Содержание
Введение. 3
Глава I. Система органов государственной власти в субъектах РФ.. 5
1.1. Законодательная власть в субъектах РФ.. 5
1.2. Исполнительная власть в субъектах РФ.. 8
1.3. Судебная система субъектов РФ.. 14
1.4. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ.. 15
Глава II. Система органов государственной власти в Новосибирской области 18
2.1. Новосибирский областной Совет депутатов как законодательный орган государственной власти. 19
2.2. Администрация Новосибирской области как исполнительный орган государственной власти. 25
2.3. Уставный суд Новосибирской области. Мировые судьи Новосибирской области. 32
Заключение. 35
Список литературы.. 36
Введение
Систему органов государственной власти Российской Федерации образует совокупность государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.
Государственным органом является гражданин или коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке.
Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим принципом система органов государственной власти Российской Федерации состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ). В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти (прокуратура, федеральные суды, федеральные органы налоговой полиции и др.), функционирующие на территории субъекта федерации, не входят в систему органов государственной власти соответствующего субъекта. По отношению к этим федеральным органам субъекты федерации могут обладать определенными полномочиями, но в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Правовое регулирование организации государственной власти в Российской Федерации, входящих в ее состав субъектов сталкивается со многими проблемами, к числу которых можно отнести и отсутствие необходимых по Конституции РФ процедур, и наличие пробелов в конституционном законодательстве, и дисбаланс отношений между федеральной законодательной, президентской и исполнительной властями, и рецидивы регионального сепаратизма, при которых отрицается верховенство Конституции и федерального законодательства на территории отдельных субъектов Федерации, и наконец, зачастую непрофессиональная законодательная деятельность субъектов РФ.
Многие современные проблемы организации государственной власти в субъектах РФ обусловлены сложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственного устройства страны, в том числе и переходом от формальной федерации к фактической, распространением федеративных отношений на всю территорию государства — реформ, приведших к созданию двухуровневой модели организации государственной власти, при которой последняя реализуется как в Российской Федерации в целом, путем референдума, выборов, функционирования системы федеральных государственных институтов, так и в субъектах Федерации с использованием форм прямого народовластия, а также посредством деятельности образуемых субъектами РФ органов государственной власти.
В связи с этим, изучение системы органов государственной власти в субъектах федерации является актуальной темой, т.к. понимание основ их деятельности дает возможность улучшить государственной управление в субъектах Федерации.
Объектом изучения в данной работе является система государственного управления в Российской Федерации. Предметом изучения является организация государственной власти в субъектах Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение системы органов власти в субъектах Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность законодательной власти в субъектах Федерации;
- Рассмотреть сущность исполнительной власти в субъектах Федерации;
- Рассмотреть сущность судебной власти в субъектах Федерации;
- Описать систему органов власти в Новосибирской области.
Глава I. Система органов государственной власти в субъектах РФ
6 октября 1999 г. принят Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”[1].Федеральный Закон РФ устанавливает общие положения, которые определяют принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ, систему органов государственной власти субъекта РФ, осуществление федеральными судами и федеральными органами исполнительной власти своих полномочий на территории субъекта Российской Федерации.
1.1. Законодательная власть в субъектах РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.
Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации.
Число депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации - не менее 50 процентов депутатов одной из палат указанного органа) должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками в соответствии с законодательством о выборах.[2]
Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.[3]
Статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003), другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет.
Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.
Расходы на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Управление и (или) распоряжение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или отдельными депутатами (группами депутатов) средствами бюджета субъекта Российской Федерации в какой бы то ни было форме в процессе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации не допускаются, за исключением средств на обеспечение деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) депутатов. При этом полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению контроля за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации не ограничиваются.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Правомочность заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации.
Заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации являются открытыми, за исключением случаев, установленных федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, а также регламентом или иным актом, принятым данным органом и устанавливающим порядок его деятельности.
Полномочия законодательного органа власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случае[4]:
1) принятия указанным органом решения о самороспуске, при этом такое решение принимается в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта РФ;
2) роспуска указанного органа высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) в случае принятия данным органом конституции (устава) и закона субъекта РФ, нормативного правового акта, противоречащих федеральной Конституции и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, если такие противоречия установлены судом, а законодательный (представительный) орган не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения;
3) вступления в силу решения соответственного верховного суда республики, суда, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе со сложением депутатами своих полномочий.
4) роспуска указанного органа на основании федерального закона, принятого Государственной Думой по представлению президента.
В случае досрочного прекращения полномочий депутатов назначаются внеочередные выборы. Указанные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий законодательного органа власти.
1.2. Исполнительная власть в субъектах РФ
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.[5]
Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Перечень исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В случае признания выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) несостоявшимися, недействительными или в случае, если ни один из баллотировавшихся кандидатов не был избран, исполнение обязанностей высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) осуществляется в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. При этом повторные выборы проводятся в срок не позднее чем через четыре месяца после официального объявления результатов предыдущих выборов.
Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации пассивным избирательным правом.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.
Наименование должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
а) представляет субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;
б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации;
г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации;
д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса;
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) при осуществлении своих полномочий обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта Российской Федерации, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
Полномочия высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) прекращаются досрочно в случае:
а) его смерти;
б) его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
в) его отставки по собственному желанию;
г) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации;
д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
ж) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
з) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
и) утраты им гражданства Российской Федерации;
к) его отзыва избирателями субъекта Российской Федерации.[6]
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями.
Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.
Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.[7]
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
1.3. Судебная система субъектов РФ
К судам субъектов Российской Федерации относятся:
- конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;
- мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.[8]
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции.
Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.
Федеральные суды в составе субъектов Федерации представлены Верховными судами и Арбитражными судами.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Данные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Арбитражный суд субъекта Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.[9]
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражного суда субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003).
1.4. Взаимодействие ветвей власти субъектов РФ
В соответствии с конституционным принципом разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют свои полномочия самостоятельно.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействуют в установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003) и законом субъекта Российской Федерации формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта Российской Федерации и в интересах его населения.
Правовые акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляются в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сроки, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе обратиться к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в акты, либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке или в установленном порядке обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации указанных нормативных правовых актов.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе обратиться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) планы законопроектной работы и проекты законов субъекта Российской Федерации.
На заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его органов вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или лица, уполномоченные указанными руководителями.
На заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или его председателя работники аппарата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Формы такого участия устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, а в отношении руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти также федеральным законом.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Споры между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, либо в судебном порядке.
Глава II. Система органов государственной власти в Новосибирской области
Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти.
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003).
Новосибирская область является субъектом Российской Федерации. Статус Новосибирской области определяется Конституцией Российской Федерации и Уставом Новосибирской области. На территорию Новосибирской области распространяется суверенитет Российской Федерации. Новосибирская область вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обладает всей полнотой государственной власти.
Государственная власть в Новосибирской области осуществляется на основе принципа разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственную власть в Новосибирской области осуществляют Губернатор Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, администрация Новосибирской области и иные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, Уставный суд Новосибирской области и мировые судьи Новосибирской области.
Государственная власть в Новосибирской области осуществляется в пределах полномочий органов государственной власти Новосибирской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий органов государственной власти по предметам ведения Новосибирской области. В соответствии с законодательством могут создаваться иные государственные органы Новосибирской области.
2.1. Новосибирский областной Совет депутатов как законодательный орган государственной власти
Новосибирский областной Совет депутатов - постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Новосибирской области.[10]
Новосибирский областной Совет депутатов состоит из 98 депутатов. Срок полномочий депутата Новосибирского областного Совета депутатов одного созыва - пять лет. Порядок проведения выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов устанавливается законом Новосибирской области.
Новосибирский областной Совет депутатов является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов. Новосибирский областной Совет депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Депутатом Новосибирского областного Совета депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 21 года. Полномочия депутата Новосибирского областного Совета депутатов начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Новосибирского областного Совета депутатов нового созыва, за исключением случаев, установленных федеральным и областным законодательством.
Статус депутата Новосибирского областного Совета депутатов, гарантии депутатской деятельности, условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются законом Новосибирской области «О статусе депутата Новосибирского областного Совета депутатов».
Основной формой работы Новосибирского областного Совета депутатов является сессия, которая может состоять из нескольких заседаний.
Новосибирский областной Совет депутатов собирается на сессии не реже одного раза в два месяца.
Заседания Новосибирского областного Совета депутатов являются открытыми, за исключением рассмотрения вопросов, связанных с государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайной, а также иных случаев, установленных федеральными законами, законами Новосибирской области, Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.
Первое заседание Новосибирского областного Совета депутатов очередного созыва проходит не позднее чем через тридцать дней после дня голосования на выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов. Первое заседание Новосибирского областного Совета депутатов нового созыва открывает старейший по возрасту депутат.
По наиболее важным вопросам политической и общественной жизни, а также в случаях, определённых федеральным законодательством, в Новосибирском областном Совете депутатов могут проводиться депутатские слушания. Регламент и внутренний распорядок деятельности Новосибирского областного Совета депутатов утверждаются постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
Расходы на обеспечение деятельности Новосибирского областного Совета депутатов предусматриваются в областном бюджете Новосибирской области отдельно от других расходов в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Новосибирский областной Совет депутатов избирает из своего состава Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, первого заместителя Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов. Количество заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
Председатель Новосибирского областного Совета депутатов, первый заместитель Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, заместители Председателя Новосибирского областного Совета депутатов ведут заседания и ведают внутренним распорядком Новосибирского областного Совета депутатов.
Полномочия Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, первого заместителя Председателя Новосибирского областного Совета депутатов, заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов определяются Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов.
Новосибирский областной Совет депутатов образует комитеты, комиссии. Полномочия комитетов и комиссий Новосибирского областного Совета депутатов определяются положениями о комитетах, комиссиях Новосибирского областного Совета депутатов, утверждаемыми постановлениями Новосибирского областного Совета депутатов.
Для обеспечения деятельности Новосибирского областного Совета депутатов образуется аппарат Новосибирского областного Совета депутатов. Структура аппарата Новосибирского областного Совета депутатов определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
Основными полномочиями Новосибирского областного Совета депутатов являются:
- принятие Устава Новосибирской области и поправок к нему;
- принятие законов Новосибирской области;
- наделение гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Губернатора Новосибирской области;
- осуществление права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
- избрание члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Новосибирского областного Совета депутатов;
- рассмотрение постановления Губернатора Новосибирской области о назначении члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации Новосибирской области;
- одобрение или отклонение проекта договора о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Новосибирской областью;
- утверждение соглашения об изменении границ Новосибирской области;
- назначение областного референдума Новосибирской области;
- назначение даты выборов депутатов Новосибирского областного Совета депутатов;
- решение вопроса о даче согласия на назначение на должность первого заместителя (первых заместителей) Губернатора Новосибирской области, а также руководителей:
а) финансового органа исполнительной власти Новосибирской области;
б) органа исполнительной власти Новосибирской области в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Новосибирской области;
в) органа исполнительной власти Новосибирской области в сфере социальной защиты населения Новосибирской области;
- решение вопроса о недоверии (доверии) Губернатору Новосибирской области;
- решение вопроса о недоверии (доверии) руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Новосибирской области;
- согласование назначения на должность прокурора Новосибирской области;
- назначение на должность председателя, заместителя председателя и судей Уставного суда Новосибирской области и мировых судей Новосибирской области;
- назначение на должность и освобождение от должности председателя, заместителей председателя и аудиторов Контрольно-счётной палаты Новосибирской области;
- назначение половины членов избирательной комиссии Новосибирской области;
- согласование назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях и порядке, установленных федеральным законом;
- назначение представителей общественности в квалификационную коллегию судей Новосибирской области; назначение представителей Новосибирского областного Совета депутатов в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Новосибирской области;
- согласование назначения состава административной комиссии Новосибирской области;
- учреждение средств массовой информации Новосибирского областного Совета депутатов;
- иные вопросы, отнесённые к ведению Новосибирского областного Совета депутатов федеральным законодательством и законами Новосибирской области.[11]
Новосибирский областной Совет депутатов наряду с другими уполномоченными на то органами осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Новосибирской области, постановлений Новосибирского областного Совета депутатов, исполнением областного бюджета Новосибирской области, исполнением бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью Новосибирской области в пределах и формах, определённых действующим законодательством.
По данным вопросам Новосибирский областной Совет депутатов принимает постановления. Постановления Новосибирского областного Совета депутатов принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, если федеральным законом не установлено иное.
Право законодательной инициативы в Новосибирском областном Совете депутатов принадлежит Губернатору Новосибирской области, депутатам Новосибирского областного Совета депутатов, комитетам Новосибирского областного Совета депутатов, представительным органам муниципальных образований, прокурору Новосибирской области.
Право законодательной инициативы принадлежит также Уставному суду Новосибирской области, Новосибирскому областному суду по вопросам их ведения.
2.2. Администрация Новосибирской области как исполнительный орган государственной власти
Администрация Новосибирской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, который на всей территории Новосибирской области обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Новосибирской области, законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, а также принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Новосибирской области.[12]
Администрация Новосибирской области наделена общей компетенцией, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать. Администрация Новосибирской области возглавляет систему органов исполнительной власти Новосибирской области и осуществляет общее руководство их деятельностью.
Финансирование администрации Новосибирской области осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Структурными подразделениями администрации Новосибирской области являются департаменты, комитеты, отделы.
Администрация Новосибирской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и иных сферах.
Администрация Новосибирской области:
- осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- управляет и распоряжается государственной собственностью Новосибирской области в соответствии с законами Новосибирской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Новосибирской области, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- формирует областные и территориальные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области;
- осуществляет общее руководство областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области;
- разрабатывает и реализует бюджетную, налоговую и инвестиционную политику в Новосибирской области, осуществляет меры по развитию предпринимательства;
- разрабатывает для представления Губернатором Новосибирской области в Новосибирский областной Совет депутатов проект областного бюджета Новосибирской области, а также проекты программ социально-экономического развития Новосибирской области;
- обеспечивает исполнение областного бюджета Новосибирской области и готовит отчет об его исполнении, а также отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их Губернатором Новосибирской области в Новосибирский областной Совет депутатов;
- разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья граждан, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;
- осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию населения, охране семьи, материнства, отцовства и детства, разрабатывает и реализует меры по развитию науки, культуры и спорта, молодежной политики;
- осуществляет мероприятия по развитию энергетики, транспорта и связи; создает условия для развития промышленности, строительства, торговли, бытового обслуживания населения и других; осуществляет мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;
- утверждает схему территориального планирования Новосибирской области, в том числе внесение изменений в такую схему, а также план ее реализации;
- разрабатывает программы по охране окружающей природной среды, рациональному природопользованию и обеспечивает их выполнение, организует контроль за соблюдением природоохранного законодательства;
- содействует комплексному экономическому и социальному развитию городов и населенных пунктов области;
- осуществляет в пределах своих полномочий лицензирование отдельных видов деятельности;
- заключает соглашения по регулированию трудовых отношений и разрешению социально-экономических проблем с профсоюзами и объединениями работодателей;
- вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Новосибирской области, законам и иным нормативным правовым актам Новосибирской области, а также вправе обратиться в суд;
- осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти.
Администрация Новосибирской области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов Новосибирской области, постановлений Губернатора Новосибирской области по вопросам, требующим нормативного регулирования, издаёт постановления, а также обеспечивает их исполнение.
По вопросам, не требующим нормативного регулирования, администрация Новосибирской области издаёт распоряжения.
Губернатор Новосибирской области является высшим должностным лицом Новосибирской области.
Губернатором Новосибирской области может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями Губернатора Новосибирской области Новосибирским областным Советом депутатов по представлению Президента Российской Федерации сроком на пять лет.
Губернатор Новосибирской области не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, государственные должности субъекта Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Губернатор Новосибирской области возглавляет высший исполнительный орган государственной власти Новосибирской области - администрацию Новосибирской области. Должность Губернатора Новосибирской области является государственной должностью Новосибирской области.
Губернатор Новосибирской области:
- представляет Новосибирскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Новосибирской области;
- назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от администрации Новосибирской области;
- подписывает отзывы администрации Новосибирской области на проекты федеральных законов;
- вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, издание которых находится в компетенции Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
- обнародует Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, удостоверяя обнародование путем их подписания, либо отклоняет законы Новосибирской области;
- формирует администрацию Новосибирской области;
- назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей, заместителей Губернатора Новосибирской области, руководителей исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
- определяет структуру областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
- обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Новосибирской области с иными органами государственной власти Новосибирской области и в соответствии с федеральным законодательством может организовать взаимодействие органов исполнительной власти Новосибирской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;
- отменяет правовые акты областных и территориальных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, противоречащие действующему законодательству;
- учреждает, формирует, возглавляет совещательные и консультативные органы при Губернаторе Новосибирской области, а также утверждает положения о них;
- вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Новосибирского областного Совета депутатов;
- вправе требовать созыв внеочередного заседания Новосибирского областного Совета депутатов, а также созывать вновь избранный Новосибирский областной Совет депутатов на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Новосибирской области;
- вправе участвовать в работе Новосибирского областного Совета депутатов с правом совещательного голоса;
- представляет Новосибирскому областному Совету депутатов проект областного бюджета Новосибирской области и отчёт о его исполнении;
- представляет Новосибирскому областному Совету депутатов на утверждение программу социально-экономического развития области и отчёт о её выполнении;
- распоряжается в пределах своей компетенции средствами областного бюджета Новосибирской области;
- дает заключение на представленные субъектами права законодательной инициативы законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, предоставлении налоговых льгот, изменении финансовых обязательств Новосибирской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета Новосибирской области;
- вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или исполнительным органом государственной власти Новосибирской области нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации в случае приостановления действия данного акта Президентом Российской Федерации;
- вправе обратиться в Новосибирский областной Совет депутатов с предложением о внесении изменений в постановления Новосибирского областного Совета депутатов либо об их отмене, вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;
- в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, отрешает от должности главу муниципального образования или главу местной администрации;
- дает согласие в соответствии с федеральными законами на назначение руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, прокурора Новосибирской области;
- назначает половину членов избирательной комиссии Новосибирской области;
- назначает членов административной комиссии Новосибирской области, административных комиссий муниципальных районов Новосибирской области, городских округов Новосибирской области, утверждает составы иных административных комиссий;
- назначает (утверждает) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Новосибирской области руководителей унитарных предприятий Новосибирской области и областных государственных учреждений;
- награждает наградами Новосибирской области, присваивает почётные звания в соответствии с законом Новосибирской области;
- учреждает и назначает именные стипендии студентам, аспирантам и докторантам, выделяет гранты, присуждает именные премии молодым ученым и специалистам;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Новосибирской области.[13]
2.3. Уставный суд Новосибирской области. Мировые судьи Новосибирской области
Уставный суд Новосибирской области состоит из семи судей. Судьи Уставного суда Новосибирской области назначаются Новосибирским областным Советом депутатов по представлению Губернатора Новосибирской области.
Судьёй Уставного суда Новосибирской области может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Судьи Уставного суда Новосибирской области независимы и подчиняются Конституции Российской Федерации и федеральному закону и действуют в соответствии с Уставом и законом Новосибирской области.
Создание, упразднение, полномочия и порядок деятельности Уставного суда Новосибирской области, порядок назначения, срок полномочий и наделение полномочиями судей Уставного суда Новосибирской области, порядок рассмотрения вопросов Уставным судом Новосибирской области и порядок опубликования решений Уставного суда Новосибирской области регулируются законом Новосибирской области в соответствии с Уставом Новосибирской области.
Уставный суд Новосибирской области:
- рассматривает вопросы о соответствии законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области, уставов муниципальных образований, иных муниципальных правовых актов Уставу Новосибирской области;
- осуществляет толкование Устава Новосибирской области;
- разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Новосибирской области;
- разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области;
- разрешает споры о компетенции между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений;
- разрешает дела о соответствии Уставу Новосибирской области не вступившего в силу международного, внешнеэкономического или межрегионального соглашения Новосибирской области.
С запросом в Уставный суд Новосибирской области могут обратиться: Губернатор Новосибирской области, Новосибирский областной Совет депутатов, не менее одной пятой депутатов Новосибирского областного Совета депутатов, исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, главы муниципальных образований и представительные органы муниципальных образований, действующих на территории Новосибирской области, а также суды, действующие на территории Новосибирской области, прокурор Новосибирской области и граждане.
Решение Уставного суда Новосибирской области, принятое в пределах его полномочий, окончательно, не может быть пересмотрено иным судом и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Законы Новосибирской области, иные нормативные правовые акты Новосибирской области, муниципальные правовые акты или их отдельные положения, признанные противоречащими Уставу Новосибирской области, утрачивают юридическую силу с момента вынесения решения Уставного суда.
Международные, внешнеэкономические или межрегиональные соглашения Новосибирской области, признанные Уставным судом Новосибирской области не соответствующими Уставу Новосибирской области, не подлежат введению в действие и применению.
Мировые судьи Новосибирской области являются судьями общей юрисдикции Новосибирской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые судьи Новосибирской области назначаются Новосибирским областным Советом депутатов. Срок полномочий мировых судей Новосибирской области устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законом. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Новосибирской области, финансирование аппарата мировых судей Новосибирской области осуществляются в соответствии с законом Новосибирской области.[14]
Заключение
В результате проделанной работы была рассмотрена система органов власти в субъектах Федерации.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрена сущность законодательной власти в субъектах Федерации;
- Рассмотрена сущность исполнительной власти в субъектах Федерации;
- Рассмотрена сущность судебной власти в субъектах Федерации;
- Описана система органов власти в Новосибирской области.
Под органами государственной власти субъекта РФ следует понимать органы законодательной и исполнительной власти субъекта Федерации, а также предусмотренные Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" органы судебной власти субъекта РФ.
Система органов государственной власти в субъектах РФ, как и в Российской Федерации, строится на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Система государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант.
3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант.
4. Указ Президента Российской Федерации «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления» от 18 сентября 1995 г. N 951. – Справочная система Гарант.
5. Постановление «О выборах в субъектах Российской Федерации» от 6 октября 1995 г. N 1166-1 ГД. – Справочная система Гарант.
6. Устав Новосибирской области от 31.03.2005. (в редакции Законов Новосибирской области № 282-ОЗ от 18.04.2005). – Справочная система Консультант регион.
7. Закон Новосибирской области «О статусе депутата Новосибирского областного Совета депутатов» от 12 мая 1998 года N 4-ОЗ (в ред. Законов Новосибирской области от 09.02.2005 N 266-ОЗ). – Справочная система Консультант регион.
8. Конституционное (государственное) право. Справочник. - М.: Знание, 2005.
9. Конституционное законодательство Субъектов РФ. Авакьян С.А; Богданова Н.А. – М.: Наука, 2004.
10. Мишин А. А. Система органов власти субъектов РФ. - М.: Наука, 2004.
11. Полянов С.К. Субъект РФ. Правовое положение и полномочия.– М.: 2001.
12. Разделение властей: история и современность. Спецкурс под ред. проф. М.Н. Марченко. - М.: МГУ, 2004.
13. Чеботарев Г.Н. Принципы разделения властей в государственном ус тройстве РФ. – Тюмень: Изд-во Тюменского госуниверситета, 2003.
14. Медушевский А.Н. Идея разделения властей // Вестник Российской Академии наук. - № 1. - 2003. – с. 18 – 40.
15. Шамшурин В. И. Государственная власть в регионе (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2003. – с. 20 – 35.
[1] Полянов С.К. Субъект РФ. Правовое положение и полномочия.– М.: 2001. – с. 69.
[2] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 4.
[3] Там же – ст. 10.
[4] Шамшурин В. И. Оправдание государства и права (политология и политическая социология) // Социос. - № 10. - 2003. – с. 28.
[5] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 17.
[6] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст.19.
[7] Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 26.1
[8] Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст.4. п.4.
[9] Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ (ред. от 04.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 25.
[10] Устав Новосибирской области от 31.03.2005. (в редакции Законов Новосибирской области № 282-ОЗ от 18.04.2005). – Справочная система Консультант регион. – ст. 32.
[11] Устав Новосибирской области от 31.03.2005. (в редакции Законов Новосибирской области № 282-ОЗ от 18.04.2005). – Справочная система Консультант регион. – ст.36.
[12] Устав Новосибирской области от 31.03.2005. (в редакции Законов Новосибирской области № 282-ОЗ от 18.04.2005). – Справочная система Консультант регион. – ст.43.
[13] Устав Новосибирской области от 31.03.2005. (в редакции Законов Новосибирской области № 282-ОЗ от 18.04.2005). – Справочная система Консультант регион. – ст. 29.
[14] Устав Новосибирской области от 31.03.2005. (в редакции Законов Новосибирской области № 282-ОЗ от 18.04.2005). – Справочная система Консультант регион. – ст.51.