Содержание

 

1. Философия качества Деминго, Джурана, Фейгенбаума. Цикл Деминго. Японские методы повышения качества: кружки качества, мозговой штурм. История развития управления качеством. Качество жизни, его       составляющие…………………………………………………………...………………………..3

2. Тест. 13

3. Рассчитать комплексный показатель качества готовых изделий легкой промышленности, если экспертная комиссия присудила следующие баллы.. 13

Список литературы.. 17

1. Философия качества Деминго, Джурана, Фейгенбаума. Цикл Деминго. Японские методы повышения качества: кружки качества, мозговой штурм. История развития управления качеством. Качество жизни, его составляющие


Под качеством понимают совокупность свойств и характеристик продукции и услуг, которые придают им способность удовлетворить обусловленные или предполагаемые потребности.

Из этого определения следует, что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и измерить.

Свойство продукции – объективная способность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении. Отдельные свойства продукции характеризуются показателями, являющимися количественной  характеристикой одного или нескольких свойств, рассматриваемых применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления.

Проблема качества, непростая во все времена, особенно остро стоит сейчас, на этапе перехода к рыночной экономике. Наши предприятия сталкиваются с большими трудностями, сокращением производства, многие заводы останавливаются, коллективы не получают зарплату. Проблемы осложняются ещё и нестабильностью в финансовой системе. Назревает вопрос: о каком же качестве может идти речь в такой ситуации? Лишь бы выжить, не допустить окончательного развала индустрии страны.

         В том-то и дело, что именно качество – это тот ключ. Которым, как показывает опыт многих стран, открывают двери выхода из кризиса.

         Качество – многосложное понятие, и его обеспечение требует объединение научных сил, от творческого потенциала до практического опыта многих специалистов.  И при нынешней ситуации в России проблема качества не только важна, но и должна быть решена совместными усилиями государства, федеральных органов управления, руководителей коллективов предприятий, ученых, конструкторов, каждого инженера, рабочего.

         Специалисты Госстандарта России прежде всего совершенствуют нормативную базу в области качества. Сегодня государственная система стандартизации перестроена для работы в условиях рыночной экономики в соответствии с правилами работы и нормами международной стандартизации.

         Стандартизация расценивается государством, как средство управления государством и повышения конкурентоспособности продукции, так сказать эффективный рычаг воздействия на производителей, обеспечивающих выполнение требований безопасности, защиту прав потребителей. По прогнозам специалистов в современных условиях вышеназванная роль стандартизации будет возрастать в связи с появлением новых сфер применения стандартов: в социальной сфере, банковской деятельности, страховой медицине, оценочной деятельности и ряде других.

         Правовую основу контроля за качеством создают законы «Об обеспечении единства измерений»,  «О сертификации продукции и услуг», и «О стандартизации».

         Следует так же сказать о совершенствовании деятельности в области государственного контроля. Она должна быть направлена на повышение эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите прав потребителей от поступления некачественных товаров как отечественных, так и зарубежных товаропроизводителей.

         Сертификация продукции так же играет  немаловажную роль в повышении качества продукции и услуг, она тесно связана с развитием системного подхода к управлению.

         Наиболее эффективный метод – внедрение систем управления качеством на базе стандартов ISO серии 9000. Это особенно важно для предприятий пытающихся выйти на международный рынок.

         В целях максимальной гармонии с зарубежными системами сертификации систем качества сейчас готовятся документы, необходимые для признания результатов ИСО/МЭК.

         Сегодня россияне уже не хотят быть безголосыми потребителями всякого брака. Они объединяются  на основе действующего законодательства в общества по защите прав потребителей, что позволяет им напрямую влиять на качество.

Уровень запросов наших потребителей сравнился, по существу, с уровнем требований к товарам и услугам на зарубежных рынках. Возможность свободного выбора, жесткая конкуренция не могут не влиять на производителей, заставляет их думать о качестве[1].

Деятельность предпринимателя всегда социальна, и в развитом обществе сам предприниматель это прекрасно осознает. Он строит свою деятельность на основе философии предпринимательства - концепции, описывающие наиболее общие принципы, подходы к производству изделий и услуг, управлению таким производством, взаимоотношениям между предпринимателем, сотрудниками предприятия, обществом, государством, природной средой. Философия предпринимательства основывается на культурных и национальных традициях, общих концепциях развития технической цивилизации. Важнейшей составной частью философии предпринимательства является философия качества, которая также имеет социальную направленность.

Наиболее известным в области качества является Э. Деминг. Он оказал величайшее влияние на возрождение послевоенной Японии и США в 80-х годах. Существует много причин, по которым д-р Деминг назван первым «наставником по качеству». Возраст – одна из них: д-р Деминг прожил более 90 лет. Но главная причина – важность результатов его деятельности. Д-р Деминг является тем «наставником по качеству», о котором слышали даже те, кто имеет весьма слабое отношение к промышленности. На его выступления во время визитов в Англию постоянно собирались толпы слушателей.

Четырнадцать принципов Деминга

Сам Деминг рассматривает свои 14 ключевых принципов-заповедей как основу преобразования американской промышленности. Они же были основой уроков для высшего японского менеджмента в 1950 г. Деминг подчеркивает, что принятие этих 14 заповедей и действия по их осуществлению говорят о том, что менеджмент намерен оставаться в бизнесе и ставит целью защитить инвестора и сохранить рабочие места. Эти заповеди применимы как к малым предприятиям, так и к большим; как в сфере обслуживания, так и в производственной сфере. Они применимы к любому подразделению в любой компании.

Постоянство цели – улучшение продукции и обслуживания.

Новая философия для нового экономического периода путем познания менеджерами своих обязанностей и принятия на себя лидерства на пути к переменам. Далее, обращаясь к менеджерам, Деминг призывает:

Покончите с зависимостью от массового контроля в достижении качества; исключите необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, «встроив» качество в продукцию.

Покончите с практикой закупок по самой дешевой цене; вместо этого следует минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве.

Улучшайте каждый процесс для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.

Введите в практику подготовку и переподготовку кадров.

Учредите «лидерство»; процесс руководства сотрудниками должен помогать им лучше делать свою работу; необходимо тщательно рассмотреть систему управления персоналом.

Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия.

Разрушайте барьеры между подразделениями; исследования, проектирование, производство и реализация должны быть объединены, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации.

Откажитесь от пустых лозунгов, призывов для производственного персонала, таких, как «ноль дефектов» или новые задания по производительности. Такие призывы бессмысленны, так как подавляющее большинство проблем возникает в системе и находится вне возможностей работников.

Устраните произвольно установленные задания и количественные нормы.

Дайте работникам возможность гордиться своим трудом; устраните барьеры, которые обкрадывают рабочих и руководителей, лишая их возможности гордиться своим трудом.

Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию.

Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.

Деминг призывал японцев применять к решению проблем системный подход. Позже этот подход стал известен как «цикл Деминга», или PDCA (Plan, Do, Check, Action) – «план, осуществление, проверка, действие». Он также призывал высшее руководство активно участвовать в программах компаний по улучшению качества.

Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) – концепции ежегодного улучшения качества. Улучшение качества, считает Джуран, – это превышение уже достигнутых результатов работы в области качества, связанное со стремлением человека установить новый рекорд. В философии менеджмента непрерывное улучшение подразумевает, что на смену политике стабильности приходит политика изменений. Главное внимание в концепции AQI сосредоточивается на стратегических решениях, более высокой конкурентоспособности и долгосрочных результатах.

Основными принципами AQI являются:

планирование руководством улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия;

разработка мероприятий, направленных на исключение и предупреждение ошибок в области управления качеством;

переход от администрирования (приказов сверху) к планомерному управлению всей деятельностью в области качества, включая совершенствование административной деятельности.

Арманд В. Фейгенбаум (ArmandW. Feigenbaum) – всемирно извести американский специалист, автор теории комплексного управления качеством, академик МАК и один из ее основателей, почетный член и бывший президент Американского общества по качеству (ASQ).

А. Фейгенбаумом сформулированы четыре «смертных греха» в подходах к качеству, которые следует учитывать, чтобы усилия при реализации программ по качеству не оказались напрасными. Первый грех заключается в поощрении программ, основывающихся на «провозглашении лозунгов» и на поверхностных изменениях. Второй грех состоит в том, что выбираются программы, которые в первую очередь ориентированы на рабочих («синие воротнички») и не учитывают важной роли инженерных служб («белые воротнички»). Третий грех – нежелание признать, что постоянного уровня качества не существует (уровень качества должен непрерывно повышаться). Четвертый грех, наиболее фатальный, – заблуждение, касающееся автоматизации, которая сама по себе не является последним словом в повышении качества (по мнению Фейгенбаума, существует принципиальное различие между попытками построить качество на роботизации и созданием на его базе программ, основанных на человеческом факторе).

Кружок качества – это небольшая группа работников (от 6 до 12 человек), которые добровольно встречаются на регулярной основе для решения проблем, связанных с условиями их работы. В большинстве случаев начальник подразделения не является руководителем группы.

Кружки качества работают над проблемами, которые непосредственно сказываются на результатах деятельности работников. Кружок формируется с одобрения руководства для решения конкретной проблемы, выявленной работниками организации. Кружок качества может быть на постоянной основе или распускаться после окончательного решения проблемы.

Члены кружка уполномочены определить проблему, требующую решения, выбрать своего председателя, составить график проведения заседаний и получить разрешение руководства на выполнение работы. Они занимаются сбором необходимых данных, анализом проблемы, оценкой вариантов решений, дают руководству рекомендации по решению проблемы и внедряют их с одобрения руководства, если это входит в сферу их компетенции.

Для кружков качества характерны следующие основные особенности:

·        заседания кружков проводятся регулярно;

·        кружки основаны на принципе добровольного участия;

·        проблемы, решаемые в кружках качества, связаны с трудовой деятельностью на данном участке;

·        проблемы выявляются, исследуются и решаются силами членов кружка, после чего ими же проводится оценка полученных результатов;

·        кружок качества распускается после решения данной проблемы.

В Японии движение по организации кружков качества было движением снизу вверх. Оно началось с мастеров и рядовых работников, а не с руководства высшего звена. Это означало медленный рост, но полную поддержку со стороны работников, что явилось одной из причин успеха этого движения[2].

Мозговой штурм - это метод, с помощью которого группа людей, собравшись вместе, пытается найти решение какой-либо проблемы.

Первый и основной принцип мозгового штурма, сформулированный Александрой С. Осборн, заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе собрания. Мозговой штурм начинается с того, что всем собравшимся предлагается поделиться идеями, которые пришли им в голову по поводу обсуждаемой проблемы. Необычные идеи особенно приветствуются. Участникам мозгового штурма предлагается отойти от традиционного подхода к проблеме.

Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, но определенные внутренние и социальные факторы не позволяют ему в полной мере использовать свой творческий потенциал. В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.

Понятие «лучший способ управления» происходит из промышленности. На ранних этапах развития промышленности «качество» было уделом работы сердец и рук талантливых ремесленников. С появлением массового производства, это «воплощение» качества было разделено на части, т.к. разные люди имели задание на выпуск взаимозаменяемых вещей. Нанимали специальных инспекторов, которые стояли в конце каждой сборочной линии. Их работа состояла в проверке каждого продукта производства с целью установления брака. Небольшая группа статистиков из компании «Белл Телефон» была первой, признавшей, что уровень вариации ошибок может быть предсказан с помощью двух вещей: статистики и метода прогнозирования. На основании этих скромных начинаний пришла идея об отборе планов и использования статистического контроля процессов. Эта идея доминировала в управлении промышленностью до конца второй мировой войны.

Второй важный шаг в изменении подходов к производству был сделан в послевоенной Японии. С разрушенной промышленностью, известной во всем мире за свои недоброкачественные товары, японцы были готовы пойти на что угодно, даже на применение радикальных идей Эдвардса Деминга и Джозефа Джурана. Эти два американских специалиста по статистическим методам были приглашены в Японию для воплощения своих эволюционных идей о том, каким образом качество может быть достигнуто в производственных процессах. Некоторые из этих идей не поддавались здравой логике: введение «качества» стоило не больших, а меньших затрат; инспекторы не уменьшали количество дефектов, а наоборот увеличивали их. Деминг и Джуран рассматривали качество как функцию управления, которая может систематически улучшаться. В действительности, при таком расширенном подходе к управлению качеством использовались не только статистические методы, но и новые способы анализа  покупательского спроса, новые подходы к формированию целей и задач, командные методы организации работы, планомерное управления человеческими ресурсами, стратегическое планирование. Подобная тактика, позднее получившая название Тотальное Управление Качеством (TQM), помогла трансформировать японскую экономику, которая к сегодняшнему дню превратилась в могущественную мировую систему. С тех пор многие американские компании стали следовать японским начинаниям.

Еще один пример из истории развития систем качества. Как только международная автомобильная промышленность перешагнула порог 90-х годов, японцы установили мощные «соревновательные» тиски, в которых оказался автомобильный мир Детройта. Японцы начали обеспечивать своих клиентов тем, чего они больше всего желали - надежностью. «Ниссаны, Тойоты и Хонды»  стали  выпускать машины, имеющие меньшее количество дефектов и заполнять улицы США. Вывод очевиден. Если товары второсортны, то покупатели сразу же обратятся к первосортным изделиям.

Тактика и методы системы TQM - это не сказочное снадобье, способное превратить плохо управляемое и неконкурентоспособное предприятие в фирму, которая работает с большой эффективностью. Да, система TQM помогла становлению различных предприятий в мире. Это реальная система, а не очередная  теоретическая придумка. Она тщательно протестирована и исследована на тысячах предприятиях в течение более чем трех десятилетий. Но для ее внедрения требуются годы, последовательность шагов и настойчивость руководителей.

Почему же проблема качества вышла на первое место в сегодня процветающих  организациях? Конечно, каждая фирма - будь то университет, машиностроительная корпорация или телевизионная компания - следует программе отличного выполнения работы. Каждая из них стремится обеспечить клиентов великолепными товарами и услугами. Никто никогда не скажет: «Мы стремимся быть посредственными. Мы хотим быть настолько обычными, насколько это возможно». Главный вопрос звучит иначе: работает ли качество на стратегию развития фирмы, управляем ли мы качеством стратегически? В эталонных, с позиций качества, организациях, думают и действуют по-другому, если дело касается качества. Они не просто говорят о качестве, они делают качество. Это не просто нечто, начертанное на печатном бланке, а то, что ежедневно выполняется. Качество управляет всеми операциями. Само отношение к работе совсем другое. Существует понимание целей, необходимости и чувства радости от работы. Служащие этих компаний принимают личное участие в выпуске качественных товаров и услуг. Качество - это часть их работы. Оно для них реально и понятно.

   Развитие направлений программы качества в этих организациях не случайно. В действительности, существуют два отчетливых фактора, которые поддерживают огонь движения за качество. Первый фактор - это мотивация. Ни одна компания не будет менять свою философию работы и методы ее выполнения с охотой. Должны существовать определенные силы, обычно внешние, которые требуют нового подхода или различных стратегий. Следующий фактор - это средства. Одного желания к изменению недостаточно, должен существовать механизм или методы, которыми можно воспользоваться в определенной ситуации. Мотивация без средств порождает страх и отрицание. Наряду с тем, что мы знаем «что-то должно быть сделано», наступает и некий паралич, который сопутствует нам при прохождении темной аллеи или когда идешь с завязанными глазами по краю обрыва. И наоборот, средства без мотивации  - это зуммер, пробуждающий нечто риторическое «не надо раскачивать лодку», «зачем беспокоиться»[3].

Ключевые составляющие качества жизни - уровень и покупательная способность доходов, продолжительность жизни, качество и уровень охвата образованием.



2. Тест

Основной метод надзора за программой качества поставщика – это проведение проверки продукции у поставщика.

Ответ: а

 

3. Рассчитать комплексный показатель качества готовых изделий легкой промышленности, если экспертная комиссия присудила следующие баллы


Показатели качества

Качество модели

Качество констр.

Качество мат.

Качество изгот.

Образец 1

7

12

10

5

Образец 2

6

13

11

3


Весовые коэффициенты рассчитать по показателям экспертов


Показатель качества

Показатели экспертов

Вес

Качество модели

2

4

1

2

3

12

Качество констр.

4

2

3

4

2

15

Качество мат.

3

3

4

3

1

14

Качество изготов.

1

1

2

1

4

9


Таким образом, из всех показателей качества качество конструкции продукции легкой промышленности получило наибольшее количество баллов. 4. Матрица ответственности по ИСО 9001


Матрицей ответственности за функции (подпроцессы), можно распределить ответственность за их выполнение среди сотрудников или владельцев подпроцессов. Затем эти функции переносятся в должностные инструкции сотрудников (владельцев подпроцессов) в той же формулировке, что была записана в Матрице ответственности подразделения (процесса). Таким образом, должностные инструкции тоже становятся работающими документами.

В соответствии с требованиями пунктов и разделов стандарта ИСО 9001:2000 организация (вышестоящий руководитель) должна:

а) планировать и устанавливать цели в области качества (п. 5.4);

б) устанавливать ответственность, полномочия и взаимосвязи (п. 5.5);

в) вести регулярный анализ результатов процессов и принимать управленческие решения (п. 5.6), в том числе:

·        организовывать получение входных данных для анализа (п. 5.6.2);

·        оформлять как результаты анализа принятые решения (п. 5.6.3).

Ответственность руководства (вышестоящего руководителя). Термин «владелец процесса», широко используемый сегодня в литературе, в стандартах ИСО серии 9000:2000 точно не определен. Поэтому необходимо установить, кто такой «владелец процесса», и ввести понятие «вышестоящий руководитель» для реализации требований раздела 5 «Ответственность руководства» в части стратегического управления.

Владелец процесса - должностное лицо или коллегиальный орган, который имеет в своем распоряжении ресурсы процесса, информацию о процессе, управляет ходом процесса и несет ответственность за его результат перед вышестоящим руководителем.

Вышестоящий руководитель - должностное лицо, которое планирует результаты сети процессов или ее части, ведет анализ информации о результатах функционирования сети или ее части, принимает управленческие решения для достижения максимальной эффективности этих результатов и несет за них ответственность.

Вышестоящий руководитель, как правило, устанавливает показатели процесса и их целевые значения. Владелец процесса регулярно отчитывается перед вышестоящим руководителем о ходе процесса, предлагает проекты проведения корректирующих и предупреждающих действий, целесообразных для процесса, но выходящие за границы компетенции и ресурсов владельца.

Часто употребляемый в литературе термин «границы процесса» устанавливает зону ответственности и компетенцию владельца процесса. Все, что пересекает эти границы: «входы», «выходы», «ресурсы», должно иметь спецификацию (если это целесообразно)[4].

Стандарт требует четкого ответа на вопрос: кто ответственен за гарантию того, что продукт или услуга соответствует установленным требованиям по качеству и сроку исполнения и кто гарантирует, что система управления качеством в организации эффективна?

Эксперты должны определить и документально оформить политику, цели и обязательства в области качества, ориентируясь на требования потребителя.

Политика в области качества должна давать уверенность в том, что идеи в области качества приняты всеми сотрудниками организации. Политика в области качества должна быть понятна и выполнима.

С практической точки зрения, экспертам необходимо выполнить следующие действия:

·                   определить и задокументировать политику в области качества;

·                   определить и задокументировать цели организации в области качества;

·                   определить и задокументировать вовлеченность каждого сотрудника в работу по улучшению качества.

Политика в области качества является основой программы по управлению качеством, которая предусматривает ежедневную работу по обеспечению и улучшению качества. Большинство аудиторов требуют подтверждения понимания сотрудниками организации политики в области качества. Для этого они проводят беседы с сотрудниками и анализируют их ежедневные задания. Поэтому рекомендуется подготовить сотрудников организации к пониманию политики в области качества в деталях и ее применения в конкретных рабочих заданиях.

Организация должна определить и документально оформить ответственность и полномочия каждого сотрудника в вопросах обеспечения качества. Должны быть четко определены ответственность, полномочия, взаимодействие руководства и персонала, выполняющего и проверяющего работу, которая влияет на качество производимой продукции или оказываемой услуги.

Также должно быть определено, кто управляет и кто проверяет систему качества. Этот человек должен иметь соответствующие полномочия, что гарантирует выявление проблем качества и причин несоответствия.

Данный раздел стандарта требует подтверждения уверенности в том, что система качества организации обеспечивает постоянное соответствие выбранному стандарту. Эксперты должны регулярно пересматривать результаты применения системы качества, чтобы определить, какие меры предпринимать для ее улучшения.

Для постоянного улучшения необходимо иметь документы, фиксирующие результаты анализа, например:

·       результаты внутренних проверок;

·       затраты на качество;

обратную связь с потребителем производимой продукции или оказываемых услуг[5].

Список литературы



1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М,        2001.

1.     Герасимова Г.Е. И снова о терминах // Стандарты и качество. - 1998. - № 4.

2.     Елиферов В. Международный стандарт ИСО 9001:2000 «на ладони» // Менеджмент качества, № 10. 2003.

3.     Кабаненко М.М. История развития систем менеджмента качества // Менеджмент в России. 2003, № 5.

4.     Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.




[1] Швандер В.А., Панов В.Л., Купряков С.М. и др. Стандартизация и управление качеством продукции. М., 2002. С.468-474.

[2] Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 76-77.

[3]Кабаненко М.М. История развития систем менеджмента качества // Менеджмент в России. 2003, № 5. С. 14.

[4] Елиферов В. Международный стандарт ИСО 9001:2000 «на ладони» // Менеджмент качества, № 10. 2003. С. 4-5.

[5] Герасимова Г.Е. И снова о терминах // Стандарты и качество. - 1998. - № 4. - С. 70-72.