Оглавление

Введение. 3

1. Цивилизации Древнего мира. 4

2. Социально-экономическое развитие России в 19 веке. 7

3. Европейские революции 16-17 веков. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 15

Введение

        

          В данной работе будут рассмотрены три различных вопроса: цивилизации Древнего мира; социально-экономическое развитие России в 19 веке; европейские революции 16-17 веков.

          С каждым днем мы узнаем все больше и больше о древних цивилизациях, древних народах и их религиях. Жизнь людей, живших в то далекое время, настолько отличается от сегодняшней, что большинство их обычаев, поступков нам трудно понять, они вызывают у современного человека лишь удивление. Чтобы подробнее ознакомиться с культурой Древних цивилизаций, в работе будут рассмотрены две великие цивилизации: Египетская и Вавилонская.

Вторым вопросом работы является социально-экономическое развитие России в 19 веке. В рамках этого вопроса будет рассмотрено социально-экономическое развитие страны в первой половине века и во второй, выделены основные особенности каждой.   

Европейские революции 16-17 веков – третий вопрос работы. Европейские революции этого времени имели значение для политики других государств мира. В работе будут выделены предпосылки революций, их особенности и итоги.     

1. Цивилизации Древнего мира

Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникали, начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту.

Как острова посреди обширных пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства - рабовладельческие деспотии. Их экономика была проста, основана на обширном землевладении. Сельская община - прямой потомок родовой общины, застойный, малоспособный к развитию организм. И так же, из века в век, воздвигались усилиями человеческого муравейника колоссальные храмы, дворцы и гробницы царей. Рабство сделало возможным грандиозное строительство, которое находилось в странном контрасте с примитивностью производственной основы.

Искусство тяготело к грандиозным масштабам, к монументальным геометрическим формам. Не странно ли: почему тогда на заре истории, когда орудия были сравнительно примитивны, а кругозор человека ограничен, - почему именно тогда он создал культ гигантского и величественного?

В этом, видимо, была известная историческая закономерность: ведь переход от первобытного строя к основанной на рабстве цивилизации был действительно гигантским переворотом. Впервые человек стал создавать «вторую природу»: он возводит ирригационные сооружения, обрабатывает металлы, путешествует по морям, составляет карту звёздного неба, закладывает основы медицины и математики. Он начинает сознавать себя венцом природы, а не игрушкой её и не пасынком.  Никогда в последствии, ни в феодальную, ни в капиталистическую эпоху, не был с таким пафосом самоутверждения выражен в искусстве идеал исполина, победителя, как в древности. Но переход к цивилизации не только раскрепостил человеческие силы, – он принёс и порабощение человека человеком. Непрерывные завоевательные походы доставляли ему рабов, черную рабочую силу.

Властелин окружался ореолом божественности. Невозможно было признать его просто человеком:  если он такой же, как всё, то откуда же его господство? Оно приписывалось загадочной силе, родственной силам природных стихий. Только стихии могут справиться со стихиями. И художественное мышление создаёт образы сверхчеловеческие, уподобленные небесным светилам, горам, зверям. Оно рисует владык, стоящих высоко над миром, способных мановением руки покорять врагов.[1]    

Среди древневосточных государств было одно, которое просуществовало, сравнительно мало изменяясь, больше трёх тысяч лет и создало особенно высокую и утонченную культуру. В его искусстве сконцентрировалось все характерные черты стиля деспотий с их «гигантоманией», но оно преодолело грубую тяжеловесность и выработало художественные формы несравненного благородства и чистоты. Религия и культура этого государства питали собой и культуру Ассирии, Финикии, Иудею и, наконец, Греции. Это государство Древнего Египта в долине Нила.

Слово «Египет» восходит к греческому словосочетанию «айгита», т.е. дар реки. Это слово применялось сначала для обозначения только Мемфиса, а потом и всей цивилизации. Сами египтяне называли свою страну Кимед – черная змея, т.е. темный цвет плодородной земли связывается с представлением о вечной жизни. Египет относится к тем немногим странам, территория которых расположена на двух континентах в Азии и в Африке. Египет – оазис, отвоеванный Нилом у пустыни и частью построенный в море. Египет был населен смешанной рассой. Первобытный язык Египта халитский.

Одной из первых форм власти в Египте была власть священнослужителей – теократия. Она выросла из авторитета, которым обладало жречество. Второй вид власти – деспотия. Египетские фараоны не олицетворяли волю божества, они сами были божествами. Это – одна из особенностей египетской религии. Отсюда появляется ритуал бальзамирования. Главное отличие религии обуславливалось природой страны. Религия проникнута мифом об Осирисе – боге плодородия и вечного обновления. Некоторые из богов египетского пантеона были настолько древними, что более походили на животных, поэтому в Египте обожествляли животных. 

Византия, - одно из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди  всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром  своеобразной и воистину блестящей культуры. Если пытаться отделить византийскую цивилизацию от цивилизации Европы, Переднего и Ближнего  Востока, то наиболее важными будут следующие факторы:

1.     В Византии была языковая общность (основным языком был  греческий);

2.     В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);

3.     В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.

4.     Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.[2]

Это все, конечно, не исключает того, что византийская цивилизация, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств.

2. Социально-экономическое развитие России в 19 веке.

В первой половине 19 века территория Российской империи выросла до 18 млн. кв. км в Восточной Европе, Азии (Сибирь и Кавказ), Северной Америке (Аляска). Население увеличилось почти вдвое и составляло более 70 млн. человек. Богатые ресурсы: леса, реки, распаханные угодья, полезные ископаемые (руды, уголь, нефть, драгоценные металлы и камни) давали все необходимое для быстрого промышленного развития. Природное, хозяйственное и этническое разнообразие обусловливало специфику разных районов страны.

 В первой половине XIX в. территория Российской империи делилась на губернии и области, которые, в свою очередь, подразделялись на уезды. Количество губерний за первую половину века увеличилось в 1,5 раза за счет присоединения к России новых территорий, разукрупнения отдельных губерний или преобразования некоторых областей (Астраханской, Таврической) в самостоятельные губернии. Часть губерний объединялась в генерал-губернаторства и наместничества (Кавказское). Особый статус имели Великое княжество Финляндское, присоединенное к России в 1809 г., и Царство Польское, образованное в 1815 г. из части польских земель.

Россия представляла собой абсолютистское и крепостническое госу­дарство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивавший все нити управления в своих руках. Основной социально-политической силой оставались дворяне. Государство в лице самодержавия в своей внутренней и внешней политике всеми средствами поддерживало их и мало заботилось об интересах складывающейся российской буржуазии. Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне, разделенные на несколько категорий (помещичьи), или частновладельческие, государственные, удельные, экономические - бывшие монастырские и др.). Жители городов - купцы и мещане - составляли всего несколько процентов населения.[3]

Для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Обновление - расширение товарно-денежных отношений и применение вольнонаемного труда, начало технического перевоо­ружения промышленности — сочеталось с натурально-патриархальным укладом, крепостнической системой хозяйствования, использованием внеэкономического принуждения, рутинным состоянием техники. Капиталистический способ производства требует, во-первых, рынка свобод ной   наемной   рабочей   силы,   во-вторых,   капиталов,   т.е.   денежных средств, вложенных в производство, и, в-третьих, относительно высокой покупательной способности населения. Однако крепостническая система препятствовала складыванию этих условий, тормозила развитие производительных сил и, следовательно, мешала модернизации страны.

Россия шла своим путем, во многом отличавшимся от Запада. Бур­жуазные революции, произошедшие в Англии, Франции и других стра­нах, миновали Россию. В течение первой половины XIX в. она сохраня­ла свое традиционное экономическое и социальное устройство. Тем не менее,   объективные,   общенациональные   потребности   государства   и субъективные интересы самодержавия, постепенное развитие произво­дительных сил привели к падению крепостного права в 1861 г. и, следо­вательно, изменению экономического и социально-политического уст­ройства России.

Во второй половине XIX в. продолжался рост территорий (в основном за счет присоединения Средней Азии). Численность населения к концу века составляла 126 млн. человек. Преобладали сельские жители. Вместе с тем быстро росло число горожан, которых к концу века стало 13%.

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись и существенные особенности развития капитализма. Это объяснялось сохранением традиционных структур в экономике и социально-политической  сфере: помещичья собственность на землю; деление общества на сословия и их неравноправность; самодержавие, защищавшее интересы помещиков и опиравшееся на военно-полицейский аппарат.

 Для экономики была характерна многоукладность: крупное капиталистическое производство соседствовало с патриархальным крестьянским хозяйством, полуфеодальным помещичьим, мелкотоварным в городе и деревне. Сложились резкие диспропорции по основным отраслям экономики: бурный рост промышленности контрастировал с рутинным состоянием сельского хозяйства. Затянулся процесс первоначального накопления капитала. Это открыло дорогу для широкого проникновения в экономику России иностранных инвестиций.

Российское общество (особенно сельское население) было слабо подготовлено к капиталистическим отношениям. Патриархально-общинное сознание и наивный монархизм большинства населения мешали должному восприятию коренных перемен в экономике страны. Госу­дарство, в силу своей абсолютистской сущности, продолжало оказывать решающее воздействие и на экономику, и на эволюцию социальной структуры.

 Несмотря на быстрый темп развития капитализма во второй половине XIX в., модернизация России растянулась на довольно длительный срок и имела догоняющий характер по отношению к передовым капиталистическим странам того времени.

3. Европейские революции 16-17 веков

16 век был временем бурных перемен в жизни европейских народов. Развивались новые капиталистические отношения. Росло число простейших капиталистических предприятий – мануфактур, возникал игорные промыслы и металлургические предприятия, где применялся наемный труд. Это были первые шаги европейской буржуазии. Великие географические открытия раздвинули границы мира, известного европейцам. Из земель Нового Света корабли колонизаторов доставляли золото, серебро и другие сокровища.

Неукротимая жажда обогащения охватила и католическую церковь. Служители церкви учили презирать житейские блага. В то же время епископы владели поместьями и за счет своих крепостных вели праздную жизнь.

В резиденции папы, Риме, открыто торговали должностями епископов. Церковь по сходной цене продавала грабителям, убийцам и мошенникам индульгенции – особые грамоты, скрепленные папской печатью. Индульгенция прощала совершенные и даже будущие грехи и обещала доступ в рай.[4]

Торговля индульгенциями оказалась последним толчком, вызвавшим взрыв негодования против католической церкви. Реформация церкви началась в Германии.

Немецкие князья и дворяне с завистью взирали на обширные земли и доходы епископов и монастырей. Дворяне, богатые мастера и купцы хотели иметь новую, более дешевую и удобную церковь. Они так же с раздражением смотрели на политическое влияние князей церкви. 

Библию считали священной книгой, она стала особенно доступной после того, как Лютер перевел её на немецкий язык. Читая Библию, крестьяне, ремесленники убеждались, что в ней нет упоминаний о папе, епископах, барщине, оброках. Они умозаключали, что сам господь-бог против ненавистных им феодальных порядков. Они ожидали, что крушение католической церкви будет и падением крепостничества, бесправия, нищеты и торжеством долгожданной «божьей правды».

Подобные надежды не имели ничего общего с планами князей, дворян и зажиточных горожан. Это означало, что всенародная борьба против католической церкви должна была неизбежно смениться столкновением двух течений: умеренной реформации и реформации народной.

Реформация началась в 1517 году выступлением профессора Виттенбергского Университета Мартина Лютера. Возмущенный продажей индульгенций, он прибил к дверям местного собора 95 тезисов, в которых выразил свое осуждение злоупотреблений индульгенциям. Выступление Лютера оказалось искрой , воспламенившей всю Германию.

Через год после первого выступления Лютер писал папе, что он уже не может отказаться от высказанных мыслей, так как они слишком запали в сердца многих людей. Миновал ещё год. Лютер швырнул в пламя костра папскую буллу (послание), вызывавшую его в Рим. Вскоре Лютер стал призывать к открытой борьбе с папской властью, называя папу «антихристом». В 1521 году Лютер предстал перед собранием немецких князей и представителей городов.

В каждом городе, в каждой деревне кипели страсти, велись споры о будущей церкви и будущих порядках. Католическая церковь была осуждена большинством немецкого народа, католические епископы попы были изгнаны из многих мест Германии. Власть папы больше не признавалась. Князья получили отнятые у церкви земли вместе с крепостными, городские богачи избавились от церковных поборов. Новую церковь, пришедшую на смену католической, назвали лютеранской. Между тем крепостное право оставалось таким же жестоким.

Уже с конца 15 века Германия была охвачена крестьянскими восстаниями. В 1493 году в Эльзасе возникла тайная организация крестьян «Союз башмака». Народное возмущение вылилось в Крестьянскую войну, которая с начала 1525 года охватила большую часть Германии и явилась одним из крупнейших революционных событий в её истории. В марте 1525 года в городе Мемминге собрались представители крестьянских отрядов. Они приняли программу требований – «12 статей».Это была умеренная программа, она содержала предложение сократить барщину и оброки, отменить крепостную зависимость, дать право охоты и рыбной ловли крестьянам, возвратить отнятые господами общинные угодья.

Крестьяне направляли свою программу на отзыв Лютеру, рассчитывая на его поддержку. Но Лютер ответил, что крепостное право вовсе не противоречит «священному писанию».[5]

Самым смелым и дальновидным защитником угнетенных был Тома Мюнцер (1493-1525). Он стремился превратить реформацию в народную революцию. Призывая к решительной борьбе, Мюнцер объявлял себя глашатаем божьей воли.

Несмотря на общий численный перевес восставших крестьян, они оказывались в меньшинстве на полях сражения. В большей части Германии восторжествовала умеренная реформа. Это еще более усилило княжескую власть, увеличило раздробленность Германии и способствовало сохранению крепостничества.

События германской реформации показали, что связанные с ней перемены пошли на пользу немецким князьям-государям. Использовали реформацию в своих целях и некоторые другие властители Европы. В 20-х годах 16 века короли Дании и Швеции порвали с католической церковью и приняли лютеранство. Вслед за тем они уничтожили монастыри и завладели монастырскими землями.

Король Англии Генрих VIII (1509-1547) вначале встретил враждебно начавшуюся в Германии реформацию. Однако итоги реформации в и Скандинавских странах заставили Генриха изменить свое отношение к ней.

Следуя примеру германских князей и скандинавских государей, Генрих отказался от всяких платежей папскому Риму, он овладел обширными землями монастырей и роздал их или дешево распродал дворянам и горожанам. В 1534 году английский парламент «Актом о верховенстве» провозгласил короля верховным главой английской церкви.  

Заключение

Начиная с 4-го тысячелетия до нашей эры на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту возникали первые государства - рабовладельческие деспотии. Их экономика основывалась на обширном землевладении. Природа определяла человеческое мышление, появлялись различные верования.

Крупнейшей древней цивилизацией являлась египетская. Египет – оазис, отвоеванный Нилом у пустыни и частью построенный в море. Египет был населен смешанной рассой. Первобытный язык Египта халитский. Одной из первых форм власти в Египте была власть священнослужителей – теократия. Она выросла из авторитета, которым обладало жречество. Второй вид власти – деспотия.

Другой крупной цивилизацией была Византия. В истории Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди  всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром  своеобразной и воистину блестящей культуры.

Что касается социально-экономического развития России, то страна представляла собой абсолютистское и крепостническое госу­дарство. Во главе империи стоял царь, все больше сосредоточивавший все нити управления в своих руках. Основной социально-политической силой оставались дворяне. Наиболее многочисленной частью населения были крестьяне. Жители городов - купцы и мещане - составляли всего несколько процентов населения.

Для экономики России первой половины XIX в. характерны глубокие контрасты. Крепостническая система препятствовала складыванию благоприятных для капитализма условий, тормозила развитие производительных сил и, следовательно, мешала модернизации страны.

Экономическое и социальное развитие России определялось условиями и ходом реализации крестьянской реформы. С 1861 г. капитализм начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система. Наряду с общими закономерностями в России имелись и существенные особенности развития капитализма. Это объяснялось сохранением традиционных структур в экономике и социально-политической  сфере. Для экономики была характерна многоукладность.

Первая европейская революция 16 века вспыхнула в Германии. Заручившиеся поддержкой Мартина Лютера, крестьяне пытались выступить против церкви, которой они были вынуждены платить непомерные налоги. Крестьянство поддержали князья, желавшие владеть монастырскими землями. Правление епископов было свергнуто, князья получили церковные земли, только крестьяне были вынуждены платить те же налоги только уже князьям. Вслед за Германией подобные преобразования прошли в Дании, Швеции, Англии. 

Список литературы

1. Арустамов Э.А. Новое время  XIX- XX веков. — М.: Наука, 2001. – 535с.;

2. Гуревич П.С.  Древний мир. Основы культуроведения. — М.: Наука, 1989. – 310 с.;

3. Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. — М.: Наука, 1977. – 450 с.;

4. Орлов А.С. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2002. – 544с.;

5. Сахаров А.Н. История России с начала 18 до конца 19 века. – М.: АСТ, 2003. – 543 с.;

6. Энциклопедия. – М.: Педагогика, 1975. - 560 с.


[1] Гуревич П.С.  Древний мир. Основы культуроведения. — М.: Наука, 1989. – с. 89.

[2] Гуревич П.С.  Древний мир. Основы культуроведения. — М.: Наука, 1989. –  с. 114.

[3] Орлов А.С. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М.: Проспект, 2002. – с. 76.

[4] Энциклопедия. – М.: Педагогика, 1975. - с. 85.

[5] Энциклопедия. – М.: Педагогика, 1975. - с. 90.