ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 августа 2004 года Дело N Ф04-5949/2004(А46-4068-8)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента недвижимости Администрации г. Омска на постановление апелляционной инстанции от 05.07.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 20-118/02 (А-916/03) по иску ООО "Юридическая фирма "Статус" г. Омска к Департаменту недвижимости Администрации г. Омска о понуждении к заключению договора купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Юридическая фирма "Статус" (ООО "ЮФ "Статус", правопреемник ТОО с одноименным названием) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту недвижимости Администрации г. Омска о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи нежилого помещения, расположенного в здании N 5 по ул. Ленина г. Омска, определив выкупную цену в размере 2073982 руб.
В обоснование исковых требований истец ссылался на Указ Президента Российской Федерации от 26.11.94 N 2121, пункты 4.2, 4.5, 4.9 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94 (далее - Основные положения) и свое право на выкуп занимаемого им на правах аренды помещения по цене, рассчитанной в соответствии с названными пунктами Основных положений.
Ответчик
требования истца посчитал необоснованными и неправомерными и по этой причине их
отклонил. Указывал, что в
Дело дважды рассматривалось Арбитражным судом Омской области.
Решением от 07.08.2003 суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, а суд апелляционной инстанции постановлением от 03.10.2003 решение отменил и иск оставил без рассмотрения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.01.2004 постановление апелляционной инстанции отменено, дело передано в апелляционную инстанцию этого же суда для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
При повторном рассмотрении заявленного истцом требования суд апелляционной инстанции постановлением от 05.07.2004 решение отменил и исковые требования удовлетворил.
В настоящей кассационной жалобе Департамент недвижимости г. Омска (ответчик) предлагает отменить постановление апелляционной инстанции от 05.07.2004, т.к. считает его не соответствующим фактическим обстоятельствам по делу и принятым с нарушением норм материального и норм процессуального права.
По мнению
заявителя, суд апелляционной инстанции вопреки имеющимся в деле доказательствам
и действовавшему в 1991 - 1994 годах законодательству необоснованно пришел к
выводу, что заявка на выкуп арендуемого помещения была подана истцом в
надлежащий орган - в Комитет по управлению имуществом Омской области, в то
время как спорное здание с
Считает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что Департамент недвижимости не являлся и не является правопреемником Комитета по управлению имуществом Омской области.
Принявшие
участие в рассмотрении кассационной жалобы представители истца против доводов
кассационной жалобы возражали и указывали на отсутствие оснований для отмены
постановления апелляционной инстанции. Кроме того, представили суду
кассационной инстанции для обозрения доказательства исполнения Департаментом
недвижимости г. Омска оспариваемого им в настоящей жалобе постановления от
05.07.2004, а именно заключенный между истцом и ответчиком 22.07.2004 во
исполнение этого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции
договор купли-продажи нежилого помещения по ул. Ленина,
Законность постановления апелляционной инстанции от 05.07.2004 проверена в соответствии со статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Из материалов дела видно, что 16.09.92 между товариществом с ограниченной ответственностью (ТОО) "Юридическая фирма "Статус" (покупатель) и Фондом имущества г. Омска (продавец) заключен договор N 29-1 купли-продажи предприятия (активов), согласно которому продавец передал в собственность покупателя на основании результатов конкурса, состоявшегося 07.08.92, комиссионный магазин N 1, расположенный в г. Омске по ул. Ленина, 5, с правом аренды занимаемого помещения на 20 лет.
ТОО "Юридическая фирма "Статус" выдано свидетельство о собственности N 29-1 от 28.10.92 на комиссионный магазин N 1, где также зафиксировано право покупателя на аренду занимаемого под комиссионный магазин помещения сроком на 20 лет.
В связи с этим
между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Омска (арендодатель)
и ТОО "Юридическая фирма "Статус" (арендатор) заключен
долгосрочный (на 20 лет) договор аренды N 1598/3 от 16.09.92, по которому
арендодатель передал арендатору в срочное возмездное владение и пользование
нежилое помещение (строение) по ул. Ленина,
04.11.94 ТОО "Юридическая фирма "Статус" (арендатор) обратилось в Комитет по управлению имуществом Омской области с заявкой на приобретение в собственность арендуемого объекта нежилого фонда, полагая, что названный комитет вправе решать вопросы приватизации нежилых помещений, имущество которых выкуплено заявителем.
Заявка истца на приватизацию арендуемого им помещения принята названным комитетом к рассмотрению, и решением от 10.11.94 N 8, утвержденным распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 10.11.94 N 777-рк, в приватизации нежилого помещения, расположенного по ул. Ленина, 5, отказано на основании пункта 3.3 Положения о продаже и временном порядке определения цены приобретения объектов нежилого фонда, сданных в аренду, утвержденного постановлением Главы Администрации Кемеровской области от 30.08.94 N 440-П. В качестве причины отказа в приватизации помещения указано на отсутствие перечня движимых и недвижимых объектов исторического и культурного наследия федерального значения, приватизация которых запрещена и который должен быть утвержден Правительством РФ.
Не согласившись с этим решением комитета, истец обжаловал его в арбитражном суде, и постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 31.05.95 истцу в иске отказано по основаниям, на которые сослался Комитет по управлению имуществом Омской области.
Повторно истец обратился в Комитет по управлению имуществом Омской области 07.08.97, когда в письме N 20 ТОО "ЮФ "Статус" предложило этому комитету возвратиться к рассмотрению заявки на приобретение в собственность арендуемого имущества, поданной им 04.11.94.
В
15.06.2001 истец обратился в Департамент недвижимости Администрации г. Омска с предложением заключить договор купли-продажи спорного нежилого помещения, определив выкупную цену в размере 2073982 руб. Данное заявление принято Департаментом недвижимости к рассмотрению.
Поскольку от Департамента на поданное истцом предложение о выкупе арендуемого им помещения ответа не поступило, истец посчитал ответчика уклонившимся от решения поставленного перед ним вопроса и обратился в арбитражный суд с настоящим иском, в котором просил обязать ответчика заключить договор купли-продажи спорного помещения по предложенной им выкупной цене - 2073982 руб., определенной им в соответствии с пунктами 4.2 и 4.9 Основных положений.
Рассматривая возникший между сторонами спор, арбитражный суд апелляционной инстанции принял правильное решение об отмене судебного акта арбитражного суда первой инстанции, поскольку принятое этим судом решение об отказе в иске нельзя было признать правильным.
При этом суд апелляционной инстанции всесторонне и полно исследовал все обстоятельства по делу, дал надлежащую правовую оценку добытым по делу доказательствам и свои выводы надлежащим образом мотивировал. При этом суд апелляционной инстанции установил следующее.
Свое право на приобретение спорного объекта недвижимости в собственность истец мотивировал положениями пунктов 4.5 и 4.9 Основных положений, которыми предусмотрено право приобретения в собственность сданных в аренду зданий, сооружений, помещений в результате их выкупа арендаторами, которые ранее приватизировали имущество, по цене, рассчитанной в соответствии с пунктом 4.9 Основных положений.
Спор между
Департаментом недвижимости г. Омска и ООО "ЮФ "Статус" возник в
связи с тем, что ответчик в своих возражениях ссылался на то обстоятельство,
что заявка на приватизацию спорного нежилого помещения подана в названный
Департамент в
Рассматривая эти доводы ответчика, суд апелляционной инстанции посчитал их необоснованными, и суд кассационной инстанции не находит оснований считать выводы апелляционной инстанции о правомерности исковых требований неправильными и не имеет оснований для их переоценки.
Представленные сторонами по настоящему делу переписка между ООО "ЮФ "Статус", областным и городским комитетами по управлению имуществом, а также принятые на территории Омской области и г. Омска нормативные акты, касающиеся вопроса отнесения памятников истории и культуры к соответствующему уровню собственности, не позволяют поставить в вину истцу его незнание о том, к кому следовало обращаться с заявкой на приватизацию объекта недвижимости.
В приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 3020-1 объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности, указаны объекты историко-культурного и природного наследия.
Решением
Омского областного Совета народных депутатов от 24.06.93 N 114 "О
культурных и исторических ценностях народов Омской области" на основании
Постановления ВС РФ N 3020-1 памятники истории и культуры местного значения
отнесены к федеральной собственности, в т.ч. и спорное нежилое помещение по ул.
Ленина,
Комитет по управлению имуществом г. Омска создан по постановлению Главы Администрации г. Омска N 997-п от 31.08.95 в результате реорганизации путем слияния Комитета по управлению муниципальным имуществом и Фонда имущества г. Омска и являлся правопреемником последних.
Ни
реорганизованный комитет по управлению муниципальным имуществом, ни вновь
созданный в
Решение о включении зданий - памятников истории и культуры местного значения - в состав муниципальной собственности г. Омска принято Омским городским Советом 20.05.98 N 25, и только с этого момента у Комитета по управлению имуществом г. Омска появились полномочия в отношении спорного имущества.
В то же время
из материалов дела видно, что прежде чем обратиться с заявкой на выкуп нежилого
помещения по ул. Ленина,
В связи с этим Комитету по культуре и искусству Администрации Омской области выдано охранное обязательство N 71 от 01.11.94.
С запросом о наличии полномочий у Комитета по управлению имуществом г. Омска истец обращался в Комитет по управлению имуществом Омской области, и в ответе на этот запрос последний сообщил, что с 15.04.92 Комитет по управлению имуществом г. Омска утратил права территориального агентства Государственного Комитета РФ по управлению госимуществом и такими полномочиями был наделен Комитет по управлению имуществом Омской области.
На основании
полученных сведений истец обратился с заявкой о выкупе нежилого помещения по
ул. Ленина,
Поскольку
вопрос о выкупе спорного помещения истцом был поставлен в
Помимо названных обстоятельств следует отметить, что на момент рассмотрения настоящей кассационной жалобы обжалуемое Департаментом постановление от 05.07.2004 исполнено им в ходе исполнительного производства.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление
от 5 июля
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.