Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

1. Содержание и особенности рынка труда............................................... 4

1.1. Спрос на рабочую силу и ее предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда...................................................................................................................................................... 4

1.2. Зарплата как цена труда. Дифференциация оплаты труда..................................... 6

Глава 2. Состояние и прогнозирование ценообразования рынка труда в Челябинской области в 2001-2005 г.г....................................................... 14

2.1. Анализ динамики занятости и безработицы в Челябинской области................. 22

Заключение.................................................................................................. 38

Список использованной литературы....................................................... 39


Введение

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Долгое время считалось, что поступательное развитие советской экономики дает неограниченные возможности для полной занятости в общественном производстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него все трудоспособное население по принципу «кто не работает, тот не ест». Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личным определяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Но и тогда реалии жизни вступали в противоречие с господствующей философией всеобщности труда. Об этом свидетельствовало наличие трудоизбыточных районов прежде всего в республиках Средней Азии и Закавказья. Наряду с вынужденной незанятостью в одних регионах существовала сверхзанятость в других. Это касалось европейской частт РСФСР и республик Прибалтики.

Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. В результате неизбежно высвобождение работников с предприятий в условиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без того многочисленной армии безработных. Однако рассматривать безработицу как явление переходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и с изменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самого работника.

Цель данной работы – показать сущность ценообразования на рынке труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования.

Объектом исследования выступает рынок труда Челябинской области.

Предмет исследования - система ценообразования

1. Содержание и особенности рынка труда

Рынок труда занимает особое место в структуре рыночных отношений.

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, который за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Тем самым удовлетворяется потребность первых в труде, а вторых – в заработной плате.

В последнее время среди отечественных экономистов-трудовиков во многом под влиянием западных ученых получила распространение точка зрения, что все экономически активное население (занятые плюс безработные) является рынком труда. Подобная позиция неоднозначна и спорна.

1.1. Спрос на рабочую силу и ее предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда

При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению со внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда – гибкий рынок труда.

Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.  Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория – это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

1.2. Зарплата как цена труда. Дифференциация оплаты труда

Оплата труда — важнейшее условие труда, которое является в большинстве случаев причиной труда, условием, стимулирующим труд.

Основным источником доходов работников является заработная плата, величина которой зависит от личного трудового вклада работников и конечных результатов деятельности предприятия[1].

Индивидуальные условия оплаты труда должны предусматриваться в контракте (трудовом договоре), который заключается между работником и работодателем, а вопросы организации заработной платы отражаются в коллективном договоре хозяйства, являющимся основой определения условий оплаты труда конкретных работников.

Заработную плату определяют как вознаграждение, выплачиваемое работнику организацией за выполняемую работу. Понятие вознаграждения не совсем точно определяет сущностъ оплаты труда, так как в нем содержится элемент награды, как чего-то не заработанного, но подаренного. Видимо, более точно можно определить заработную плату как плату за труд. Так определяется она, например, во многих экономических работах: заработок — плата за труд. Вознаграждение включает в себя плату и награду. Награда к заработной плате не имеет никакого отношения. Заработная плата — это плата за труд.

Управление заработной платой — самый сложный и ответственный вид управления в общей системе управления трудом. Заработная плата — цена, выплачиваемая за труд, цена труда. Заработная плата может иметь множество форм: ежемесячные оклады, премия, гонорар, комиссионные и т. д.

Существуют разные теории, объясняющие величину оплаты труда.

Одна из них предлагает различать рабочую силу и труд и с помощью этого различия объясняет сущность сделки найма рабочей силы.

Оплата труда в рыночных условиях является важным условием обмена между работником и фирмой. Работник, представляя свой труд, вправе ожидать от фирмы:

–                    обеспечения себя средствами жизни и поддержания работоспособности,

–                    справедливой оплаты труда.

Зарплата, по мнению немецких ученых, это форма отражения классического конфликта между Трудом и Капиталом[2]. Размер заработной платы является центральным элементом условий обмена.

Существуют три уровня управления трудовыми отношениями, в том числе и заработной платой, которые можно просмотреть в табл. 1.

Таблица 1

Уровни управления трудовыми отношениями

Уровни


Участники


Объекты регулирования


Государство


Парламент

Исполнительная власть

Судебная власть •


Процедурные вопросы Законодательство об охране труда

Коллективные стороны


Союз работодателей

Профсоюз

Тарифные соглашения о заработной плате и других условиях труда

Фирма


Руководство фирмы

Совет работников фирмы

Отдельные работники

Условия труда на фирме в райках государ-ственных и тарифных норм


Немецкие авторы выделяют три модели определения заработной платы, каждая из которых выражает соотношение сил наемных работников и работодателей.

Первая модель — состоит в том, что размер зарплаты определяется в рыночном договоре между работодателем и наемным работником. Стороны в этом отношении формально равны. В этом случае работодатель обладает большими возможностями по сравнению с наемным работником.

Вторая модель — предусматривает коллективное определение зарплаты. В этом случае слабая позиция одного работника укрепляется за счет того, что работники объединяются в профсоюзы для защиты своих экономических интересов. В качестве самого сильного средства они могут прибегнуть к забастовкам, что усиливает их позиции на переговорах. Эта модель приводит к улучшению положения наемных работников.

Третья модель (основная) состоит в том, что заработная плата нормируется государством.

 















Рис. 1. Средства влияния на поведение работников

На рис. 2 показаны компоненты системы оплаты труда на фирмах[3].


 



Основная заработная плата


Компонент результата


Социальный компонент


Компонент рынка труда

Требования на рабочем месте


Принципы оплаты труда


Напаример, регулирование материального положения


Надбавки при ограничен-ности опреде-ленного вида торговых ресурсов на рынке

Выслуга лет


Повременная оплата труда


Выплаты не связаны с результатом работы


Квалификация


Сдельная оплата труда


Эти выплаты "привязывают" работника к фирме





Премиальная оплата труда



Рис. 2. Компоненты системы оплаты труда на фирмах


Основная модель применяется во многих странах при оплате труда государственных служащих. Оплата труда государственных служащих в Германии регулируется законом "Об окладах государственных служащих". Для других работников оплата труда определяется комбинацией двух методов: рыночного и коллективного.

Заработная плата с позиции фирм выполняет следующие функции:

Первая функция — управление поведением персонала. Оно может быть представлено формулой

V = f(M x F), ,

где V — поведение работника, М — мотивация, F — способности.

Поведение человека выражается как произведение М и F. Поведение работника — это функция f двух параметров: стремления к определенному поведению (мотивация — М) и способности (F). Тот, кто желает управлять поведением работников, должен воздействовать на эти сомножители таким образом, чтобы они принимали положительное значение, не обращаясь в ноль.

Затраты работодателя можно показать на рис. 3.


 



 Общие затраты работодателя на наемных работников





Чистый доход наемных работников после всех отчислений




Итого 190%

Итого 100%

Прочие затраты на персонал


Отчисления на социальное страхование


Затраты на услуги социального характера сверх установленного законодательством минимума

Подоходный налог


Чистая заработная плата наемного работника 65%

Отчисления на социальное страхование


Валовая заработная плата наемных работников


Рис. 3. Затраты работодателя на наемных работников по цитируемой работе

Считается, что заработная плата выполняет мотивационную Функцию при наличии следующих условий:

–    зарплата вызывает заинтересованность работника в ее получении;

–    зарплата связана с результатами работы, и эта связь очевидна;

–    работник в процессе работы не сталкивается с отрицательными факторами, мешающими работе;

–    зарплата существенно увеличивает доход работника;

–    зарплата выплачивается вовремя.

Вторая функция — затратная. Работник получает лишь ( средств, которые предприниматель тратит на содержание работника. Остальные средства идут на страхование работника и несходный налог, который составляет около 35% общей зарплаты.

Определение ставки заработной платы на совершенно конкурентном рынке труда — это вопрос простого анализа спроса и предложения.

Причины дифференциации ставок.

Согласно общепринятой концепции справедливости все люди созданы равными. Но если это так, почему же доходы людей на рынках труда так сильно различаются? Почему разные люди получают разную заработную плату на определенном рынке труда, и почему структура оплаты труда на одних рынках существенно отличается от структуры заработной платы на других рынках?

Характеристики работы, не определяемые заработной платой.

Одна из причин различия заработной платы состоит в том, что работы различаются в характеристиках, отличных от самой оплаты труда: безопасность, престиж, комфорт, а также возможность продвижения. При прочих равных условиях рабочие хотят предложить свои услуги за более низкую плату тем нанимателям, которые предлагают труд с более привлекательными «незарплатными» характеристиками.

Предприниматели, которым приходится нанимать людей на работы, которые нельзя освободить от риска и дискомфорта, часто вынуждены выплачивать дополнительную плату. Так, наниматели обычно вынуждены дополнительно платить за ночные работы, которые лишь немногие рабочие считают привлекательными.

Но предположение о том, что наниматели должны платить больше, чтобы привлечь людей на работы с менее привлекательными характеристиками, действует только тогда, когда все прочие условия равны. На практике оказывается, что на многих утомительных, неприятных и даже опасных работах заработная плата низка, в то время как высокооплачиваемые представители исполнительной власти работают в комфорте, кондиционируемых помещениях, и едят свой ланч, поданный на прекрасном фарфоре в специальную обеденную комнату. Как можно объяснить этот кажущийся парадокс в рамках теории рынка труда? Экономисты не видят ничего парадоксального в разнице между духотой и шумом на фабрике и прохладой, а также спокойствием в кабинетах исполнительной власти. Они просто рассматривают приведенный пример как доказательство того, что комфорт на работе является «нормальным благом». По мере того, как доходы людей растут, они хотят комфорта. Наниматель должен это учитывать, предлагая определенную заработную плату и условия работы нанимаемым. Представьте себе, что фирма предложила канцелярским клеркам сократить заработную плату с 7 до 6 долларов в час (2000 долларов в год), а в качестве компенсации — заменить канцелярский кафель на шерстяные ковры, и дешевые плакаты на стенах — оригинальной росписью. Будет ли удивительным, если служащие отвергнут это предложение? Теперь представьте, что та же самая фирма предложила своему директору поднять зарплату с 500000 до 502 000 долларов в год, но при этом убрать ковер из директорского кабинета и заклеить роспись на стенах дешевыми плакатами. Будет ли удивительно, если директор отклонит это предложение?

Различия в характеристиках работ, не связанных с зарплатой, не исчерпывают объяснений того, почему уровни заработной платы у разных категорий наемных работников не совпадают. Учитываются также способности. Если бы предложение способностей, необходимых для работы директора корпорации, было столь же обильным, как предложение способностей, необходимых канцелярским клеркам, думается, на рынках труда не было бы такой большой разницы в оплате этих рабочих мест.

Некоторые люди рождаются с определенными способностями или, по крайней мере, с необычными возможностями для их развития. Огромные зарплаты профессиональных спортсменов, первоклассных оперных певцов и других суперзвезд являются прямым следствием проявления этих возможностей. Но те способности, с которыми люди рождаются — лишь полдела. Обучение и образование важны по крайней мере не меньше, чем врожденная способность для выполнения многих специальностей: от юристов и бухгалтеров до стеклодувов и парикмахеров.

Экономисты рассматривают затраты на обучение и образование как одну из форм инвестиций. Пойти на курсы, чтобы стать бухгалтером с этой точки зрения практически то же самое, что купить грузовик, чтобы заняться перевозкой гравия. В обоих случаях человек в данный момент совершает затраты, чтобы в будущею получить то, что даст ему возможность зарабатывать больше. Основное различие в данном случае состоит в том, что водитель грузовика приобретает капитал в виде машины, а бухгалтер получает человеческий капитал — капитал в виде умственных способностей. Согласно теории «человеческого капитала» заработки в каждой специальности, требующей специального обучения должны быть достаточно велики, чтобы покрыть альтернативную стоимость обучения. В случае, если человек посещает колледж, чтобы получить квалификацию бухгалтера, альтернативная стоимость включает в себя как затраты  на обучение, книги и т.д., так и доход, который он мог бы заработать, если бы во время учебы он работал по специальности, не требующей специального образования.

При прочих равных условиях предполагается, что те профессии, которые требуют более длительного и дорогостоящего обучения, должны оплачиваться лучше, чем те, которые требуют менее усиленной подготовки. Поэтому предполагается, что доктора должны получать больше чем юристы, юристы — больше, чем парикмахеры и т. д. И все это на самом деле так. (Согласно теории человеческого капитала более образованные рабочие должны получать больше, чем менее образованные, потому что знания, которыми они обладают, делают их более производительными на работе. Эта теория была дополнена некоторыми экономистами следующим образом. Первичная функция образования состоит в том, чтобы помочь нанимателям выявить в кандидатах определенные положительные качества, такие, как интеллигентность и дисциплинированность.

Конечно, не связанные с зарплатой характеристики работы могут играть роль в формировании желания людей вкладывать свои силы в различные виды «человеческого капитала». Если определенные профессии более привлекательны и престижны, чем другие, люди могут хотеть овладеть ими, даже если одной лишь зарплаты будет недостаточно для того, чтобы возместить затраты на обучение. Например, обучение, необходимое для того, чтобы стать солистом балета, может быть столь же длительным и трудным, как и обучение, необходимое для того, чтобы стать, скажем, дантистом, хотя в среднем танцоры получают меньше, чем дантисты.

Глава 2. Состояние и прогнозирование ценообразования рынка труда в Челябинской области в 2001-2005 г.г.

В настоящее время увеличенная социальная активность населения, в том числе в хозяйственной сфере является условием выхода из кризиса и устойчивого после кризисного развития. Конструктивная трансформация российского общества – это не только разрушение прежних отношений, но и ускоренное создание новых. Социальная адаптация рабочих к этим отношениям возможна в случае, если он будет видеть, что его ожидает, каковы его личные жизненные перспективы, насколько он сам может определять и контролировать то, что его непосредственно касается. Следует отметить, что социальная пассивность населения резко замедляет процесс изменения стереотипа его позитивного общественного поведения (заинтересованности экономического реформирования, укрепления общественного порядка, повышения  престижности высококвалифицированного труда). Существует тенденция снижения качества исполнения работы вследствие того, что работники не дорожат рабочим местом или ищут дополнительный заработок, определенный внутренне неудовлетворенностью получаемой заработной платой на основном месте работы. У работников исчезает надежность в обеспечении социальном пакете, нет уверенности в завтрашнем дне.[4]

В последнее время появилась тенденция распространения неправовых трудовых практик (практик в сфере труда и занятости). Причем неправовые практики не просто распространены, они входят в процесс институционализации. Новый Трудовой Кодекс стал важным шагом в сторону упорядочения правового трудового пространства. Но он почти не затрагивает неправовые практики, порождаемые издержками налогового законодательства, распространением бедности.

В 2001-2003 годах продолжалось развитие положительных тенденций в экономике Челябинской области, наблюдался рост валового регионального продукта, что было обеспечено повышением эффективности промышленного производства. За последние три года темп его роста на Южном Урале составил 12,8 процента.

Несмотря на все структурные и неструктурные преобразования в экономике Челябинской области, удалось сохранить, а в некоторых сферах приумножить ее промышленный, производственный и научный потенциал. В области сформировалась устойчивая группа организаций, обеспечивающих стабильность поступлений в бюджет, сбалансированное развитие базовых и периферийных отраслей экономики.

В 2002 году численность занятых в экономике (с учетом занятых в личном подсобном хозяйстве) составила 1572,7 тыс. человек и увеличилась в сравнении с 2001 годом на 0,3 процента. В 2003 году численность занятых в экономике уменьшилась по отношению к 2002 году на 2,3 процента и составила 1537,3 тыс. человек. В 2002 году из числа занятых в сфере материального производства было задействовано 1104,3 тыс. человек (70,2 процента), в 2003 году этот показатель уменьшился на 2,3 процента и составил 1079,0 тыс. человек (70,2 процента). Численность занятых в отраслях непроизводственной сферы составила в 2002 году 468,4 тыс. человек, в 2003 году - 458,3 тыс. человек.

В 2002 году из 1572,7 тыс. человек, занятых в экономике, 587,3 тыс. человек (37,3 процента) работали в организациях государственной и муниципальной форм собственности. В организациях смешанной формы собственности работали 145,9 тыс. человек (9,3 процента), в общественных объединениях и организациях - 12,4 тыс. человек (0,8 процента), в организациях с иностранным участием - 110,1 тыс. человек (7,0 процента), в частном секторе - 718,9 тыс. человек (45,7 процента).

В 2003 году по сравнению с 2002 годом численность занятых в общественных объединениях и организациях снизилась на 3,5 процента, в организациях с иностранным участием - на 6,5 процента, численность занятых в частном секторе хозяйствования увеличилась на 0,1 процента, численность занятых в организациях государственной и муниципальной форм собственности снизилась на 2,6 процента, в организациях смешанной формы собственности - на 10,5 процента. В сфере малого предпринимательства за прошедшие три года наблюдался устойчивый рост численности его участников: в 2001 году - 147,3 тыс. человек, в 2003 году - 149,2 тыс. человек.

Значительных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения в 2001-2003 годах не произошло, в 2002 году тенденция роста удельного веса занятых отмечалась в промышленности (с 36,9 до 39,1 процента), в сельском хозяйстве (с 6,8 до 7,1 процента), на транспорте (с 7,1 до 7,4 процента), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 5,6 до 6,3 процента) и других отраслях. В 2003 году по сравнению с 2002 годом тенденция роста удельного веса занятых сохранилась.

В 2002 году численность работников, работавших неполное рабочее время, и работников, отправленных в отпуска по инициативе администрации, составила 159,6 тыс. человек (14,7 процента от среднесписочной численности работающих), что на 5,3 процента больше, чем в 2001 году (151,6 тыс. человек или 13,6 процента).

В 2003 году общая численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации и отправленных в вынужденные отпуска, составила 117,8 тыс. человек или 11,3 процента от среднесписочной численности работников крупных и средних организаций

Наметилась положительная тенденция в движении рабочей силы в крупных и средних организациях Челябинской области. Так, если за 2001 год по организациям области количество выбывших работников превысило число принятых на 3,9 процента, то за 2002 год только на 0,2 процента. В абсолютном выражении численность выбывших работников сократилась за указанный выше период на 13,2 процента, а принятых - на 9,8 процента. В 2003 году количество принятых работников составило 311,8 тыс. человек, что ниже выбывших на 5,9 процента.

За 2001-2003 годы численность работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности, составила 39,2 тыс. человек. Численность принятых работников на дополнительно введенные рабочие места в крупных и средних организациях за эти годы составила 41,8 тыс. человек.

Таким образом, положительные изменения в общеэкономической конъюнктуре обусловили некоторое улучшение ситуации в сфере занятости и на рынке труда. К концу 2003 года снизились масштабы вынужденной неполной занятости, сократилась численность высвобождаемых работников.

Несмотря на улучшение социально-экономической ситуации, положение с безработицей в Челябинской области оставалось неоднозначным. Состояние на рынке труда в 2001-2003 годах характеризовалось снижением общей численности безработных граждан и ростом численности зарегистрированных безработных. По данным Министерства экономического развития Челябинской области, наблюдалось снижение уровня экономической активности населения. Численность экономически активного населения составила в 2003 году 1640 тыс. человек по сравнению с 1708,9 тыс. человек в 2001 году. Безработные, определяемые в соответствии со стандартами Международной организации труда (далее - МОТ), составили в 2003 году 102,7 тыс. человек, в 2001 году - 140,8 тыс. человек.

По данным материалов обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики, проводимого ежегодно в ноябре, составлена структура общей безработицы по полу, возрасту, уровню образования безработных. В составе безработных а 2003 году по сравнению с 2001 годом доля женщин увеличилась с 45,6 до 54,6 процента, доля молодежи в возрасте 16-29 лет составила соответственно 38,2 и 44,9 процента.

В 2003 году по сравнению с 2001 годом доля безработных со средним профессиональным образованием снизилась с 26,0 до 20,2 процента, со средним (полным) общим увеличилась с 27,6 до 30,9 процента. Сократилась доля граждан, имеющих высшее образование, с 9,6 до 7,8 процента.

Среди безработных доминируют уволившиеся по собственному желанию, высвобожденные работники и лица, не имеющие опыта работы. В 2003 году наблюдалось увеличение доли граждан, уволенных по собственному желанию, с 26,2 процента в 2001 году до 29,6 процента. Доля высвобожденных и не имеющих опыта работы увеличилась, соответственно с 23,7 до 24,0 процента и с 22,0 до 25,4 процента.

Численность официально зарегистрированных безработных (в среднегодовом исчислении) увеличилась с 18,5 тыс. человек в 2001 году до 27,8 тыс. человек в 2003 году. Уровень регистрируемой безработицы увеличился до 1,6 процента на 1 января 2004 года, на 1 января 2001 года он составлял 1,0 процента.

В 2001-2003 годах произошли существенные изменения в структуре зарегистрированных безработных по полу, возрасту, уровню образования и т.д.

Доминирующее положение продолжало сохраняться за женщинами, доля их на 1 января 2001 года составляла 70,7 процента, на 1 января 2002 года - 67,8 процента, на 1 января 2003 года - 68,4 процента, на 1 января 2004 года - 69,3 процента.

За три года среди безработных значительно увеличилась доля лиц предпенсионного возраста - с 12,4 процента на 1 января 2001 года до 16,5 процента на 1 января 2004 года и, напротив, более мобильной на рынке труда стала молодежь, доля которой за тот же период времени уменьшилась с 32,6 до 31,3 процента.

Стабилизация экономики Челябинской области и повышение спроса на квалифицированные кадры изменили состав безработных по уровню образования. Сократилась численность безработных, имеющих высшее и среднее специальное образование, с 42,0 процента на конец 2001 года до 38,6 процента на конец 2003 года.

Отмечался рост безработицы в сельской местности, основными причинами которой стали недостаток вакансий, продолжающийся отток сельского населения, способствующий возникновению дефицита кадров основных сельскохозяйственных профессий, непривлекательность труда в сельском хозяйстве как по условиям, так и оплате, особенно для молодежи. За три года доля безработных граждан, проживающих в сельской местности, увеличилась с 16,8 процента в 2001 году до 22,3 процента в 2003 году.

Большая часть безработных граждан попадает на регистрируемый рынок труда по причине увольнения по собственному желанию: на конец 2003 года - 50,6 процента, в 2001 и 2002 годах соответственно 64,5 и 56,8 процента.

По-прежнему остается высокой среди безработных граждан доля уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников. Ситуация по этой категории граждан по состоянию на конец года выглядит следующим образом: 2001 год - 15,9 процента, 2002 год - 22,8 процента и 2003 год - 21,2 процента. Среди высвобожденных работников 50-60 процентов работали ранее в промышленности, более 60 процентов - женщины.

Таким образом, тенденции изменения состава регистрируемых безработных по основным параметрам соответствуют изменениям состава безработных, определенных по методике МОТ.

Характерной особенностью 2001-2003 годов являлся устойчивый рост числа вакансий, заявленных в службу занятости. Если на 1 января 2001 года потребность в работниках составляла 9326 человек; на 1 января 2002 года - 9583 человек, на 1 января 2003 года - 9296 Человек, то на 1 января 2004 года - 10229 человек. В 2003 году по сравнению с 2001 годом банк данных свободных рабочих мест (вакансий) увеличился на 18,6 процента за счет роста временных рабочих мест сезонного характера с относительно небольшой оплатой труда и постоянных рабочих мест с оплатой труда ниже прожиточного минимума.

По структуре вакантных должностных мест по-прежнему доминируют вакансии в отраслях промышленности, возросла доля вакансий в торговле, сельском хозяйстве, транспорте и связи, жилищно-коммунальном хозяйстве.

Вследствие увеличения численности незанятых граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения городов и районов Челябинской области (далее - ЦЗН), не снижалась конкуренция на рынке, труда. Если в 2001 году на одно свободное рабочее место в среднем по области претендовали 2,6 человека, то в 2002 году - 3,5 человека, а в 2003 году - 3,2 человека (по состоянию на конец года).

На рынок труда на вновь создаваемые рабочие места привлекались иностранные рабочие и специалисты как организациями с иностранными инвестициями, которые используют сырье, оборудование и технологии производства страны привлечения иностранных граждан, так и местными организациями в связи с отсутствием или дефицитом ряда специалистов на местном рынке труда, в связи с выполнением работ по долгосрочным контрактам - на вакансии, длительное время не заполняемые по причине их непрестижности (низкая заработная плата, тяжелый физический труд). Так, согласно приказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2002 года N 238/1205/397 утверждена квота на 5,0 тыс. иностранных граждан, которым разрешен въезд в Челябинскую область.

Сохранялась проблема несоответствия между профессиональным составом ищущих работу граждан и структурой имеющихся рабочих мест. Усугубляло проблему ограничение работодателями приема на работу граждан по полу, возрасту, квалификации и в то же время падение престижа рабочих профессий, низкий уровень заработной платы. По-прежнему наблюдалась высокая дифференциация муниципальных образований Челябинской области по уровню безработицы. На 1 января 2004 года при среднем по Челябинской области уровне регистрируемой безработицы 1,6 процента данный показатель в муниципальных образованиях составлял от 0,5 до 13,0 процента.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2005 год и на период до 2007 года экономика области в 2004-2005 годах будет иметь следующие основные параметры:

индекс физического объема промышленной продукции будет удерживаться на уровне 105,9-105,1 процента к предыдущему году;

увеличение объема инвестиций составит 109,0-107,7 процента (ежегодно);

в аграрном секторе экономики прогнозируется прирост объема продукции сельского хозяйства ежегодно на 3,5%;

объем платных услуг населению предполагается увеличивать в среднем на 6 процентов ежегодно.

Рост реальных располагаемых доходов населения в 2004 году прогнозируется на уровне 108,7-109,7 процента к предыдущему году.

Предполагаемые позитивные сдвиги в экономике Челябинской области обусловят увеличение общей численности занятых. Вследствие роста численности населения в трудоспособном возрасте за счет вступления в него поколения высокой рождаемости 80-х годов трудовые ресурсы Челябинской области будут увеличиваться вплоть до 2006 года. По прогнозу социально-экономического развития Челябинской области, численность занятых в экономике составит в 2004 году 1551,0 тыс. человек (94,2 процента к экономически активному населению), в 2005 году - 1563,4 тыс. человек (94,4 процента).

Малые предприятия в 2004 году обеспечат на постоянной основе рабочими местами 155 тыс. человек. Средпесписочная численность работающих на малых предприятий в 2005 году увеличится до 185 тыс. человек.

Положительная динамика численности занятых в экономике в 2004-2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.

Потребность экономики в квалифицированных кадрах в 2004-2005 годах будет характеризоваться повышенным спросом специалистов в сфере малого и среднего бизнеса, специалистов по маркетингу, компьютерным технологиям в связи с развивающимся процессом информатизации общества.

Среди рабочих специальностей сохранится высокий спрос на специалистов строительных и машиностроительных специальностей, водителей.

Ожидается, что ежегодное количество свободных рабочих мест (вакантных должностей) составит 60-70 тысяч.

В течение двух предстоящих лет ожидается: увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики.

В связи с предполагаемыми процессами реформирования и финансового оздоровления организаций Челябинской области ожидается проведение мероприятий по сокращению кадров. В отраслевом разрезе будет преобладать увольнение работников из отраслей промышленности, транспорта и связи.

На рынке труда Челябинской области в 2004 году, по прогнозным оценкам, ожидается приток 300-320 тыс. человек. Из них наибольшую часть составят граждане, уволившиеся по собственному желанию, - 70-76 процентов, количество граждан, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением их численности составят 4,5-5 процентов, выпускников высших учебных заведений ожидается 32,5 тыс. человек, средних профессиональных учреждений - 17,2 тыс. человек. Механический приток населения в трудоспособном возрасте (миграция) составит 9,0-10,5 тыс. человек. Ежегодное пополнение предложения рабочей силы за счет военнослужащих прогнозируется на уровне 0,8-1,2 тыс. человек.

Общая численность безработных (в среднегодовом исчислении) составит в 2004 году 96,0 тыс. человек, в 2005 году - 92,0 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2004 году составит 5,8 процента и вследствие увеличения численности экономически активного населения в 2005 году - 5,6 процента.

Ожидается, что в органы службы занятости в 2004-2005 годах будут обращаться за содействием в трудоустройстве ежегодно 150,0-160,0 тыс. человек, в том числе 42,5-45,0 тыс. несовершеннолетних граждан на временные работы. Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости на конец года, составит в 2004 году 29 тыс. человек, в 2005 году - 30 тыс. человек. Предполагается, что уровень регистрируемой безработицы не превысит 1,8 процента.

В целом ожидаемые изменения в численности и структуре населения в 2004-2005 годах незначительно снизят дисбаланс между спросом и предложением рабочих мест.

9. Анализ состояния рынка труда, сформировавшегося в результате проведения реструктуризации экономики, и оценка параметров общей и регистрируемой безработицы позволяют, выделить следующие ключевые проблемы на рынке труда Челябинской области, требующие решения в рамках государственной политики занятости населения:

дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, нарастающий дефицит квалифицированных кадров, серьезные деформации профессионально-квалификационной структуры и низкое качество рабочей силы;

значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, сдерживающие переход к эффективной занятости, и повышение трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами;

трудоустройство ряда социально-демографических групп населения (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других). На рынке труда сохраняется селективный подход при высвобождении рабочей силы и приеме на работу граждан в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства, касающиеся режима и охраны труда отдельных групп населения. Вместе с тем растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда;

недостаточная адаптированность системы профессионального образования к новым условиям хозяйствования. Масштабы, структура и формы первичной профессиональной подготовки в недостаточной степени учитывают изменения в спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе. Система вторичного обучения (переподготовка и повышение квалификации) не стала еще массовой, она ориентируется лишь на отдельные группы населения, нуждающегося в трудоустройстве. Слабую заинтересованность в повышении квалификации работающих и их переподготовке проявляют работодатели.

На ситуацию на рынке труда будут кроме этого оказывать влияние следующие факторы:

активизация процессов увольнения работников из организаций в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики (угольная промышленность, черная металлургия, электроэнергетика, железнодорожный транспорт и т.д.), либерализацией трудовых отношений в результате принятия нового Трудового кодекса Российской Федерации;

реформирование Вооруженных Сил Российской Федерации и ожидаемое увеличение численности граждан, освобождаемых из мест лишения свободы;

рост оплаты жилищно-коммунальных услуг и увеличение доли заработной платы в структуре доходов населения;

действие Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Увеличение минимального размера пособия по безработице обусловит дальнейший рост обращений в органы службы занятости безработных граждан, особенно в сельской местности, которые были не заняты длительное время;

появление на рынке труда значительного контингента молодежи, имеющей низкий общеобразовательный уровень, прежде всего в сельской местности;

уменьшение численности лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию. Новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию.[5]

2.1. Анализ динамики занятости и безработицы в Челябинской области

Состояние рынка труда Челябинской области в решающей степени определяется положением дел в экономике региона. В 1999 г. отчетливо проявилась тенденция к оживлению промышленного производства, объем которого по сравнению с 1998 г. увеличился на 14%. В результате снизился уровень вынужденной неполной занятости и уменьшилось высвобождение рабочей силы. Потребность в работниках, заявленная предприятиями в службу занятости, выросла с 2851 до 5498 человек, т.е. почти в два раза, что привело к уменьшению числа незанятых граждан, претендующих на одну вакансию, с 13,4 до 4,5 человека.

В качестве негативных моментов следует отметить увеличение средней продолжительности времени поиска работы с 6,4 до 6,7 месяца, а также доли безработных, состоящих на учете более года - с 9 до 12.5%.

Продолжился процесс сокращения численности зарегистрированных безработных, темпы которого существенно опережали рост объемов производства на предприятиях области. Уровень регистрируемой безработицы по сравнению с 1998 г. снизился в два раза и составил 1,1% экономически активного населения региона. Вместе с тем в ряде городов и районов уровень безработицы в несколько раз превышает средний показатель. Так в Катав-Ивановске он составил 6,2%, Еманжелинске - 6,3, Карабаше - 8,9, в Кусинском и Нязепетровском районах - 5 и 12,6% соответственно. Здесь значительно выше среднеобластного и коэффициент напряженности на рынке труда. Например, в Нязепетровском районе на одну вакансию приходилось 167 незанятых граждан, в Карабаше - 32,6, в Еманжелинске - 23,8 человек. Причины такого положения кроются прежде всего в моноотраслевой специализации городов (Карабаш - цветная металлургия. Еманжелинск - добыча угля и т.д.), низкой мобильности экономически активного населения, обусловленной непрерывно растущими транспортными тарифами, отсутствием рынка жилья. Очаги хронической безработицы достаточно устойчивы, и попытки снизить ее уровень без вмешательства извне (перераспределения капиталовложений на региональном уровне в пользу этих городов и районов, ликвидации сложившейся моноотраслевой специализации, создания существенных льгот в сфере налогообложения для привлечения инвестиций) в значительной степени бесперспективны.

Контингент безработных пополняется по-прежнему в основном за счет увольняющихся по собственному желанию - 42,4%; работников, высвобожденных с предприятий, - 25,5; выпускников учебных заведений - 8,4%.

Ощутимо увеличился дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Так, доля женщин в составе безработных за прошлый год выросла с 66 до 71%, удельный вес "женских" вакансий в структуре заявок работодателей существенно меньше. Кроме того, спрос не адекватен предложению и по качественным параметрам, среди безработных служащих женщины составляли 74%, в то время как 86% вакансий были рассчитаны на рабочих. Как следствие, средняя продолжительность поиска работы у женщин (7,4 месяца) превысила этот показатель у мужчин (5,7 месяцев). В составе безработных увеличился удельный вес лиц с высшим и средним специальным образованием - с 36 до 38,4%. Объясняется это качеством вакансий, заявленных предприятиями в службу занятости, большинство которых предназначены для лиц, имеющих низкую квалификацию и невысокий образовательный уровень. Особенно велик удельный вес безработных с высшим образованием в Челябинске - 23,1% и Магнитогорске - 17,7% (при среднеобластном показателе 10,5%). Удельный вес безработных с начальным профессиональным образованием практически не изменился - около 30%; доля безработных с законченным средним образованием и не имеющих его снизилась на 2,6% и составила 38,7%.

В последние годы около трети безработных составляла молодежь в возрасте до 30 лет, в том числе 27% - выпускники различных учебных заведений. В 1999 г. около 40% выпускников ПТУ, средних специальных учебных заведений (36%), вузов (5,3%) оказались не востребованными на рынке труда. Значительная доля выпускников профессиональных учебных заведений в составе безработной молодежи свидетельствует о несоответствии профиля подготавливаемых кадров потребностям рынка труда. Многие профессиональные учебные заведения сохраняют прежнюю специализацию, не учитывая должным образом изменения, происходящие на рынке труда. По ряду профессий существует явное перепроизводство специалистов: запущенный ранее механизм продолжает "штамповать" кадры старого образца, которые пополняют число безработных. Так, в 1998 г в качестве безработных зарегистрировано более 1,5 тыс. бухгалтеров, на которых приходилось лишь 34 соответствующие вакансии. Судя по всему, "всеобщая бухгалтеризация населения" завершилась, однако заметного снижения объемов подготовки по этой профессии пока не происходит. В областном центре сложилась аналогичная ситуация: в 1999 г. на одну рабочую вакансию претендовало 0,8 человек, на вакансии же бухгалтера и юриста - 28 и 32 человека соответственно.

Подготовка и переподготовка кадров стоят немалых денег; несогласованные с реальными потребностями рынка труда инвестиции в профобразование фактически способствуют увеличению безработицы. Достижение соответствия профессионального состава выпускников учебных заведений требованиям рынка труда предполагает разработку регионального прогноза подготовки специалистов (на краткосрочный и долгосрочный периоды) и на его основе корректировку существующей структуры профессиональной подготовки кадров.

Очевидно, что пока реакция образовательной системы на изменения, происходящие на рынке труда, сильно запаздывает, а значит, существенно снижается эффективность соответствующих инвестиций.

Констатация успехов, достигнутых в последние годы в снижении уровня безработицы в стране, основывается на фактах уменьшения уровня регистрируемой безработицы. На мой взгляд, подобный оптимизм объясняется либо незнанием истинного положения дел на рынке труда, либо конъюнктурными соображениями, ведь регистрируемая безработица - лишь видимая часть айсберга. По оценкам специалистов Института экономики РАН, в августе 1999 г. в среднем по России реальная безработица, рассчитанная по методологии МОТ, в 6,5 раз превышала официально зарегистрированную. В июне 2000 г. этот разрыв увеличился до 8,4 раза.

Оснований для оптимизма станет еще меньше, если учесть, что показатели общей и регистрируемой безработицы как на федеральном, так и региональных уровнях начиная с 1996 г. движутся в противоположных направлениях. Так, в Челябинской области уровень общей безработицы за 1996-1999 гг. вырос с 8,8 до 9,8% экономически активного населения, а регистрируемая безработица уменьшилась с 2,7 до 1,11%.

Не секрет, что одна из главных причин снижения уровня регистрируемой безработицы кроется в ужесточении правил регистрации безработных после принятия в 1996 г поправок к закону о занятости. В качестве аргумента можно привести данные об устойчивом снижении доли граждан, получивших статус безработного, в общем числе обратившихся в органы службы занятости по поводу трудоустройства. В 1996 г. их доля в регионе составляла 65,4%. к 1999 г. она снизилась до 46%. Особенно ярко фактор снижения безработицы проявился в 1999 г.. когда уровень зарегистрированной безработицы уменьшился в два раза, но одновременно с 9 до 12,5% выросла доля безработных, состоящих на учете более года, а средняя продолжительность поиска работы по области увеличилась, как уже говорилось, с 6,4 до 6,7 месяца.

По данным ООО "УралИнформБюро" в 2000 году по сравнению с 1999 годом по всем субъектам Федерации Уральского федерального округа снизился уровень зарегистрированной безработицы. По состоянию на 31 декабря 2000 года наименьший уровень зарегистрированной безработицы (от экономически активного населения) был в Челябинской области (0,9%). Важно отметить продолжившееся в 2000 году сокращение (примерно на 1 месяц по сравнению с 1999 годом) времени поиска безработными работы. Позитивные тенденции прослеживаются с использованием рабочего времени. Так, численность работников, работающих неполное рабочее время в % к среднесписочной численности, сократилась в Челябинской области с 12,2% (январь-сентябрь 1999 года) до 5,5% (январь-сентябрь 2000 года), а численность работников, которым были предоставлены административные отпуска в % к среднесписочной численности, сократилась с 17,3% до 5,7%.

Официальная безработица в Челябинской области за первый квартал 2001 года составила один процент от общего числа экономически активного населения. В августе этот показатель вырос до 1,8 процента. Но в комитете по социальной политике ЗСО предпочитают оперировать другими цифрами.

Председатель комитета Борис Мизрахи считает, что реальная безработица в регионе составляет не менее десяти процентов.

Надо признать, что показатель регистрируемой безработицы в значительной степени выполняет роль инструмента формирования благоприятного социального климата, но далеко не полно отражает реальную ситуацию в сфере занятости, поэтому делать выводы об улучшении положения дел только на основе его позитивной динамики, неправомерно.

Коренных сдвигов в сфере занятости можно добиться путем создания благоприятного инвестиционного климата и ликвидации очагов застойной безработицы, повышения мобильности рабочей силы, перестройки системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.

По официальным данным за первое полугодие 2003 года уровень безработицы составил 1,6% по Челябинской области, по городам и районам цифры несколько больше – 1,7% и 2,8% соответственно.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель возрос на 0,1%. В числе территорий, где уровень регистрируемой безработицы до 1%: Челябинск, Кыштым, Кизильский, Сосновский и др. р-ны. Более 10 территорий области имеют уровень регистрируемой безработицы более 3%, самый высокий показатель по безработице в Катав-Ивановске, Кусе, Нязепетровском. Как сообщает пресс-центр департамента федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области, к этому моменту на учете в службе занятости состоит более 33 тыс. человек. Напряженность на рынке труда составляет – 2.4 чел. на одну вакансию.

В Челябинске безработица составляет менее 1%, в числе благополучных территорий также оказались Кыштым, Кизильский и Сосновский районы. Самый высокий показатель зарегистрирован в Катав-Ивановске, где безработица охватывает 12,7% трудоспособного населения, а также в Кусе (12%) и Нязепетровском районе (12,2%).

За первое полугодие текущего года в центры занятости области по вопросам трудоустройства обратилось порядка 94,5 тысячи человек, часть из которых (6613 человек) была направлена на профобучение.

На начало августа 2003 г. безработными признано более 33 тысячи человек, что на тысячу с лишним больше, чем в прошлом году.

В центры занятости населения Челябинской области в 2003 году обратилось 618, 6 тыс. человек. Из них в поиске работы – 148,7 тыс., признаны безработными 57,2 тыс. граждан. В большинстве своем это представители рабочих профессий – 55,4%, служащие – 24,4%, женщины – 61,9%, выпускники учебных заведений – 10,7% и уволенные сотрудники из организаций – 13,5%.

Заявленная потребность в работниках за прошедший год составила 167,6 тыс. вакансий, но при этом снято из них по различным причинам 166,7 тыс. В среднем по области коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда составил 3,2 человека на одну вакансию против 3,5 в 2002 году. В ряде территорий этот показатель в 80 и более раз превысил средний уровень по области. Наиболее сложная ситуация сложилась в Сатке, где на одну вакансию приходится 269 человек, Карталах – 53,, Нязепетровском районе – 131, Чесменском – 93, а в Брединском – нет вакансий.

При содействии областной службы занятости трудоустроено 133,3 тыс. человек, в том числе безработных – 38,8 тыс., что, соответственно, больше на 8,2 и 13,6 процентов, чем в 2002 году. В десятидневный срок со дня регистрации было трудоустроено 76,7 тыс. человек; на временных работах задействовано 43,9 тыс. граждан, в общественных работах участвовало 14,9 тыс., на квотируемые места трудоустроено 3,7 тыс. человек с ограниченными возможностями. Организовали собственное дело 1,5 тыс., профориентационные услуги получили около 81 тыс. человек.

На 1 января 2004 г. уровень регистрируемой безработицы в среднем по области не изменился и составил 1,6%.

По оценкам специалистов центра занятости населения, уровень безработицы в Челябинской области в 2004 г. постоянно сокращается, и ситуация в сфере занятости и на рынке труда носит позитивный характер.

Численность безработных граждан за первое полугодие 2004 года сократилось более чем на 3 тысячи человек, средняя продолжительность безработицы снизилась с 5,4 до 5,1 месяца. По мнению начальник отдела программ занятости и рынка труда департамента ФГСЗН Анатолий Лялин, все это привело к уменьшению потребности средств федерального бюджета на выплату пособий по безработице. По прогнозу на 1 января 2005 года излишек средств, выделенных Минтруда РФ на текущий год был оценен в размере 30 миллионов рублей.

Однако при этом реальный уровень безработицы (около 4,2%) значительно превышает регистрируемый (1,3%). Поэтому основной упор в работе службы занятости Южного Урала будет делаться на дополнительном информировании населения о возможностях службы занятости по содействию в трудоустройстве и его социальной поддержке. Ожидается, что уже к концу года численность безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, увеличится и составит 36,5-37 тысяч человек. Показатель регистрируемой безработицы немного приблизится к реальному и составит 1,9-2%.

Среди мероприятий, которые предпринимаются для увеличения объема регистрации безработицы и более полного использования бюджетных средств, информирование через СМИ, выезд работников ЦЗН в отдаленные населенные пункты, взаимодействие с отделами опеки. Кроме этого рекомендуется направлять на досрочную пенсию лиц предпенсионного возраста.

В поиске работы обратилось 130128 чел., что на 7,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными клиентами ЦЗН среди граждан, ищущих работу, были лица незанятые трудовой деятельностью – 63,4% (64,8% здесь и далее в скобках приведены показатели за январь - сентябрь 2003 года или на 01.10.2004 года).

Численность граждан, признанных безработными, составила 106,9% к уровню прошлого года или 45787 чел. (42820 чел.).

В числе признанных безработными наибольшую долю 54,5% (55,0%) составляют представители рабочих профессий, служащие – 22,9% (24,1%), ранее не работавшие, ищущие работу впервые и другие – 22,6% (20,9%); женщины – 62,7% (60,5%), выпускники – 11,4% (11,0%), высвобожденные работники – 12,5% (13,7%).

За январь - сентябрь 2004 года заявленная потребность в работниках организаций области составила 141875 вакансий, снято по различным причинам 137453. На 01.10.2004 г. количество вакансий увеличилось на 7,9% по сравнению с аналогичным показателем на ту же дату прошлого года и составило 14651 вакансию.

Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда в среднем по области составил 2,0 человека на одну вакансию против 2,3 в прошлом году. В ряде территорий коэффициент напряженности в несколько раз превышал средний показатель по области. Наиболее сложная ситуация сложилась в районах: Брединском на одну вакансию претендовало 388 чел. (на 314 незанятых граждан, состоящих на учете в ЦЗН, не было ни одной вакансии), Нязепетровском – 90 (160), Нагайбакском и Чесменском – 62 (соответственно, 127 и 30), Кусинском – 41 (43), Карталинском – 38 (23), Уйском – 36 (58).

Численность граждан, ищущих работу, на 01.10.2004 г. составила 30284 чел, в том числе незанятых - 29825 чел. (31976 и 31483 чел.), численность лиц в трудоспособном возрасте составила 97,9% (98,3%) от численности незанятых граждан.

Увольнение работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

В январе - сентябре 2004 года 672 (707) организации подали списки на увольнение по сокращению 13880 (11325 чел.), работников из организаций, что в 1,2 раза больше, чем в прошлом году. Основными причинами увольнения по сокращению являются: расторжение трудового соглашения с работниками в связи с ликвидацией или банкротством организаций, а также их реорганизация.

Число обращений уволенных граждан в ЦЗН увеличилось на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 8433 чел. (8042 чел.), из них статус безработного в ЦЗН получили 5705 чел. (5852 чел.), что составляет 67,7% (72,8%) от численности уволенных по сокращению работников, зарегистрированных в ЦЗН.

При содействии областной службы занятости трудоустроено 118459 чел., в том числе безработных – 32045 чел., что, соответственно, на 9,3% и 9,8% больше, чем в январе – сентябре 2003 года.

В 10-ти дневный срок со дня регистрации в ЦЗН было трудоустроено 74254 чел., в т.ч. незанятых граждан - 27715 чел., что, соответственно, на 12,1% и 9,4% выше показателей за 9 мес. прошлого года. Увеличилась доля граждан, трудоустроенных до признания их безработными с 32,3% до 33,6% от общего количества поставленных на учет незанятых граждан.

Было трудоустроено 46456 (41427 чел.) учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, что на 12,1% что больше, чем за январь-сентябрь 2003 года.

В общественных работах приняли участие 13177 чел. (12659), из них 10286 чел. (9968) - безработные граждане, что, соответственно, на 4,1% и 3,2% выше данных показателей аналогичного периода прошлого года.

Трудоустроено на квотируемые рабочие места 695 инвалидов (532 чел.) – увеличение в 1,3 раза, организовали собственное дело 1102 чел. (1152 чел.) - сокращение на 4,3%.

Уровень трудоустройства граждан, ищущих работу, составил 72,8% (70,5%), по без-работным - 53,1% (51,2%).

За 9 месяцев т.г. 63731 чел. (64574 чел.) получили услуги по профориентации, из них обязательные услуги оказаны 45422 чел. (42189 чел.), что составило 55,0% (53,8%) от всех незанятых граждан, обратившихся в ЦЗН.

На профессиональное обучение было направлено 8414 безработных граждан (9071 чел.), их удельный вес в общей численности граждан, признанных безработными, снизился по сравнению с прошлым годом с 21,2 % до 18,4%.

Завершили обучение 7179 чел. (7200 чел.), в т.ч. 7125 чел. (7121 чел.) - ранее имевших статус безработного, трудоустроено после профобучения 7005 чел. (7057 чел.) или 97,6% (98,0%).

Интенсивность движения безработных граждан на рынке труда увеличилась незначительно. Индекс движения безработных составил 1,06 (1,04).

На 1 октября 2004 года численность безработных составила 24677 чел. (26121 чел.), уровень регистрируемой безработицы по области -1,3% (1,5%) от экономически активного населения. В 10-ти территориях уровень безработицы не превысил среднеобластной показатель.

В шестерку с максимальным уровнем безработицы вошли ЦЗН: Красноармейский –4,1%, Усть – Катавский - 4,4%; Карабашский – 7,9%, Кусинский – 8,6%, Нязепетровский – 10,0%, Катав - Ивановский – 10,9%.

Минимальный уровень безработицы отмечен в ЦЗН: Кизильском – 0,4%, Увельском – 0,5%, Снежинском – 0,6%, Челябинском – 0,7%, Магнитогорском – 0,8%.

Таким образом, основные тенденции на регистрируемом рынке труда в январе – сентябре 2004 года: рост численности граждан, обратившихся в ЦЗН и зарегистрированных в качестве безработных; увеличение обращений в ЦЗН уволенных по сокращению работников; увеличение показателей направлений активной политики занятости населения. Прирост количества вакансий и сокращение численности незанятых граждан, состоящих на учете в ЦЗН на конец отчетного периода, привело к снижению напряженности на рынке труда и уровня безработицы.

Характерные изменения на рынке труда в сентябре по сравнению с августом т.г.: наблюдалось снижение численности граждан, поставленных на учет и нашедших подходящую работу, вследствие снижения обращаемости учащихся, желающих работать в свободное от учеты время. Сократилась заявленная потребность в работниках на конец отчетного периода.

Улучшились показатели активной политики занятости: увеличилось количество безработных граждан, нашедших подходящую работу; направленных на профобучение; получивших услуги по профориентации; завершивших участие в общественных работах. Сократилось количество безработных граждан, состоящих на учете в ЦЗН, на конец отчетного периода.

Уровень экономической активности населения Челябинской области составил 65,8%, что на 4,1 п.п. выше, чем в Уральском федеральном округе (далее УрФО) и на 0,4 п.п. - в Российской Федерации. Средний возраст экономически активного населения Челябинской области составил 39,8 лет, что на 2,1% больше, чем в УрФО и Российской Федерации.

Уровень занятости населения Челябинской области и УрФО находится примерно на одном уровне – 62,6%, что на 2,5 п.п. выше уровня занятости по Российской Федерации.

Средний возраст занятого населения области составил 40,5 лет, в УрФО – 39,0 лет, в Российской Федерации– 39,5 лет.

Численность безработных по Челябинской области составила 88000 чел., из них наибольшую долю 51,1% составляли женщины. По УрФО и Российской Федерации ситуация сложилась иначе, среди безработных преобладали мужчины (соответственно, 53,5% и 53,1%).

Уровень безработицы в Челябинской области составил 4,8%, что значительно ниже уровня безработицы по УрФО и Российской Федерации (соответственно, 7,6% и 8,0%.).

Среднее время поиска работы безработными по Челябинской области и УрФО составляет 7,5 месяцев, что на 1 месяц меньше, чем в Российской Федерации.

Средний возраст безработного в Челябинской области составил 31,8 лет, что, соответственно, на 2,8 и 2,9 года ниже, чем в УрФО и Российской Федерации.

Среди способов поиска работы безработные Челябинской области отдают предпочтение обращению к родственникам и знакомым – 41,7%; 36,1% -обращению в государственную службу занятости; 29,5% - непосредственно обращаются к администрации, работодателю. В УрФО и Российской Федерации наблюдается аналогичная ситуация.

Челябинская область среди субъектов Российской федерации занимает: по уровню занятости - 26 место; по уровню безработицы – 9 место; по среднему времени поиска работы безработными – 15 место; по доле безработных, ищущих работу 12 месяцев и более – 10 место.

По словам Анатолия Лядина в октябре-ноябре несколько увеличился уровень безработицы в связи с окончанием сезонных и временных работ.

На реализацию мероприятий активной политики занятости населения из областного бюджета израсходовано 9,5 млн. рублей, из местного – 16,4 млн. рублей, что составляет соответственно 58,5% и 76,4% соответственно от показателей программы на 2004 год. Из федерального бюджета на мероприятия по поддержке безработных граждан за 10 месяцев получено 277,4 млн. рублей, из поступивших средств освоено 87%. Годовые лимиты бюджетных обязательств по состоянию на 1 ноября использованы на 74,2% при контрольном показателе 83,8%.

Всего услугами службы занятости за 10 месяцев текущего года воспользовались 564,2 тысячи человек, что на 7,1% больше, чем за аналогичный период 2003 года. Из них 418,1 тысячи получили консультации по различным вопросам и 146 тысяч были поставлены на учет в качестве ищущих работу. Среди обратившихся в поиске работы – 55,2% женщин и 44,8% мужчин.

При содействии службы занятости нашли работу 125,3 тысячи человек. Мероприятия по организации временного трудоустройства нуждающихся в социальной защите безработных граждан позволили трудоустроить 1504 человека. Также на условиях временной занятости было трудоустроено более 47 тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. В общественных работах приняли участие более 14 тысяч человек, в том числе более 11 тысяч безработных.

В ноябре в Челябинской безработных стало больше. Если к первому ноября на учете в службе занятости состояло 26166 чел, то к началу декабря их стало 26495 чел. Наиболее тяжелая ситуация отмечается в городах Карталы - на 64 чел, Миассе - 57 чел, Сатке - 56 чел, Брединском и Варненском районах - на 45 чел, Чесменском - 28 чел, Нязепетровском районе - 31 чел, сообщили "Накануне.ru" в пресс-службе департамента службы занятости.

За одиннадцать месяцев этого года в центры занятости населения в поиске работы обратилось 140860 чел (на 3,3проц больше, чем в прошлом году). Но при этом уровень регистрируемой безработицы в среднем по области снизился и составил 1,5 проц. Количество предоставляемых работодателями вакансий по сравнению с прошлым годом снизилось на 0,5 проц. Однако, в начале года их было еще меньше в 1,2 раза.

В среднем по области коэффициент напряженности на рынке труда остался на том же уровне, что и в прошлом году. На каждую вакансию претендовало два кандидата, в сельских районах доходило и до 15 человек на место.

В 2004 году уровень безработицы в Челябинской области может составить от 2 до 7,6 процента.

Согласно утвержденному прогнозу социально-экономического развития Челябинской области на 2004 год, в наступающем году уровень официально зарегистрированной безработицы в области может составить от 1,8 до 2 процентов от общего количества экономически активного населения.

Как сообщили в комитете по экономике Челябинской области, уровень общей безработицы может составить от 7,3 до 7,6 процента от экономически активного населения.

При этом денежные среднедушевые доходы населения должны увеличиться до 4 тысяч 421 – 4 тысяч 503 рублей в месяц. Номинальная средняя заработная плата южноуральцев может составить 5 тысяч 504 – 5 тысяч 602 рубля в месяц.

Показатель регистрируемой безработицы к 2005 году в Челябинской области прогнозируется на уровне 1,8%.

За 9 месяцев 2004 года на крупные и средние предприятия города принято 82139 работников и выбыло по разным причинам 87838 чел. По сравнению с соответствующим периодом 2003 года численность принятых увеличилась на 0,9%, а численность уволенных - на 9,0%. Следует отметить, что в 2004 году численность выбывших превышает численность принятых на 6,9%. Из общего числа выбывших в отчетном году по собственному желанию уволено 61917 чел. (70,5% от общего числа выбывших) и 4935 чел. выбыли в связи с сокращением численности персонала (5,6%). Наибольшее число работников выбыло с предприятий машиностроения (22,1% от среднесписочной численности), промышленности стройматериалов (39,7%), пищевой промышленности (39,3%), жилищного хозяйства (77,5%), строительства (39,1%), торговли и общепита (29,4%). В целом по городу показатель составляет 23,3%.

Отличительной особенностью регистрируемого рынка труда города в течение 2004 года явилось увеличение численности уволенных работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности (уволенных) и выпускников учебных заведений, поставленных на учет в службу занятости населения в качестве ищущих работу. Если в 2003 году таких было 2845 и 1683 чел., то в 2004 году - 3591 и 1872 чел. соответственно. Увеличение численности поставленных на учет уволенных граждан обусловило увеличение численности обратившихся в СЗН пенсионеров в 1,4 раза.

Несмотря на низкую напряженность на рынке труда (количество незанятых граждан, приходящихся на одну вакансию) - 1,0 чел. против 1,1 чел. на конец декабря прошлого года, в городе продолжает возрастать диспропорция в спросе и предложении рабочей силы. Вакансии, предлагаемые службе занятости предприятиями и организациями, в основном, рабочих специальностей - 82,1% от общего числа вакансий. На учете же в службе занятости на 31 декабря 2004 года состояло 48,8% служащих. В связи с этим, на одного безработного рабочего приходилось 2,6 вакансий, в то время как на одну вакансию служащего претендовало 2,2 чел. Из рабочих специальностей предприятиям требуются газоэлектросварщики, слесари, слесари-ремонтники, слесари-сборщики, токари, фрезеровщики, электрики, электромонтеры, электрослесари, водители, машинисты транспортных средств; рабочие строительных специальностей -плотники, столяры, каменщики, маляры, штукатуры и т.д. На учете в службе занятости состоят в основном рабочие с низким уровнем квалификации. Среди служащих на рынке труда не пользуются спросом руководители высшего и среднего звена, бухгалтеры, юрисконсульты, экономисты, товароведы и другие.

Обращает на себя внимание тот факт, что работодатели завышают-требования к претендентам на вакантные места - высокий уровень квалификации, возрастные ограничения, ограничения по полу и т,д. пытаются совместить с низким уровнем зарплаты, порой ниже прожиточного минимума, и даже минимальной оплаты труда, неблагоприятными условиями труда, просроченной задолженностью по выплате заработной платы.

За 2004 год в городскую службу занятости населения обратилось в поиске работы 35187 чел., что составляет 112,5% от уровня прошлого года. Из общего числа обратившихся незанятые граждане составили 26265 чел. - 107,4% от уровня 2003 года. Поставлено на учет 8865 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, что на 30,7% больше, чем за предыдущий год. Среди общего числа обратившихся доля женщин составила 56,8% против 58,3% за 2002 год, доля рабочих снизилась с 40,8% до 38,7%, служащих - с 23,7 до 22,2%, с доля граждан, ранее не работавших, ищущих работу впервые и други) увеличилась с 35,5% до 39,1%.

Статус безработного за отчетный период получили 11745 чел. - на 17,0°/ больше, чем за прошлый год. Среди признанных безработных доля женщин составила 72,0%; уволенных работников - 17,9% и увеличились соответственно на 1,8 и 0,7 п.п.

При содействии службы занятости нашли работу 32107 чел., из ни незанятых граждан 21520 чел., 8827 учащихся, желающих работать в свободное от учебы время, что превышает показатели прошлого года на 8,8; 2,6; 30,8%. Среди трудоустроенных граждан безработные составили 8230 чел., что превысил показатель прошлого года на 1,2%.

На квотируемые рабочие места трудоустроено 209 инвалидов (за 2003 год 445 чел., из них 193 инвалида). Через систему оргнабора нашли работу 280 чел., что составило 106,1% к уровню 2003 года. В общественных работах приняло участие 2041 чел., что на 15,5% больше прошлого года.

На профессиональное обучение и переобучение профессии востребованным на рынке труда, в течение отчетного периода направлено 17 безработных граждан - на 6,7% меньше, чем за прошлый год.

Профориентационные услуги получили 20421 чел., в том числе обязательные услуги - 18217 незанятых граждан, что составляет 69,4% обратившихся в службу занятости в поиске работы (за 2003 год - 66,9%).

По состоянию на 1 января 2005 года в службе занятости состояло 6-ищущих работу граждан, в том числе 5042 безработных, что выше показателя января 2004 года на 10,9 и 23,4% соответственно.

Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанной к экономически активному населению, на конец года составил 0,93% (на начало года он равен 0,77%).

Невыполнение показателя по профобучению отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите: инвалидов (93,3), одиноких и. многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей и детей-инвалидов (94,7), беженцев и вынужденных переселенцев (0,0), граждан, уволенных с военной службы (73,3), обусловлено невысокой мотивацией этих категорий безработных граждан к обучению. Все желающие в течение года получили тот или иной вид услуг по профессиональному обучению.

В 2004 году общая сумма финансирования на мероприятия по содействию занятости населения, социальную поддержку безработных граждан, содержание службы занятости составила 92763,6 тыс.руб. (100 %), в том числе по источникам:

- федеральный бюджет                              83607,4 тыс.руб. (90,1%)

- областной бюджет                                   1613,8 тыс.руб. (1,8%)

- местный бюджет                           2461,5 тыс.руб. (2,6%)

- средства работодателей             4242,5 тыс.руб. (4,6%)

- иные поступления                                    838,4 тыс.руб. (0,9%)

Использовались финансовые средства по следующим направлениям (в скобках - доля в составе общей суммы расходов):

мероприятия по содействию занятости населения 18556,8 тыс.руб. (20,0%) в том числе:

- федеральный бюджет                              9400,6 тыс.руб. (50,7%)

- другие источники                         9156,2 тыс.руб. (49,3%)

из них:

областной бюджет                          1613,8 тыс.руб. (17,6%)

местный бюджет                                         2461,5 тыс.руб . (26,9%)

средства работодателей                            4242,5 тыс.руб. (46,3%)

иные поступления                           838,4 тыс.руб. (9,2%)

социальная поддержка безработных граждан 53158,0 тыс.руб. (57,3%)

пособия, материальная помощь,

досрочные пенсии                          49584,2 тыс.руб. (93,3%)

в т.ч. федеральный бюджет                      49584,2 тыс. руб.

стипендии                                                     3573,8 тыс. руб. (6,7%)

в том числе федеральный бюджет          3573,8 тыс. руб.

содержание службы занятости    21048, 8 тыс.руб. (22,7%)

в том числе федеральный бюджет          21048,8 тыс. руб.

С 1 февраля 2004 года была организована работа добровольных волонтерских отрядов. Всего за 2004 год создано 211 волонтерских отрядов (3164 чел.). Участие в добровольном труде позволило получить школьникам первый опыт работы, раскрыть свои способности, определиться в выборе профессии на будущее. Затраты федерального бюджета на материальную поддержку подростков, трудившихся в 2004 году по г. Челябинску составили 1240,7 тыс. руб.

На средства областного бюджета в размере 1.613,7 руб. ЧГЦЗН заключил договор с МУ «Молодежная биржа труда» на организацию трудоустройства несовершеннолетних граждан. За июль, август, сентябрь было трудоустроено 1333 чел.

В 2004 году Администрация города выделила на временное трудоустройство подростков в летние каникулы 2270,0 тыс. руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2003 году. МУ «Молодежная биржа труда» организовала в июне 2004 года отряды «Мэра», заключив договоры с общеобразовательными учреждениями, клубами, центрами творчества. За отчетный период трудоустроено 1680 чел. Участники трудовых отрядов оказывали помощь престарелым гражданам, занимались организацией досуга в лагерях. Под девизом «268 хороших дел городу!» ребята занимались благоустройством территории в школах, скверах, парках, жилых дворах города, вели мелкие ремонтные работы и др.

Активную позицию в трудоустройстве подростков занимает Администрация Калининского района. В соответствии с письмом Главы района № 205 от 13.04.2004г. «О летней занятости подростков»,  предприятия района  либо принимают подростков на временные рабочие места, либо перечисляют денежные средства на организацию рабочих мест для несовершеннолетних граждан в период летних каникул. На расчетный счет администрации было перечислено 46.2 тыс. руб. на создание рабочих мест для школьников. В июне 2004 года на эти средства были организованы отряды из подростков, состоящих на учете в КДН и педагогическом учете, в МОУ СОШ № 44 и № 109.

Традиционным стало участие 000 «Макфа» в создании летних трудовых объединений при школах в районах города, финансируемые из средств депутата Госдумы М.Юревича. К общественно-полезному труду привлечено более 200 школьников. «Макфята» благоустраивали городские улицы, дворы, парки, скверы, помогали на дому пенсионерам и инвалидам войны и труда.

Спонсорскую помощь для летней занятости подростков оказали депутаты Смирнов, Беркович, Кретов, Колесник, Барышев, Видгоф, Силин, Конырев, предприниматель Алашеев. Всего на спонсорские средства (425,4 тыс. руб.) было создано 893 рабочих места для подростков.

Заключение

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).

В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.

Очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т. к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

Нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда.

Список использованной литературы

                        Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 2004г., стр.233-248;

                        Рынок труда: занятость и безработица Никифорова А. А., Москва, 2001.

                        Вишневская Н. Российский рынок рабочей силы и опыт запада. // Мировая экономика и международые отношения. - 2002. - №8.

                        Грачев М. Современные тенденции формирования рынка труда в странах с развитой экономикой. // Вопросы экономики. 2001 - №9.

                        Долан Э.Дж. Рынок. Микроэкономическая модель. М. 2004г.

                        Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30,  2004г.

                        Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики» //Вопросы экономики, №2, 2003г., стр.76-91.;

                        Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс. - М. 1994 - Т. 1-2.

                        Медведева Е.К. Заработная плата: механизм регулирования, минимальный уровень, налогооблажение, индексация // Общество и экономика - 2002. № 1, 2.

                        Микульский К. «Формирование новой модели занятости» //Экономист, №3, 2004, стр.47-52;

                        Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 2002г;

                        Романовский Р. Рынок труда в России и его перспективы // Российский экономический журнал. - 2003 - № 9.

                        Сажина М. Рынки ресурсов // Российский экономический журнал. 2004, № 4.

                        Соловьева А. Регулирование отношений на рынке труда на основе коллективных договоров // Вопросы экономики, - 2001, № 9.

                        Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 2003г.

                        Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда»// Вопросы экономики, №2, 2004г., стр.102-113.



[1] Шишкин А.К.,  Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. С. 118.

[2] Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. М.: МГУ, 1997.С.242.

[3] Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. С. 258.

[4] Вишневская Н.Т. Рынок рабочей силы – новые тенденции // Мировая экономика и международные отношения.1999.№8. С.18

[5] Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 26 августа 2004 г. N 1365 "О принятии областной целевой Программы содействия занятости населения Челябинской области на 2004-2005 годы"