Министерство образования и науки Российской Федерации

 Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт



 

 

Кафедра Банковских технологий


Отчет по лабораторной работе по дисциплине

«БАНКОВСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ»





                                                                                        



Исполнитель:

                                                  

Факультет: Финансы и кредит 

Специализация: Банковское дело 

6 курс,  группа

№ зачетной книжки

Вариант № 8.

 

к.э.н. доцент Рудакова Ольга Степановна







Москва – 2009

Задание 1.

Клиенты подходят к банкомату каждые (8±8) мин. и выстраиваются в очередь, чтобы провести операцию. Время, за которое обслуживается один клиент, распределено равномерно в диапазоне (8±5) мин. Требуется определить время, за которое будет обслужен один клиент с учетом ожидания в очереди. Испытания провести для 300 клиентов.

Листинг программы для задания 1 приведен на рис.1. Результаты моделирования — на рис. 2 и рис. 3. На рис. 2 представлено состояние окна устройств при времени обслуживания (8±5) мин. Банкомат занят около 98% времени, в конце процесса моделирования устройство занято — им владеет транзакт 301, т.е. к банкомату стоит очередь из 13 человек.


20      GENERATE                      8,8             ; ПРИХОД КЛИЕНТА

30      QUEUE                             ATM            ; ВСТАТЬ В ОЧЕРЕДЬ

40      SEIZE                                ATM           ; ЗАНЯТЬ УСТРОЙСТВО

50     DEPART                   ATM        ; ПОКИНУТЬ ОЧЕРЕДЬ

60     ADVANCE                 8,5          ; РАБОТАЕТ БАНКОМАТ

70     RELEASE                    ATM      ; БАНКОМАТ ОСВОБОДИЛСЯ

80     TERMINATE                1            ; КЛИЕНТ УШЕЛ

 

Рис. 1 Листинг программы


Средняя очередь за моделируемый промежуток времени равна 12. Из дополнительного микроокна видно, что в пиковые нагрузки максимальная длина очереди составляла 18 человек. Среднее время ожидания клиента в очереди составило 50 мин. Можно сделать вывод, что при таком подключении банкомата, все полученные характеристики являются неприемлемым. На рис.3 представлено состояние окна устройств при времени обслуживания (6±4) мин. В этом случае банкомат занят около 74% времени, средняя длина очереди составляет 4 чел. В конце процесса моделирования имеются 5 клиента, ожидающих обслуживания (устройством владеет 301 транзакт и длина текущей очереди составляет 5 чел.). Среднее время ожидания клиента в очереди составило 8 минута, максимальная длина очереди — 10 чел., что меньше, чем в предыдущем процессе моделирования. Также меньше и среднее время ожидания в очереди. Следовательно, банкомат, работающий при времени обслуживания (8±5) мин., оказывается неприемлемым, хотя в среднем он может обслужить всех клиентов. Соответственно банкомат при времени обслуживания (6±4) мин., является наилучшим вариантом и более приемлемым.


─────────────────────────────────FACILITIES─────────────────────────────────────



                          ATM


                        ┌──┐

                        │░░│

                        │░░│

                        │░░│

                        │░░│                                         ┌────────┐

                        │░░│                                         │ave time│

                        │░░│                                         │     50 │

                        │░░│                                         └────────┘

                        │░░│      ▄▄                                 ┌────────┐

                        │░░│      ██                                 │ current│

                        │░░│      ██                                 │     13 │

                    ┌───┴──┴───────────┐                             └────────┘

                    │ Ut:0.981  Q:12   │                             ┌────────┐

                    │ Avail: █ Busy: █ │                             │ max q  │

                    │ Av.Time:     8   │                             │     18 │

                    │  Owner:    301   │                             └────────┘

────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис. 2. Состояние окна устройств

при времени обслуживания (8±5) мин.


─────────────────────────────────FACILITIES─────────────────────────────────────



                          ATM


                        ┌──┐

                        │  │

                        │  │

                        │░░│

                        │░░│                                         ┌────────┐

                        │░░│                                         │ave time│

                        │░░│                                         │      8 │

                        │░░│                                         └────────┘

                        │░░│                                         ┌────────┐

                        │░░│                                         │ current│

                        │░░│      ▄▄                                 │      5 │

                    ┌───┴──┴───────────┐                             └────────┘

                    │ Ut:0.744  Q: 4   │                             ┌────────┐

                    │ Avail: █ Busy: █ │                             │ max q  │

                    │ Av.Time:     6   │                             │      8 │

                    │  Owner:    301   │                             └────────┘

────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис. 3. Состояние окна устройств

при времени обслуживания (6±4) мин.

Задание 2.

  Смоделируйте работу центра авторизации. Первоначально в центре работают два оператора (используются две линии связи). Звонки, которые приходят извне, поступают каждые (120 ± 60) с. Если линия занята, то после того как проходит (300 ± 60) с номер набирается повторно. Требуется определить временя, которое требуется каждому абоненту, чтобы выполнить авторизацию. Испытания проводить для  200 запросов.. Продолжительность операции (180± 60) мин.


Листинг программы для задания 2 приведен на рис. 4. Результаты моделирования — на рис.5—12.  На рис.5 и 6 представлены состояние окна памяти и окна таблиц при использовании двух телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 77% времени.


200 SETS                                                STORAGE

210 TRANSIT                                        TABLE                             M1,100,100,20

220                                                          GENERATE                   120,60

230 AGAIN                                           GATE SNF                     SETS, OCCUPIED

240                                                          ENTER                            SETS

250                                                           ADVANCE                    300,60

260                                                          LEAVE                           SETS

270                                                          TABULATE                  TRANSIT

280                                                          TERMINATE                1

290 OCCUPIED                                   ADVANCE                    180,60

300                                                          TRANSFER                   ,AGAIN

310********************************************************************

Рис.4 Листинг программы


















─────────────────────────────────STORAGES───────────────────────────────────────



                          SETS

                            2

                        ┌──┬──┐

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│──│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                    ┌───┴──┴──┴────────┐

                    │ Ut:0.766  Q: 0   │                             ┌────────┐

                    │ Available: █     │                             │call tim│

                    │ Part Used: 0.500 │                             │    182 │

                    │ Content:      1  │                             └────────┘

────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete

Рис.5 . Состояние окна памяти

при использовании 2 телефонных линий

 

 

─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────



                             TRANSIT

 Mean:  599.02

 S.D.:  655.24


    104

     ┬

     │

     │

     │

     │     ██

     ├     ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██    ██

     │     ██ ██    ██ ██ ▄▄ ██ ██    ██ ██    ██ ██ ██ ██ ▄▄ ▄▄ ██  ┌────────┐

┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│

│        100   300   500   700   900  1100  1300  1500  1700  1900  ││    182 │

│           200   400   600   800  1000  1200  1400  1600  1800     │└────────┘

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис.6 . Состояние окна таблиц

при использовании 2 телефонных линий

По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали обе линии связи. В момент окончания эксперимента использовалась только одна линия (горизонтальная черта находится посредине, однако весь столбик заштрихован). Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 599 с, среднее время разговора составило 182 с. Анализируя гистограмму, можно сделать вывод о том, что часть звонков была обслужена в течение 2000 с.


                          SETS

                            3

                        ┌──┬──┐

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│──│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                    ┌───┴──┴──┴────────┐

                    │ Ut:0.479  Q: 0   │                             ┌────────┐

                    │ Available: █     │                             │call tim│

                    │ Part Used: 0.333 │                             │    170 │

                    │ Content:      1  │                             └────────┘

────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис.7 . Состояние окна памяти

при использовании 3 телефонных линий

 

─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────



                             TRANSIT

 Mean:  171.41

 S.D.:   35.10


    236

     ┬

     │

     │

     │

     │     ██

     ├     ██

     │     ██

     │     ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██                                                     ┌────────┐

┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│

│        100   300   500   700   900  1100  1300  1500  1700  1900  ││    170 │

│           200   400   600   800  1000  1200  1400  1600  1800     │└────────┘

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис.8 . Состояние окна таблиц

при использовании 3 телефонных линий


На рис.7 и 8 представлены состояние окна памяти и окна таблиц при использовании 3 телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 48% времени. По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали несколько линий связи. В момент окончания эксперимента использовалась одна линия (горизонтальная черта находится на уровне 1/3 высоты столбика, однако не весь столбик заштрихован, следовательно, некоторые каналы не использовались, т.е. они являются избыточными). Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 171 с, среднее время разговора составило 170 с. Все звонки были обслужены в течение 300 с.


─────────────────────────────────STORAGES───────────────────────────────────────



                          SETS

                            4

                        ┌──┬──┐

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │░░│░░│

                        │░░│──│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                    ┌───┴──┴──┴────────┐

                    │ Ut:0.393  Q: 0   │                             ┌────────┐

                    │ Available: █     │                             │call tim│

                    │ Part Used: 0.250 │                             │    181 │

                    │ Content:      1  │                             └────────┘

────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис.9 . Состояние окна памяти

при использовании 4 телефонных линий








─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────



                             TRANSIT

 Mean:  182.00

 S.D.:   35.08


    200

     ┬

     │

     │

     │

     │     ██

     ├     ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██                                                     ┌────────┐

┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│

│        100   300   500   700   900  1100  1300  1500  1700  1900  ││    181 │

│           200   400   600   800  1000  1200  1400  1600  1800     │└────────┘

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис.10 . Состояние окна таблиц

при использовании 4 телефонных линий


На рис.9 и 10 представлены состояния окна памяти и окна таблиц при использовании 4 телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 39% времени. По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали все линии связи. В момент окончания эксперимента использовалась одна линия (горизонтальная черта находится на уровне 1/4 высоты столбика, весь столбик заштрихован, следовательно, в пиковые нагрузки использовались все линии, избыточных линий нет). Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 182 с, среднее время разговора — 181 с. Все звонки были обслужены в течение 300 с. Фактически не было абонентов, которым приходилось повторно набирать номер.


─────────────────────────────────STORAGES───────────────────────────────────────



                          SETS

                            5

                        ┌──┬──┐

                        │  │  │

                        │  │  │

                        │  │  │

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │  │░░│

                        │░░│──│

                        │░░│░░│

                        │░░│░░│

                    ┌───┴──┴──┴────────┐

                    │ Ut:0.297  Q: 0   │                             ┌────────┐

                    │ Available: █     │                             │call tim│

                    │ Part Used: 0.200 │                             │    177 │

                    │ Content:      1  │                             └────────┘

────────────────────┴──────────────────┴────────────────────────────────────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete


Рис.11 . Состояние окна памяти

при использовании 5 телефонных линий




─────────────────────────────────TABLES─────────────────────────────────────────



                             TRANSIT

 Mean:  177.90

 S.D.:   32.99


    234

     ┬

     │

     │

     │

     │     ██

     ├     ██

     │     ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██

     │     ██ ██                                                     ┌────────┐

┌────┴────┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬──┬───┐│call tim│

│        100   300   500   700   900  1100  1300  1500  1700  1900  ││    177 │

│           200   400   600   800  1000  1200  1400  1600  1800     │└────────┘

└───────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────

> 

     CONTINUE     STEP

                          Simulation Complete

Рис.12 . Состояние окна таблиц

при использовании 5 телефонных линий


На рис.11 и 12 представлены состояния окна памяти и окна таблиц при использовании 5 телефонных линий. Левый столбик в окне памяти показывает общее использование объекта «память». Отметим, что телефонные линии заняты около 29% времени. По низкой и высокой отметкам занятости памяти в правом столбике можно сделать следующий вывод: в разные моменты времени работали несколько линий связи. В момент окончания эксперимента использовалась одна линия (горизонтальная черта находится на уровне 1/5), весь столбик заштрихован; следовательно несколько каналов не использовались, они являются избыточными.  Из окна таблиц следует, что среднее время, включая повторные звонки, составило 178 с, среднее время разговора — 177 с. Все звонки были обслужены в течение 300 с. Фактически не было абонентов, которым приходилось повторно набирать номер.