Содержание

1. Функции финансов и их взаимосвязь. 3

2. Факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций  6

3. Содержание, задачи и значение бюджетного контроля. Классификация бюджетного контроля, формы и методы его проведения. 11

Список литературы.. 16

1. Функции финансов и их взаимосвязь

В функциях финансов проявляется сущность этой категории, реализуются ее свойства. Конкретная реализация функций может изменяться под воздействием многообразных обстоятельств, но это не означает отмену самих функций.

Имеет смысл говорить о трех функциях: распределительной, регулирующей и контрольной.

Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов. Реализация этой функции отвечает на вопрос: Что, какие ресурсы вовлекаются в перераспределение?

Рисунок 1. Роль бюджета в перераспределении ВНП[1]

Объектами действия этой функции являются, во-первых, доходы населения. Часть их минует потребление и направляется на уплату налогов, а, значит, формирование бюджетного фонда.

Другая часть доходов населения поступает на финансовый рынок в виде сбережений для приобретения долевых ценных бумаг. Владение акциями не дает гарантированного дохода и возврата средств в отличие от облигаций, поэтому инвестирование средств в акции означает и перераспределение доходов, и формирование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, в орбиту перераспределения вовлекаются элементы фонда возмещения: амортизационные отчисления, излишки оборотных средств. Их перераспределение происходит через финансовый рынок и обеспечивает наиболее эффективное и рациональное использование временно свободных денежных средств предприятий.

В-третьих, в отдельные периоды времени в перераспределение вовлекается часть национального богатства - при приватизации государственной собственности, при использовании страховых фондов для восполнения ущерба от стихийных бедствий и др.

Таким образом, в процессе перераспределения доходов владельцев экономических ресурсов образуются вторичные, производные доходы у государства, формируются финансовые ресурсы субъектов хозяйствования. В результате складываются конечные пропорции использования национального дохода, формируется структура ВНП по расходам.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. В настоящее время через бюджет перераспределяется 35-50% национального дохода, тогда как перед Первой мировой войной она составляла в среднем 9-18%. Поэтому пренебрегать этой функцией или умалять ее значение в настоящее время значит - не учитывать возросшей роли государства и ее влияния на экономику любой страны. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства.

Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины.

Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов.

2. Факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций

На организацию финансов предприятия оказывает влияние два фактора: организационно-правовая форма хозяйствования и отраслевые технико-экономические особенности.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяется Гражданским кодексом РФ, в соответствии с которым юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Оно вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Юридическими лицами могут быть организации:

-         преследующие получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности – коммерческие организации;

-         не имеющие получение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие прибыль между участниками – некоммерческие организации.[2]

Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных предприятий.

Финансовые отношения возникают уже на стадии формирования уставного капитала хозяйствующего субъекта, который с экономической точки зрения представляет собой имущество хозяйствующего субъекта на дату его создания. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента его регистрации.

Организационно-правовая форма хозяйствования определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного капитала. Формирование имущества коммерческих организаций основано на принципах корпоративности. Имущество государственных предприятий формируется на базе государственных средств.

Участники полного товарищества создают уставной капитал за счет вкладов участников, и по существу уставной капитал полного товарищества является складочным капиталом. К моменту регистрации полного товарищества его участники должны внести не менее половины своего вклада в складочный капитал. Остальная часть должна быть внесена участниками в оговоренные в учредительном договоре сроки. При невыполнении этого правила, участник обязан уплатить товариществу 10% годовых, с суммы невнесенной части вклада и возместить понесенные убытки. Участник полного товарищества имеет право с согласия остальных участников передать свою долю в складочном капитале или ее часть другому участнику товарищества или третьему лицу.[3]

В учредительном договоре товарищества на вере оговариваются условия о величине и составе складочного капитала, а также размер и порядок изменения долей каждого из полных товарищей в складочном капитале, состав, сроки внесения вкладов и ответственность за нарушение обязательств. Порядок формирования уставного капитала аналогичен порядку его формирования в полном товариществе. Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется только полными товарищами. Участники-вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности и являются, в сущности инвесторами.

Уставной капитал общества с ограниченной ответственностью формируется также за счет вкладов его участников. Минимальный размер уставного капитала в соответствии с законодательством установлен в размере 10000 рублей на день регистрации общества и должен быть оплачен не менее чем на половину. Оставшаяся часть должна быть оплачена в течение первого года деятельности общества. При нарушении данного порядка общество должно либо уменьшить свои уставной капитал и зарегистрировать это уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации. Участник общества вправе продать свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам общества либо третьему лицу, если это оговорено в уставе. Аналогично формируется уставный капитал общества с дополнительной ответственностью.

Акционерные общества образуют уставный (акционерный) капитал исходя из номинальной стоимости акций общества. Минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества установлен в размере 100000 рублей на день регистрации общества. Уставный капитал формируется путем размещения простых и привилегированных акций.

В таких сферах предпринимательской деятельности, как производство и сбыт промышленной и сельскохозяйственной продукции, торговля, бытовое обслуживание и др., предпочтительной формой предпринимательской деятельности является производственный кооператив. Имущество ПК состоит из паевых взносов его членов в соответствии с уставом кооператива. ПК может создавать неделимые фонды за счет определенной части имущества, если это оговорено в уставе. К моменту регистрации ПК каждый его член обязан внести не менее 10 % своего паевого взноса, а оставшуюся часть- в течении года с момента регистрации.

Прибыль коммерческих организаций, остающаяся после ее распределения в общем установленном порядке, распределяется между участниками на принципах корпоративности.

По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:

-         между учредителями в момент создания предприятия - связаны с формированием уставного капитала;

-         между предприятиями и организациями – связаны с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости;

-         между предприятиями и его подразделениями – по поводу финансирования расходов, распределения и использования прибыли, оборотных средств;

-         между предприятиями и его работниками – при распределении и использовании доходов, выпуске акций и облигаций, выплате процентов, взыскании штрафов, удержании налогов;

-         между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финасово-промышленных групп;

-         между коммерческими организациями и предприятиями – связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием, долевым участием в создании совместных предприятий;

-         между предприятиями и финансовой системой государства – при уплате налогов и осуществлении других платежей в бюджет;

-         между предприятием и банковской системой – в процессе хранения денег в коммерческих банках, уплаты процентов за банковский кредит, оказания других банковских услуг;

-         между предприятиями и страховыми компаниями и организациями – при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков;

-         между предприятиями и инвестиционными институтами – в ходе размещения инвестиций, приватизации и др.[4]

Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения, все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств.

Финансы коммерческих организаций являются важной сферой финансовых отношений. Современные условия воспроизводства, обострение конкурентной борьбы актуализировали вопросы управления финансами коммерческих организаций. Поэтому приобретают важность рассмотрение таких вопросов как сущность, функции и принципы, факторы, влияющие на организацию финансов коммерческих организаций, прибыль и рентабельность.

3. Содержание, задачи и значение бюджетного контроля. Классификация бюджетного контроля, формы и методы его проведения

Бюджет является зеркалом государства, его экономического, социального и политического положения. Контроль за исполнением бюджета различных уровней - важнейшая функция государства.

Бюджетный контроль – органическая составная часть государственного финансового контроля, посредством которого в процессе составления проекта бюджета, его рассмотрения и составления отчета о его исполнении проверяется образование, распределение и использование бюджетных средств.[5]

Цель бюджетного контроля – обеспечение наиболее полной мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, целевое и эффективное использование бюджетных средств. Главной целью бюджетного  контроля является соблюдение законов и подзаконных актов, правильность и своевременность поступлений налогов в бюджет, соблюдение финансовой дисциплины и режима экономии в расходовании бюджетных средств.

          В Бюджетном кодексе определены по времени проведения три формы бюджетного контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами государственной власти и органами местного самоуправления: предварительный, текущий и последующий.[6]

. Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и материальных ценностей. Он проводится при составлении проектов бюджета, проверке представленной в финансовые органы проектов смет и расчетов к бюджету для предотвращения завышения бюджетных ассигнований и повышения эффективности распределения бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе финансирования из бюджета, анализа периодической отчетности, перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюджетных средств. Основная задача текущего контроля - обеспечение расходования бюджетных средств в соответствии с выполнением программ и планов производств, показателей и освоением ранее выделенных средств, предупреждение излишеств в расходовании бюджетных средств.

Последующий контроль проводится после поступления доходов в бюджет и финансирования из бюджета при рассмотрении и анализе отчетов об исполнении бюджетов, отчетов и бухгалтерских балансов распорядителей бюджетных средств, а также при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности. Цель последующего контроля - выявление допущенных нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюджетных средств, разработка предложений по их устранению, укреплению финансовой дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюджетного и иного законодательства РФ.

Субъектами осуществления бюджетного контроля являются: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам внебюджетных фондов. Министерство финансов осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств (бюджетополучателями), за соблюдением общих и специальных принципов бюджетного и бюджетно-сметного финансирования. В некоторых случаях, специально оговоренных в Бюджетном кодексе, Министерство финансов осуществляет контроль за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов (например, при предоставлении финансовой помощи субъекту Федерации или местному бюджету). Министерство финансов также организует контроль и проверки юридических лиц - получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.[7]

Аналогичные контрольные функции возложены на финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств в части их целевого обеспечения и своевременного возврата, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами; проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий и бюджетных учреждений.

Особое значение имеет осуществление бюджетного контроля в процессе подготовки и рассмотрения отчета об исполнении бюджета. При выявлении фактов нарушения бюджетного законодательства (несоответствия бюджета утвержденному закону о бюджете, не введении режима сокращения и блокировки расходов) соответствующий представительный орган вправе отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации для проверки обстоятельств, приведших к нарушениям, и привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

 

Список литературы

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30 ноября 1994 г.; Часть вторая от 26 января 1996 г.. (с изменениями и дополнениями.) // Собрание законодательства РФ.

2.     Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е изд., доп. и перераб.-М., 2002

3.     Бюджетный процесс в Российской Федерации / Л.А. Баранова, О.В. Врублёвская, Т.Е. Косарева, Л.А. Юринова. -М.: Перспектива Инфра-М, 2001.

4.     Интернет – ресурс Сайт «Бюджетная система Российской Федерации» // www.budgetrf.ru

5.     Финансовое право / Отв. ред. Химичева Н.И. — М., 2002.

6.     Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие /Под ред. Мазурина Т.Ю. – М.: Издательство РИОР, 2005г.

7.     Финансы предприятий в вопросах и ответах: учеб. пособие/Под ред. Кондрашовой А.В. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005г.

8.     Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Черновой. -М.: ТК Велби, 2004. - 398 с.

9.     Финансы. \ под ред. А.М, Ковалёвой - М., Финансы и статистика - 2001 г.

10.                       Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001


[1] Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Черновой. -М.: ТК Велби, 2004. - 398 с.

[2] Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие /Под ред. Мазурина Т.Ю. – М.: Издательство РИОР, 2005г.

[3] Финансы, деньги, кредит: Учеб. пособие / Под ред. Е.Г. Черновой. -М.: ТК Велби, 2004. - 398 с.

[4] Финансы организаций (предприятий): Учеб. пособие /Под ред. Мазурина Т.Ю. – М.: Издательство РИОР, 2005г.

[5] Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна.-5-е изд., доп. и перераб.-М., 2002

[6] Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001

[7] Экономический словарь / Под ред. А.И. Архипова.-М., 2001