Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................... 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИХ....................................................... 5

1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств и инвестиционной деятельности  5

1.2. Документальное оформление движения основных средств.................................... 11

2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ГАЛИНА»................................................................................................... 16

2.1. Краткая характеристика ООО «Галина».................................................................. 16

2.2. Особенности бухгалтерского учета в ООО «Галина».............................................. 18

Практическая часть.................................................................................... 33

Журнал хозяйственных операций, осуществляемых за отчетный период (1 квартал) в организации............................................................................. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................... 42

ЛИТЕРАТУРА............................................................................................. 44


ВВЕДЕНИЕ

Для осуществления своей деятельности предприятия должны иметь необходимые средства труда и материальные условия. Они являются важнейшим элементом производительных сил и определяют их развитие. В бухгалтерском учете средства труда выделены в отдельный объект учета, именуемый основными средствами предприятия.

В условиях рыночных отношений эффективность использования основных средств и производственных мощностей перерастает в сложную экономическую и социальную проблему. Так, нарушение экономических связей между производителями, структурная перестройка в промышленности, ряд других причин привели к резкому спаду натуральных объемов выпускаемой продукции практически во всех отраслях промышленности и, как следствие, к снижению загрузки имеющихся основных средств и производственных мощностей.

Основные средства занимают, как правило, основной удельный вес в общей сумме основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия.

Инвестиции – относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие капитальные вложения. Техническая структура капитальных вложений в основные средства оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Способы и порядок финансирования имеют важное значение, прежде всего для повышения их эффективности. Именно поэтому бухгалтерский учет инвестиций или капитальных вложений в основные средства так важен.

С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, незагрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Можно утверждать, что основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

Представляет интерес поиск нетрадиционных подходов к содержанию и технологии аудиторской проверки операций с основными средствами и инвестиций. В традиционных методиках отражается лишь процесс воспроизводства этих активов в организации. При этом вне аудита, как правило, остаются такие важные вопросы, как арендные и залоговые операции, обоснованность консервации основных средств, реальность активов, аналитические процедуры и др. В качестве главных направлений нетрадиционного подхода к аудиту основных средств могут быть рассмотрены:

-придание приоритетной роли соблюдению критериев, предъявляемых к системе бухгалтерского учета и отчетности, оговоренных в положениях по бухгалтерскому учету;

-обязательность тестирования системы внутреннего контроля (СВК), которое либо может быть первым этапом аудиторской проверки, либо проводиться на этапе планирования и подготовки аудита;

-непременность применения аналитических процедур в процессе аудита;

-выделение трех взаимосвязанных аспектов аудита основных средств - учетного, налогового и управленческого;

-дополнение стандартных аудиторских процедур специфическими с учетом особенностей объекта проверки.

Целью настоящей работы является разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств и инвестиций на основе анализа.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

-дать понятие, рассмотреть классификацию и оценку основных средств;

-рассмотреть теоретические основы учета основных средств;

-раскрыть методику аудиторской проверки основных средств на предприятиях;

-раскрыть особенности бухгалтерского учета основных средств в ООО «Галина» и провести проверку учета основных средств.

Предметом исследования является методика бухгалтерского учета основных средств.

Объектом исследования выступает торговое предприятие ООО «Галина», осуществляющее розничную торговлю и общественное питание.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИНВЕСТИЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИХ

1.1 Понятие, классификация и оценка основных средств и инвестиционной деятельности

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

-                    использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

-                    использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

-                    организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

-                    способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, назначению, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли (рисунок 1).

По назначению основные средства организации подразделяются на производственные основные средства основной деятельности, производственные основные средства других отраслей, непроизводственные основные средства.


 

















Рисунок 1. Классификация основных средств


По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр. К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся в эксплуатации, запасе (резерве), стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются на:

-                    принадлежащие  организации на  праве собственности  (в том числе сданные в аренду);

-                    находящиеся  у  организации   в   оперативном  управлении  или  хозяйственном  ведении;

-                    полученные организацией в аренду.

Оценка основных средств. Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости, которая определяется для объектов:

-                    изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по возведению или приобретению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке;

-                    внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;

-                    полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а также неучтенных объектов основных средств - по рыночной стоимости на дату оприходования;

-                    приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, - по стоимости ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией. Стоимость этих ценностей устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей. При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.

Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки соответствующих объектов.

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости амортизации основных средств.

Инвестиционная деятельность - это размещение капитала и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. В соответствии с действующим законодательством инвестиционная деятельность лицензированию не подлежит. Деятельность хозяйствующих субъектов, связанная с инвестициями в строительство, регламентируется Федеральным законом от 25.02.99 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изм. и доп. от 2.01.2000 г.). Согласно Закону под капитальными вложениями в строительство понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Инвесторы осуществляют финансирование капитального строительства путем оплаты счетов проектных и подрядных строительных организаций, поставщиков оборудования и материалов по соответствующим письмам заказчика и подрядчиков.

Заказчики - уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором (контрактом) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчик согласно договору с инвестором производит приемку от исполнителей выполненных проектных, строительных и монтажных работ по актам приемки формы N КС-2 и справкам формы N КС-3, на основании которых выставляет инвестору счета.

Подрядчиками являются физические и юридические лица, которые выполняют работы по договорам подряда (контрактам), заключаемым с заказчиками согласно нормам ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими соответствующих видов деятельности.

Пользователями объектов капитальных вложений могут являться физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений также могут являться инвесторы. Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором (контрактом), заключаемым между ними. В частности, Законом N 39-ФЗ установлены право на осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения, а также возможность объединения собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона N 39-ФЗ финансирование капитальных вложений осуществляется инвесторами за счет собственных и (или) привлеченных средств, в том числе иностранных инвесторов. Порядок взаимоотношений субъектов капитального строительства в процессе его реализации, в частности финансирования и расчетов за выполненные подрядные работы, определяется договором (контрактом) на капитальное строительство. Предметом договора (контракта) на капитальное строительство является объект капитального строительства. Экономические отношения, формируемые в ходе финансирования капитальных вложений, регламентируются параграфом 3 "Строительный подряд" части второй ГК РФ, согласно которому договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Под застройщиками понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении функций, связанных с организацией строительства объектов, контролем за его ходом и ведением бухгалтерского учета производимых при этом затрат. К ним относятся, в частности, предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий и т.п., а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. Расходы по содержанию застройщиков (по действующим предприятиям - работников аппарата подразделения капитального строительства) производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика. На практике могут возникнуть ситуации, затрудняющие использование понятий "заказчик", "застройщик", "инвестор" и "подрядчик", так как эти понятия по-разному трактуются в гражданском законодательстве, нормативных документах по бухгалтерскому учету, налоговом законодательстве.

1.2. Документальное оформление движения основных средств

Движение основных средств связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации.

Операциями по поступлению основных средств являются ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, оприходование неучтенных ранее основных средств, выявленных при инвентаризации, внутреннее перемещение.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая руководителем организации. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт (накладную) приемки-передачи основных средств на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица.

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приемке оборудования.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом приемки-передачи оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов.

Внутреннее перемещение основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу из запаса (со склада) в эксплуатацию оформляют актом (накладной) приемки-передачи основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом на списание основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа - актом на списание автотранспортных средств.

При традиционной форме организации участниками инвестиционной деятельности являются инвестор, заказчик и подрядчик, выполняющие свои функции согласно заключенным между ними договорам. При этой форме деятельности между заказчиком-застройщиком и инвестором заключается договор на реализацию инвестиционного проекта, между подрядчиком и заказчиком-застройщиком - договор строительного подряда.

Договор на реализацию инвестиционного проекта является основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности.

Правовой основой для заключения договоров на реализацию инвестиционных проектов является ст. 421 ГК РФ, согласно которой стороны могут заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом или иными правовыми актами, причем условия договоров определяются по усмотрению сторон либо обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон. При этом согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В договоре на реализацию инвестиционного проекта должны быть отражены права и обязанности, а также функции каждой из сторон. В соответствии с Законом N 39-ФЗ участники инвестиционной деятельности обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Участники инвестиционной деятельности, выполняющие лицензируемые виды работ, должны иметь соответствующие лицензии или сертификаты на право осуществления такой деятельности.

Согласно Закону N 39-ФЗ инвесторы самостоятельно определяют объемы и направления капитальных вложений, заключают договоры с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с ГК РФ, контролируют целевое использование средств, направляемых на капитальные вложения. Инвесторы имеют право владения, пользования и распоряжения объектами капитальных вложений и результатами их осуществления, а также право на передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики-застройщики, специализирующиеся на организации строительства объектов, на основании договора с инвестором распоряжаются денежными средствами инвестора, передаваемыми для финансирования строительства объектов. Чтобы обеспечить организацию строительства и контроль за ходом его выполнения, заказчик-застройщик:

- выдает исходные данные для разработки проектно-сметной документации, размещает заказ на разработку этой документации и проводит ее согласование в установленном порядке;

- заключает договоры строительного подряда на выполнение всего комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ, осуществляет в соответствии с условиями договора подряда полную или частичную поставку материалов и оборудования;

- выполняет все необходимые работы по подготовке строительной площадки, осуществляет надзор за соблюдением норм и правил при производстве строительно-монтажных работ, осуществляет приемку законченных работ и подготовку объекта к передаче в эксплуатацию.

В функции заказчика-застройщика входят также ведение бухгалтерского учета производимых при строительстве капитальных затрат, правильное определение и отражение в учете инвентарной стоимости вводимых в эксплуатацию объектов. В соответствии с действующим порядком лицензирования строительной деятельности заказчики-застройщики должны иметь государственную лицензию на выполнение функций заказчика.

Договор строительного подряда заключается между подрядчиком (генподрядчиком) и заказчиком-застройщиком. При этом стороны договора исходят из гл. 37 ГК РФ, Руководства по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации (письмо Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от 10.06.92 N БФ-558/15, согласовано с Минэкономики и Минфином России).

По условиям договора подрядчик обязуется построить объект в соответствии с заданием заказчика и утвержденной проектно-сметной документацией собственными силами или с привлечением субподрядных организаций в установленные сроки. Он гарантирует качество выполняемых строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями технической документации и действующими строительными нормами и правилами в течение гарантийного срока эксплуатации, установленного условиями договора. Совместно с заказчиком-застройщиком подрядчик (генподрядчик) подготавливает всю исполнительную документацию, необходимую для оформления сдачи объекта в эксплуатацию.

В соответствии с действующим порядком лицензирования строительной деятельности подрядчик (генподрядчик) должен иметь государственную лицензию на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ, а также на осуществление функций генерального подрядчика

2. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА И АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ООО «ГАЛИНА»

2.1. Краткая характеристика ООО «Галина»

Общество с ограниченной ответственностью «Галина», в дальнейшем "Общество", создано в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Галина».

Сокращенное фирменное наименование Общества: ООО «Галина».

ООО «Галина» обладает складскими площадями 2240 кв. м и торговыми площадями 3260 кв. м. Род деятельности: розничная торговля, общественное питание.

Основным учредительным документом ООО «Галина» является Устав. В Уставе определяются размер уставного капитала, а также цели и задачи предприятия.

Предприятие является юридическим лицом с момента государственной регистрации предприятия, имеет закрепленное на праве хозяйственного ведения обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в банках. Предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Предприятие создано в целях розничной торговли и оказания услуг общественного питания, получения прибыли и обеспечения производственного и социального развития предприятия.

Руководитель ООО «Галина» действует на праве единоначалия и представляет данное юридическое лицо без доверенности.

Рассмотрим структуру бухгалтерии исследуемого предприятия (рисунок 2).

Бухгалтерский учет ведет бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером. Главный бухгалтер предприятия несет ответственность и пользуется правилами, установленных для главных бухгалтеров предприятий и организаций РФ.

Бухгалтерская служба осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, составление отчетности и передачу информации головному предприятию, выверку и учет расчетов с покупателями, заказчиками, подрядчиками и с бюджетом.

В обязанности старшего кассира и кассира входят прием и выдача наличных денег, документальное оформление движения наличности, полный и своевременный учет денежных средств, находящихся в кассе, контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием, контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины.

 











Рисунок 2. Структура бухгалтерской службы ООО «Галина»


Материальная группа бухгалтерии ведет учет материальных ценностей на предприятии, составляет первичную документацию и учетные регистры.

Отдел учета заработной платы на предприятии начисляет заработную плату, производит удержания из начисленных сумм оплаты труда, производит документальное оформление и заполнение учетных регистров по учету начисленных сумм.

Отдел учета продаж осуществляет учет наличия и движения товаров на складах и др. местах хранения; контролирует выполнение плана по объему, ассортименту реализованный товаров и обязательств по их поставкам; контролирует соблюдение установленные лимиты; ведет учет расчетов по отгруженным и оплаченным товарам.

Предприятием, согласно учетной политике, применяется автоматизированная система учета с использованием программного продукта 1С: Предприятие, версия 7.7 «Бухгалтерский учет». Допускается применение журнально-ордерной формы учета (приложение 1).

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами по счетам в банках, кассовым документам, по расчетным счетам, изменяющим финансовое состояние предприятия, подписывают руководитель комбината и главный бухгалтер.

Для оформления финансово-хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, комбинат разрабатывает такие формы с учетом потребности.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется способом двойной записи в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета РФ.

Для ведения бухгалтерского учета предприятием используется рабочий План счетов, включающий синтетические и аналитические счета и аналитические признаки, разработанной с учетом необходимых требований управления производством и обязательный к применению всеми работниками бухгалтерской службы предприятия.

Итоги деятельности ООО «Галина» отражаются в балансе, отчете о прибылях и убытках.

Отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.

2.2. Особенности бухгалтерского учета в ООО «Галина»

К основным средствам относятся активы фирмы ООО «Галина», используемые в торговле товарами, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение срока продолжительностью более 12 месяцев.

В составе основных средств ООО «Галина» числятся производственные основные средства: административное здание, сооружения, транспортные средства, торговое оборудование, измерительные и регулирующие приборы, различный хозяйственный инвентарь, земельный участок, находящийся в собственности организации.

Согласно учетной политике (приложение 1) инвентарным объектом основных средств признается конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

При приобретении основных средств за плату первоначальная стоимость определяется как сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов и без учета общехозяйственных расходов.

При получении основных средств в качестве вклада в уставный капитал первоначальной стоимостью признается согласованная учредителями (участниками) денежная оценка основных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче со стороны организации. Стоимость ценностей, переданных или  подлежащих передаче, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет стоимость аналогичных ценностей.

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяют исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются, аналогичные объекты  основных средств.

В первоначальную стоимость объектов основных средств независимо от способа приобретения включаются также фактические затраты на доставку объектов и приведение их в состояние, в котором пригодны для использования.

Изменение  первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, частичной  ликвидации объектов основных средств. При изменении первоначальной стоимости объектов основных средств в случаях их достройки, дооборудования при проведении капитальных работ движение собственных источников в бухгалтерском учете не отражается.

Срок полезного использования объекта ОС определяют при принятии этого объекта бухгалтерскому учету.

Доходы и расходы от списания основных средств из бухгалтерского учета во всех случаях, за исключением ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, подлежат зачислению в состав операционных доходов и расходов.

Расходы от списания основных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях подлежат зачислению в состав чрезвычайных расходов.

При приемке одного объекта (кроме зданий, сооружений) бухгалтерией оформляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1).

Если объект требует монтажа, то прием основного средства в монтаж оформляют актом о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14). К нему прилагают товаросопроводительные документы поставщика. После монтажа основное средство приходуют на основании акта о приеме-передаче (формы N ОС-1, ОС-1а, ОС-1б).

Принятый к учету объект основных средств бухгалтер учитывает в инвентарной карточке (форма N ОС-6), а группу предметов - в карточке группового учета (форма N ОС-6а).

ООО «Галина» приобрело у ООО «Пантера» по договору от 10.07.2003 г. № 131 сервер Hewlett-Packard 340/S (паспорт N 53872017, заводской номер 6596-84, дата выпуска - май 2002 года, инвентарный номер 000106) (приложение 2).

Покупная стоимость сервера - 19 500 руб. (в том числе НДС - 3250 руб.), срок полезного использования - 5 лет. Краткая характеристика сервера:

P-II 400/64/SCSI 9,16 Gb/ CD-ROM/Клавиатура/Мышь.

ООО " Пантера " уже использовало эти средства у себя в производстве. Поэтому оно предоставило сведения о дате ввода сервера в эксплуатацию, фактическом сроке эксплуатации, сумме начисленной амортизации и остаточной стоимости.

При приемке сервера были оформлены акт N ОС-1 и инвентарная карточка N ОС-6 (приложение 3, 4).

ООО "Галина" приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. В счете была обозначена стоимость составных частей компьютера:

- системный блок - 12 000 руб. (в том числе НДС - 2000 руб.);

- монитор - 4200 руб. (в том числе НДС - 700 руб.);

- клавиатура - 300 руб. (в том числе НДС - 50 руб.);

- мышь - 180 руб. (в том числе НДС - 30 руб.).

Итого стоимость компьютера - 16 680 руб. (в том числе НДС - 2 780 руб.).

Составные части компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) могут функционировать только в составе единого комплекса, поэтому бухгалтером ООО "Галина" были приняты они к учету как единый инвентарный объект и сделаны следующие проводки (таблица 11).

Таблица 11 – Схема бухгалтерских проводок по поступлению основных средств в ООО «Галина»

Дата

Наименование операции

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

11.07.03

Оплачен счет продавца

60

51

16680


14.07.03

Оприходован компьютер на балансе организации (по стоимости составных частей без учета НДС)


08


60


13900

14.07.03

Учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца

19

60

2780



14.07.03

Доставку компьютера (300 руб., в том числе НДС - 50 руб.) "Актив" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо. Выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера




71




50




300

14.07.03

Произведен расчет с поставщиком через подотчетное лицо

60

71

250

14.07.03

Плата за доставку учтена в балансовой стоимости компьютера (300 - 50)


08


60


250

Продолжение таблицы 11

14.07.03

Учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации)


19


60


50

14.07.03

Компьютер зачислен в состав основных средств организации (13 900 + 250)


01


08


14150

14.07.03

Принята к зачету сумма НДС (2780 + 50)

68

19

2830


Основные средства в ООО «Галина» поступают не только в результате покупки, но и в качестве вклада в уставный капитал.

Участниками ООО «Галина» было принято решение увеличить уставный капитал, чтобы привлечь дополнительные инвестиционные средства. Одним из учредителей ООО «Галина» является ЗАО "Стандарт". В качестве вклада в уставный капитал «Галина» ЗАО "Стандарт" по согласованию с другими учредителями 20 января 2003 г. передал торговое оборудование балансовой стоимостью 25000 руб. Рыночная стоимость оборудования составила также 25 000 руб. Бухгалтером исследуемого предприятия были сделаны следующие проводки (таблица 12).

Таблица 12 – Схема бухгалтерских проводок по поступлению основных средств в качестве вклада в уставный капитал ООО «Галина»

Дата

Наименование

операции

Бухгалтерские

проводки

Сумма,

руб.

Дебет

Кредит


20.01.03

Отражена задолженность ЗАО «Стандарт» по вкладу в уставный капитал ООО «Галина»


75-1


80


25000

21.01.03

Получено оборудование в счет вклада в уставный капитал

08

75-1

25000

21.01.03

Оборудование принято на баланс предприятия в качестве основного средства


01


08


25000



Рассмотрим отражение в учете предприятия текущего ремонта холодильника. Расходы на ремонт составили:

- заработная плата рабочих - 1000 руб.;

- единый социальный налог, начисленный с заработной платы рабочих - 356 руб.;

- стоимость покупных деталей - 1500 руб., в том числе НДС - 250 руб.

Бухгалтером предприятия были сделаны следующие проводки (таблица 13).

Таблица 13 – Схема бухгалтерских проводок по текущему ремонту основных средств в ООО «Галина»

Дата

Наименование операции

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

26.03.03

Списана на себестоимость заработная плата рабочих, проводивших ремонт


44


70


1000

26.03.03

Списан на себестоимость единый социальный налог

44

69

356

27. 03.03

Оприходованы детали, купленные для ремонта холодильника

10

60

1250

27. 03.03

Учтен НДС по купленным деталям для станка

19

60

250

27. 03.03

Принята к зачету сумма НДС

68

19

250

28. 03.03

Списаны на себестоимость детали, использованные при ремонте холодильника


44


10


1250


Всего на себестоимость ремонта было списано 2 606 руб. (1 000 + 356 + 1 250). Эта сумма полностью может быть учтена при налогообложении.

Согласно учетной политике амортизация по объектам основных средств начисляется линейным способом исходя из первоначальной или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, рассчитанной исходя из срока полезного использования этого объекта (приложение 5).

На исследуемом предприятии основные средства выбывают в результате: ликвидации в случае их физического или морального износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях или иных чрезвычайных ситуациях.

В ООО «Галина» был списан компьютер на основе приказа № 6/01 от 15 апреля 2002 года, в связи с тем, что ремонт был нецелесообразен. Первоначальная стоимость компьютера составляла 5000 руб., в течение срока эксплуатации была начислена амортизация в сумме 2160 руб. Убыток от ликвидации компьютера был получен в сумме 2560 руб.

Выбытие пришедшего в негодность объекта основных средств было оформлено актом о списании (форма N ОС-4). Акты были составлены в двух экземплярах: один был передан в бухгалтерию, второй остался у работника, ответственного за сохранность основных средств (приложение 6).

В учете операции по ликвидации были отражены следующим образом (таблица 14).

Таблица 14 – Схема бухгалтерских проводок по ликвидации объекта основных средств в ООО «Галина»


Дата

Наименование

операции

Бухгалтерские

проводки

Сумма, руб.

Дебет

Кредит


18.04.02

Списана первоначальная стоимость ликвидируемого объекта основных средств


01-выб


01


5000

18.04.02

Списана сумма начисленной амортизации

02

01-выб

2160

18.04.02

Списана остаточная стоимость ликвидируемого объекта основных средств


91-2


01-выб


2840




19.04.02

19.04.02

Оприходованы материалы, полученные при ликвидации объекта основных средств:

– микросхемы;

– экран.




10

10




91-1

91-1




80

200

19.04.02

Отражен убыток от ликвидации объекта основных средств

99

91-9

2560


ООО «Галина» продало холодильное оборудование 15 сентября 2003 года. В этом случае объекты выбыли на основании составленного акта о приеме-передаче (формы N ОС-1).

Сумма всех расходов по списанию, а также стоимость материальных ценностей, оставшихся после списания основного средства, была указана в последнем разделе акта - "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания".

Акт был подписан всеми членами комиссии и главным бухгалтером фирмы. Руководителем фирмы акт был утвержден.

Для учета выбытия объектов основных средств в ООО «Галина» открыто к счету 01 отдельный субсчет "Выбытие основных средств", который необходим для случаев, когда выбытие основных средств происходит достаточно долго (при демонтаже сложного оборудования).

На основании акта бухгалтером были сделаны следующие проводки (таблица 15).

Таблица 15 – Схема бухгалтерских проводок по реализации объекта основных средств в ООО «Галина»


Дата

Наименование

 операции

Бухгалтерские

проводки

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

15.09.03

Списана первоначальная стоимость объекта основных средств

01-выб

01

10000

Продолжение таблицы 15


15.09.03

Списана сумма начисленной амортизации объекта основных средств


02


01-выб


1500

15.09.03

Списана остаточная стоимость объекта основных средств

91-2

01-выб

8500


16.09.03

Оприходованы материалы, оставшиеся после списания объекта основных средств и пригодные для дальнейшего использования



10



91-1



150


В случаях, если фирма ремонтирует (реконструирует, модернизирует) объект самостоятельно, то бухгалтер заполняет один экземпляр акт приема-сдачи отремонтированных объектов основных средств.

Иногда работы по ремонту выполняет подрядная организация, в этом случае акт приема-сдачи составляется в двух экземплярах:

один остается в бухгалтерии ООО «Галина»;

второй передают фирме-подрядчику.

Акт подписывают члены приемочной комиссии.

После того как акт оформлен, его передают в бухгалтерию. На основании акта бухгалтер отражает в учете затраты на ремонт. Акт по форме N ОС-3 был заполнен следующим образом (приложение 7).

7 октября 2003 года ООО «Галина» передало ООО "Техник" сервер Hewlett-Packard 340/S (инвентарный номер ПК-39, заводской номер 7457-34) для модернизации (установки жесткого диска 9,5 Гбайт).

Первоначальная стоимость сервера (без НДС) - 20 500 руб. Срок службы - 5 лет.

К моменту передачи сервер эксплуатировался в "Галине" 1 год. Сумма начисленной амортизации составила 4100 руб. Стоимость работ по модернизации сервера - 8750 руб., в том числе НДС 1250 руб.

После модернизации срок полезного использования сервера не изменился.

Остаточная стоимость сервера на момент передачи в ремонт составила:

20 500 - 4100 = 16 400 руб.

Стоимость сервера после модернизации:

20 500 + 7500 = 28 000 руб.

Остаточная стоимость после модернизации:

28 000 - 4100 = 23 900 руб.

Годовая норма амортизации сервера после его модернизации:

100% : (5 лет - 1 год) = 25%.

Ежемесячная сумма амортизации сервера после его модернизации составит: 23 900 руб. х 25% : 12 мес. = 498 руб.

В учете операции по проведению ремонта были отражены следующим образом (таблица 16).

Таблица 16 – Схема бухгалтерских проводок по ремонту объекта основных средств в ООО «Галина»


Дата

Наименование

операции

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

07.10.03

Оплачена стоимость работ

60

51

8750

07.10.03

Учтены затраты на модернизацию

08

60

7500

07.10.03

Учтен НДС

19

60

1250


08.10.03

Сумма затрат на модернизацию включена в первоначальную стоимость компьютера


01


08


7500

08.10.03

Произведен зачет НДС в бюджет

68-НДС

19

1250


Инвестиции в основные средства в исследуемом предприятии осуществляются в виде монтажа оборудования, приобретенного для оказания услуг по общественному питанию (например, плиты, вытяжки, холодильное оборудование).

Рассмотрим порядок отражения монтажа объектов основных средств ООО «Галина» (таблица 17).

Таблица 17 – Схема бухгалтерских проводок по монтажу объекта основных средств в ООО «Галина»


Дата

Наименование

операции

Бухгалтерские проводки

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

12.01.04

Приобретено холодильное оборудование, требующее монтажа

07

60

45000

12.01.04

Передано оборудование подрядчику для установки

08

07

45000

13.01.04

Акцептован счет за установку холодильного оборудования в столовой

08

60

5000

13.01.04

Начислен НДС

19

60

900

14.01.04

Оплачен счет подрядчику за установку

60

51

5900

15.01.04

Списаны затраты по установке

90

44

5900


Согласно учетной политике ООО «Галина» инвентаризация имущества и обязательств в соответствии с приказом руководителя. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) осуществления инвентаризации определяет руководитель организации, за исключением случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация имущества проводится два раза в год, как незапланированная проверка. В обязательном порядке инвентаризация проводится:

-                    при увольнении сотрудника;

-                    перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

-                    при смене материально ответственных лиц;

-                    если были выявлены факты хищения основных средств;

-                    если основные средства были частично или полностью уничтожены из-за стихийного бедствия, пожара, других чрезвычайных ситуаций.

Инвентаризацию в ООО «Галина» проводит специальная комиссия, назначенная приказом руководителя (приложение 8). В состав комиссии включены директор предприятия Васильев А.И., главный бухгалтер Борисов О.В., главный технолог Иванов И.Р.

Перед началом инвентаризации работники, ответственные за сохранность ценностей, дают расписки в том, что все поступившие основные средства оприходованы, выбывшие - списаны, а все первичные документы по ним сданы в бухгалтерию.

Результаты инвентаризации отражаются в описи основных средств (приложение 9).

Согласно учетной политике форма учета в исследуемом предприятии ООО «Галина» автоматизированная с применением программы 1С:Бухгалтерия.

В плане счетов к счету 01 "Основные средства" открыты два субсчета.

Субсчет 01.1 "Основные средства в организации" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении до момента их выбытия.

Субсчет 01.2 "Выбытие основных средств" предназначен для учета выбытия объектов основных средств (продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др.).

По счету в целом, и по каждому субсчету в отдельности, аналитический учет ведется по инвентарным объектам основных средств (субконто "Основные средства"). Каждый инвентарный объект основных средств - элемент справочника "Основные средства" (меню: "Справочники - Основные средства").

Список основных средств может иметь двухуровневую структуру, то есть в справочнике можно объединять основные средства в произвольные группы. Например, в отдельные группы могут быть выделены основные средства, полученные по договору аренды, основные средства, сданные в аренду и т.п. Форма списка содержит несколько управляющих элементов.

Форма списка справочника показана на рисунке 3.

Рисунок 3. Форма списка справочника "Основные средства"

 

Для отражения операций по данному счету могут быть использованы четыре документа типовой конфигурации, которые отмечены на схеме (рисунок 3):

-                    "Ввод в эксплуатацию основного средства".

-                    "Списание основного средства".

-                    "Подготовка к передаче основного средства".

-                    "Передача основного средства".

По тем корреспонденциям, для которых типовая конфигурация не предусматривает средств автоматического формирования проводок, их ввод может быть выполнен вручную или с использованием механизма типовых операций.

Как правило, такие корреспонденции соответствуют не самым распространенным операциям в учетной практике, которые нецелесообразно включать в типовое решение, ориентированное на массовое использование.

Типовая конфигурация развивается, регулярно появляются ее новые редакции, которые пополняются новыми средствами автоматизации, облегчающими работу бухгалтера.

Таким образом, автоматизация учетного процесса на исследуемом предприятии значительно облегчает работу бухгалтерии.

Практическая часть

Остатки по счетам бухгалтерского учета организации на 01.01.2003.

Номер счета

Наименование счета

Сумма, руб.

Дебет

Кредит

01

Основные средства

135600


02

Амортизация основных средств


10800

04

Нематериальные активы

14460


05

Амортизация нематериальных активов


964

10

Материалы

75000


19

НДС по приобретенным ценностям

1525


50

Касса

1200


51

Расчетные счета

222640


58.3

Краткосрочные финансовые вложения

25000


60.1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками


60000

60.2

Авансы выданные

24000


62

Расчеты с покупателями и заказчиками

150000


68

Расчеты по налогам и сборам


12492

68.1

Налог на доходы физических лиц


5292

70

Расчеты с персоналом по оплате труда


9700

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

6000


80

Уставный капитал


196854

82

Резервный капитал


30000

83

Добавочный капитал


56200

84

Нераспределенная прибыль


261723

97

Расходы будущих периодов

8600


Итого:

664025

664025


Журнал хозяйственных операций, осуществляемых за отчетный период (1 квартал) в организации

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма

Дебет

Кредит

1

Перечислены с расчетного счета в бюджет и внебюджетные фонды (в счет погашения задолженности по налогам)

12492

68

51

2

Поступили от поставщиков в количестве 2 метров (в том числе НДС)

9000

10

60.1


Выделен НДС

1620

19

60.1

3

Получено с расчетного счета в кассу

12000

50

51

4

Выдана из кассы заработная плата

9700

70

50


На командировочные расходы

2000

71

50

5

Начислена амортизация





Основных средств

10800

20

02


Нематериальные активы

964

20

05

6

Перечислена с расчетного счета арендная плата за пользование помещением за первое полугодие, в том числе НДС

18000

60,2

51

7

Приобретена и оплачена с расчетного счета оргтехника (персональный компьютер), в том числе НДС

30000

60,1

51


Оргтехника оприходована

25424

08

60,1


Выделен НДС

4576

19

60,1


Возмещен НДС

4576

68,2

19


Оргтехника введена в эксплуатацию

25424

01

08

8

Выдано под отчет из кассы на приобретение канцтоваров

700

71

50

9

Приобретены канцтовары подотчетным лицом, представлены оправдательные документы

630

10

71

10

Возвращена в кассу неизрасходованная сумма подотчетным лицом

630

20

10

11

Списано с расчетного счета банком за расчетно-кассовое обслуживание

240

91,2

51

12

Оказаны услуги заказчикам, сумма по акту выполненных работ, в том числе НДС

132000

62

90,1


Начислен НДС

20135,59

90,3

76,3

13

Поступили от заказчиков на расчетный счет средства за оказанные услуги, в том числе НДС

72600

51

62,1

14

Поступили материалы от поставщика в количестве 2 метров в счет ранее оплаченного аванса, в том числе НДС

9384

10

61,1


Возмещен НДС

1689,12

68,2

19

15

Отпущено со склада 36 метров материала для работ

73200

20

10

16

На основании авансового отчета списываются фактические расходы по командировке

1820

20

71

17

Получено на расчетный счет оплата за выполненные работы, в том числе НДС

48600

51

62

18

Начислена заработная плата

18000

20

70

19

Реализовано основное средство (тип А), в том числе НДС

138000

62

91,1

20

Внесено в кассу работником в счет погашения ссуды

1500

50

73,1

21

Погашена задолженность по краткосрочным займам

6250

51

58,3

22

Определить фактическую себестоимость реализованных услуг

115770,37

90,2

20

23

Определить доход от реализации

3230

99

90,9


Главная книга

Главная книга по счету № 01 «Основные средства»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№91

№83

№08

№91

№01

Итого:

Д

К

500000

65000

2845300

1170000

2800000


7965300

11980000

12113700



Главная книга по счету № 02 «Амортизация основных средств»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№83

№91

№01

Итого:

Д

К

100000

100000

2480000




3370000

402200


1818400



630000










60000









Главная книга по счету № 04 «Нематериальные активы»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

Итого:

Д

К









462000



Главная книга по счету № 05 «Амортизация нематериальных активов»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

Итого:

Д

К








27600


75400


Главная книга по счету № 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

Итого:

Д

К








2845300

-



Главная книга по счету № 10 «Материалы»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№91

№15

Итого:

Д

К

85000

980600





1065600

3105600

718500



Главная книга по счету № 19«Налог на добавленную стоимость»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№60

Итого:

Д

К

26900






257280

606300

132320


230380











Главная книга по счету № 20 «Основное производство»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№10

№16

№70

№69

№25

Итого:

Д

К

1160000

104400

900000

320400

327093


2811893

2811893




Главная книга по счету № 50 «Касса»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№51

Итого:

Д

К

3000000






3000000

2845000

183600



Главная книга по счету № 51 «Расчетный счет»»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№62

№76

№66

№62

Итого:

Д

К

3600000

312600

400000

11800000



16112600

10916400

7683600



Главная книга по счету № 58«Финансовые вложения»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№51

Итого:

Д

К

2500000






2500000


2500000



Главная книга по счету № 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№51

Итого:

Д

К

420000






1281400

2274900


1622800

161400










700000











Главная книга по счету № 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№90

№91

Итого:

Д

К

11400000

3600000





15000000

15400000

442250



Главная книга по счету № 68 «Расчеты по видам налогов и сборов»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№19

№51

№51

№51

Итого:

Д

К

606300

1740000

298400

289600



2934300

3578045


852145


Главная книга по счету № 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№70

№51

№51

№51

Итого:

Д

К

158000

748000

148000

128000



1182000

868640


14040


Главная книга по счету № 70 «Расчеты с  персоналом по  оплате труда»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№68

№76

№71

№76

№50

Итого:

Д

К

298400

58300

2620

23000

2760000


3142320

2598000


276280


Главная книга по счету № 71 «Расчеты с  подотчетными лицами


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№50

Итого:

Д

К

85000






85000

74620

43000



Главная книга по счету № 73/2 «Расчеты с  персоналом по прочим операциям»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№94

№98

№98

Итого:

Д

К

60000

40000

-40000




60000

60000




Главная книга по счету № 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№51

№51

Итого:

Д

К

58300

286400





344700

393900

774390

1067300


Главная книга по счету № 83 «Добавочный капитал»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№01

№02

Итого:

Д

К

400000

185000





585000

750000


165000


Главная книга по счету № 90 «Продажи»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№43

№40

№26

№68

№99

Итого:

Д

К

6158000

-749800

1287844

1900000

2803956


11400000

11400000




Главная книга по счету № 91 «Прочие расходы и доходы»

Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№01

№02

№68

№99

№44

№66

№73

Итого:

Д

К

800000

45000

600000

830000

373500

63800

60000


7706800

7706800



2600000


22000










2170000


142500











Главная книга по счету № 99 «Прибыли и убытки»


Обороты по дебету с кредита счета

Обороты по кредиту

Сальдо

№91

№68

Итого:

Д

К

35000






2531495

3633956


1212961

2148350












Списание материалов методом ФИФО

Период

ГНА

Сумма НА

Остаточная стоимость

1

6

6

54

2

6

12

48

3

6

18

42

4

6

24

36

5

6

30

30

6

6

36

24

7

6

42

18

8

6

48

12

9

6

54

6

10

6

60



60000*10%=6000


Тип Б:

75600*12% = 9072- в год

1 месяц - 756

амортизация = 964+241=1205


ФИФО

2*1800

3600

2*1800

3600

5*1800

10*200

29000

2*2000

10*2200

26000

5*2200

11000

Итого

73200


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, бухгалтерский учет основных средств в исследуемом предприятии ООО «Галина» ведется на активном счете 01 «Основные средства». Основные средства отражаются по первоначальной стоимости, то есть по фактическим затратам на их приобретение, сооружение и изготовление. Первоначальная стоимость изменяется только в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету (ПБУ) 6/01 «Учет основных средств» счет 01 "Основные средства" предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

В пояснениях к счету 01 "Основные средства" определено, что объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, а именно:

- фактические затраты на приобретение, сооружение и изготовление (строительство) объектов;

- согласованная стоимость при вкладе объектов в уставный (складочный) капитал;

- рыночная стоимость на дату оприходования объекта, полученного по договору дарения, и в иных случаях безвозмездного получения;

- стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией по договору мены (бартерные сделки).

Поступление основных средств отражается с использованием счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Для учета начисления амортизации основных средств используется пассивный счет 02 «Амортизация основных средств». Начисление амортизации отражается по кредиту счета 02 в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или расходов на продажу.

Для учета выбытия объектов основных средств к счету 01 открыт субсчет «Выбытие основных средств», по дебету которого отражается стоимость выбывающего объекта, а по кредиту – сумма накопленной амортизации.

Документальное отражение операций с основными средствами осуществляется с применением стандартных форм: ОС-1 – при поступлении основного средства на предприятие, ОС-6 – инвентарная карточка, отражающая информацию о движении объекта.

ЛИТЕРАТУРА

1.                  Гражданский Кодекс РФ. Части 1 и 2.

2.                  Налоговый Кодекс РФ. – М., 2002.

3.                  Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств" от 30.10.2001 № 94н.

4.                  Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. – М.: Бератор-Пресс, 2003. 460 с.

5.                  Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Схемы бухгалтерских проводок типовых хозяйственных операций. – М.: Налоги и финансовое право, 2003. 648 с.

6.                  Кондраков Н.П.  Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. 640 с.

7.                  Новый план счетов в системе компьютерного учета "1С:Бухгалтерия 7.7" / Под общей редакцией профессора Д.В. Чистова. – М., 2003. 389 с.

8.                  Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Основы аудита: Пособие для подготовки к квалификационному экзамену на аттестат профессионального бухгалтера. – М.: ИПБ-БИНФА, 2002. 380 с.

9.                  Адамов Н. Бухгалтерский учет инвестиций в капитальное строительство // Финансовая газета. – 2003. – N 3.– С. 12-14.

10.             Батуев М.В. Изменения в начислении амортизации, вводимые главой 25 Налогового кодекса РФ // Бухгалтерский учет.– 2002. – N 8. – С. 48.

11.             Безруких П.С. Учет внеоборотных активов //  Бухгалтерский  учет.– 2001. – N 4. – С. 46.

12.             Бровкина Н.Д. Определение планируемого уровня существенности ошибки // Аудиторские ведомости.– 2000. – N 3. – С. 37.

13.             Волошин Д.А. Изменения в учете основных средств // Главбух.– 2002. –  N  12.  –  С. 27-28.

14.             Газарян А.В. Методы аудиторской выборки // Бухгалтерский учет. - 2000. - N 15. – С. 7-8.

15.             Глинистый В.Д. Учет долгосрочных инвестиций // Налоговый вестник. –  2001.   – N 7.– С. 35-39.

16.             Годовой отчет - 2000 // Главбух.– 2001. – N 1. – С. 7.

17.             Гутников О.В. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств // Главбух. – N 8. – 2000. – С. 12.