3. Рекомендации по совершенствованию управления финансовыми ресурсами ООО «Амурстрой»

3.1. Совершенствование управления источниками собственных средств

Необходимость в собственном капитале обусловлена самофинансированием предприятий. Собственный капитал является основой независимости предприятия.

Согласно данным анализа, проведенного ранее, в структуре источников образования средств ООО «Амурстрой», доминирующее положение занимают собственные средства. И их доля имеет тенденцию к увеличению.

В части формирования собственных источников образования средств предприятия доминирующее положение занимает уставный капитал, доля которого на начало года составляла 99,83%, а на конец года – 97,43%. Отмечена положительная тенденция к снижение доли уставного капитала и увеличению доли нераспределенной прибыли.

Несмотря на то, что источник образования отдельных составляющих накопленного капитала один – чистая прибыль, цели и порядок формирования, направления и возможности использования каждой его статьи существенно отличаются. Эти статьи формируются в соответствии с законодательством, учредительными документами и учетной политикой.

Нераспределенная прибыль представляет собой часть капитала держателей остаточных прав (собственников), образующуюся после исключения из полученной прибыли всех притязаний кредиторов на нее: налогов, процентов и иных платежей из чистой прибыли. При анализе структуры собственного капитала нужно иметь в виду, что величина данного показателя во многом определяется учетной политикой предприятия, изменение какого-либо пункта учетной политики влечет за собой изменение в динамике структуры собственного капитала. Это, с одной стороны, объясняет необходимость раскрытия в пояснительной записке всех фактов изменения учетной политики и, с другой стороны, заставляет учитывать и при необходимости корректировать результаты анализа.

На мой взгляд, формирование источников собственных средств на предприятии ООО «Амурстрой» должно происходить в первую очередь за счет увеличения нераспределенной прибыли, поскольку необходимо окупать вложенные в предприятие средства.

1. Увеличение прибыли за счет основной производственной деятельности.

Как показали результаты анализа предприятия, в результате ввода в эксплуатацию новых основных средств резко снизилась фондоотдача и выросла фондоемкость, фондовооруженность так же резко возросла. Необходимо развитие в первую очередь основной производственной деятельности. Увеличение прибыли может происходит как интенсивным, так и экстенсивными методами. Приоритетным является интенсивное развитие за счет снижения издержек на единицу продукции. Кроме того, при производственной деятельности необходимо снижение брака продукции, увеличение производительности труда.

Снижение затрат на производство возможно и при более рациональном использовании материалов. Таким образом, необходима разработка норм использования материалов (топлива, электроэнергии) на единицу продукции.

При исчерпании всех возможных источников интенсивного развития необходимо развитие по пути экстенсивного развития.

Источниками финансирования данных мероприятий могут являться как собственные источники, так и заемные.

Заемные будут выражаться в кредитах банковских организаций, кредиторской задолженности.

Собственные могут быть получены в результате правильной организаций и структурирования оборотных активов.


2. Увеличение прибыли за счет снижение запасов сырья, материалов и других аналогичных ценностей.

При реализации данного мероприятия необходимо провести инвентаризацию материалов.

По данным проведенного анализа в числе высоколиквидных активов находятся только денежные средства. Неликвидных активов нет, а наибольший удельный вес составляют труднореализуемые, причем имеется тенденция к их увеличению.

Поэтому по результатам инвентаризации необходимо выбрать запасы, использование которых маловероятно и реализовать по рыночной стоимости.

Необходима разработка норм остатка запасов для бесперебойной работы предприятия. Согласно данным анализа, проведенным ранее сделаны выводы что товары залеживаются, поэтому оборотный капитал, который мог бы приносить доход, «залеживается» вместе с запасами.

Можно порекомендовать формирование системы «точно вовремя», сущность которой заключается в создании запасов только для бесперебойной работы, а поставщики должны подбираться так, чтобы комплектующие, материалы были доставлены на предприятие точно в срок.

3. Увеличение прибыли за счет снижения незавершенного производства.

По данным анализа незавершенное производство в текущем периоде уменьшилось.

В условиях существующих объемов производства данный объем незавершенного производства является значительным, поэтому его уменьшение поможет увеличить долю высоколиквидных оборотных активов, которые могут введены в оборот для увеличения объема прибыли.

Поэтому необходимо формирование норм остатков незавершенного производства и контроль за соблюдением данных норм в зависимости от объема формирования незавершенного производства (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Снижение объемов незавершенного производства путем ускорения производственных процессов, процессов тестирования, лицензирования продукции позволит уменьшить объем незавершенного производства и увеличить скорость обращения оборотных активов, тем самым использование их будет эффективно и соответственно увеличит прибыль.

4. Увеличение прибыли за счет снижения запаса товаров.

При реализации данного пункта необходимо организовать поток товаров так, чтобы время хранения данных товаров было минимальным. Большие остатки в абсолютном измерении допускаются при больших оборотах. В условиях ООО «Амурстрой» данные сумма (сумма остатков превышает сумму выручки на 264 тыс.р.) говорит о том, что товары «залеживаются».

Поэтому при организации торговой деятельности товарам несобственного производства необходимо провести маркетинговые исследования рынка, выбрать наиболее выгодный сектор и организовывать торговлю в этом секторе экономики.

Прибыль в данном случае будет формироваться за счет объемов торговли, высокой торговой наценки. Кроме того, оптимизация запаса товаров позволит товарам не залеживаться, а оборотному капиталу приносить собственникам дополнительный доход.

5. Увеличение прибыли за счет выбытия ненужных, лишних основных средств.

По данным анализа в текущем периоде резко возросли фондоемкость, фондовооруженность, а фондоотдача резки упала. Необходимо провести инвентаризацию основных средств.

Основные средства, которые не используются в производственном процессе необходимо списать. Наиболее оптимальным вариантом выбытия основных средств будет реализация по рыночной стоимости.

При списании объектов основных средств и продаже возможно получение прибыли. Кроме отсутствие «лишних» амортизационных отчислений уменьшает расходы предприятия и увеличивает прибыль.

6. Увеличение прибыли за счет оптимизации использования основных средств.

Использование площадей, находящихся в собственности предприятия необходимо оптимизировать. Максимально плотное использование площадей без ущерба для условий работы персонала позволит сократить их использование, а высвобожденные площади можно использовать либо для расширения своих производственных мощностей, либо сдавая в аренду.

В любом случае оптимальное использование площадей позволит увеличить прибыль предприятия.

7. Увеличение прибыли за счет долгосрочных финансовых вложений.

В результате проведения мероприятий, предложенных выше увеличится объем денежных средств. Остатки денежных средств должно обеспечивать первоочередные потребности предприятия. Большие остатки денежных средств, превышающие все требования потребности отрицательно сказываются на эффективности использования ресурсов предприятия.

Тогда часть денежных средств можно вложить в долговые ценные бумаги, в уставные капиталы других организаций.

Часть таких вложений оправдано еще и тем, что позволяет получить невысокий, но гарантированный доход и тем самым уменьшить возможные убытки предприятия.

8. Увеличение прибыли за счет краткосрочных финансовых вложений.

Вложения части временно свободных денежных средств или других оборотных активов в краткосрочные финансовые вложения дает дополнительный доход. К таким вложениям можно отнести депозит в банке. Использование данного источника дополнительного дохода позволяет денежные средства, свобода которых определяется сроками небольшого периода, вкладывать и получать дополнительный доход.

Данное мероприятие улучшает эффективность использования средств предприятия и тем самым увеличивает прибыль предприятия.


9. Увеличение прибыли за счет развития торговой деятельности.

Данный пункт мероприятий необходимо использовать совместно с пунктом 4 «Увеличение прибыли за счет снижения запаса товаров».

Торговая деятельности в настоящее время является более прибыльным сектором экономики, чем производство. Поэтому развитие этого бизнеса позволяет увеличить прибыльность предприятия.

Торговая деятельность может осуществляться как товарами собственного производства, так и покупными. Сочетание торговой и производственной деятельностей позволяет сделать бизнес достаточно эффективным. При развитии необходимо провести грамотную маркетинговую политику как в целях производства, так и в целях торговли.

10. Увеличение прибыли за счет увеличения производительности труда.

Данный путь увеличения прибыли является интенсивным и наиболее предпочтительным.

При увеличении производительности труда снижается потребность в трудовых ресурсах. Данное мероприятие необходимо проводить параллельно с повышением заработной платы. Однако темп роста заработной платы должен быть ниже темпа роста производительности труда.

При проведении данного мероприятия будут сокращены затраты на оплату труда и социальные отчисления за счет уменьшения расхода трудовых ресурсов на единицу продукции.

11. Увеличение прибыли за счет привлечение кредитных ресурсов.

Привлечение кредитных ресурсов целесообразно в случае, если кредитные ресурсы принесут больший доход, чем плата за них. Собственных средств у предприятия для осуществления всех вышеприведенных мероприятий не достаточно. Но только реализация их в комплексе будет эффективной. Например, делать мелкие краткосрочные финансовые вложения не имеет смысла. Поэтому необходимость в заемных средствах возникнет.

Использование данных средствах можно направить на развитие торговой, либо производственной деятельности.

В результате проведенных мероприятий прибыль ООО «Амурстрой» должна составить 577 тыс.р.

Основная прибыль будет получена в результате основной деятельности – производства товаров и торговля.

На первом этапе при проведении инвентаризации часть материалов реализована переведена в денежные средства. Эти средства были вложены в закупку товаров, материалов.

По предварительным подсчетам проведенных мероприятий получены следующие данные:

1.     выручка составила 2385 тыс.р.

2.     себестоимость проданных товаров – 1696 тыс.р.

3.     коммерческие расходы – 56 тыс.р.

4.     управленческие расходы – 38 тыс.р.

5.     доходы по финансовым вложения (депозит банка) – 13 тыс.р.;

6.     доходы от участия в других организациях – 25 тыс.р.

7.     операционные доходы (сдачи в аренду основных средств и коммерческий кредит) – 63 тыс.р.

8.     итоговый финансовый результат составил 577 тыс.р.

Коэффициент финансовой зависимости составил 1,05.

Коэффициент оборачиваемости запасов составил 5,96.

Ликвидность: общая 19,52

текущая 5,17

критическая 1,71.

Таким образом улучшились все показатели, кроме коэффициента финансовой зависимости, который несколько уменьшились, что означает большую зависимость предприятий от внешних факторов.

Отражаемая в балансе величина фондов накопления и нераспределенной прибыли находит свое воплощение в активе в виде имущественной массы и свидетельствует о том, насколько увеличились активы за счет собственного капитала.

Промежуточное место между двумя выделенными группами в составе собственного капитала занимает добавочный капитал.

В составе добавочного капитала присутствует результат переоценки основных средств, составляющий во многих случаях самую существенную часть данной статьи.

12. Создание добавочного капитала.

В условиях ООО «Амурстрой» основным источником добавочного капитала является переоценка основных средств. Данной положение должно быть закреплено в учетной политике организации.

Данное мероприятие необходимо для реальной оценки находящихся в собственности основных средств. Переоценка основных средств не принесет реальных, выраженных в денежном выражении доходов или расходов, но позволит более объективно оценивать деятельности предприятий с точки зрения эффективности.

Создание резервного капитала предполагается в результате переоценки основных средств.

Уменьшение стоимости на 120 тыс. рублей позволило создать добавочный капитал  на эту же сумму.

В результате общий собственный капитал увеличился на 120 тыс.р.

После проведенных мероприятий валюта баланса выросла на 676 тыс.р., общий объем увеличения капитала составил 226 тыс.р.

Коэффициент финансовой зависимости уменьшился на 0,05, зависимость предприятия увеличилась.

Резервный капитал формируется в соответствии с установленным законом порядком и имеет строго целевое назначение. В условиях рыночной экономики он выступает в качестве страхового фонда, создаваемого для возмещения убытков и защиты интересов третьих лиц в случае недостаточности прибыли у предприятия до того, как будет уменьшен уставный капитал.

Особое место в реализации гарантии защиты кредиторов занимает резервный капитал, главная задача которого состоит в покрытии возможных убытков и снижении риска кредиторов в случае ухудшения экономической конъюнктуры. Чем больше резервный капитал, тем большая сумма убытков может быть компенсирована и тем большую свободу маневра получает руководство предприятия при преодолении убытков.

В Гражданском кодексе РФ предусмотрено требование о том, что начиная со второго года деятельности предприятия его уставный капитал не должен быть больше, чем чистые активы. Если данное требование нарушается, то предприятие обязано уменьшить (перерегистрировать) уставный капитал, поставив его в соответствие с величиной чистых активов (но не менее минимальной величины). Чем больше величина созданного резервного капитала, тем при прочих равных условиях выше величина чистых активов и, следовательно, тем дальше отодвигается необходимость уменьшения уставного капитала в случае убытков.

Формирование резервного капитала может быть для предприятия как обязательным, так и добровольным.

В отличие от резервного капитала, формируемого в соответствии с требованиями законодательства, резервные фонды, создаваемые добровольно, формируются исключительно в порядке, установленном учредительными документами или учетной политикой предприятия, независимо от организационно – правовой формы его собственности.

В зависимости от условий формирования (обязательное или добровольное) целевое назначение резервного капитала регламентируется требованиями законодательства, либо учредительными документами или учетной политикой.

13. Создание резервов на оплату труда.

Создание резервов на оплату труда позволяет избежать резких скачков себестоимости производимой продукции и равномерно включать в себестоимость всех периодов. Кроме того, данный резерв делают организацию финансово более устойчивой.

14. Создание резервов по дебиторской задолженности.

Данный резерв формируется и используется на случай, если дебиторская задолженность не покрывается в срок. Данный резерв также выполняет защитные функции: защищает организацию от финансовых колебаний и дает возможности для маневра.

15. Создание резервного фонда на непредвиденные расходы.

Создание данного резерва необходимо на случай крупных непредвиденных расходов организации.

Данные расходы могут возникнуть в случае судебных разбирательств, в случае стихийных бедствий и ситуаций, предвидеть которые невозможно или трудно.

Создание резервного капитала позволило увеличить собственный капитал на 300 тыс.р. часть задолженности по оплате труда была отнесена на резервный капитал. Кроме того, он был сформирован по статьям непредвиденные расходы и ремонт основных средств.

Создание резервов повлияло на коэффициент финансовой зависимости, который уменьшился на 0,05, таким образом зависимость предприятий увеличилась. 

В результате формирования резерва на оплату труда сокращена задолженность перед персоналом организации и сокращен временной лаг до 14 дней.



 

3.2. Совершенствование управления кредитами и займами

Совершенствование управления кредитами будет включать в себя следующие мероприятия:

1. Привлечение краткосрочных займов и кредитов для приобретения материалов.

В настоящее время многие российские предприятий используют кредиты банков для восполнения дефицита оборотных средств. Данная политика привлечения заемных средств связана отсутствием необходимых сумм денежных средств в определенный момент времени. Отсутствие денежных средств может привести к остановке производственного процесса, поэтому возникает необходимость получения кредита в банке на короткий срок.

2. Привлечение краткосрочных займов и кредитов для приобретения товаров.

Как уже говорилось выше, торговля является одним из наиболее выгодных видов бизнеса в настоящий момент. У предприятия возникают ситуации, когда в силу объективных причин не может приобрести товары, однако приобретение этих товаров за счет средств банка является более выгодным шагом, чем остановка торговля на определенный срок.

До проведения анализа на балансе предприятия числилось 3 тыс.р. краткосрочных кредитов. Дополнительно было взято 9 тыс.р. для покрытия потребности в оборотных активах.

Кроме того часть средств была направлена в краткосрочные финансовые вложения.

В результате разделы баланса оборотные активы и краткосрочные обязательства увеличились на 11 тыс.р.

Оборачиваемость оборотных средств в результате проведенных мероприятий увеличилась на 2,02 оборотов и составила 5,96 оборотов, т.е. более чем в два раза.


3. Привлечение долгосрочных займов и кредитов для финансовых вложений.

В предыдущем разделе говорилось о финансовых вложениях как одном из способов получения дополнительного дохода и страховании предприятия от возможных убытков. Долгосрочные кредиты имеют меньшую стоимость, чем краткосрочные. Финансовые вложения, как правило, имеют невысокую доходность, поэтому привлечение долгосрочных кредитов и займов для финансовых вложений выгоднее, чем привлечение краткосрочных.

4. Привлечение долгосрочных кредитов для строительства объектов основных средств.

В случае, когда идет расширение производственной или торговой деятельности требуется увеличение площадей предприятий. Так как строительства, как правило, достаточно долгий процесс (более 1 года), то для этих целей может понадобится долгосрочной кредит. Его преимущество состоит так же в том, что он дешевле краткосрочных кредитов.

Рекомендовано взять кредит на сумму 76 тыс.р.

В результате долгосрочные обязательства увеличились на 76 тыс.р. (до этого момента они отсутствовали). Данный кредит направлен на строительство новых объектов основных средств. Кроме того, туда направлена часть прибыли. В результате образовалась опять статья незавершенное строительство на общую сумму 273 тыс.р.

От суммы финансовых вложений в размере 493 тыс. рублей получен доход в размере 25 тыс. руб. или 5%.

5. Необходимость привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным расчетом потребности в оборотных средствах.

Обязательным условием при привлечении кредитных средств является предварительный расчет необходимости в них, расчет возможных доходов и расходов и их сопоставление.

В случае, когда выгод получается больше, чем издержек по кредиту, кредит можно брать. Однако не стоит забывать и о финансовой устойчивости предприятия. Для этого требуются точные расчеты всех показателей, коэффициентов, характеризующих деятельность предприятия.

6. Определение предельного объема привлечения заемных средств.

Максимальный объем этого привлечения диктуется двумя основными условиями:

а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала (отношение собственных источников к заемным);

б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств.

С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.

7. Оценка стоимости привлечения кредитного капитала из различных источников.

Такая оценка проводиться в разрезе различных форм заемного, привлекаемого предприятием из внешних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.

8. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе.

Расчет потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств обосновывается на целях их использования в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.

Расчет необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.

Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:

а) полезного использования;

б) льготный (грационный);

в) срок погашения.

а) срок полезного использования – это период времени, в течение которого предприятие непосредственно использует предоставленные заемные средства в своей хозяйственной деятельности;

б) льготный (грационный) период – это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;

в) срок погашения – это период времени, в течение которого происходит полная выплата основного долга и процентов по используемым заемным средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата основного долга и процентов осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику.

Расчет полного срока использования заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов исходя из целей их использования и сложившейся на финансовом рынке практике установления льготного периода и срока погашения.

Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.

Он определяется по формуле:

ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,

где ССЗ – средний срок использования заемных средств;

СПЗ – срок полезного использования заемных средств;

ЛП – льготный (грационный) период;

ПП – срок погашения.

Средний срок использования заемных средств определяется по каждому целевому направлению привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных средств в целом.

Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости их привлечения.

9. Определение форм привлечения заемных средств.

Эти формы дифференцируются в разрезе финансового кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.

10. Определение состава основных кредиторов.

Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. Основными кредиторами предприятия являются обычно его постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.

11. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.

К числу важнейших из этих условий относятся:

а) срок предоставления кредита – является одним из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью реализуется цель его привлечения.

б) ставка процента за кредит – характеризуется тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.

в) условия выплаты суммы процента – характеризуется порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.

г) условия выплаты суммы основного долга – характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного долга в течение общего периода функционирования кредита; полному возврату всей суммы долга по истечении срока использования кредита; возврата основной или части долга с предоставлением льготного периода по истечении срока полезного использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.

д) прочие условия, связанные с получением кредита – могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.

12. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов.

Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.

13.Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам.

С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд. Платежи по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей финансовой деятельности.

На предприятия, привлекающих большой объем заемных средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита.

14. Торговый (коммерческий кредит).

Данный кредит предоставляется в товарной форме поставщиками в виде отсрочки платежа за проданные товары в течение обычной хозяйственной деятельности.

Коммерческий кредит содержит затраты поставщика, связанные с инвестированием в дебиторскую задолженность. Поставщик, как правило, включает размеры «упущенной выгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия в цену, которая зависит от условий рынка и от взаимных договоренностей сторон.

В случаях оплаты товара по факту или авансом, как правило, поставщиком предоставляется существенные скидки, поэтому прежде, чем принять торговый кредит, необходимо определить размер этой скидки и сравнить данный вариант финансирования с другими формами. Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа.

Сформирован кредиторская задолженность на сумму 124 тыс. руб.

Данный коммерческий кредит составляет 33% (на 2% выше) в структуре общих обязательств. Данный кредит позволил реализовать товаров на сумму 2431 тыс. рублей и внес свой вклад в формирование прибыли.

15. Привлечение краткосрочных кредитов и займов для прочих нужд.

Возникновение непредвиденных ситуаций может потребовать от предприятия определенных затрат. Могут возникнуть ситуации, когда у предприятия отсутствуют будут необходимые денежные средства. Среди прочих возможных источников средств можно рассматривать и кредит банка, поскольку он является наиболее доступным. Наличие определенной кредитной линии в банке позволяет пройти предприятиям подобные ситуации без особого ущерба для своего финансового состояния.



3.3. Совершенствование управления дебиторской и кредиторской задолженностью


Систему управления дебиторской задолженностью условно можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать дебиторскую задолженность как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любого предприятия. Слишком высокая доля «дебиторки» в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании. Разумное же использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании.

Дебиторскую задолженность следует рассматривать как коммерческий кредит покупателю. Коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы компании предоставляются в пользование на платной основе) и срочности (срок использования предоставленных денежных средств ограничен).

1. Формирование дебиторской задолженности. На предприятии ООО «Амурстрой» по данным бухгалтерского баланса отсутствует дебиторская задолженность. На мой взгляд, формирование данной задолженности с целью получения дополнительных доходов является рациональным шагом (формирование коммерческого кредита).

Сформирована кредиторская задолженность в сумме 167 тыс.р. с целью расширения круга клиентов и получения дополнительного дохода от коммерческого кредита.

В структуре оборотных активов она занимает 9%. В составе общей прибыли эта сумма составляет 2%, а в составе общей выручки – 0,6%. Т.е. данный доход увеличивает прибыль на 2%, а выручку на – на 0,6%.

Доход, полученный от него составляет 16 тыс.р., благодаря формированию коммерческому кредиту была расширения база клиентов, и увеличен объем продаж на 147%. 

2. Стоимость коммерческого кредита. При установлении цены коммерческого кредита нужно руководствоваться не только затратами, связанными с его предоставлением, но и стратегическими целями компании и рыночными условиями. Минимальную стоимость коммерческого кредита можно определить как доход от альтернативного варианта безрискового размещения денежных средств. Существует и другой подход, согласно которому предприятие должно кредитовать покупателей по ставке, превышающей средневзвешенную стоимость капитала.

3. Срок кредитования. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. Нужно также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности.

4. Размер дебиторской задолженности. При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств). При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск (риск полной или частичной утраты выданных средств).

Определить возможный объем денежных средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность (ИДЗ), можно по следующей формуле:

ИДЗ = ОРК х КСЦ х (ППК + ПР)[1],

где ОРК — планируемый объем реализации продукции в кредит;

КСЦ — коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции;

ППК — средний период предоставления кредита покупателям (в днях);

ПР — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту (в днях).

5. Если компания решила увеличить долю рынка за счет предоставления клиентам возможности оплачивать продукцию с большей рассрочкой платежа, то в результате возрастет дебиторская задолженность, но при этом неясно, как новая схема влияет на ее рентабельность. Наиболее достоверно оценить подобного рода изменения можно, рассчитав значение показателя среднедневной маржинальной прибыли. Под маржинальной прибылью понимается торговая наценка, за исключением переменных расходов.

Показатель среднедневной маржинальной прибыли (Pn) рассчитывается по следующей формуле:

Pn = P : dn[2],

где P — маржинальная прибыль, полученная за период оборачиваемости дебиторской задолженности;

dn — период оборачиваемости дебиторской задолженности (в рабочих днях).

Наиболее эффективной будет такая кредитная политика, при которой значение показателя Pn максимально. Использовать этот показатель удобно не только при пересмотре кредитной политики компании в целом, но и при оценке эффективности работы с разными контрагентами.

6. Оценка кредитоспособности контрагента.

Один из методов оценки финансового состояния контрагента, применяемый как в кредитных организациях, так и на предприятиях реального сектора, основывается на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом рассчитываются стандартные финансовые коэффициенты (ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и др.), отслеживается динамика основных показателей.

7. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате можно предоставить скидку в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены.

8. Система мотивации персонала

Неотъемлемой частью управления дебиторской задолженностью является также мотивация сотрудников компании, вовлеченных в процесс.

Для повышения эффективности системы мотивации, ориентированной на снижение объема просроченной дебиторской задолженности, каждый сотрудник должен быть заинтересован в достижении запланированного уровня дебиторской задолженности. Например, менеджер по продажам премируется не только за выполнение плана по продажам, но и за исполнение обязательств теми контрагентами, которым он произвел отгрузку с рассрочкой платежа. Система премий должна быть уравновешена системой наказаний (замечания, предупреждения, лишение премии, служебное расследование, увольнение сотрудника). Но штрафовать нужно не за образовавшуюся просроченную дебиторскую задолженность (если менеджер выполнил все предусмотренные регламентом действия, то ответственность за просроченную задолженность несет только клиент), а за нарушение регламента и процедур управления дебиторской задолженностью. Система мотивации персонала должна быть закреплена в нормативных документах компании в соответствии с трудовым законодательством.

В случае возникновения просроченной дебиторской сотрудники финансовой службы осуществляют контроль погашения дебиторской задолженности, а менеджеры отдела продаж, которые тесно работают с клиентами, ведут переговоры. Также необходимо решить, готова ли компания изменить договорные условия в части применения санкций. Например, есть ли возможность подождать оплаты без начисления процентов. Такое решение может приниматься кредитной комиссией в результате рассмотрения причин неуплаты и того, насколько важен данный клиент для компании.

Дальнейшее неисполнение обязательств можно рассматривать как основание для решения вопроса о взыскании дебиторской задолженности и штрафных санкций в судебном порядке.

Для того, чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации.

9. Составление бюджета кредиторской задолженности.

Кредиторская задолженность должна находится под постоянным контролем. Погашение в договорные сроки обязательств выгодно для предприятия.

Поэтому необходим бюджет кредиторской задолженности, который определяет ее объем и график платежей. 

10. Разработка системы показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принятие определенных значения таких показателей за плановые.

Коэффициент ликвидности, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам. Границы: 1,5-2,5

Менеджеры и финансисты также часто используют, так называемый коэффициент "кислотного теста", который представляет собой отношение разницы между текущими активами и стоимостью товарно-материальных активов к текущим обязательствам.

Границы: 1,0-2,0

1932-1197/374=1,96

Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.

Границы:0,1-0,3

450/8784 = 0,05

Коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.

Границы: 60-70%

8334/450 = 18,52

Баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная).

374/167=2,24

Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состоя кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.

Коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.

Границы:2,0-3,0

Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые повлияли на его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры кредиторов, средних размеров и стоимости кредиторской задолженности и т. д.).

Границы: 10%-20%

450/477 = 78,41

Таким образом, большинство показателей находится в допустимых пределах и можно говорить о достаточно эффективном предприятии.

11. Анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.

12. Разработка и осуществление комплекса практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.

13. Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач – максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании (расширенное воспроизводство), утверждения конкурентоспособности - которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования (собственный капитал и прибыль – наиболее дешевые ресурсы), должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.

14. Менеджеры компаний в своем стремлении максимально использовать возможности всех доступных кредитных средств, в том числе и в виде задержек по зарплате, нарушения сроков плановых платежей поставщикам и т. д., должны оценивать «возможности» каждого отдельного вида платежей индивидуально, так как последствия таких «отсрочек» могут иметь различные последствия, не только в зависимости от вида платежа, но и в зависимости от конкретного «невольного» кредитора.

15. Коммерческий кредит необходим как в случае формирования дебиторской задолженности, так и в формировании кредиторской задолженности. Он позволяет сэкономит часть денежных средств предприятию, несмотря на то, что за него придется платить дополнительные деньги.

Формирование коммерческого кредита должно производится в соответствии с договорами с контрагентами.

   


3.4. Улучшение структуры баланса предприятия. Составление прогнозного баланса


Валюта баланса увеличена на 676 тыс.р.

В структуре внеоборотных активов появились статьи незавершенное строительство и долгосрочные финансовые вложения. Участие в других организациях составляет 493 тыс.р., незавершенное строительство – 273 тыс.р.

Основную долю в составе внеоборотных активов занимают основные средства.

Значительно уменьшены запасы, при условии увеличения уровня выручки. 

Доля наиболее ликвидных оборотных средств  - денежных средств должна быть достаточно высока. 20% считается нормальным уровнем. Кроме того краткосрочные финансовые вложения занимают 4% в структуре оборотных активов.

Значительную долю занимают товары для перепродажи, готовая продукция (22%) и материалы (33%). Эта объясняется тем, что возросли уровни производства и реализации (с 984 тыс.р. до 2431 тыс.р.).

В составе источников собственных средств образованы новые статьи.

Образован добавочный капитал на сумму 120 тыс.р. в результате переоценки основных средств.

Образованы резервные фонды на общую сумму 300 тыс.р. для обеспечения стабильности работы предприятия.

В разделе долгосрочные обязательства отражено получение долгосрочного кредита – 76 тыс.р. для финансирования строительства новых объектов основных средств и для реализации финансовых вложений.

Задолженность сокращена на 417 тыс. р. полное погашение задолженности невозможно и не желательно, поскольку данная задолженность формирует заемные средства, причем их цена оказывается ниже других заемных средств. Кроме того,  в силу присутствия временного лага между выставлением счет и самим расчетом данная задолженность будет формироваться всегда.

Временной лаг в результате сокращения задолженности по оплате труда сокращен до 13 дней.



 

 

 

Заключение

Можно сделать вывод, что проведение указанных мероприятий будет достаточно эффективным для ООО «Амурстрой».

Большинство показателей финансового состояния предприятия выведено на нормальный уровень.

Оптимизация управления источниками собственных средств позволит оптимизировать все процессы на предприятии.

В данном направлении необходимо в первую очередь организовать по максимизации прибыли. Поскольку прибыль и уставный капитал являются самыми дешевыми из всех источников.

Мною предложено 11 способов увеличения прибыли.

В результате их применения выручка составила 2385 тыс. руб, а прибыль 577 тыс.р. Таким образом прибыль выросла на 307%.

Уменьшена задолженность по оплате труда в результате создания резервного фонда на оплату труда. Временной лаг сокращен до 14 дней.

В результате совершенствования управления кредитами и займами были получены кредиты и направлены на приобретение материальных запасов и товаров.  Кроме того, были оптимизированы запасы. Все это увеличило количество оборотов оборотных активов на 2,02.

Часть долгосрочного кредита направлена на долгосрочные финансовые вложения и это принесло доход в размере 25 тыс.р.

В результате формирования дебиторской задолженности увеличена база клиентов и, соответственно, увеличена прибыль предприятия.

Коэффициент общей ликвидности составляет 19,52, текущей – 5,17, критической – 1,71. коэффициент зависимости составил 1,05.       

Список литературы

1.      «Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.12.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2005)

2.     Анализ собственного капитала // «Бухгалтерский учет», 1999, №1

3.     Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: Юнити – Диана, 2000 – 417с.

4.       Миронов М.Г., Замедлина Е.А., Жарикова Е.В. Финансовый менеджмент  - М.: изд. «Экзамен», 2004.

5.     Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002 – 1012с.

6.      Рекомендации по управление дебиторской задолженностью // «Финансовый директор» http://www.fd.ru/article/6753.html

7.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учеб. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Инфо-М, 2004 – 425с.

8.     Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2004) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)

9.     Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. П.П. Габурчака и В.Н. Гумина. Ростов н/Д: «Феникс», 2002, - 320с.

10. Эффективное управление кредиторской задолженностью // Из материалов журнала «Финансовый директор» А. Комаха http://www.cfin.ru/management/finance/payments/effect_payables.shtml


 


[1] Рекомендации по управление дебиторской задолженностью // «Финансовый директор» http://www.fd.ru/article/6753.html

[2] Рекомендации по управление дебиторской задолженностью // «Финансовый директор» http://www.fd.ru/article/6753.html