Содержание

 

Рассмотреть ситуацию нарушения правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды и решить ее в соответствии с действующим законодательством. 3

Список используемой литературы.. 10

Рассмотреть ситуацию нарушения правовых норм в области природопользования и охраны окружающей среды и решить ее в соответствии с действующим законодательством


Право на благоприятную окружающую среду


Право на благоприятную окружающую среду представляет собой: во-первых, нравственный принцип, выраженный в правовой норме Конституции; во-вторых, принцип для построения системы объективного экологического законодательства, а также его важнейшую норму; в-третьих, это субъективное право гражданина, которому корреспондируют обязанности государства по поддержанию окружающей среды в благоприятном состоянии, а также проведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на человека.

Право на благоприятную окружающую среду распространяется на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на некоторые территориальные общины граждан.

Понятие «благоприятная» применительно к окружающей среде может означать такое ее состояние, в котором возможны достойная жизнь и здоровье человека. Неблагоприятной же будет окружающая среда, сама по себе губительно влияющая на здоровье людей и не позволяющая им вести достойную жизнь. На территории России есть места, где окружающая среда неблагоприятна для физического здоровья людей, и с этой точки зрения государство должно позаботиться о защите человека от негативных природных воздействий. Доставка воды или тепла в безводные или холодные места обитания человека, создание искусственных климатических условий, материальная компенсация или предоставление льгот и т.п. представляют собой обязанности государства, предоставившего каждому право на благоприятную окружающую среду[1].

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 марта 1996 г. по делу о конституционности п. 3 ст. 1 Закона РФ от 20 мая 1993 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» в связи с жалобой гражданина B.C. Корнилова право граждан на благоприятную окружающую среду было связано с обязанностью государства предоставить переселенным (отселенным) гражданам льготы и компенсации. 

Право на «достоверную информацию о состоянии окружающей среды» может быть рассмотрено в широком и узком смысле. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека как по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью), так и в силу стихийных катаклизмов в самой природе (землетрясение, наводнение, сель и т.д.). Комментируемая статья провозглашает право каждого знать о таких явлениях.

В узком смысле данное право можно рассматривать как субъективное право конкретных лиц знать подробности о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, родственники которых проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Помимо права на достоверную информацию гражданам принадлежит и право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением.

Под экологическим правонарушением понимается виновное, противоправное деяние, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Отсюда следует, что экологическое правонарушение связано с таким причинением вреда окружающей природной среде гражданами или другими субъектами, которое способно, в свою очередь, причинить вред здоровью человека или его имуществу. Этот момент важен потому, что вред окружающей природной среде не может причинить любой природный катаклизм, каким бы разрушительным он ни был с точки зрения человека. Нефть способна сама по себе вылиться из природных глубин и загрязнить какой-либо водоем; буря может выбросить танкер на камни, и разлившаяся нефть причинит ущерб окружающей природной среде и человеку, но экологического правонарушения не будет. Поэтому экологическим является такое правонарушение, когда один субъект права причиняет ущерб другому субъекту посредством причинения вреда окружающей среде. Это - опосредованное нарушение, имеющее ступенчатый характер.

За совершение экологического правонарушения в Законе «Об охране окружающей среды», принятом 20.12.2001 г[2]. для граждан и должностных лиц предусмотрена дисциплинарная, административная либо уголовная, а также гражданско-правовая, материальная ответственность. Юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст. 75 Закона, устанавливается дисциплинарная ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранного законодательства, вытекающих из трудовых функций или должностного положения.

Административная ответственность предусмотрена при:

- несоблюдении стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей среды;

- невыполнении обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях экологической экспертизы, а также предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

- нарушении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

- загрязнении окружающей природной среды и причинении вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

- порче, повреждении, уничтожении природных объектов, в том числе памятников природы, истощении и разорении природных комплексов и естественных экологических систем;

- нарушении установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

- невыполнении обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

- неподчинении предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

- нарушении экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

- несоблюдении экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

- превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней радиационного воздействия;

- превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;

- превышении установленных нормативов предельно допустимых уровней биологического воздействия на окружающую природную среду, нарушении порядка хранения и использования микроорганизмов и биологических веществ;

- производстве и использовании запрещенных химических веществ и отходов производства, вредно воздействующих на озоновый слой Земли;

- незаконном расходовании республиканских и местных экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью;

- несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

Подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке:

граждане - от однократного до десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;

должностные лица - от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной заработной платы, установленной в Российской Федерации;

предприятия, учреждения, организации - от 50 000 до 500 000 руб.

Конкретный размер налагаемого штрафа определяется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда.

Штрафы за указанные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, а также технической инспекции труда профсоюзов. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суд или в арбитражный суд. Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда. Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов.

Законом предусмотрено, что должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, т.е. общественно опасных деяний, посягающих на установленный в России экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, несут уголовную ответственность, предусмотренную УК.

Данный ущерб может быть причинен здоровью или имуществу человека. Под здоровьем можно понимать физическое, психическое и нравственное благополучие человека, входящее составной частью в его «достойную жизнь».

Согласно ст. 89 Закона, вред, причиненный здоровью граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан, подлежит возмещению в полном объеме.

При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшим, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии, а также потери, связанные с моральными травмами, невозможностью иметь детей или риском рождения детей с врожденной патологией.

Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественной организации (объединения) в интересах потерпевшего.

Сумма денежных средств за причиненный здоровью граждан вред взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - за счет средств государственных экологических фондов.

Имущество, понятие которого раскрывается в гражданском праве (ст. 128 ГК и др.), должно принадлежать потерпевшему субъекту на праве собственности или другом праве, например обязательственном. Закон предусматривает, что вред, причиненный имуществу граждан в результате воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, подлежит возмещению в полном объеме. При определении объема вреда, причиненного имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, имущества, и упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв и иных вредных последствий.

В Законе установлено, что предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые заявления в суд или арбитражный суд, а граждане - в суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде. Решение суда, арбитражного суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

Поскольку право на благоприятную окружающую среду связано с обязанностью государства поддерживать ее в благоприятном для жизни состоянии, осуществление данной обязанности может быть только результатом соединенных усилий всех и каждого человека в отдельности сохранять природную среду его обитания[3].

Список используемой литературы


1.                           Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.2001 // Российская газета. 24 декабря 2001 года.

2.                           Протапенко Т.З. Комментарий к закону «Об охране окружающей среды». М.: ИНФРА-М, 2003.

3.                          


 
Экологическое право / Под ред. А.В. Хомяковой. М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2002.


[1] Протапенко Т.З. Комментарий к закону «Об охране окружающей среды». М.: ИНФРА-М, 2003. С. 106.


[2] См.: Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 20.12.2001 // Российская газета. 24 декабря 2001 года. С. 6.


[3] Экологическое право / Под ред. А.В. Хомяковой. М.: Издательство «ПРОСПЕКТ», 2002.  С. 146.