Содержание

Содержание 2

Введение 3

1.Положение о стоматологической поликлинике 4

2. Должностные обязанности_ 7

2.1 Должностная инструкция главного врача 7

2.2 Должностная инструкция врача-стоматолога 9

2.3 Должностная инструкция зубного врача 11

2.4 Должностная инструкция медицинской сестры стоматологического кабинета 13

2.5 Должностная инструкция санитарки_ 17

3. Порядок определения штатных нормативов медицинского персонала стоматологических поликлиник_ 18

4. Расчет заработной платы работников стоматологических поликлиник  22

5. Расчет фонда оплаты труда_ 26

5.1 Формирование фонда оплаты труда, оплачиваемого из средств ОМС   26

5.2. Формирование фонда оплаты труда от средств, полученных от оказания стоматологической помощи на платной основе 27

6. Особенности выдачи заработной платы_ 30

7. Проблема оплаты труда медицинских работников_ 31

Заключение 33

Список литературы_ 34

Введение


В условиях рыночной экономики стоматологическая помощь населению оказывается в стоматологических учреждениях различных организационно-правовых форм, но основная доля помощи оказывается все же в стоматологических учреждениях (поликлиниках) муниципального подчинения как в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, так и на платной основе. Такое положение вполне объяснимо, получать стоматологическую помощь в частных клиниках исключительно на платной основе позволить себе может не каждый человек.  Поэтому в данной работе будет рассматриваться оплата труда работников стоматологических подразделений муниципального подчинения, услугами которых пользуется большая часть населения.

Необходимо отметить, что оплата труда медицинских работников, к которым относятся и работники стоматологических служб, находится под контролем выше стоящих органов управления здравоохранением и регулируется законодательно-нормативными актами, действующими в здравоохранении. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть общие принципы, действующие в системе здравоохранения по оплате труда медицинских работников.

Целью данной работы является рассмотреть единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, и в том числе стоматологического профиля, работающих в системе обязательного медицинского страхования, принятых на территории Новосибирской области, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению.

1.Положение о стоматологической поликлинике


Стоматологическая поликлиника, являясь учреждением здравоохранения, осуществляет свою деятельность на правах юридического лица. Поэтому каждое учреждение самостоятельно разрабатывает Положение. Ввиду этого можно привести пункты обобщенного Положения о стоматологической поликлинике, которые, на мой взгляд отображают наиболее существенные моменты, связанные с деятельностью стоматологической поликлиники.

 Стоматологическая  поликлиника  -  лечебно-профилактическое учреждение, деятельность   которого   направлена  на  профилактику стоматологических заболеваний,  своевременное выявление и  лечение больных с заболеваниями челюстно-лицевой области.

Стоматологическая поликлиника  организуется в установленном   порядке и  осуществляет  свою  деятельность  среди  населения,  на   промышленных предприятиях,  в высших и средних учебных заведениях, строительных и других организациях,  в том числе в соответствующих   случаях, в детских коллективах.

Границы    района    деятельности   поликлиники,   перечень  организаций, которые  она  обслуживает,  устанавливаются   органом здравоохранения по подчиненности поликлиники.

Основными задачами поликлиники являются:

а) проведение    мероприятий   по   профилактике   заболеваний   челюстно-лицевой области  среди  населения  и   в   организованных   коллективах;

б) организация  и  проведение  мероприятий,  направленных   на раннее выявление  больных с заболеваниями челюстно-лицевой области и своевременное их лечение;

в) оказание квалифицированной  амбулаторной  стоматологической   помощи населению.

Для  осуществления  основных задач поликлиника организует и проводит:

- в    плановом    порядке,    по    графикам,   согласованным   руководителями предприятий и организаций, профилактические осмотры работников  промышленных  предприятий,  строительных  организаций, учащихся высших и средних учебных заведений, работников и учащихся других  организованных  коллективов с одновременным осуществлением   лечения выявленных больных;

- осуществление   полной   санации  полости  рта  всем  лицам,   обращающимся в поликлинику по вопросам оказания  стоматологической   помощи;

- полную  санацию  полости  рта  у  допризывных  и   призывных   контингентов;

- оказание экстренной медицинской помощи  больным  при  острых   заболеваниях и травмах челюстно-лицевой области;

- диспансерное  наблюдение  за   определенными   контингентами    больных стоматологического профиля;

- оказание  квалифицированной  амбулаторной  стоматологической    помощи с    осуществлением   своевременной   госпитализации   лиц,    нуждающихся в стационарном лечении;

- экспертизу   временной  нетрудоспособности  больных,  выдачу    больничных листков     и     рекомендаций     по     рациональному    трудоустройству, направление   во   врачебно-трудовые   экспертные    комиссии лиц с признаками стойкой утраты трудоспособности;

- весь    комплекс    реабилитационного    лечения   патологий челюстно-лицевой области и,  прежде всего, зубное протезирование и ортодонтическое лечение;

- анализ    заболеваемости    населения     стоматологическими   болезнями, в   том   числе   заболеваемости  с  временной  утратой  трудоспособности рабочих и служащих,  работающих  на  промышленных   предприятиях, расположенных на территории обслуживаемого района, а  также разработку мероприятий  по  снижению  и  устранению  причин,   способствующих возникновению заболеваний и их осложнений;

- отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;

- внедрение  современных методов диагностики и лечения,  новой   медицинской техники и аппаратуры, лекарственных средств;

- мероприятия  по  повышению  квалификации  врачей  и среднего    медицинского персонала.

Для   осуществления   плановых  профилактических,  а  также лечебных     мероприятий     в     организованных     коллективах, стоматологическая  поликлиника использует предоставляемые для этих целей администрацией промышленных предприятий и других организаций помещения,  а  также  стоматологические  кабинеты.

В состав стоматологической поликлиники могут входить:

- отделения  терапевтической  и  хирургической стоматологии (в т.ч. в соответствующих случаях - детские);

- передвижные стоматологические установки;

- отделения зубного протезирования;

- вспомогательные      подразделения      (рентгенологический,   физиотерапевтический кабинеты);

- регистратура;

- административно-хозяйственная часть;

- бухгалтерия.

Конкретная структура   поликлиники   устанавливается   органом   здравоохранения по подчиненности.

Непосредственное руководство  стоматологической  поликлиникой осуществляет   главный   врач  поликлиники,  права  и обязанности которого определяются соответствующим положением.

Администрация  поликлиники совместно с профсоюзным органом устанавливает  правила   внутреннего   трудового    распорядка.

Режим    работы    поликлиники   устанавливается   органом   здравоохранения по подчиненности с учетом потребности населения  и   конкретных условий.

Штаты    стоматологической   поликлиники   устанавливаются по действующим штатным нормативам и типовым штатам.

 

2. Должностные обязанности

 

2.1 Должностная инструкция главного врача


Основными задачами главного врача являются: организация квалифицированной специализированной стоматологической медицинской помощи населению, проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости стоматологического профиля. Назначение и увольнение главного врача осуществляется вышестоящим органом здравоохранения. Главный врач находится в непосредственном подчинении муниципального органа здравоохранения.

В своей деятельности главный врач руководствуется действующим законодательством, приказами, указаниями и распоряжениями Министерства здравоохранения и социального развития РФ, муниципальных органов здравоохранения, должностной инструкцией.

Для выполнения своих функций главный врач обязан:

1. Обеспечить квалифицированное руководство поликлиникой в соответствии с действующим законодательством, определяющим деятельность органов и учреждений здравоохранения.

2. На основе анализа деятельности поликлиники и состояния ее материально-технической базы, укомплектованности кадрами и их квалификации составлять (разрабатывать) годовые планы работы поликлиники, перспективные планы развития материально-технической базы учреждения, мероприятия по совершенствованию лечебно-профилактической деятельности, по усовершенствованию профессиональных знаний медицинских работников.

3. Укомплектовывать кадрами штатные должности всех категорий работающих.

4. Заключать со страховой организацией договор о совместной деятельности по обеспечению обязательного и добровольного медицинского страхования, неотъемлемой частью которого являются регистрационные списки застрахованных, заверенные соответствующим органом исполнительной власти. В договоре определяются условия финансирования за оказанные медицинские услуги.

5. Заключать договора по финансово-хозяйственной деятельности, направленных на совершенствование лечебно-профилактического процесса.

6. Обеспечивать контроль за сохранностью материальных ценностей, медикаментов, реактивов, бланков специального учета, а также противопожарную безопасность всех помещений поликлиники.

7. Ежегодно проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности и развитии материально-технической базы поликлиники на текущий год, определяя конкретные мероприятия на следующий год.

8. Участвовать в подготовке и проведении врачебных конференций по вопросам совершенствования организации работы кабинетов, отделений и служб.

9. Совершенствовать организацию и режим работы кабинетов и служб поликлиники с целью наиболее полного удовлетворения сложившейся потребности населения, особенно в субботние и воскресные дни.

Главный врач имеет право:

- найма, увольнения и расстановки кадров, наложения на сотрудников взысканий и поощрений;

- издавать приказы и распоряжения;

- по служебной необходимости, с учетом местных условий, поручать своим заместителям, заведующим отделениями и другим сотрудникам выполнение дополнительных обязанностей, соответствующих их профессиональной подготовке, закрепив это приказом по поликлинике;

- производить в необходимых случаях замену должностей;

- привлекать общественность к решению вопросов по улучшению деятельности поликлиники, ее материально-технической базы;

- контролировать действия всего подчиненного персонала;

- организовывать проверки качества оказанных медицинских услуг;

Главный врач несет ответственность за некачественную работу и ошибочные действия как свои, так и персонала учреждения, за неправильные решения вопросов, входящих в его компетенцию.


2.2 Должностная инструкция врача-стоматолога


На должность врача-стоматолога назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование по специальности "Стоматология". Назначается и увольняется главным врачом больницы в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется заместителю главного врача больницы по лечебной части. В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц, настоящей инструкцией.

Распоряжения врача-стоматолога являются обязательными для зубного врача, медицинской сестры и санитарки стоматологического кабинета.

Обязанности врача-стоматолога:

1. Ведет прием больных в соответствии с установленными нормами;

2. В первую очередь оказывает помощь больным с острой болью.

3. Применяет все необходимые диагностические и лечебные манипуляции, хирургические вмешательства, направляет больных на необходимые рентгенологические и другие исследования, консультации и т. д., физиотерапевтическое лечение; по направлению зубного врача консультирует наиболее сложных больных.

4. Записывает данные осмотра, сведения о проведенных манипуляциях, операциях, назначениях в карту стационарного больного, журнал регистрации больных и форму 39.

5. Проверяет правильность и своевременность выполнения назначений средним медицинским персоналом, проверяет правильность ведения больных зубным врачом.

6. Заверяет своей подписью требования на медикаменты, спирт, пломбировочные и перевязочные материалы, инструменты, оборудование, следит за своевременным получением их со склада и из аптеки; соблюдает правила расходования медикаментов, пломбировочных и других материалов.

7. Обеспечивает соблюдение персоналом кабинета правил асептики и антисептики.

8. Соблюдает правила пользования электромеханическим оборудованием кабинета, следит за его исправностью. При возникновении неисправности отключает оборудование от сети и организует вызов техника по ремонту оборудования.

9. В случае внезапного резкого ухудшения состояния больного, происшедшего во время приема, оказывает первую врачебную помощь, вызывает заведующего отделением и ставит в известность заместителя главного врача по лечебной части.

10. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию; составляет отчет о работе кабинета за год.

11. Систематически повышает свою квалификацию путем чтения медицинской литературы, участия в работе общества стоматологов и т.д.

Врач-стоматолог имеет право:

1. Направлять больных на консультацию в специализированные лечебные учреждения.

2. Назначать и отменять любые лечебно-профилактические мероприятия, ранее назначенные самим врачом-стоматологом или зубным врачом, в соответствии с изменением состояния больного.

3. Отдавать распоряжения зубному врачу и медицинской сестре, находящейся в его подчинении и контролировать их выполнение.

4. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.

5. Получать информацию, необходимую для выполнения своих профессиональных обязанностей.

6. Вносить предложения по улучшению условий труда и лечебного процесса.

7. Принимать решения в пределах своей компетенции.

Врач-стоматолог несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка стоматологической поликлиники.

2.3 Должностная инструкция зубного врача

На должность зубного врача назначается лицо, окончившее зубоврачебное отделение медицинского училища и имеющее диплом зубного врача. Назначается и увольняется главным врачом больницы по представлению врача-стоматолога, в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется врачу-стоматологу.

В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц, должностной инструкцией.

Распоряжения зубного врача являются обязательными для медицинской сестры и санитарки стоматологического кабинета.

В обязанности зубного врача входит:

1. Ведет прием больных, в первую очередь оказывает помощь больным с острой болью.

2. Осуществляет лечение больных в объеме терапевтической стоматологической помощи, санацию полости рта, консультируется в сложных случаях с врачом-стоматологом, делает запись в истории болезни о данных осмотра, назначенном и проведенном лечении.

3. Соблюдает нормы расходования медикаментов, пломбировочных и других материалов, следит за сохранностью инструментария и оборудования.

4. По согласованию с врачом-стоматологом направляет больных на рентгенологическое и другие дополнительные виды исследований.

5. Следит за исправностью электромеханического оборудования, стерилизаторов, сухожаровых шкафов, при поломке отключает их от сети и обеспечивает вызов специалиста для проведения ремонта.

6. Соблюдает правила асептики и антисептики и контролирует соблюдение их медицинской сестрой и санитаркой; соблюдает правила техники безопасности.

7. В случае внезапного резкого ухудшения состояния здоровья пациента, происшедшего во время приема, оказывает первую помощь, вызывает заведующего отделением и ставит в известность врача-стоматолога.

8. Делает необходимые назначения и контролирует правильность и своевременность их выполнения средним медицинским персоналом.

9. В отсутствие врача-стоматолога обеспечивает необходимый объем стоматологической помощи, в необходимых случаях, по согласованию с заместителем главного врача больницы по лечебной части, приглашает консультантов из других лечебных учреждений.

10. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

11. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка.

12. Постоянно повышает свой профессиональный уровень путем изучения медицинской литературы, участия в работе семинаров, конференций, общества врачей-стоматологов.

13. Ведет необходимую учетно-отчетную документацию.

Зубной врач имеет право:

1. Отдавать распоряжения медицинской сестре и санитарке кабинета и контролировать их выполнение.

2. Получать информацию, необходимую для выполнения своих профессиональных обязанностей.

3. Повышать свою квалификацию на курсах усовершенствования в установленном порядке.

4. Вносить предложения врачу-стоматологу и администрации больницы по вопросам улучшения условий труда.

5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

Зубной врач несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка поликлиники.


2.4 Должностная инструкция медицинской сестры стоматологического кабинета


В выполнении отдельных задач, связанных с профилактикой и лечением стоматологических заболеваний, важную роль играет медицинская сестра — основной и непосредственный помощник врача-стоматолога.

Дело каждого врача решить для себя, какой круг обязанностей сможет он доверить выполнять медицинской сестре. В современных условиях следует отказаться от традиционно сложившегося подхода, особенно в амбулаторной стоматологической службе, согласно которому медицинская сестра имеет строго ограниченный круг обязанностей, связанных с непосредственной помощью врачу и подготовкой инструментария и медикаментов для лечения. Необходимо значительно расширить сферу деятельности медицинской сестры. С одной стороны, это значительно повысит профессиональный интерес среднего медработника, а с другой — позволит высвободить время врача для выполнения других, более сложных манипуляций.

Для решения таких задач медицинская сестра должна обладать широким диапазоном специальных знаний по всем разделам стоматологии, в полном объеме владеть методами стерилизации инструментария, обезболивания, уметь оказать первую помощь при неотложных состояниях, знать характеристики материалов, применяемых при пломбировании зубов и изготовлении оттисков зубных протезов, освоить методику их приготовления.

Не менее важно уметь ухаживать за оборудованием, диагностической аппаратурой, инструментарием, широко используемыми в стоматологических учреждениях.

Кроме того, встречая пациента, необходимо помогать ему решать возникающие проблемы, отвечать на вопросы, давать своевременные и грамотные советы, что тоже можно доверить медицинской сестре при соответствующей подготовке.

На должность медицинской сестры назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Сестринское дело». Назначение на должность медицинской сестры и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения. Медицинская сестра непосредственно подчиняется врачу, с которым работает, старшей медицинской сестре отделения. В своей деятельности медицинская сестра руководствуется приказами, указаниями и распоряжениями вышестоящей организации, уставом (положением) учреждения должностной инструкцией.

Должностные обязанности медицинской сестры следующие:

Подготавливает перед амбулаторным приемом врачей-стоматологов рабочие места, контролирует наличие в необходимом количестве медицинского инструментария, медикаментов, инвентаря, документации. Проверяет перед началом работы исправность бормашины и другого оборудования.

Обеспечивает инфекционную безопасность (соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правила хранения, обработки, стерилизации и использования изделий медицинского назначения).

Раскладывает стерильные инструменты на стерильном столике.

Своевременно и качественно выполняет профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом.

Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. Помогает врачу на приеме в подготовке пломбировочного материала при проведении различных манипуляций.

Оказывает неотложную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях с последующим вызовом врача к пациенту.

Вводит лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) пациентам по жизненным показаниям в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии.

Сообщает врачу или заведующему, а в их отсутствие дежурному врачу о всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций или о случаях нарушения внутреннего распорядка учреждения.

Соблюдает правила пользования оборудованием, инструментарием, нормы расходования медикаментов, пломбировочного материала. Выписывает требования на медикаменты, вату и др. и получает их у главной (старшей) сестры. Обеспечивает правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, материалов, контролирует прием пациентами лекарственных препаратов, назначенных врачом.

Следит за исправностью электромеханического оборудования, при возникновении неисправности отключает его от сети и ставит в известность администрацию.

Осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за пациентом (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговую оценку достигнутого).

Проводит гигиеническое обучение и воспитание пациентов по укреплению здоровья, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Ведет утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию.

Систематически повышает свою квалификацию.

Медицинская сестра имеет право:

Применять по назначению врача консервативные методы лечения больных, проводить определенные лечебные процедуры.

Получать информацию, необходимую для четкого выполнения своих профессиональных обязанностей.

Вносить предложения по совершенствованию работы медицинской сестры и организации сестринского дела в учреждении.

Требовать от старшей медицинской сестры отделения обеспечения поста (рабочего места) оборудованием, оснащением, инструментарием, предметами ухода и т.д., необходимыми для качественного выполнения своих функциональных обязанностей.

Требовать от посетителей соблюдения правил внутреннего распорядка.

Повышать свою профессиональную квалификацию в установленном порядке, проходить аттестацию (переаттестацию) с целью присвоения квалификационных категорий. Овладеть смежной специальностью.

Участвовать в работе профессиональных ассоциаций медицинских сестер и других общественных организаций, не запрещенных законодательством РФ.

Медицинская сестра несет ответственность:

1) За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкций — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

2) За нарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

3) За ошибки, повлекшие за собой тяжкие последствия (причинение вреда здоровью людей), — в пределах действующего административного, уголовного и гражданского законодательства.

2.5 Должностная инструкция санитарки


На должность санитарки стоматологического кабинета назначается лицо, прошедшее индивидуальное обучение. Назначается и увольняется главным врачом в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется медицинской сестре кабинета.

В своей работе руководствуется приказами и распоряжениями вышестоящих должностных лиц, должностной инструкцией.

В обязанности санитарки входит:

1. Содержит помещение, инвентарь, оборудование кабинета в должном порядке, проводит ежедневную влажную уборку помещения.

2. Моет грязные медицинские инструменты, готовит их для стерилизации.

3. Сдает в стирку халаты, белье и получает их.

4. Соблюдает правила техники безопасности, охраны труда и внутреннего трудового распорядка поликлиники.

Санитарка стоматологического кабинета имеет право:

1. Повышать свою квалификацию посещая занятия, организуемые для младшего медицинского персонала.

2. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

3. Вносить предложения врачу-стоматологу, медицинской сестре стоматологического кабинета по вопросам улучшения условий своего труда.

Санитарка несет ответственность за нечеткое или несвоевременное выполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией и правилами внутреннего трудового распорядка поликлиники.


3. Порядок определения штатных нормативов медицинского персонала стоматологических поликлиник


Единые   принципы   оплаты   труда работников учреждений здравоохранения,  находящихся  на  бюджетном финансировании, на   основе   Единой   тарифной  сетки  и  порядок формирования тарифных   окладов   (ставок),   а    также    выплат компенсационного и   стимулирующего   характера,   предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации установлены Приказом Минздрава от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003).

Первым этапом при определении фонда оплаты труда является формирование штатного расписания медицинского учреждения, которое утверждается главным врачом после согласования с вышестоящим органом управления здравоохранением.

Штатные нормативы медицинского персонала стоматологических поликлиник регулируются приказом Минздрава СССР “О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник” от 1 октября 1976 г. № 950 ((с изменениями от 25.06.81 г. N 693, от 30.05.86 г. N 770), которым определены нормативы в разрезе медицинского персонала:

1) Врачебный персонал:

Должности врачей - стоматологов и врачей стоматологов - хирургов устанавливаются из расчета 4 должности суммарно на 10 тысяч человек взрослого населения.

Должности врачей - стоматологов - протезистов, содержащиеся на хозрасчете или за счет специальных средств, устанавливаются из расчета:

а) 1 должность на 10 тыс. человек взрослого населения города, где расположена поликлиника;

б) 0,7 должности на 10 тыс. человек взрослого сельского населения;

в) 0,8 должности на 10 тыс. человек взрослого населения других населенных пунктов.

Должности врачей для обеспечения консультативной и организационно - методической работы по стоматологии устанавливаются в штате одной из стоматологических поликлиник областного, краевого, республиканского подчинения из расчета 0,2 должности суммарно на 100 тысяч человек взрослого населения, прикрепленного к указанной поликлинике по этим видам помощи.

Должности врачей - рентгенологов устанавливаются из расчета 1 должность на 15 тыс. рентгеновских снимков в год.

Должности врачей - физиотерапевтов устанавливаются по усмотрению областного и городского органа здравоохранения из расчета 0,1 должности на 15 тыс. человек взрослого прикрепленного населения.

Должности заведующих отделениями устанавливаются:

а) стоматологическим:

- 1 должность на каждые 12 должностей врачей - стоматологов и врачей - стоматологов - хирургов, положенных поликлинике по настоящим штатным нормативам, но не более 3-х должностей на поликлинику;

б) зубопротезным (содержится на хозрасчете или за счет специальных средств):

- 1 должность на поликлинику, которой по настоящим штатным нормативам положено не менее 4-х должностей врачей - стоматологов - протезистов.

Должность заместителя главного врача по медицинской части устанавливается в штате стоматологической поликлиники, которой положено не менее 40 врачебных должностей, включая должность главного врача.

2) Средний медицинский персонал:

Должности медицинских сестер врачебных кабинетов устанавливаются из расчета 1 должность на:

- одну должность врача - стоматолога - хирурга;

- две должности врачей - стоматологов;

- три должности врачей - стоматологов - протезистов. Эти должности содержатся на хозрасчете или за счет специальных средств.

Должности зубных техников зуботехнической лаборатории, содержащейся на хозрасчете или за счет специальных средств, устанавливаются в зависимости от объема работы по зубопротезированию, определяемого по действующим нормам времени на зуботехнические работы.

Должности рентгенолаборантов устанавливаются из расчета 1 должность в смену.

Должности медицинских сестер по физиотерапии устанавливаются по усмотрению органа здравоохранения из расчета 1 должность на 15 тыс. условных процедурных единиц в год.

Должности медицинских статистиков устанавливаются из расчета 1 должность на 40 должностей врачей - стоматологов всех наименований.

При расчете штатов стоматологических поликлиник областного подчинения, может дополнительно учитываться 1 должность медицинского статистика.

Должности медицинских регистраторов устанавливаются из расчета 1 должность на 6 должностей врачей - стоматологов всех наименований.

Должность старшего зубного техника зуботехнической лаборатории, содержащейся на хозрасчете или за счет специальных средств, устанавливается на каждые 10 должностей зубных техников, но не менее одной должности.

Должность заведующего зуботехнической лабораторией (заведующего производством), содержащейся на хозрасчете или за счет специальных средств, устанавливается в каждой поликлинике. При этом в поликлиниках, в которых положено менее 15 должностей зубных техников и старших зубных техников, эта должность вводится вместо 1 должности старшего зубного техника.

Должность старшей медицинской сестры регистратуры устанавливается в поликлиниках, которым положено не менее 8 должностей медицинских регистраторов, вместо одной из них.

Должность главной медицинской сестры устанавливается в поликлиниках, отнесенных к I - X группам по оплате труда руководящих работников учреждений здравоохранения.

3) Младший медицинский персонал

Должность сестры - хозяйки устанавливается в поликлиниках, которым положено не менее 20 врачебных должностей.

 Должности санитарок устанавливаются из расчета 1 должность на:

- одну должность врача - стоматолога - хирурга;

- три должности врачей - стоматологов;

- три должности врачей - стоматологов - протезистов. Эти должности содержатся на хозрасчете или за счет специальных средств;

- две должности медицинских сестер по физиотерапии;

- 20 должностей зубных техников. Эти должности содержатся на хозрасчете или за счет специальных средств;

- регистратуру.

При введении в зуботехнических лабораториях пооперационного разделения труда могут вводиться должности полировщиков и литейщиков в зависимости от объема соответствующей работы, определяемого по действующим нормам времени на зуботехнические работы.

Должности зубных врачей могут вводиться в штатное расписание учреждения вместо должностей врачей - стоматологов всех наименований.

При расчете должностей в зависимости от численности населения в расчет принимается его численность по данным органов статистики.

К числу взрослого населения, учитываемого при расчете штатов поликлиники по указанным штатным нормативам, относятся лица в возрасте 15 лет и старше.

При утверждении штатов по отдельным должностям не допускается установление менее 0,5 должности.

При расчете числа должностей, положенных поликлинике, производится округление по одноименным должностям в целом по учреждению. При этом итоговые цифры до 0,25 отбрасываются, цифры свыше 0,25 до 0,75 округляются до 0,5, а свыше 0,75 - до 1 единицы.

Общее число должностей по группам персонала (заместитель главного врача; заведующие отделениями: врачи; старшие медицинские сестры и т.д.), положенное поликлинике, определяется раздельно по должностям, содержащимся на бюджете и за счет специальных средств или на хозрасчете.

Усиление отдельных структурных подразделений и введение должностей, не предусмотренных рассматриваемыми штатными нормативами, может, при необходимости, производиться в соответствии с циркулярным письмом Министра здравоохранения СССР от 15 апреля 1967 г. №01-23/3 "О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения". Однако, усиление структурных подразделений, формирующих фонд оплаты труда из средств обязательного медицинского страхования, не может производиться за счет использования нормативов должностей, которые должны содержаться на хозрасчете или за счет специальных средств.


4. Расчет заработной платы работников стоматологических поликлиник


Оплата труда в бюджетной сфере производится на основе тарифной системы, в основу которой положена совокупность нормативов, при помощи которых оплата труда дифференцируется в зависимости от сложности и условий работы, степени квалификации, качества труда работника и других факторов.

К числу основных нормативов, образующих тарифную систему оплаты труда, относятся:

-         тарифно-квалификационные справочники;

-         тарифные ставки;

-         тарифная сетка;

-         тарифные коэффициенты;

-         схемы должностных окладов;

-         нормы труда.

Тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц).[1]

Федеральным законом от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» и Постановлением Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»  С 1 октября 2003 года введены новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, размеры которых колеблются от 600 рублей за 1 разряд оплаты труда до 2700 рублей за 18 разряд оплаты труда (см. табл. 1).


Таблица 1 - Тарифные оклады

Разряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные

Коэф-ты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22

2,44

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,9

4,2

4,5

Тарифные

600

670

740

820

910

1010

1110

1220

1340

1470

1610

1740

1880

2020

2180

2340

2520

2700

Ставки




















Специалистам, работающим на селе, устанавливаются повышенные на 25% оклады по сравнению с окладами специалистов, работающих в городских условиях.

Оклады по должностям заместителей руководителей из числа медицинских работников устанавливаются на 10-20% ниже окладов соответствующих руководителей с учетом квалификационных признаков данного заместителя (наличие квалификационной категории, ученой степени, почетного звания).

Оклады по должностям медицинских работников устанавливаются с учетом наличия квалификационной категории, ученой степени и почетного звания.

Разряды оплаты труда медицинских работников в соответствии с Единой тарифной сеткой определяются тарификационной комиссией. По результатам тарификации составляется ежегодно тарификационный список на 1 число года по форме, приведенной в таблице 2.[2]

Таблица 2 - Тарификационный список медицинских работников

1

Ф.И.О.

2

Наименование должности

3

Квалификационная категория, дата присвоения

4

Разряд оплаты труда по занимаемой должности с учетом наличия квалификационной категории

5

За руководство структурными подразделениями

Увеличение разряда

(количество разрядов)

6

За наличие ученой степени

7

За наличие почетного звания

8

Итого разряд оплаты труда (гр. 4 + гр. 5, 6, 7)

9

Размер увеличения сверх 18 разряда (в процентах)

10

Итого оклад (гр. 8 + гр. 9) в руб.

11

Оклад специалиста на селе (гр. 10 с учетом повышения на 25%)

12

Объем работы по данной должности (1.0, 0.75, 0.5, 0.25) с указанием вида работы (основная совместительство)

13

Итого месячный оклад (гр. 10 или гр. 11 * гр. 12)

14

В %

Повышение оклада в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда

15

В руб.

16

В %

Другие повышения оклада, предусмотренные действующим законодательством

17

В руб.

18

Месячный должностной оклад с учетом объема работы (гр. 13+15+17)

19

Стаж непрерывной работы

20

В %

Размер надбавки

(гр. 13 * гр. 20)

Надбавка за продолжительность непрерывной работы в здравоохранении

21

В руб.

22

Итого месячный фонд заработной платы по тарификационному списку (гр. 18 + гр. 21)

23

Дополнительные сведения


К примеру для работников стоматологических поликлиник квалификационная категория (гр. 3 таблицы 2) согласно указанного выше приказа Минздрава №377 следующая:

·        Зубной врач, старшая медицинская сестра:

не имеющий квалификационной категории                     -   9 разряд:

имеющий II квалификационную категорию                    -  10 разряд;

имеющий I квалификационную категорию                      -  11 разряд;

имеющий высшую квалификационную категорию         – 12 разряд.

·        Медицинская сестра, рентгенолаборант, зубной техник:

не имеющий квалификационной категории                   - 6-7 разряд:

имеющий II квалификационную категорию                    -  7-8 разряд;

имеющий I квалификационную категорию                      -  8-9 разряд;

имеющий высшую квалификационную категорию         – 9-10 разряд.

·        Старший зубной техник:

не имеющий квалификационной категории                     -   8 разряд:

имеющий II квалификационную категорию                    -    9 разряд;

имеющий I квалификационную категорию                      -  10 разряд;

имеющий высшую квалификационную категорию         – 11 разряд.

В рамках данной работы не имеет смысла перечислять тарифные коэффициенты по всем категориям работников, работающих в стоматологических поликлиниках. Достаточно сказать, что на каждую категорию определен свой тарифный коэффициент.

Необходимо отметить, что во всех случаях, когда повышение окладов работников предусматривается в процентах, абсолютный размер каждого повышения исчисляется из оклада без учета других повышений, надбавок и доплат.



5. Расчет фонда оплаты труда


5.1 Формирование фонда оплаты труда, оплачиваемого из средств ОМС

На основе тарификационного списка и тарифных окладов формируется фонд оплаты труда с учетом действующего законодательства РФ по оплате труда, в частности Трудового кодекса РФ, включающий в себя:[3]

·        тарифный оклад;

·        доплата за наличие ученой степени;

·        доплата за наличие почетного звания;

·        доплата за руководство структурным подразделением;

·        доплата в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда;

·        доплата за работу в ночное время (оказание экстренной и неотложной помощи) в размере 100% должностного оклада;

·        надбавка за непрерывный стаж работы в здравоохранении. Устанавливается в размере 30% оклада за первые три года  и по 15% за каждые последующие, но не выше 60%;

·        обязательные начисления на фонд оплаты труда.

Сформированный фонд оплаты труда согласовывается с вышестоящим органом управления здравоохранением и по установленному нормативу ежемесячно перечисляется в стоматологическую поликлинику.

Таким образом, фонд оплаты труда, финансируемый из средств обязательного медицинского страхования является величиной фиксированной и не зависит от объема выполненных работ.

5.2. Формирование фонда оплаты труда от средств, полученных от оказания стоматологической помощи на платной основе

Стоматологическая помощь относится к дорогостоящим видам лечения и оказание платных услуг в этом секторе здравоохранения развилось одним из первых. Оказание платных услуг подразумевает их оплату из средств населения, а следовательно – появление дополнительного источника средств, часть которого следует направлять на оплату труда работников, их оказывающих.

Принципиально возможны два основных варианта определения размера средств, направляемых на оплату труда:

·        исходя из плановой структуры затрат;

·        исходя из фактической структуры затрат.

Понятно, что в обоих случаях общая сумма средств, которые могут быть направлены на оплату труда, зависит от размера фактически полученного дохода.

При определении плановой структуры затрат исходными являются два основных документа:

·        калькуляция затрат на оказание конкретных видов услуг;

·        смета расходов средств, полученных от оказания услуг.

Калькуляция затрат служит основой для определения уровня и структуры затрат при предоставлении конкретных видов услуг. Это позволяет установить норматив (процент) отчислений на оплату труда от суммы доходов, полученных при предоставлении отдельных видов услуг.

Определение размера средств на оплату труда исходя из фактической структуры затрат также предполагает различные варианты:

·        первоочередные отчисления из доходов в фонд возмещения материальных затрат с формированием фонда оплаты труда по остаточному принципу;

·        первоочередные отчисления из доходов в фонд оплаты труда с последующим возмещением материальных затрат.

Во втором случае либо сразу формируется фонд оплаты труда, либо формирование фонда оплаты труда будет происходить путем суммирования фондов оплаты труда (сформированных по различным принципам) отдельных подразделений, оказывающих платные услуги.

Принципы формирования фонда оплаты труда  могут быть различными:

1) Из дохода вычитаются все  материальные затраты и оставшаяся часть идет на оплату труда и начисления.

2) Из дохода вычитаются только те материальные затраты, которые зависят от деятельности подразделения (медикаменты, расходный материал и т.д.). Из оставшейся части по нормативу формируется фонд оплаты труда.

3. Фонд оплаты труда формируется по нормативу от  стоимости оказанных медицинских услуг.

Необходимо отметить, что на территории Новосибирской области размер фонда оплаты труда, сформированного от доходов, полученных от оказания платных услуг, регулируется Постановлением мэрии г. Новосибирска “Об оказании платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера муниципальными учреждениями здравоохранения г. Новосибирска” от 26 апреля 2001 № 818 (с изменениями от 30.12.2002 г.).

Согласно п. 5.6 “Расходы на оплату труда работников, оказывающих платные услуги, не должны превышать 50% от суммы доходов, получаемых от платных услуг, включая начисления на заработную плату…. Объем расходов на оплату труда административно-хозяйственного персонала не должен превышать 20% от фонда оплаты труда (включая заработную плату главного врача)”.[4]

Согласно п. 5.7 “Оплата труда руководителя учреждения за работу по организации платных услуг (вместе с начислениями) определяется в установленном порядке в размере не более 1% от суммы доходов, получаемых от оказания платных услуг”.

Таким образом, на территории Новосибирской области на оплату труда работников стоматологических поликлиник может быть направлено не более 50% (вместе с начислениями) полученного дохода от оказания платных услуг.

 

6. Особенности выдачи заработной платы


Выплата заработной платы работникам бюджетной сферы Новосибирской области с 2004 г. переведена в безналичную форму с применением пластиковых карт системы «Золотая корона».

Распоряжение главы администрации области «О мерах по развитию системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карт на территории Новосибирской области» было принято в середине августа 2003 года. Оно предусматривало, что до 15 января 2004 года выплата зарплаты работникам бюджетной сферы области будет переведена в безналичную форму с применением пластиковых карт системы «Золотая корона». Для обеспечения программы банку «Левобережный» было предложено до 1 января 2004 года открыть во всех районах и городах области дополнительные офисы с комплексным расчетно-кассовым обслуживанием клиентов.[5]

Подавляющее большинство бюджетных медицинских учреждений обслуживается в Муниципальном банке, где к пластиковой карте относятся как к инструменту, дающему клиенту набор услуг. Проанализировав ситуацию на рынке пластиковых карт, плюсы и минусы зарплатных проектов, учитывая и то обстоятельство, что забота об увеличении доли безналичного денежного обращения это есть не функция коммерческого банка, а государства, что кроме того существуют у большинства медицинских учреждений  потребности в своевременном получении зарплаты, что декларируется новым трудовым кодексом, банк пришел к выводу о необходимости как-то сглаживать для медиков неритмичность получения зарплаты. А значит, нужен инструмент. Таким инструментом, являются кредитные карты. И Муниципальный банк стал выдавать бюджетникам кредитные карты. Кредитная карта дает возможность клиентам при задержке зарплаты занять средства у банка. Процент по кредиту в данном случае заплатит сам клиент, когда на его счет поступят средства на выплату заработной платы.


7. Проблема оплаты труда медицинских работников


Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются Правительством РФ.

Соотношение между квалификационным уровнем работников, отнесенных к различным разрядам, устанавливается посредством тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент каждого разряда определяется путем деления тарифной ставки этого разряда на тарифную ставку первого разряда. Таким образом, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка определенного разряда превышает размер тарифной ставки первого разряда. При этом тарифный коэффициент первого разряда всегда равен единице.

Соотношение между тарифным коэффициентом, соответствующим последнему (наибольшему) разряду, и тарифным коэффициентом первого разряда называется диапазоном тарифной сетки. Увеличивая диапазон тарифной сетки можно повышать заинтересованность работников в повышении квалификации, выполнении более сложных видов работ и т.п.

При введении ЕТС в 1992 г. индивидуализацию заработной платы предполагалось осуществлять с помощью аттестации специалистов. Но на практике система аттестации этой своей важнейшей функции не выполняет. Главная причина этого заключается в том, что действующий в бюджетной сфере порядок аттестации не предусматривает автоматического понижения тарифного разряда по окончании срока действия квалификационной категории. Отсутствие этой нормы, которая может показаться, на первый взгляд, несущественной, приводит к тому, что квалификационная категория перестает служить оценкой индивидуальной результативности труда специалиста за определенный период времени. Наилучшие показатели, как правило, показывают работники, которые претендуют на то, чтобы в соответствии с достигнутыми результатами им был повышен тарифный разряд. Но сразу после пересмотра разряда производственные показатели у них зачастую падают, поскольку вне зависимости от результатов труда разряд может быть пересмотрен лишь через определенное время. Поэтому целесообразно постепенно сократить срок действия квалификационной категории с пяти лет до одного года с обязательным понижением тарифного разряда по окончании срока действия категории.

В настоящее время аттестация специалистов бюджетной сферы является не средством индивидуализации заработной платы, а средством ее повышения.

Способность аттестационных комиссий присваивать квалификационные категории в неограниченном количестве привела к парадоксальному положению, когда в бюджетных организациях, сходных по основным характеристикам, существенно различаются доли специалистов, имеющих высшие тарифные разряды. Там, где аттестационная комиссия «щедрее», там эта доля больше, а средняя заработная плата выше.

В силу того что повышение общего уровня оплаты труда не во власти руководителей бюджетных организаций, необходимо искать пути более эффективного использования имеющихся средств на локальном уровне управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что тарифная система оплаты труда в условиях рыночных отношений является не стимулом, а скорее тормозом к достижению высоких трудовых показателей.



Заключение

Таким образом, оплата труда работников стоматологических подразделений финансируется из двух источников: средства обязательного медицинского страхования и средства от оказания платных услуг. При этом следует уточнить, что средства от оказания платных услуг могут быть личными сбережениями граждан и средствами добровольного медицинского страхования.

Оплата труда работников, соответственно, регламентируется действующими нормативными актами по этим источникам финансирования, что в конечном итоге привело к усложненной структуре заработной платы, которая представляет собой соотношение элементов, формирующих заработную плату:

·        тарифная часть – оплата по тарифным ставкам и должностным окладам;

·        надтарифная часть – дополнительная оплата (надбавки, доплаты и т.д.) и премиальная часть;

·        часть от оказания платных услуг.

Особо следует подчеркнуть, что первые два элемента являются величинами фиксированными, устанавливаются на начало года и согласовываются с вышестоящим органом управления здравоохранением.

Третий элемент является величиной переменной и напрямую зависит от объема выполненных работ конкретным работником. Распределение этого элемента также регламентируется актами, но только локального значения (коллективный договор, положение об оказании платных медицинских услуг, приказ руководителя учреждения).

Список литературы


1.     Федеральный закон от 1 октября 2003 г. №128-ФЗ «О внесении дополнения в статью 1 Федерального закона «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы»

2.     Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 № 609 «О повышении тарифный ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» 

3.     Приказ Минздрава СССР “О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник” от 1 октября 1976 г. № 950 ((с изменениями от 25.06.81 г. N 693, от 30.05.86 г. N 770)

4.     Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003)

5.     Постановление мэрии г. Новосибирска “Об оказании платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера муниципальными учреждениями здравоохранения г. Новосибирска” от 26 апреля 2001 № 818 (с изменениями от 30.12.2002 г.).

6.     Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002

7.     Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактического учреждения. М.: Грантъ, 2000 г.

8.     Кузнецова А. «Левобережный» сделают лидером «пластикового» рынка // Континент Сибирь, 19 сентября 2003 г. №34.

9.     Стародубов В.И., Зелькович Р.М. и др. Концепция реформы управления и финансирования здравоохранения РФ // Экономика здравоохранения, 1996. № 10/11, с. 23.




[1] Александрова А.Б. Заработная плата на современном предприятии. – М.: Книжный мир, 2002. – с. 16

[2] Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003)

[3] Приказ Минздрава РФ от 15 октября 1999 г. N 377 «Об утверждении положения об оплате труда работников здравоохранения» (ред. от 05.08.2003)


[4] Постановлением мэрии г. Новосибирска “Об оказании платных медицинских услуг и услуг немедицинского характера муниципальными учреждениями здравоохранения г. Новосибирска” от 26 апреля 2001 № 818 (с изменениями от 30.12.2002 г.).

[5] Кузнецова А. «Левобережный» сделают лидером «пластикового» рынка // Континент Сибирь, 19 сентября 2003 г. №34. – с. 11