№ заказа

№ 2325.5.

Тема, вариант

Тема: Экономика России в период первой мировой и гражданской войны

Дисциплина

История России

исполнитель

Лещенко Н.А.



















































Введение: 3

Глава 1: Экономика России в годы первой мировой войны. 4

1.1.Кризис боеснабжения русской армии и пути выхода из него. 4

1.2. Состояние сельского хозяйства России в годы первой мировой войны. Продовольственный кризис. 7

3.1. Финансовая система России в годы первой мировой войны. 9

Глава 2: Экономика России в период гражданской войны.. 10

Заключение: 15

Библиография: 16




Введение

XX век – один из наиболее ярких и трагичных периодов занимает в русской истории особое место. Этот период вместил ряд экономических скачков и не менее стремительных «падений» (или периодов «застоя»); три революции и смутное время конца  XX века; различные типы политического устройства: абсолютную монархию, тоталитаризм, попытки установления демократического общества и бюрократическое правление; ряд крупных поражений и убедительных военных побед.

В данной работе передо мной поставлена раскрыть экономику России в период первой мировой и в период гражданских войн.

По моему мнению данные периоды считаются одними из самых тяжелых периодов в истории экономики России, русский народ был поставлен в положение выживания. Если период экономики характеризуется одновременным подъемом промышленности, то одновременно в данный период идет спад  в развитии и становлении сельского хозяйства, наблюдается также увеличение внешнего долга России. В период гражданской войны экономика Росси так же находилось в тяжелом положении, так как политика «военного коммунизма» имело тяжелые последствия как для страны в целом, так и для отдельного человека














Глава 1: Экономика России в годы первой мировой войны.


1.1.Кризис боеснабжения русской армии и пути выхода из него


Первая мировая война оказала чрезвычайно сильное влияние на экономическое развитии России. Размах боевых действий, потребность армии в военном снаряжении превзошли любые прогнозы, расчеты на скоротечный характер войны, которыми руководствовались правящие круги и держав Антанты, и австро- германского блока, оказались несостоятельными. Для удовлетворения нужд фронта правительствам стран- участниц конфликта в этих условиях необходимо было мобилизировать весь экономический потенциал своих государств, перевести все народное хозяйство на военные рельсы в целях преодоления обозначившегося вскоре после начала боевых действий кризиса снабжения армий.

Русская армия ощутила нехватку вооружения уже в первые месяцы войны. Мобилизационный запас снарядов был израсходован за 4 месяца, а для его восстановления (при существовавших темпах производства) требовался год. С декабря 1914 по март 1915 фронт получил лишь треть необходимого количества снарядов и винтовок. Надежды Военного министерства решить проблему снабжения армии с помощью одних казенных заводов не оправдались.

Наступление австро-германских войск на Восточном фронте весной и летом 1915 г. показало всю глубину кризиса боеснабжения Русской армии. Неспособносьь бюрократии решить своими силами проблему экономического обеспечения войны становилась очевидной. В этих условиях буржуазные круги попытались взять на себя руководство делом военно-экономической мобилизации. В мае 1915 г. IХ съезд представителей промышленности и торговли принял решение о создании военно-промышленных комитетов, которые должны были заниматься переводом частных предприятий на военное производство. Политически активные круги российской буржуазии — главным образом представители делового мира Москвы — стремились использовать военно- промышленые комитеты для усиления своего влияния на управление страной. Впрочем, царское Правительство, вынужденное санкционировать создание этих организаций ограничило их деятельность довольно узкими рамками. В развитии военного производства комитеты большой роли не сыграли. Правда, их деятельность имела известное значение для обеспечения армии вещевым и интендантским довольствием для мобилизации мелких и средних предприятий. Однако в целом доля военно-промышленных комитетов в общей массе заказов военного ведомства в 1915—1917 гг. составила лишь 3—5%, а в фактических поставках — не более 2—3%. Ряд военно-хозяйственных функций выполняли возникшие еще летом 1914 г. Всероссийский земский и Всероссийский городской союзы. Ими был создан объединенный по снабжения армии комитет под председательством Г.Е. Львова (Земгор), занимавшийся прежде всего организацией медицинской помощи, сбором продовольствии для армии и т.п.  

Для распределения заказов и сырья в1915 г. на базе представительных организаций крупной буржуазии возникли Военно- промышленные комитеты

Кризис боеснабжения армии вынудил царское правительство приступить к созданию государственной системы экономического регулирования, что было необходимо для перевода народного хозяйства на военные рельсы и удовлетворения нужд фронта. Первые серьезные шаги в этом плане были предприняты в мае 1915г. Основу системы военно-экономическою регулирования в России составили образованные в августе 1915 г. четыре чрезвычайно высших государственных учреждения — Особые совещания по обороне; перевозкам, продовольствию и топливу. Их главами являлись, соответственно, министры; военный, путей сообщения, главноуправляющий землеустройством и земледелием (впоследствии — министр земледелия) и министр торговли и промышленности. Членами Особых совещаний являлись чиновники различных ведомств, а также представители общественности» (депутаты  Думы и Государственного совета, члены Центрального военно- промышленного комитета и др). Хотя все они получали лишь право совещательного голоса, однако в целом создание особых совещаний было известной уступкой самодержавия оппозиции, которая летом 1915 г. в лице в первую очередь думскою большинства объединилась в Прогрессивный блок и находилась в состоянии конфронтации с властью. Наиболее важная роль в системе Особых совещаний отводилась Особому совещанию по обороне. Оно осуществляло надзор за работой соответствующих промышленных предприятий, содействовало образованию новых заводов, распределяло военные заказы контролировало их выполнение и тп.

В целом меры по переводу народного хозяйства страны на военные рельсы принесли ощутимые результаты. Производство вооружений росло очень высокими темпами. Так, в августе 1916 г. винтовок было изготовлено на 1100% больше, чем в августе 1914 г. Производство пушек (76-мм и горных) с января 1916 г. по январь 1917 г. увеличилось более чем на 1000%, а 76-мм снарядов на 2000%. Выработка пороха и взрывчатых веществ возросла на 250—300%. Снабжение фронта, таким образом, существенно улучшилось. Однако преимущество германских войск в артиллерии особенно тяжелой, сохранялось, что оборачивалось для русской армии сравнительно большими потерями в живой силе. Так, на тысячу человек английская армия потеряла в войну 6, французская — 59, а русская — 85 человек. Удовлетворить в полном объеме потребности фронта в вооружении (особенно - повышенной технической сложности) отечественная промышленность не могла. Русская армия зависела от военных поставок союзников.

Таким образом,  вступление России в первую мировую войну вынудило последнюю полностью перестроить промышленное производство. Как видно из выше изложенного Россия в 1916 г., с  учетом поставок союзников полностью обеспечивала все потребности армии и в военно- техничексом отношении была готова к широкомасштабным наступлениям






1.2. Состояние сельского хозяйства России в годы первой мировой войны. Продовольственный кризис

 Тяжело сказалась война на состоянии сельского хозяйства России. Началось сокращение посевных площадей, за годы войны из деревни было мобилизоровано 15 млн. человек, работоспособное мужское население сократилось на 40%. Резко уменьшилось производство сельскохозяйственных машин: в 1916 г. —оно составило лишь 25%к уровню 1913 г., а ввоз из-за границы упал наполовину. Почти полностью прекратился импорт минеральных удобрений, а собственное производство сильно сократилось. На нужды армии было мобилизовано около 2 млн. лошадей, массовые реквизиции скота на нужды армии привели к быстрому сокращению поголовья. Уменьшился валовой сбор зерна, особенно товарная часть хлеба, что привело к сокращению норм потребления рабочего населения промышленных центров и деревенской бедноты.

Кроме сокращения количества товарного хлеба, причиной продовольственного кризиса было припрятывание хлеба в спекулятивных целях землевладельцами, банками, мукомолами. К тому же крестьяне были не заинтересованы в продаже хлеба, так как не могли- купить на деньги необходимые промышленные товары.

Жизненный уровень трудящихся масс постоянно снижался. Цены на продукты питания и предметы первой необходимости выросли в среднем не менее чем в З—4 раза и даже в 5 раз, в то же время номинальная заработная плата рабочих Петрограда (а промышленность столицы давала в 1916 г. 70% вооружений и военного снаряжения) увеличилась лишь в 2 раза. Следовательно, реальная заработная плата основной массы питерских рабочих к февралю 1917 г. упала не менее чем на 1/3 и составляла 65—70% довоенной.

Дороговизна и нехватка продовольствия стали ощущаться в Петрограде уже в конце 1914 г. В это время по сравнению с довоеным периодом цены поднялись: на муку ржаную — на 18%, овес на 24, крупу гречневую — на 51, масло сливочное — на 30, мясо (2-го сорта) — на 20, на соль — на 57%. К марту 1915г цены на рожь выросли на 69,9%, муку ржаную — на 68, на пшено и рис— на 40%.

В январе 1916 г. потребность в важнейших продуктах питания населения Петрограда удовлетворялась в следующих размерах: мука ржаная — 11%, мука пшеничная —9, сахар— 11. соль —9% тд.

Особенно тяжелое положение сложилось в Петрограде в конце 1916— начале 1917 гг. С 15 декабря 1916 г. по 15 января 1917 г. общее количество запасов зерновых уменьшилось на 45,9%. В середине февраля в столице имелось муки на 20 дней при расходе фунт хлеба в день на человека.

Правительство пыталось бороться с ростом цен и нехваткой продовольствия. Уже в 1915 году стали вводиться твердые цены, в середине 1916 г. губернаторы запрещали вывозить хлеб из хлебных губерний, скот- из скотоводчиских, лен- из районов льноводства, наряду с запретами появились местные твердые цены, ставшие скоро общероссийскими. Для обеспечения этих мер и заготовки хлеба уже в 1916 году использовались вооруженные заградительные отряды.

Также неоднократно предпринимавшиеся самодержавием попытки решить проблему продовольственного кризиса путем совершенствования системы военно- хозяйственного регулирования (образование в декабре 1915 г. Совещания министров по обеспечению нуждающихся местностей империи продовольствием, наделение председателя Совета министров летом 1916 г. чрезвычайными полномочиями и создание при нем Особого совещания министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла и т.пр.) в обстановке «министерской чехарды» конфликтов между бюрократией и обществом не внесли каких либо осязаемых перемен в положение дел в тылу. Неспособность правительства наладить стабильное обеспечение городов продуктами первой необходимости создавало крайне опасную для существующего режима ситуацию. В условиях растущей усталости широких слоев населения от тягот войны и падения авторитета власти, что было столь характерно для кануна февральской революции, любые, даже временные, перебои в снабжении могли породить социальный взрыв. [1]


3.1. Финансовая система России в годы первой мировой войны.

Для финансовой системы России в годы первой мировой воины характерна тенденция распада, которая выразилось  в том что нехватка товаров и милитаризация экономики привели к росту денежной эмиссии, т.е. печатанию ничем необеспеченных бумажных денег и тем самым к их обесцениванию и росту цен (инфляции). Общая государственная задолженность России  за годы войны увеличилась на 40 млрд. руб., составив 33 % довоенного национального дохода. Один день воины обходился в 50 млн. руб., для их изыскания правительство пошло на усиление косвенных налогов, количество внутренних бумажных денег достигло 9 млрд. руб., вместо необходимых 1,5- 2 млрд. руб.

Красочную картину состояния российской экономики нарисовал последний министр внутренних дел царского правительства А. Протопопов: «финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны — на громадную убыль... пути сообщения — в полном расстройстве. Наборы обезлюдили деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность, ощутился громадный недостаток рабочей силы, пополнялось это пленными и наемным трудом персов и китайцев. Общий урожай в России превышал потребность войска и населения; между тем система запретов вывозов — сложная, многоэтажная, реквизиции, коими злоупотребляли, и расстройство вывоза создали местами голод, дороговизну товаров и общее недовольство... Многим казалось, что только деревня богата; но товара в деревню не шло, и деревня своего хлеба не выпускала. Но и деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций. Единственного пути к установлению цен — конкуренции — не существовало... Таксы развили продажу из-под полы, получилось . не как коренная болезнь, а как проявление недостатка производства и товарообмена. Армия устала, недостатки всего поразили ее дух, а это не ведет к победе».[2]



Глава 2: Экономика России в период гражданской войны

            Придя к власти, большевики получили деформированную в ходе мировой войны экономику. Росли инфляция и нехватка продовольствия, нарушилось нормальное движение по железным дорогам, из-за недостатка сырья и по другим причинам останавливались многие предприятия.

Большевики   не имели четкого плана борьбы с развалом народного хозяйства, оздоровления экономики. Экономическая программа, обнародованная накануне октября 1917г, предусматривала коренную ломку сложившегося экономического строя- национализацию земли, банков, основных отраслей народного хозяйства, установление рабочего контроля над производством и потреблением.

 Экономическая политика большевиков периода Гражданской войны получила название («Военного коммунизма» (хотя сам термин был введен в оборот еще летом 1917 г. известным социалистом А. А. Богдановым). Данное понятие включало в себя не просто экономическую политику в условиях военного времени, но и определенную доктринальную концепцию построения социализма в одной стране. В партийных документах РКП(б) в частности, во второй Программе партии, принятой VIП съездом в 1919 г.) доминировала идея непосредственного перехода к социализму без предварительного периода, приспосабливающего старую экономику к экономике социалистической». Предполагалось, в том числе, использовать средства, позаимстваванных у капиталистических государств, прежде всего Германии. В качестве предпосылок для построения социализма В. И. Ленин называл наличие таких субъективных факторов, как диктатура пролетариата и пролетарская партия. Что касается материальных предпосылок, то они связывались с победой мировой революции и помощью западно-европейского пролетариата.

Первые шаги в рамках политики «военного коммунизма» советская власть предприняла еще до развертывания общенациональной войны. ВИ. Ленин писал позже: «В начале 1918 года мы совершили ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому  производству и распределению. Мы предполагали без достаточного расчета непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение по-коммунистически».

В то же время в развитии некоторых «военно – коммунистичеких» мер сыграла свою роль и Гражданская война. Война поставила перед большевиками задачу создания огромной армии, максимальной мобилизации всех ресурсов, а отсюда — чрезмерной централизации власти и подчинения ее контролю всех сфер жизнедеятельности государства- При этом задачи военного времени совпали с представлениями большевиков о социализме как бестоварном, безрыкочком, централизованном обществе.

В числе основных мероприятий данного периода входили: национализация банков, национализация промышленности, введение монополии внешней торговли и др.

Первый этап национализации (осень -1917г.- весна 1918г.) были национализированы предприятия, имеющие особое значение для Республики, а также те, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. В декабре был принят декрет о национализации частных банков, а в апреле 1918 г.- внешней торговли.

Весной 1918 года начался второй этап национализации- уже не отдельных предприятий, предприятий, а целых отраслей промышленности: горной, металлургической, иеталлообрабатывющей, тестильной, табачной и пр.

К концу весны 1918 г. под контролем государства находилось 512 фабрик и заводов. Законодательное введение рабочего контроля парализовало нормальную производственную деятельность оставшихся частных предприятий. В декабре 1917 г. был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был призван осуществлять централизованное руководство всей экономикой. Большевикам не удалось остановить развал экономики и голод, усу после заключения Бретского мира и оккупацией Германией важнейших промышленных и сельскохозяйственных районов. Весной 1918 г. обсуждаются предложения ВИ. Ленина о некотором ослаблении так называемой красногвардейской атаки на капитал, чтобы сосредоточить внимание на организации производства и управления. В центре этого плана — государственный учет и контроль, привлечение буржуазных специалистов, борьба с мелкобуржуазной стихией, установление трудовой дисциплины,  создание совместных частно-государственных предприятий с преобладанием государственного капитала.

Последнее не удалось, и национализация промышленности принимает планомерный и всеобщий характер.

В конце 1918 г. был издан декрет о национализации всей крупной и средней промышленности. В августе уже зарегистрировано 9744 национализированных предприятии с количеством работающих 1175 тыс. человек. Осенью 1920 г. национализация распространилась на мелкие кустарные заведения, использующие наемный труд. Кустари, не применяющие наемный труд, должны были объединиться в артели и подчиниться централизованному руководству ВСНХ. Основы предпринимательства и рыночных отношений в промышленности были подорваны. Весной 1918 г. начинается широкое наступление на мелкокрестьянское хозяйство. В конце мая были изданы декреты о придании чрёзвычайных полномочий народному комиссариату продовольствия. Крестьянам предписывалось в трехнедельный срок сдать все излишки продовольствия. Укрыватели хлеба были объявлены врагами народа и подлежали суду революционного трибунала.

для воздействия на крестьян стали формироваться продовольственные отряды из рабочих промышленных центров. Летом 1918 г. продовольственная армия двинулась в богатые хлебом губернии Черноземного центра и Поволжья. Часть изъятого продовольствия распределялась на месте среди бедных крестьян.

Была приостановлена деятельность сельских и волостных Советов, избранных всем населением. Вместо них создавались комитеты бедноты (комбеды) из деревенских коммунистов, городских рабочих, демобилизованных для этой цели красноармейцев. Главная задача комбедов — изъятие хлеба у более зажиточных крестьян, так называемых кулаков перераспределение земли и инвентаря в пользу бедноты. Слово кулак. стало расхожим для обозначения более удачливого и работающего крестьянина и всех, кто не был угоден местной власти.

Массовое сопротивление крестьян вынудило в конце 1918 г. ликвидировать комбеды и восстановить в деревне выборные Советы. Но политика изъятия излишков продовольствия продолжалась еще более последовательно. В январе 1919 г. была утверждена разверстка на заготовку хлеба, а затем и других продуктов питания. Наркомпрод устанавливал твердый план заготовок, который разверстывался по губерниям, уездам, волостям. Каждая территориальная единица должна была во что бы то ни стало выполнить установленный центром план разверстки независимо от наличия или отсутствия излишков. Ответственными за выполнение разверстки являли сельское общество и местные Советы. По существу, были восстановлены сельская община и круговая порука. Разверстка дала возможность увеличить заготовки. В 1918/I919 сельскохозяйственном году (сельскохозяйственный год начинался 1 октя бря) было заготовлено 108 млн. пудов хлеба, в 1919/1920 г. —212,5 млн, а в 1920/1921 г. — 283,3 млн пудов. Рост происходил главным образом за счет новых территорий, освобожденных от белых армий. Основная тяжесть продовольственных реквизиции выпадала на центральные хлебородные губернии У крестьян были изъяты накопленные запасы наслучай неурожая и стихийных бедствий семенное зерно. По мясной разверстке изымались молочный скот и молодняк. Таким образом, экономические основы нормального функционирования крестьянского хозяйства были подорваны.

Установление полного контроля государства над всей экономикой привело к ликвидации рынка рабочей силы, свободного найма и увольнению работников. Принятый в 1918 г. Кодекс закона о труде установил обязательную трудовую повинность для нетрудящихся классов, которые использовались на самых тяжелых физических работах траншей, очистке снега, погрузке и разгрузке на железных дорогах и водном транспорте. Вскоре трудовая повинность распространилась на промышленных рабочих. По решению IХ съезда РКП(б) (апрель 1920 г.) стали создаваться трудовые армии с военной организацией и военной дисциплиной. Программа РКП(6), принятая в 1919 г., рассматривала принудительный труд и право государства распоряжаться рабочей силой важней шей составной частью социалистического планового хозяйства и общественного нормирования труда. Свобода труда была объявлена пережитком эксплуататорского строя.

Была сведена на нет роль общественных организаций в регулировании трудовых отношений. Постепенно были ликвидированы созданные рабочими весной 1917 г. фабрично-заводские комитеты. Профсоюзы превратились в придаток государства по насаждению трудовой дисциплины, проведению трудовых мобилизаций, наказанию нерадивых рабочих. Центральные и местные профсоюзные органы находились под неустанным контролем партии.

В 1918—19)9 гг. существующая система торговли была полностью ликвидирована и заменена государственным распределением. Были созданы громоздкий бюрократический аппарат и сложная система распределения пайков по классовому принципу. Все население городов делилось более чем на 20 категорий снабжения. Вне всяких категорий была партийная и государственная элита, получавшая кремлевский паек.

Вопреки всем запретам продолжал существовать нелегальныи «черный» рынок. Сотни тысяч людей отправлялись в деревни для обмена домашних вещей на хлеб. Это массовое явление обозначалось специфическим термином «мешочничество». Правительственые органы вынуждены были разрешить провоз по железной дороге —1,5 пуда продовольствия. Без такого дополнительного снабжения большинство населения не могло бы выжить.

Столь же неуклонно проводилась ликвидация денег. Первыми шагами к этому являлись национализация в конце 1917 г. банков, изъятие драгоценностей из личных сейфов, ограничение и контроль государства за выдачей денег вкладчикам. Слово «деньги» вышло из употребления и было заменено термином «советские знаки» (соазнаки), печатавшиеся на серой бумаге в обычных типографиях. Была отменена плата за продовольственные пайки, квартиры, городской транспорт. Готовилось постановление о полной отмене денег.


Заключение:

Рассмотрев в данной  работе экономику России в период годы мировой и гражданской  войны хочу подвести общий итог, таким образом, большевики в срок создали гигантское государственное хозяйство, объединявшее все сферы экономической деятельности и материального обеспечения всех членов общества. Обычные стимулы экономического прогресса — собственность, предпринимательство, соревновательность и конкуренция, материальная заинтересованность — перестали действовать. Их заменили государственное принуждение, грубое насилие, не- компетентное командование государственных чиновников, В социально-психологическом плане это было наступление против человека, его индивидуальности, наклонностей, вкусов, привычек способностей. Человеческий индивидуум растворялся в социальной группе, к которой он принадлежал. Чувство эгалитарности, всеобщего равенства в полуголодном существовании, роковая зависимость каждого человека от государства и его учреждений

внедрялись в сознание миллионов людей. Трудолюбие, мастерство, Талант и знания как гарантия личного благополучия перестали существовать.

  











Библиография:

1.     А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова «Истоия России (с древнейших времен до конца XX века), М. «Право и закон»,2001г.

2.     А.Ю. Дворниченко, С.Г. Кащенко, М.Ф. Флоринский «Отечественная история» (до 1917 г.), М. «Гадарика», 2002г.

3.     История России, под ред. В.В. Керова, М. «Высшая школа», 2002г.;

4.     История России, под ред. Ю.И. Казанцева, Москва- Новосибирск,  «Инфра- М- Сибирское соглашение» 2002г.







[1] Стр.417 А.Ю, Дворниченко, С.Г. Кащеко, М.Ф. Флоринский «Отечественная история (до 1917 года), М.»Гадарика», 2002г.

[2] История России, под ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева, Москва- Новосибирск, 2002г.  С.316