Содержание
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИХ....................................................... 5
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств и инвестиционной деятельности 5
1.2. Документальное оформление движения основных средств.................................... 11
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ГАЛИНА»................................................................................................... 16
2.1. Краткая характеристика ООО «Галина».................................................................. 16
2.2. Особенности бухгалтерского учета в ООО «Галина».............................................. 18
Практическая часть.................................................................................... 33
Журнал хозяйственных операций, осуществляемых за отчетный период (1 квартал) в организации............................................................................. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 42
ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 44
ВВЕДЕНИЕ
Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальные условия. Они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объект учета, именуемый основными средствами предприятия.
В условиях рыночных отношений эффективность использования основных средств и производственных мощностей перерастает в сложную экономическую и социальную проблему. Так, нарушение экономических связей между производителями, структурная перестройка в промышленности, ряд других причин привели к резкому спаду натуральных объемов выпускаемой продукции практически во всех отраслях промышленности и, как следствие, к снижению загрузки имеющихся основных средств и производственных мощностей.
Основные средства занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия.
Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие капитальные вложения. Техническая структура капитальных вложений в основные средства оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Способы и порядок финансирования имеют важное значение, прежде всего для повышения их эффективности. Именно поэтому бухгалтерский учет инвестиций или капитальных вложений в основные средства так важен.
С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, незагрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.
Представляет интерес поиск нетрадиционных подходов к содержанию и технологии аудиторской проверки операций с основными средствами и инвестиций. В традиционных методиках отражается лишь процесс воспроизводства этих активов в организации. При этом вне аудита, как правило, остаются такие важные вопросы, как арендные и залоговые операции, обоснованность консервации основных средств, реальность активов, аналитические процедуры и др. В качестве главных направлений нетрадиционного подхода к аудиту основных средств могут быть рассмотрены:
-придание приоритетной роли соблюдению критериев, предъявляемых к системе бухгалтерского учета и отчетности, оговоренных в положениях по бухгалтерскому учету;
-обязательность тестирования системы внутреннего контроля (СВК), которое либо может быть первым этапом аудиторской проверки, либо проводиться на этапе планирования и подготовки аудита;
-непременность применения аналитических процедур в процессе аудита;
-выделение трех взаимосвязанных аспектов аудита основных средств - учетного, налогового и управленческого;
-дополнение стандартных аудиторских процедур специфическими с учетом особенностей объекта проверки.
Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств и инвестиций на основе анализа.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
-дать понятие, рассмотреть классификацию и оценку основных средств;
-рассмотреть теоретические основы учета основных средств;
-раскрыть методику аудиторской проверки основных средств на предприятиях;
-раскрыть особенности бухгалтерского учета основных средств в ООО «Галина» и провести проверку учета основных средств.
Предметом исследования является методика бухгалтерского учета основных средств.
Объектом исследования выступает торговое предприятие ООО «Галина», осуществляющее розничную торговлю и общественное питание.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИХ
1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств и инвестиционной деятельности
Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
- использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
- использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.
В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли (рисунок 1).
По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.
Рисунок 1. Классификация основных средств
По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).
Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации.
В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:
- принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
- находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
- полученные организацией в аренду.
Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:
- изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;
- внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;
- полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования;
- приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.
Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.
Инвестиционная деятельность - это размещение капитала и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность лицензированию не подлежит. Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с инвестициями в строительство, регламентируется Федеральным законом от 25.02.99 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. и доп. от 2.01.2000 г.). Согласно Закону под капитальными вложениями в строительство понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Инвесторы осуществляют финансирование капитального строительства путем оплаты счетов проектных и подрядных строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов по соответствующим письмам заказчика и подрядчиков.
Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором (контрактом) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчик согласно договору с инвестором производит приемку от исполнителей выполненных проектных, строительных и монтажных работ по актам приемки формы N КС-2 и справкам формы N КС-3, на основании которых выставляет инвестору счета.
Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договорам подряда (контрактам), заключаемым с заказчиками согласно нормам ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими соответствующих видов деятельности.
Пользователями объектов капитальных вложений могут являться физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений также могут являться инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором (контрактом), заключаемым между ними. В частности, Законом N 39-ФЗ установлены право на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения, а также возможность объединения собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона N 39-ФЗ финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств, в том числе иностранных инвесторов. Порядок взаимоотношений субъектов капитального строительства в процессе его реализации, в частности финансирования и расчетов за выполненные подрядные работы, определяется договором (контрактом) на капитальное строительство. Предметом договора (контракта) на капитальное строительство является объект капитального строительства. Экономические отношения, формируемые в ходе финансирования капитальных вложений, регламентируются параграфом 3 "Строительный подряд" части второй ГК РФ, согласно которому договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
Под застройщиками понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении функций, связанных с организацией строительства объектов, контролем за его ходом и ведением бухгалтерского учета производимых при этом затрат. К ним относятся, в частности, предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и т.п., а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. Расходы по содержанию застройщиков (по действующим предприятиям - работников аппарата подразделения капитального строительства) производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика. На практике могут возникнуть ситуации, затрудняющие использование понятий "заказчик", "застройщик", "инвестор" и "подрядчик", так как эти понятия по-разному трактуются в гражданском законодательстве, нормативных документах по бухгалтерскому учету, налоговом законодательстве.
1.2. Документальное оформление движения основных средств
Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.
Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.
Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.
Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.
Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.
На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.
Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.
Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.
Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.
При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком - договор строительного подряда.
Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.
Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
В договоре на реализацию инвестиционного проекта должны быть отражены права и обязанности, а также функции каждой из сторон. В соответствии с Законом N 39-ФЗ участники инвестиционной деятельности обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Участники инвестиционной деятельности, выполняющие лицензируемые виды работ, должны иметь соответствующие лицензии или сертификаты на право осуществления такой деятельности.
Согласно Закону N 39-ФЗ инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заказчики-застройщики, специализирующиеся на организации строительства объектов, на основании договора с инвестором распоряжаются денежными средствами инвестора, передаваемыми для финансирования строительства объектов. Чтобы обеспечить организацию строительства и контроль за ходом его выполнения, заказчик-застройщик:
- выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказ на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;
- заключает договоры строительного подряда на выполнение всего комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материалов и оборудования;
- выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, осуществляет приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.
В функции заказчика-застройщика входят также ведение бухгалтерского учета производимых при строительстве капитальных затрат, правильное определение и отражение в учете инвентарной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов. В соответствии с действующим порядком лицензирования строительной деятельности заказчики-застройщики должны иметь государственную лицензию на выполнение функций заказчика.
Договор строительного подряда заключается между подрядчиком (генподрядчиком) и заказчиком-застройщиком. При этом стороны договора исходят из гл. 37 ГК РФ, Руководства по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (письмо Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 10.06.92 N БФ-558/15, согласовано с Минэкономики и Минфином России).
По условиям договора подрядчик обязуется построить объект в соответствии с заданием заказчика и утвержденной проектно-сметной документацией собственными силами или с привлечением субподрядных организаций в установленные сроки. Он гарантирует качество выполняемых строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями технической документации и действующими строительными нормами и правилами в течение гарантийного срока эксплуатации, установленного условиями договора. Совместно с заказчиком-застройщиком подрядчик (генподрядчик) подготавливает всю исполнительную документацию, необходимую для оформления сдачи объекта в эксплуатацию.
В соответствии с действующим порядком лицензирования строительной деятельности подрядчик (генподрядчик) должен иметь государственную лицензию на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на осуществление функций генерального подрядчика
2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ГАЛИНА»
2.1. Краткая характеристика ООО «Галина»
Общество с ограниченной ответственностью «Галина», в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Галина».
Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Галина».
ООО «Галина» обладает складскими площадями 2240 кв. м и торговыми площадями 3260 кв. м. Род деятельности: розничная торговля, общественное питание.
Основным учредительным документом ООО «Галина» является Устав. В Уставе определяются размер уставного капитала, а также цели и задачи предприятия.
Предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации предприятия, имеет закрепленное на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.
Предприятие создано в целях розничной торговли и оказания услуг общественного питания, получения прибыли и обеспечения производственного и социального развития предприятия.
Руководитель ООО «Галина» действует на праве единоначалия и представляет данное юридическое лицо без доверенности.
Рассмотрим структуру бухгалтерии исследуемого предприятия (рисунок 2).
Бухгалтерский учет ведет бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер предприятия несет ответственность и пользуется правилами, установленных для главных бухгалтеров предприятий и организаций РФ.
Бухгалтерская служба осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, составление отчетности и передачу информации головному предприятию, выверку и учет расчетов с покупателями, заказчиками, подрядчиками и с бюджетом.
В обязанности старшего кассира и кассира входят прием и выдача наличных денег, документальное оформление движения наличности, полный и своевременный учет денежных средств, находящихся в кассе, контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием, контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.
Рисунок 2. Структура бухгалтерской службы ООО «Галина»
Материальная группа бухгалтерии ведет учет материальных ценностей на предприятии, составляет первичную документацию и учетные регистры.
Отдел учета заработной платы на предприятии начисляет заработную плату, производит удержания из начисленных сумм оплаты труда, производит документальное оформление и заполнение учетных регистров по учету начисленных сумм.
Отдел учета продаж осуществляет учет наличия и движения товаров на складах и др. местах хранения; контролирует выполнение плана по объему, ассортименту реализованный товаров и обязательств по их поставкам; контролирует соблюдение установленные лимиты; ведет учет расчетов по отгруженным и оплаченным товарам.
Предприятием, согласно учетной политике, применяется автоматизированная система учета с использованием программного продукта 1С: Предприятие, версия 7.7 «Бухгалтерский учет». Допускается применение журнально-ордерной формы учета (приложение 1).
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами по счетам в банках, кассовым документам, по расчетным счетам, изменяющим финансовое состояние предприятия, подписывают руководитель комбината и главный бухгалтер.
Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, комбинат разрабатывает такие формы с учетом потребности.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета РФ.
Для ведения бухгалтерского учета предприятием используется рабочий План счетов, включающий синтетические и аналитические счета и аналитические признаки, разработанной с учетом необходимых требований управления производством и обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы предприятия.
Итоги деятельности ООО «Галина» отражаются в балансе, отчете о прибылях и убытках.
Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
2.2. Особенности бухгалтерского учета в ООО «Галина»
К основным средствам относятся активы фирмы ООО «Галина», используемые в торговле товарами, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение срока продолжительностью более 12 месяцев.
В составе основных средств ООО «Галина» числятся производственные основные средства: административное здание, сооружения, транспортные средства, торговое оборудование, измерительные и регулирующие приборы, различный хозяйственный инвентарь, земельный участок, находящийся в собственности организации.
Согласно учетной политике (приложение 1) инвентарным объектом основных средств признается конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
При приобретении основных средств за плату первоначальная стоимость определяется как сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов и без учета общехозяйственных расходов.
При получении основных средств в качестве вклада в уставный капитал первоначальной стоимостью признается согласованная учредителями (участниками) денежная оценка основных средств.
Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче со стороны организации. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяют исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются, аналогичные объекты основных средств.
В первоначальную стоимость объектов основных средств независимо от способа приобретения включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, в котором пригодны для использования.
Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации объектов основных средств. При изменении первоначальной стоимости объектов основных средств в случаях их достройки, дооборудования при проведении капитальных работ движение собственных источников в бухгалтерском учете не отражается.
Срок полезного использования объекта ОС определяют при принятии этого объекта бухгалтерскому учету.
Доходы и расходы от списания основных средств из бухгалтерского учета во всех случаях, за исключением ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, подлежат зачислению в состав операционных доходов и расходов.
Расходы от списания основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях подлежат зачислению в состав чрезвычайных расходов.
При приемке одного объекта (кроме зданий, сооружений) бухгалтерией оформляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1).
Если объект требует монтажа, то прием основного средства в монтаж оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14). К нему прилагают товаросопроводительные документы поставщика. После монтажа основное средство приходуют на основании акта о приеме-передаче (формы N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б).
Принятый к учету объект основных средств бухгалтер учитывает в инвентарной карточке (форма N ОС-6), а группу предметов - в карточке группового учета (форма N ОС-6а).
ООО «Галина» приобрело у ООО «Пантера» по договору от 10.07.2003 г. № 131 сервер Hewlett-Packard 340/S (паспорт N 53872017, заводской номер 6596-84, дата выпуска - май 2002 года, инвентарный номер 000106) (приложение 2).
Покупная стоимость сервера - 19 500 руб. (в том числе НДС - 3250 руб.), срок полезного использования - 5 лет. Краткая характеристика сервера:
P-II 400/64/SCSI 9,16 Gb/ CD-ROM/Клавиатура/Мышь.
ООО " Пантера " уже использовало эти средства у себя в производстве. Поэтому оно предоставило сведения о дате ввода сервера в эксплуатацию, фактическом сроке эксплуатации, сумме начисленной амортизации и остаточной стоимости.
При приемке сервера были оформлены акт N ОС-1 и инвентарная карточка N ОС-6 (приложение 3, 4).
ООО "Галина" приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначена стоимость составных частей компьютера:
- системный блок - 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.);
- монитор - 4200 руб. (в том числе НДС - 700 руб.);
- клавиатура - 300 руб. (в том числе НДС - 50 руб.);
- мышь - 180 руб. (в том числе НДС - 30 руб.).
Итого стоимость компьютера - 16 680 руб. (в том числе НДС - 2 780 руб.).
Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому бухгалтером ООО "Галина" были приняты они к учету как единый инвентарный объект и сделаны следующие проводки (таблица 11).
Таблица 11 – Схема бухгалтерских проводок по поступлению основных средств в ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
11.07.03 |
Оплачен счет продавца |
60 |
51 |
16680 |
14.07.03 |
Оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС) |
08 |
60 |
13900 |
14.07.03 |
Учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца |
19 |
60 |
2780 |
14.07.03 |
Доставку компьютера (300 руб., в том числе НДС - 50 руб.) "Актив" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо. Выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера |
71 |
50 |
300 |
14.07.03 |
Произведен расчет с поставщиком через подотчетное лицо |
60 |
71 |
250 |
14.07.03 |
Плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (300 - 50) |
08 |
60 |
250 |
Продолжение таблицы 11
14.07.03 |
Учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации) |
19 |
60 |
50 |
14.07.03 |
Компьютер зачислен в состав основных средств организации (13 900 + 250) |
01 |
08 |
14150 |
14.07.03 |
Принята к зачету сумма НДС (2780 + 50) |
68 |
19 |
2830 |
Основные средства в ООО «Галина» поступают не только в результате покупки, но и в качестве вклада в уставный капитал.
Участниками ООО «Галина» было принято решение увеличить уставный капитал, чтобы привлечь дополнительные инвестиционные средства. Одним из учредителей ООО «Галина» является ЗАО "Стандарт". В качестве вклада в уставный капитал «Галина» ЗАО "Стандарт" по согласованию с другими учредителями 20 января 2003 г. передал торговое оборудование балансовой стоимостью 25000 руб. Рыночная стоимость оборудования составила также 25 000 руб. Бухгалтером исследуемого предприятия были сделаны следующие проводки (таблица 12).
Таблица 12 – Схема бухгалтерских проводок по поступлению основных средств в качестве вклада в уставный капитал ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
20.01.03 |
Отражена задолженность ЗАО «Стандарт» по вкладу в уставный капитал ООО «Галина» |
75-1 |
80 |
25000 |
21.01.03 |
Получено оборудование в счет вклада в уставный капитал |
08 |
75-1 |
25000 |
21.01.03 |
Оборудование принято на баланс предприятия в качестве основного средства |
01 |
08 |
25000 |
Рассмотрим отражение в учете предприятия текущего ремонта холодильника. Расходы на ремонт составили:
- заработная плата рабочих - 1000 руб.;
- единый социальный налог, начисленный с заработной платы рабочих - 356 руб.;
- стоимость покупных деталей - 1500 руб., в том числе НДС - 250 руб.
Бухгалтером предприятия были сделаны следующие проводки (таблица 13).
Таблица 13 – Схема бухгалтерских проводок по текущему ремонту основных средств в ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
26.03.03 |
Списана на себестоимость заработная плата рабочих, проводивших ремонт |
44 |
70 |
1000 |
26.03.03 |
Списан на себестоимость единый социальный налог |
44 |
69 |
356 |
27. 03.03 |
Оприходованы детали, купленные для ремонта холодильника |
10 |
60 |
1250 |
27. 03.03 |
Учтен НДС по купленным деталям для станка |
19 |
60 |
250 |
27. 03.03 |
Принята к зачету сумма НДС |
68 |
19 |
250 |
28. 03.03 |
Списаны на себестоимость детали, использованные при ремонте холодильника |
44 |
10 |
1250 |
Всего на себестоимость ремонта было списано 2 606 руб. (1 000 + 356 + 1 250). Эта сумма полностью может быть учтена при налогообложении.
Согласно учетной политике амортизация по объектам основных средств начисляется линейным способом исходя из первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования этого объекта (приложение 5).
На исследуемом предприятии основные средства выбывают в результате: ликвидации в случае их физического или морального износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях.
В ООО «Галина» был списан компьютер на основе приказа № 6/01 от 15 апреля 2002 года, в связи с тем, что ремонт был нецелесообразен. Первоначальная стоимость компьютера составляла 5000 руб., в течение срока эксплуатации была начислена амортизация в сумме 2160 руб. Убыток от ликвидации компьютера был получен в сумме 2560 руб.
Выбытие пришедшего в негодность объекта основных средств было оформлено актом о списании (форма N ОС-4). Акты были составлены в двух экземплярах: один был передан в бухгалтерию, второй остался у работника, ответственного за сохранность основных средств (приложение 6).
В учете операции по ликвидации были отражены следующим образом (таблица 14).
Таблица 14 – Схема бухгалтерских проводок по ликвидации объекта основных средств в ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
18.04.02 |
Списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств |
01-выб |
01 |
5000 |
18.04.02 |
Списана сумма начисленной амортизации |
02 |
01-выб |
2160 |
18.04.02 |
Списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств |
91-2 |
01-выб |
2840 |
19.04.02 19.04.02 |
Оприходованы материалы, полученные при ликвидации объекта основных средств: – микросхемы; – экран. |
10 10 |
91-1 91-1 |
80 200 |
19.04.02 |
Отражен убыток от ликвидации объекта основных средств |
99 |
91-9 |
2560 |
ООО «Галина» продало холодильное оборудование 15 сентября 2003 года. В этом случае объекты выбыли на основании составленного акта о приеме-передаче (формы N ОС-1).
Сумма всех расходов по списанию, а также стоимость материальных ценностей, оставшихся после списания основного средства, была указана в последнем разделе акта - "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".
Акт был подписан всеми членами комиссии и главным бухгалтером фирмы. Руководителем фирмы акт был утвержден.
Для учета выбытия объектов основных средств в ООО «Галина» открыто к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств", который необходим для случаев, когда выбытие основных средств происходит достаточно долго (при демонтаже сложного оборудования).
На основании акта бухгалтером были сделаны следующие проводки (таблица 15).
Таблица 15 – Схема бухгалтерских проводок по реализации объекта основных средств в ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
15.09.03 |
Списана первоначальная стоимость объекта основных средств |
01-выб |
01 |
10000 |
Продолжение таблицы 15
15.09.03 |
Списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств |
02 |
01-выб |
1500 |
15.09.03 |
Списана остаточная стоимость объекта основных средств |
91-2 |
01-выб |
8500 |
16.09.03 |
Оприходованы материалы, оставшиеся после списания объекта основных средств и пригодные для дальнейшего использования |
10 |
91-1 |
150 |
В случаях, если фирма ремонтирует (реконструирует, модернизирует) объект самостоятельно, то бухгалтер заполняет один экземпляр акт приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств.
Иногда работы по ремонту выполняет подрядная организация, в этом случае акт приема-сдачи составляется в двух экземплярах:
один остается в бухгалтерии ООО «Галина»;
второй передают фирме-подрядчику.
Акт подписывают члены приемочной комиссии.
После того как акт оформлен, его передают в бухгалтерию. На основании акта бухгалтер отражает в учете затраты на ремонт. Акт по форме N ОС-3 был заполнен следующим образом (приложение 7).
7 октября 2003 года ООО «Галина» передало ООО "Техник" сервер Hewlett-Packard 340/S (инвентарный номер ПК-39, заводской номер 7457-34) для модернизации (установки жесткого диска 9,5 Гбайт).
Первоначальная стоимость сервера (без НДС) - 20 500 руб. Срок службы - 5 лет.
К моменту передачи сервер эксплуатировался в "Галине" 1 год. Сумма начисленной амортизации составила 4100 руб. Стоимость работ по модернизации сервера - 8750 руб., в том числе НДС 1250 руб.
После модернизации срок полезного использования сервера не изменился.
Остаточная стоимость сервера на момент передачи в ремонт составила:
20 500 - 4100 = 16 400 руб.
Стоимость сервера после модернизации:
20 500 + 7500 = 28 000 руб.
Остаточная стоимость после модернизации:
28 000 - 4100 = 23 900 руб.
Годовая норма амортизации сервера после его модернизации:
100% : (5 лет - 1 год) = 25%.
Ежемесячная сумма амортизации сервера после его модернизации составит: 23 900 руб. х 25% : 12 мес. = 498 руб.
В учете операции по проведению ремонта были отражены следующим образом (таблица 16).
Таблица 16 – Схема бухгалтерских проводок по ремонту объекта основных средств в ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
07.10.03 |
Оплачена стоимость работ |
60 |
51 |
8750 |
07.10.03 |
Учтены затраты на модернизацию |
08 |
60 |
7500 |
07.10.03 |
Учтен НДС |
19 |
60 |
1250 |
08.10.03 |
Сумма затрат на модернизацию включена в первоначальную стоимость компьютера |
01 |
08 |
7500 |
08.10.03 |
Произведен зачет НДС в бюджет |
68-НДС |
19 |
1250 |
Инвестиции в основные средства в исследуемом предприятии осуществляются в виде монтажа оборудования, приобретенного для оказания услуг по общественному питанию (например, плиты, вытяжки, холодильное оборудование).
Рассмотрим порядок отражения монтажа объектов основных средств ООО «Галина» (таблица 17).
Таблица 17 – Схема бухгалтерских проводок по монтажу объекта основных средств в ООО «Галина»
Дата |
Наименование операции |
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
|||
12.01.04 |
Приобретено холодильное оборудование, требующее монтажа |
07 |
60 |
45000 |
12.01.04 |
Передано оборудование подрядчику для установки |
08 |
07 |
45000 |
13.01.04 |
Акцептован счет за установку холодильного оборудования в столовой |
08 |
60 |
5000 |
13.01.04 |
Начислен НДС |
19 |
60 |
900 |
14.01.04 |
Оплачен счет подрядчику за установку |
60 |
51 |
5900 |
15.01.04 |
Списаны затраты по установке |
90 |
44 |
5900 |
Согласно учетной политике ООО «Галина» инвентаризация имущества и обязательств в соответствии с приказом руководителя. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) осуществления инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация имущества проводится два раза в год, как незапланированная проверка. В обязательном порядке инвентаризация проводится:
- при увольнении сотрудника;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- если были выявлены факты хищения основных средств;
- если основные средства были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.
Инвентаризацию в ООО «Галина» проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя (приложение 8). В состав комиссии включены директор предприятия Васильев А.И., главный бухгалтер Борисов О.В., главный технолог Иванов И.Р.
Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки в том, что все поступившие основные средства оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.
Результаты инвентаризации отражаются в описи основных средств (приложение 9).
Согласно учетной политике форма учета в исследуемом предприятии ООО «Галина» автоматизированная с применением программы 1С:Бухгалтерия.
В плане счетов к счету 01 "Основные средства" открыты два субсчета.
Субсчет 01.1 "Основные средства в организации" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении до момента их выбытия.
Субсчет 01.2 "Выбытие основных средств" предназначен для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.).
По счету в целом, и по каждому субсчету в отдельности, аналитический учет ведется по инвентарным объектам основных средств (субконто "Основные средства"). Каждый инвентарный объект основных средств - элемент справочника "Основные средства" (меню: "Справочники - Основные средства").
Список основных средств может иметь двухуровневую структуру, то есть в справочнике можно объединять основные средства в произвольные группы. Например, в отдельные группы могут быть выделены основные средства, полученные по договору аренды, основные средства, сданные в аренду и т.п. Форма списка содержит несколько управляющих элементов.
Форма списка справочника показана на рисунке 3.
|
Для отражения операций по данному счету могут быть использованы четыре документа типовой конфигурации, которые отмечены на схеме (рисунок 3):
- "Ввод в эксплуатацию основного средства".
- "Списание основного средства".
- "Подготовка к передаче основного средства".
- "Передача основного средства".
По тем корреспонденциям, для которых типовая конфигурация не предусматривает средств автоматического формирования проводок, их ввод может быть выполнен вручную или с использованием механизма типовых операций.
Как правило, такие корреспонденции соответствуют не самым распространенным операциям в учетной практике, которые нецелесообразно включать в типовое решение, ориентированное на массовое использование.
Типовая конфигурация развивается, регулярно появляются ее новые редакции, которые пополняются новыми средствами автоматизации, облегчающими работу бухгалтера.
Таким образом, автоматизация учетного процесса на исследуемом предприятии значительно облегчает работу бухгалтерии.
Практическая часть
Остатки по счетам бухгалтерского учета организации на 01.01.2003.
Номер счета |
Наименование счета |
Сумма, руб. |
|
Дебет |
Кредит |
||
01 |
Основные средства |
135600 |
|
02 |
Амортизация основных средств |
|
10800 |
04 |
Нематериальные активы |
14460 |
|
05 |
Амортизация нематериальных активов |
|
964 |
10 |
Материалы |
75000 |
|
19 |
НДС по приобретенным ценностям |
1525 |
|
50 |
Касса |
1200 |
|
51 |
Расчетные счета |
222640 |
|
58.3 |
Краткосрочные финансовые вложения |
25000 |
|
60.1 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками |
|
60000 |
60.2 |
Авансы выданные |
24000 |
|
62 |
Расчеты с покупателями и заказчиками |
150000 |
|
68 |
Расчеты по налогам и сборам |
|
12492 |
68.1 |
Налог на доходы физических лиц |
|
5292 |
70 |
Расчеты с персоналом по оплате труда |
|
9700 |
73 |
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
6000 |
|
80 |
Уставный капитал |
|
196854 |
82 |
Резервный капитал |
|
30000 |
83 |
Добавочный капитал |
|
56200 |
84 |
Нераспределенная прибыль |
|
261723 |
97 |
Расходы будущих периодов |
8600 |
|
Итого: |
664025 |
664025 |
Журнал хозяйственных операций, осуществляемых за отчетный период (1 квартал) в организации
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Сумма |
Дебет |
Кредит |
1 |
Перечислены с расчетного счета в бюджет и внебюджетные фонды (в счет погашения задолженности по налогам) |
12492 |
68 |
51 |
2 |
Поступили от поставщиков в количестве 2 метров (в том числе НДС) |
9000 |
10 |
60.1 |
|
Выделен НДС |
1620 |
19 |
60.1 |
3 |
Получено с расчетного счета в кассу |
12000 |
50 |
51 |
4 |
Выдана из кассы заработная плата |
9700 |
70 |
50 |
|
На командировочные расходы |
2000 |
71 |
50 |
5 |
Начислена амортизация |
|
|
|
|
Основных средств |
10800 |
20 |
02 |
|
Нематериальные активы |
964 |
20 |
05 |
6 |
Перечислена с расчетного счета арендная плата за пользование помещением за первое полугодие, в том числе НДС |
18000 |
60,2 |
51 |
7 |
Приобретена и оплачена с расчетного счета оргтехника (персональный компьютер), в том числе НДС |
30000 |
60,1 |
51 |
|
Оргтехника оприходована |
25424 |
08 |
60,1 |
|
Выделен НДС |
4576 |
19 |
60,1 |
|
Возмещен НДС |
4576 |
68,2 |
19 |
|
Оргтехника введена в эксплуатацию |
25424 |
01 |
08 |
8 |
Выдано под отчет из кассы на приобретение канцтоваров |
700 |
71 |
50 |
9 |
Приобретены канцтовары подотчетным лицом, представлены оправдательные документы |
630 |
10 |
71 |
10 |
Возвращена в кассу неизрасходованная сумма подотчетным лицом |
630 |
20 |
10 |
11 |
Списано с расчетного счета банком за расчетно-кассовое обслуживание |
240 |
91,2 |
51 |
12 |
Оказаны услуги заказчикам, сумма по акту выполненных работ, в том числе НДС |
132000 |
62 |
90,1 |
|
Начислен НДС |
20135,59 |
90,3 |
76,3 |
13 |
Поступили от заказчиков на расчетный счет средства за оказанные услуги, в том числе НДС |
72600 |
51 |
62,1 |
14 |
Поступили материалы от поставщика в количестве 2 метров в счет ранее оплаченного аванса, в том числе НДС |
9384 |
10 |
61,1 |
|
Возмещен НДС |
1689,12 |
68,2 |
19 |
15 |
Отпущено со склада 36 метров материала для работ |
73200 |
20 |
10 |
16 |
На основании авансового отчета списываются фактические расходы по командировке |
1820 |
20 |
71 |
17 |
Получено на расчетный счет оплата за выполненные работы, в том числе НДС |
48600 |
51 |
62 |
18 |
Начислена заработная плата |
18000 |
20 |
70 |
19 |
Реализовано основное средство (тип А), в том числе НДС |
138000 |
62 |
91,1 |
20 |
Внесено в кассу работником в счет погашения ссуды |
1500 |
50 |
73,1 |
21 |
Погашена задолженность по краткосрочным займам |
6250 |
51 |
58,3 |
22 |
Определить фактическую себестоимость реализованных услуг |
115770,37 |
90,2 |
20 |
23 |
Определить доход от реализации |
3230 |
99 |
90,9 |
Главная книга
Главная книга по счету № 01 «Основные средства»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№91 |
№83 |
№08 |
№91 |
№01 |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
500000 |
65000 |
2845300 |
1170000 |
2800000 |
|
7965300 |
11980000 |
12113700 |
|
Главная книга по счету № 02 «Амортизация основных средств»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№83 |
№91 |
№01 |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
100000 |
100000 |
2480000 |
|
|
|
3370000 |
402200 |
|
1818400 |
|
|
630000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60000 |
|
|
|
|
|
|
|
Главная книга по счету № 04 «Нематериальные активы»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
462000 |
|
Главная книга по счету № 05 «Амортизация нематериальных активов»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
27600 |
|
75400 |
Главная книга по счету № 08 «Вложения во внеоборотные активы»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
2845300 |
- |
|
Главная книга по счету № 10 «Материалы»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№91 |
№15 |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
85000 |
980600 |
|
|
|
|
1065600 |
3105600 |
718500 |
|
Главная книга по счету № 19«Налог на добавленную стоимость»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№60 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
26900 |
|
|
|
|
|
257280 |
606300 |
132320 |
|
230380 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Главная книга по счету № 20 «Основное производство»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№10 |
№16 |
№70 |
№69 |
№25 |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
1160000 |
104400 |
900000 |
320400 |
327093 |
|
2811893 |
2811893 |
|
|
Главная книга по счету № 50 «Касса»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№51 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
3000000 |
|
|
|
|
|
3000000 |
2845000 |
183600 |
|
Главная книга по счету № 51 «Расчетный счет»»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№62 |
№76 |
№66 |
№62 |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
3600000 |
312600 |
400000 |
11800000 |
|
|
16112600 |
10916400 |
7683600 |
|
Главная книга по счету № 58«Финансовые вложения»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№51 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
2500000 |
|
|
|
|
|
2500000 |
|
2500000 |
|
Главная книга по счету № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№51 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
420000 |
|
|
|
|
|
1281400 |
2274900 |
|
1622800 |
161400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
700000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Главная книга по счету № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№90 |
№91 |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
11400000 |
3600000 |
|
|
|
|
15000000 |
15400000 |
442250 |
|
Главная книга по счету № 68 «Расчеты по видам налогов и сборов»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№19 |
№51 |
№51 |
№51 |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
606300 |
1740000 |
298400 |
289600 |
|
|
2934300 |
3578045 |
|
852145 |
Главная книга по счету № 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№70 |
№51 |
№51 |
№51 |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
158000 |
748000 |
148000 |
128000 |
|
|
1182000 |
868640 |
|
14040 |
Главная книга по счету № 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№68 |
№76 |
№71 |
№76 |
№50 |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
298400 |
58300 |
2620 |
23000 |
2760000 |
|
3142320 |
2598000 |
|
276280 |
Главная книга по счету № 71 «Расчеты с подотчетными лицами
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№50 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
85000 |
|
|
|
|
|
85000 |
74620 |
43000 |
|
Главная книга по счету № 73/2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№94 |
№98 |
№98 |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
60000 |
40000 |
-40000 |
|
|
|
60000 |
60000 |
|
|
Главная книга по счету № 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№51 |
№51 |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
58300 |
286400 |
|
|
|
|
344700 |
393900 |
774390 |
1067300 |
Главная книга по счету № 83 «Добавочный капитал»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№01 |
№02 |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
400000 |
185000 |
|
|
|
|
585000 |
750000 |
|
165000 |
Главная книга по счету № 90 «Продажи»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№43 |
№40 |
№26 |
№68 |
№99 |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
6158000 |
-749800 |
1287844 |
1900000 |
2803956 |
|
11400000 |
11400000 |
|
|
Главная книга по счету № 91 «Прочие расходы и доходы»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||||
№01 |
№02 |
№68 |
№99 |
№44 |
№66 |
№73 |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
800000 |
45000 |
600000 |
830000 |
373500 |
63800 |
60000 |
|
7706800 |
7706800 |
|
|
2600000 |
|
22000 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2170000 |
|
142500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Главная книга по счету № 99 «Прибыли и убытки»
Обороты по дебету с кредита счета |
Обороты по кредиту |
Сальдо |
|||||||
№91 |
№68 |
№ |
№ |
№ |
№ |
Итого: |
Д |
К |
|
35000 |
|
|
|
|
|
2531495 |
3633956 |
|
1212961 |
2148350 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Списание материалов методом ФИФО
Период |
ГНА |
Сумма НА |
Остаточная стоимость |
1 |
6 |
6 |
54 |
2 |
6 |
12 |
48 |
3 |
6 |
18 |
42 |
4 |
6 |
24 |
36 |
5 |
6 |
30 |
30 |
6 |
6 |
36 |
24 |
7 |
6 |
42 |
18 |
8 |
6 |
48 |
12 |
9 |
6 |
54 |
6 |
10 |
6 |
60 |
|
60000*10%=6000
Тип Б:
75600*12% = 9072- в год
1 месяц - 756
амортизация = 964+241=1205
ФИФО
2*1800 |
3600 |
2*1800 |
3600 |
5*1800 10*200 |
29000 |
2*2000 10*2200 |
26000 |
5*2200 |
11000 |
Итого |
73200 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, бухгалтерский учет основных средств в исследуемом предприятии ООО «Галина» ведется на активном счете 01 «Основные средства». Основные средства отражаются по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление. Первоначальная стоимость изменяется только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 «Учет основных средств» счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.
В пояснениях к счету 01 "Основные средства" определено, что объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, а именно:
- фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление (строительство) объектов;
- согласованная стоимость при вкладе объектов в уставный (складочный) капитал;
- рыночная стоимость на дату оприходования объекта, полученного по договору дарения, и в иных случаях безвозмездного получения;
- стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией по договору мены (бартерные сделки).
Поступление основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Для учета начисления амортизации основных средств используется пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу.
Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 открыт субсчет «Выбытие основных средств», по дебету которого отражается стоимость выбывающего объекта, а по кредиту – сумма накопленной амортизации.
Документальное отражение операций с основными средствами осуществляется с применением стандартных форм: ОС-1 – при поступлении основного средства на предприятие, ОС-6 – инвентарная карточка, отражающая информацию о движении объекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2.
2. Налоговый Кодекс РФ. – М., 2002.
3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств" от 30.10.2001 № 94н.
4. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003. 460 с.
5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Схемы бухгалтерских проводок типовых хозяйственных операций. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. 648 с.
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. 640 с.
7. Новый план счетов в системе компьютерного учета "1С:Бухгалтерия 7.7" / Под общей редакцией профессора Д.В. Чистова. – М., 2003. 389 с.
8. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. 380 с.
9. Адамов Н. Бухгалтерский учет инвестиций в капитальное строительство // Финансовая газета. – 2003. – N 3.– С. 12-14.
10. Батуев М.В. Изменения в начислении амортизации, вводимые главой 25 Налогового кодекса РФ // Бухгалтерский учет.– 2002. – N 8. – С. 48.
11. Безруких П.С. Учет внеоборотных активов // Бухгалтерский учет.– 2001. – N 4. – С. 46.
12. Бровкина Н.Д. Определение планируемого уровня существенности ошибки // Аудиторские ведомости.– 2000. – N 3. – С. 37.
13. Волошин Д.А. Изменения в учете основных средств // Главбух.– 2002. – N 12. – С. 27-28.
14. Газарян А.В. Методы аудиторской выборки // Бухгалтерский учет. - 2000. - N 15. – С. 7-8.
15. Глинистый В.Д. Учет долгосрочных инвестиций // Налоговый вестник. – 2001. – N 7.– С. 35-39.
16. Годовой отчет - 2000 // Главбух.– 2001. – N 1. – С. 7.
17. Гутников О.В. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств // Главбух. – N 8. – 2000. – С. 12.