Банковская система в России



Содержание


Введение.......................................................................................................... 3

1. Банковская система, как составная часть финансового рынка.................. 4

1.1. Признаки банковской системы.......................................................................................... 4

1.2. Структура банковской системы......................................................................................... 5

1.3. Функции и роль ЦБ в банковской системе.................................................................... 16

2. Организация деятельности банковской системы..................................... 20

2.1. Анализ банковского сектора в РФ за 2003 г.................................................................. 20

2.2. Оценка состояния контроля банков................................................................................ 24

3. Направления совершенствования и перспективы развития банковской системы 29

Заключение.................................................................................................... 38

Список использованной литературы........................................................... 40



Введение


Банковская система играет важную роль в поддержании высокой нормы народнохозяйственного накопления. Банки предоставляют кредиты. Кредит занимает важное место в разрешении проблемы реализации товаров и услуг на рынке- Большой рост потребительского и жилищно-ипотечного кредитования населения в значительной мере расширил рынок для потребительских товаров длительного пользования и сыграл заметную роль в быстром развитии соответствующих отраслей промышленности и строительства.

Благодаря кредиту в различных его формах происходят мобилизация денежного капитала и огромная концентрация капиталовложений в ключевых, технически наиболее прогрессивных отраслях экономики. Только мощные банки и страховые компании могут осуществлять кредитные операции в масштабах необходимых для финансирования современных крупных промышленных, транспортных и других объектов. Государственные средства, участвующие в финансировании капиталовложений, также часто поступают в хозяйство в кредитной форме.

Цель данной работы: провести исследование банковской системы в России.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть сущность банковской системы, как составной части финансового рынка, с помощью признаков и структуры банковской системы, обозначить функции и роль ЦБ в банковской системе;

2. описать процесс организации деятельности банковской системы;

3. обозначить направления совершенствования и перспективы развития банковской системы.

Банковскую систему изучали Лаврушин О.И., Эриашвили Н.Д., Сорвин С.К., Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г., Чепурин М.Н. и др.

1. Банковская система, как составная часть финансового рынка


1.1. Признаки банковской системы


Понятие «банковская система» является одним из ключевых в изучении как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Эта взаимосвязь проявляется в осуществлении межбанковских расчетов, когда банк по поручению клиентов осуществляет платежи и расчеты через: а) расчетную сеть Банка России; б) банки-корреспонденты, расчеты через которые осуществляются на основании заключенных между ними договоров; в) банки, уполномоченные на ведение определенного вида счетов и осуществление платежей; г) клиринговые центры – небанковские кредитные организации, осуществляющие расчетные операции.

Взаимозависимость банков проявляется в заимствованиях на рынке межбанковских кредитов.

В обоих случаях невыполнение обязательств одним из банков приводит к трудностям функционирования связанных с ним прямо и опосредованно других банков, т. е. к возникновению так называемого «эффекта домино».

Таким образом, в современных условиях банки представляют не просто случайный набор, а действительно банковскую систему, т. е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое.

Основными свойствами банковской системы, как и систем в целом, являются:

–       иерархичность построения;

–       наличие отношений и связей, которые являются системообразующими, т. е. обеспечивают

–       свойство целостности;

–       упорядоченность ее элементов, отношений и связей;

–       взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства;

–       наличие процессов управления.

Учитывая относительную непродолжительность процесса становления банковской системы рыночного типа в России, отдельные признаки банковской системы  могут не проявляться отчетливо, но прослеживаться при функционировании банковской системы в целом.

Следовательно, признаки банковской системы состоят в следующем:

–       включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

–       имеет специфические свойства;

–       способна к взаимозаменяемости элементов;

–       является динамической системой;

–       выступает как система “закрытого” типа;

–       обладает характером саморегулирующейся системы;

–       является управляемой системой.


1.2. Структура банковской системы


Под банковской системой понимают совокупность кредитных институтов внутри страны с внутренними взаимосвязями между ними.

Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Впервые на территории России попытка создания банка была предпринята в 1665 г. в Пскове – практически одновременно с созданием банковских учреждений в Англии. При этом идея создания этого банка, принадлежавшая псковскому воеводе А.Л. Ордину-Нащекину, была близка к идее государственного банка. Роль банка должна была выполнять городская управа, действующая при поддержке крупных торговцев. К сожалению, дело, начатое А.Л. Ордин-Нащекиным, не получило продолжения, оно было ликвидировано сразу после отзыва воеводы из Пскова.

Первые банки возникли в России в середине 18 в., их предшественницей считается Монетная канцелярия, основанная в Петербурге в 1733 г. и предназначенная для выдачи ссуд населению под залог золота и серебра. Возникшие в дальнейшем банки были государственными и носили характер организованных сберкасс, принимавших вклады до востребования и выдававших долгосрочные ипотечные ссуды (поземельный кредит, который предоставлялся под залог помещичьих имений), а также ссуды из расчета числа крепостных "душ" и под залог драгоценностей физическим лицам, и ссуды государственной казне. В числе первых банков были дворянский банк (1754), Государственный заемный банк (1786), Астраханский банк (1764).

В 1860 г. была проведена реформа банковской системы, основной чертой которой, была отмена государственной монополии на банковское дело. Государственный банк стал выполнять функции центрального банка. С 1863-1864 гг. стали возникать первые акционерные коммерческие банки. К концу века их было уже 50. В период кризиса 1899-1900гг. и последовавшей за ним экономической депрессии многие банки испытали серьезные затруднения или прекратили свою деятельность.

По состоянию на 1913 год в России функционировало 54 акционерных банка.

Серьезные изменения претерпела банковская система в период Октябрьской революции. Одним из первых ее актов был захват Государственного банка России, а затем в конце декабря 1917 г. был издан декрет ВЦИК о национализации частных акционерных банков. В 1917-1919 гг. в связи с отменой частной собственности на землю были ликвидированы ипотечные банки. Сохранилась лишь кредитная кооперация, осуществляющая выдачу ссуд крестьянским хозяйствам. Национализированные частные банки, объединенные с Госбанком, образовали народный банк РСФСР, который в 1920 г. прекратил свою деятельность, будучи трансформирован в центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

История кредитной системы прошла несколько этапов формирования. До 1917 г. наша кредитная система развивалась по капиталистическим законам, которые отражали соответствующую социально-экономическую формацию. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени. В Российской империи существовала трехъярусная кредитная система, состоявшая из следующих звеньев.

Структура кредитной системы Российской империи до 1917 г.

-         Государственный банк;

-         Банковский сектор, представленный в основном коммерческими и сберегательными банками

-         Специализированные кредитные институты (страховые компании, кредитные товарищества и др.)

В отличие от западных стран в России были развиты в основном два яруса: Государственный банк и частный банковский сектор. Третий ярус был развит сравнительно слабо, что объяснялось низким уровнем развития рынков капиталов и ценных бумаг. В то время в России практически не было учреждений, специализирующихся на операциях с ценными бумагами, а их рынок был представлен всего тремя фондовыми биржами. Поэтому аккумуляционно-мобилизационные функции на рынке капиталов выполняли в основном коммерческие банки.

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка был создан Народный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния Народного банка с Наркомфином (министерство финансов). Единственным источником доходов в стране стала эмиссия так называемых денежных знаков, что способствовало натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловила восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.

Таким образом, в дореволюционной России существовала разветвленная банковская система, в которую входили: Государственный банк («банк банков»), акционерные коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, банки ипотечного кредита и другие кредитные учреждения (в том числе кредитная кооперация: ссудно-сберегательные кассы и кредитные товарищества). Налицо были регулируемые кредитные отношения. В то же время кредитное цело не было монополией государства, и негосударственные кредитные учреждения, входя в сферу государственного регулирования, обладали значительной самостоятельностью. Сохранялось и коммерческое кредитование (непосредственные отношения кредитора и заемщика). Таким образом, существовали кредитные отношения третьего типа – диалектический синтез регулируемых кредитных отношений с элементами предшествующих форм.

Одним из первых шагов Советской власти была национализация акционерных коммерческих банков. 27 декабря 1917 г. был издан декрет о национализации банков, банковское дело стало государственной монополией. Тем самым были практически ликвидированы элементы кредитных отношений второго типа. Но если в тот период сверхцентрализация в кредитных отношениях была вызвана чрезвычайными обстоятельствами переходного периода от капитализма к социализму, то в дальнейшем она не только не была ослаблена, а даже и усилилась.

С приходом НЭПа пришлось по существу заново создавать банковскую систему. В конце 1921 г. начал функционировать Госбанк, стала активизироваться кредитная кооперация. Одновременно в начале 1922г. были учреждены кооперативные банки. Однако реформа банковской системы 1930г. определило Государственный банк как монопольный в осуществлении банковской деятельности в СССР.

В XVIII- начале XX вв., вплоть до проведения кредитной реформы 1930-1932 гг., Россия имела развитую, разветвленную банковскую систему. Исключение составлял лишь период военного коммунизма, когда товарно-денежные отношения и банковская деятельность были по сути дела прекращены[1].

Эволюцию структуры банковской системы России можно условно разделить на несколько этапов:

1. До реформы 1861 года банковская система России состояла в основном из дворянских банков, предоставляющих кредиты под залог помещичьих имений и драгоценностей. Кредитованием промышленности и торговли занимались банковские фирмы, менялы, ростовщики.

2. С 60-х годов создаются акционерные коммерческие банки, развиваются ипотечные банки.

3. В 90-е годы банковская система России имеет следующую структуру: Государственный банк, акционерные коммерческие банки, городские банки (выдавали кредиты под городскую недвижимость). Высока степень концентрации банковского капитала и участие иностранного капитала.

4. В 1917 г. национализируются частные акционерные банки, в связи с отменой частной собственности на землю ликвидируются ипотечные банки. Сохраняется только кооперация. В 1920 г. создается Народный банк РСФСР, который в 1925 г. в связи с натурализацией хозяйства преобразуется Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.

5. С переходом к новой экономической политике осуществляется воссоздание банковской системы: создаются кооперативные банки, отраслевые специализированные банки, территориальные банки, общества сельхозкредита, общества взаимного кредитования.

6. 1927-1930 гг. Осуществляется реформирование кредитной системы на принципах централизации и государственной монополизации банковского дела: все операции по краткосрочному кредитованию сосредотачиваются в Госбанке, создаются банки долгосрочных вложений.

7. 1987 г. – реформирование банковской системы по отраслевому признаку. Создается сеть специализированных банков: Промстройбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк.

8. 1990-1991 гг. – создание двухуровневой банковской системы, включающей Центральный банк (Банк России) и сеть коммерческих банков. Получают развитие и специализированные банки (ипотечные, инвестиционные).

Банковская система Российской Федерации на конец 1992 г. выглядела следующим образом:

I. Центральный банк РФ.

II. Банковская система: коммерческие банки; Сберегательный банк РФ.

III. Специализированные небанковские кредитные институты: страховые компании; инвестиционные фонды; прочие.

Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно лишь в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

Новая банковская система развивалась сложно и противоречиво. К началу 1992 г. в Российской Федерации действовало 1414 коммерческих банков, из них 767 созданы на базе бывших специализированных банков и 646 вновь образованы. Суммарный уставной фонд составил 76,1 млрд. руб. Однако основным недостатком новой банковской системы явилось большое число мелких банков – 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как банков с уставным фондом свыше 200 млн. руб. насчитывалось 24, или 2% от их общего количества. Мелкие коммерческие банки не могли эффективно организовать обслуживание клиентов и гарантировать сохранность их вкладов.

Характерными негативными сторонами всей банковской системы, кроме того, являются следующие: нехватка квалифицированных кадров; слабая материально-техническая база; отсутствие конкуренции; недоступность услуг для ряда клиентов из-за высокого уровня процента. В 1993-1994гг. продолжался дальнейший рост числа коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов, что было обусловлено расширением масштабов приватизации, развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим продвижением рыночных реформ.

К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2 тыс. страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

Структура банковской системы России на конец 1994 г. значительно отличалась от структуры 1991-1992 гг. и была следующей:

I. Центральный банк.

II. Банковская система: коммерческие банки; сберегательные банки; ипотечные банки.

III. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты: страховые компании; инвестиционные фонды; пенсионные фонды; финансово-строительные компании; прочие[2].

Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства, все более приспосабливаться к процессу экономических реформ.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки во всех ее звеньях: продолжали образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могли справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводили краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимались несвойственной им деятельностью: привлекали вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993-1995 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты вели к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертировались в иностранную валюту, что обесценивало рубль и вело к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

С середины 1995 г. напряженность в кредитной системе России еще более возросла, что объясняется рядом факторов. Прежде всего, введением валютного коридора правительством. Эта мера была призвана обуздать спекулятивные операции коммерческих банков, связанные с переходом рублевой массы в иностранную валюту (доллар и марку), поскольку такие действия способствовали снижению курса рубля и росту инфляции. Однако валютный коридор ослабил межбанковский кредит, в результате чего ликвидность ряда банков ухудшилась. В качестве других факторов, способствовавших ухудшению работы коммерческих банков, можно назвать невозврат кредитов в результате ухудшения экономической конъюнктуры в стране, неэффективный банковский менеджмент и маркетинг, плохую оценку банками кредитоспособности заемщиков, ожесточение кредитного регулирования Центрального банка.

В этих обстоятельствах многие банки оказались неликвидными и неплатежеспособными, так как не могли выполнить требования по своим обязательствам. Последствиями такого положения стало лишение их лицензий Центральным банком, а по существу - их банкротство. В результате количество коммерческих банков в Российской Федерации существенно сократилось с 2800 в 1995 г. до 1700 в 1997 г.

Не лучшим положение было и в ряде других кредитных институтов. Так называемые инвестиционные фонды, базировавшиеся на приеме ваучеров, оказались несостоятельными, поскольку вложения ваучеров в частные ценные бумаги не принесли дохода вследствие продолжающегося падения производства. Некоторые инвестиционные фонды, чтобы выжить, стали вкладывать свои средства в государственные ценные бумаги и различные финансовые инструменты. Значительная же часть их прекратила свое существование. Страховые компании также оказались в сложном положении, поскольку проведение в основном краткосрочных имущественных страховых операций снижает их инвестиционные возможности. В то же время операции по страхованию жизни развиваются чрезвычайно слабо, так как падение реальных доходов населения не обеспечивает достаточного спроса на личное страхование. Кроме того, допуск иностранных страховых компаний на российский рынок еще больше снижает потенциальные возможности национальных компаний.

Банковская система России уникальна. Она представляет из себя банковский кентавр – голова в виде многоуровневой филиальной банковской системы и туловище в виде корреспондентской двухуровневой банковской системы.

Схема банковской системы России представлена на рис. 1.


Рис. 1 Схема банковской системы России[3]


На рис. 1 сплошными линиями показаны филиальные связи, пунктиром – корреспондентские. Легко видеть, что с точки зрения банковского управления – это двухуровневая банковская система, состоящая из Банка России и коммерческих банков. Но с точки зрения коммуникационной – это многоуровневая банковская система. К тому же в нее вставлена еще одна многофилиальная банковская система Сбербанка РФ, соединенная с Банком России корреспондентскими связями.

Такого кентавра нет ни в одной стране мира. Фактически, она скомпонована механически из советской многоуровневой филиальной системы и из западной двухуровневой корреспондентской банковской системы. И насколько стройна и логична была советская банковская система, насколько логична западная банковская система, настолько нелепо их механическое соединение.

Как-то описать величину платежной массы в такой банковской системе вообще не представляется возможным. Запутанность денежных потоков делает коммуникационное обслуживание весьма сложным и ненадежным. Банки становятся в этой системе ненадежными, мы хорошо помним, как рушились даже крупнейшие банки, а уж про мелкие и говорить не приходится. Никакие западные критерии надежности в этой банковской системе вообще не работают.

Федеральная банковская система СБ РФ является одновременно громадным “деньгососом”, который выкачивает деньги со всей страны и передает их в распоряжение Московской конторы. Ведь в филиальной системе кредиты могут создаваться исключительно в центральном правлении. Естественно их использование прежде всего в ближайших окрестностях его.




1.3. Функции и роль ЦБ в банковской системе


Госбанк РФ является центральным банком страны. Он подотчетен Верховному Совету и независим от исполнительных и распорядительных органов государственной власти[4].

Основные задачи Госбанка: обеспечение устойчивости денежной единицы; проведение денежного обращения, расчетов и валютных отношений; защита интересов кредиторов и вкладчиков на основе определения правил регулирования деятельности коммерческих банков и контроля за их соблюдением; содействие развитию экономики, созданию единого рынка Российской Федерации и его интеграции в мировую экономику.

В рамках резервной системы он выполняет: эмиссионные; кредитные; расчетные; управленческие функции.

На Госбанк РФ возложено регулирование деятельности коммерческих банков в целях создания общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. При этом в текущую деятельность коммерческих банков Госбанк РФ не вмешивается. Его регулирующие и контрольные функции направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков. Он выдают в порядке, предусмотренном Законом о банках, лицензии на совершение банковских операций, в том числе в иностранной валюте.

В целях обеспечения финансовой прочности банка и защиты интересов его клиентов, Госбанк РФ определяет порядок формирования из прибыли коммерческих банков страховых и резервных фондов, предназначенных для покрытия возможных убытков, устанавливает для этих банков следующие экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером собственных средств банка и суммой его активов; показатели ликвидности баланса; размер обязательных резервов, размещаемых в Госбанке РФ; максимальный риск на одного заемщика; максимальные размеры валютного, процентного и курсового рисков.

В целях обеспечения экономических условий устойчивости функционирования банковской системы Госбанк РФ установил также следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков: нормативы достаточности капитала коммерческого банка; нормативы ликвидности баланса коммерческого банка; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Госбанке РФ; максимальный размер риска на одного заемщика.

При этом Госбанк применяет нормативы как директивного характера, обязательные для выполнения всеми коммерческими банками, так и оценочные, используемые для анализа их деятельности и финансового состояния.

Достаточность капитала коммерческого банка определяется минимально допустимым размером уставного капитала банка и предельным соотношением всего его капитала и суммы активов с учетом оценки риска.

Банки обязаны поддерживать постоянное соответствие между объемами привлечения и размещения ресурсов с учетом сроков кредитных операций.

При несоблюдении коммерческим банком установленных экономических нормативов и требований ликвидности баланса Госбанк РФ имеет право: увеличить размер средств банка, депонируемых в Госбанке РФ; ставить вопрос перед учредителями банка о проведении мероприятий по оздоровлению финансового положения банка и в необходимых случаях его реорганизации или ликвидации.

Установленные Госбанком РФ привила регулирования деятельности коммерческих и кооперативных банков включают порядок формирования коммерческими банками фонда регулирования кредитных ресурсов банковской системы РФ. В целях дальнейшего развития экономических методов управления кредитной системой, повышения эффективности использования кредитных ресурсов, концентрации их на решении приоритетных общегосударственных программ и задач Госбанк РФ образует этот фонд за счет части привлеченных банками ресурсов и депозитов[5].

Депонирование средств может быть осуществлено частично или полностью в форме вложений в облигации Государственного внутреннего займа РФ.

Размер средств, подлежащих депонированию, банк рассчитывает, исходя из остатков привлеченных средств на 1 число каждого месяца.

Госбанк РФ может предоставлять краткосрочные кредиты коммерческим и кооперативным банкам за счет имеющихся в его распоряжении кредитных ресурсов в пределах установленного лимита кредитования. Решение вопроса о предоставлении кредита принимается на основе анализа финансового состояния коммерческого банка, перспектив погашения кредита, с учетом фактического формирования собственных ресурсов и привлечения банком средств на расчетные, текущие, депозитные и другие счета предприятий, организаций и кооперативов и размещения ресурсов.

Кредитование осуществляется на основе договоров, в которых предусматриваются взаимные обязательства и экономическая ответственность сторон, срок и размеры ссуды, обязательство банка РФ по своевременному предоставлению кредита, порядок его выдачи и погашения, процентная ставка, условия ее изменения, обязательства коммерческого банка по залогу и своевременному возврату кредита, содержание информации, представляемой банку РФ для проверки обеспечения кредита. В таком договоре могут содержаться и другие условия по соглашению сторон. В качестве обеспечения кредитов могут приниматься гарантии получателей, располагающих соответствующими денежными и материальными ресурсами, свободными от залога. Процентные ставки по кредитам, предоставляемым коммерческим, кооперативным банкам Госбанком РФ, устанавливаются Правлением Госбанка РФ.

2. Организация деятельности банковской системы


2.1. Анализ банковского сектора в РФ за 2003 г.


За 2002 год количество кредитных организаций увеличилось на 10 (за 2001 год – на 8) и составило 1329 кредитных организаций, лицензии отозваны у 26 кредитных организаций, в основном небольших по величине активов (за 2001 год – у 20). Количество кредитных организаций с капиталом свыше 5 млн. евро выросло на 5,5% и составило 423 по состоянию на 1.01.2003 (совокупный капитал этой группы вырос на 24,8%).

В 2002 году получила развитие тенденция к универсализации деятельности кредитных организаций. По состоянию на 1.01.2003 из общего количества действующих кредитных организаций 22% действовало на основании Генеральной лицензии (против 20% на 1.01.2002), 63% осуществляло банковские операции со средствами в рублях и иностранной валюте (против 61%). Вместе с тем количество кредитных организаций, имеющих право на привлечение во вклады средств физических лиц, за год сократилось с 1223 до 1202 (90% от числа действующих).

Следует отметить, что рост количества кредитных организаций произошел главным образом за счет развития банковской деятельности в Центральном федеральном округе, где в 2002 году количество действующих кредитных организаций увеличилось на 24. В остальных округах наблюдалась либо стабилизация, либо сокращение численности действующих банков. В результате по состоянию на 1.01.2003 в Москве и Московской области функционировали 663 кредитные организации, или половина от числа действующих кредитных организаций Российской Федерации. На данные кредитные организации по состоянию на 1.01.2003 приходилось 84,5% активов банковского сектора, 82,2% капитала и 85,4% кредитов и прочих размещенных средств, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям.

В то же время в 14 субъектах Российской Федерации (Брянской, Курской, Липецкой, Орловской, Тамбовской, Новгородской, Пензенской, Читинской областях, Республиках Карелия, Бурятия, Ингушетия и Марий Эл, Таймырском и Корякском АО) число действующих местных кредитных организаций не превышало двух (на 1.01.2002 – в 12 субъектах). В 8 субъектах Российской Федерации (Чеченская Республика, Еврейская АО, Чукотский, Ненецкий, Коми-Пермяцкий, Эвенкийский, Усть-Агинский Бурятский и Агинский Бурятский АО) действующие кредитные организации по состоянию на 1.01.2003 отсутствовали.

В 2002 году региональные банки, как и банковский сектор в целом, демонстрировали устойчивую динамику развития. Однако в связи с более медленными темпами роста активов региональных банков (22,3%) их доля в совокупных активах банковского сектора сократилась с 16,7 до 15,5%.

Совокупный капитал региональных банков увеличился за 2002 год на 26,5 млрд. рублей, или на 34,4%. Это привело к некоторому увеличению удельного веса региональных банков в совокупном капитале банковского сектора – с 17,0% на 1.01.2002 до 17,8% по состоянию на 1.01.2003.

Истекший год характеризовался дальнейшим сокращением числа филиалов кредитных организаций: количество филиалов действующих кредитных организаций сократилось с 3433 до 3326, или на 3,1% (за 2001 год – на 9,5%). Основным фактором этого сокращения явилась продолжающаяся оптимизация филиальной сети Сбербанка России, в рамках которой в 2002 году был закрыт 71 филиал. Вместе с тем важной тенденцией 2002 года стало увеличение числа открытых банками дополнительных офисов (с 5718 до 6387, или на 11,7%). Указанная тенденция обусловлена в основном относительно низкими издержками такого варианта расширения географии банковской деятельности.

Уровень концентрации активов в целом по банковскому сектору в истекшем году практически не изменился: доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора на 1.01.2003 составляла 88,5%. Доля 5 крупнейших банков увеличилась за тот же период с 42,8 до 44,2%, доля Сбербанка России – с 26,5 до 28,4%.

В 2002 году на фоне роста капитализации банковского сектора сохранялся достигнутый уровень концентрации капитала в крупных банках. Удельный вес банков с капиталом свыше 5 млн. евро в совокупном капитале действующих кредитных организаций с положительным капиталом за год практически не изменился и на 1.01.2003 составил 93,1%.

Расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана (далее – ИХХ) свидетельствует о сравнительно низкой, если исходить из международной практики, степени концентрации активов кредитных организаций в Российской Федерации. Вместе с тем за последние два года значение индекса по банковским активам выросло почти на 20%. В случае сохранения тех же темпов уровень концентрации активов в ближайшие год-два качественно повысится.

В территориальном разрезе после Центрального федерального округа наибольший уровень концентрации активов кредитных организаций наблюдается в Северо-Западном федеральном округе, в котором уровень концентрации оценивается как средний (ИХХ равен 0,12). Остальные федеральные округа характеризуются низкой концентрацией активов, при этом наименьший ее уровень сложился в Сибирском федеральном округе.

Уровень концентрации капитала также остается незначительным, и при этом в последние два года происходило его снижение.

На рынке кредитования реального сектора экономики уровень концентрации следует оценивать как средний (на 1.01.2003 значение ИХХ составило 0,11), однако тенденция данного показателя понижательная – за последние два года уровень концентрации снизился почти на 11%.

Очень высокий уровень концентрации отмечается на рынке частных вкладов – на 1.01.2003 значение ИХХ равнялось 0,46. Вместе с тем снижение индекса более чем на 22% позволяет говорить об изменении ситуации на данном сегменте рынка банковских услуг и развитии конкуренции за привлечение вкладов населения.

 
 









Источник: cbr.ru – сайт Центрального банка РФ

Рисунок 2.1 Российский банковский сектор: показатели концентрации


По итогам 2002 года обеспеченность банковскими услугами регионов существенно не изменилась, а сохранение определенной дифференциации между ними по этому показателю объясняется прежде всего неравномерностью их экономического развития. Как правило, обеспеченность банковскими услугами выше среднероссийского уровня отмечается в промышленно развитых областях. Кроме того, на показатель обеспеченности банковскими услугами существенное влияние оказывает количество банков и банковских филиалов в регионе. Наиболее высоким уровнем обеспеченности банковскими услугами характеризовались Санкт-Петербург, Магаданская, Калининградская, Нижегородская области.

В 54 субъектах Российской Федерации из 77 (70%), которые принимались в расчет, обеспеченность банковскими услугами была ниже среднероссийского уровня. Наименьшая обеспеченность банковскими услугами в 2002 году отмечалась в Республиках Ингушетия, Тыва, Хакасия, Дагестан, а также Читинской области.

На уровне федеральных округов наилучшую обеспеченность банковскими услугами имеет Северо-Западный федеральный округ, где совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами был в 1,3 раза выше, чем в среднем по России без учета Москвы и Московской области. В трех федеральных округах – Уральском, Сибирском и Дальневосточном – обеспеченность банковскими услугами на 1.01.2003 была ниже, чем в среднем по России. Наименее обеспечен банковскими услугами Сибирский федеральный округ.


2.2. Оценка состояния контроля банков


2.2.1. Банки, контролируемые государством


По имеющимся сведениям, в состав банков, контролируемых государством (доля участия государства в уставном капитале кредитной организации превышает 50%) по состоянию на 1.01.2003 входили 23 кредитные организации. В 5 из них более 50% уставного капитала принадлежит государственным организациям федерального уровня, не относящимся к числу органов исполнительной власти (Банк России являлся владельцем контрольного пакета акций Сбербанка России и Внешторгбанка, а Российский фонд федерального имущества – Российского банка развития, Росэксимбанка и Россельхозбанка).

По состоянию на 1.01.2003 удельный вес указанных выше 23 кредитных организаций в совокупных собственных средствах (капитале) действующих кредитных организаций составлял 34,4%, в активах – 37,5%, в кредитах реальному сектору экономики – 39,2%, в депозитах частных лиц – 72,1%, во вложениях в долговые обязательства Российской Федерации – 77,6%. Государственные банки выполняют важную роль в проведении операций со средствами государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. По состоянию на 1.01.2003 на их долю приходилось 46,1% указанных средств, размещенных в действующих кредитных организациях.

В числе государственных банков необходимо выделить Сбербанк России, который играет особую роль на рынке банковских услуг. Его доля в совокупных активах банковского сектора за 2002 год повысилась с 26,5 до 28,4%, а доля в совокупном капитале банковского сектора незначительно сократилась – с 21,1 до 20,4%. Сбербанк России по-прежнему доминирует на рынке вкладов населения, аккумулируя свыше 79% вкладов в национальной и более 48% – в иностранной валюте. Однако доля Сбербанка России в общем объеме привлекаемых банковским сектором депозитов физических лиц продолжала снижаться с 72,1% на 1.01.2002 до 67,3% на 1.01.2003 (на 1.01.2001 – 76,5%).

Доля Сбербанка России во вложениях в долговые обязательства Российской Федерации выросла с 62,7% на 1.01.2002 до 68,0% на 1.01.2003. Сбербанк России продолжает играть ведущую роль и в кредитовании реального сектора экономики, хотя его удельный вес в общем объеме кредитов, выданных банковским сектором нефинансовым предприятиям и организациям, несколько снизился (с 30,6% на 1.01.2002 до 29,8% на 1.01.2003). Одновременно значительно расширились операции Сбербанка России на межбанковском рынке: в 2002 году его доля в предоставленных межбанковских кредитах возросла с 4,6% на 1.01.2002 до 10,8% на 1.01.2003.


2.2.2. Банки, контролируемые иностранным капиталом


По состоянию на 1.01.2003 в российском банковском секторе действовало 37 банков, контролируемых иностранным капиталом (доля участия нерезидентов в уставном капитале превышает 50%). Девять из них входят в число пятидесяти крупнейших по размеру активов, действующих в Российской Федерации кредитных организаций.

За 2002 год активы банков, контролируемых нерезидентами, увеличились на 20,8% (в реальном исчислении – на 11,9%) и составили 334,5 млрд. рублей.

Тем не менее роль иностранного капитала в российском банковском секторе остается незначительной и даже несколько снизилась. На 1.01.2003 доля банков, контролируемых нерезидентами, в активах банковского сектора составила 8,1%, в собственных средствах (капитале) – 7,1% (на 1.01.2002 – соответственно 8,8 и 7,7%).

В 2002 году политика банков, контролируемых нерезидентами, в основном была направлена на кредитно-расчетное обслуживание клиентов. Следует отметить возросшую активность указанных банков в освоении российского рынка банковских услуг, в частности, рынка вкладов физических лиц.

В пассивах банков, контролируемых нерезидентами, значительную долю составляют остатки средств на клиентских счетах (43,8% на 1.01.2002 и 41,1% на 1.01.2003). Вместе с тем удельный вес этих ресурсов в общем объеме клиентских средств, размещенных в банковском секторе, незначителен (немногим более 6%).

В 2002 году банки, контролируемые иностранным капиталом, увеличили в 1,5 раза объемы депозитов и прочих средств, привлеченных от физических лиц. Удельный вес этого источника ресурсов в пассивах указанных банков возрос с 5,6 до 7,0%. Тем не менее на рынке частных вкладов доля банков, контролируемых нерезидентами, оставалась незначительной (2,3% на 1.01.2003) и не изменилась по сравнению с началом года.

Банки, контролируемые нерезидентами, сохраняют важные позиции на рынке межбанковских кредитов и депозитов, привлеченных от нерезидентов. По состоянию на 1.01.2003 на них приходилось 45,8% общего объема средств, привлеченных действующими кредитными организациями от банков-нерезидентов. Доля этих средств в пассивах банков, контролируемых иностранным капиталом, на 1.01.2003 достигла 26,7% против 22,7% на 1.01.2002.

В структуре активов банков, контролируемых иностранным капиталом, в 2002 году несколько снизился удельный вес операций с нерезидентами. На 1.01.2003 средства, размещенные у нерезидентов, составили 34,7% активов указанных банков против 38,1% на 1.01.2002.

Кредитные операции являются одним из основных направлений деятельности банков, контролируемых нерезидентами. Кредиты и прочие размещенные средства, предоставленные нефинансовым предприятиям и организациям, в 2002 году возросли на 33,6%, а их доля в активах банков, контролируемых иностранным капиталом, – с 31,8% на 1.01.2002, до 35,2% на 1.01.2003. При этом кредиты, предоставленные реальному сектору экономики России, выросли на 34,6% (на их долю приходилось 97% кредитов, предоставленных нефинансовым предприятиям и организациям), предприятиям-нерезидентам – на 7,7%. Тем не менее в структуре кредитных вложений этой группы банков 85% составляют кредиты в иностранной валюте, что отражает специфику их клиентов. Доля банков, контролируемых нерезидентами, в общем объеме кредитов, предоставленных банковским сектором нефинансовым предприятиям и организациям в 2002 году, практически не изменилась и составила 7,1% (на 1.01.2002 – 7,2%).

Продолжает снижаться (с 6,1% на 1.01.2002 до 5,8% на 1.01.2003) доля вложений банков, контролируемых нерезидентами, в государственные долговые обязательства РФ.

В 2002 году сократились остатки средств, размещаемых банками, контролируемыми иностранным капиталом, на корреспондентских счетах в других банках – на 4,2% (в банках-нерезидентах – на 3,8%), а доля этих средств в активах банков, контролируемых иностранным капиталом, снизилась с 17,5% на 1.01.2002 до 13,9% на 1.01.2003.

В 2002 году изменилась роль банков, контролируемых нерезидентами, в перераспределении ресурсов между российским и международным финансовыми рынками. Если в целом по действующим кредитным организациям существует чистый отток денежных средств из России (хотя он и сократился на 37,5% – с 149,3 до 93,4 млрд. рублей), то по банкам, контролируемым иностранным капиталом, направление денежных потоков изменилось на противоположное (от оттока к притоку), и на 1.01.2003 средства, привлеченные на российский финансовый рынок, превысили размещенные у нерезидентов на 22,6 млрд. рублей.

Итоги деятельности контролируемых нерезидентами банков за 2002 год свидетельствуют о дальнейшем улучшении их финансового состояния. Текущая прибыль этих банков выросла почти в 1,5 раза (с 6,7 млрд. рублей на 1.01.2002 до 10,0 млрд. рублей на 1.01.2003). Количество прибыльных банков возросло с 25 до 31, а объем полученной ими прибыли – с 7,1 до 10,2 млрд. рублей. При этом сократились количество убыточных банков (с 10 до 6), а также объем допущенных ими убытков (с 0,4 до 0,1 млрд. рублей).

Увеличение банками, контролируемыми нерезидентами, полученной в текущем году прибыли позволило им существенно улучшить свои финансовые результаты с учетом деятельности за прошлые годы. На 1.01.2003 прибыль с учетом финансовых результатов деятельности прошлых лет достигла 8,2 млрд. рублей (на 1.01.2002 – 0,9 млрд. рублей). Все банки, контролируемые иностранным капиталом, являются финансово устойчивыми.

Рентабельность активов кредитных организаций, контролируемых нерезидентами, в 2002 году возросла до 3,2% по сравнению с 2,6% в 2001 году. Эти показатели соответствуют уровню рентабельности активов российского банковского сектора в целом.

3. Направления совершенствования и перспективы развития банковской системы


В 2005 году Центробанк планирует принять участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке РФ".

Согласно этим изменениям, ЦБ будет предоставлена возможность получать информацию об учредителях и реальных владельцах банков, аффилированных лицах и группах лиц, которым принадлежат учредители банков и/или ее реальные владельцы.

Также подразумевается установить критерии определения реальных владельцев кредитных организаций и порядка раскрытия информации о них, а также оценки финансового положения реальных владельцев банка.

Предполагается установить запрет для лиц, имеющих судимость за совершение ряда преступлений, быть учредителями банков, а также их реальными владельцами.

Кроме того, Банк России планирует принять участие в подготовке проекта изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Согласно этим изменениям, собственники и руководители банков будут привлекаться к уголовной ответственности за предоставление органам надзора недостоверной информации или ее публикацию, а также при воспрепятствовании осуществлению функций временной администрации по управлению банком, назначенной ЦБ.

Центробанк планирует принять участие в подготовке изменений и дополнений в федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", направленных на приведение российского законодательства в этой области в соответствие с новой редакцией рекомендаций ФАТФ.

Центробанк также намерен усовершенствовать свою нормативную базу, а также провести работу по созданию информационно-аналитической системы надзора за соблюдением банками нормативных правовых актов в области противодействия отмыванию преступных доходов.

В 2005 году Банк России планирует упростить процедуры открытия филиалов кредитных организаций, а также усовершенствовать процедуру реорганизации банков в форме слияния, присоединения, преобразования.

Центробанк в 2005 году предполагает внедрить в надзорную практику институт кураторов кредитных организаций, а также подготовить проект федеральных законов по вопросам ипотечного кредитования и секьюритизации банковских активов с целью расширения спектра производных инструментов. Планируется внести изменения в нормативные документы в целях оптимизации системы расчетов для обеспечения операций на финансовых рынках.

Банк России, по словам источника, также намерен принять участие в подготовке закона о клиринговой деятельности, а также внести поправки в законодательство с целью унификации правового обеспечения клиринговой деятельности на финансовом рынке и законодательного обеспечения неттинга.

ЦБ предполагает принять участие в подготовке изменений и дополнений в федеральный закон "О рынке ценных бумаг" для снятия ограничений на эмиссию и обращение облигаций Банка России, а также для обеспечения процедуры обмена государственных облигаций.

В 2005 году Центробанк планирует заняться регулированием платежных систем и расчетов в части инструментов, процедур и форм безналичных расчетов, требований к системам перевода денежных средств, а также осуществлению наблюдения за платежными системами в соответствии с международными стандартами.

Банковская система России представляет собой кентавра с головой в виде многоуровневого филиального остатка Госбанка СССР и с телом в виде коммерческих банков, связанных с головой корреспондентскими связями с включением еще целой многофилиальной банковской сети Сбербанка России. Ясно, что такая система должна быть усовершенствована.

Западная двухуровневая банковская система России не подходит. Она хороша в Англии или Люксембурге, но для крупных стран вообще непригодна. Ведь даже в США, фактически, имеет место отнюдь не двухуровневая, а многоуровневая банковская система. Для России тоже единственно приемлемой является многоуровневая банковская система с корреспондентскими связями.

Причем в эту систему должны быть встроены и отделения Сбербанка, причем их желательно расположить в самом низу банковской пирамиды для того, чтобы деньги физических лиц участвовали в депозитной мультипликации. А сама отдельная банковская система Сбербанка должна быть, естественно ликвидирована. Однако, это не означает разрушение всей организационной пирамиды Сбербанка РФ. Эту пирамиду надо сохранить, но не в виде многофилиальной банковской системы, а в виде банковской холдинговой структуры. Таким образом, совершенствование банковской системы России может происходить в рамках существующей банковской системы лишь изменением характера межбанковских связей.

Суть изменений состоит в преобразовании филиалов Банка России в самостоятельные банки, т.е. изменение связи между Центральным банком России и ее филиалами с филиальных на корреспондентские. Филиалы превращаются в самостоятельные территориальные банки, причем каждой административно-территориальной единице соответствует свой банк. Банк высшей территориальной единицы становится ностро-банком нижних территориальных единиц, в результате чего мы получаем иерархию территориальных банков.

Территориальные банки обслуживают бюджет соответствующего уровня и бюджетные организации, а также могут являться ностро-банками для коммерческих банков. Исключение составляет наивысший территориальный банк – центральный банк, который не может иметь коммерческих ностро-банков.

Совершенствование схемы банковской системы России представлено на рис. 3.2.

 
 












Рис. 3.1 Совершенствование схемы банковской системы России[6]


Формальными учредителями территориальных банков являются органы власти соответствующей территории, по организационной структуре это унитарные предприятия при соответствующем органе власти. Все доходы этих банков поступают в бюджет соответствующей территории.

Самый нижний этаж этой пирамиды составляют районные гражданские банки, в которые преобразуются соответствующие отделения Сбербанка РФ. Как единый банк Сбербанк РФ ликвидируется, на его месте создается банковский холдинг “Гражданские банки России”, который осуществляет административное управление этими банками. Но с точки зрения чисто банковской это независимые банки. Таким образом, деньги населения помещаются в самый низ банковской пирамиды и работают наиболее эффективно на всех уровнях этой пирамиды в соответствии с депозитной мультипликацией в многоуровневой банковской системе. При этом внутри банковской системы создается оборот денег. Деньги, получаемые физическими лицами в качестве зарплаты и личных доходов, сразу закачиваются на самый низ банковской пирамиды. Затем эти деньги тратятся в различных предприятиях, счета которых могут быть размещены в банках на самых различных уровнях этой пирамиды, а затем из этих банков снова в качестве зарплаты закачиваются на самый низ.

В территориальных банках могут размещать свои счета любые предприятия. В системе территориальных банков верхний банк дает страховку банкам нижнего уровня. Таким образом, размещение в этих банках максимально безопасно, но условия хранения и кредитования, видимо, будут менее выгодными, чем в коммерческих банках. Впрочем, ввиду того, что банки являются чисто счетными, надежность этой банковской системы чрезвычайно высока.

Коммерческие банки могут подключаться к иерархии территориальных банков на любом уровне, который они выбирают самостоятельно. Крупные банки, естественно, будут прикрепляться к территориальным банкам верхнего уровня, так как там можно получить большие кредиты, малые банки прикрепляются к нижним уровням иерархии, так как там выше проценты на депозит, меньше кредитные проценты. Все банки платят своим лоро-банкам как обычным клиентам по депозиту счета и снимают проценты по кредиту (овердрафту).

Отметим следующую особенность данной банковской системы. Центральный банк, банк первого уровня, процентов на депозит не платит и кредитов не выдает. Банк второго уровня имеет, естественно, наибольшие кредитные ресурсы, потому что в нем хранятся деньги всего федерального округа, но проценты на депозит в нем небольшие, а проценты на кредит большие. Причем он дает проценты на депозит и своим лоро-банкам. Банк следующего уровня уже имеет меньшие кредитные ресурсы, но кредиты у него уже дешевле, а проценты на депозит больше, так как этот банк имеет доходы, как от собственной кредитной деятельности, так и доходы от верхнего банка по своему лоро-счету. Таким образом, возникает такая система кредитных и депозитных процентов, что чем ниже банк в этой иерархии, тем в нем выше проценты на депозит и меньше проценты на кредит. И поэтому самые выгодные условия будут для физических лиц, которые размещают свои средства в самых низших по иерархии банках. И это естественно, их деньгами пользуются все уровни иерархи, и, соответственно, они получают доходы от всех уровней иерархии.

Денежные коммуникации в этой системе обладают максимальной экономичностью. Деньги района движутся через районный банк, деньги области – через областной банк и т.д.

Таким образом, мы получаем весьма стройную и надежную банковскую систему, которая наследует лучшие, а не худшие черты советской банковской системы и опыт самых передовых западных корреспондентских банковских систем. Важно также, что ни новых банков, ни каких-то существенных изменений в самих банках не требуется. Все банковские институты имеются, речь идет только об изменении связей между банками. Отметим также, что эта банковская система ставит в особое положение именно человека, именно деньги физических лиц играют в этой банковской системе особо важную роль, и их выгоды от ее создания будут наиболее ощутимыми.

Ввиду многоуровневого характера в системе появляются за счет депозитной мультипликации большие кредитные ресурсы без использования дополнительной эмиссии. Это снизит стоимость кредитов России до уровня, характерного для высокоразвитых стран – порядка 3-7 процентов в год. Вместе с увеличением денежной базы за счет ликвидации наличных денег кредитные ресурсы российской банковской системы могут составить 10-20 триллионов рублей, и это послужит мощным ускорителем экономического развития.

Данная банковская система легко может быть встроена в более общую банковскую систему, например, если произойдет объединение России с некоторыми странами и уж тем более, если будет создана всемирная банковская система. Изменения можно осуществить путем наращивания ее вверх, но сама банковская пирамида России останется неизменной.

Коснемся еще раз правовой формы различных банков как организаций.

Коммерческие банки являются коммерческими организациями, которые могут иметь любую правовую форму, допустимую для коммерческих организаций, т.е. открытым акционерным обществом, частной организацией, закрытым акционерным обществом и т.д.

Территориальные банки имеют правовую форму унитарного предприятия при соответствующем органе территориальной власти.

Гражданские банки представляют собою холдинговую структуру. Но какова правовая форма этой холдинговой организации? На наш взгляд, это должна бать обратная холдинговая структура, где права собственности распространяются не сверху вниз, а, наоборот, снизу вверх. Таким образом, именно гражданские банки являются учредителями и совладельцами городского управления гражданскими банками, городские управления создают областные управления, областные – окружные, окружные – правление всего холдинга. Каждый уровень решает свои задачи и организует функционирование нижних структур и прежде всего самих гражданских банков как коммерческих предприятий. Таким образом, гражданские банки с точки зрения чисто банковской являются самостоятельными банками, но с точки зрения хозяйствующего субъекта они члены этого многоуровневого холдинга. И главная цель этого холдинга является обеспечение хозяйственной деятельности гражданских банков и прежде всего тех, которые находятся в малых городах, сельских местностях, что обеспечивается консолидацией части доходов гражданских банков и их направление в пользу беднейших.

Теперь возникает вопрос, а какова же правовая форма самих гражданских банков? На наш взгляд, правовой формой самих гражданских банков должна стать форма потребительского общества, потребительского кооператива, вся власть в котором принадлежит клиентам банка, причем доля этой власти определяется среднегодовым значением банковского счета. И потому в этих банках не устанавливается процент на депозит, либо устанавливается в некотором минимальном размере, а реальная доходность по вкладам определяется по результатам года. Отметим, что сами владельцы гражданского банка могут принять решение о том, чтобы использовать доходы в консолидированном виде на некоторые общие потребности всех членов банка. Например, в сельской местности члены гражданского банка, которыми могут быть жители всего села, могут принять решение о направлении доходов на строительство клуба, больницы, стадиона и т.д.

Так как в настоящее время Сбербанк, на базе которого должна создаваться потребительская кооперация гражданских банков, является акционерным обществом, то необходимо осуществить его национализацию с принудительным выкупом акций, причем эти средства может предоставить главный акционер Сбербанка Банк России, а затем уже формировать на основе Сбербанка структуру федеральной потребительской банковской кооперации. И конечным собственником всей этой структуры становится население страны, ее граждане. И именно это может стать апофеозом преобразований в России и введения в ней реальной демократии (народоправия).

На схеме банковской системы России властные полномочия в сфере хозяйственной деятельности показаны штрих-пунктирной линий, причем стрелки указывают направление этих властных полномочий. Корреспондентские связи обозначены штриховой линией. Причем в сфере банковской ностро-банк имеет, де-факто, определенные распорядительные полномочия над своими лоро-банками. Он ведет учет их средств, предоставляет им кредиты по овердрафту. Это все составляет определенные возможности для реального воздействия на банки. Более того, в системе территориальных банков ностро-банк является страховщиком своих территориальных лоро-банков. И вполне возможно официальное узаконение этой власти путем введение в состав правления лоро-банка представителей от его ностро-банка.

Хенсворт в своем выступлении, говоря о перспективах развития банковской системы России в 2004-2007 годах, высказал мысль о том, что банковская система России прошла через все известные виды кризисов, за исключением одного – кризиса на рынке недвижимости. По мнению Р.Хейсворта, другие типы кризисов не страшны более нашим банкам, т.к. менеджмент и персонал банков получил необходимый опыт работы в таких кризисных условиях, а вот что делать в условиях кризиса на рынке недвижимости – никто не знает.

По данным материалов Минфина, подготовленных к заседанию правительства по рассматрению стратегии развития банковского сектора на 2004-2008 гг., на начало этого года активы банковского сектора составили 42,1% ВВП, капиталы- 6,1% ВВП, кредиты реальному сектору экономики - 17,9% ВВП.

Как особо отметил министр, банковская система России досрочно вышла на те показатели, которые прогнозировались только к 2007 году.

В соответствии со стратегией развития банковской системы к 2007 году будут изменены требования к размеру капитала банков. В результате обязательно выявятся кредитные организации, которые не смогут соответствовать этим жестким требованиям и будут вынуждены уйти с рынка. Александр Шохин считает, что это отрицательно скажется на экономическом развитии регионов. Чтобы этого не произошло, необходимо внести соответствующие поправки в законодательство, создающие условия для разделения действующих банков «по нишам», в которых они смогут работать наиболее эффективно.

Заключение


Сегодня, в условиях развития товарного и становлении финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживание клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в России. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банкиров получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом (увлечение частными вкладами в прошлом году, обвал рынка МБК в этом году и т.п.)

Понятно, что недостаточно просто объявить о создании новых кредитных институтов. Коренным образом должна измениться вся система отношений внутри банковского сектора, принципы взаимоотношений банков и их клиентов, необходимо изменить психологию банкира, воспитать нового банковского работника - хорошо образованного, думающего, инициативного и готового идти на обдуманный и взвешенный риск. На это требуется время. Необходимо, путем вдумчивого изучения зарубежной практики, восстановить утраченные рациональные принципы функционирования кредитных учреждений, принятые в цивилизованном мире и опирающиеся на многовековой опыт рыночных финансовых структур.

Основные итоги деятельности Банка России и Правительства РФ, направленные на реструктуризацию банковской системы и улучшение положения в банковской сфере, дали свои положительные результаты и позволили закрепить и развить позитивные тенденции.

Продолжает наращиваться ресурсная база банков. Все большую роль в ней играют средства предприятий и организаций. Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, определенное повышение качества их кредитного портфеля способствуют постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы. Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, развитие банковской системы России по-прежнему осложняется рядом нерешенных проблем.




Список использованной литературы


1)    Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. - М.: МАО Финстатинформ, 1999.

2)    Банки и банковские операция: Учебник для вузов /Под ред. проф. Е.Ф. Жукова – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999 – 471 с.

3)    Банковское дело: Учебник /Под ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 1998 – 576 с.

4)    Банковское дело: Учебник /Под ред. Проф. В.И. Колесникова. – М.: Финансы и статистика, 1998 – 464 с.

5)    Борисов С.М., Коротков П.А. Банковская система России: состояние и перспективы// Деньги и кредит.-2001.-№8-с.5

6)    Бородин А.Ф. Актуальные проблемы и перспективы развития региональных банков. // Деньги и кредит. №1 2001. С. 27-32

7)    Буасье К., Коэн Д., Понбриа Г. Банковская система России: проблемы переходного периода // Деньги и кредит, 1998. №4.

8)    Вахрин П.И., Нешитой А. С. Финансы. – М.: 2000.

9)    Выборнова Н. Роль коммерческих банков в стабилизации экономики // Вопросы экономики, 1997, №12.

10)           Деньги, кредит, банки. Учеб. /Под ред. О.И. Лаврушина. – М., Финансы и Статистика, 2002.

11)           Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2001. №1.

12)           Егоров А.Е. Проблемы деятельности коммерческих банков на современном этапе развития экономики // Деньги и кредит, 2001. №6.

13)           Егоров С.Е. О состоянии банковской системы и путях ее укрепления. //Деньги и кредит. – №4, 1999г.

14)           Жарковская Е.П. Банковское дело. – М.: Омега-Л, 2004.

15)           Куликов Л. Банки и их роль в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2001.

16)           Курс экономической теории. /Под общей редакцией: проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров, 1999.

17)           Лобанова Т.Н. Банки: организация и персонал. Практическое пособие. – М.: БДЦ-пресс, 2004.

18)           Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - Таллинн, 2001.

19)           Мамедов О.Ю. Современная экономика, 2000.

20)           Обзор банковского сектора российской федерации №27 январь 2005 года: //Аналитические показатели (номеру Обзора соответствуют комментарии к таблицам Обзора "( 6)

21)           Общая теория денег и кредита. /Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: 1998.

22)           Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы// Деньги и кредит, 2000. №6.

23)           Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки. Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.-448с.

24)           Сорвин С.К вопросу о концепции развития регионального банковского сектора. // Деньги и кредит 2000 №5. С. 12-13

25)           Тавасиев А.М. Современное состояние банковского комплекса России и его участие в общем экономическом процессе //Банковские услуги. – 2003. – № 3. – С. 2-13.

26)           Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О Центральном Банке РФ(Банке России)» (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г.)

27)           Фетисов Г.Г. Проблемы укрепления устойчивости банковского сектора//Финансы и кредит. – 2002. – № 19. – С. 8-17.

28)           Финансы. Денежное обращение. Кредит. /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

29)           Хейфец Б. Современная кредитная России //Экономист. – 2002. – № 8. – С. 35-39.

30)           Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.


[1] Деньги, кредит, банки. Учеб. /Под ред. О.И. Лаврушина. – М., Финансы и Статистика, 2002. – с.382

[2] Хейфец Б. Современная кредитная России //Экономист. – 2002. – № 8. – С. 35-39.

[3] Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с.136

[4] Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки – Ростов на-Дону: Феникс, 2000 – с.118

[5] Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки – Ростов на-Дону: Феникс, 2000 – с.120

[6] Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – с.148