3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ НА ДЕПОВСКОЙ И КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ВАГОНОВ В ВАГОННОМ ДЕПО СТ. М
3.1. Анализ структуры эксплуатационных расходов
Сумма денежных средств на изготовление всей массы продукции или на деповской и капитальный ремонты вагонов за определенный период называются текущими или эксплутационными расходами. В эти расходы входят выплата зарплаты, оплата израсходованного топлива и электроэнергии, материалов на эксплуатацию и ремонт подвижного состава, оплата амортизационных отчислений и прочих расходов.
Эксплуатационные расходы подразделяются на основные и накладные, прямые и косвенные, зависящие и независящие от объема выпуска продукции.
Основными расходами называются расходы, тесно связанные с производственным процессом. К основным расходам вагонного хозяйства относятся расходы, непосредственно связанные с обслуживанием и управлением производства.
Прямыми называются расходы, которые прямо из учетных документов могут быть отнесены на себестоимость определенного вида продукции.
Косвенные расходы относятся на себестоимость того или иного вида продукции с помощью предварительного распределения по определенным измерителям.
Зависящие называются расходы, которые изменяются пропорционально изменению объема выпуска продукции (или объема перевозок) при стабильных качественных показателях. К этой группе относятся расходы на топливо, электроэнергию, смазку, ремонт и амортизацию подвижного состава.
К независящим относятся расходы, которые не изменяются при изменении объема выпуска продукции. К ним относятся накладные расходы по содержанию эксплуатационного штата.
Структура эксплуатационных расходов состоит из элементов затрат. По элементу затрат «Заработная плата» учитывают все виды оплаты труда рабочих, служащих, а также работников, не состоящих в штатах, за труд, относящийся к деятельности предприятия. По этому элементу затрат учитываются также премии рабочим, оплачиваемым по сдельно – премиальной и повременно- премиальной системам оплаты труда.
В фонд заработной платы включается дополнительная заработная плата, к которой относится оплата очередных ежегодных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.
Отчисления на социальное страхование не являются производственными затратами, они представляют собой перераспределение прибавочного продукта и используются на удовлетворение общественных потребностей. Эти средства передаются в распоряжение органов социального страхования и используются на выдачу пенсий и пособий социального страхования, пособий при потере трудоспособности, на обеспечение путевками и другие оздоровительные мероприятия.
Отчисления на социальное страхование на железнодорожном транспорте установлены в размере 36,5 % от фонда заработной платы.
Отчисления на социальное страхование определяются также от выплат из фонда материального поощрения, кроме выплат единовременной помощи, от премий за экономию топлива, электрической и тепловой энергии, за сбор и отгрузку металлолома.
По элементу затрат «Материалы» учитывают стоимость материалов, потребляемых вагонным депо для производственных нужд, независимо от способа заготовки и приобретения, погашения износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, спецодежды, отклонения от оптовых цен на материалы и др.
По элементам «Топливо» и «Электроэнергия» учитывают стоимость израсходованной энергии и топлива.
По «Амортизационным отчислениям» учитывают расходы по восстановлению основных средств путем полной замены износившегося оборудования или капитального ремонта отдельных запчастей.
По «Прочим материальным расходам» учитывают затраты, которые затруднительно отнести к конкретному элементу. Это оплата счетов заводам, другим договорам и организациям за производство текущего ремонта вагонов и других услуг.
В такой элемент как «Прочие», включаются расходы по снего- водо- пескоборьбе, стипендии работникам, суточные, подъемные и др.
Структура эксплуатационных расходов вагонного депо ст. М по элементам затрат приведена в таблице 3.1
Таблица 3.1
Динамка эксплуатационных расходов вагонного депо ст. М, тыс. тыс. руб.
Элементы затрат |
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Фонд оплаты труда |
45822 |
64708 |
75900 |
18886 |
11192 |
141 |
117 |
в том числе соцвыплаты |
0 |
1230 |
1345 |
1230 |
115 |
0 |
109 |
в том числе ДМС |
0 |
1352 |
1567 |
1352 |
215 |
0 |
116 |
Начисление на соцнужды |
15925 |
20516 |
21540 |
4591 |
1024 |
129 |
105 |
Топливо |
2644 |
3785 |
4500 |
1141 |
715 |
143 |
119 |
Электроэнергия |
2492 |
3142 |
3900 |
650 |
758 |
126 |
124 |
Материалы |
43095 |
79323 |
85490 |
36228 |
6167 |
184 |
108 |
в том числе хозспособ |
12152 |
20406 |
23456 |
8254 |
3050 |
168 |
115 |
Износ |
7557 |
7659 |
8100 |
102 |
441 |
101 |
106 |
Прочие материальные |
9748 |
14753 |
15647 |
5005 |
894 |
151 |
106 |
Окончание табл. 3.1 |
|||||||
в том числе подряд |
1646 |
3173 |
3546 |
1527 |
373 |
193 |
112 |
Прочие расходы |
2590 |
4360 |
4560 |
1770 |
200 |
168 |
105 |
в том числе резерв на год. Возн. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе медосвещ. |
0 |
614 |
725 |
614 |
111 |
0 |
118 |
ВСЕГО расходов |
129873 |
194306 |
219637 |
64433 |
25331 |
150 |
113 |
Расходы без износа |
122316 |
186647 |
211537 |
64331 |
24890 |
153 |
113 |
Как видно из таблицы 3.1, в 2003 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2002 годом:
- рост фонда оплаты труда на 18886 тыс. руб. или на 41 %
- рост начислений на заработную плату на 4591 тыс. руб. или на 29 %
- рост затрат на топливо на 1141 тыс. руб. или 43 %
- рост затрат на электроэнергию на 650 тыс. руб. или на 26 %
- рост затрат на материалы на 36228 тыс. руб. или на 84 %
- рост прочих материальных расходов на 5005 тыс. руб. или на 51 %
- росит прочих расходов на 1770 тыс. руб. или на 68 %
- рост общей суммы расходов на 64331 тыс. руб. или на 53 %
В 2004 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2003 годом:
- рост фонда оплаты труда на 11192 тыс. руб. или на 17 %
- рост начислений на заработную плату на 1024 тыс. руб. или на 5 %
- рост затрат на топливо на 715 тыс. руб. или 19 %
- рост затрат на электроэнергию на 758 тыс. руб. или на 24 %
- рост затрат на материалы на 6167 тыс. руб. или на 8 %
- рост прочих материальных расходов на 894 тыс. руб. или на 6 %
- росит прочих расходов на 200 тыс. руб. или на 5 %
- рост общей суммы расходов на 24890 тыс. руб. или на 13 %
Рост практически всех видов затрат по ст. М обусловлен расширением деятельности в 2004 году, ростом численности трудовых ресурсов и объемов оказываемых услуг предприятием. В 2004 году происходит объединение ст. М и ст. К в объединенное депо, таким образом, растет объем оказываемых услуг, а значит и растет их себестоимость и осуществляемые затраты.
Общая структура эксплутационных расходов депо в 2002 – 2004 годах изображена на рис. 3.1 – 3.3.
Рис. 3.1. Структура эксплутационных расходов по ст. М в 2002 году
Как видно из рисунка 3.1, наибольшую долю в структуре расходов депо в 2004 году занимали затраты на материалы – 33% и фонд оплаты труда – 35 %. Это объясняется тем фактом, что осуществляемые организацией услуги очень материалоемкие и требуют значительного количества затрачиваемых материалов и затрат труда. Самую наименьшую долю занимают прочие расходы (2 %).
Рис. 3.2. Структура эксплуатационных расходов депо в 2003 году
Как видно из рисунка 3.2, в депо в 2003 году наибольшую долю занимали затраты на материалы – 40 %. Рост доли затрат на материалы обусловлен ростом материалоемкости оказываемых услуг в депо.
Рис. 3.3. Структура эксплуатационных расходов депо в 2004 году
Как видно из рисунка 3.3, в депо в 2004 году наибольшую долю занимали расходы на материалы- 38 %, а также фонд заработной платы (35 %).
В таблице 3.2 отражена динамика эксплуатационных расходов по ст. К.
Таблица 3.2
Динамика эксплуатационных расходов по ст. К
Элементы затрат |
Годы |
Динамика, руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Фонд оплаты труда |
54986 |
67943 |
85008 |
12957 |
17065 |
124 |
125 |
в том числе соцвыплаты |
0 |
1292 |
1506 |
1292 |
215 |
|
117 |
в том числе ДМС |
0 |
1420 |
1755 |
1420 |
335 |
|
124 |
Начисление на соцнужды |
19110 |
21542 |
24125 |
2432 |
2583 |
113 |
112 |
Топливо |
3173 |
3974 |
5040 |
801 |
1066 |
125 |
127 |
Электроэнергия |
2990 |
3299 |
4368 |
309 |
1069 |
110 |
132 |
Материалы |
51714 |
83289 |
95749 |
31575 |
12460 |
161 |
115 |
в том числе хозспособ |
14582 |
21426 |
26271 |
6844 |
4844 |
147 |
123 |
Износ |
9068 |
8042 |
9072 |
-1026 |
1030 |
89 |
113 |
Прочие материальные |
11698 |
15491 |
17525 |
3793 |
2034 |
132 |
113 |
в том числе подряд |
1975 |
3332 |
3972 |
1356 |
640 |
169 |
119 |
Прочие расходы |
3108 |
4578 |
5107 |
1470 |
529 |
147 |
112 |
в том числе резерв на год. возн. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
|
в том числе медосвещ. |
0 |
645 |
812 |
645 |
167 |
|
126 |
ВСЕГО расходов |
155848 |
204021 |
245993 |
48174 |
41972 |
131 |
121 |
Расходы без износа |
146779 |
195979 |
236921 |
49200 |
40942 |
134 |
121 |
Как видно из таблицы 3.2, в 2003 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2002 годом:
- рост фонда оплаты труда на 12957 тыс. руб. или на 24 %
- рост начислений на заработную плату на 2432 тыс. руб. или на 13 %
- рост затрат на топливо на 801 тыс. руб. или на 25 %
- рост затрат на электроэнергию на 309 тыс. руб. или на 10 %
- рост затрат на материалы на 31575 тыс. руб. или на 61 %
- рост прочих материальных расходов на 3793 тыс. руб. или на 32 %
- росит прочих расходов на 1470 тыс. руб. или на 47 %
- рост общей суммы расходов на 48174 тыс. руб. или на 31 %
В 2004 году наблюдались следующие тенденции по сравнению с 2003 годом:
- рост фонда оплаты труда на 17065 тыс. руб. или на 25 %
- рост начислений на заработную плату на 2583 тыс. руб. или на 12 %
- рост затрат на топливо на 1066 тыс. руб. или 27 %
- рост затрат на электроэнергию на 1069 тыс. руб. или на 32 %
- рост затрат на материалы на 12460 тыс. руб. или на 15 %
- рост прочих материальных расходов на 2034 тыс. руб. или на 13 %
- росит прочих расходов на 529 тыс. руб. или на 12 %
- рост общей суммы расходов на 41972 тыс. руб. или на 21 %
Общая структура эксплутационных расходов депо ст. К в 2002 – 2004 годах изображена на рис. 3.4 – 3.6.
Рис. 3.4. Структура расходов по ст. К в 2002 году
Как видно из рис. 3.4, в 2002 году наибольшую долю структуре эксплуатационных расходов депо ст. К занимали расходы на материалы (33%) и фонд оплаты труда (35 %)., а наименьшую долю - расходы на топливо (2 %), прочие расходы (2%).
Рис. 3.5. Структура расходов по ст. К в 2003 году
Как видно из рисунка 3.5, наибольшую долю в структуре эксплуатационных расходов занимали расходы на материалы - 40 %.
Рис. 3.6. Структура расходов по ст. К в 2004 году
Как видно из рис. 3.6, в 2004 году в депо по ст. К наибольшую долю в структуре затрат занимали затраты на материалы (38 %).
В таблице 3.3 отражена сравнительная характеристика эксплуатационных расходов по двум станциям ст. М и ст. К
Таблица 3.3
Сравнительная характеристика эксплуатационных расходов по ст. К и ст. М в 2002- 2004 годах
Элементы затрат |
Ст. М
|
Ст. К
|
Отклонение ст. К от ст. М
|
||||||
Годы
|
Годы
|
Годы
|
|||||||
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Фонд оплаты труда |
45822 |
64708 |
75900 |
54986 |
67943 |
85008 |
9164 |
3235 |
9108 |
в том числе соцвыплаты |
0 |
1230 |
1345 |
0 |
1292 |
1506 |
0 |
62 |
161 |
в том числе ДМС |
0 |
1352 |
1567 |
0 |
1420 |
1755 |
0 |
68 |
188 |
Начисление на соцнужды |
15925 |
20516 |
21540 |
19110 |
21542 |
24125 |
3185 |
1026 |
2585 |
Топливо |
2644 |
3785 |
4500 |
3173 |
3974 |
5040 |
529 |
189 |
540 |
Электроэнергия |
2492 |
3142 |
3900 |
2990 |
3299 |
4368 |
498 |
157 |
468 |
Материалы |
43095 |
79323 |
85490 |
51714 |
83289 |
95749 |
8619 |
3966 |
10259 |
в том числе хозспособ |
12152 |
20406 |
23456 |
14582 |
21426 |
26271 |
2430 |
1020 |
2815 |
Износ |
7557 |
7659 |
8100 |
9068 |
8042 |
9072 |
1511 |
383 |
972 |
Прочие материальные |
9748 |
14753 |
15647 |
11698 |
15491 |
17525 |
1950 |
738 |
1878 |
в том числе подряд |
1646 |
3173 |
3546 |
1975 |
3332 |
3972 |
329 |
159 |
426 |
Прочие расходы |
2590 |
4360 |
4560 |
3108 |
4578 |
5107 |
518 |
218 |
547 |
в том числе резерв на год. Возн. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
в том числе медосвещ. |
0 |
614 |
725 |
0 |
645 |
812 |
0 |
31 |
87 |
ВСЕГО расходов |
129873 |
194306 |
219637 |
155848 |
204021 |
245993 |
25975 |
9715 |
26356 |
Расходы без износа |
122316 |
186647 |
211537 |
146779 |
195979 |
236921 |
24463 |
9332 |
25384 |
В таблице 3.3 можно заметить следующие тенденции (сравнение расходов по двум станциям):
В 2002:
- превышение ФОТ по ст. К над ст. М на 9164 тыс. руб., что связано с большим количеством занятых работников на ст К
- превышение на отчислений на социальные нужды по ст. К над ст. М на 3185 тыс. руб. в связи с ростом ФОТ
- превышение затрат на топливо по ст К на ст М на 529 тыс. руб., что связано с превышением объемов услуг по ст К
- по той же причине наблюдается превышение затрат на электроэнергию на ст К над ст. М на 498 тыс. руб., на материалы на 8619 тыс. руб., прочих материальных затрат на 1950 тыс. руб., а также прочих расходов на 518 тыс. руб.
Таким образом, в целом деятельность по ст. К связана с расходам, превышающими расходы по ст М в 2 – 3 раза по разным статьям.
В таблице 3.4 отражена структура эксплуатационных расходов по деповскому ремонту вагонов.
Таблица 3.4
Структура эксплуатационных расходов по деповскому ремонту вагонов , тыс. руб.
Элементы затрат |
Годы |
Динамика |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Фонд оплаты труда |
3980 |
4568 |
5832 |
588 |
1264 |
115 |
128 |
Социальные нужды |
1567 |
1653 |
2025 |
86 |
372 |
105 |
123 |
Топливо |
450 |
482 |
321 |
32 |
-161 |
107 |
67 |
Электроэнергия |
432 |
485 |
343 |
53 |
-142 |
112 |
71 |
Материалы |
6578 |
7618 |
5277 |
1040 |
-2341 |
116 |
69 |
Износ |
1089 |
902 |
595 |
-187 |
-307 |
83 |
66 |
Прочие |
211 |
218 |
475 |
7 |
257 |
103 |
218 |
Прочие материальные затраты |
315 |
318 |
42 |
3 |
-276 |
101 |
13 |
Всего |
14622 |
16244 |
14910 |
1622 |
-1334 |
111 |
92 |
Из таблицы 3.4 можно сделать следующие выводы по 2003 году:
- фонд оплаты труда вырос на 588 тыс. руб. или на 15
- отчисления на нужды выросли на 86 тыс. руб. или на 5 %
- затраты на топливо выросли на 32 тыс. руб. или на 7 %
- затраты на электроэнергию выросли на 53 тыс. руб. или на 12 %
- затраты на материалы выросли на 1040 тыс. руб. или на 16 %
- затраты на износ и амортизацию снизились на 187 тыс. руб. или на 17 %
- прочие затраты выросли на 7 тыс. руб. или на 3 %
- прочие материальные затраты выросли на 3 тыс. руб. или на 1 %
- общая сумма затрат выросла на162 тыс. руб. или на 11 %
В 2004 году заметны следующие тенденции:
- фонд оплаты труда вырос на 1264 тыс. руб. или на 28 %
- отчисления на нужды выросли на 372 тыс. руб. или на 23 %
- затраты на топливо упали на 161 тыс. руб. или на 33 %
- затраты на электроэнергию снизились на 142 тыс. руб. или на 29 %
- затраты на материалы снизились на 2341 тыс. руб. или на 31 %
- затраты на износ и амортизацию снизились на 307 тыс. руб. или на 34 %
- прочие затраты выросли на 257 тыс. руб. или на 118 %
- прочие материальные затраты снизились на 276 тыс. руб. или на 83 %
- общая сумма затрат снизились на 1334 тыс. руб. или на 8 %
Рост всех показателей расходов по деповскому ремонту свидетельствует о том, что в 2003- 2004 годах объем оказываемых услуг по ремонту вырос, соответственно, выросли расходы по ремонту.
Общая структура расходов по деповскому ремонту представлена на рис. 3.7.
Рис. 3.7. Структура эксплуатационных расходов по деповскому ремонту за 2002 – 2004 годы
Как видно из рис. 3.7, наибольшую долю в структуре расходов по ремонту занимали расходы на материалы, а наименьшую - прочие материальные расходы, топливо и электроэнергия.
Во всех трех периодах наблюдается превышение доли затрат на материалы, так как деповской ремонт связан с большими затратами на запасные части и прочие материалы, используемыми в процессе ремонта. Кроме того, деповской ремонт требует существенных трудовых затрат, и соответственно, привлечения работников, что, в свою очередь, влечет за собой рост затрат на оплату труда (ФОТ) и отчислений на социальные нужды.
3.2. Анализ эксплуатационных расходов на заработную плату и отчисления на социальное страхование. Производительность труда
Для определения фонда заработной платы (ФОТ) с отчислениями на социальное страхование рассчитывают потребный контингент работников, среднемесячную заработную плату и отчисления на социальное страхование в проценте от фонда заработной платы.
В линейных предприятиях численность работников определяется по отдельным группам, профессиям и должностям в явочном и списочном составах. Списочный состав больше явочного на число работников, находящихся в отпуске, занятых выполнением государственных и общественных обязанностей, больных. Дополнительный контингент рассчитывается через явочный состав и коэффициент замещения. Общий коэффициент замещения включает коэффициент замещения отпускных, величина которого зависит от продолжительности отпуска работника данной профессии, коэффициент замещения больных и коэффициент замещения на выполнение государственных и общественных обязанностей. В среднем коэффициент замещения составляет 15 %, в том числе:
- 11% очередной отпуск
- 3 % больничный лист и отпуск по нетрудоспособности
- 1 % прочие неявки (государственные обязанности, учебные отпуска и т.д.)
Численность работников явочного состава определяется тремя способами:
- по плановым объемам работ и нормам выработки или по плановой трудоемкости и нормам времени
- по числу объектов и нормам расхода рабочей силы на один объект
- по числу линейных предприятий и штатным расписаниям.
Первый способ применяется для определения контингента в деповском ремонте вагонов. Этим способом планируется около 20 % эксплуатационного контингента и примерно 25 % годового фонда заработной платы работников железных дорог. Объем работы и нормы затрат труда устанавливаются для работников различных групп и профессий в различных измерителях.
Вторым способом определяется большая часть эксплуатационного контингента железных дорог (60 %) и примерно 50 % общего фонда заработной платы. Этим способом рассчитывается численность штата пункта технического осмотра вагонов.
Нормы затрат рабочей силы учитывают условия работы, техническую оснащенность объекта, объем и интенсивность работы. Отдельные нормы устанавливаются централизованно и указываются в приказах МПС, другие разрабатываются на предприятиях.
При планировании контингента работников принимается во внимание сменность работы и возможность совмещения профессий.
Третьим способом определяется численность административно- управленческого штата предприятия: аппарата линейных предприятий, а также цехового персонала, не относящегося к аппарату управления в этих транспортных предприятиях.
В штатном расписании в зависимости от группы (или класса) предприятия устанавливается различная численность работников, а также указывается месячный должностной оклад или месячная тарифная ставка.
Этим способом планируется около 20 % контингента работников и примерно 25 % общего фонда заработной платы. Умножением контингента по отдельным группам и профессиям на их среднемесячную заработную плату определяется фонд заработной платы. Заработная плата включает основную и дополнительную заработную плату. К основной относится оплата по тарифным ставкам и должностным окладам, сдельный приработок, премии из фонда заработной платы и часть доплат.
В дополнительную заработную плату включаются оплата отпусков, оплата времени на выполнение государственных и общественных обязанностей и т.д.
Для того, чтобы проанализировать заработную плату в целом по депо и деповскому ремонту, необходимо определить: обеспеченность трудовыми ресурсами, и в связи с этим проанализировать как менялся фонд оплаты труда. Все вышеперечисленные показатели указаны в табл.3.5, 3.6 и 3.7.
Для повышения эффективности производства и увеличения объемов продукции для хозяйства необходима достаточная обеспеченность трудовыми ресурсами, а также их рациональное использование.
Анализ обеспеченности хозяйства трудовыми ресурсами, уровня производительности труда необходимо рассматривать в тесной связи с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня оплаты. При этом средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темп роста производительности труда опережали темпы роста его оплаты.
Таблица 3.5
Изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст. М
Показатель
|
2002
|
2003
|
2004
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп изменения, %
|
||
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
||||
ФОТ, тыс. руб. |
45822 |
64708 |
75900 |
18886 |
11192 |
141 |
117 |
Средняя заработная плата, руб. |
7151 |
7230 |
7560 |
79 |
330 |
101 |
105 |
Численность, чел |
641 |
895 |
1004 |
254 |
109 |
140 |
112 |
В период с 2002 по 2004 годы в целом по депо ст. М численность работников выросла на 254 человека (40 %) в 2003 году и на 109 человек (12%) в 2004 году.
В отчетном периоде фонд заработной платы увеличился на 18886 тыс. руб. (на 41 %) в 2003 году и на 11192 тыс. руб. в 2004 году (17 %).
Среднемесячная заработная плата выросла на 79 руб. (1 %) в 2003 году и на 330 руб. (5 %) в 2004 году
В таблице 3.6 отражено изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст. К.
Таблица 3.6
Изменение фонда оплаты труда по вагонному депо ст. К, тыс. руб.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
Динамика, тыс. руб.
|
Темп изменения, %
|
||
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
||||
ФОТ, тыс. руб. |
54986 |
67943 |
85008 |
12957 |
17065 |
124 |
125 |
Средняя заработная плата, руб. |
7090 |
7210 |
7400 |
120 |
190 |
102 |
103 |
Численность, чел |
612 |
715 |
778 |
103 |
63 |
117 |
109 |
Как видно из табл.3.6, в 2003 году произошло:
- рост фонда оплаты труда на 12957 тыс. руб. или на 24 %
- рост средней заработной платы на 120 руб. или на 2 %
- рост численности на 103 чел или на 9 %
В 2004 году:
- рост фонда заработной платы на 17065 тыс. руб. или а 25 %
- рост средней заработной платы на 190 руб. или на 3 %
- рост численности на 63 человека или на 9 %.
Динамика фонда оплаты труда отражена на рис. 3.9.
Рис. 3.8. Динамика фонда оплаты труда в 2002 – 2004 годах по депо ст. К и ст. М
Как видно из рис. 3.8, за период с 2002 по 2004 годы на обеих станциях произошел рост ФОТ, что связано с увеличением численности работников и ростом средней заработной платы.
Также следует учесть, что за период с 2002 по 2004 года произошла индексация заработной платы и рост потребительских цен. Поэтому следует проанализировать как менялся номинальный и реальный ФОТ с учетом индексации и ростом потребительских цен (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Индексация заработной платы и рост потребительских цен с 2002 по 2003 годы
Годы |
Индексация заработной платы к 1991 году, раз |
Индекс роста потребительских цен по региону к предыдущему году, % |
2001 |
6,9 |
100 |
2002 |
10 |
116,93 |
2003 |
11,12 |
114,09 |
2004 |
12,2 |
115,42 |
По таблице 3.7 рассчитаем индекс дефлятор, учитывающий индексацию заработной платой, вызванную инфляцией:
Инд д02 =10 / 6,9 = 1,4
Инд д 03 = 11,12: 6,9 = 1,6
Инд д 04 = 12,2:6,9 = 1,8
Рассчитаем индекс- дефлятор, учитывающий темп роста потребительских цен:
Инд д 02 = 1* 1,1693 = 1,17
Инд д 03 = 1 * 1,1693 * 1,1409 = 1,33
Инд д 04 = 1*1,1693 * 1,1409 * 1,542 = 1,54
Рассмотрим изменение средней заработной платы (номинальной и реальной) за период с 2002 по 2004 годы в целом по депо ст. М, по депо ст. К и деповскому ремонту.
В таблице 3.8 отражено изменение номинального и реального фонда оплаты труда всего контингента вагонного депо ст. М
Таблица 3.8
Изменение номинального и реального фонда оплаты труда всего контингента вагонного депо ст. М с 2002 по 2004 годы, руб.
Годы |
Номинальный ФОТ, тыс. руб. |
Темп роста номинального ФОТ |
Индекс дефлятор, учитывающий индексацию ФОТ |
ФОТ без учета индексации, вызванной инфляцией, тыс. руб. |
Темп роста Фот без учета индексации, вызванной инфляцией |
Индекс- дефлятор, учитывающий рост потребительских цен |
Реальный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Темп роста реального ФОТ, % |
2002 |
45822 |
100 |
1,4 |
27493 |
100 |
1,17 |
32167 |
100 |
2003 |
64708 |
141 |
1,6 |
38825 |
141 |
1,33 |
51637 |
161 |
2004 |
75900 |
117 |
1,8 |
45540 |
117 |
1,54 |
70132 |
136 |
По таблице 3.8 номинальная заработная плата всего контингента вагонного депо ст. М за анализируемый период выросла на 41 % в 2003 году и на 17 % в 2004 году. Заработная плата без учета индекса выросла на 41 % в 2003 году и на 17 % в 2004 году. Реальный фонд оплаты труда вырос на 61 % в 2003 году и на 36 % в 2004 году.
Те же самые тенденции по росту значений фонда оплаты труда характерны для депо ст. К и ремонтному депо.
Таблица 3.9
Изменение номинального, реального и фонда оплаты труда без учета индекса в 2002 – 2004 годах
Годы |
Номинальный ФОТ, тыс. руб. |
Темп роста номинального ФОТ |
Индекс дефлятор, учитывающий индексацию ФОТ |
ФОТ без учета индексации, вызванной инфляцией, тыс. руб. |
Темп роста Фот без учета индексации, вызванной инфляцией |
Индекс- дефлятор, учитывающий рост потребительских цен |
Реальный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Темп роста реального ФОТ, % |
2002 |
54986 |
100 |
1,4 |
32992 |
100 |
1,2 |
38600 |
100 |
2003 |
67943 |
124 |
1,6 |
40766 |
124 |
1,3 |
54219 |
140 |
2004 |
85008 |
125 |
1,8 |
51005 |
125 |
1,5 |
78547 |
145 |
Как видно из таблицы 3.9 в вагонном депо по ст. К произошли следующие изменения:
- в 2003 году: рост номинального ФОТ на 24 %, рост Фот без учета индекса на 24 %, рост реального ФОТ на 40 %
- в 2004 году: рост номинального ФОТ на 25 %, рост Фот без учета индекса на 25 %, рост реального ФОТ на 45 %.
Рис. 3.9. Динамика ФОТ без учета индекса по ст. К и ст. М в 2002- 2004 годах
Рис. 3.10. Динамика реального ФОТ по ст. М и ст. К в 2002- 2004 годах
Тенденции изменения ФОТ по ремонтному депо отражены в таблице 3.10.
Таблица 3.10
Изменение фонда оплаты труда по деповскому ремонту, тыс. руб.
Показатель |
Годы
|
Динамика
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
3980 |
4568 |
5832 |
588 |
1264 |
115 |
128 |
Средняя заработная плата, руб. |
5400 |
5550 |
5600 |
150 |
50 |
103 |
101 |
Численность, чел. |
74 |
82 |
104 |
9 |
22 |
112 |
127 |
Из таблицы 3.10 заметны тенденции:
В 2003 году:
- рост ФОТ на 588 тыс. руб. или на 15 %
- рост средней заработной платы на 150 руб. или на 3 %
- рост численности на 9 человек или на 12 %
В 2004 году:
- рост ФОТ на 1264 тыс. руб. или на 28 %
- рост средней заработной платы на 50 руб. или на 1 %
- рост численности на 22 человек а или на 27 %.
Рис. 3.11. Изменение ФОТ по ремонтному депо в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.11, в ремонтном депо в 2004 году номинальный ФОТ вырос с 3980 тыс. руб. в 200 4году до 5832 тыс. руб.
Рис. 3.12. Изменение средней заработной платы по ремонтному депо в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.12, в 2004 году по ремонтному депо произошел рост средней заработной платы с 5400 в 2002 году до 5600 руб.
Рис. 3.13. Изменение численности по ремонтному депо в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.13, в 2004 году по ремонтному депо произошел рост численности с 74 в 2002 году до 104 человек.
Изменение номинального, реального и ФОТ по деповскому ремонту без учета индекса отражено в таблице 3.11.
Таблица 3.11
Годы |
Номинальный ФОТ, тыс. руб. |
Темп роста номинального ФОТ |
Индекс дефлятор, учитывающий индексацию ФОТ |
ФОТ без учета индексации, вызванной инфляцией, тыс. руб. |
Темп роста Фот без учета индексации, вызванной инфляцией |
Индекс- дефлятор, учитывающий рост потребительских цен |
Реальный фонд оплаты труда, тыс. руб. |
Темп роста реального ФОТ, % |
2002 |
3980 |
100 |
1,4 |
2388 |
100 |
1,2 |
2794 |
100 |
2003 |
4568 |
115 |
1,6 |
2741 |
115 |
1,3 |
3645 |
130 |
2004 |
5832 |
128 |
1,8 |
3499 |
128 |
1,5 |
5389 |
148 |
Из таблицы 3.11 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост номинального ФОТ на 15 %, рост ФОТ без учета индекса на 15 %, рост реального ФОТ на 30 %
- в 2004 году: рост номинального ФОТ на 28 %, рост ФОТ без учета индекса на 28 %, рост реального ФОТ на 48 %.
Рис. 3.14. Динамика ФОТ без учета индекса- дефлятора по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.14, в 2004 году по деповскому ремонту значение ФОТ без учета индекса- дефлятора выросло с 2368 тыс. руб. в 2002 году до 3499 тыс. руб.
Рис. 3.15. Динамика реального ФОТ по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Из рис. 3.15 видно, что по деповскому ремонту в 2004 году значение реального ФОТ выросло с 2794 тыс. руб. в 2002 году до 5389 тыс. руб.
В плане эксплуатационных расходов учитываются отчисления на социальное страхование.
Отчисления на социальное страхование планируют в размере 36,5 % фонда заработной платы списочного контингента (без учета замещения по болезни) в следующих размерах:
- фонд социального страхования – 4 5
- обязательное медицинское страхование – 3,5 %
- пенсионный фонд – 29 %
Таблица 3.12
Размер отчислений на социальное страхование по вагонному депо в 2002- 2004 годах по ст. М
Показатель |
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
45822 |
64708 |
75900 |
18886 |
11192 |
141 |
117 |
Процент отчислений на социальное страхование. % |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Отчисления на социальное страхование, тыс. руб. |
15925 |
20516 |
21540 |
4591 |
1024 |
129 |
105 |
Из табл. 3.12 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост ФОТ на 18886 тыс. руб. или на 41 %, рост отчислений на социальное страхование на 4591 тыс. руб. или на 29 %.
- В 2004 году: рост ФОТ на 1192 тыс. руб. или на 17 % и рост отчислений на 1024 тыс. руб. или на 5 %.
В таблице 3.13 отражено изменение отчислений на страхование по вагонному депо ст. К
Таблица 3.13
Динамка отчислений на социальное страхование по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
Показатель |
Годы |
Динамика, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
54986 |
67943 |
85008 |
12957 |
17065 |
124 |
125 |
Процент отчислений на социальное страхование. % |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Отчисления на социальное страхование, тыс. руб. |
19110 |
21542 |
24125 |
2432 |
2583 |
113 |
112 |
Из таблицы 3.13 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост ФОТ на 12957 тыс. руб. или на 24 %, рост отчислений на страхование на 2432 тыс. руб. или на 13 %
- в 2004 году: рост ФОТ на 17065 тыс. руб. или на 25 %, рост отчислений на страхование на 2583 тыс. руб. или на 12 %
Рис. 3.16. Динамика отчислений на социальное страхование по ст М и ст. К в 2002- 2004 годах
Как видно из рисунка 3.16 отчисления на социальное страхование по ст. К превышают таковые по ст М, так как ФОТ по ст. К выше. Превышение в 2002 году составило – 3185 тыс. руб., в 2003 году – 1032 тыс. руб., в 2004 году – 2585 тыс. руб.
В таблице 3.14 отражена динамика отчислений на социальное страхование по деповскому ремонту в 2002 - 2004 годах
Таблица 3.14
Динамика отчислений на социальное страхование по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатель |
Годы |
Динамика, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ФОТ, тыс. руб. |
3980 |
4568 |
5832 |
588 |
1264 |
115 |
128 |
Процент отчислений на социальное страхование. % |
35,6 |
35,6 |
35,6 |
0 |
0 |
100 |
100 |
Отчисления на социальное страхование, тыс. руб. |
1567 |
1653 |
2025 |
86 |
372 |
105 |
123 |
Из табл. 3.14 можно сделать следующие выводы:
- в 2003 году ФОТ вырос на 588 тыс. руб. или на 15 %, отчисления выросли на 86 тыс. руб. или на 5 %
- в 2004 году: ФОТ вырос на 1264 тыс. руб., отчисления на 372 тыс. руб. или на 23 %
Тенденции изменения отчислений по ремонту отражены на рис. 3.17.
Рис. 3.17. Динамика отчислений на социальное страхование по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Из рис. 3.17 видно, что отчисления на социальные нужды по ремонтному депо выросли с 1567 тыс. руб. в 2002 году до 2025 тыс. руб. в 2004 году.
В целом модно сделать вывод, что при сравнении затрат на оплату труда по ст. К и ст. М, следует отметить, что затраты на оплату по ст. К превышают таковые на ст. М. Такое превышение связано с тем фактом, что на ст К занято большее количество работников, чем на ст М, так как объем оказываемых услуг выше. Кроме того, уровень заработной платы на ст К выше, чем на ст М. Естественно, ФОТ по ст К превышает ФОТ по ст М., также как и отчисления на социальные нужды. Кроме того, больший объем оказываемых услуг по ст. К, влечет за собой и большие материальные затраты, и затраты на топливо и электроэнергию.
Производительность труда
Производительность труда работников вагонного депо определяют делением планового объема работы в приведенных единицах – физических грузовых вагонах, проследовавших через ПТО, на плановый контингент работников списочного состава:
П = Σn/ К (3.1)
Где Σ n - приведенная по трудоемкости продукция, ваг
К – плановый контингент работников списочного состава, чел.
Уровень производительности труда показывает, какое количество продукции производится в среднем на одного списочного работника за данный период (месяц, квартал, год). Этот показатель также называется выработкой одного работника.
Производительность труда зависит от многих факторов и условий (факторами называются движущие силы или причины, под влиянием которых изменяется уровень производительности труда).
Факторами роста производительности труда могут быть:
- материально- технические факторы, зависящие от качества, уровня развития и степени использования средств производства, в первую очередь орудий труда.
- Социально- экономические факторы, зависящие от состава рабочих кадров, их квалификации, характера и условий труда, отношения работников к труду.
- Организационные, регламентирующие организацию производства, труда и управления.
Рост производительности труда является важнейшим условием улучшения всех показателей эффективности производства, повышения рентабельности, снижения себестоимости, увеличения объемов выпускаемой продукции, экономии рабочей силы.
Выполнение задания по росту производительности за конкретный период определяется отношением достигнутой выработки к плановой в процентах, рост производительности труда определяется процентным отношением фактически достигнутой выработки за данный период к выработке соответствующего периода прошлого года.
Все вышеперечисленные показатели по производительности труда за период 2002 по 2004 годы, приведены в табл. 3.15
Таблица 3.15
Производительность труда в вагоном депо ст. М . в 2002- 2004 годах
Показатели |
Годы |
Динамка |
Темп роста |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Приведенная работа. Тыс. Прив. Ваг |
2867 |
2997 |
3155 |
130 |
158 |
105 |
105 |
Контингент |
641 |
895 |
1004 |
254 |
109 |
140 |
112 |
Производительность труда, привед. Тыс Ваг\ чел |
4,5 |
3,3 |
3,1 |
-1,1 |
-0,2 |
75 |
94 |
Из табл. 3.15 по вагонному депо по ст. М заметны тенденции:
- в 2003 году: рост приведенной работы на 130 тыс. прив. Ваг или на 5 %, снижение производительности труда на 1,1 тыс. ваг на человека или на 25 %.
- В 2004 году рост приведенной работы на 158 тыс. прив. Ваг или на 5 %, снижение производительности труда на 0,2 тыс. прив. Ваг на чел. Или на 6 %.
Тенденции падения производительности труда по вагонному депо ст. М являются отрицательными. Основными путями повышения производительности труда работников вагонного депо ст. М являются: внедрение прогрессивной техники, механизации и автоматизации производственных процессов, способствующих сокращению затрат ручного труда, совершенствование технологических процессов, укрепление трудовой дисциплины и принципов материальной заинтересованности работников.
Таблица 3.16
Динамика производительности труда по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
Показатели |
Годы |
Динамка |
Темп роста |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Приведенная работа. Тыс Прив. Ваг |
2350 |
2456 |
3019 |
106 |
563 |
105 |
123 |
Контингент |
612 |
715 |
778 |
103 |
63 |
117 |
109 |
Производительность труда, привед. Тыс Ваг\ чел |
3,8 |
3,4 |
3,9 |
-0,4 |
0,4 |
89 |
113 |
Из табл. 3.16 заметны следующие тенденции:
- в 2003 году: рост приведенной работы на 106 тыс.прив. ваг или на 5%, снижение производительности труда на 0,4 тыс. прив\ ваг\чел или на 11 %
- в 2004 году рост приведенной работы на 563 тыс. ваг\час или 23 %; рост производительности труда на 0,4 тыс. ваг\ чел или на 13 %
Рис. 3.18. Динамика производительности труда в вагонном депо по ст. К и ст М в 2002- 2004 годах
Таблица 3.17
Динамика производительности труда по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатели |
Годы |
Динамка |
Темп роста |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Приведенная работа. Тыс Прив. Ваг |
1100 |
1208 |
1345 |
108 |
137 |
110 |
111 |
Контингент |
74 |
82 |
104 |
8 |
22 |
111 |
127 |
Производительность труда, привед. Тыс Ваг\ чел |
14,9 |
14,7 |
12,9 |
-0,1 |
-1,8 |
99 |
88 |
Из табл. 3.17 заметны тенденции:
- в 2003 году: рост приведенной работы на 108 тыс. ваг или на 10 %; снижение производительности труда на0,1 тыс. чаг\чел или на 1 %
- в 2004 году рост приведенной работы на 137 тыс. ваг или на 11%, снижение производительности труда на 1,8 тыс. ваг\ чел. Или на 12 %.
Рис. 3.19. Динамика производительности труда по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.19 в 2004 году по ремонтному депо произошло падение производительности труда с 14,9 до 12,9 тыс. ваг\чел.
Следует отметить тенденцию, превышения производительности труда на ст .М в 2002 году над производительностью труда на ст К. Это свидетельствует о том что на ст М трудовые ресурсы в 2002 году использовались более эффективно, чем на ст К. Однако далее картина меняется. К концу 2003 году производительность труда на обеих станциях примерно становится одинаковой, что свидетельствует о том, факте, что на ст. К стали внедряться мероприятия по росту производительности труда: в частности, внедрение новой более прогрессивной техники и совершенствование методов и технологии организации труда, научная организация труда и так далее. В это же время на ст. М, наоборот, наблюдается падение производительности труда в связи со старением техники и неправильной организацией трудовых процессов. В итоге в 2004 году картина меняется: производительность труда на ст К превышает таковую по ст М. На ст. М требуется срочно внедрение мероприятий по росту производительности труда.
3.3. Анализ эксплуатационных расходов на материальные затраты
В материальные затраты эксплуатационных расходов включают расходы на материалы, топливо, электроэнергию и прочие материальные расходы. Эти расходы планируют по установленному в плане объему работы и нормам затрат на единицу соответствующего измерителя, наличию оборудования, устройств по нормам затрат на каждую их единицу.
Материалы
Общий расход материалов по деповскому ремонту указан в таблице 3.18.
Таблица 3.18
Расход материалов и запасных частей на деповский ремонт в 2002 – 2004 годах
Наименование
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
Авторегулятор |
27,2 |
28,0 |
23,0 |
0,8 |
-5,0 |
102,9 |
82,2 |
Авторежим |
10,5 |
28,5 |
11,0 |
18,0 |
-17,5 |
271,4 |
38,6 |
Автосцепка |
270,0 |
219,8 |
213,0 |
-50,2 |
-6,8 |
81,4 |
96,9 |
Аппарат поглощающий |
81,6 |
10,5 |
11,2 |
-71,1 |
0,7 |
12,9 |
106,7 |
Главная часть |
2,8 |
0,0 |
2,3 |
-2,8 |
2,3 |
0,0 |
|
Воздухораспределитель |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
|
Магистральная часть |
580,6 |
560,0 |
423,0 |
-20,6 |
-137,0 |
96,5 |
75,5 |
Балка надрессорная |
265,8 |
345,0 |
216,0 |
79,2 |
-129,0 |
129,8 |
62,6 |
Боковина тележки |
260,6 |
300,0 |
221,0 |
39,4 |
-79,0 |
115,1 |
73,7 |
Башмак тормозной |
0,1 |
89,3 |
84,6 |
89,2 |
-4,7 |
89310,0 |
94,7 |
Окончание табл. 3.18 |
|||||||
Корпус поглощающего аппарата |
82,8 |
311,0 |
68,1 |
228,2 |
-242,9 |
375,6 |
21,9 |
Корпус буксы |
194,4 |
200,0 |
154,0 |
5,6 |
-46,0 |
102,9 |
77,0 |
Кран концевой |
62,8 |
67,0 |
65,0 |
4,2 |
-2,0 |
106,7 |
97,0 |
Клин тягового хомута |
96,6 |
71,9 |
45,6 |
-24,7 |
-26,3 |
74,4 |
63,4 |
Крышка люка |
0 |
71,8 |
32,5 |
71,8 |
-39,3 |
|
45,3 |
Ограничители хода |
612,3 |
339,9 |
0,0 |
-272,4 |
-339,9 |
55,5 |
0,0 |
Датчик бортовой |
8,7 |
0,0 |
0,0 |
-8,7 |
0,0 |
0,0 |
|
Подшипник ролевой буксы |
1778,0 |
1800,0 |
1234,0 |
22,0 |
-566,0 |
101,2 |
68,6 |
Пятник |
1,2 |
62,2 |
79,6 |
61,0 |
17,4 |
5183,3 |
128,0 |
Сепаратор полиамидный |
324,8 |
350,0 |
332,0 |
25,2 |
-18,0 |
107,8 |
94,9 |
Триангель |
104,9 |
280,2 |
122,0 |
175,3 |
-158,2 |
267,1 |
43,5 |
Резервуар 78 л |
48,0 |
56,0 |
45,7 |
8,0 |
-10,3 |
116,7 |
81,6 |
Рукав соединительный |
141,1 |
150,0 |
459,3 |
8,9 |
309,3 |
106,3 |
306,2 |
Хомут тяговой |
128,3 |
323,3 |
132,6 |
195,0 |
-190,7 |
252,0 |
41,0 |
Колодка тормозная |
1065,0 |
1100,0 |
466,7 |
35,0 |
-633,3 |
103,3 |
42,4 |
Чека торм. Колодки |
84,4 |
83,6 |
95,9 |
-0,8 |
12,3 |
99,1 |
114,7 |
Рабочая камера |
0 |
230,0 |
190,9 |
230,0 |
-39,1 |
|
83,0 |
Каркас вагонной тележки |
345,0 |
540,0 |
548,0 |
195,0 |
8,0 |
156,5 |
101,5 |
Итого |
6578 |
7618 |
5277 |
1040,5 |
-2341,0 |
115,8 |
69,3 |
По данным таблицы 3.18 можно сделать вывод, что сумма затрат на материалы по ремонтному депо в 2003 году выросла на 1040,5 тыс. руб. или на 15,8 % , а в 2004 году снизилась на 2341 тыс. руб. или на 30 %.
Рост затрат на материалы и запасные части по ст М связан с ростом объемов оказываемых услуг по станции.
Динамика изменения затрат на материалы по вагонным депо ст. М и ст. К отражена в таблице 3.19
Таблица 3.19
Динамика затрат на материалы по вагонным депо ст. М и т. К в 2002- 2004 годах
Затраты на материалы
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
По ст. М |
43095 |
79323 |
85490 |
36228 |
6167 |
184 |
108 |
По ст. К |
51714 |
83289 |
95749 |
31575 |
12460 |
161 |
115 |
Из табл. 3.19 видно:
- в 2003 году затраты на материалы по ст. М выросли на 36228 тыс. руб. или на 84 %, а по ст. К – на 31575 тыс. руб. или на 61 %
- в 2004 году затраты на материалы по ст. М выросли на 6167 тыс. руб. или на 8 %, а по ст. К – на 12460 тыс. руб. или на 15 %.
Рост затрат на материалы по ст К связан с ростом объемов оказываемых услуг по станции.
Рис. 3.20. Динамика затрат на материалы в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.20 затраты на материалы по вагонным депо выросли , а по деповскому ремонту, наоборот снизились.
Следует отметить, что во всех трех периодах, затраты на материалы и запасные части по ст К превышают таковые по ст М, что связано с тем, что по ст. К объем оказываемых услуг выше, чем на ст М. В 2002 году разница составляет: 8619 тыс. руб., в 2003 году – на 3966 тыс. руб., в 2004 году – на 10259 тыс. руб.
Топливо- энергетические ресурсы
Расходы на топливно- энергетические ресурсы включают в себя расходы на электроэнергию. Расчет затрат электроэнергии ведется в среднем на один отремонтированный вагон, независимо от его рода. Перечисленные расходы ресурсов вагонного депо представлены в таблице 3.20
Таблица 3.20
Динамика расходов топлива по вагонным депо ст. М и ст. К и деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатель
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
2644 |
3785 |
4500 |
1141 |
715 |
143 |
119 |
Ст.К |
3173 |
3974 |
5040 |
801 |
1066 |
125 |
127 |
Деповской ремонт |
450 |
482 |
321 |
32 |
-161 |
107 |
67 |
Из табл. 3.20 заметны тенденции по расходам на топливо:
- в 2003 году: рост расходов по ст. М на 1141 тыс. руб. или на 43 %, по ст. К – на 801 тыс. руб. или на 25 %, по ремонту – на 32 тыс. руб. или на 7%.
- В 2004 году: рост расходов по ст. м на 715 тыс. руб. или на 19 5, по ст. К – на 1066 тыс. руб. или на 27 %, по ремонту – снижение расходов на 161 тыс. руб. или на 33 %.
Таблица 3.21
Динамика расходов на электроэнергию по вагонным депо ст. М и ст. К и деповскому ремонту в 2002 – 2004 годах
Показатель |
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
2492 |
3142 |
3900 |
650 |
758 |
126 |
124 |
Ст.К |
2990 |
3299 |
4368 |
309 |
1069 |
110 |
132 |
Деповской ремонт |
432 |
485 |
343 |
53 |
-142 |
112 |
71 |
Из таблицы 3.21 заметны следующие тенденции по расходам на энергию :
- в 2003 году: рост расходов по ст. М на 650 тыс. руб. или на 26 %, по ст. К – на 309 тыс. руб. или на 10 %, по ремонту – на 53 тыс. руб. или на 12 %
- в 2004 году : рост расходов по ст. М – на 758 тыс. руб. или на 24 %, по ст. К – на 1069 тыс. руб. или на 32 %, по ремонту – снижение на 142 тыс. руб. или на 29 %.
Рис. 3.21. Динамика расходов на топливо в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.21 по ст К наблюдается рост и превышение затрат на топливо над затратами на ст М, что связано с превышением объемов оказываемых услуг на ст К. Рост затрат на топливо к 2004 году по обоим станциям связан не только с ростом потребления топлива, но и с ростом стоимости на него. В 2002 году превышение составило 529 тыс. руб., в 2003 году – 189 тыс. руб., в 2004 году – 540 тыс. руб.
Рис. 3.22. Динамика расходов на электроэнергию в 2002- 2004 годах
По ст К наблюдается рост и превышение затрат на энергию над затратами на ст М, что связано с превышением объемов оказываемых услуг на ст К. Рост затрат на энергию к 2004 году по обоим станциям связан не только с ростом ее потребления , но и с ростом стоимости на нее. В 2002 году превышение затрат по ст. К над ст. М составило 598 тыс. руб., в 2003 году – 148 тыс. руб., в 2004 году – 468 тыс. руб.
Таблица 3.22
Расход топливно- энергетических ресурсов вагонного депо ст. М в 2002- 2004 годах
Показатель |
Измеритель |
Годы |
Темп роста (2004 к 002 году), % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Уголь |
тонна |
4406,7 |
4401,2 |
3417,7 |
77,6 |
|
усл. тонн |
3525,3 |
3520,9 |
2734,2 |
77,6 |
цена |
руб. |
180,0 |
258,0 |
395,0 |
219,4 |
сумма |
тыс. руб. |
793,2 |
1135,5 |
1350,0 |
170,2 |
Бензин |
тонна |
396600,0 |
234607,4 |
250000,0 |
63,0 |
|
усл. тонн |
317280,0 |
187686,0 |
200000,0 |
63,0 |
цена |
руб. |
2,0 |
4,8 |
5,4 |
270,0 |
сумма |
тыс. руб. |
793,2 |
1135,5 |
1350,0 |
170,2 |
Диз. Топливо |
тонна |
644878,0 |
246982,1 |
300000,0 |
46,5 |
|
усл. тонн |
515902,4 |
197585,6 |
240000,0 |
46,5 |
цена |
руб. |
1,6 |
6,1 |
6,0 |
365,9 |
сумма |
тыс. руб. |
1057,6 |
1514,0 |
1800,0 |
170,2 |
Итого топливо |
тыс. руб. |
2644,0 |
3785,0 |
4500,0 |
170,2 |
|
усл. тонн |
836707,8 |
388792,5 |
442734,2 |
52,9 |
Стоимость топлива |
руб. |
3,2 |
9,7 |
10,2 |
321,6 |
Электроэнергия |
тыс. кВт ч |
6610,1 |
7427,9 |
6320,9 |
95,6 |
цена |
руб. |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
163,7 |
сумма |
тыс. руб. |
2492,0 |
3142,0 |
3900,0 |
156,5 |
Рис. 3.23. Изменение стоимости бензина и дизтоплива в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.23 в 2003 году стоимость бензина возросла с 2 до 4,8 руб. руб. за 1 литр , а дизельного топлива – с 1,6 до 6,1 руб. В 2004 году стоимость бензина повысилась с 4,8 до 5,4 руб. за1 литр, а дизельного топлива – снизилась с 6,1 до 6 руб. за 1 литр
За указанный период стоимость бензина вросла в 2,7 раза , а дизельного топлива – в 3,7 раза
Рис. 3.24. Изменение стоимости электроэнергии в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.24, в 2003 году стоимость энергии выросла с 0,377 до 0,423 руб. , а в 2004 году – с 0,423 до 0,617 руб. за 1 квт \ час
В таблице 3.23 указаны затраты на топливо и электроэнергию по ст. К в 2002 – 2004 годах
Таблица 3.23
Затраты на топливо и электроэнергию по ст. К в 2002 – 2004 годах
Показатель |
Измеритель |
Годы |
Темп роста (2004 к 002 году), % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Уголь |
тонна |
5288,0 |
4621,2 |
3827,8 |
72,4 |
|
усл. тонн |
4230,4 |
3697,0 |
3062,3 |
72,4 |
цена |
руб. |
180,0 |
258,0 |
395,0 |
219,4 |
сумма |
тыс. руб. |
951,8 |
1192,3 |
1512,0 |
158,9 |
Бензин |
тонна |
475920,0 |
246337,8 |
280000,0 |
58,8 |
|
усл. тонн |
380736,0 |
197070,2 |
224000,0 |
58,8 |
цена |
руб. |
2,0 |
4,8 |
5,4 |
270,0 |
сумма |
тыс. руб. |
951,8 |
1192,3 |
1512,0 |
158,9 |
Диз. Топливо |
тонна |
773853,7 |
259331,2 |
336000,0 |
43,4 |
зин |
усл. тонн |
619082,9 |
207464,9 |
268800,0 |
43,4 |
цена |
руб. |
1,6 |
6,1 |
6,0 |
365,9 |
сумма |
тыс. руб. |
1269,1 |
1589,7 |
2016,0 |
158,9 |
Итого топливо |
тыс. руб. |
3172,8 |
3974,3 |
5040,0 |
158,9 |
|
усл. тонн |
1004049,3 |
408232,2 |
495862,3 |
49,4 |
Стоимость топлива |
руб. |
3,2 |
9,7 |
10,2 |
321,6 |
Электроэнергия |
тыс. кВт ч |
7932,1 |
7799,3 |
7079,4 |
89,3 |
цена |
руб. |
0,377 |
0,423 |
0,617 |
163,7 |
сумма |
тыс. руб. |
2990,4 |
3299,1 |
4368,0 |
146,1 |
Таблица 3.24
Динамика затрат на топливо и энергию по деповскому ремонту в 2002- 2004 годах
Показатель |
Измеритель |
Годы |
Темп роста (2004 к 002 году), % |
||
2002 |
2003 |
2004 |
|||
Уголь |
тонна |
750,0 |
560,5 |
243,8 |
32,5 |
|
усл. тонн |
600,0 |
448,4 |
195,0 |
32,5 |
цена |
руб. |
180,0 |
258,0 |
395,0 |
219,4 |
сумма |
тыс. руб. |
135,0 |
144,6 |
96,3 |
71,3 |
Бензин |
тонна |
67500,0 |
29876,0 |
17833,3 |
26,4 |
|
усл. тонн |
54000,0 |
23900,8 |
14266,7 |
26,4 |
цена |
руб. |
2,0 |
4,8 |
5,4 |
270,0 |
сумма |
тыс. руб. |
135,0 |
144,6 |
96,3 |
71,3 |
Диз. Топливо |
тонна |
109756,1 |
31451,9 |
21400,0 |
19,5 |
зин |
усл. тонн |
87804,9 |
25161,5 |
17120,0 |
19,5 |
цена |
руб. |
1,6 |
6,1 |
6,0 |
365,9 |
Окончание табл. 3.24 |
|||||
сумма |
тыс. руб. |
180,0 |
192,8 |
128,4 |
71,3 |
Итого топливо |
тыс. руб. |
450,0 |
482,0 |
321,0 |
71,3 |
|
усл. тонн |
142404,9 |
49510,7 |
31581,7 |
22,2 |
Стоимость топлива |
руб. |
3,2 |
9,7 |
10,2 |
321,6 |
Электроэнергия |
тыс. кВт ч |
1145,9 |
1146,6 |
555,9 |
48,5 |
цена |
руб. |
0,377 |
0,423 |
0,617 |
163,7 |
сумма |
тыс. руб. |
432,0 |
485,0 |
343,0 |
79,4 |
Как видно из табл. 3.23 и 3.24 стоимость затрат на электроэнергию и топливо с каждым годом растет.
Рис. 3.25. Изменение потребности в угле в 2002- 2004 годах
Как видно из рис. 3.25:
- в 2003 году : расходы на уголь выросли по ст. М с 793,2 до 1135,5 тыс. руб., по ст. К - с 951,8 до 1192,3 тыс. руб. , по ремонту- со 135 до 144,6 тыс. руб.
- в 2004 году: расходы на голь выросли по ст. М – с 1135,5 до 1305 тыс. руб., по ст. К - с 1192,3 до 1512 тыс. руб., по ремонту - упали с 144,6 до 96,3 тыс. руб.
Прочие материальные расходы
По прочим материальным расходам учитывают расходы, которые затруднительно отнести к конкретному элементу. Это оплата счетов заводам, другим дорогам и организациям за производство текущего ремонта вагонов и других услуг.
Таблица 3.25
Прочие материальные расходы в 2002 – 2004 годах
Наименование |
Годы |
Динамика, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
9748 |
14753 |
15647 |
5005 |
894 |
151 |
106 |
ст. К |
11698 |
15491 |
17525 |
3793 |
2034 |
132 |
113 |
Деповской ремонт |
315 |
318 |
42 |
3 |
-276 |
101 |
13 |
Как видно из табл. 3.25:
- в 2003 году произошел рост прочих материальных расходов по ст. М на 5005 тыс. руб. или на 51 %, по ст. К – на 3793 тыс. руб. или на 32 %, по ремонту – на 3 тыс. руб. или на 1 %
- в 2004 году: рост расходов по ст. М – на 894 тыс. руб. или на 6 %, по ст. К – на 2034 тыс. руб. или на 13 5, по ремонту – снижение на 276 тыс. руб. или на 83 %.
Рис. 3.26. Динамика прочих материальных расходов в 2002 – 2004 годах
Как видно из рис. 3.26, к 2004 году прочие материальные расходы по вагонным депо выросли.
Из рисунка видно что затраты на прочие материальные расходы по ст. к превышают таковые по ст М, что связано с превышением объемов оказываемых услуг по ст К В 2002 году превышение составило 1950 тыс. руб., в 2003 году – 738 тыс. руб., в 2004 году – 1878 тыс. руб.
Рис. 3.27. Структура прочих материальных расходов по вагонному депо ст .М в 2002 - 2004 годах
Рис. 3.28. Структура прочих материальных расходов по вагонному депо ст. К в 2002- 2004 годах
Как видно из рисунков выше, в обеих станциях наибольшую долю в структуре прочих материальных затрат занимают прочие затраты, а наименьшую - затраты подряда. Такая тенденция характерна и для ст М, и для ст. К
3.4. Анализ прочих эксплутационных расходов
Амортизация
Основные средства (здания и сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины, измерительные приборы и регулирующие приборы, инструмент, инвентарь и прочие основные фонды) в производственном процессе используются в течение длительного времени. При этом они изнашиваются, и стоимость их постепенно равными долями в течение срока службы переносится на производственную себестоимость. Денежное выражение части стоимости основных фондов, переносимой на изготовленный продукт, называется амортизационными отчислениями.
Амортизационные отчисления планируются в МПС и на железных дорогах исходя из среднегодовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений.
Среднегодовая стоимость основных фондов определяется на основе данных о наличии основных средств на начало планируемого периода и данных о вводе в действие новых и выбытии их в течение планируемого периода.
При расчете амортизационных отчислений учитывается стоимость всех объектов, числящихся на балансе предприятия, а также еще не оформленных актом приемки, но находящихся в эксплуатации, за исключением стоимости объектов, сданных в аренду.
Амортизационные отчисления состоят из двух частей: реновационные отчисления (на замену или возобновление основных средств) и отчисления на капитальный ремонт.
Амортизационные отчисления зависят от стоимости основных средств, используемых в производственном процессе. Чем больше стоимость основных средств, тем выше доля амортизационных отчислений в себестоимости продукции.
Сумма отчислений на замену (реновацию) зависит от стоимости оборудования и долговечности его работы.
На износ основных средств влияют интенсивность их использования, атмосферные условия, методы ухода за оборудованием, бережное отношение к нему, качество ремонта и т.д.
По каждой группе основных средств устанавливается средний срок службы, который зависит от вида средств, интенсивности условий их работы.
Различают физический и моральный износ производственных фондов.
Физический износ означает потерю первоначальных качеств и связан с эксплуатацией фондов. Моральный износ проявляется тогда, когда основные фонды до их физического износа устарели и не отвечают современным требованиям. Поэтому возникает необходимость в капитальном ремонте или их восстановлении.
Амортизационные отчисления на восстановление (замену) основных фондов Ав (руб.) рассчитывают исходя из их восстановительной стоимости, срока службы и ликвидационной стоимости, по которой они могут быть реализованы как металлолом, строительные материалы и т.д.
Ав = (С+См+Сл) : Н (3.2)
где С - восстановительная стоимость, тыс. руб.
См – стоимость монтажа оснастки, тыс. руб.
Сл – ликвидационная стоимость, тыс.руб.
Н – срок службы.
Обычно при расчете амортизационных отчислений пользуются не сроками службы, а нормами, выраженными в процентах стоимости основных фондов.
Н в = Ав * 100 : С (3.3)
Установив нормы амортизационных отчислений в %, можно определять ежегодные амортизационные отчисления исходя из их среднегодовой стоимости соответствующего вида основных средств.
По источникам финансирования ремонт подразделяется на текущий и капитальный.
В процессе текущего ремонта устраняют мелкие дефекты, заменяют износившиеся детали. В процессе капитального ремонта производится полная разборка оборудования и замена всех частей.
Ежегодные амортизационные отчисления на капитальный ремонт данного элемента основных фондов определяют по формуле:
Акр = Скр * О кр : Н (3.4)
Где Скр – стоимость одного капитального ремонта, тыс. руб.
Окр – количество капитальных ремонтов, шт
Н – срок службы оборудования, лет
О кр = (Т*Н : Ткр) – 1 (3.5)
Где Т – годовой фонд работы оборудования, час
Ткр – периодичность капитального ремонта, час
Норма ежегодных отчислений на капитальный ремонт:
Нкр = Акр * 100 : (С+Скр) (3.6)
В вагоном депо ст. М и ст. К амортизацию считают в целом по объединенному депо, напрямую она не входит в эксплуатационные расходы.
Прочие расходы
По прочим расходам учитывают расходы по технике безопасности, расходы на спецодежду, канцтовары подготовку и переподготовку кадров и т.д.
Таблица 3.26
Динамика прочих расходов в 2002 – 2004 годах
Показатели
|
Годы
|
Динамика, тыс. руб.
|
Темп роста, %
|
||||
2002 |
2003 |
2004 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
2003 к 2002 |
2004 к 2003 |
|
ст. М |
2590 |
4360 |
4560 |
1770 |
200 |
168 |
105 |
ст. К |
3108 |
4578 |
5107 |
1470 |
529 |
147 |
112 |
Деповской ремонт |
211 |
218 |
475 |
7 |
257 |
103 |
218 |
Из табл. 3.26 заметны следующие тенденции:
- в 2003 году прочие расходы по ст. М выросли на 1770 тыс. руб. или на 68 %, по ст. К – на 1470 тыс. руб. или на 47 %, по ремонту – на 7 тыс. руб. или на 3 %
- в 2004 году : прочие расходы выросли по ст. М – на 200 тыс. руб. или на 5 %, по ст. К – на 529 тыс. руб. или на 12 %, по ремонту - на 257 тыс. руб. или на 118 %
Рис. 3.29. Динамика прочих расходов в 2002- 2004 годах
Рис. 3.29. свидетельствует о росте прочих расходов по вагонным депо ст. М и ст. К , а также по деповскому ремонту.
Как видно из рисунка по ст. К прочие расходы выше чем по ст М, что связано с превышением объемов услуг по ст К. В 2002 году превышение составило – 518 тыс. руб., в 2003 году – 218 тыс. руб., в 2004 году – 547 тыс. руб.
Таким образом, исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что объем оказываемых услуг по ст К намного выше, чем по ст М, что , в свою очередь, влечет за собой рост и превышение всех статей расходов. Кратко охарактеризуем основные тенденции развития в 2002 – 2004 годах по ст М и ст К.
Рост практически всех видов затрат по ст. М обусловлен расширением деятельности в 2004 году, ростом численности трудовых ресурсов и объемов оказываемых услуг предприятием. В 2004 году происходит объединение ст. м ст. К в объединенное депо, таким образом, растет объем оказываемых услуг, а значит и растет их себестоимость и осуществляемые затраты.
Наибольшую долю в структуре расходов депо в 2004 году занимали затраты на материалы – 33% и фонд оплаты труда – 35 %. Это объясняется тем фактом, что осуществляемые организацией услуги очень материалоемкие и требуют значительного количества затрачиваемых материалов и затрат труда. Самую наименьшую долю занимают прочие расходы (2 %).
Сравнение расходов по двум станциям:
В 2002:
- превышение Фот по ст. К над ст. М на 9164 тыс. руб., что связано с большим количеством занятых работников на ст К
- превышение на отчислений на социальные нужды по ст. К над ст. М на 3185 тыс. руб. в связи с ростом ФОТ
- превышение затрат на топливо по ст К на ст М на 529 тыс. руб., что связано с превышением объемов услуг по ст К
- по той же причине наблюдается превышение затрат на электроэнергию на ст К над ст. М на 498 тыс. руб., на материалы на 8619 тыс. руб., прочих материальных затрат на 1950 тыс. руб., а также прочих расходов на 518 тыс. руб.
Таким образом, в целом деятельность по ст. К связана с расходам, превышающими расходы по ст М в 2 – 3 раза по разным статьям.
Рост всех показателей расходов по деповскому ремонту свидетельствует о том, что в 2003- 2004 годах объем оказываемых услуг по ремонту вырос, соответственно, выросли расходы по ремонту.
Наибольшую долю в структуре расходов по ремонту занимали расходы на материалы, а наименьшую - прочие материальные расходы, топливо и электроэнергия.
Во всех трех периодах наблюдается превышение доли затрат на материалы, так как деповской ремонт связан с большими затратами на запасные части и прочие материалы, используемые в процессе ремонта. Кроме того, деповской ремонт требует существенных трудовых затрат, и соответственно, привлечения работников, что, в свою очередь, влечет за собой рост затрат на оплату труда (ФОТ) и отчислений на социальные нужды.
За период с 2002 по 2004 годы на обеих станциях произошел рост ФОТ, что связано с увеличением численности работников и ростом средней заработной платы.
Также следует учесть, что за период с 2002 по 2004 года произошла индексация заработной платы и рост потребительских цен. Поэтому следует проанализировать как менялся номинальный и реальный ФОТ с учетом индексации и ростом потребительских цен.
Отчисления на социальное страхование по ст. К превышают таковые по ст М, так как ФОТ по ст. К выше. Превышение в 2002 году составило – 3185 тыс. руб., в 2003 году – 1032 тыс. руб., в 2004 году – 2585 тыс. руб.
В целом модно сделать вывод, что при сравнении затрат на оплату труда по ст. К и ст. М, следует отметить, что затраты на оплату по ст. К превышают таковые на ст. М. Такое превышение связано с тем фактом, что на ст К занято большее количество работников, чем на ст М, так как объем оказываемых услуг выше. Кроме того, уровень заработной платы на ст К выше, чем на ст М. Естественно, ФОТ по ст К превышает ФОТ по ст М., также как и отчисления на социальные нужды. Кроме того, больший объем оказываемых услуг по ст. К, влечет за собой и большие материальные затраты, и затраты на топливо и электроэнергию.
Следует отметить тенденцию, превышения производительности труда на ст .М в 2002 году над производительностью труда на ст К. Это свидетельствует о том что на ст М трудовые ресурсы в 2002 году использовались более эффективно, чем на ст К. Однако далее картина меняется. К концу 2003 году производительность труда на обеих станциях примерно становится одинаковой, что свидетельствует о том, факте, что на ст. К стали внедряться мероприятия по росту производительности труда: в частности, внедрение новой более прогрессивной техники и совершенствование методов и технологии организации труда, научная организация труда и так далее. В это же время на ст. М, наоборот, наблюдается падение производительности труда в связи со старением техники и неправильной организацией трудовых процессов. В итоге в 2004 году картина меняется: производительность труда на ст К превышает таковую по ст М. На ст. М требуется срочно внедрение мероприятий по росту производительности труда.
Следует отметить, что во всех трех периодах, затраты на материалы и запасные части по ст К превышают таковые по ст М, что связано с тем, что по ст. К объем оказываемых услуг выше, чем на ст М. В 2002 году разница составляет: 8619 тыс. руб., в 2003 году – на 3966 тыс. руб., в 2004 году – на 10259 тыс. руб.
По ст К наблюдается рост и превышение затрат на топливо над затратами на ст М, что связано с превышением объемов оказываемых услуг на ст К. Рост затрат на топливо к 2004 году по обоим станциям связан не только с ростом потребления топлива, но и с ростом стоимости на него. В 2002 году превышение составило 529 тыс. руб., в 2003 году – 189 тыс. руб., в 2004 году – 540 тыс. руб.
По ст К наблюдается рост и превышение затрат на энергию над затратами на ст М, что связано с превышением объемов оказываемых услуг на ст К. Рост затрат на энергию к 2004 году по обоим станциям связан не только с ростом ее потребления , но и с ростом стоимости на нее. В 2002 году превышение затрат по ст. К над ст. М составило 598 тыс. руб., в 2003 году – 148 тыс. руб., в 2004 году – 468 тыс. руб.
Затраты на прочие материальные расходы по ст. к превышают таковые по ст М, что связано с превышением объемов оказываемых услуг по ст К В 2002 году превышение составило 1950 тыс. руб., в 2003 году – 738 тыс. руб., в 2004 году – 1878 тыс. руб.
В обеих станциях наибольшую долю в структуре прочих материальных затрат занимают прочие затраты, а наименьшую - затраты подряда. Такая тенденция характерна и для ст М, и для ст. К
По ст. К прочие расходы выше чем по ст М, что связано с превышением объемов услуг по ст К. В 2002 году превышение составило – 518 тыс. руб., в 2003 году – 218 тыс. руб., в 2004 году – 547 тыс. руб.