трлн. 512 млрд. рублей, чистый экспорт – 2 трлн. рублей.[6]

       Реальный объем ВВП России в рыночных ценах в 1-м квартале 2006 г. вырос на 5,5% по сравнению с кварталом 2005г. Объем ВВП во 2-м квартале составил в текущих ценах 6 трлн. 343 млрд. руб. Темп роста его реального объема относительно 2-го квартала 2005г. составил – 107,4%, относительно 1-го квартала 2006г. – 110,4%. Индекс-дефлятор ВВП за 2-ой квартал 2006г. по отношению к ценам 2-го квартала 2005г. составил – 117,4%. Структура использования ВВП во 2-м квартале 2006 г.: на конечное потребление – 4146,8 млрд. руб. (66%),  валовое накопление – 1172,2 млрд. руб. (18,7%), чистый экспорт – 955,5 млрд. руб. (15,3%). В целом объем ВВП в январе-июне 2006г. достиг в текущих ценах объема 12065,3 млрд. руб., а темп роста его реального объема по сравнению с 1-м полугодием 2005 г. составил 106,5%.[7]

       Рост ВВП России в январе-августе 2006 г. составил 6,7%, по итогам года Минэкономразвития ожидает рост ВВП на 6,5%. Об этом сообщил зам. министра экономического развития и торговли РФ А.Белоусов. Вместе с тем, по словам А. Белоусова, качество экономического роста существенно ухудшается. В частности, за последние два года рост промышленного производства отставал от роста ВВП на 2%. Динамика реальной заработной платы не соответствует динамике производительности труда, поэтому, как считает зам. министра, нынешний экономический рост не является достаточно устойчивым и качественным, чтобы с уверенностью смотреть на него как на источник благосостояния населения.[8]

       ВНП, играя собственную роль в оценке результатов макроэкономических процессов, так же является базовым для системы других макропоказателей, входящих в СНС. Это чистый национальный продукт, национальный доход и личный располагаемый доход.

       Чистый национальный продукт (ЧНП) – это разница между ВНП и суммой амортизационных отчислений. Это стоимость износа оборудования, зданий и хозяйственных коммуникаций, представляет собой утраченные для потребителя издержки. Вычитая из ВНП амортизационные отчисления, получаем остаток, составляющий годовой объем национальной экономики, который страна может реально потребить, то есть ЧНП.

       Национальный доход (НД) – совокупный доход в рамках экономики определенного государства. Рассчитывается как разница между ЧНП и величиной косвенных налогов. Вначале собственники экономических ресурсов (те, кто непосредственно создает ЧНП) получают доходы, которые возникают в ходе реализации произведенного чистого продукта в форме ренты, заработной платы, прибыли и процента. С этих доходов государством взимаются косвенные налоги, такие как налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы, налог на имущество, лицензионные платежи и таможенные пошлины. Эти отчисления являются основной частью доходов государства. НД используется для потребления и накопления собственниками факторов производства.

       Получатели доходов не только косвенно, но и прямо делятся с государством своими средствами. Значительную часть здесь составляют налоги на прибыль хозяйственных субъектов и сборы на социальное страхование. Оставшаяся после вычетов сумма составляет личный доход (ЛД). ЛД получают не только собственники экономических ресурсов, но и работники бюджетной сферы, нетрудоспособные, в том числе пенсионеры и инвалиды. Сумма остающаяся у населения после вычета из ЛД индивидуальных налогов и сборов, в том числе подоходного налога и налога на недвижимое имущество, составляет личный располагаемый доход (ЛРД) используемый на личное потребление и сбережения.

       ЛД является составной частью национального дохода. Величина НД зависит от объема ВНП. Поэтому изменения в динамике роста или падения ВНП и НД прямо влияют на ЛРД.

       Показатели СНС дают количественную оценку совокупного продукта и совокупного дохода, но они не отражают качество жизни, уровень благосостояния, которые растут медленнее, чем ВВП и НД, которые не учитывают негативных последствий научно-технической революции и экономического роста. Для характеристики уровня благосостояния, как правило, используются такие показатели как: а) величина ВВП на душу населения, т.е. ВВП / численность населения страны; б) величина национального  дохода   на   душу   населения, т.е. НД / численность населения страны.

       Для обеспечения межстрановых сравнений эти показатели рассчитываются в долларах США.

       Сравним объемы и динамику показателей, характеризующих социальное развитие нашей страны. Эти данные представлены в табл. 2.


Таблица 2

Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения

Показатель

2000

2002

2003

2004

2005

1

2

3

4

5

6

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств (в текущих ценах), млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.)

3813,5

6390,0

7709,6

9573,2

11975,7

   в процентах к ВВП

52,3

59,3

58,0

57,2

56,0

   в процентах к предыдущему году1)

105,9

107,7

106,7

109,9

109,6

   на душу населения, руб.    (до 2000 г. - тыс. руб.)

26014

43976

53330

66563

83680

Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб.(до 2000 г. - тыс. руб.)

2281

3947

5170

6410

7938

Реальные располагаемые денежные доходы, в процентах к предыдущему году

112

111

115

110

109

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. (до 2000 г. – тыс. руб.)

2223,4

4360,3

5498,5

6739,5

8550,2

1

2

3

4

5

6

Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году

121

116

111

111

110

Средний размер назначенных месячных пенсий 2), руб. (до 2000г. - тыс. руб.)

694,3

1379

1637

1915

2364

Реальный размер назначенных месячных пенсий 2) , в процентах к предыдущему году

128

116

105

106

110

Величина прожиточного минимума3) (в среднем на душу населения):

 

 

 

 

 

   Руб. в месяц (до 2000 г. - тыс. руб.)

1210

1808

2112

2376

...

   в процентах к предыдущему году

1204)

121

117

113

...

Соотношение с величиной прожиточного минимума5), процентов:

 

 

 

 

 

среднедушевых денежных доходов

189

218

245

240,3

...

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы

168

222

239

263

...

среднего размера назначенных месячных пенсий2)

76

100

102

106

...

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума:

 

 

 

 

 

   Млн. человек

42,3

35,6

29,3

25,2

...

   в процентах от общей    численности населения

29,0

24,6

20,3

17,6

...

   в процентах    к предыдущему году

84,94)

89,0

82,3

86,0

...

Дефицит денежного дохода малоимущего населения:

 

 

 

 

 

   млрд. руб. (до 2000 г. - трлн. руб.)

199,2

250,5

235,2

225,6

...

   в процентах от общего объема    денежных доходов населения

5,0

3,7

2,6

2,1

...

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), в разах

13,9

14,0

14,5

15,1

14,7

Минимальный размер оплаты труда (в среднем за год), руб. (до 2000 г. - тыс. руб.)

107,8

400,0

487,5

600,0

746,7

Реальный размер минимальной оплаты труда, в процентах к предыдущему году

106,9

138,2

107,2

111,0

110,4

Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты; в среднем за год), руб. (до 2000 г. - тыс. руб.)

126,5

450,0

487,5

600,0

746,7

Реальный размер тарифной ставки (оклада) 1 разряда ЕТС, в процентах к предыдущему году

99,8

148,1

95,3

111,0

110,4

1) В сопоставимых ценах. 2) 1995, 2000 г. - с учетом компенсации. 3) С 2000 г. в связи с изменением нормативной правовой базы и методологии расчета величины прожиточного минимума (см. методологические пояснения на стр. 99) публикуется оценка на основе данных, установленных Правительством Российской Федерации за I-IV кварталы соответствующего года. В 2005 г. величина прожиточного минимума не устанавливалась в связи с истечением срока действия Федерального закона от 20 ноября 1999 г. №201-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации". 4) В сопоставимой методологии исчисления величины прожиточного минимума. 5) Соответствующей социально-демографической группы населения.

Источник: Госстат РФ, http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000070r.htm


         Мы видим, что весь период с 2000 по 2005 г., наряду с ростом ВВП отмечается рост большинства показателей, характеризующих уровень жизни населения. В то же время следует отметить рост дефицита доходов малоимущего населения, высокое значение коэффициента дифференциации доходов (богатые богатеют, бедные – беднеют). Правительство надо создавать условия для повышения доходов значительной части населения.

ВЫВОД: СНС представляет собой комплекс взаимосвязанных балансовых таблиц, показатели которых предназначены для определения размера дохода потребления, накопления и величины капитальных затрат. Это совокупность международно-признанных, взаимосвязанных показателей, отражающих результаты состояния экономики на макроуровне.

Таким образом, функционирование национальной экономики как единого целого обеспечивает доходы всем субъектам экономической деятельности. В свою очередь доходы являются источником удовлетворения потребностей людей и фактором сбережения.




 

 

 

 

 

 

3. Особенности трансформации национальной экономики

на современном этапе


       Роль структурных факторов в процессе экономического развития постоянно возрастает. Прогрессивная структурная трансформация национальной экономики обеспечивает укрепление ее позиций в мировом хозяйстве, тогда как регрессивный вариант структурных преобразований неизбежно ведет к оттеснению страны на обочину социально-экономического развития. Глубокий структурный кризис экономики Российской Федерации  все еще представляет собой беспрецедентную структурную деградацию народного хозяйства недавно мощной сверхдержавы, что грозит превращением нашей страны в сырьевой придаток экономически развитых капиталистических государств. Теоретическое осмысление особенностей этого кризиса позволит разработать и осуществить программу его преодоления, обеспечения необратимой, динамичной и эффективной прогрессивной структурной трансформации отечественной экономики.

       В начале ХХI века (2002 г.) была сформулирована ключевая задача предстоящих лет: преодоление разрыва между Россией и передовыми странами мира[9]. Эти проблемы  хорошо известны из экономической истории последних двух столетий как «догоняющее развитие». Решение этой проблемы может стать объединяющей общество идеей. Однако принципиальной особенностью стоящей перед Россией задачи является необходимость осуществления прорыва в условиях постиндустриального мира, прорыва от индустриального общества к постиндустриальному. Такой задачи пока еще никому решать не приходилось.

       Признание названной проблемы в качестве ключевой позволяет выделить некоторые характеристики роста, который необходимо обеспечить для современной России:

1) Необходим устойчивый, долгосрочный рост. Важно не допускать принятия решений, которые приводят к краткосрочным эффектам, за чем следует кризис;

2)    Рост должен сопровождаться прогрессивными структурными сдвигами;

3) Радикальные структурные сдвиги требуют формирования такой институциональной системы, которая обеспечивает высокую адаптивность экономики и отдельных экономических агентов к постоянно меняющимся вызовам времени.

       Крупный российский экономист В. Мау выделяет четыре базовых направления консолидации экономического роста[10]:

1) «Дирижистская» модель, основанная на применении принципов традиционной промышленной политики, включая выделение отраслевых приоритетов и государственную (финансовую и нефинансовую) поддержку этих секторов. Данная модель основывается на вере в возможности государства объективно определять приоритеты и формировать долгосрочную стратегию роста. Не менее важен в этой модели протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции более сильных иностранных фирм.

2) Развитие финансово-промышленных групп, повышение их инвестиционной и вообще организаторской роли. Предполагается, что они обеспечивают концентрацию ресурсов (финансовых, интеллектуальных), а также снижение трансакционных издержек.

3)     Резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику (реформа сбора и расходования бюджетных средств).

4) Институциональные реформы, нацеленные на стимулирование предпринимательства, создание благоприятных условий для инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Для этого необходимо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.

        Консервативная макроэкономическая политика, налоговая реформа, переговоры о вступлении в ВТО, разработка нового трудового и пенсионного законодательства, реформирование естественных монополий - эти и другие направления работы правительства реализуются с 2000 года, хотя и непоследовательно, они создают базу устойчивости российской экономики, осуществления в ней структурных реформ[11].

       Внешне такая политика выглядит недостаточно эффектно, она уязвима для критики тех, кто верит в экономические чудеса или просто заинтересован в смене кабинета.

       Ключевой проблемой является признание постиндустриального характера стоящих перед Россией вызовов. Механизм догоняющего развития в постиндустриальном мире существенным образом отличается от решения аналогичных проблем в эпоху индустриализации. Главной особенностью современных производительных сил является резкое повышение динамизма и разнообразия (вплоть до индивидуализации) потребностей, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения - с другой. Это означает, в свою очередь, резкое сужение временных горизонтов, на которые можно делать ответственные прогнозы относительно особенностей и приоритетных направлений технологического развития стран и отдельных секторов. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 20-30 лет и при достижении их действительно войти в ряды передовых стран (что и сделала в XX веке Германия, а затем Япония и СССР), то теперь приоритеты быстро меняются.

       Специфика постиндустриального прорыва предполагает выдвижение на передний план задачи обеспечения гибкости и адаптивности экономической системы, способность экономических агентов быстро и адекватно реагировать на вызовы времени. Адаптивность приходит на место концентрации ресурсов в качестве ключевого ориентира государственной политики. Причем адаптивность гораздо важнее формальных показателей уровня экономического развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП. Не следует забывать, что перед Россией стоит не только (и даже не столько) задача обеспечения роста, но, прежде всего, необходимость проведения глубокой структурной трансформации. Между тем, как показывает опыт наиболее развитых стран, период структурных реформ нередко сопровождается замедлением темпов роста, а то и внешней стагнацией (как это было, например, в ряде стран Запада в 1970-е годы). Отчасти это связано с тем, что новые сектора (особенно услуги) плохо фиксируются методами традиционной статистики, отчасти - необходимостью накопления ресурсов для технологического рывка. Надо помнить, что экономический рост без структурных сдвигов легко достижим методами государственного администрирования (например, в Белоруссии при Александре Лукашенко), однако этот рост не делает страну заметно богаче, а экономику эффективнее.

       В постиндустриальном обществе доля услуг в ВВП становится преобладающей. Движение в этом направлении уже обозначилось в России, но ему надо придать  более целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора, прежде всего высокотехнологичных услуг.

       Что касается промышленной политики, то она ни в коем случае не должна ориентироваться ни на «назначение приоритетов», ни на «выбор победителей». Оба подхода ведут к консервации формирующихся пропорций. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть гибко защищает политическими (в том числе и внешнеполитическими) методами всех, кто добивается успеха в мировой конкуренции.[12]

       Акцент на секторе высокотехнологических услуг не означает забвения других секторов, по которым у страны есть перспективы развития,- например, автомобиле- и самолетостроение. Однако при всей важности развития этих секторов они вряд ли станут точками прорыва в постиндустриальную систему координат.

       Есть также ряд приоритетных в логике постиндустриального общества, но выходящих за рамки экономической сферы секторов, на которых государство должно сосредоточиться в первую очередь. К ним относятся:

1) Развитие образования. Россия имеет здесь очевидные сравнительные преимущества, т.к. уровень и качество образования у нас превышают параметры, характерные для стран с аналогичным уровнем экономического развития;

2) Развитие здравоохранения;

3) Военная реформа, включая изменение системы комплектования армии, с выходом на контрактную армию.

       К этому перечню надо добавить реформы судебной системы и государственного управления.

       Развитие событий все более подводит к выводу, что именно в реформе политических институтов находится сейчас узкое место экономического развития. В условиях несовершенства судебной и правоохранительной систем, а также госуправления и всепроникающей коррупции дальнейшее совершенствование экономического законодательства будет давать все меньшую отдачу.

       Помимо рекомендаций проведения традиционной промышленной политики существует еще один комплекс рекомендаций по стимулированию экономического роста[13]. В центре внимания здесь находятся вопросы денежной политики, прежде всего противодействия или допущения укрепления реального курса рубля. Сторонники слабого рубля мотивируют свою позицию тем, что при таком развитии событий национальный производитель оказывается более защищен от иностранной конкуренции. Сторонники сильного рубля утверждают, что такого рода защита от конкуренции сдерживает структурную перестройку экономики и консервирует отсталость. Реальная ситуация выглядит несколько иначе.

       Во-первых, возможности денежных властей воздействовать на реальный курс ограничены. Высокая ценовая конъюнктура на товары российского экспорта объективно толкает рубль вверх. Скажем, в 2002 – 2006 годах  реальный курс рубля практически остался прежним, несмотря на благоприятную ценовую конъюнктуру для российского экспорта, поскольку одновременно происходило укрепление евро по отношению к доллару.

       Во-вторых, укрепление национальной валюты само по себе не может оцениваться ни положительно, ни отрицательно. Положительное влияние укрепления рубля на рост будет наблюдаться только в случае притока иностранных инвестиций, то есть когда происходит повышение производительности труда и, соответственно, конкурентоспособности внутреннего производства. Напротив, укрепление рубля в результате притока экспортной выручки является опасным феноменом, способным лишь подорвать внутреннее производство.

       Если постиндустриальные вызовы задают стратегические контуры политики роста, то специфика постреволюционного развития определяет набор тактических проблем, которые должно принимать во внимание правительство. Для постреволюционной экономики характерны две важные особенности. Во-первых, наличие так называемых восстановительных закономерностей роста. Во-вторых, сохранение высокого уровня трансакционных издержек из-за слабости прежде всего судебной, административной и правоохранительной систем, а также из-за отсутствия (или наличия негативной) кредитной истории большинства экономических агентов, включая государство.

       В России существенным моментом проявления восстановительных закономерностей является затухающий рост. Проблема в том, что параллельно с восстановлением докризисного уровня производства (на сегодня эта задача решена) необходимо запустить механизм нового роста, ориентированного на структурное обновление экономики, а это требует очень сложного комплекса мер. Несовпадение во времени затухания восстановительных темпов и начала нового роста может стать источником политического кризиса, связанного с неготовностью элиты примириться с периодом относительно низких темпов. Возникает искушение прибегнуть к набору экзотических и крайне опасных мер, как это уже было в СССР в конце 1920-х годов.

       Для ускорения экономического роста необходимо снижение трансакционных издержек, находящихся в постреволюционной стране на высоком уровне. Эта проблема характерна для всех стран, выходящих из периода социально-политической нестабильности, причем невозможно сказать, сколько времени потребуется для восстановления доверия инвесторов к функционированию институциональной системы данной страны.

       Следует положительно оценить действия правительства, которое, несмотря на мощное давление с разных сторон, не пошло на принятие популистских мер и продолжало политику планомерных институциональных преобразований. Осторожной оставалась и денежная политика, которая позволила в 2002 году не допустить серьезного укрепления реального курса рубля.

       Вместе с тем в процессе реформ, способствующих преодолению затухающей динамики восстановительного процесса и активизации прогрессивных структурных сдвигов, наметилась явная пробуксовка.

       Дебюрократизация продвигается медленнее, чем хотелось бы, что связано с практикой избыточного административного регулирования.

       Неоднозначная ситуация складывается в области налоговой реформы. Снижение налогов не привело к снижению эффективной ставки, но привело к сближению этой ставки с номинальной.

       Обозначилось торможение по направлениям, имеющим принципиальное значение для стратегических перспектив инвестиционной и предпринимательской деятельности. Руководство Минэкономразвития последние два года периодически выступает с заявлениями о недостаточно глубокой либерализации российской экономики, включая сохранение высокого уровня налоговой нагрузки (порядка 33% ВВП), медленном и неэффективном снижении административных барьеров, непринятии специальных мер по привлечению иностранных инвестиций (в частности, законодательства об особых экономических зонах), торможении реформ естественных монополий. В этом виделся источник замедления темпов роста.

       Главным оппонентом Минэкономразвития стал Минфин РФ. Финансовые ведомства выступили за более консервативный подход к институциональным и налоговым реформам. Было предложено на один-два года снизить темп изменения налогового законодательства, не идти на стимулирование инвестиционной активности через специальные льготы (особые зоны), крайне осторожно относиться к любым решениям, напоминающим налоговую амнистию (например, Минфин возражает против отмены контроля за доходами при вложении средств в жилье).

       Острые дискуссии велись и о присоединении России к ВТО. У этой проблемы есть важный внутриполитический аспект, который и является ключевым. Речь идет о построении иерархии целей, их четыре:[14].

1)Присоединение ради присоединения, ради участия в основных международных институтах, однако требующее защиты отечественного товаропроизводителя от иностранной конкуренции. В этом случае необходимо отстаивать максимальные защитные меры.

2)Поддержка российских экспортеров, которые благодаря ВТО получают новые инструменты для защиты своих интересов. В центр внимания здесь ставятся интересы российской металлургии, химии, некоторых других предприятий.

3)Стимулирование развития новых секторов (прежде всего высокотехнологичных услуг), принципиально важных для стратегического прорыва России в постиндустриальный мир. Успешное решение задач постиндустриального прорыва возможно только при экспортной ориентации национальной экономики, при развитии новых секторов в кооперации и при конкуренции с иностранными производителями.

4)Ограничение всевластия отечественных финансово-промышленных групп.

       Ключевое значение имеет достижение третьей и четвертой целей. Именно на постиндустриальный прорыв, а не на примитивную защиту отечественных товаропроизводителей должны быть нацелены переговоры по вступлению в ВТО. Политика должна быть ориентирована не на защиту неэффективных отраслей, а на обеспечение проникновения на мировые рынки перспективных производств и высокотехнологичных услуг.

       Важной является концепция преодоления сырьевой зависимости российской экономики. Так как вопрос государственной задолженности фактически перестал быть политическим и перешел в разряд технических, управление долгом не будет однозначно требовать бюджетного профицита. Предстоит определиться, следует ли в дальнейшем продолжать формировать бюджет с профицитом, накапливая тем самым резерв (Стабилизационный фонд), или же отказаться от профицита и снизить налоговое бремя.

       Необходимость Стабилизационного фонда обусловлена значительной ролью, которую играют доходы от сырьевого экспорта в российском бюджете. Поэтому ослабление сырьевой зависимости российской экономики сопровождалось бы ослаблением роли финансового резерва и расширением поля бюджетного маневра для снижения налоговой нагрузки.

       Необходимо определиться с концепцией реформирования бюджетных расходов. У этой проблемы есть два важных аспекта: 1) структурная реформа бюджетного сектора и повышение эффективности использования бюджетных ресурсов; 2) сокращение бюджетной нагрузки на экономику, что также требует рационализации бюджетных расходов. Реформирование бюджетных расходов должно было следовать за налоговой реформой, однако за прошедшие годы продвижения в этом направлении не произошло. Предстоит четко сформулировать и начать административную реформу.

       Среди практических задач, которые предстоит решать в 2007 году,  могут быть выделены следующие:

-      завершение переговоров о присоединении к ВТО;

-      продолжение реформ РАО «ЕЭС России», РАО РЖД, начало реального реформирования «Газпрома»;

-      доработка законов, регулирующих деятельность местного самоуправления, обеспечивающих его финансовые основы;

-      продолжение реализации программы дебюрократизации, включая упорядочение функций регулирующих и контролирующих инстанций;

-      принятие законов и начало систематических решительных действий по противодействию коррупции, ставшей крайне опасным фактором негативного воздействия на экономику и общество;

-      развитие нормативно-правовой базы и повышение эффективности функционирования финансовых институтов.

В основу процесса модернизации национальной экономической системы должно быть положено целенаправленное формирование экономического строя государства по критерию социальной устойчивости, что является необходимым условием выбора оптимальной национальной модели смешанной экономики. Особую важность при этом приобретает учет особенностей социального уклада жизни людей данной страны. Именно он определяет содержание, структуру той или иной модели национальной экономики, устройство ее хозяйственного механизма, формы государственного регулирования экономики, методы экономической социальной политики и т.д.

       ВЫВОД: Многие аспекты концепции структурной трансформации национальной экономики в полной мере еще не разработаны. Сама эта трансформация есть результат взаимосвязи и взаимодействия множества различных факторов (внутренних и внешних, объективных и субъективных), которые определяют выбор либо прогрессивного, либо регрессивного ее вариантов. Исследование особенностей и движущих сил таких трансформаций имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку позволит обеспечить разработку и реализацию эффективных антикризисных программ.

 
































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Главным критерием оценки осуществляемой экономической политики служат результаты функционирования национальной экономики. Она может иметь различные виды, типы, методы, но общим и конечным результатом функционирования национальной экономики является: приращение национального богатства, приращение объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов, темп прироста общественного продукта на душу населения. Именно в темпах экономического роста, в скорости и размерах увеличения общественного продукта и находит отражение уровень эффективности национальной экономики.

         Система национальных счетов, которая принята в мировой практике, в связи с глобализацией и интернационализацией экономики, позволяет применять статистическую информацию для сопоставления и оценки макроэкономических показателей состояния страны.

         Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки как экономики, так и страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Если одни страны энергично приступают к преобразованиям, то в других, отмечаются незначительные изменения. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных  проблем и в конечном итоге – формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением  финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.

         Общей особенностью экономического развития стран, возникших после распада СССР, в т.ч. и России является глобальная несбалансированность (несоответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами произведенной продукции и потребностями в ней). Переход от административно-командной системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию воспроизводственного цикла.

         Для ликвидации всеобщей несбалансированности необходимо более энергично проведение рыночных реформ, формирование оптимальной структуры народного хозяйства адекватной внутренним потребностям страны и запросам мирового рынка.

         Для современной ситуации в нашей стране трансформация национальной экономики будет успешна при реализации комплекса не только экономических, но и соответсвующих политических, а также социальных мероприятий.


Список литературы

Учебники, монографии, сборники научных трудов

1.Государственное регулирование национальной экономики: Уч. пос./ .     Бабашкина А. М.  - М.: Финансы и статистика, 2003.

2. Национальная экономика: Уч. пос./Бункина М.К.  - М.: Палеотип - 2002.

3. Национальная экономика России./ Кудров В.М. – М.: Дело, 2006.

4. Курс экономической теории: Уч. пос./Под ред. Тур А.Н., Плотницкий М.И.  – Минск, Мисанте, 1998.

5. Курс экономической теории / Под ред. Сидоровича А.В.. - М.: ДиС, 2001.

6. Макроэкономика: Учебник / Под. ред. Г.С. Величканова, Г.Р. Величкановой,  - С-Пб.: Питер,  2002.

7. Национальная экономика./  Под ред. Савченко П.В. – М.: Экономистъ, 2006.

8. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность. Уч-к под ред. д.э.н., проф. В.И. Лисова. -М.: Экономика, 2000.

9. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Уч. пос./ Нуреев Р.М.  - М.: ИНФРА - М, 2001.

. 1997.

10. Основы национальной экономики. Ойкен В.  - М.: Экономика, 1996.

11. Государство и переходная экономика:  пределы управляемости. Тамбовцев В.Л.- М.: ТЕИС. 1997.

12. Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.Л. Большакова,  - М.: ПРОСПЕКТ, 1999.

13. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой, - ПРОСПЕКТ, - М.: 2000.

14. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие /Под ред. И.П. Николаевой, - М.: КНОРУС, 2005.

15. Экономическая теория: Учебник /Под ред. И.П. Николаевой и Г.М. Казиахмедова, - М.: ЮНИТИ, 2005.

16. Экономическая теория: Учебник / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, -, С-Пб.: ПИТЕР, 2000.

17. Новый экономический словарь / Под ред. А.Н.Азирлияна, - М.: Институт новой экономики, 2006.

Статистические сборники

18. Российский статистический ежегодник. Стат. сб./ Госкомстат России - М.: Финансы и статистика, 2005.

Статьи из журналов и газет

19. Сидорович А. Формирование национальной модели экономики в переходных обществах // Общество и экономика. 2001. № 11-12.

20. Лебедев А., Гринберг Р. Шанс для российской экономики // Известия. 2006, №25.

21. Мау В. 2003 год особенный // Коммерсант от 30.01.2003.

22. Ханин Г.И Состояние и перспективы Российской экономики в начале XXI века // ЭКО. 2005, №12.


Материалы из сети Интернет

23. Электронный журнал «Экономическая социология» т.7. №4-2006 http://ecsoc.msses.ru

24. Мерзликина Г.С. , Семыкин Е.А. Современные условия реструктуризации российских компаний (структурная трансформация российской экономики переходного периода). – www. smartcat.ru

25. Мусинов В.: Рост ВВП с топором политической необходимости .–  ww.wek.roofconst.ru

26. Сервер Россстата http://www.gks.ru/

27. Сервер Минэкономики РФ



















[1] Цит. по: Национальная экономика / Под ред Савченко П.В. – м.: Экономистъ, 2006. – С. 26

[2] Курс экономической теории / Под ред. Сидоровича А.В.. - М.: ДиС, 2001. – С. 459.


[3] Национальная экономика / Под ред Савченко П.В. – м.: Экономистъ, 2006. – С. 36


[4] Цит. по: Курс экономической теории: Уч. пос./Под ред. Тур А.Н., Плотницкий М.И.  – Минск, Мисанте, 1998. – С. 173

[5] http://www.gks.ru/bgd/free/

[6] http://www.ohoroshem.ru/news

[7] http://www.wek.roofconst.ru/econ

[8] http://www.wek.roofconst.ru/econ

[9] Мау В. 2003 год особенный // Коммерсант от 30.01.3003

[10] Мау В. 2003 год особенный // Коммерсант от 30.01.2003


[11] Кудров В.М. Национальная экономика России. – М.: Дело, 2006. – С.389.


[12] Мау В. 2003 год особенный // Коммерсант от 30.01.2003


[13] Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Уч. пос. - М.: ИНФРА - М, 2001. – С. 73.


[14] Мау В. 2003 год особенный. // Коммерсант от 30.03.2003