Содержание

 

 

 

 

 

 

1. Функции предпринимательства. 3

2. Виды планов и их взаимосвязь. 10

Список литературы.. 17

 

1. Функции предпринимательства

Понятие «функция» произошло от латинского слова functio – исполнение, осуществление и объясняется в энциклопедическом словаре как деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Под экономической функцией следует понимать форму реализации или внешнее проявление свойств субъекта или объекта (отдельного индивида, группы, организации, института и т.д.)

Разделяют функции на явные и латентные. Явные функции совпадают с открыто провозглашенными целями и задачами организации, института, системы, а латентные (скрытые) функции проявляются лишь с течением времени и в какой-то степени отличаются от провозглашенных намерений участников. Деятельность предпринимателя нацелена на его предприятие. В этой деятельности предпринимателя проявляются явные функции.[8, c.24]

Р.Барр классифицирует явные функции следующим образом:

1. организация производства, которая включает следующие операции: оценка экономической ситуации, выработка плана действий, организация административного управления, контроль за выполнением плана;

2. взятие на себя риска. Предприниматель постоянно рискует, он производит продукцию на неизвестный рынок, спрос на котором он может только предугадать. Его интуиция вознаграждается прибылью, а недостаточная активность наказывается потерями или крахом. Но Р.Барр подчеркивает, что риск, может быть локализован концепцией предприятия, разработкой производственного плана и его выполнением;

 3. исполнение властных функций. Предприниматель является руководи­телем предприятия. Он имеет принуждающую власть над теми, кто работает под его руководством. «При любом типе организации, — констатирует Р. Барр, ссы­лаясь на Ф. Перру, - первейшая и неотчуждаемая характеристика руководителя производственной единицы заключается в том, что он не является таким же ра­ботником, как другие. Ему принадлежит власть; он разумно пользуется при­нуждением, чтобы сделать совместимыми между собой и совместимыми с целью, поставленной перед производственной единицей, планы участников процесса производства, будь то рабочие или капиталисты. Эта функция хозяина никогда не переходит к простому работнику».[2, c.109]

Й.Шумпетер в «Теории экономической эволюции» сформулировал функции предпринимательской деятельности, отражающие не только внутреннюю организацию дела, но и внешнюю экспансию хозяйственной власти предприятия в ходе конкурентной борьбы. К ним относятся следующие функции:

• производство нового, еще незнакомого для потребителя материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

• введение новых методов производства, не приме­нявшихся  ранее;

• освоение новых экономических рынков сбыта или более широкое и глу­бокое использование прежнего;

• освоение новых источников и видов сырья;

• осуществление новой организации производства и сбыта.

Все эти функции можно отнести к явным, так как они способствуют достижению индивидуальных целей предпринимателя, среди которых выделяется прибыль как мера предпринимательского успеха.

А.Смит остроумно заметил, что «не на щедрость мясника, пивовара или булочника рассчитываем мы, предвкушая свой обед, а на то, что они будут блюсти свой частный интерес... (каждый), преследуя особенный интерес и ведомый невидимой рукой, достигает таких результатов, которые даже не входили в его намерения». Таким образом предприниматель — мясник, пивовар, булочник — выпол­няет не только свою явную индивидуальную функцию личного обогащения, но и латентную, общественную по своему характеру функцию удовлетворения обще­ственных материальных потребностей в продуктах питания, платежеспособного покупательского спроса на их сосиски, пиво и бублики. Уже это дает осно­вание на выделение в структуре экономических функций предприни­мательской деятельности наряду с явными, индивидуальными латентных, но общественных по своему характеру функций.

К латентным функциям относят следующие:

1. Функция оптимального комбинирования факторов производства и тем самым наиболее эффективного использования экономических ресурсов — материальных, финансовых, трудовых, интеллектуальных и д.р. Эта функция позволяет эффективно управлять собственными, заемными, и другими, находящимися в распоряжении  субъекта предприниматель­ской деятельности экономическими ресурсами. Если данная функция не выполняется предпринимателем, то он перестает быть таковым и приобретает статус банкрота, т.е. несостоявшегося предпринимателя. Выполнение  этого эффекта, основанного на личном интересе, который состоит в том, чтобы не растратить, не потерять, а наоборот, приумножить свой ресурсный потенциал, обеспечивает высокую эффективность функционирования хозяйственной системы рыночной эконо­мики в целом.

2. Функция обеспечения образования общественного продукта и содейст­вия распределению национального дохода. Цены факторов, комбинируемых предпринимателем (труд, земля, капитал) для получения продукта, образуют доходы собственников этих факторов (заработная плата, земельная рента, процент на капитал), выплачиваемые им рабочим, землевладельцу и собст­веннику капитала, чтобы распоряжаться ими, вместе с тем являются и их до­ходами.

3. Функция организации производства, о которой говорил А. Маршалл, имеет многочисленные формы: организация отдельного предпри­ятия, организация различных предприятий, занимающихся одной и той же де­ятельностью, организация различных видов деятельности по отношению друг к другу и организация государства, обеспечивающего безопасность всех и оказывающего помощь многим. Это дает основание для включения в структуру форм вознаграждения за использование факторов не только прибы­ли предприятия, но и в известной части налога на прибыль, выступающего в данном случае не столько инструментом фискальной политики государства, сколько инструментом его вознаграждения «за обеспечение безопасности всех и организацию помощи многим», т.е. за обеспечение общих условий про­изводственно-хозяйственной деятельности предприятий (79,80).

4. Функция эффективного и полного удовлетворения платежеспособного спроса населения на товары и услуги. Потребности общества, отраслей, реги­онов, предприятий и организаций, каждого человека столь раз­нообразны, что никакому государственному органу, пусть даже с помощью сверх­современной компьютерной техники, не возможно их учесть в полном объеме. С течением времени эти потребности умножаются, персонифицируются в неви­данных ранее масштабах. И только предприниматель, гибко реагируя на скла­дывающуюся ситуацию, способен сравнительно успешно учесть эти потреб­ности и удовлетворить их.

Например, в США бытовая техника производится более чем 400 компаниями (не считая компаний-субподрядчиков, поставщиков комплектующих узлов). Выпуском только мелких бытовых приборов (вентиляторов, кофеварок, миксеров, утюгов и т. п.) занято свыше 200 компаний. Почти 30 компаний выпускают пылесосы, около 90 — швейные машины.

5. Инновационная функция предпринимательства обусловлена самим характером предпринимательской деятельности, стремлением выиграть в конкурентной борьбе, расширить и укрепить свой сегмент рынка. В условиях жесткой конку­рентной борьбы сделать это можно исключительно за счет внедрения в производство достижений научно-техничес­кого прогресса.

6. На наш взгляд, среди функций предпринимательства необходимо выделить еще функцию самообновления и самоорганизации индивидуальных предприятий, осуществляющих во взаимодействии с микро- и макро средой их функционирование с целью изменения среды обитания до качественно новых форм. Для этого предприниматель использует поддержку науки, образования, культуры,  благотворительность и т.д. [7, c.88]

Предприятия, организации и другие предпринимательские структуры являются открытыми системами, т.е. обменивающимися энергией или веществом с окружающей средой. В теориях эволюции основное внимание обращается на воздействие окружающей среды на систему. В изменении или возникновении новых факторов среды в прошлом видели главную движущую силу эволюции. С точки зрения парадигмы самоорганизации условием развития систем является взаимодействие системы и окружающей среды. В результате взаимодействия происходит обмен веществом, энергией, информацией между системой и ее окружением. Благодаря этому возникает и поддерживается неравновесность, а это приводит к спонтанному возникновению новых структур. Таким образом, самоорганизация выступает как источник эволюции систем, так как она служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии системы.

Рассмотрим явные функции малого, среднего и крупного предпринимательства. В ос­новных  чертах они совпадают. Различия заключаются в потенциальных возможностях каждого вида предпринимательства реализации этих функций наиболее эффективным способом. Например, функция организации производства, которая предусматривает оценку экономической ситуации, выработку плана действий, организацию ад­министративного управления и контроль за выполнением плана, наиболее эффективно реализуется крупным предпринимательством в силу превосходства внутренней организации и вытекающей из нее экономии из-за масштабности производства. В силу этих причин именно крупное, а не мелкое предпринимательст­во, извлекает основную выгоду из научно-технического прогресса, поскольку сравнительно быстро может увеличить свой основной капитал и использовать самые продуктивные методы и технологии производства.

Крупное предпринимательство распространяет свою хозяйственную власть не только на собст­венное дело и его структуры, дочерние фирмы, но и на предприятия, установившие с крупными корпорациями кооперационные и иные хозяйственные связи.

Особой спецификой характеризуются латентные функции малого и крупно­го предпринимательства. Малое предпринимательство обладает по­вышенной инновационной активностью. Свобода поисков и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма в рассмотрении вопросов, готовность к риску, быстрая апробация выдвинутых оригинальных предположений — вот перечень отличительных черт научно-технической деятельности небольших компаний. Из-за ограниченности финансовых средств малый бизнес заинтересован в ускоренной разработке новых технических проектов и технологий, которые затем в массовом порядке начинают исполь­зоваться крупными предприятиями, извлекающими из этого основную выго­ду от новшеств, которые уже апробированы малым предпринимательством.

Весьма значимой латентной общественной функцией малого предприни­мательства служит функция обеспечения расширенного воспроизводства повышенной мобильности и гибкости рыночной экономики.

Общественно значимой латентной функцией малого предприни­мательства является функция формирования среды и духа предпринима­тельства, без которых рыночная экономика невозможна. В отличие от крупного малое предпринимательство в большинстве его форм доступно очень многим уже потому, что не требует внушительных первоначальных вложений капита­ла. Невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения или реконструк­ции по сравнению с крупными объектами являются важными преимуществами малых хозяйственных форм.

Необходимо также выделить существенную латентную функцию малого пред­принимательства - функцию поддержания и укрепления по­литической и социальной стабильности в обществе. Это достигается посредством создания малым бизнесом новых рабочих мест, а также расшире­ния слоя собственников.

Важную роль играет латентная общественная функция малого предпринимательства - финансовое наполнение доход­ной части местных бюджетов, поскольку его налогообложение в большинст­ве стран Запада осуществляется на муниципальном уровне. Постепенно аналогичная ситуация начинает складываться и в России.[9, c.214]

Специфичными являются латентные общественные функции крупного предпринимательства. В первую очередь к их числу следует отнести функцию осу­ществления реальной хозяйственной власти в стране.

Функцию внешнеэкономического представительства национальной эко­номики также в известной мере можно отнести к числу латентных общественных функций крупного предпринимательства. Именно крупный бизнес является доми­нирующим субъектом международной внешнеэкономической деятельности. Особенно велика в этой сфере роль транснациональных корпораций (ТНК), господствующих на международных рынках продуктов.

Общественно значимой латентной функцией крупного предприниматель­ства является функция обеспечения стабильной занятости, професси­онального и служебного роста подавляющей части населения. В силу фактического отсутствия возмож­ностей получения кредитов, высокой степени предпринимательского риска малые предприятия разоряются гораздо чаще, чем крупные.

К числу латентных общественных функций крупного предпринимательст­ва относится и функция наполнения доходной части государ­ственного бюджета страны.

Столь же значимой латентной общественной функцией крупного предпри­нимательства выступает функция определяющего воздействия на специа­лизацию национальных экономик и регионов страны.

Однако особо общественно значимой и одновременно латентной для крупного предпринимательства является функция мультипликатора, движу­щей силы экономического роста.


2. Виды планов и их взаимосвязь

В приложении к социально-экономическим системам, к которым относятся любые формы организации бизнеса, управление представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему с помощью общих функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образует замкнутый повторяющийся цикл управления: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ и так далее.

Планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определения путей наиболее эффективного их достижения. Эти установки, разрабатываемые чаще всего в виде дерева целей, характеризуют желаемое будущее и, по возможности, численно выражаются набором показателей, являющихся ключевыми для данного уровня управления.

Выделяют три основных причины необходимости составления плана:

-         неопределенность будущего;

-         координирующая роль плана;

-         оптимизация экономических последствий.[4, c.79]

Если исходить из посылки, что планирование является управленческой функцией, то и планирование затрат предприятия в области производства необходимо рассматривать как составную часть разработки производственного и финансового планов, направленных на расчет прибыли от реализации произведенной продукции (работ, услуг) и общей прибыли предприятия.

В процессе разработки долгосрочных планов для выбора правильного решения необходимо обладать информацией:

-       о предполагаемых затратах на производство продукции (работ, услуг);

-       об уровне затрат в целом в отдельные периоды;

-       о потребности в инвестициях.

На основании этой информации принимается решение:

-       какие товары продавать на том или ином рынке;

-       по каким ценам;

-       как осуществлять финансирование;

-       где лучше размещать производство.

Если бы будущее компании было абсолютно предопределено, не нужно было бы постоянно разрабатывать планы, совершенствовать методы их составления и структурирования. Отсюда следует, что главная цель составления любого плана не определение точных цифр и ориентиров, поскольку сделать это невозможно в принципе, а идентификация по каждому из важнейших направлений некоторого «коридора», в границах которого может варьировать тот или иной показатель.

Смысл координирующей роли плана состоит в том, что наличие хорошо структурированных, детализированных и взаимоувязанных целевых установок дисциплинирует как перспективную, так и текущую деятельность, приводит её в определенную систему, позволяет хозяйствующему субъекту работать без существенных сбоев. Эта роль особенно проявляется в крупных компаниях, имеющих сложную структуру управления.

Последняя причина в составлении планов заключается в том, что любое рассогласование деятельности системы требует прямых или косвенных финансовых затрат на его преодоление. Вероятность наступления подобного рассогласования гораздо ниже, если работа осуществляется по плану. Кроме того, негативные финансовые последствия при этом менее значительны.

Исходя из специфики функционирования, составляют стратегические, тактические и оперативные планы. При этом двух-, трехлетний план развития предприятия должен включать следующие разделы:

-       ·концепция развития (основные направления развития, цели предприятия, ресурсы и их использование);

-       ·план производственной деятельности;

-       ·финансовый план;

-       ·план инвестиций.

В годовой план текущей деятельности предприятия включаются два раздела (рис 1.): план производственной деятельности и финансовый план.


 
План производственной деятельности предприятия включает план сбыта (реализации) продукции, производственную программу, план материально-технического обеспечения, план по персоналу, плановый расчет себестоимости продукции и план доходов.

Основными показателями плана могут быть:

-         ·номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг);

-         ·объем реализации (выручка);

-         ·себестоимость продукции;

-         ·прибыль от производства и реализации продукции.

 
















Структуру плана производственной деятельности иллюстрирует таблица1.[10, c.23]

Таблица 1

 

Финансовый план обеспечивает прозрачность финансово-экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов и является основным элементом управления финансами предприятия.

Разработка финансового плана позволяет совместить интересы развития предприятия, наличие достаточного уровня финансовых ресурсов для осуществления функционирования, обеспечения платежеспособности.

В основе финансового планирования лежат стратегический и производственные планы.

Стратегический план подразумевает формулирование цели, задач, масштабов и сферы деятельности компании. Эти цели, как правило, формулируются на качественном уровне или в виде довольно-таки общих количественных ориентиров.

Производственные планы составляются на основе стратегического плана и предусматривают определение производственной, маркетинговой, научно-исследовательской и инвестиционной политики.

В рамках стратегического планирования целевые установки могут упорядочиваться различными способами, однако, как минимум, выделяются четыре типа целей:

-         рыночные: какой сегмент рынка товаров и услуг планируется охватить, каковы приоритеты в основной производственно-коммерческой деятельности компании;

-         производственные: какие структура производства и технология обеспечат выпуск продукции необходимого объема и качества;

-         финансово-экономические: каковы основные источники финансирования и прогнозируемые финансовые результаты выбираемой стратегии;

-         социальные: в какой мере деятельность компании обеспечит удовлетворение определенных социальных потребностей общества в целом или отдельных его слоев.[10, c.24]

В любом случае среди основных целей, ради достижения которых разрабатываются стратегические планы, всегда присутствует комбинация «товар – рынок». То есть, основное предназначение подобного плана – обоснование того, какой товар должен производиться и где он может быть реализован. Кроме определения целей план также должен включать их обоснование. Именно поэтому составной частью любого стратегического плана является финансовая составляющая.

Стратегический план может иметь следующую структуру:

Раздел 1. Содержание и целевые установки деятельности организации.

Излагаются предназначение и стратегическая цель деятельности организации, масштабы и сфера деятельности, тактические цели и задачи.

Раздел 2. Прогнозы и ориентиры.

Приводятся прогнозы экономической ситуации на рынках капиталов, продукции и труда, намеченные перспективные ориентиры по основным показателям.

Раздел 3. Специализированные планы и прогнозы.

Производство, маркетинг, финансы (финансовый план), кадровая политика, инновационная политика (научно-исследовательские и конструкторские разработки), новая продукция и рынки сбыта.

Финансовый план представляет собой документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий её доходы и расходы. В процессе финансового планирования:

-         идентифицируются финансовые цели и ориентиры фирмы;

-          устанавливается степень соответствия этих целей текущему финансовому состоянию фирмы;

-         формулируется последовательность действий по достижению поставленных целей.

Известны два типа финансовых планов – долгосрочный и краткосрочный. Основное целевое назначение первого – определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы. Целью второго является обеспечение постоянной платежеспособности фирмы.

Выделяют следующие этапы процесса финансового планирования:

-         анализ финансового положения компании;

-         составление прогнозных смет и бюджетов;

-         определение общей потребности компании в финансовых ресурсах;

-         прогнозирование структуры источников финансирования;

-         создание и поддержание действенной системы контроля и управления;

-         разработка процедуры внесения изменений в систему планов.

С позиции практики рекомендуется готовить несколько вариантов финансового плана: пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический. При подготовке плана нужно учитывать:

-         наличие ограничений, с которыми сталкивается предприятие: требования по охране окружающей среды; требования рынка по объему, структуре и качеству продукции; технические, технологические и кадровые особенности данного предприятия;

-         дисциплинирующую роль плана для работы финансового менеджера;

-         условность любых планов в силу естественной неопределенности экономической ситуации в глобальном и локальном масштабах.

В наиболее общем виде финансовый план представляет собой документ, содержащий следующие разделы:

1. Инвестиционная политика.

-       Политика финансирования основных средств.

-       Политика финансирования нематериальных активов.

-       Политика в отношении долгосрочных финансовых вложений.

2. Управление оборотным капиталом.

-       Управление денежными средствами и их эквивалентами.

-       Финансирование производственных запасов.

-       Политика в отношениях с контрагентами и управление дебиторской задолженностью.

3. Дивидендная политика и структура источников.

4. Финансовые прогнозы.

-       Характеристика финансовых условий.

-       Доходы фирмы.

-       Расходы фирмы.

-       Прогнозная финансовая отчетность.

-       Бюджет денежных средств.

-       Общая потребность в капитале.

-       Потребность во внешнем финансировании.

5. Учетная политика.

6. Система управленческого контроля.

Как очевидно, финансовый план достаточно сложен как по структуре, так и по содержанию и для его разработки требуются усилия специалистов различных подразделений компании.[1, c.64]


Список литературы

1.            Баканов М.И. Теория предпринимательской деятельности: учебник для ВУЗов, 3-е издание. – М.: Финансы и статистика, 2003.

2.            Барр Р. Законы успешного предпринимательства. – М.: Филин, 2004.

3.            Жилинский  С. З. Правовые  основы предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. - М.: изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 2004.

4.            Маховой Т.О. Теория и практика организации предпринимательской деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

5.            Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие/ А.К. Казанцев, А.А. Крупанин. – М.: ИНФРА-М, 2003.

6.            Осипова Ю.М. Основы предпринимательского дела. - М.: Экономика, 2004.

7.            Семеусов В. А.  Предпринимательство и право: Учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2003.

8.            Шамхалов Ф. Предпринимательская деятельность – М.: Наука, 2001.

9.            Эклунд К. Эффективная экономика. - М.: Экономика, 2002.

10.       Григоренко С. Планирование в предпринимательской деятельности // Хозяйство и право. - 2003. - № 5. - С. 18-27.