Содержание

Контрольная работа № 1. 3

Контрольная работа № 2. 6

Контрольная работа № 3. 7

Контрольная работа № 4. 9

Контрольная работа № 5. 12

Контрольная работа № 6. 12

Контрольная работа № 7. 19

Контрольная работа № 8. 25

Контрольная работа № 9. 28

Контрольная работа № 10. 37

Список литературы.. 39


Контрольная работа № 1. Эстетические и этическое. Проблема взаимодействия

Задание. Подобрать примеры матафор (по пять примеров на каждый случай) из произведений художественной литературы, составить таблицу, в которой все метафоры будут распределены по трем колонкам- столбцам: эстетические, этические, этико- эстетические  метафоры.

По существу метафора является моделью, выполняющей в языке ту же функцию, что и словообразовательная модель, но только более слож­ную и к тому же действующую "скрыто" и нестандартно [4,с . 123].

Синтезирующий характер метафорических процессов связан с целеполагаюшей деятельностью ее субъекта — "творца метафоры". Эта дея­тельность ориентирована не только на заполнение понятийных лакун и номинацию, но и на прагматический эффект, который метафора вызывает.

Безусловно, метафора — далеко не единственный способ вторичной номинации. Продуктивна и метонимия, равно как и синекдоха. Однако эти тропы более "реалистичны", чем метафора: они оперируют не образно-ассоциативным подобием, а реальной смежностью, соположением обоз­начаемых или их парциальностью.

Свойство механизмов метафоры сопоставлять, а затем и синтезировать сущности, соотносимые с разными логическими порядками, обусловли­вает ее продуктивность как средства создания новых наименований, осо­бенно в сфере обозначения объектов невидимого мира. И в этом важную роль играет наиболее характерный для метафоры параметр - ее антропометричность. Последняя выражается в том, как уже отмечалось выше, что сам выбор того или иного основания для метафоры связан со способностью человека соизмерять все новое для него ( в том числе и реально несоизмеримое) по своему образу и подобию или же по пространственно воспринимаемым объектам, с которыми человек имеет дело в практическом опыте.

Таким образом, особенностью и отличительным признаком метафоры, делающим ее средством создания языковой картины мира, является прин­цип фиктивности, действующий в ней вкупе с антропометричностью, кото­рая столь характерна для осознания человеком себя мерой всех вещей. Именно эти свойства позволяют совмещать в метафоре сущности разных логических порядков и онтологически гетерогенных.

Образная (или уже — образно-художественная) метафора выпол­няет эстетическую функцию как итог свершающегося в ней иррационально­го, но все же умозрительно допустимого совмещения (Зима повисла на суках дубов; Кура ползет атакой газовою; Врасти в землю ногами крови и т.д.). Это совмещение и создает психологическое напряжение у воспри­нимающего метафору, а разгадка ее секрета приводит к эстетическому эф­фекту - наслаждению или отвращению более или менее ярком их осознании). Образная метафора далеко не всегда маркирована стилистически, но она никогда не бывает нейтральной по эмоциональному воздействию, а потому создает тот или иной экспрессивный эффект, но не атомарно, а как функция от целостного контекста. Образная метафора текстуально "беспредельна". И хотя в сфере обозначения пространственно воспринимаемых объектов она может воплощаться в одном слове, но чаще всего а образная метафора — это целостное художественное полотно или эскиз со своей идеей, композицией и красками. Образная метафора — это языко­вой материал, которым "рисует мир" автор произведения (в том числе в обиходно-бытовой речи).

Оценочная метафора, изначально образная, развивается в языке, как и когнитивная метафора, утрачивая образность: она должна избавиться от психологического напряжения, чтобы не отвлекать внимание реципиента на мотивирующий образ, поскольку он чаще всего бывает несущественным для подлинного основания оценки. Выражение квадратный подбородок, например, говорит о его неправильной форме, близкой к квадратной, но все же овальной на самом деле. Поэтому в данной метафоре класс оце­ниваемых объектов сужается как бы квадратными подбородками. Оценка без образа и без экспрессивности - таково конечное содержание оценочной метафоры, приобретающей в процессе функционирования свойства эпифо­ры (в указанном выше смысле этого термина) [1, с. 17].

Оценочно-экспрессивная, или эмотивно окрашенная, метафора обладает наиболее сложным построением. Все, что характерно для архитектоники оценочной метафоры, включается и в оценочно-экспрес­сивную, но при этом модус фиктивности сохраняется в ней во всей своей полноте - как если бы. Внутренняя же форма, обусловливающая оценку и, возможно, эстетическую значимость, не имеет столь явной тенденции к аннигиляции (разве что ее стирает время и обычность образно-ассоциатив­ного комплекса для носителей языка). К указанным модусам присоединя­ется еще и модус эмотивности. Под эмотивностью понимается  "лингвистическое выражение эмоций" с тем существенным добавлением, что "местом" для этого в семантике значения слова является коннотация (а текста — подтекст). Коннотация — это тот макрокомпонент значения, который включает в себя наряду с образно-ассоциативным комплексом, переходящим во внутреннюю форму, эмотивную модальность и стилистическую маркированность

Таблица  1

Эстетические метафоры

Этические метафоры

Этико- эстетические метафоры

1.     пулеметное гнездо

2.     квадратный подбородок

3.     медвежья лапа

4.     лебединая шея

5.     осиная талия

1.     горькие мысли

2.     дикая злоба

3.     синяя борода

4.     старый волк

5.     орлиный глаз

6.     железная воля

7.     глубокая радость

1.     эзопов язык

2.     ахиллесова пята

3.     родиться под счастливой звездой

4.     коса смерти

5.     нести свой крест

6.     море слез

7.     голос  совести




Контрольная работа № 2. Эстетический анализ предмета сервисной деятельности

Задание. Выполнить эстетический анализ предмета   сервисной деятельности по следующему плану:

1.     история создания предмета. Замысел автора

2.     стиль предмета

3.     функционально- практическое предназначение и эстетическая сущность

4.     выразительные и технические средства исполнения

5.     эстетические категории, выраженные в свойствах предмета

6.     эстетическая и практическая ценность для прошлого, настоящего и будущего. Ориентировочная цена  предмета.

7.     личное впечатление от предмета.

В качестве предмета анализа возьмем -  сотовый телефон

1.     сотовые телефоны были созданы в 1998 – 1999 годах в результате  научных исследований и разработок

2.      сотовый телефон имеет современный стиль и  очень удобен в применении и использовании

3.     Функциональное применение – обеспечение   связей между людьми

4.     Средства исполнения –  пластмассовый футляр, с содержанием внутри   элементов  

5.     Свойства предмета: внешняя привлекательность, интересный дизайн, фантазийные формы

6.     эстетическая ценность: обеспечение   удобного средства общения и взаимодействия между людьми

7.     сотовый телефон в настоящее время становится  незаменимым предметом.

Контрольная работа № 3. Категории эстетики

Задание. Найти примеры на соответствие эстетическим категориям: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, патетическое, фантастическое в следующих сферах: природа, человек, сервисная деятельность, искусство.

 Таблица 2

Категория

Природа

Человек

Сервисная деятельность

Искусство

1. Прекрасное

Радуга

Северное сияние


Красивые глаза

Симпатичная внешность


Переносной ноутбук

Прекрасная машина

Красивая  картина

Возвышенная музыка

Пирамиды Хеопса

2. Безобразное

Погибший лес

Ураган

Наводнение

Цунами

Сели

Черная душа

Жестокость

Злость

Сломанный компьютер

Сломанная машина

Подделка

Вандализм

3.Возвышенное

Звезды

Тихая гавань

Добродетель

Любовь

Творчество

Гениальность

Свадьба

Обряды

Собор Василия Блаженного

Храм

4. Низменное

Поедание детенышей

Насилие

Трусость

Зависть

Издевательство

Образ фашизма

5. Трагическое

Высыхание водоема

Загрязнение  Арала

Болезнь

Смерть

Расставание с любимым человеком

Взрыв на Чернобыльской АЭС

Терроризм захват заложников в Беслане

Гамлет

Ромео и Джульета

6. Комическое

Тапир

Мартышка

Юмор

Цирк

Клоунада


Комедия

Шарж

 Пародия

7.Патетическое

Защита своих детенышей

Брачные игры

Страсть

Помощь любимому

Признание

Орошение высыхающей земли, полив


Стихи В. Маяковского

8.Фантастическое

Тунгусский метеорит

Творчество и фантазия

Хиромантия

Предсказывание

Предугадывание

Гадание

Новейшие достижения техники

Клонирование

Сказка

Легенда

Сказание

Обычай



Контрольная работа № 4. Концептуальные основы предмета искусства

Задание. Из предложенных шести ответов выберите два- три наиболее значимые для вас  ответа и подчеркните

Таблица 3

№ п\п

Вопросы

Ответы

Баллы

1

К какой сфере познания мира относится искусство?

А) научная

Б) чувственная

В) художественно- образная

Г) эстетическая

Д) эмпирическая

Е) Рационально- логическая


2

Какие из этих  эстетических категорий – основные

А) возвышенное

Б) прекрасное

В) грациозное

Г) комическое

Д) ужасное

Е) синтетическое


3

Какие из этих видов художественной деятельности – основные?

А) пластическая

Б) конструктивная

В) изобразительная

Г) реалистическая

Д) декоративная

Е)  синтетическая


4

Какие основные элементы социального опыта должны включаться  в содержание предмета «Искусство»

А) опыт знаний

Б) опыт творческой деятельности

В) опыт общения

Г) опыт художественной деятельности

Д) опыт эмоционально- ценностного отношения

Е) жизненный опыт


5

Что означает понятие «художественное  мировоззрение»?

А) совокупность взглядов художника на мир

Б) художественная картина мира

В)  воззрение на реальный мир

Г) система образного  мироощущения

Д)  религиозное сознание

Е) научная точка зрения


6

Что включает в себя понятие  «духовные ценности», рассматриваемые  в контексте художественной культуры?

А) идеалы

Б) мировоззрение

В) нормы

Г) цели

Д) мироощущение

Е) знания


7

Каким образом человек может  приобрести опыт эстетического отношения к миру?

А) путем управлений

Б) ценой   волевых усилий

В)  путем собственных переживаний

Г) путем образования и обучения

Д)  путем подражания

Е) путем чувственного восприятия


8

Каковы основные пути формирования эмоционально-  ценностных, нравственных качеств личности средствами  искусства?

А) художественно- творческая деятельность

Б) духовное общение

В)  востребование собственного жизненного опыта

Г)  эмоционально- чувственные переживания

Д) развитие познавательных  интересов

Е) коммуникативная деятельность


9

Какова функция  искусства в реализации задач художественного  образования?

А) обогащение духовного опыта

Б)  Средство самопознания

В) раскрытие творческого потенциала

Г) развитие интеллекта

Д) развитие органов чувств

Е)  средство нравственного совершенствования


10

Что может включаться в содержание дисциплин художественного цикла?

А) анализ произведений искусства

Б)  освоение терминологии

В) изучение направлений в искусстве

Г)  знакомство с мыслями, чувствами  художников

Д)  искусствоведческие  знания

Е)  изучение технологии творчества



Контрольная работа № 5

Античная эстетика

         Задание. Объяснить смысл  следующих понятий античной эстетики: канон, мера, гармония, пропорция, мимесис, катарсис, энтелехия, калокагатия

КАНОН

Для ряда эпох и направлений в искусстве, где преобладающим был художественный символ, а не образ, видную роль в процессе творчества играла каноническое художественное мышление, нормативизация творчества, канонизация системы изобразительно-выразительных средств и принципов. Отсюда, прежде всего, на уровне имплицитной  эстетики канон стал одной из существенной категории классической эстетики, определяющих целый класс явлений в истории искусства. Обычно он означает систему внутренних творческих правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-то художественном направлении и закрепляющих основные структурные конструктивные закономерности конкретных видов искусства [2, с. 133].

Каноничность в первую очередь присуще древнему и средневековому искусству. В пластике с Древнего Египта утвердился канон пропорций человеческого тела, который был переосмыслен древнегреческой классикой и теоретически закреплен скульптором Поликлетом в трактате «Канон» и практически воплощен в статуе «Дорифор», также получивший название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела стала нормой для античности и с некоторыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. Витрувий применял термин «канон» к совокупности правил архитектурного творчества. Цицерон использовал греческое слово «канон» для обозначения меры стиля ораторской речи.

В изобразительном искусстве восточного и европейского средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический канон. Выработанные в процессе многовековой художественной практики главные композиционные схемы и соответствующие им элементы изображения тех, или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с 9-го века закреплялись в качестве канонических и служили образцами для художников стран восточно-христианского ареала до 7 века. Своим канонам подчинялось и песенно-поэтическое творчество Византии.

В западноевропейской музыке с 12-13 веков под названием «канон» получает развитие особая форма многоголосья. Элементы ее сохранились в музыке до 20-го века.

Проблема канона была поставлена на теоретический уровень в эстетический искусствоведческих исследованиях только в 20-м веке, наиболее продуктивно в работах П.Флоренского, С.Булгакова, А.Лолева, Ю.Лотмана и др. Флоренский и Булгаков рассматривали проблему канона применительно к иконописи и показали что в иконографическом каноне закреплялся многовековой духовно-визуальный опыт человечества (соборный опыт христиан) по проникновению в божественный мир, который максимально высвобождал «творческую энергию художника к новым достижениям, к творческим взлетам».


МЕРА

            Выдающийся среди софистов-мыслителей был Протагор(481-411 г.г.).

Ему принадлежит мысль ,до сих пор вызывающая возражения и споры философов: “ Человек есть мера всех вещей ,существующих как  существующих и несуществующих как несуществующих  ”. В ней  выражен  прямой факт обыкновенной человеческой жизни, пренебрежением которым в истории культуры приводило к трагедиям. То, что человек считает существующим, то для него действительно существует, а то, что он считает несуществующим, то для него и не существует. Человек смотрит на мир не глазами ,данными природой, а “глазами” своего сознания, своей культуры. Протагора интересовал прежде всего человек в его отношении к истине: человек есть мера всех вещей. Истина человека в его самоопределении, в том, что он должен сам должен делать свой выбор, сам определять меру своего поведения. Но у Протагора сказано вообще: Человек- это ,значит, что каждый из людей не только имеет право на самоопределение, но и обязан признавать это же право и за другими людьми [5,с . 144].

В традиционной классической эстетике, восходящей к античности, категория меры занимает одно из важнейших мест. Дружный хор поэтов, философов, ученых воспевает умеренность и "золотую середину" во всём: в трудах, чувствах, искусствах.

Платон и Аристотель связывают понятие меры с человеческой психикой, со способностью человека к восприятию различных ощущений. То, что выше или ниже определенной меры, не ощущается как гармоничное.

ГАРМОНИЯ

В афинском  полисе, считал Платон, чрезмерная демократия привела к тому ,что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса. Как и в разумной душе, в обществе должны быть гармония и соразмерность всех его частей. Только совпадение образа совершенного государства первообраза человека, полагал Платон, может обеспечить гармоничную жизнь общества.

     Понятие гармонии невозможно определить в нескольких словах. Более или менее полно раскрывается оно в системе категорий, составляющих это понятие.

Первый признак гармонии — согласованность, связанность, единство всех элементов, входящих в гармоничную систему. Так, наш мир в целом гармоничен, потому что создан единым Творцом по единому плану. Все вещи мира родственны. Эта мысль звучит в памятниках самых древних культур.

Второй признак гармонии — единство и борьба противоположных начал, контрасты.

Это отражено в мифологии Древней Греции: Гармонией называлась дочь Афродиты и Ареса — богини любви и бога войны.

Художники эпохи Возрождения также признавали одной из основ гармонии полярные противопоставления (контрасты), но эта эпоха понимает третий признак гармонии, а именно категорию меры, не так, как Средневековье.

Третий признак гармонии- мера.

Четвертый признак гармонии — пропорциональность.

Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция.

Пятый признак гармонии — равновесие.

Гармоничная композиция всегда уравновешена, устойчива. Идеальное состояние уравновешенности дает симметрия.

Шестой признак гармонии — ясность, легкость восприятия.

Классическому стилю во всех его проявлениях присуща рациональность и ясность- неотъемлемые признаки гармонии. Всё рациональное ясно, то есть легко воспринимается человеческим разумом и чувствами.

Седьмой признак гармонии — уместность, соответствие, природосообразность.

Природа, как было сказано, это свойство Вселенной в целом. Любая часть природы гармонично сочетается со всеми остальными, составляя систему. Гармоничное произведение искусства — это также система, в которой каждый элемент родствен другим, каждый на своем месте, и если заменить его другим — это нарушит гармонию

ПРОПОРЦИЯ

Гармоничная система всегда составлена из двух или более элементов, между которыми должно быть определенное количественное отношение, или пропорция. Пифагор признает началами всех вещей "числа и заключающиеся в них соразмерности, которые он называет также гармониями"… (Аэций 13,8). Древнеримский теоретик архитектуры писал: Ни один храм не может строиться без учета соразмерности и пропорциональности, без того, чтобы он не имел точного соотношения частей, подобно соотношению частей тела у хорошо сложенного человека.

 Любимой пропорцией в античности и в классическом искусстве последующих веков было "золотое сечение", выражаемое иррациопальным числом "фи", равным 0,618. Говоря описательно, чтобы разделить отрезок С в "золотой пропорции", нужно, чтобы его часть А относилась к части В, как В относится к С. Более грубое приближение к этой пропорции можно получить отношениями 3:5, 5:8, 8:13 [1,с . 18].

В колористической системе размеры цветовых пятен обратно пропорциональны их эффективной яркости. Чем светлее и ярче пятно, тем меньшую площадь оно занимает в гармоничной композиции.

Пропорция, наряду с другими компонентами гармонии, является предметом размышлений средневековых философов.

МИМЕСИС

В понятии мимесиса античность отразила проблему особой формы подражания миру, которая свойственна ремеслам и искусству, создающим вторую наряду с природным миром реальность

КАТАРСИС

В понятии катарсиса заложено учение об очищающей психологической силе искусства, которое путем потрясения добивается от слушателя эффекта сопереживания и эстетического удовлетворения.

Катарсис (от греч. katharsis — очищение) — связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.

Традиционно понятие катарсиса трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» («очищением от аффектов»). Иногда понятие катарсиса квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое («очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии т. д.

В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и  З. Фрейда и достижение ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов.

ЭНТЕЛЕХИЯ

Энтелехия (от греч. entelecheia завершение, осуществленность) - по Аристотелю, форма, которая осуществляется в веществе; активное начало, которое превращает сначала возможность в действительность, а последняя приводит существование возможности к завершению.

Энтелехия как актуальная деятельность называется Аристотелем также и энергией.

Энтелехией тела, которая осуществляется в формировании, изменениях и деятельности тела, является, согласно Аристотелю, душа.

Понятие энтелехии содержится во всех телеологических системах, особенно у Фомы Аквинского и Лейбница. Для Гёте энтелехия есть «момент вечности», который пронизывает тело жизнью.

В современной натурфилософии энтелехией называют действенную мощь, которая не является такой слепой, как физические природные силы, а наполнена смыслом, как человеческие действия. Энтелехия есть нечто реальное, но эта реальность не физическая или психическая, а метафизическая (Конрад Мартиус).

КАЛОКАГАТИЯ

КАЛОКАГАТИЯ (греч. kalokagathia, от kalos — прекрасный и agathos — добрый), в древнегреческой философии гармоничное сочетание внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств как идеал воспитания человека.

 

Контрольная работа № 6

Теория и история эстетики как науки

Вопросы и задания.

1.     Дать определение эстетики как науки

2.     назвать основных представителей эстетики Древнего Востока

3.     назвать  основных представителей эстетики Древней Греции и Рима

4.     назвать  основных представителей эстетики Средневековья

5.     назвать основных представителей  эстетики возрождения

6.     назвать основных представителей эстетики Нового времени

7.     назвать основных представителей эстетики романтизма

8.      назвать основных представителей эстетики 20 -  начала 21 века

9.     Что такое эстетический вкус?

10.                       Что такое эстетически идеал?

ОТВЕТЫ:

1.          Эстетика (от др.греч.  aijsqavnomai -чувствовать; aijsqhtikov" -воспринимаемый чувствами)  наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее  с его духовной Первопричиной, для верующих  с Богом. Термин эстетика употребляется в современной научной литературе и в обиходе и в ином смысле  для обозначения эстетической составляющей культуры и ее эстетических компонентов. В этом смысле говорят об эстетике поведения, той или иной деятельности, спорта, церковного обряда, воинского ритуала, какого-либо объекта и т. п. Главные категории эстетики: эстетическое, прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, искусство [3, с. 190].

Если в других формах общественного сознания рациональное познание действительности, ее упорядоченное и систематизированное отражение являются сопутствующей целью, то в науке критерий рационального осознания мира занимает центральное место, а значит, из обсуждавшейся выше триады Истины, Добра и Красоты здесь в качестве приоритетной ценности выступает взятая сама по себе вне прямой этической или эстетической оценки Истина. Наука  это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука  это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Эстетика - учение о прекрасном, а в более общем понимании - об эстетически важном и его действительности (которую следует понимать не как нечто грубо вещественное, а как «эстетическую видимость»), его законах и нормах (живая форма, чувственная полнота содержания, гармоническое членение, значительное, по крайней мере облагороженное содержание и т.д.), его формах и типах (наряду с прекрасным - возвышенное, грациозное, трагическое, комическое, характерное, идиллическое и т.д.), его отношении к природе и искусству, его происхождении и роли в художественном творчестве и наслаждении.

В зависимости от философских взглядов и методологических установок ученых, занимающихся эстетикой, различают эстетику эмпирическую, психологическую, формальную, нормативную спекулятивную.

2.          Представители эстетики Древнего Востока

-         Зевскид

-         Апеллес

-         Эвфранор

3. Представители эстетики  Древней Греции и Рима:

-         Платон

-         Аристотель

-         Плотин

-         Плутарх Хиронейский

-         Дион Хризостом

-         Лукиан

-         Атеней

-         Анней Сенека

-         Марк Аврелий

-         Диоген Лаэрций

-         Гераклит

-         Демокрит

-         Киренаики

-         Эпикур

3.          Представители эстетики  Средневековья

-         Фичино

-         Пико делла Мирандола

-         Лоренцо Валла

-         Петро Помпонацци

-         Лоренцо Валла

5. Представители эстетики  Возрождения:

-         Зульцер

-         Н. Кузанский

-         Кант

-         Винкельман

-         Клопшток

-         Лессинг

-         Гаманн

-         Гердер

-         Гете

-         Шиллер

6. Представители эстетики  Нового времени

-         Дидро

-         Д’Аламбер

-         Ж. Шаплен

-         П. Корнеля

7. Представители эстетики   романтизма

-         В. Блейк

-         Ф. Гельдерлин

-         Ф. Новалис

-         Дж. Байрон

-         А. Пушкин

-         М. Лермонтов

-         Ф. Тютчев

-         В. Гюго

-         Э.А.Гофман

8. Представители эстетики  19 – 20 века

-         Фишер

-         Соловьев

-         А. Бретон

-         Г. Спенсер

-         И.А. Тэн

-         Б. Кроче

-         А. Бергсон

-         Н. Гартман

-         М. Хайдеггер

-         Т. Липпс

-         З. Фрейд

-         Ч. Моррис

-         О. Бальзак

-         Э Золя

-         В. Иванов

-         А . Белый

-         В. Кандинский

8.     ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС И ИДЕАЛ

Обратимся к проблеме эстетического вкуса и эстетического идеала – двух, на первый взгляд, различных категорий эстетики, но в которых фиксируются такие стороны эстетической жизни общества, одна из которых немыслима в отрыве от другой. Эстетический вкус – это наиболее сознательное проявление эстетической способности личности, выражение эстетического идеала – высшего проявления эстетических возможностей человека. В деятельности вкуса воплощаются наши представления об идеале независимо от того, идет ли речь об эстетически создающей или созерцательной стороне жизни. Но было бы опрометчиво делать заключение о тождестве этих категорий.

Эстетический вкус – индивидуальное достоинство личности. Он принадлежит к числу явлений, в котором запечатлена деятельность современного и предшествующих поколений. Эстетический идеал – достояние современного общества, одна из сторон духовного его облика, его душа [4,с . 134].

Основная форма существования идеала – конкретно-чувственный образ, вырастающий из “живого созерцания”. Образ этот смутен, неопределенен. Идеал есть обобщение увиденного. В процессе воплощения идеалов в материал художникам приходится часто полагаться на интуицию, эстетическое чувство, внутренний голос. А.Н.Толстой писал: “Художник впитывает в себя явление,– сквозь глаза, уши, кожу вливается в него окружающая жизнь и оставляет в нем след, как птица, пробежавшая по песку...” Процесс обобщения человеком увиденных явлений, суммирование их происходит бессознательно.

Эстетический вкус, в отличие от эстетического идеала, относится к достаточно устойчивым образованиям, во многом определяющим собой и действенные и рефлексивные проявления личности. Эстетический вкус определяет целеустремленную и целеполагающую деятельность человека и направляет к достижению оптимальных результатов.

В психологическом ключе эстетический вкус представляет собой особую способность человека. Она включает в себя свойства чувственного сознания и систему оценок и предпочтений, которые отражают ценностные ориентации человека. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные возможности образования вкуса. Эстетический вкус предполагает осознанное отношение ко всем взаимосвязям человека с миром. Эстетический вкус выполняет функцию раскрытия смысла эстетического сознания: обеспечить каждому человеку достижение внутренней гармонии, свести воедино аспекты его существа. При участии эстетического вкуса человек эмоционально-чувственно погружается в жизнь и познает ее. Вкус выполняет посредническую роль между обыденным и теоретическим сознанием, он связывает их и поднимает на новую высшую ступень.

Контрольная работа № 7

Эстетика в сервисных коммуникаций

         Вопросы и задания

1.     перечислить основные сферы применения эстетики на практике

2.      объяснить смысл следующих понятий и терминов: мода, дизайн, стиль, стайлинг, формализм, коммуникация художественная, кич, карнавал, шоу, икэбана, интерьер, имидж, ландшафт, оранжерея

ОТВЕТЫ

1. Многообразие использования понятия «эстетика» за пределами науки — свидетельство его широкой содержательности, длительности исторического пути, в ходе которого возникали разные его ипостаси. При всем различии употребления на обыденном и профессиональном уровнях («эстетика интерьера», «эстетика спектакля») это понятие обозначает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы. На это обратил внимание еще немецкий просветитель А. Баумгартен, когда в середине XVIII в. ввел в оборот само понятие «эстетика» (от греч. aistheticos — чувственный, относящийся к чувственному восприятию).

Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступавших предметом эстетической рефлексии. Активно обсуждалось их строение и внутренняя структура — связь чувственной оболочки с символическим, духовным содержанием, совмещенность в эстетическом явлении осознаваемых и невыразимых с помощью слов качеств и т.д. Свойства произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались через понятие прекрасного, явившееся центральным в эстетической науке. Все прочие эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.п.) обретали свой смысл только через соотнесенность с категорией прекрасного, демонстрируя безбрежные оттенки разных типов чувственного восприятия мира.

2. Мода – совокупность вкусов   и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное обычно недолгое время. С  другой стороны,  это образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). Это также манера поведения и обычай в поведении.

Дизайн – конструирование  вещей, машин, интерьеров, основанное на  принципах сочетания удобства, экономичности и красоты [4, с. 145].

         Стиль -  это совокупность  черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обуславливающие собой единство какого- то направления. Стиль – это  метод, совокупность приемов какой- то работы, деятельности, поведения. Стиль- это совокупность приемов использования языковых средств для  выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

         Стайлинг – направление художественного конструирования: - не затрагивающее конструктивную и функциональную основу промышленных изделий; - использующее линии, формы, тона, цвета для внешнего изменения этих изделий с целью вызвать у потребителя положительную эмоциональную реакцию.

         Формализм – это  соблюдение внешней формы в чем- нибудь в ущерб существу дела. В искусстве и эстетике это общее название направлений,  придающих первенствующее значение форме,  внешнему выражению.

         Художественная коммуникация – это общение путем художественных образов, установление связи через художественное мировоззрение.

         Кич – продукт творчества, претендующий на художественную ценность, но не обладающий ею. Обычно кич характеризуется поверхностностью, сентиментальностью, слащавостью и стремлением к усилению эффекта

Карнавал – народное  празднество  с  шествием , уличным маскарадом.

Шоу -  яркое эстрадное представление, нечто показаное, рассчитанное на шумный внешний эффект.

Икэбана – искусство составления букетов,  распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам икэбаны.

Интерьер – внутренне пространство здания , помещения, а также его устройство, убранство.

Имидж -  моральное кредо.

Ландшафт -  рельеф земной поверхности, общий  вид и характер местности.  Или то же что пейзаж.

Оранжерея – застекленное помещение для выращивания и содержания теплолюбивых растений.

Контрольная работа № 8

Эстетика интерьера

Вопросы  и задания

1.     что такое интерьер

2.      каково значение интерьера в жизни людей

3.     каковы особенности современного интерьера

4.     что включается в декоративное оформление интерьера

5.     из каких элементов  складывается психологический климат интерьера?

6.     каково влияние цвета на психику  человека

7.     необходимо дорисовать, обставить интерьер помещений

а)  17 век- автократичный стиль

б) 19 век- фольклорный стиль

в) 20 век- авангардный стиль

8.     Дано несколько разнообразных по форме ваз для цветов, необходимо дорисовать букет

А) на новый год

Б) не день рождения

В)  к 1 сентября

Г)  на каждый день

9. Создать стиль интерьера комнаты со следующими  элементами:

а) портьеры, занавеси, шторы, жалюзи

б) скатерти, саше, салфетки

в) светильники, торшеры, подсвечники

г)  вазы, керамика, дерево

ОТВЕТЫ

1.     Интерьер (interior с фр.) – архитектурное и художественное оформление внутреннего помещения.

Дизайн (desaign с англ.) – построение, создание внешнего вида изделия, здания, интерьера.   

Интерьер складывается из социальных и этических знаний человека. Первый интерьер возник в каменном веке вместе с человеком.

2. Понятие интерьера включает в себя внутреннее пространство здания или отдельного помещения (зал, фойе, вестибюль и т.д.), а его оформление определяется назначением помещения. Поверхности полов, стен и потолков зачастую играют доминирующую роль в формировании интерьера [5, с. 19].

Понятие интерьера традиционно включает в себя архитектурно-организованное внутреннее пространство здания или отдельного помещения с необходимыми конструктивными и архитектурными деталями, элементами декора и предметами обстановки. Интерьер представляет собой тщательно сконструированную декорацию для повседневного театра жизни, являясь зеркалом эпохи, в котором отражаются характерные для времени идейные течения, философские концепции, политические конфликты, мода и т.д.

Интерьер - это не только раздел архитектуры или специфический вид искусства, не только сфера приложения творческих сил архитекторов, декораторов, художников, но и единая бытовая среда, отражающая устремления и потребности его хозяина.

Дизайн интерьера приобретает все большее значение в жизни современного человека. От того, насколько комфортабельно мы чувствуем себя в своей квартире или офисе, зависят наше настроение и работоспособность.

Приступая к ремонту, обратитесь к специалистам, которые помогут воплощению Ваших самых смелых идей по обустройству помещения или предложат свои оригинальные решения с учетом современных тенденций в архитектуре и дизайне.

В современном море вариантов, выбрать тот, который Вам будет по душе достаточно сложно. Поэтому стоит обратиться к профессионалам и с ними определить, какой интерьер подойдет лучше всего.

3. Особенности интерьера

1.      Индивидуальное видение гармонии (от педантичного порядка до хаоса).

2.      Интерьер может быть активным, пассивным и нейтральным.

3.      Интерьер бывает национален.

4.      Интерьер отличается по половым признакам.

5.      Интерьер отличается возрастными особенностями.

6.      Интерьер отражает финансовые возможности.

7.      Назначение помещения в интерьере (жилое, офисное, производственное, общественное учреждение: учебное, библиотека и т.д.).

4. В декоративное оформление интерьера – это:

-         картины

-          скульптуры

-         фрески

-         икебаны

-         декоративные  статуэтки

-         цветы

-         прочие предметы декора

5. Внешняя среда, окружающая человека на производстве, влияет на организм человека, на его физиологические функции, психику, производительность труда.

Проблемами  приспособления производственной среды к возможностям человеческого организма занимается наука эргономика.

Эргономика – от греческих слов ergon – работа, nomos – закон. Эргономика изучает систему «человек – орудие труда – производственная среда» как единый процесс и ставит своей задачей разработать рекомендации по его оптимизации.

Оптимизация этого процесса предполагает поставить человека в наиболее благоприятные условия при выполнении функциональных задач. Она включает разработку научно обоснованных организационно-технических требований и решений к орудиям и процессам труда, окружающей среде с учетом особенностей человека: физических, психологических и антропометрических.

 Для оценки качества производственной среды используются следующие эргономические показатели:

1.      гигиенические – уровень освещенности, температура, влажность, давление, запыленность, шум, радиация, вибрация и др.;

2.      антропометрические – соответствие изделий антропометри-ческим свойствам человека (размеры, форма). Эта группа показателей должна обеспечить рациональную и удобную позу, правильную осанку, оптимальную хватку руки и т.д., предохранять человека от быстрого утомления;

3.      физиологические – определяют соответствие изделия особенностям функционирования органов чувств человека. Они влияют на объем и скорость рабочих движений человека, объем зрительной, слуховой, тактильной (осязательной), вкусовой и обонятельной информации, поступающей через органы чувств;

4.        психологические - соответствие изделия психологическим особенностям человека. Психологические показатели характеризуют соответствие изделия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека, возможностям восприятия и переработки человеком информации [4, с. 16].

В последнее время все больше внимания уделяется проблемам эстетики сферы труда и перестройки производственной среды на эстетических началах.

Важное значение для улучшения условий труда имеет производ-ственная и техническая эстетика. Производственная эстетика включает планировочную, строительно-оформительскую и технологическую.

 Планировочная эстетика включает структуру, размеры, размещение и взаимосвязь помещений. Она должна разработать кратчайшие пути перемещения людей, транспортных средств, создать условия для внедрения прогрессивной технологии и повышения производительности труда. 

Строительно-оформительская эстетика решает вопросы освещения, окраски стен, потолков, полов и других элементов, озеленения, художественно-эстетической обстановки в помещениях. Технологическая эстетика предусматривает подбор и размещение оборудования, проходов, коммуникационных линий и т.п.

Правильное решение комплекса вопросов производственной эстетики благоприятно воздействует на организм человека, исключает причины травматизма и профессиональных заболеваний, повышает производительность труда и культуру производства.    

6. Оптическая иллюзия – явление, при котором видимые качества предметов не соответствуют действительности.

Гладкокрашеная комната кажется больше и просторней. В ней ярко различают все пропорции. Вертикальные полосы делают комнату выше.    Горизонтальные полосы создают впечатление низкого помещения. Пестрота вызывает ощущение беспорядка, беспокойства и уменьшает комнату. Клетчатый потолок делает помещение ниже и давит, клетчатый пол придает помещению статичность, что хорошо.

Если помещение все в клетку или в полоску это вызывает агрессию, оказывает постоянное раздражающее действие, воздействует на сенсорное восприятие и ведет к расстройству психики, если потолок темнее чем пол, то помещение становится ниже. Если темные стены и светлый потолок, то помещение кажется выше. Протяженные помещения кажутся короче, если стена впереди имеет яркую окраску.

 Контрастные сочетания относятся к элементам, создающим ощущение пространства, так как они кажутся материальными.

Контрасты могут создавать:

-           различные цвета (контрасты в пестром тоне, например, путем использования дополнительных цветов – синий, оранжевый);

-           различные яркости (контрасты светлых и темных участков, например, в экстремальном случае черно-белый контраст).Особенно раздражающими могут быть контрастные цвета на полу (ковры) и на стене, находящейся в поле зрения (в рабочей комнате), так как они могут вызывать мигание глаз и ощущение неуверенности;

- различные насыщенности (контрасты в силе цвета, например, серый - красный). Воздействие цвета сильно зависит от окружающей обстановки. Например, желтый цвет на черном фоне кажется светящимся, а на белом - теряет свою яркость. Образцы цвета лучше всего оценивать на сером фоне. Подобные контрасты в насыщенности цвета очень важны в помещении, так как они позволяют расставлять акценты и выделять центры внимания в помещении. Но их не следует использовать для отделки больших поверхностей.

Принцип оформления – соблюдение пропорций.

Как бы ни были важны контрасты, не безразлично, какие площади занимает цвет в помещении. Так, синяя картина в желтой рамке оказывает совершенно иное воздействие, чем желтая картина в синей рамке. Речь идет о цветовых пропорциях.

 Принципы создания цветовой гармонии

1.      Выбор доминирующего цвета  (для стен, иногда массивных предметов обстановки) можно сделать в соответствии с желаемым (предполагаемым) воздействием пространства.

2.      Цвет стен в первую очередь определяет, какой будет казаться комната: желтой или холодной, возбуждающей или успокаивающей. Стены теплых, глубоких цветов кажутся приближенными, а холодных, светлых – зрительно удаленными.

3.      Цветовую гамму пола следует подбирать в соответствии с  размером комнаты и окружающих цветовых решений пространства. Слишком светлые полы создают ощущение неуверенности, они вполне подходят для санитарного узла. Очень темные полы в больших помещениях могут серьезно повлиять на освещенность. В больших помещениях при отсутствии ярко выраженных акцентов для зрительного уменьшения поверхности можно использовать окантовку, окрашенную другим цветом или более светлым тоном и наоборот, в маленьких помещениях для их зрительного увеличения нужно немного поднять пол, создав на стене полоску. Но при этом нужно соблюдать осторожность, так как пестрые декоративные элементы больших размеров действуют как преграды, на которые наталкиваются.

4.      Цветовое решение потолка зависит от высоты помещения и прочих цветовых элементов в нем. Светлые (например, светло-голубые или зеленовато-голубые) потолки зрительно увеличивают высоту помещения, если цвет стен более темный и теплый. А для очень высоких потолков, разумеется, можно использовать более интенсивные цвета.

5.      Каждый цвет должен встречаться в помещении несколько раз. Благодаря этому увеличивается яркость дополнительных цветов. Суммарно один цвет должен встречаться значительно меньше других цветов. При одинаковых количествах многоцветность действует раздражающе.

6.      Цветовая гармония достигается, если в помещении отказываются, по крайней мере, от одной цветовой гаммы (красная, желтая, синяя). Лучше  использовать не более трех цветов.

7.      Снижение насыщенности цвета должно соответствовать природному восприятию. Восприятие – это не только улучшение видимости, но и ощущение окружающего пространства. Например, согласно нашему естественному восприятию пространства пол должен быть темным, а потолок светлым.

8.      Следует отказываться от большого количества узоров.  

 9. Полярные цветовые пары и их  психологическое воздействие на человека.

Цвета по знакам гороскопа 

Цветовая  пара                                                      Ощущение

                                                                                                                                       . желтый-синий ультрамарин                напряженность, эффект движения,

                                                             активное воздействие, в интерьере

                                                          не должно быть много

оранжевый - зелено-синий                   ритмическая полярность между

                                                                       излучением и замкнутостью

   красный – сине-зеленый                      энергия спокойствия, жизнеутвер-           

                                                                     ждение, импульсивность

пурпурный – цвет зеленых                      ощущение жизнеутверждения

листьев

фиолетовый – лимонно-желтый             тяжесть и легкость

желтый, оранжево-золотистый      разряжает, способствует      контактам

средне-фиолетовый

тепло-коричневый – бирюзово-              создает праздник, теплоту, общи-

голубой                                                       тельность, изобилие, вызывает

                                                                     ощущение блестящего солнеч-

                                                                      ного света

бежево-охристый – разбеленный             впечатление земляного, теплого,

ультрамарин                                                сухого, ощутимого

голубой  темно-коричневый – холодный земляной, статичный, скромный,

                                                                       молчаливый

темно-коричневый скрасна – красно-       активизирующий, жесткий, ста-

вато-голубой                                                бильный

вишневый – холодно-зеленый                  возбуждает, жар, близость опас-

                                                                       ности, громкость

вишневый, красный – разбеленый            укрепляет, создает впечатление

серовато-зеленый                                        мощности, напоминание о крови

                                                                         и эротичный

красновато-фиолетовый – оливковый       возвышает, олицетворяет досто-

                                                                         инство, пышность, представи-

                                                                          тельство и отдаленность

сиреневый – серовато-зеленый, холодный    нежность, слабость, отдален-

                                                                             ность, сдержанность

темно-фиолетовый – желтый                           мистический, беспокойный,

                                                                             претенциозный, ощущение

                                                                              глубины

желто-зеленый – темно-сиреневый              очаровывает, меланхоличный,

                                                                            опьянение, слабость, созда-

                                                                             ется впечатление терпкого

                                                                              запаха

ультрамарин – желто-оранжевый          углубляет, вызывает серьезность,

                                                                        настраивает на философию,

                                                                         кристаллизует

кобальт синий – песочно-золотой                стремление к уюту, обостряет

                                                                          восприимчивость, небесная

                                                                           даль, ясность, тишина

серовато-зеленый – розовый                          абстрагирует, создает впечат-

                                                                           ление воды, льда, гололедицы

                                                                            и холода

зелено-приглушенный – сиреневый              стремление к естественности,

                                                                            прохлада, покой               

темно-зеленый – сиреневый                            уверенность порыва, безо-

                                                                            пасности, надежда

желто-зеленый – сиреневый                            нежность, задушевность,

разбеленный                                                      мягкость, бережность,

                                                                             умиротворение

желтый – светло-фиолетовый                          веселость, способствует

                                                                           общительности, ясности ума

                                                                            порождает скромность,

                                                                           освежает и уводит от проблем

 

Серый и белый, черный в больших помещениях гасят раздражение. Черный помогает сосредоточиться. Серый вызывает усталость, депрессивный цвет, отгорожение от общения, неустроенность, внутренняя замкнутость. Если много синего цвета, то подчеркивается дистанция между людьми. Светло-синий это направляющий и уводящий в пространство цвет. Сине-зеленый – изменчивость, движение. Оттенки красного – стимулирующие раздражители. Оранжевый – теплый, уютный. Желтый – контактный. Чисто-зеленый – требовательный, освежающий. Оливковый – успокаивающий, смягчающий. Желто-зеленый – раскрепощающий. Все тона зеленого успокаивают. Пурпурный -  изысканность.

7. Аристократический   стиль – бордовая гамма цветов интерьера с золотым акцентом. Применяются гобелены, лепнина, зеркала, мебель с овальными формами и бархатной обивкой.

Фольклорный стиль – спокойная бежевая гамма, в отделке текстурная древесина, древесно- стружечные плиты. Мебель – под дерево в тон стен  с кожаной или суконной обивкой.

Авангардный стиль –контрастные цветовые сочетания (например, черно- белые), в поверхностях шкафов применяется  металл. Широко используется обивка мебели под кожу. Если помещение маленькое , то оборудование и мебель – небольшие, тонкие конструкции. Тона  темные в сочетании со светлыми, изысканная мебель.

8. Новогодний букет -  желтые и оранжевые  цветы с   нанесенными  блестками на них. В букете должны быть элементы мишуры.

Букет на день Рождения – алые  или красные розы с листками папоротника, отделка лентой.

Букет к 1 сентября  - разноцветные астры

Букет на каждый день – простые полевые цветы (лесные цветы).

9.а)  Легкая  прозрачная штора с тонкого  тюля с вышитыми цветами  светло- коричневого цвета. Портьеры тяжелые  насыщенно- коричневого цвета

б) Белоснежная скатерть и маленькими желтыми цветочками,  и  вязанными белоснежными салфетками.

В)   комната  с  тяжелыми занавесями, куда проникает лишь 50 % света, на стенах старинные картины, подсвечники   с горящими свечами, станинные часы, Торшеры в форме статуэток и   светильники в виде  голов диких животных

Г) Яркая комната с  яркими цветовыми гаммами. Повсюду комнатные цветы в  простых вазах типа горшков. Много зеленого цвета и насыщенности.  В углу комнаты   раскидистое живое дерево.

Контрольная работа № 9

Эстетика ландшафта

Вопросы и задания

1.     что такое естественный ландшафт

2.     что такое искусственный ландшафт

3.     проанализировать два типа ландшафтов по следующим критериям:

а) естественный ландшафт

-         климатическая зона

-         рельеф

-         морфология

-         почвы

-         гидротермические условия

-         биоценозы

б) искусственный ландшафт

-         архитектурные ансамбли

-         садово- парковая скульптура

-         садово- парковая зона

-          декоративная  живопись

4.     На основании проведенных  исследований обозначит различия между естественным и искусственным ландшафтами по следующим критериям

-         источник возникновения

-         влияние человеческого фактора

-         влияние внешних условий

-         влияние фактора времени

-         воспитательная функция при восприятии

ОТВЕТЫ

1.      Естественный ландшафт -  это рельеф, поверхность земли, созданная природой без вмешательства человека.

2.      Искусственный ландшафт -  рельеф земли, созданный искусственно человеком

3.      Анализ естественного ландшафта  - горы г. Алма- Аты

Климатическая зона -  континентальная

Рельеф – горный

Морфология:  горные бурные реки, густая зеленая растительность, хвойные деревья (ели), скалистые склоны

Почвы: вдоль рек -  плодородные и местами песчаные. В остальном -  гранит и скалы.

Гидротермические условия:  благоприятные

Богатый животный мир, птицы и насекомые.

Анализ искусственного ландшафта на примере  городского ландшафта г. Новосибирска:

-         современный архитектурный стиль

-          в центре города – парк с зелеными насаждениями и  клумбы с цветами, фонтан в центре

-         влияние внешних условий:  отрицательное состояние атмосферы из- за загазованности  работы заводов

-         С течением времени облик  города изменяется. Город становится бизнес – центром,  появляется много офисов и бизнес- центров.

4. Различия межу естественным и искусственным ландшафтом

Таблица

Критерий

Естественный

Искусственный

Источник возникновения

природа

Человек

Влияние человеческого фактора

отсутствует

Присутствует в значительной степени

Влияние  внешних условий

Природные условия влияют

Техногенные условия влияют

Влияние  фактора времени

Медленный темп

Присутствует в очень быстром темпе в соответствии с техническим развитием

Воспитательная функция  при  восприятии

Бережное отношение

Борьба с загрязнениями


Контрольная работа № 10

Эстетики спортивного туризма

Вопросы и задания

1.       в чем специфика спортивного туризма

2.       от каких факторов зависит выбор одежды, обуви и туристического снаряжения

3.       оценить качество туристского костюма по следующим критериям

а) состав ткани, материала

б)  степень плотности фактуры

в) степень облегания тела при носке

4.  создать свой  вариант комплектования туристского рюкзака с учетом следующих критериев:

а)  общий вес  рюкзака (40 кг –  для мужчины, 20 кг – для женщины)

б)  вес отдельных предметов

в)  форма и состав отдельных предметов

г) необходимость и достаточность составляющих комплекта

д) порядок комплектования (распоряжения предметов в рюкзаке)

ОТВЕТЫ

1. Занятие спортивным туризмом  (СТ) сопряжено с обработкой больших объемов текстовой документации. Это географическая и краеведческая литература, путеводители, карты, специальная литература по технике преодоления препятствий. Особое место занимают отчеты о туристских походах, подготовленный самими туристами и мим же активно изучаемые. А так как по своей природе туризм сопряжен с межнациональным общением, становится очевидной роль словарей, это общение облегчающих.

Особенностью спортивного туризма является использование большого объема специальных терминов - топографических, этнографических, медицинских, общетехнических и т.п.

В туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма на маршрутах III-V категории сложности, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе.

Другой тенденцией развития СТ является заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. И как следствие всего этого заметное снижение управляемости в движении. Некоторые могут сказать - ну и хорошо, ведь в основе СТ на 80% заложены самодеятельные основы. Все так, но эти люди забывают, что существуют разнообразные проблемы, связанные с безопасностью проведения мероприятий по СТ. Ведь с каждым годом спортивному туризму покоряются все более сложные и опасные препятствия, расширяется перечень средств передвижения в природной среде. Внедряемая союзом туристов России большая классификационная свобода приводит к появлению и развитию новых подвидов туризма, как внутри уже существующих, так и вне их. Причем, интерес, например, СМИ к некоторым из них, представляющим по существу экстрим-шоу совершенно не адекватен количеству занимающихся. В тоже время массовые виды СТ и их достижения так и не могут выйти на телеэкран. Все сказанные выше моменты нашли свое отражение и в современной нормативной базе СТ - в походной практике это формирование понятий связанных с безвидовой классификацией, а также узаконивание укороченных по длине походов с прохождением ограниченного объема определяющих препятствий любых категорий трудности из разных видов туризма.

2.     Выбор одежды, обуви и туристского снаряжения зависит от  вида спортивного туризма : горный, лыжный, беговой и т.д.

3.     Оценка качества туристского костюма альпиниста:

-         ткань плотная, искусственная

-         плотность фактуры максимальная

-         облегание тела при носке незначительное, костюм свободный и не прилегающий

4. Вариант комплектования  походного рюкзака для женщин:

-         вес рюкзака  - 25 кг

-         вес палатки и спального мешка – 6 кг

-         отдельные предметы: палатка и рюкзак,  продукты питания : пища легкая, содержащая  много витамин и питательных веществ

-         Главные  предметы – средства первой помощи, пища, теплая одежда

-         Порядок комплектования:  палатка и  спальный мешок, аптечка,  предметы гигиены, продукты питания, питье.


Список литературы

1.     Борев Ю. Б. Эстетика. В 2 –х т. – Смоленск, 1997

2.     Верб М.А. Эстетические  потребности и духовное развитие личности – М, 1981

3.     Малинская Л.Л., Моисеечева Л. Е. Эсетическая  культура в быту. – Уфа: прогресс, 1998

4.     Чекалов А.К. Эстетическая культура. Искусство в быту – М. : просвещение, 1981

5.     Яковлев Е.Г. Эстетика. – М.: Гардарика, 2000