Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра Банковских технологий
Отчет по лабораторной работе по дисциплине
«БАНКОВСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ»
Исполнитель:
Факультет: Финансы и кредит
Специализация: Банковское дело
6 курс, группа
№ зачетной книжки
Вариант № 8.
к.э.н. доцент Рудакова Ольга Степановна
Москва – 2009
Задание 1.
Клиенты подходят к банкомату каждые (8±8) мин. и выстраиваются в очередь, чтобы провести операцию. Время, за которое обслуживается один клиент, распределено равномерно в диапазоне (8±5) мин. Требуется определить время, за которое будет обслужен один клиент с учетом ожидания в очереди. Испытания провести для 300 клиентов.
Листинг программы для задания 1 приведен на рис.1. Результаты моделирования — на рис. 2 и рис. 3. На рис. 2 представлено состояние окна устройств при времени обслуживания (8±5) мин. Банкомат занят около 98% времени, в конце процесса моделирования устройство занято — им владеет транзакт 301, т.е. к банкомату стоит очередь из 13 человек.
20 GENERATE 8,8 ; ПРИХОД КЛИЕНТА
30 QUEUE ATM ; ВСТАТЬ В ОЧЕРЕДЬ
40 SEIZE ATM ; ЗАНЯТЬ УСТРОЙСТВО
50 DEPART ATM ; ПОКИНУТЬ ОЧЕРЕДЬ
60 ADVANCE 8,5 ; РАБОТАЕТ БАНКОМАТ
70 RELEASE ATM ; БАНКОМАТ ОСВОБОДИЛСЯ
80 TERMINATE 1 ; КЛИЕНТ УШЕЛ
Рис. 1 Листинг программы
Средняя очередь за моделируемый промежуток времени равна 12. Из дополнительного микроокна видно, что в пиковые нагрузки максимальная длина очереди составляла 18 человек. Среднее время ожидания клиента в очереди составило 50 мин. Можно сделать вывод, что при таком подключении банкомата, все полученные характеристики являются неприемлемым. На рис.3 представлено состояние окна устройств при времени обслуживания (6±4) мин. В этом случае банкомат занят около 74% времени, средняя длина очереди составляет 4 чел. В конце процесса моделирования имеются 5 клиента, ожидающих обслуживания (устройством владеет 301 транзакт и длина текущей очереди составляет 5 чел.). Среднее время ожидания клиента в очереди составило 8 минута, максимальная длина очереди — 10 чел., что меньше, чем в предыдущем процессе моделирования. Также меньше и среднее время ожидания в очереди. Следовательно, банкомат, работающий при времени обслуживания (8±5) мин., оказывается неприемлемым, хотя в среднем он может обслужить всех клиентов. Соответственно банкомат при времени обслуживания (6±4) мин., является наилучшим вариантом и более приемлемым.
─────────────────────────────────FACILITIES─────────────────────────────────────
ATM
┌──┐
│░░│
│░░│
│░░│
│░░│ ┌────────┐
│░░│ │ave time│
│░░│ │ 50 │
│░░│ └────────┘
│░░│ ▄▄ ┌────────┐
│░░│ ██ │ current│
│░░│ ██ │ 13 │
┌───┴──┴───────────┐ └────────┘
│ Ut:0.981 Q:12 │ ┌────────┐
│ Avail: █ Busy: █ │ │ max q │
│ Av.Time: 8 │ │ 18 │
│ Owner: 301 │ └────────┘
────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис. 2. Состояние окна устройств
при времени обслуживания (8±5) мин.
─────────────────────────────────FACILITIES─────────────────────────────────────
ATM
┌──┐
│ │
│ │
│░░│
│░░│ ┌────────┐
│░░│ │ave time│
│░░│ │ 8 │
│░░│ └────────┘
│░░│ ┌────────┐
│░░│ │ current│
│░░│ ▄▄ │ 5 │
┌───┴──┴───────────┐ └────────┘
│ Ut:0.744 Q: 4 │ ┌────────┐
│ Avail: █ Busy: █ │ │ max q │
│ Av.Time: 6 │ │ 8 │
│ Owner: 301 │ └────────┘
────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис. 3. Состояние окна устройств
при времени обслуживания (6±4) мин.
Задание 2.
Смоделируйте работу центра авторизации. Первоначально в центре работают два оператора (используются две линии связи). Звонки, которые приходят извне, поступают каждые (120 ± 60) с. Если линия занята, то после того как проходит (300 ± 60) с номер набирается повторно. Требуется определить временя, которое требуется каждому абоненту, чтобы выполнить авторизацию. Испытания проводить для 200 запросов.. Продолжительность операции (180± 60) мин.
Листинг программы для задания 2 приведен на рис. 4. Результаты моделирования — на рис.5—12. На рис.5 и 6 представлены состояние окна памяти и окна таблиц при использовании двух телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 77% времени.
200 SETS STORAGE
210 TRANSIT TABLE M1,100,100,20
220 GENERATE 120,60
230 AGAIN GATE SNF SETS, OCCUPIED
240 ENTER SETS
250 ADVANCE 300,60
260 LEAVE SETS
270 TABULATE TRANSIT
280 TERMINATE 1
290 OCCUPIED ADVANCE 180,60
300 TRANSFER ,AGAIN
310********************************************************************
Рис.4 Листинг программы
─────────────────────────────────STORAGES───────────────────────────────────────
SETS
2
┌──┬──┐
│ │░░│
│ │░░│
│░░│░░│
│░░│░░│
│░░│──│
│░░│░░│
│░░│░░│
│░░│░░│
│░░│░░│
│░░│░░│
┌───┴──┴──┴────────┐
│ Ut:0.766 Q: 0 │ ┌────────┐
│ Available: █ │ │call tim│
│ Part Used: 0.500 │ │ 182 │
│ Content: 1 │ └────────┘
────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.5 . Состояние окна памяти
при использовании 2 телефонных линий
─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────
TRANSIT
Mean: 599.02
S.D.: 655.24
104
┬
│
│
│
│ ██
├ ██
│ ██ ██
│ ██ ██
│ ██ ██ ██
│ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██ ┌────────┐
┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│
│ 100 300 500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 ││ 182 │
│ 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 │└────────┘
└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.6 . Состояние окна таблиц
при использовании 2 телефонных линий
По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали обе линии связи. В момент окончания эксперимента использовалась только одна линия (горизонтальная черта находится посредине, однако весь столбик заштрихован). Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 599 с, среднее время разговора составило 182 с. Анализируя гистограмму, можно сделать вывод о том, что часть звонков была обслужена в течение 2000 с.
SETS
3
┌──┬──┐
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│░░│░░│
│░░│──│
│░░│░░│
│░░│░░│
│░░│░░│
┌───┴──┴──┴────────┐
│ Ut:0.479 Q: 0 │ ┌────────┐
│ Available: █ │ │call tim│
│ Part Used: 0.333 │ │ 170 │
│ Content: 1 │ └────────┘
────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.7 . Состояние окна памяти
при использовании 3 телефонных линий
─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────
TRANSIT
Mean: 171.41
S.D.: 35.10
236
┬
│
│
│
│ ██
├ ██
│ ██
│ ██
│ ██ ██
│ ██ ██ ┌────────┐
┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│
│ 100 300 500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 ││ 170 │
│ 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 │└────────┘
└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.8 . Состояние окна таблиц
при использовании 3 телефонных линий
На рис.7 и 8 представлены состояние окна памяти и окна таблиц при использовании 3 телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 48% времени. По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали несколько линий связи. В момент окончания эксперимента использовалась одна линия (горизонтальная черта находится на уровне 1/3 высоты столбика, однако не весь столбик заштрихован, следовательно, некоторые каналы не использовались, т.е. они являются избыточными). Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 171 с, среднее время разговора составило 170 с. Все звонки были обслужены в течение 300 с.
─────────────────────────────────STORAGES───────────────────────────────────────
SETS
4
┌──┬──┐
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│░░│░░│
│░░│──│
│░░│░░│
│░░│░░│
┌───┴──┴──┴────────┐
│ Ut:0.393 Q: 0 │ ┌────────┐
│ Available: █ │ │call tim│
│ Part Used: 0.250 │ │ 181 │
│ Content: 1 │ └────────┘
────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.9 . Состояние окна памяти
при использовании 4 телефонных линий
─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────
TRANSIT
Mean: 182.00
S.D.: 35.08
200
┬
│
│
│
│ ██
├ ██
│ ██ ██
│ ██ ██
│ ██ ██
│ ██ ██ ┌────────┐
┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│
│ 100 300 500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 ││ 181 │
│ 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 │└────────┘
└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.10 . Состояние окна таблиц
при использовании 4 телефонных линий
На рис.9 и 10 представлены состояния окна памяти и окна таблиц при использовании 4 телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 39% времени. По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали все линии связи. В момент окончания эксперимента использовалась одна линия (горизонтальная черта находится на уровне 1/4 высоты столбика, весь столбик заштрихован, следовательно, в пиковые нагрузки использовались все линии, избыточных линий нет). Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 182 с, среднее время разговора — 181 с. Все звонки были обслужены в течение 300 с. Фактически не было абонентов, которым приходилось повторно набирать номер.
─────────────────────────────────STORAGES───────────────────────────────────────
SETS
5
┌──┬──┐
│ │ │
│ │ │
│ │ │
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│ │░░│
│░░│──│
│░░│░░│
│░░│░░│
┌───┴──┴──┴────────┐
│ Ut:0.297 Q: 0 │ ┌────────┐
│ Available: █ │ │call tim│
│ Part Used: 0.200 │ │ 177 │
│ Content: 1 │ └────────┘
────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.11 . Состояние окна памяти
при использовании 5 телефонных линий
─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────
TRANSIT
Mean: 177.90
S.D.: 32.99
234
┬
│
│
│
│ ██
├ ██
│ ██
│ ██ ██
│ ██ ██
│ ██ ██ ┌────────┐
┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│
│ 100 300 500 700 900 1100 1300 1500 1700 1900 ││ 177 │
│ 200 400 600 800 1000 1200 1400 1600 1800 │└────────┘
└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────
>
CONTINUE STEP
Simulation Complete
Рис.12 . Состояние окна таблиц
при использовании 5 телефонных линий
На рис.11 и 12 представлены состояния окна памяти и окна таблиц при использовании 5 телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 29% времени. По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали несколько линий связи. В момент окончания эксперимента использовалась одна линия (горизонтальная черта находится на уровне 1/5), весь столбик заштрихован; следовательно несколько каналов не использовались, они являются избыточными. Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 178 с, среднее время разговора — 177 с. Все звонки были обслужены в течение 300 с. Фактически не было абонентов, которым приходилось повторно набирать номер.