СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Понятие коммерческой тайны.. 5

2. Обзор действующего Закона «О коммерческой тайне». 8

3. Ответственность за разглашение коммерческой тайны.. 16

3.1. Ответственность физического лица. 19

3.2. Ответственность юридического лица. 21

4. Как обеспечить сохранность коммерческой тайны при увольнении сотрудника  24

5. Обзор зарубежной практики защиты коммерческой тайны.. 27

Заключение. 50

Список литературы.. 51

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике заметно расширился круг объектов, которые могут представлять действительную или потенциальную коммерческую ценность. В частности, таким объектом становится информация, использование которой способно принести определенную имущественную выгоду ее обладателю. Ценность подобная информация приобретает только в том случае, если она не является общедоступной, т.е. если обладатель принимает меры по обеспечению ее конфиденциальности. В соответствии с действующим законодательством конфиденциальной информацией признается информация, воплощенная в определенном документе, в том числе электронном, и к какой нет свободного доступа[1].

Понятие «коммерческая тайна» появилось в нашем законодательстве 12 июня 1990 года, когда был принят Закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (в связи с принятием части первой Гражданского кодекса Российской Федерации данный Закон утратил силу с 1 января 1995 года, кроме статей 34,35).

Появления этого закона корпоративные юристы и руководители организаций ждали давно. Проблема коммерческой тайны для многих фирм является исключительно важной. Особенную значимость он а представляет для предпринимателей, работающих с так называемыми клиентскими базами (т. е. информационными массивами, содержащими данные об актуальных либо потенциальных продавцах, покупателях и объектах продажи). Кроме того, в ряде случаев нужно сохранить в тайне цены сделки.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с коммерческой тайной и ее правовым регулированием.

Предметом исследования являются содержание норм отечественного и зарубежного законодательства, регулирующих правовые отношения, возникающие в связи с коммерческой тайной.

Цель работы – определить сущность коммерческой тайны и установить основные способы ее охраны.

Задачи работы – дать понятие коммерческой тайне, изучить наступление ответственности за разглашение коммерческой тайны, изучить зарубежный опыт охраны коммерческой тайны.

1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

В процессе реформирования российской экономики негосударственный, в том числе частный сектор, превратился в доминирующий. Предпринимательство рождает конкуренцию и, как следствие, крупномасштабный и всесторонний сбор информации. Рынком владеет тот, кто владеет информацией. Вместе с новыми информационными технологиями возникли и новые виды посягательств, ранее не известные отечественной юридической науке и практике. Нормативно-правовая база и морально-нравственные устои современного российского общества оказались не готовы к столь быстрому экономическому «скачку».

О правовом регулировании сбора, хранения и использования информации, к сожалению, можно только говорить, хотя для этого уже создана правовая основа. В новый уголовный кодекс России включена отдельная глава, посвященная компьютерным преступлениям. Защита интеллектуальной собственности отражена и в уголовном и в гражданском кодексах. С начала 1990-х годов действуют Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» и ряд других нормативных актов.

В юридической литературе коммерческая тайна определяется как преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интереса-ми конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы.

Разглашение коммерческой тайны может ухудшить экономическое положение предприятия или фирмы. Чтобы этого не произошло, следует перевести такую информацию в разряд охраняемой. У нас это делается приказом руководителя фирмы, в котором перечисляются сведения, относящиеся к коммерческой тайне. Однако он не вправе отнести к ней сведения, подпадающие под категорию государственной тайны, так как они имеют свой, специальный режим охраны. Кроме того, руководитель фирмы не может отнести к коммерческой тайне сведения о видах деятельности фирмы, поскольку это может привести к сокрытию сведений о загрязненности окружающей среды и другом замалчиваемом ущербе обществу.

Существует три общепринятых метода защиты интеллектуальной собственности: патент, авторское право и коммерческая тайна. Последняя менее всего охвачена правовым регулированием, поэтому здесь большое значение приобретают другие формы защиты. Например, морально-этические нормы, которые не являются обязательными, однако их несоблюдение ведет к потере авторитета (престижа) человека, группы лиц либо всей организации.

Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции: скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.

В последнее время широкое распространение у нас в стране получили такого рода услуги, как охранная и сыскная (детективная) деятельности. К сожалению, приходится констатировать, что этот вид предпринимательской деятельности оказался тесно связанным с криминальным миром. Информация становится и орудием труда, и товаром. Причем уровень информационной подготовки частных охранных и детективных структур достаточно высок.

Технически выделяются следующие каналы сбора информации:

- акустический контроль помещения, автомобиля, непосредственно человека; контроль и прослушивание телефонных каналов связи, перехват факсовой и модемной передачи сообщений;

- перехват компьютерной информации (в том числе радиоизлучений компьютера), несанкционированное внедрение в базы данных;

- скрытая фото- и видеосъемка с помощью специальной оптики;

- визуальное наблюдение за объектом;

- несанкционированное ознакомление с документами;

- аналитическое исследование открытых публикаций фирмы (предприятия);

- получение сведений о деятельности предприятия, его полезных продуктов и отходов производства;

- несанкционированное получение информации о личности путем подкупа или шантажа должностных лиц, сотрудников, знакомых, обслуживающего персонала или родственников, знающих о роде деятельности.

Наиболее распространенным можно назвать несанкционированное (без воли и согласия информанта) получение информации.

В последние годы массовым явлением стало беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности. Западные партнеры стремятся незаконным путем получить закрытую информацию, представляющую экономический интерес. Поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия в условиях рыночной экономики требует защиты коммерческой тайны[2].

2. ОБЗОР ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНА «О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ»

Утечка информации способна нанести ее обладателю серьезный урон. Практика знает немало случаев, когда работники фирм (в частности, риелторских) делятся ценными сведениями с конкурентами либо используют их в своих целях. При этом привлечь таких лиц к ответственности и возместить причиненные ими убытки весьма проблематично. Так было раньше. Теперь у руководителей организаций появляется инструмент защиты интересов в сфере коммерческой тайны - Закон «О коммерческой тайне»[3]. Обратимся к содержанию документа.

Статья 1 определяет цель и сферу действия закона. Наиболее важным здесь представляется разграничение понятий коммерческой и государственной тайны, регулируемой особыми положениями. Статья 5 закона называет сведения, которые не могут составлять коммерческой тайны. При этом пункты 1–10 части первой данной статьи четко определяют соответствующие виды информации (например, перечень лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица). Пункт 11 требует особого внимания. Он не позволяет «засекретить» данные, «обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами».

Здесь стоит отметить положения статьи 14 «Об информации, информатизации и защите информации»: граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них. Статья 18 Градостроительного кодекса РФ регламентирует открытость информации о состоянии среды жизнедеятельности и ее предполагаемых изменениях.

Статья 2 «расписывает» систему законодательства о коммерческой тайне. Так, в нее включены Гражданский кодекс РФ[4], данный закон и другие федеральные законы.

В ГК РФ понятию коммерческой тайны посвящены статьи 128 и 139. Первая их них относит информацию к объектам гражданского права, вторая определяет относимость информации к категории коммерческой тайны. Дефиниции этой нормы получили развитие в статье 3 закона. В ней дано понятие коммерческой тайны. Это «конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду». Отсюда главные критерии отнесения информации к коммерческой тайне - ее конфиденциальность (т. е. недоступность широкому кругу лиц) и возможность получения коммерческой выгоды вследствие обладания такими сведениями. Данная информация должна иметь «действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам». К ней не может быть свободного доступа на законном основании. В отношении нее обладателем такой информации (правообладателем устанавливается режим коммерческой тайны).

Заметим, что законодатель не признает права приоритета за обладателем коммерческой тайны. В этом состоит значительное отличие от нормативной регламентации институтов интеллектуальной собственности (изобретения и т. д.). Так, если лицо законным способом получило сведения, составляющие коммерческую тайну иного обладателя, их права защищаются равным образом. Кроме того, не предусмотрено государственной регистрации прав на коммерческую тайну - право на отнесение информации к категории коммерческой тайны принадлежит обладателю такой информации (статья 4 закона).

Сложность нормативной конструкции и неоднозначность толкования ряда терминов (в частности, увеличение доходов при возможных обстоятельствах) позволяют нарушителям запрета оспорить правомерность отнесения информации к разряду коммерческой. И в результате уйти от ответственности. На мой взгляд, следовало бы усилить роль субъективного критерия - мнения правообладателя. Ведь только он один может в полной мере оценить как настоящую, так и потенциальную стоимость своей информации.

Кроме того, для признания своего права на информацию как на коммерческую тайну заинтересованное лицо должно ввести в отношении нее режим коммерческой тайны (статьи 10–12 закона), т.е. принять меры, предусмотренные частью первой статьи 10.

Очень важным представляется содержание статьи 11 закона, устанавливающей обязанности работодателя и работника в целях охраны конфиденциальности информации в рамках трудовых отношений. При этом работодатель вправе требовать возмещения убытков, вызванных разглашением коммерческой тайны, как от работника, так и от лица, прекратившего трудовые отношения. Правда, последние освобождаются от ответственности, если разглашение произошло вследствие непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем требования по обеспечению режима коммерческой тайны.

К сожалению, в тексте закона есть дефекты. Во-первых, объем закона мал: в нем всего 16 статей. Вряд ли этого достаточно для полноценной регламентации столь сложного вопроса.

Во-вторых, закон содержит исключения, касающиеся защиты права обладателя коммерческой информации. Так, согласно части первой статьи 6 закона правообладатель по требованию «органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну». Учитывая обилие «иных государственных органов» и их склонность к получению информации о прибыльной хозяйственной деятельности, следует предполагать возможность злоупотребления положениями данной нормы. Предвидя нежелание коммерсантов покорно следовать требованиям «иных», законодатель предоставил последним право просить предоставить информацию в судебном порядке. Неповиновение грозит статьей 15, предусматривающей ответственность за непредоставление затребованной информации.

Буквальный смысл положений части третьей статьи 4, статьи 6, статьи 7 таков: «иные» органы по сути становятся законными правообладателями (и, соответственно, выгодоприобретателями). Интересно, отчего законодатель прямо не запретил «иным» использовать в своей деятельности полученную информацию? Почему не ограничен срок нахождения материалов, составляющих коммерческую тайну, в «иных» органах?

При детальном изучении положений закона становится ясным: с момента предоставления коммерческой тайны «иным государственным органам» утечка информации неизбежна. Нормы статьи 13 «Охрана конфиденциальности информации при ее предоставлении» носят чисто декларативный характер и не выдерживают критики. В частности, ими не предусмотрены ограничение доступа к информации, персонализация ответственности, особенности хранения носителей информации и т.д. Почему бы не предусмотреть прямую ответственность за охрану конфиденциальности сведений руководителя органа, по требованию которого предоставлена коммерческая тайна? В противном случае устанавливается полная безответственность. Заметим, что в силу положений части второй статьи 13 «иные» органы, получившие информацию, вправе беспрепятственно передавать ее следующим органам, которым достаточно лишь оформить «мотивированное требование» в свете положений части первой статьи 6 закона.

Правда, часть третья статьи 14 закона устанавливает гражданско-правовую ответственность «иных государственных органов» перед правообладателями в случае разглашения или незаконного использования коммерческой тайны своими сотрудниками. Однако какова цена этой ответственности? Методики определения убытков (особенно в форме упущенной выгоды) ввиду утраты конфиденциальности сложны для разработки, а в настоящее время вообще отсутствуют.

А существовавшую изначально в тексте закона статью 17, которая предоставляла правообладателю возможность вместо возмещения убытков потребовать компенсацию в размере от 50 до 50 000 МРОТ, на каком-то этапе потеряли. Вместе со статьей 17 пропала и статья 16, которая предоставляла правообладателю дополнительный - административный - способ защиты своих прав. Часть первая статьи 14 закона предусматривает и уголовную ответственность правонарушителей. Согласно положениям статьи 183 Уголовного кодекса РФ, карающей за «незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну», такое деяние может повлечь за собой лишение свободы на срок до десяти лет. Однако, учитывая оспоримость отнесения информации к разряду коммерческой тайны, многочисленные возможности получения и передачи соответствующих сведений помимо воли правообладателя, представляется маловероятным успешное применение на практике уголовных санкций.

По мнению В.Ф. Яковлевой, определение коммерческой тайны в Законе расходится с определением, данным в ГК РФ. Статья 139 ГК РФ говорит о «неизвестности» информации для «третьих лиц», в Законе читаем: информация не должна быть «общеизвестной». Но к общеизвестным относятся сведения, известные неопределенно широкому кругу лиц, а для коммерческой тайны достаточно ее известности хотя бы для двух лиц. Иными словами, термин «неизвестность для третьих лиц» уже термина «общеизвестность». В ст. 139 сказано, что к информации, составляющей коммерческую тайну, нет «свободного доступа на законном основании». Это определение более четкое, чем то, которое содержится в Законе, - информация не может быть получена «легко» законным образом другими лицами.

Вызвал серьезную дискуссию и вопрос о соотношении коммерческой тайны и секретов производства - «ноу хау». Как отметила В.Ф. Яковлева, закон призван как регулировать отношения, связанные с коммерческой тайной, так и охранять (но не регулировать!) в режиме коммерческой тайны секреты производства («ноу-хау»). По ее мнению, эти группы отношений далеко не тождественны, ибо «ноу-хау» связано с творчеством, что абсолютно не присуще коммерческой тайне. Распространение режима охраны и на «ноу-хау» объясняется тем, что «ноу-хау» важно при осуществлении коммерческой деятельности, однако не только регулирование, но и охрана «ноу-хау» в законодательстве отсутствует.

А.П. Сергеев полагает, что интеллектуальная деятельность и творчество - понятия различные. «Ноу-хау» является результатом интеллектуальной деятельности, но не результатом творчества. В связи с этим он высказался против выделения регламентации «ноу-хау» в специальном разделе, поскольку это приведет к дублированию норм. В обоснование своего взгляда о том, что ноу-хау - не результат творчества, а, по сути дела, та же информация, которая в проекте отнесена к коммерческой тайне, А.П. Сергеев сослался на ст. 2 Закона, в которой к «ноу-хау» отнесены «знания и опыт в области реализации продукции и услуг», со всей очевидностью не являющиеся результатом творческой деятельности. Кроме того, он отметил, что признание «ноу-хау» секретом производства, по сути дела, стирает грань между коммерческой тайной и «секретами производства», под понятие которых можно подвести все сведения, обозначающие в Законе коммерческую тайну.

А.П. Сергеев отметил как недостаток Закона и то, что в нем не решен принципиальный вопрос о соотношении понятия «коммерческая тайна» со специальными видами тайны, в частности со страховой тайной, с банковской тайной, которые он считает разновидностями коммерческой тайны[5].

Аспирант кафедры коммерческого права К.А. Тарасенко полагает, что следует различать: 1) тайну самого банка как самостоятельного субъекта хозяйственных отношений - коммерческую тайну банка; 2) совокупность коммерческих тайн клиентов, в которые банк посвящен в силу наличия договорных отношений с ними, - банковскую тайну.

Статья 857 ГК РФ и ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» гарантируют тайну по счетам, вкладам, операциям по счетам только клиентов и корреспондентов. Коммерческая тайна самого банка не может быть включена в банковскую тайну.

Вопрос о соотношении коммерческой и служебной тайны также является очень актуальным. По информации, предоставленной Ю.М. Нестеровым, законодатели планируют и принятие закона о служебной тайне.

По поводу соотношения коммерческой и служебной тайны В.Ф. Яковлева заняла следующую позицию. Статья 139 ГК РФ называется «Служебная и коммерческая тайна», однако в тексте статьи всюду стоит союз или («служебная или коммерческая тайна»). Можно сделать двоякий вывод - либо в статье речь идет о разных понятиях (служебная, коммерческая), либо говорится о едином явлении. Видимо, понятие служебной и коммерческой тайны едино, однако способы их защиты могут быть разными. Так, если понимать служебную тайну как информацию конфиденциального характера в смысле ст. 139 ГК РФ, но принадлежащую только органам государственной власти, государственного управления и местным органам власти, то, действительно, способы ее охраны должны быть несколько иными (например, должен превалировать способ административной защиты). В таком случае, хотя обилие законов и убивает закон, быть может, целесообразно урегулировать служебную тайну в рамках отдельного закона.

Обращаясь к главе 3 Закона, посвященной охране коммерческой тайны в трудовых отношениях, В.Ф. Яковлева отметила, что здесь не урегулированы отношения по охране коммерческой тайны применительно к членам производственных кооперативов, товариществ, обществ. Что касается трудовых отношений, то в числе частных замечаний по проекту она сказала следующее: ст. 5 Закона устанавливает право конфидента, связанного с обладателем коммерческой тайны трудовыми отношениями, обжаловать в судебном порядке установление режима коммерческой тайны или меры по реализации этого режима. Однако, по ее мнению, подобное положение Закона даст право одному работнику парализовать деятельность целой организации, а суды окажутся переполненными подобными делами. В той же ст. 5 провозглашается право на административную защиту коммерческой тайны. Однако не решен вопрос о том, какой орган будет осуществлять такую защиту, - если, например, антимонопольный комитет, то в Законе следует указать конкретно, какие санкции он будет применять.

В.Ф. Яковлева отметила также, что имущественные права на «ноу-хау», созданные при выполнении НИОКР, технологических работ и подряда, необходимо определить в законе с учетом соответствующих норм части второй ГК РФ: во-первых, должно быть четко определено, как охраняются эти права, если работы проводились на базе госконтрактов; во-вторых, необходимо учесть положения ст. 771 ГК РФ.

А.П. Сергеев выразил сомнение по поводу правильности предоставления прав на секреты производства, созданные при выполнении госконтракта, исполнителю по подобному контракту. Это правило не соответствует ч. 2 ст. 772 ГК РФ. Кроме того, сегодня, когда заключение госконтрактов проводится на конкурсной основе, включение подобного положения в законопроект выглядит как некий пережиток того времени, когда заключение госконтрактов навязывалось предприятиям[6].

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗГЛАШЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Работодатель свободен в установлении режима коммерческой тайны, а также в выборе средств защиты информации, однако при этом он не вправе нарушать гражданские права работника. Например, работодатель не может ограничить свободу передвижения работника, в частности, запретив выезд за пределы РФ, вторгаться в частную жизнь работника в целях проверки его благонадежности и т.д. Подобные меры допускаются только в случае, когда речь идет о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну[7]. Режим коммерческой тайны не может быть использован работодателем в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[8].

За разглашение коммерческой тайны работник несет предусмотренную законодательством ответственность. В соответствии с ГК лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору. Таким образом, Гражданский кодекс предусматривает применение к работникам мер гражданско-правовой ответственности в возмещения причиненных убытков. Понятие убытков раскрывается в ст. 15 ГК. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не менее, чем такие доходы[9].

Распространение положений о возмещении убытков при нарушении режима коммерческой тайны на работников не имеет под собой достаточных оснований.

Условия и допустимые пределы ответственности работников установлены трудовым законодательством[10].

В соответствии со ст. 234 ТК и подп. 4 п. 1 ст. 11 Закона о коммерческой тайне за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, работник несет материальную ответственность в полном размере причиненного ущерба. При этом понятие «ущерб» не равнозначно понятию «убытки». Реальный или иначе прямой действительный ущерб – часть убытков, не включающая в себя упущенную выгоду.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты  либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества (ст. 238 ТК).

Если работник разгласил коммерческую тайну, принадлежащую, к примеру, контрагенту работодателя, он будет нести ответственность за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам, в частности контрагенту. В подобной ситуации работодатель может требовать компенсации понесенных им расходов по возмещению ущерба третьим лицам в порядке регресса. К работнику не могут быть предъявлены указанные требования, если он не был извещен об обязанности соблюдения коммерческой тайны. Работодатель не будет отвечать за разглашение коммерческой тайны другого лица работником, если последний не был допущен работодателем к коммерческой тайне, а получил ее из других источников. В такой ситуации ответственность лица, допустившего нарушение прав владельца тайной информации, будет наступать в соответствии с гражданским законодательством.

Закон о коммерческой тайне предусмотрел два случая, когда на лицо, получившее информацию, отнесенную к коммерческой тайне, в связи с осуществлением трудовой деятельности ответственность за причиненные ее разглашением убытки может быть возложена в полном объеме. Убытки в соответствии с гражданским законодательством должен возместить руководитель организации, если эти убытки причинены его виновными действиями, нарушающими законодательство РФ о коммерческой тайне. Кроме того, работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой это лицо получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в пределах срока, в течение которого данное лицо было обязано сохранить коммерческую тайну. В данном случае ответственность наступает в соответствии с нормами гражданского законодательства, так как на момент нарушения обязанности по хранению коммерческой тайны лицо уже не состоит в трудовых отношениях с обладателем тайны. Однако, если сам факт правонарушения имел место в период существования трудовых отношений, работник отвечает только за реальный ущерб в соответствии с трудовым законодательством.

За нарушение обязанностей по сохранению коммерческой тайны работник, а также бывший работник отвечает при наличии вины (ст. 233 ТК, п. 1 ст. 401 ГК).

Работник, не имевший достаточных оснований считать использование информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, незаконным (например, если он не знал о ее отнесении к коммерческой тайне) и получивший доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечен к ответственности за ущерб, причиненный нарушением режима коммерческой тайны (п. 4 ст. 14 Закона о коммерческой тайне). Однако с момента, когда работник узнал, что используемая информация является коммерческой тайной, он по требованию работодателя должен будет принять меры по сохранению ее конфиденциальности.

Если работник умышленно, не имея на то разрешения, занимался сбором информации, составляющей коммерческую тайну работодателя, или пытался незаконными путями получить к ней доступ, он может быть привлечен к ответственности. При этом он должен отвечать не по нормам ответственности за нарушение трудового договора, а в соответствии с трудовым законодательством.

Причиненный ущерб либо убытки не возмещаются работником или прекратившим трудовые отношения лицом, если разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, явилось следствием непреодолимой силы, крайней необходимости или неисполнения работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны (п. 5 ст. 11 Закона о коммерческой тайне). Данная норма является специальной по сравнению с положениями ст. 239 ТК, где в качестве обстоятельств, освобождающих от ответственности, названы также нормальный хозяйственный риск и необходимая оборона. Отсутствие данных оснований в п. 5 ст. 11 Закона о коммерческой тайне связано с тем, что разглашение или незаконное использование коммерческой тайны не может явиться следствием указанных обстоятельств[11].

3.1. Ответственность физического лица

Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны может наступить только при соблюдении условий, заложенных в ст. 139 ГК РФ:

·        отсутствие данной информации у иных лиц позволяет ее обладателю получать дополнительную выгоду либо дает ему возможность получить такую выгоду в будущем;

·        никто не может получить эту информацию законными способами;

·        владелец информации предпринимает шаги для исключения возможности получения и использования этой информации.

Если же между пострадавшим и правонарушителем нет договорных отношений то можно говорить об уголовной ответственности - ст. 182 УК РФ. Данной статьей предусмотрены два состава преступления:

- собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, и

- разглашение или использование указанных сведений без согласия владельца.

Для наступления уголовной ответственности по части первой ст. 182 УК РФ достаточно самого факта собирания сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления или не наступления вредных последствий. Кроме того в разбираемой статье законодатель делает оговорку «...в целях разглашения либо иного незаконного использования этих сведений...», а поскольку незаконным использованием можно признать любое использование без согласия владельца, у субъекта преступления исчезает возможность ссылаться на то, что он якобы взял эту информацию исключительно из «спортивного интереса» либо по незнанию. Но вот момент незнания субъектом преступления того, что данная информация является коммерческой тайной может привести к некоторым проблемам - ссылка злоумышленника на незнание того, что данная информация является коммерческой тайной приводит к изменению формы вины с умысла на неосторожность. А в соответствии с ч. 2 ст. 24 УК РФ «Деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса», - поскольку в разбираемой статье это не предусмотрено - ответственность не наступает.

В ч 2 ст. 183 УК РФ - вина, как и при рассмотрении части первой ст. 183 УК РФ, может быть сведена к неосторожности и ответственность не наступит. Кроме того особо оговаривается мотив личной заинтересованности – «...совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности…», что также усложняет возложение ответственности - необходимо доказать эту личную заинтересованность. В противном случае нет состава преступления.

3.2. Ответственность юридического лица

По отношению к юридическим лицам можно говорить только о гражданско-правовой ответственности. Таковая делиться на общеправовую и договорную. Первая подразумевает ответственность за использование или разглашение коммерческой тайны другого собственника в силу обязанности соблюдать чужие права, а вторая - в силу договора с владельцем коммерческой тайны. Причем в обоих случаях ответственность, а значит и возмещение убытков, несет именно юридическое лицо, которое в порядке регресса может возместить убытки себе с должностного лица либо своего работника, по вине которого и произошло разглашение сведений, составляющих чужую коммерческую тайну. Рассматривая общеправовую ответственность, нужно отметить, что ГК (ст. 12) называет одиннадцать способов защиты гражданских прав.

Для взыскания понесенных убытков, в том числе и в условиях инфляции, истец в соответствии со ст. 40 АПК РФ должен представить доказательства, подтверждающие:

а) нарушение ответчиком принятых по договору обязательств;

б) причинную связь между понесенными убытками и неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств;

в) размер убытков (реальных и упущенной выгоды), возникших у истца в связи с нарушением ответчиком своих обязательств.

Поэтому важным является:

- четкое указание в договоре на то, что является коммерческой тайной;

- учет коммерческой тайны как финансовой единицы;

- наличие обоснованных расчетов прямого ущерба и неполученной выгоды.

Пока существует такая разбросанность и несогласованность в нашем законодательстве, следует использовать свои возможности в плане защиты коммерческой тайны следующим образом:

- придание официального статуса информации имеющей жизненно-важное значение;

- внесение оговорки в устав о наличии коммерческой и мерах по ее сохранению;

- создание внутреннего Положения о коммерческой тайне;

- внесение соответствующих дополнений в трудовые договора и договора с контрагентами;

- создание соглашения о неразглашении коммерческой тайны;

- расчет стоимости коммерческой тайны и внесение на баланс предприятия;

- уведомление лиц, имеющих доступ к этой информации, о ее статусе

- подписание новых трудовых договоров (с оговоркой о коммерческой тайне);

- подписание соглашений о неразглашении коммерческой тайны;

- подписание новых договоров с контрагентами (с оговоркой о коммерческой тайне);

- принятие мер по контролю за использованием этой информации;

- создание условий для хранения носителей коммерческой тайны;

- создание режима ограничения доступа к носителям коммерческой тайны;

- проведение мероприятий по контролю за режимом хранения коммерческой тайны, доступа к коммерческой тайне, использования коммерческой тайны, движения коммерческой тайны и ее носителей;

- изменение должностных обязанностей сотрудников таким образом, чтобы стало возможным заключение с ними договоров о полной материальной ответственности и заключение таких договоров.

4. КАК ОБЕСПЕЧИТЬ СОХРАННОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ СОТРУДНИКА

Так сложилось, что компании помимо найма сотрудников время от времени вынуждены расставаться с ними, при этом не всегда расставание происходит по взаимному согласию сторон.

Вне зависимости от способов расставания в интересах сотрудника остается получить максимум возможного от бывшего работодателя, а в интересах работодателя - расстаться с сотрудником так, чтобы он получил ровно то, что ему причитается в соответствии с законом и договоренностями и ни на килобайт больше.

Как известно, российский закон предусматривает возможность заключения трудового договора, в котором можно зафиксировать положения, расширительно толкующие соответствующие статьи Трудового кодекса России, в частности установив специальный режим найма и увольнения сотрудников, в соответствии со спецификой деятельности предприятия-работодателя.

Так например, в части трудового договора посвященного найму сотрудника могут содержаться положения о «необходимом минимуме» предоставляемом сотруднику предприятием при найме сотрудника на должность: «предприятие обязуется предоставить сотруднику полностью оборудованное рабочее место, в том числе предоставить имя пользователя и пароль для входа во внутрикорпоративную компьютерную сеть и служебный электронный почтовый адрес».

Но помимо такого минимума для сотрудника должны быть установлены правила пользования предоставленными инструментами, в частности мне представляется необходимым в Трудовом Договоре оговорить режим использования служебного почтового адреса и режима использования ресурсов внутренней сети и интернета в целом, чтобы у сотрудника не оставалось иллюзий в отношении того зачем он получил все эти инструменты.

Также, в дополнение к указанным выше мерам, целесообразно определить механизмы обновления паролей (если таковые применяются на предприятии), например указать, что пароль для входа в локальную сеть подлежит замене один раз в месяц и соблюдать этот режим. За такие действия должен отвечать или начальник информационной службы или системный администратор.

В тех случаях, когда Трудовым договором уже определено то, чем сотрудник распоряжается в рабочее время и известно, к каким ресурсам он имеет доступ - при увольнении такого сотрудника достаточно перекрыть доступ к внутренней сети и электронной почте. Естественно, это не гарантирует того, что сотрудник недобросовестно воспользуется средствами записи информации, например популярными сейчас USB-Drive или пишушим CD-ROM.

В отношении конфиденциальной информации и информации, относимой предприятием к коммерческой тайне и служебной информации между предприятием и сотрудником может быть заключено «соглашение о неразглашении сведений составляющих коммерческую тайну», в таком соглашении должна быть определена ответственность стороны, совершившей раскрытие информации, а также определен порядок исчисления причиненного ущерба, поскольку в противном случае суд будет руководствоваться положениями Гражданского кодекса и только ими.

Использование же при рассмотрении споров о разглашении сведений составляющих коммерческую тайну и служебную информацию только положений Гражданского кодекса крайне невыгодно для предприятия, так как достаточно трудно доказать причиненный ущерб и сумму к уплате[12].  

Три года уволенный сотрудник обязан хранить коммерческую тайну. Новый закон, подписанный президентом, разрешил предприятиям считать коммерческой тайной практически любую информацию служебного характера и привлекать сотрудников за ее разглашение к ответственности.

До принятия закона «О коммерческой тайне» граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли «случайно» слить нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона. Принятый же закон прописывает, что можно отнести к коммерческой тайне и как хозяин коммерческой тайны может защитить свою собственность через суд. Впрочем, прежде он должен будет доказать, что это его информация и что именно ответчик ее разгласил.

Для работников компаний новый закон будет означать следующее. Предприятия теперь вправе указывать в трудовых контрактах, что является коммерческой тайной, и устанавливать сроки ее неразглашения. И, по идее, чтобы получить ценные сведения о деятельности конкурента, будет недостаточно просто переманить сотрудника к себе: закон устанавливает ответственность за разглашение коммерческой тайны. В случае если же никакие документы между работником и компанией не подписывались, закон предписывает хранить коммерческую тайну 3 года. Впрочем, работник, разгласивший информацию, скорее всего, отделается административным штрафом или вообще избежит ответственности. По мнению юристов, предприятию крайне непросто будет доказать свой коммерческий ущерб от разглашения и стребовать его с бывшего сотрудника.

5. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Установление правовых основ защиты коммерческой тайны и иной конфиденциальной информации, имеющей коммерческую ценность, является важным элементом юридического обеспечения предпринимательской деятельности. В большинстве экономически развитых зарубежных стран законодательство, регулирующее правовой режим коммерческой тайны и устанавливающее ответственность за ее неправомерное использование, представляет собой весьма развитый нормативный массив, формирование которого осуществляется как на основе национальных правовых традиций, так и в соответствии с современными стандартами международной торговли.

Так, в Великобритании отсутствует законодательная (статутная) защита коммерческих секретов, и, соответственно, не существует четкого легального определения коммерческой тайны. Тем не менее, данная отрасль права, включающая в себя отдельные элементы регулирования вещных и обязательственных прав, развивалась на протяжении 150 лет на основе судебных прецедентов и получила название конфиденциального права (law of confidence). Объектом ее регулирования, прежде всего, являются отношения в сфере предпринимательской деятельности, однако соответствующие положения применяются также и для защиты государственной тайны и тайны частной жизни.

Весьма интересным представляется сравнение конфиденциальной информации с ледяным кубом, использованное в одном из известных судебных разбирательств. «Передайте ледяной куб лицу, которое будет хранить его в холодильнике, и мы по-прежнему будем иметь ледяной куб. Отдайте его тому, у кого нет холодильника, или тому, кто откажется его там держать, и ко времени судебного разбирательства у нас останется только не нужная ни одной из сторон лужа воды».

Анализ отдельных элементов судебных исков о защите конфиденциальной информации позволяет определить, что именно защищается в качестве коммерческой тайны, а также при каких условиях информация получает такую юридическую защиту. Во-первых, информация по своей сути должна иметь «неотъемлемый признак конфиденциальности». Во-вторых, информация должна быть связана с условиями, из которых следует обязательство о ее неразглашении. И в-третьих, должно иметь место неправомерное использование этой информации, причиняющее ущерб ее обладателю.

Коммерческая тайна обычно рассматривается в английском праве как один из элементов интеллектуальной собственности, хотя термин «собственность» употребляется здесь, по всей видимости, не как описание юридической природы информации, а лишь в метафорическом смысле. Например, рассматривая дело о неправомерном доступе к информации, содержащейся в электронных файлах, суд пришел к выводу, что защита, предоставляемая в отношении конфиденциальной информации, основана, скорее, на требованиях добросовестности, а не на вещном праве.

В целом, право Великобритании не содержит ограничений на виды информации, которая может рассматриваться как конфиденциальная. Большинство судебных решений, касающихся коммерческой тайны, были вынесены относительно каких-либо промышленных устройств или технологий. Однако юридическую защиту получил весь спектр коммерческой информации, включая идеи телевизионных программ, списки клиентов, финансовые документы и даже частные секреты между супругами.

Избегая попыток дать точное определение «тайны», английские суды используют лишь наиболее общее описание содержания этого института. Так, к конфиденциальной информации не может относиться публичная собственность (всеобщее достояние) или общеизвестные сведения, доступные неопределенному кругу лиц. В отличие от патентного права, где используется критерий новизны, критерием «всеобщего достояния» является его доступность. Если для получения сведений необходимы денежные, временные или какие-либо другие затраты, данные сведения не являются открытыми к доступу и не могут быть признаны всеобщим достоянием. В итоге конфиденциальный характер информации определяется тем фактом, что ее создатель затратил интеллектуальные усилия на производство результата, который может быть воспроизведен кем-либо только таким же способом. Объектом правовой защиты является не столько сама информация, сколько затраты, связанные с ее созданием.

Информация перестает быть конфиденциальной, когда она становится публичным достоянием, то есть оказывается в открытом доступе для неопределенного круга лиц. Следует отметить, что появление на рынке товара, содержащего коммерческую тайну, вовсе не означает, что к ней установлен открытый доступ. Режим конфиденциальности сохраняется до тех пор, пока для доступа к информации требуются дополнительные технические средства или методики исследования. Кроме того, разглашение информации ограниченному кругу лиц может и не поставить ее секретность под угрозу, что позволяет говорить о режиме «относительной секретности» информации.

Одна из важных особенностей английского права относится к информации, которая признается публичной лишь частично, или которая стала общественным достоянием после того, как была раскрыта ограниченному кругу лиц. Несмотря на то, что использование такой информации должно осуществляться на равноправной основе, лица, имевшие доступ к этой информации на стадии ее конфиденциальности, или обладающие более полной информацией, могут использовать данные сведения вопреки интересам других лиц (включая интересы первоначального владельца информации). В соответствии с т.н. «принципом трамплина» суд может искусственно уравнять права всех пользователей информации, предусматривая соответствующие ограничения или устанавливая обязанность по возмещению убытков, причиненных путем злоупотребления «несправедливым» преимуществом.

Обязанность неразглашения коммерческой тайны основывается на договорных отношениях (между лицензиаром и лицензиатом, работником и работодателем), причем может быть установлена явно, а может и подразумеваться. Например, соответствующая обязанность может следовать из условий лояльности и добросовестности, которые подразумеваются в любом трудовом соглашении. В том случае, если стороны не связаны договорными отношениями, обязанность по сохранению коммерческой тайны может быть установлена на основе принципа справедливости, учитывая конкретные обстоятельства. Например, в том случае, если коммерческая тайна раскрывается сторонам на этапе преддоговорных споров, получатель информации не должен злоупотреблять оказанным ему доверием и использовать конфиденциальные сведения в своих интересах.

Объем обязательств по защите коммерческой тайны зависит, в частности, от того, на каких условиях была осуществлена передача информации. Так, использование информации может быть ограничено теми целями, которые оговаривались сторонами в соглашении о ее передаче. Подобные ограничения могут быть специально предусмотрены в договоре, а также могут устанавливаться, исходя из требований разумности.

Некоторые договорные отношения содержат специальные обязательства о неразглашении конфиденциальной информации. Кроме уже упомянутого трудового договора, речь идет о договоре банковского вклада, соглашении между клиентом и адвокатом, врачом и пациентом и т.п. Помимо этого, ограничения по использованию информации могут быть также установлены в отношении третьих лиц, получивших какие-либо сведения от лица, на которое распространяется обязанность о неразглашении конфиденциальной информации. Например, если работник раскрывает своему новому работодателю конфиденциальную информацию, к которой он имел доступ на предыдущем месте работы, на нового работодателя также распространяются соответствующие ограничения.

Рассматривая дело о защите коммерческой тайны, суд должен определить, имело ли место неправомерное использование переданной конфиденциальной информации или ее несанкционированное разглашение. В частности, устанавливается, использовалась ли информация с нарушением тех целей, которые были оговорены при ее передаче. Например, передавая информацию по лицензионному договору, лицензиар исходит из того, что она подлежит ограниченному использованию в соответствии с условиями соглашения. В случае, если переданные сведения использовались иным образом, суд устанавливает соответствующий запрет и обязывает ответчика возместить причиненные убытки.

Значительное число судебных разбирательств о защите коммерческой тайны связано с трудовыми отношениями, что обусловлено возможностью доступа работников к конфиденциальной информации в рамках их трудовых обязанностей. Соответствующие правовые принципы, установившиеся в судебной практике, призваны обеспечить надлежащий баланс между правом работодателя защищать свои секреты и правом работника использовать свой профессиональный опыт в своих интересах и в интересах других работодателей. Граница между этими правами настолько же трудно определяема, насколько и важна для разрешения данной категории дел. Среди наиболее общих правил, установленных для работников (в т.ч. и бывших), необходимо выделить следующее. Обязанность по сохранению конфиденциальной информации может быть установлена в специальных положениях трудового договора, однако в случае отсутствия подобных условий данная обязанность следует из общих требований добросовестности и лояльности. Рассматривая спор между работником и работодателем, суд должен учитывать природу конкретных трудовых отношений, статус работника, уровень доступности информации и принятые работодателем меры по ее защите. После прекращения трудовых отношений требования к бывшему работнику о сохранению коммерческой тайны существенно сокращаются.

Таким образом, в рамках трудовых отношений на работника возлагаются обязанности:

·        не разглашать конфиденциальную информацию неуполномоченным получателям;

·        не осуществлять копирование (или даже намеренное запоминание) конфиденциальной информации в целях использования в собственных интересах;

·        не осуществлять в рабочее время деятельность, противоречащую интересам работодателя.

После прекращения трудового договора, работник не вправе использовать коммерческие секреты своего бывшего работодателя (например, перечень особо важных клиентов). При определении пределов подобных ограничений суд условно оценивает, может ли оспариваемая информация считаться частью профессионального опыта и знаний работника со «средним уровнем честности и способностей». Следует отметить, что английские суды довольно часто отказывают работодателям в их требованиях, усматривая в соответствующих исках попытку ограничения конкуренции. Важнейшими условиями удовлетворения исковых требований о защите коммерческой тайны являются следующие обстоятельства, установленные судом:

·        работник намеренно скопировал, запомнил или переместил документы;

·        работник действовал с помощью обмана или мошенничества;

·        информация определенно принадлежит работодателю и ее использование выходит за рамки воспроизведения профессионального опыта работника;

·        работник был специально предупрежден, что информация является секретной и обязался выполнять данное требование;

·        работник занимает руководящую должность.

В целях предотвращения разглашения коммерческих секретов работодатели включают в трудовой договор специальные положения, запрещающие работнику участвовать в конкурентной борьбе против работодателя. Учитывая, что подобные положения существенно ограничивают развитие предпринимательской деятельности, они могут быть действительны только при условии, если работодатель докажет, что они разумны и обоснованны в том, что касается пределов ограничений, срока и территориальных рамок. Очевидно, что данные положения трудового договора не могут использоваться для полного ограничения конкуренции, а лишь защищают законные интересы работодателя как собственника имущества, несмотря на то, что работник внес определенный вклад в создание этой собственности. Таким образом, условия о сохранении коммерческой тайны не могут выходить за рамки разумной защиты интересов бывшего работодателя, что, соответственно, ограничивает их во времени и территории действия.

Регулирование вопросов, связанных с промышленным (экономическим) шпионажем, носит в английском праве лишь фрагментарный характер. В частности, суд может признать, что приобретение лицом доступа к коммерческой тайне создает для него обязательство о неиспользовании полученной информации во вред ее обладателю. Это, в частности, касается и случаев, когда информация была получена с помощью хищения.

Английское законодательство не предусматривает специального состава преступления, связанного с хищением коммерческой тайны или другой конфиденциальной информации, так как информация не рассматривается как собственность и, соответственно, не может быть объектом хищения. Соответствующие деяния могут быть квалифицированы как кража со взломом (незаконное проникновение в здание с целью совершения преступления), причинение вреда имуществу, мошенничество или взяточничество. Кроме того, законодательство предусматривает специальные составы преступлений, касающиеся нарушений в сфере компьютерных коммуникаций.

Английское процессуальное законодательство предусматривает возможность проведения закрытых судебных слушаний в том случае, если существует угроза разглашения коммерческой тайны в ходе судопроизводства. Кроме того, по решению суда может быть ограничен доступ к материалам дела. Весьма важным является требование к истцу предоставить суду максимально четкие сведения о том, какая именно информация считается им конфиденциальной. Истец не может ограничиться лишь общим описанием, так как содержанием судебного решения должны являться точные ограничения и запреты, адресованные ответчику.

Необходимо также отметить, что в судебной практике по делам о защите коммерческой тайны широкое распространение получили временные (промежуточные) средства судебной защиты. Разглашение коммерческой тайны может повлечь за собой значительный ущерб (и даже прекращение предпринимательской деятельности потерпевшего), причем, раскрытая информация, естественно, не может быть вновь засекречена. В этой связи множество исков, подаваемых в английские суды, преследуют своей целью предотвратить неправомерное использование конфиденциальной коммерческой информации или ее разглашение еще до того, как это повлечет за собой имущественный ущерб. Задача суда в этом случае – установить надлежащий баланс между правами и обязанностями сторон, не вынося окончательного решения по существу дела.

В отличие от таких институтов права интеллектуальной собственности, как промышленная собственность и авторское право, защита коммерческой тайны в Соединенных Штатах Америки осуществляется, в основном, на уровне законодательства штатов. Тем не менее, в большей части штатов в основу местных законов положен единый рамочный законодательный акт (Uniform Trade Secret Act). В соответствии с данным актом, коммерческая тайна определяется как информация (включая формулы, модели, программы, механизмы, способы, технологии) или технология, которая обладает самостоятельной экономической ценностью (действительной или потенциальной) и недоступна для других лиц, которые могли бы извлечь экономическую выгоду из ее использования или разглашения, и в отношении которой приняты меры по защите ее секретности.

В 1996 году вступил в силу Закон об экономическом шпионаже (The Economic Espionage Act), который заложил основы федеральной системы защиты коммерческой тайны и заполнил существовавшие ранее пробелы в законодательстве. Документ предусматривает уголовную ответственность за присвоение лицом коммерческой тайны в своих интересах или в интересах других лиц, если данное лицо было осведомлено о том, что его действия наносят ущерб обладателю коммерческой тайны. Термин «присвоение» определяется в законе максимально широко и распространяется на любое незаконное действие, включая кражу, мошенничество, сокрытие, несанкционированное копирование, изготовление зарисовок, чертежей, фотографий, пересылку, загрузку файлов и иные виды несанкционированной передачи коммерческой тайны. Уголовная ответственность устанавливается также за приобретение, покупку или владение коммерческой тайной другого лица, переданной или присвоенной без ведома ее обладателя.

Определение коммерческой тайны, приведенное в Законе, расширяет это понятие, включая в него новые технологии, с помощью которых осуществляется создание и хранение коммерческой тайны. Так, к коммерческой тайне относятся все виды и формы финансовой, коммерческой, научной, технической и экономической информации, включая модели, чертежи, программы, формулы, идеи, прототипы, методики, технологии, процедуры или коды, хранящиеся любым способом, при условии, что обладатель принял разумные меры для сохранения секретности, а информация обладает самостоятельной экономической ценностью в силу отсутствия к ней доступа со стороны других лиц.

В отличие от патентного права, к коммерческой тайне предъявляются лишь минимальные требования новизны ее содержания. Таким образом, коммерческая тайна может содержать только отдельные неизвестные третьим лицам элементы, которые отличают ее от общедоступной информации.

Основным признаком информации, составляющей коммерческую тайну, является отсутствие к ней публичного доступа разрешенными законом способами и, следовательно, отсутствие идентичной информации у третьих лиц. Информация, отнесенная к коммерческой тайне, не должна содержаться в публикациях или иных общедоступных источниках. Кроме того, данная информация не должна быть очевидной для конкурентов или иных специалистов – закон не предоставляет защиту в отношении информации, которая считается секретной, несмотря на то, что она хорошо известна в соответствующих отраслях науки и промышленности. Тем не менее, если опубликованная информация позволяет специалисту узнать о содержании коммерческой тайны только с помощью проведенного им научного исследования, коммерческая тайна не будет лишена юридической защиты. Следует также учесть, что к коммерческой тайне может быть отнесена и та информация, отдельные элементы которой являются общеизвестными. Так, общеизвестные сведения могут быть признаны коммерческой тайной, если они представляют собой уникальное, экономически ценное сочетание.

Как следует из определения, приведенного выше, еще одним важным признаком коммерческой тайны в соответствии с американским законодательством является условие о необходимости принятия ее обладателем разумных мер в целях обеспечения конфиденциальности информации. Закон не требует обеспечения абсолютной секретности – объем необходимых мер определяется исходя из конкретных обстоятельств и должен соответствовать принципу разумности. На практике под «разумными усилиями» понимаются, например, сообщение работникам о необходимости соблюдения конфиденциальности, подписание работниками соглашений о неразглашении коммерческой тайны, хранение секретных документов «под замком» и т.п. Как правило, увольняющийся сотрудник в письменном виде уведомляет организацию о взятых на себя обязательствах о сохранении коммерческой тайны. Руководитель организации, откуда уволился работник, может поставить в известность нового работодателя об информированности работника в области коммерческих секретов. Предупреждая возможные правонарушения со стороны нанимаемого персонала, работодатель может самостоятельно предложить работнику известить его о наличии обязательств о неразглашении коммерческой тайны.

Обладатель коммерческой тайны обязан определить ценность охраняемых материалов и оценить риск их возможной утраты. Необходимо подчеркнуть, что меры, принятые в целях обеспечения секретности информации, должны быть соразмерны ее ценности. В ходе судебного разбирательства оцениваются технические средства, использованные для защиты информации, а также общая политика компании в сфере информационного обмена с третьими лицами. Данные сведения могут послужить основанием для отказа в судебной защите интересов лица, не проявившего должную предусмотрительность в сфере охраны собственных секретов.

Информация считается коммерческой тайной и в том случае, если обладатель раскрывает ее своим контрагентам в рамках лицензионного договора, договора комиссии или иных соглашений, предусматривающих использование информации в строго определенных целях. В этом случае обладатель коммерческой тайны должен обеспечить надлежащие меры обеспечения секретности и, в частности, заключить со всеми получателями информации договоры о неразглашении переданных сведений.

Отметим также, что устройства или технологии, в отношении которых был оформлен патент, не могут быть отнесены к коммерческой тайне. Тем не менее, последующие дополнения и улучшения технологии или устройства, описанного в патенте, могут защищаться как коммерческая тайна при условии, что они с очевидностью не следуют из опубликованных сведений.

Американская судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, теряет ли информация статус коммерческой тайны в случае ее анонимного опубликования в сети Internet. Так, в ряде судебных решений указывалось, что отказ в юридической защите в этом случае лишь стимулирует нарушителей законодательства публиковать неправомерно полученную информацию в Internet с целью разрушения института коммерческой тайны.

Раскрытие информации, являющейся коммерческой тайной, органам государственной власти в ходе предварительного следствия или иного расследования не влияет на ее правовой статус. Предоставление информации необходимо для осуществления государственных полномочий, причем, законодательство устанавливает достаточные гарантии надлежащей защиты коммерческой тайны. Помимо специально предусмотренной нормы об обеспечении конфиденциальности информации, раскрываемой в ходе судебного заседания, закон устанавливает дополнительные ограничения на получение информации органами государственной власти без согласия ее обладателя.

Наличие признака самостоятельной экономической ценности информации, указанного в определении коммерческой тайны, может быть установлено различными способами. Так, оценка стоимости коммерческой тайны может быть основана на рыночной цене сделок по передаче аналогичной или сходной информации. В расчет могут быть также приняты расходы, понесенные обладателем коммерческой тайны в ходе соответствующих разработок и исследований. В случае, если информации, составляющая коммерческую тайну, была украдена и продана третьим лицам, в судебном разбирательстве будет учтена и та цена, которую за нее заплатили правонарушителю.

Особо отметим, что суды не всегда относят к коммерческой тайне информацию, которая считается компанией (и действительно является) ценной для осуществления предпринимательской деятельности. Так, клиентская база компании может быть признана составляющей коммерческую тайну только в том случае, если клиенты, содержащиеся в ней, не известны в соответствующей отрасли промышленности или торговли, могут быть найдены только с применением значительных организационных и финансовых ресурсов, а на создание базы потребовалось значительное количество времени. В этом случае экономическая ценность клиентской базы будет заключаться именно в отсутствии аналогичной информации у конкурентов.

За нарушение прав обладателя коммерческой тайны закон предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет и штрафа в размере до полумиллиона долларов США. Если субъектом преступления является юридическое лицо, штраф может достигать пяти миллионов долларов США. Повышенные наказания предусмотрены также, если кража коммерческих секретов осуществляется в интересах иностранных граждан и организаций. Кроме того, закон предусматривает конфискацию любой собственности, приобретенной с нарушением прав обладателя коммерческой тайны, а также использованной для совершения соответствующих преступных деяний. Положения о конфискации собственности наделяют федеральные органы власти полномочиями по демонтажу и изъятию компьютерных сетей, принтеров и других устройств, использованных для совершения предусмотренных законом преступлений.

В соответствии с положениями американского законодательства, министр юстиции имеет право обращаться в суд с гражданским иском о получении судебного запрета в целях защиты обладателя коммерческой тайны от дальнейших нарушений его прав. Подобные иски могут подаваться как отдельно, так и в рамках уголовного преследования. Во время судебного разбирательства суд может применять любые предусмотренные процессуальным законодательством меры для обеспечения конфиденциальности охраняемой законом информации.

Среди особенностей американского законодательства о защите коммерческой тайны следует выделить огромное внимание законодателя к мерам уголовной ответственности как наиболее эффективному средству обеспечения прав и интересов обладателя коммерческой тайны. Считается, что предусмотренная законом гражданская ответственность (возмещение убытков) недостаточна для предотвращения информационных преступлений. Таким образом, защита коммерческой тайны осуществляется не только в частных, но и в публичных интересах – в целях обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Рассмотрим практику защиты коммерческой тайны на предприятиях США.

Идея, что интеллектуальная собственность является реальным деловым капиталом, представляет собой первооснову организации защиты коммерческой тайны в США.

Задачи нанимателя, чтобы не погрязнуть в судебных баталиях, просты: во-первых, идентифицировать свою частную информацию; во-вторых, создать постоянной действующую систему ее классифицирования и защиты; в-третьих, действовать быстро и решительно, если целостность секретов находится под угрозой.

Задачи служащего, решившего капитализировать свои собственные идеи, заключаются в следующем:

во-первых, выяснить, что принадлежит им, а что нет; во-вторых, внимательно спланировать свою деятельность с тем, чтобы снизить до минимума угрозу иска со стороны нанимателя; в-третьих, осуществлять свои планы профессионально и обдуманно.

Каковы бы ни были перспективы, следует помнить, что все, что Вы делаете, является подготовкой к возможному судебному разбирательству. Какими бы хорошими не были бы намерения, исход тяжбы обычно определяют письменные обязательства. С этой целью приведем, используемые на практике, а также тексты нескольких законов, действующих в США по вопросу коммерческой тайны.

Цели плана по защите деловых секретов.

·        Предотвратить кражу секретной информации.

·        Удержать вора от попытки совершить такую кражу.

·        Придать Вашим секретам максимально важный внешний вид.

·        Принципами вашего плана должны быть:

·        Простота.

·        Управление.

·        Документирование.

Для проведения аудита вашей частной информации вам следует:

·        Определить секреты (технологическая и деловая информация).

·        Выявить потенциальные каналы утечки информации.

·        Получить консультацию у специалистов по безопасности.

·        Проанализировать соотношение затрат и доходов различных технологий по обеспечению защиты секретной информации.

·        Закрепить ответственных за каждый участок системы обеспечения безопасности.

·        Проводить регулярные проверки.

·        Рассмотреть следующие области действий:

·        Контроль сооружений и оборудования вашего предприятия:

·        Обеспечить безопасность рабочего здания.

·        Охранять фотокопировальную аппаратуру.

·        Установить контроль за посещениями.

Служащие:

·        Беседы при приеме на работу.

·        Ознакомление с правилами и процедурами Вашего предприятия.

·        Обучение.

·        Стимулирование.

·        Подозрение в утечке информации.

·        Беседы при увольнении.

Документы:

·        Установить порядок делопроизводства.

·        Обеспечить контроль за секретными документами.

·        Установить контроль за публикациями.

·        Уничтожать и рассекречивать соответствующую документацию.

·        Охранять чужие секреты.

Компьютеры:

·        Ведется подробный учет.

·        Регулярно проверяется систему.

Первые попытки зафиксировать в законе коммерческую тайну были сделаны еще в XVI веке в Британии, что, как утверждают многие авторы, было одним из важнейших двигателей капитализма. В США защита коммерческой тайны опирается на конституцию. В восьмой секции первой главы основного закона Штатов есть положение под номером 8, которое на определенное время гарантирует авторам и изобретателям исключительное право на использование собственных творений. В США первое дело о коммерческой тайне было рассмотрено в штате Массачусетс в 1868 году. Сейчас в Штатах действует целая законодательная система, зорко охраняющая торговые тайны. Большинство штатов адаптировали ту или иную форму так называемого унифицированного Акта о торговых секретах Uniform Trade Secret Act (UTSA), который определяет коммерческую тайну как информацию (формулу, патент, программу, метод), которая имеет независимую экономическую стоимость и все основания для того, чтобы быть скрытой. Самым известным случаем коммерческой тайны в практике мирового бизнеса является рецепт приготовления кока-колы, которая охраняется от посторонних глаза уже столетие.

В соответствии с законодательством Германии, к коммерческой тайне относится информация, отвечающая признаку секретности (доступная только известному ограниченному кругу лиц), при условии наличия у владельца информации обоснованного интереса в ее сохранении. Нарушение коммерческой тайны рассматривается законодательством Германии как факт недобросовестной конкуренции.

Уголовная ответственность за преступления, связанные с нарушением коммерческой тайны предусмотрены в Германии в Законе о недобросовестной конкуренции (Unlauteren Wettbewerbgezelz, UWG). Для квалификации соответствующих преступлений должны быть установлены наличие охраняемой законом тайны и факт ее разглашения (неправомерного использования). Умысел преступника может быть направлен как на получение выгоды, так и на причинение ущерба обладателю информации. Уголовная ответственность наступает лишь в том случае, если информация, составляющая коммерческую тайну, была получена с помощью незаконных (недобросовестных) действий. Необходимо отметить также, что данное преступление считается совершенным и при отсутствии ущерба, причиненного обладателю коммерческой тайны (формальный состав).

Присутствует в немецком законодательстве и обязанность работника по неразглашению коммерческой тайны после прекращения трудовых отношений (расторжения трудового договора). Запрет на использование сведений, составляющих коммерческую тайну, в этом случае предусматриваются при условии, что работник получил такие сведения недобросовестным путем. На практике критерий добросовестности оценивается с учетом конкретных обстоятельств дела, к которым относятся: степень важности и ответственности должности, занимаемой работником, участие работника в создании информации, составляющей коммерческую тайну, соответствие его действий «добрым нравам» (guten sitten), т.е. обычно предъявляемым требованиям предпринимательской и служебной этики. В то же время, при увольнении работник обязан передать работодателю любую имеющуюся у него документацию, связанную с его деятельности в организации.

В соответствии с условиями трудового соглашения, работник берет на себя обязанность сохранять в тайне все ставшие ему известными сведения о производственной (научной, торговой) деятельности предприятия. Условия о конфиденциальности могут также содержаться в приложении к трудовому соглашению, в котором детально устанавливаются права и обязанности работника и работодателя в сфере коммерческих секретов.

Наиболее сложным вопросом судебной практики, связанной с разрешением споров о коммерческой тайне, является вопрос о соотношении права работодателя на сохранение коммерческих секретов и прав работника, связанных с использованием полученных знаний в своих интересах. Как правило, пределы ограничений в отношении использования коммерческих секретов работодателя устанавливаются непосредственно в трудовом соглашении. Например, в соответствии с положениями заключенного трудового договора, на работника может быть возложена обязанность по неразглашению добросовестно полученной информации в течение определенного срока. Исполнение данной обязанности может быть обусловлено выплатой работнику компенсации. Кроме того, на работника может быть возложена обязанность отказаться от участия в конкурентной борьбе с бывшим работодателем, нарушение которой является основанием для применения мер гражданской ответственности. Следует отметить также, что правовое регулирование указанных отношений носит, в основном, диспозитивный характер, предусматривая значительную свободу договорных отношений.

Защита коммерческой тайны в Таиланде осуществляется на основе Закона о коммерческой тайне, который вступил в силу в июле 2002 года (Trade Secret Act). Закон содержит положения о защите коммерческой информации от несанкционированного разглашения, включая полномочия по установлению судебных запретов. Кроме того, закон устанавливает условия возмещения вреда, причиненного нарушением режима коммерческой тайны.

В соответствии с законодательством Таиланда, к коммерческой информации относятся коммерческие сведения, которые не являются общеизвестными и открытыми для свободного доступа в отношении лиц, которые обычно имеют дело со сходной информацией. К материалам, составляющим коммерческую тайну, относятся термины, понятия и сведения, выраженные и передаваемые в любой форме, включая формулы, работы, программы, методы, технологии или процессы. Закон разделяет коммерческую информацию на два вида. К первому виду относятся промышленные тайны, которые состоят из коммерческой информации, затрагивающей технические вопросы, связанные, например, с производственным процессом или химическими формулами. Ко второму виду относится коммерческая информация, включающая в себя методику продаж, договорные формы, клиентскую базу, рекламные технологии и т.д.

К существенным признакам коммерческой тайны относится также ее экономическая ценность, существующая благодаря отсутствию к ней свободного доступа. Помимо этого, в отношении коммерческой тайны должны быть приняты надлежащие меры по обеспечению ее секретности.

Следует учесть, что юридическая защита распространяется на любые неопубликованные результаты исследований, получение которых было связано с определенными затратами. Данное положение применяется, в частности, в том случае, если обладатель коммерческой тайны обязан предоставить соответствующие сведения уполномоченным государственным органам. Передавая государственным органам информацию о производстве и продаже товаров, производитель может потребовать обеспечения конфиденциальности этих сведений.

Обладатель коммерческой тайны определяется в законе как лицо, сделавшее открытие или изобретение, собравшее или создавшее коммерческие сведения, не затрагивающие коммерческую тайну других лиц. Кроме того, закон содержит понятие «оператора коммерческой тайны» (trade secret controller) – лицо, которое владеет коммерческой тайной и (или) лицо, которое осуществляет управление и контроль за ее использованием.

Закон прямо предусматривает права обладателя коммерческой тайны: право на раскрытие, передачу и использование, а также право передавать другим лицам свои полномочия с соблюдением необходимых условий конфиденциальности. Следует отметить, что коммерческая тайна может быть передана на основе правового акта или унаследована.

Под нарушением коммерческой тайны в законе понимается ее разглашение, передача или использование без правомерного согласия обладателя, в том случае, если это противоречит добросовестной предпринимательской практике. Таким образом, закон устанавливает, что нарушитель знает, или должен знать, что его действия не являются «добросовестными». К действиям, противоречащим добросовестной предпринимательской практике, относятся нарушение условий договора, злоупотребление доверием, подкуп, запугивание, мошенничество, хищение, покупку краденного имущества и промышленный шпионаж.

Закон предусматривает перечень действий, которые не считаются нарушением режима коммерческой тайны. В частности, разглашение или использование коммерческой тайны не считается нарушением, если получатель информации полагает, что другая сторона соглашения приобрела данные сведения путем посягательства на коммерческую тайну третьих лиц. Не считается нарушением разглашение коммерческой тайны государственными органами, если это было необходимо для защиты здоровья граждан или обеспечения безопасности, а также, если это было сделано в целях защиты публичных интересов.

В качестве мер судебной защиты коммерческой тайны предусматривается издание предварительного запрета, предписывающего нарушителю воздержатся от дальнейших действий, которые связаны с оспариваемой информацией, а также издание долговременного запрета, содержащего ограничения на конкретные действия, нарушающие коммерческую тайну. Закон устанавливает также право обладателя коммерческой тайны обратиться в суд с требованием о выплате компенсации. Определяя размер компенсации, суд, помимо компенсации реального ущерба, предписывает нарушителю выплатить истцу компенсацию в размере полученной от неправомерного использования коммерческой тайны прибыли. Кроме того, суд может руководствоваться принципом разумности. В случае, если нарушение коммерческой тайны было произведено с намерением причинить ущерб обладателю коммерческой тайны, суд может обязать ответчика выплатить истцу дополнительную компенсацию, не превышающую двойной размер причиненных убытков.

Закон предусматривает создание специального административного органа (Комитета по коммерческой тайне), в задачи которого входит обобщение и изучение вопросов, связанных с защитой коммерческой тайны и государственной политикой в сфере рынка технологий. В целях исполнения возложенных на Комитет функций, он наделен полномочиями по изданию обязательных предписаний о предоставлении документов и материалов. Кроме того, Комитет наделен правом рассматривать досудебные споры, связанные с нарушением коммерческой тайны.

В качестве мер уголовной ответственности за нарушение коммерческой тайны законодательство Таиланда предусматривает штраф и лишение свободы. Наиболее суровые меры ответственности предусмотрены за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны, сопряженные с исполнением должностных обязанностей. Таким образом, Закон 2002 года предусматривает более широкую защиту коммерческой тайны, чем ранее действовавшее законодательство, и устанавливает повышенную ответственность за ее разглашение.

Порядок и условия защиты коммерческой тайны предусматриваются также в законодательстве Канады, Мексики, Бразилии, Франции, Нидерландов, Бельгии, Венгрии, Чехии, Италии, Японии, Китая и других государств.

Так, в соответствии с законодательством Китая, понятие коммерческой тайны определяется как техническая и управленческая информация закрытого характера, обладающая признаком экономической или практической ценности, и в отношении которой принятые разумные меры по защите секретности. Юридическая защита устанавливается в отношении промышленных «ноу-хау», содержащихся в любых документах, дизайнерских проектах и чертежах. Закон устанавливает запрет на совершение действий, связанных с получением коммерческой тайны путем хищения, незаконного принуждения или другими неправомерными способами. Также закон запрещает разглашение и использование сведений, составляющих коммерческую тайну, полученных незаконными способами, а также с нарушением условий использования информации, предусмотренных соглашением между сторонами. Владелец коммерческой тайны, в отношении которого были совершены указанные действия, может обратиться в суд с требованием о возмещении причиненных убытков. В случае, если размер убытков не может быть точно определен, компенсация рассчитывается, исходя из размеров полученной нарушителем прибыли.

В соответствии с законодательством Кореи, в дополнение к решению о возмещении убытков и установлении запрета на действия, нарушающие коммерческую тайну, суд уполномочен принять меры к восстановлению деловой репутации обладателя коммерческой тайны, а также обязать ответчика уничтожить всю продукцию, производство которой основывалось на незаконном использовании коммерческих секретов. Уголовная ответственность предусматривается законом в отношении должностных лиц и наемных работников, передавших сведения, составляющие коммерческую тайну, третьим лицам в целях получения выгоды или в целях причинения убытков потерпевшему.

В соответствии с Гражданским кодексом Италии, наемный работник обязан соблюдать т.н. «долг верности». Закон устанавливает запрет на осуществление работником конкурентной деятельности, передачу или использование каким-либо способом сведений о предприятии или производственных процессах, если это может нанести ущерб предприятию. Следует отметить, что закон не устанавливает срок окончания действия «долга верности», а запрет на разглашение коммерческой тайны бывшего работодателя устанавливается независимо от того, каким образом работник приобрел соответствующие знания.

Гражданское законодательство Венгрии предусматривает возможность удовлетворения в судебном порядке следующих требований обладателя коммерческой тайны, чьи права были нарушены. Во-первых, истец обращается в суд с требованием о признании неправомерности раскрытия или использования коммерческой тайны. Во-вторых, в случае, если нарушение имеет длящийся характер или совершается неоднократно, суд может вынести запрет на совершение соответствующих действий. В-третьих, истец может потребовать возмещения убытков, а также принесения публичных извинений со стороны нарушителя. Кроме того, суд вправе принять решение о восстановлении прав истца за счет ответчика и об уничтожении продукции, произведенной с нарушением коммерческой тайны. В случае, если размер взысканной компенсации не соответствует тяжести проступка нарушителя, суд может обязать его уплатить штраф в государственную казну[13].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

К коммерческой тайне относятся содержание договоров и бизнес-планов предприятия, торговые и финансовые секреты, прогнозные оценки рынков сбыта и сегментов потребительских рынков, номенклатурные и ценовые стратегии предприятия, система организации управления предприятия в целом и ее отдельные функциональные подсистемы, а также «ноу-хау» на рецептуры и технологии, устройства и дизайнерские решения.

В.Ф. Яковлева отметила, что Закон «О коммерческой тайне» может лишь развивать, дополнять положения ст. 139 ГК РФ, однако он не вправе противоречить этой статье. Такого же мнения придерживается и А.П. Сергеев. Он считает, что если принимается закон, противоречащий ГК РФ, то одновременно должны быть внесены поправки и в ГК РФ. Однако ГК РФ является на сегодняшний день основным цементирующим звеном системы гражданского законодательства, и целесообразность внесения изменений в него следует проверять с особой тщательностью.

Трудовым, гражданским, уголовным законодательством предусмотрена дисциплинарная, имущественная и уголовная ответственность работника за разглашение или несанкционированное использование коммерческой тайны.

Следует отметить, что Закон не освобождает работника от ответственности за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, по требованию уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления. По требованию указанных органов информацию должен предоставлять ее обладатель. В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, представить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке. Таким образом, требование публичных органов о предоставлении сведений, составляющих коммерческую тайну, должно быть адресовано не работникам, а обладателю коммерческой тайны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2003.

2.     Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001. № 197 – ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г. // Российская газета, 2001. № 95.

3.     Закон РФ «О коммерческой тайне» // Российская газета. 5 августа, 2004.

4.     Закон РФ от 21.07.1993 г. «О государственной тайне».

5.     Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8.

6.     Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».

7.     Витушко В. А. Курс гражданского права: Общая часть. Т1: Научн.- практ. пособие.- Мн.: БГЭУ, 2001.

8.     Гражданское право / Под ред. С.Г. Митяева. М.: ПРИОР, 2003.

9.     Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001.

10.                      Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000.

11.                      Гудинов В. Ответственность за разглашение коммерческой тайны // Российская юстиция, 1998. № 2.

12.                      Свит. А.М. Охрана коммерческой тайны в рамках трудовых отношений // Трудовое право, 2005. № 1.

13.                      Сергеев А.П. Курс гражданского права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.


[1] См.: Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

[2] Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000.  С. 211.

[3] См.: Закон «О коммерческой тайне» // Российская газета. 5 августа, 2004. С. 6.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 2003. С. 94.

[5] Сергеев А.П. Курс гражданского права. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 109.

[6] Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юристъ, 2001. С. 192.

[7] См.: ст. 24 Закона РФ от 21.07.1993 г. «О государственной тайне».

[8] См.: п. 5 ст. 10 Закона «О коммерческой тайне».

[9] Гудинов В. Ответственность за разглашение коммерческой тайны // Российская юстиция, 1998. № 2. С. 46.

[10] См.: гл. 39 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001. № 197 – ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.12.2001 г. // Российская газета, 2001. № 95.

[11] Свит. А.М. Охрана коммерческой тайны в рамках трудовых отношений // Трудовое право, 2005. № 1. С. 27-29.

[12] Гражданское право / Под ред. С.Г. Митяева. М.: ПРИОР, 2003. С. 294.

[13] Витушко В. А. Курс гражданского права: Общая часть. Т1: Научн.- практ. пособие.- Мн.: БГЭУ, 2001. С. 113-114.